Лауреаты, занявшие первые места в номинациях, будут награждены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Совета Федерации России Валентиной Матвиенко в рамках пленарного заседания Рождественских Парламентских встреч, которое состоится 29-го января 2016 года в верхней палате Российского Парламента. Далее митрополит Меркурий и президент Российской академии образования Людмила Вербицкая вручили награды победителям X ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». В этом году лауреатом, занявшим первое место, стала Минькова Римма Андреевна, учитель английского языка НОУ «Ярославская губернская гимназии имени святителя Игнатия Брянчанинова» (г. Ярославль) за «Англо-русский и русско-английский словарь христианской лексики» (с приложениями учебного пособия «Жития некоторых святых», «Православные праздники и посты») (Лучший издательский проект года). Кроме Патриаршей грамоты и Грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации она была удостоена специального приза Совета Федерации, который вручил ей член Совета по государственной культурной политике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заслуженный юрист России Валерий Наринян. В этом году награды получили 11 педагогов и три авторских коллектива. В завершение официальной части церемонии член Оргкомитета Чтений, председатель редакционной коллегии Чтений, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент зачитал итоговый документ XXIV Международных Рождественских чтений. После этого митрополит Меркурий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — председателя форума — объявил XXIV Международные Рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность» закрытыми. Торжественная церемония завершилась концертом-мистерией на темы русской духовной музыки и шедевров изобразительного искусства из собрания Патриаршего музея церковного искусства, Государственной Третьяковской галереи и Музея русской иконы. Концерт в исполнении Московского Синодального хора (художественный руководитель и дирижер хора Алексей Пузаков; художественное слово — Оксана Шелест) включал десять разнохарактерных музыкальных эпизодов, связанных электронно-музыкальными средствами в единую композицию.

http://patriarchia.ru/db/text/4360042.ht...

– Почему же тогда со стороны Московского Патриархата высказывались критические замечания по поводу процесса подготовки Всеправославного Собора? – Активно участвуя в предсоборном процессе, Русская Православная Церковь неоднократно выступала с предложениями по совершенствованию механизма подготовки Собора. Так, например, Архиерейский Собор 2013 года высказался за широкое обсуждение готовящихся постановлений Собора с тем, чтобы максимально полно учитывать критические настроения духовенства и верующего народа в предсоборной подготовке. Он также призвал к предварительному согласованию всеми Поместными Православными Церквами принципов формирования Всеправославного Собора, протокола его богослужений и заседаний и проектов основных соборных документов. Предложения по изменению методологии подготовки Собора высказывались в собеседованиях с Собратьями-Предстоятелями Святейшим Патриархом Кириллом. Обращалось внимание также на недостатки организации и проведения Всеправославных предсоборных совещаний и Межправославных подготовительных комиссий. Предсоборные совещания были непростыми. Не всегда делегация Русской Православной Церкви могла добиться, чтобы ее голос был услышан, нередко предлагавшиеся нами поправки отклонялись. Мы, конечно, двигались вперед, но, наверное, не с той скоростью, с какой это было необходимо для успешной подготовки Собора. Тем