Утверждена структура школьного курса " Основы религиозных культур и светской этики " Москва, 9 декабря 2009 г. Определена структура учебного курса " Основы религиозных культур и светской этики " , который будет преподаваться в школах в порядке эксперимента в 19 субъектах страны с 2010 по 2011 годы, сообщает ИНТЕРФАКС . " Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики " , - сказал на заседании в Минобрнауки глава ведомства Андрей Фурсенко, слова которого приводит пресс-служба министерства. Структура учебного курса была утверждена 7 декабря на заседании межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий в рамках эксперимента по преподаванию " Основ религиозных культур и светской этики " . По словам министра, задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. " Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур " , - подчеркнул А.Фурсенко. Курс будет состоять из четырех блоков. Причем первый и четвертый блоки, посвященные патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всего класса, сообщила в свою очередь координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса, завкафедрой философии религии СПбГУ Марианна Шахнович. Структура курса была разработана с участием Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации работников образования, представителей религиозных организаций. С января 2010 года в соответствии с данной структурой учебного курса во всех регионах-участниках эксперимента будет проведена переподготовка учителей, участвующих в апробации проекта. Преподавание " Основ религиозных культур и светской этики " в течение 2010-2011 годов будет осуществляться в 4-й четверти IV класса и 1-й четверти V класса. Учебный курс включает шесть вариантов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из них изучается школьником с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). 9 декабря 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/33088.html

в 2008/2009 учебном году должно начаться преподавание детям дошкольного возраста и ученикам с I по IV классы, в 2009/2010 учебном году – ученикам с V по VIII классы, в 2010/2011 учебном году – ученикам с IX по XII классы. 2. В качестве альтернативного нравственно-образовательного предмета должен быть введен предмет «Этика», который будет выбираться учениками (или их родителями) в случае, если они откажутся изучать предмет «Основы религии». Его объем будет идентичен объему предмета «Основы религии». 3. В период введения данного предмета в качестве обязательного должно продолжаться его изучение в качестве свободно выбираемого и обязательного по выбору по настоящей образовательной модели до установления во всех болгарских школах регулярного преподавания предмета «Религия: Православие». 4. Учебный предмет «Основы религии» должен изучаться два часа в неделю, имея тот же статус, что и прочие учебные предметы, будучи поставлен в учебный план, что будет обязывать учеников готовиться по нему, при чем они будут оцениваться согласно нормативам, установленным Распоряжением 3 Министерства образования и науки (МОН) от 30 мая 2000 года (или в словесной форме). При таком количестве занятий в неделю ученик будет иметь две текущие оценки (включающие начальный и конечный уровень) и одну годовую оценку. Основные педагогические цели Религиозные и нравственные показатели жизни рассматриваются как с точки зрения развития ученика, так и с точки зрения религии как общественного феномена. Религия рассматривается как один из основных факторов, формирующих и влияющих на человеческую культуру и цивилизацию. В этом смысле главная цель религиозного обучения оказывается духовно и социально детерминирована и личностно и образовательно мотивирована. Независимо от постоянно меняющихся условий и комплексного воздействия множества факторов, главной целью религиозного обучения в болгарской общеобразовательной школе является формирование духовной, культурной и нравственной идентичности учеников, формирование их личности и помощь им в их ориентации, адаптации и самореализации в современном обществе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В Сретенской семинарии не было растерянности и непонимания относительно того, как меняется духовное образование в связи с переходом на Болонскую систему, поскольку к 2015 году у нее уже был накоплен опыт в реализации программ и уровня бакалавриата, и уровня магистратуры. К 2015 году в Сретенской семинарии уже был накоплен опыт в реализации программ и уровня бакалавриата, и уровня магистратуры Еще в 2010 году, когда Святейший Патриарх Кирилл на Архиерейском совещании обозначил переход духовного образования на трехуровневую систему: бакалавриат – магистратура – аспирантура, в Сретенской духовной семинарии началась соответствующая работа. Так, осенью 2010 года руководством семинарии вместе с профессором Л.И. Маршевой, имевшей большой научно-методический опыт, была начата подготовка учебного плана бакалавриата Сретенской духовной семинарии. К марту 2011 года, когда на заседании Священного Синода была одобрена концепция реформирования духовного образования, которая касалась в том числе введения в духовных семинариях бакалавриата и магистратуры, у Сретенской духовной семинарии уже имелись необходимые нормативные и методические разработки. Летом 2011 года в семинарии был осуществлен первый набор на бакалаврскую программу, а в 2015 году уже состоялся первый выпуск бакалавриата и одновременно последний выпуск специалитета (2010–2015 гг. обучения). То есть семинарией к 2015 году был полностью пройден этап введения системы четырехлетнего бакалавриата. Когда в 2014–2015 годах Учебным комитетом Русской Православной Церкви велась работа над созданием примерного учебного плана по направлению подготовки «Теология» (для бакалавриата), в рабочую группу от Сретенской духовной семинарии вошла профессор Л.И. Маршева. В основной своей части единый учебный план для духовных семинарий, принятый и утвержденный Высшим Церковным советом и Священным Синодом в 2015 году, учитывал наработки Сретенской духовной семинарии. Свое обоснование имело и решение о приеме обучающихся сразу на первый курс – без подготовительного отделения. Это было обусловлено высоким уровнем подготовки большинства поступающих, многие из которых уже имели высшее образование, опыт церковной жизни и церковного служения. Важно, что это соответствовало сказанному Святейшим Патриархом Кириллом, который отмечал: « Для тех поступающих в семинарию, которые еще плохо разбираются в основах православного вероучения или в недостаточной мере владеют общеобразовательными навыками, вводится подготовительный курс, на котором будут преподаваться такие предметы, как катехизис, библейская история, русский язык и некоторые другие начальные знания, которые необходимы для успешного освоения семинарской программы» .

