В 2015 году во исполнение благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по ходатайству руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта РФ А.А. Давыденко, руководства и тружеников отрасли был образован Духовный центр моряков и речников России. По инициативе работников и руководства морского и речного транспорта был выбран участок на ул. Лодочная в Москве для строительства приходского храма. Строительство началось в 2016 году. 24 апреля 2019 года закончилась отделка церкви, были установлены иконы в иконостас. К этому дню настоятель храма иерей Олег Яньшин совместно с иконописцами, церковными историками и литургистами, дизайнерами и проектировщиками создали уникальную храмовую мебель и утварь — киоты и иконы, бра, хоросы, иконостас и подсвечники. Каждый элемент убранства храма имеет морскую символику — кресты-штурвалы, кресты-компасы, переплетенные якоря и символ «Храма на Лодочной» — крест в лодке. В храме имеются чтимые иконы с частицами мощей блаженной Матроны Московской, благоверного князя Александра Невского и священноисповедника Сергия Касимовского (Правдолюбова). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/5985401.ht...

Вы знаете, что за время пребывания ковчега с мощами святителя в России к ним смогло приложиться огромное число верующих. Достаточно сказать, что в Москве и Санкт-Петербурге им смогли поклониться, по официальным данным, 2 миллиона 392 тысячи человек не только из российских регионов, но и из Украины, Беларуси, Молдовы, других стран. Желающих приложиться к святыне было, конечно, гораздо больше. Примерно 14 тысяч волонтеров оказывали паломникам необходимую помощь. Можно с уверенностью сказать, что принесение мощей святителя Николая стало первым в истории двусторонних отношений между Римско-Католической Церковью и Московским Патриархатом событием, о котором знали и в которое были вовлечены самые разные слои нашего общества. Принесение мощей святителя Николая в Россию стало возможным благодаря другому исключительному событию в истории отношений между двумя Церквами — встрече Папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване 12 февраля 2016 года. Как подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл в проповеди за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге 28 июля 2017 года в присутствии делегации Римско-Католической Церкви во главе с кардиналом К. Кохом,  принесение мощей святителя Николая содействовало сближению между нашими Церквами больше, чем вся церковная дипломатия, так как в этом событии участвовала вся Церковь, и все в стране знали, что оно произошло благодаря договоренности, достигнутой на встрече в Гаване. Пользуясь случаем, хотел бы еще раз выразить глубокую признательность Его Святейшеству Папе Франциску, архиепископу Бари-Битонто монсеньору Франческо Какуччи, отцу Чиро и всем оказавшим свое содействие за предоставленную миллионам православных верующих возможность приложиться к великой святыне. В Совместном заявлении , подписанном в Гаване, Папа и Патриарх особо указали на общую духовную традицию Церквей Востока и Запада, одним из наиболее важных выражений которой является почитание святых: «Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия Дева Мария и святые, которых мы почитаем» (п. 4). Самым красноречивым подтверждением этих слов Предстоятелей Римско-Католической Церкви и Русской Православной Церкви стало благодатное посещение России самым почитаемым среди русских православных верующих святым, мощи которого почивают на католическом Западе.

http://patriarchia.ru/db/text/5326936.ht...

В связи с появившимися официальными пояснениями МП, в оправдание контактов Гундяева с папой Римским и, в связи с готовящимся сборищем сверх еретиков под вывеской так называемого всеправославного собора на о.Крит, властью, данной мне от Господа Бога Вседержителя Иисуса Христа, обнажаю сверх еретическую ложь пасквиля, названного пояснениями, от имени МП, лжецов в одеждах патриарха и митрополитов, и всех членов сатанинского сборища, назвавшихся членами ВСЦ и одновременно православными архиереями, чего не бывает. Привожу краткую цитату их объяснений, взятую мною на сайте pravoslavie.ru из публикации от 15/04/2016. Вот что они пишут: «Изложенные в «Торонтской декларации» положения удовлетворяют и требованиям, которые, согласно принятому Архиерейским Собором 2000 года документу «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», необходимы для членства Русской Церкви в различных межхристианских организациях. В соответствии с данным документом Московский Патриархат не может быть членом организаций, в которых «устав, правила или процедура требуют отказа от вероучения или традиций Православной Церкви», а «Православная Церковь не имеет возможности свидетельствовать о себе как о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви» (пункт 5.2). Согласно тому же документу, «свидетельство не может быть монологом — оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию». Очевидно, что такой диалог будет едва ли возможен, если одна из его сторон будет прямо называть другую еретическим сообществом. Об этом же Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил в своей недавней проповеди в Неделю Торжества Православия: «Как только вы скажете человеку, что он еретик, вы закрываете всякую возможность общения с ним — он перестает вас слышать и становится вашим врагом, ведь он себя еретиком не считает и воспринимает эти слова как оскорбление». То, что еретик перестает слышать и воспринимает, как оскорбление, а не как наставление к покаянию и говорит о таковых, что они не еретики, а сверх еретики, что и значит: враги православия.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=229...