не менее, несмотря на трудный процесс подготовки, до самого последнего момента мы находились с нашими братьями из Константинопольского Патриархата в тесном конструктивном взаимодействии в рамках подготовки Святого и Великого Собора. – Позиция Русской Православной Церкви выглядит двойственной. С одной стороны, ею приняты все документы Собора, а с другой, она присоединяется к группе Церквей, отказывающихся от участия в нем. Как Вы могли бы прокомментировать занимаемую Вашей Церковью позицию? – Русская Православная Церковь многое сделала для успеха проведения Собора – ее Архиерейский Собор в феврале 2016 года проголосовал за все проекты документов, в целом их одобрив, а Священный Синод принял решение о направлении делегации.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Члены Священного Синода постановили включить имя мирянки Надежды Васильевны Семеновой в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, память святой совершать в день ее кончины — 25 апреля/8 мая. Честные останки святой Надежды, исповедницы, в случае их обретения, постановлено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание, а также писать новопрославленной святой икону для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. Имя святой Надежды, исповедницы, решено внести в поименный список Собора всех святых, в земле Московской просиявших. Участники заседания Священного Синода также заслушали рапорт епископа Панкратия относительно ходатайства митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы о канонизации в лике местночтимых святых братии Синозерского монастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия (журнал 22). Согласно пункту ф статьи 25 главы V Устава Русской Православной Церкви, «в обязанности Священного Синода входит канонизация местночтимых святых». В соответствии с определением Священного Синода от 15 июля 2016 года ( журнал 66 ), «правом ходатайствовать о прославлении подвижника благочестия к местному почитанию обладают: в митрополиях — архиерейские советы митрополий». Архиерейский совет Вологодской митрополии обратился с ходатайством к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу о канонизации в лике местночтимых святых братии Синозерского монастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия. Иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем и послушник Василий были насельниками Синозерского монастыря, основанного преподобномучеником Евфросином Синозерским в 1594 году на берегу Синичьего озера в западной части Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Троице-Благовещенская Евфросино-Синоезерская пустынь — мужской монастырь Череповецкой епархии). В 1612 году множество людей спасалось от польского разбоя в пустыни преподобномученика Евфросина. 19 марта преподобный Евфросин предсказал, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать, но сам старец не уходил, поскольку, как он говорил, «Христа ради пришел умереть в святое место это». Решившие последовать примеру своего аввы и до конца оставшиеся верными Богу и Его Святому промышлению другие насельники обители, среди которых были иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем, послушник Василий, разделили с преподобномучеником Евфросином его участь и были мученически убиты 20 марта 1612 года. Преподобномученик Ефросин был прославлен во святых в 1912 году. Его ученики, разделившие с ним мученический подвиг, почитаются наравне с ним в Вологодской епархии. Места погребения иеромонахов Сергия и Аврамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия неизвестны.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

«Я видел многие строительства храмов, сам много строил, но такой темп, который взят здесь, нигде не имел место быть. Качество, которое здесь есть — это образец. Надо учесть, что храм не вновь строится, а воссоздается, это гораздо сложнее. И еще очень важный момент соработничества. Всегда говорю, что Минтимер Шарипович делает то, что никто никогда не смог бы сделать. Это соработничество — еще одно свидетельство, что люди, стоящие у власти, общественные и государственные деятели и представители институтов, ответственных за духовное состояние народа, православных, мусульман, все вместе. Вот это очень важно. Разделение всегда несет потери», — подчеркнул, в свою очередь, митрополит Феофан. Протоиерей Леонид отметил, что в мире, к сожалению, происходит массовое отпадение от веры, храмы разрушают или продают здания. «А у нас и христианская, и мусульманская общины понимают ответственность и необходимость воссоздания порушенных святынь. У нас идет обратный процесс — к Всевышнему, к тому, чтобы знать нашу историю, чтобы наша молодежь приходила в эти храмы, и чтобы народ жил. Это огромный труд, который взяли на себя Минтимер Шарипович, Рустам Нургалиевич, владыка Феофан. Здесь я испытываю чувство, которое испытал на возведении Храма Христа Спасителя — то была действительно всенародная стройка, общий порыв. Сейчас здесь, в Татарстане, происходит повторение этого удивительного феномена, который как раз доказывает, что наша страна сильна единством», — отметил священнослужитель. Исторический собор на месте явления Казанской иконы Божией Матери воссоздается по Указу Президента РТ Р.Н. Минниханова от 4 ноября 2015 года. 21 июля 2016 года состоялась церемония закладки камня в основание собора, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Проект осуществляется при содействии республиканского Фонда «Возрождение», который координирует и контролирует деятельность ведомств и организаций, выполняющих строительные, реставрационные и археологический работы на воссоздаваемом церковном объекте.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В ходе встречи Патриарх Кирилл и Государственный секретарь Святого Престола кардинал П. Паролин также обсудили ситуацию на Украине. По словам Патриарха, Церковь должна стать фактором примирения, а не вовлекаться в конфликт: «Церковь не может играть никакой роли, кроме миротворческой, когда люди находятся в конфликте друг с другом». Патриарх подчеркнул, что это принципиальная позиция Церкви, которая осуществляется Украинской Православной Церковью Московского патриархата в современной Украине. «Очень многие люди с огромной признательностью относятся именно к миротворческой позиции Церкви. Мы с удовлетворением отмечаем близость позиций наших Церквей по вопросу о роли Церкви в конфликте на Украине» – в заключение констатировал Святейший Владыка. Со своей стороны Госсекретарь Ватикана кардинал П. Паролин передал предстоятелю Русской Православной Церкви приветствие от Папы Франциска и выразил надежду на дальнейшее развитие отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. «Мы видим, что встреча в Гаване, как Вы уже упомянули, положила начало новому этапу отношений между нашими Церквами, дала новый импульс нашим связям», – сказал П. Паролин, подчеркнув, что принесение мощей святителя Николая в Россию, о котором Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск договорились по итогам исторической встречи в Гаване в феврале 2016 года, оказало огромное влияние на отношения между двумя Церквами. «Этот аспект ускоряет наше движение вперед в отношениях, – отметил представитель Святого Престола. Я был очень рад видеть, какое значение имело это событие, и как оно было принято Русской Православной Церковью. И я рад его результатам. Можно сказать, что один из результатов прибытия мощей – это новая атмосфера, которая нам помогает общаться и двигаться вперед». Кардинал Паролин отметил солидарность позиций Ватикана и Русской Православной Церкви по теме Ближнего Востока, подчеркнув, что бедственное положение там христиан и других религиозных меньшинств должно пробудить совесть всего мирового сообщества, а Церкви должны вносить свой вклад в улучшение гуманитарной ситуации.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В ходе встречи Святейший Патриарх Кирилл и Государственный секретарь Святого Престола кардинал П. Паролин также обсудили ситуацию на Украине. По словам Его Святейшества, Церковь должна стать фактором примирения, а не вовлекаться в конфликт: «Церковь не может играть никакой роли, кроме миротворческой, когда люди находятся в конфликте друг с другом». Святейший Патриарх подчеркнул, что это принципиальная позиция Церкви, которая осуществляется Украинской Православной Церковью Московского Патриархата в современной Украине. «Очень многие люди с огромной признательностью относятся именно к миротворческой позиции Церкви. Мы с удовлетворением отмечаем близость позиций наших Церквей по вопросу о роли Церкви в конфликте на Украине», констатировал Святейший Владыка. Госсекретарь Ватикана кардинал П. Паролин передал Предстоятелю Русской Православной Церкви приветствие от Папы Франциска и выразил надежду на дальнейшее развитие отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. «Мы видим, что встреча в Гаване, как Вы уже упомянули, положила начало новому этапу отношений между нашими Церквами, дала новый импульс нашим связям», сказал П. Паролин, подчеркнув, что принесение мощей святителя Николая в Россию, о котором Святейший Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск договорились по итогам исторической встречи в Гаване в феврале 2016 года, оказало огромное влияние на отношения между двумя Церквами. «Этот аспект ускоряет наше движение вперед в отношениях, отметил представитель Святого Престола. Я был очень рад видеть, какое значение имело это событие и как оно было принято Русской Православной Церковью. И я рад его результатам. Можно сказать, что один из результатов прибытия мощей это новая атмосфера, которая нам помогает общаться и двигаться вперед». Кардинал Паролин отметил солидарность позиций Ватикана и Русской Православной Церкви по теме Ближнего Востока, подчеркнув, что бедственное положение там христиан и других религиозных меньшинств должно пробудить совесть всего мирового сообщества, а Церкви должны вносить свой вклад в улучшение гуманитарной ситуации.