От Русской Православной Церкви в заседании приняли участие: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ; наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий ; епископ Городецкий и Ветлужский Августин ; епископ Переславский и Угличский Феодор ; председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Сергий Привалов ; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда ; настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО г. Москвы протоиерей Игорь Фомин; руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин. В ходе заседания обсуждалась программа праздничных мероприятий. В подготовке торжеств примут участие ряд федеральных министерств, агентств и ведомств, Российская академия наук, Правительство Москвы, руководство ряда ряда регионов Российской Федерации, всероссийские, региональные организации и др. Открывая заседание, министр культуры РФ В.Р. Мединский, в частности сказал: «Сегодня я рад приветствовать Вас, Ваше Святейшество, и всех членов Оргкомитета на первом заседании. Кроме того, на заседание приглашены деятели культуры, историки, ученые, представители Русской Православной Церкви, общественные деятели, ведущие активную работу по подготовке к юбилею». «До юбилея осталось четыре года. Задача Оргкомитета — обеспечить выполнение того плана юбилейных мероприятий, который был утвержден, — отметил министр культуры. — План носит межведомственный характер. В его реализации задействованы целый ряд органов исполнительной власти, Церковь, общественные организации и фонды». По словам В.Р. Мединского, в рамках плана планируется проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, связанных с памятью Александра Невского, проведение фестивалей, конкурсов, выставок. «Отдельное внимание уделяется подготовке международных научных конференций», — заявил В.Р. Мединский, который также сообщил, что «реализация плана рассчитана на 6 лет, начиная с 2016 года; основные мероприятия пройдут в 2021 году на территории Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Псковской, Новгородской, Владимирской и Ярославской областей».

http://patriarchia.ru/db/text/4834385.ht...

XXIV Рождественские чтения откроются 25 января 2016 года, в понедельник, Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, которую возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этот же день, в 15.00, в Государственном Кремлевском Дворце, состоится торжественное открытие. Открытие Форума будет совпадет с памятью святой мученицы Татианы и празднованием Дня студента. 26 и 27 января, во вторник и среду, пройдет работа по направлениям. Некоторые направления начнут проводить свои мероприятия и 25 января, в день Открытия. 27 января, в 16.30, состоится церемония закрытия. Митрополит Меркурий подчеркнул важность приглашения к председательству и сопредседательству на мероприятиях направлений бльшего числа Преосвященных архиереев, уделив особое внимание представителям Украинской Православной Церкви, Белорусского экзархата, Митрополичьего округа в Казахстане, Русской Православной Церкви Заграницей, Поместных Православных Церквей; а также ректоров светских и православных вузов, духовных школ. Оргкомитет дал поручение руководителям направлений до 1 июля 2015 года представить в секретариат Оргкомитета утвержденное название направления и предложения по мероприятиям в рамках направления. Учитывая возрастающую ролью традиционных религиозных объединений в формировании современного российского гражданского общества, было высказано предложение о проведении в рамках Чтений отдельного направления или секции по вопросам работы Межрелигиозного совета России. Для повышения качества регионального этапа Чтений на официальном сайте форума и на портале «Православное образование» опубликованы специальные рекомендации, адресованные епархиям. «В рамках региональных чтений должна быть представлена не только образовательная тематика, но подобно Чтениям в Москве, весь спектр церковно-общественного и церковно-государственного взаимодействия в соответствии с проводимой в епархиях работой», — отметил ответственный секретарь Чтений игумен Митрофан (Шкурин). Было также рекомендовано проведение региональных Парламентских встреч. По словам игумена Митрофана (Шкурина), во многих регионах уже в прошлом году Чтения прошли именно в таком формате. Регионам также предложено приглашать для участия представителей Синодальных структур.

http://patriarchia.ru/db/text/4059107.ht...