http://patriarchia.ru/db/text/4991493.ht...

Сегодня, 07 июля 2016 года, когда православное христианство празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, у стен храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, что находится у восточной стены Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря, с утра собрались многие видные богослужители, меценаты, представители государственной власти, СМИ, строители, паства. Вскоре прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По русскому обычаю, хлебом-солью у входа в храм его встретил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Все проследовали в храм, где отслужили праздничный молебен. Затем Патриарх Кирилл крестным ходом проследовал вокруг церкви и у её входа сотворил молитву, освятив таким образом восстановленный Иоанно-Предтеченский храм. Новоосвященному храму Патриарх Кирилл подарил Шестоковску икону Божией Матери (в репродукции). Перед всеми собравшимися Патриарх Кирилл сказал слово:«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и с освящением в честь этого великого Божиего угодника сего святого храма! Храм восстановлен у стен Новодевичьего монастыря - в центре нашей столицы. После того, как храм предстал пред всеми, кто имел желание его увидеть, в этом замечательном виде, в окружении прекрасного парка, наверное ни у кого не возникает мысли о том, что храм каким-то образом нарушил гармонию этого места. Мы знаем, что нередко ныне строительство храмов сопровождается протестными действиями. Кто-то, может быть, делает это по злому умыслу, а кто-то по неведению. И тем, кто протестует иногда против строительства храма в местах, подобных тому, на котором воздвигнут этот храм, я бы очень рекомендовал приехать к стенам Новодевичьей обители и увидеть, насколько гармонично, прекрасно вписывается храм в окружающую среду. А иначе и быть не могло. Недаром наши благочестивые предки всегда для строительства храмов избирали самые красивые, самые высокие места. Что было бы с Россией, каким был бы ее лик, если бы не сохранились хотя бы немногие из тех замечательных храмов, которые сегодня украшают наши города и села?

http://sobory.ru/article/?object=34914

4 ноября. День народного единства. [Празднование установлено в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Кремль от польских интервентов — это был переломный момент в русской истории, завершение Смутного времени. В этот день Церковь чтит Казанскую икону Божьей Матери, которую по благословению святого Патриарха Гермогена доставили в ополчение. Перед ней молились Минин и Пожарский, она сопровождала ратников в походе]. Ил.: Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 1612 год. Филипп Москвитин. 2009. - С.5; 6 ноября. Димитриевская родительская суббота. [Это суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Она стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовской битве в 1380 году. Впоследствии этот день стал днем всеобщего поминовения усопших родственников. О возникновении такой традиции писал в середине XIX века святитель Филарет (Дроздов): «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его (Димитрия Солунского) субботу — обычный в неделе день поминовения усопших поминовение сделалось всеобщим»]. Фото пресс-службы Минской духовной академии. - С.5; Слово Патриарха : Патриарх Кирилл: «Главный закон человеческого счастья — закон любви». ноября исполняется 75 лет Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. К юбилею мы публикуем подборку кадров, рассказывающих о служении Предстоятеля нашей Церкви, а также отрывки из проповедей и выступлений Святейшего]. Заголовки даны редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — ноябрь 2021. - С.6-13. - (рубрика « Слово Патриарха »). Публикацию составили следующие материалы: Фото на развороте к подборке. Сделано на берегу Магелланова пролива перед перелетом в Антарктиду, где Патриарх Кирилл посетил российскую антарктическую станцию «Беллинсгаузен». Февраль 2016. - С.6-7;