В 1777 году по проекту послушника Саровской пустыни архитектора Ивана Федорова был построен Успенский собор больших размеров — 55,7х27,2 метра, высота до верха креста составляла 60 метров. Собор освятили в августе 1778 года. Отличительной особенностью его интерьера был пятиярусный резной позолоченный иконостас с иконами византийского письма, высота которого посередине была 19 метров, а по краям — 27. По легенде рисунок этого иконостаса сделал архитектор Растрелли. Внутри Успенский собор был богато украшен стенными росписями на темы Ветхого и Нового Заветов. У стен собора были похоронены многие саровские настоятели. С юго-восточной стороны храма, у алтаря были погребены два знаменитых отшельника Саровской обители — преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк-молчальник. В 1925 году Саровский монастырь закрыли. Успенский собор стал ветшать, а в 1951 году был взорван. Формальный повод был вполне благовидный: от сейсмических сотрясений из-за проводившихся на производственных площадках ядерного центра взрывов здание могло обрушиться. Были уничтожены почти все фундаменты, и позднее только благодаря знаниям и опыту московских археологов под руководством Е. Хворостовой, руководившей раскопками, удалось определить местоположение собора, а также уточнить размещение исторических захоронений Серафима Саровского и Марка-мольчальника. В 1991 году на месте храма членами исторического объединения «Саровская пустынь» был установлен памятный камень, а в 2002 — крест с лампадой. В 2004 году над могилой преподобного Серафима была восстановлена часовня, построенная в конце XIX века. Весной 2016 года началось восстановление Успенского собора. Проект воссоздания главного храма Саровской пустыни выполнен ООО «Региональный инженерный центр». При разработке учтены особенности грунтового основания, связанные с высокой карсто- и сейсмоопасностью площадки строительства, а также близостью расположения пещерного храма. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4579617.ht...

В 1980 году здание коммерческого института на Стремянном пер., а также здание женского училища с церковью на Зацепе были заняты все тем же МИНХ. Корпус с храмом, внутри которого сделаны перекрытия и наложены этажи, числится под Глава и крест с барабана церкви были сняты, а на их месте в зияющих дырах росли кусты. Часть училища - на западе по лице Зацепа уродливо настроена. В 1990 г. храм начал реставрироваться, его здание перешло к организации с громким названием Союз менеджеров СССР, восстанавливаются главы. Сегодня здание училища используется по своему назначению - в нем расположен корпус РЭА им. Плеханова. А сама церковь утратила свою изначальную функцию. Произошла перепланировка интерьера, перекрыт купол, не сохранены росписи. Столетие освящения храма 9 июня 2005 года - так и не стало праздником, т.к. храм в честь юбилея так и не передали церкви... Информация с сайта - http://webzamos.ru/index.php?newsid=28 «Взыскание погибших» иконы Божией Матери при Коммерческом женском училище церковь (улица Зацепа, дом 41/4). Домовый храм училища освятили 9 июня 1905 г. (архитектор Н.А. Шевяков). Церковь находится в здании, пристроенном с восточной стороны главного учебного корпуса. Широкой аркой она была соединена с актовым залом, благодаря чему в богослужении могли участвовать одновременно до пятисот человек. Над храмом была возведена шатровая колокольня. В церкви был устроен трехъярусный иконостас из белого мрамора работы мастера В.Г. Акимова. После 1917 г. Коммерческое училище преобразовали в Институт народного хозяйства имени В.Г. Плеханова. Училищный храм закрыли в 1926 г., в 1980-е гг. здание реставрировалось. Богослужения не возобновлялись. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. 14 октября 2016 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения домового храма во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на Зацепе при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова и Божественную литургию в новоосвященном храме.

http://sobory.ru/article/?object=04766

Европейские приходы вернулись в Русскую Церковь: как и почему это произошло? сентября 2019 года Священный Синод принял в состав Русской Православной Церкви главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Иоанна (Реннето) и все желающие последовать за ним приходы вместе с клириками. Спустя две недели на собрании духовенства в Париже абсолютное большинство клириков Архиепископии решили присоединиться к Московскому Патриархату, и 7 октября Священный Синод постановил принять Архиепископию в состав РПЦ. Архиепископия возникла на базе приходов, образованных русскими, бежавшими в Европу после революции 1917 года. Сперва все они подчинялись Русской Церкви, но в 1931 году влились в состав Константинопольского Патриархата. Нынешнее возвращение в Московский Патриархат спровоцировал сам Константинополь, который в прошлом году отменил «особый статус», гарантировавший сохранение богослужебных и административных особенностей Архиепископии]. Об историческом событии, свидетелями которого мы стали недавно, «Фома» беседует с епископом Зеленоградским Саввой ( Тутуновым ), заместителем управляющего делами Московской Патриархии. [Сегодня владыка живет в России, служит в РПЦ. Но в детстве он и его семья были прихожанами одного из храмов Архиепископии во Франции. Он своими глазами видел, как жили в Европе русские приходы, разделенные с Русской Церковью, и очень хорошо понимает, почему возвращение их домой вызвало столь сильное переживание священства и мирян]. Беседовал Игорь Цуканов . Ил.: На развороте к статье — Собор святого Александра Невского в Париже — кафедральный собор Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Фото Владимира Ештокина; Митрополит Евлогий — первый Управляющий русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе с паствой — русскими эмигрантами у собора св. Александра Невского. Париж. 1920-е гг.; Из письма митрополита Евлогия Святейшему  Патриарху Московскому Алексию I с благодарностью за возвращение в лоно Русской Православной Церкви, 1945 г.; Молебен в начале строительства часовни Серафима Саровского в Монжероне, Франция. 1930-е гг.; 15 сентября 2019 г. в Александро-Невском соборе в Париже впервые после присоединения Архиепископии экзархата православных русских церквей в Западной Европе к Русской Православной Церкви поют многолетие Патриарху Кириллу; Прапрадедушка епископа Саввы — священник Николай с матушкой. Фото tutunov.org; Патриарх Кирилл и архиепископ Иоанн (Реннето) во время визита Патриарха Кирилла во Францию. Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, 2016. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — ноябрь 2019. - С.8-17. - (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Епископ Зеленоградский Савва ( Тутунов )» (С.12).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11199-...