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

В 1696 году в Пекине был освящен храм в честь Софии Премудрости Божией, который сохранил также за собой имя Никольского из-за находившейся там чтимой иконы святителя Николая, принесенной из Албазина. То, что потомки албазинцев сохранили православную веру, во многом стало возможно благодаря трудам Российских духовных миссий, регулярно направлявшихся в Пекин с согласия китайского императора с 1713 г. Во время восстания ихэтуаней («боксерского восстания») в Пекине в 1900 г. мученически пострадала значительная часть китайской православной общины (большая часть из них албазинцы) во главе со священником Митрофаном Цзи. На месте их погребения на территории Пекинской духовной миссии был воздвигнут храм в честь святых мучеников. В 2016 г. Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении священномученика Митрофана и иже с ним пострадавших (память 10/23 июня). Потомки албазинцев составили основную часть китайского православного духовенства, рукоположенного в 50-х годах XX века. Первый китайский архиерей епископ Тяньцзиньский Симеон (Ду, 1886-1965) был выходцем из рода Дубининых. К албазинской семье Яковлевых принадлежал и первый глава Китайской Автономной Православной Церкви епископ Пекинский Василий (Яо, 1888-1962). Албазинцы сохранили веру и в годы культурной революции. В Пекине до своей кончины в 2003 году протоиерей Александр Ду в келейных условиях духовно окормлял албазинскую паству. Сегодня в Китае насчитывается несколько сотен албазинцев, которые живут в Пекине, Шанхае, Ухани, Харбине и других городах. Осенью 2001 года состоялась первая за многие годы встреча китайских верующих с иерархом Русской Православной Церкви: председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) встретился с православными потомками албазинцев на территории Посольства России в Пекине. С этого времени в рамках усилий Русской Православной Церкви по нормализации положения Китайской Православной Церкви, получившей в 1956 году автономию от Московского Патриархата, особое внимание уделяется духовным нуждам православных албазинцев.

http://patriarchia.ru/db/text/4457901.ht...

Мы знаем, что каждый год Вы накладываете резолюции более чем на десять тысяч документов. И каждый из них надо изучить, осмыслить, предугадать все последствия решения. Эти документы сотнями ежедневно — в будни и в праздники — ложатся Вам на стол. И это помимо дел, решаемых во время личных встреч. После всех вечерних богослужений Вы обязаны трудиться над ними у себя в келье до позднего вечера. Конечно, такое возможно выдержать, понести только молитвой и благодатью Божией. Сегодня, в день Торжества Православия 2016 года, мы особенно поздравляем Вас, Святейший Владыко! Сорок лет назад, в такой же день Торжества Православия, Вы стали архиереем Церкви Божией. Молимся о Вашем здравии, о том, чтобы Господь даровал Вам сил, и просим Ваших святых молитв. Обращаясь к наместнику и братии Сретенской обители, а также ко всем молящимся в храме, Его Святейшество сердечно поздравил всех с преддверием праздника Торжества Православия, поблагодарил владыку Тихона за добрые слова и за молитвы братии, после чего обратился к собравшимся с пастырским словом. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ваше Преосвященство, владыка Тихон! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с преддверием великого праздника Торжества Православия. Благодарю Вас, владыка, за Ваши добрые слова и за молитвы, которые Вы здесь вместе с братией совершаете, в том числе поддерживая Патриарха в его каждодневных послушаниях. Первая седмица Великого поста — это особое время. Те, кому в течение этой недели удается утром и вечером посещать храм, вдумываться и вчитываться в тексты, которые предлагает Церковь за утренними и вечерними богослужениями, понимают, к какой огромной духовной сокровищнице мы прикасаемся через участие в литургической жизни Церкви. Прикасаемся разумом и, самое главное, сердцем, и чувствуем ответ на наши молитвы. Ведь Господь, несомненно, помогает каждому нести труды, на него возлагаемые, на том месте, куда он Божиим промыслом поставлен. Размышляя о духовной жизни, а именно этим мы занимались в течение всей недели, нельзя не сказать об очень важном факторе, который сопутствует жизни каждого человека, — это скорби и печали. Люди не очень любят говорить о скорбях и печалях. Может, плакаться любят, но не анализировать происходящее с ними. Как не любят прикасаться к болезни, так же не любят прикасаться к скорби. И, может быть, именно от отсутствия навыка осмысления скорбей происходит нежелание человека, особенно современного, принимать скорби и печали.

http://pravoslavie.ru/91662.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010