Екатерина Рачкова ИЗ ПЕРВЫХ УСТ У истоков возрождения валаамского песнопения В 1991 году Геннадий Рябцев приехал на Валаам. За его плечами осталось большое музы - кальное прошлое: советский андеграунд, группа «Динамик» и сольный проект «Геннадий Рябцев», гитара, флейта, саксофон… Екатерина Рачкова ИСКУССТВО «Едиными усты и единым сердцем» «Сначала будто ровный гул, основа всего, а уже из него выходят голоса, рождается смысл», – примерно так описывают свое впечатление гости монашеского острова. Основа богослужения – древнее знаменное пение, из которого создан новый Валаамский распев. Екатерина Рачкова, Наталья Рогожкина ИСКУССТВО Пение как православная миссия «Яко с нами Бог» – с этого древнего многоголосного песнопения начинается каждое выступление хора Валаамского монастыря. Певчие выступают с просветительским туром по городам России с января 2016 года. На их счету без малого 300 концертов, впереди еще год турне. Артисты хора убедились: Россия – страна большая, за год не объедешь, только епархий 300, а приглашения идут теперь из каждого города и храма. Беседовали Игорь Лунёв, Елена Ларина ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Восстановление братского кладбища На Валааме всегда идут строительно-восстановительные работы: где-то возводится храм, где-то реставрируется часовня. И есть несколько объектов, которые восстанавливаются всем миром, в том числе – памятники на могилах старцев монастыря. На сайте монастыря valaam. ru размещен специальный раздел «Помощь монастырю», где идет сбор пожертвований на памятники старцев. Уже собраны средства на три надгробные плиты, порушенные временем. ЛИЧНОСТЬ «За Валаам молились три старца: Кирилл (Павлов), Николай Гурьянов и Павел (Груздев)» 23 февраля 2017 года в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин отпевания архимандрита Кирилла (Павлова).Успенский собор не вместил всех пришедших проститься с отцом Кириллом, множество верующих молились на площади перед собором… Иеромонах Геронтий (Федоренко)

http://pravoslavie.ru/105407.html

Еще одна важная тема, обсуждавшаяся на Архиерейском Соборе, — это миссия среди молодежи и попечение о той молодежи, которая уже приобщилась к жизни Церкви. В центре любого слова или дела, предлагаемого молодым людям, должен быть Христос. Радуйтесь и непрестанно молитесь, — наставляет нас, христиан, апостол Павел (ср. 1 Фес. 5:16-17). Организуя молодежную работу на приходах и в викариатствах, следует стремиться к тому, чтобы юноши и девушки научались молитве и получали опыт богообщения, чтобы они готовили свои сердца к хождению перед Богом, искали прежде Царства Божия и правды его (ср. Мф. 6:33). Тогда их жизнь будет строиться на прочном основании. Немного позже мы обсудим некоторые другие темы, касающиеся пастырского служения, а сейчас обратимся к традиционному статистическому разделу Патриаршего доклада. По данным на 1 декабря этого года количество храмов и часовен Патриаршей епархии составило 1 154, то есть на 24 больше, чем годом ранее 1 . В Москве мною будут совершены 14 освящений храмов чином великого освящения, включая одно предстоящее освящение. Также мною было совершено 3 великих освящения и 3 малых освящения храмов за пределами Москвы 2 . Число храмов, в которых не реже одного раза в неделю совершается богослужение, увеличилось на 14. Их стало 507. Московское духовенство, за исключением насельников ставропигиальных монастырей в священном сане, приросло на 23 человека и состоит из 1711 клириков: из них 26 архиереев, 1289 священников и 396 диаконов. За этот год мною будут рукоположены 35 пресвитеров, включая одну предстоящую хиротонию 3 , и один диакон 4 . В Патриаршую епархию входят 33 обители — 15 мужских монастырей, в которых проходят путь спасения 1 029 насельников, и 18 женских монастырей, с 970 насельницами. C прошлого епархиального собрания преставились ко Господу 27 клириков города Москвы, насельников и насельниц ставропигиальных монастырей. Почившие клирики г. Москвы: 1. протоиерей Леонид Кузьминов (†29.12.2016) 2. диакон Алексей Скороспелов (†13.03.2017)

http://pravoslavie.ru/109387.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010