http://ruskline.ru/opp/2020/06/18/pravos...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл рассказал о введении курса основ духовно-нравственной культуры 2 февраля 2010 г. 14:07 В ходе Архиерейского совещания 2 февраля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проинформировал, что в настоящее время преподавание курсов по изучению православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в рамках регионального компонента активно ведется в 54 из 71 епархии, находящихся на территории Российской Федерации. Наиболее распространенная форма проведения занятий — факультатив. Слушателями курсов духовно-нравственной направленности являются более 700 тысяч школьников, преподавание ведется в более чем 8400 школах на территории России. « Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви уже сейчас активно выступает в качестве координирующего органа в работе с епархиями для максимально эффективной систематизации и последующей в масштабах всей нашей Церкви актуализации положительного опыта преподавания основ православной культуры, накопленного в этих регионах», — отметил Святейший Владыка. «В 19 регионах и 17 епархиях Русской Православной Церкви ведется активная работа по подготовке к проведению образовательного эксперимента в рамках реализации в 2009-2011 гг. Федерального проекта по введению в общеобразовательных учреждениях новой предметной области " Основы религиозных культур и светской этики " , — продолжил Его Святейшество. — Эксперимент стартует в апреле 2010 года и представляет собой пробное введение в школьный учебный план группы из шести самостоятельных учебных предметов по четырем религиозным культурам, а также предметов по светской этике и религиоведению». Подчеркнув, что важным направлением является участие представителей Русской Православной Церкви в работе Совета по доработке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Предстоятель Русской Православной Церкви добавил: «При участии Отдела религиозного образования и катехизации в готовящийся образовательный стандарт вошли предложения Русской Православной Церкви по внесению новой предметной области " Основы духовно-нравственной культуры народов России " ».

http://patriarchia.ru/db/text/1061503.ht...

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет абсолютно светским 9 декабря, 2009. Редакция " Правмира " Определена структура учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», который будет преподаваться в школах в порядке эксперимента в 19 субъектах страны с 2010 по 2011 годы. Структура учебного курса была утверждена 7 декабря на заседании межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий в рамках эксперимента по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики». «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики», — сказал на заседании в Минобрнауки глава ведомства Андрей Фурсенко. По словам министра, задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. «Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур», — подчеркнул А.Фурсенко. Курс будет состоять из четырех блоков. Причем первый и четвертый блоки, посвященные патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всего класса, сообщила в свою очередь координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса, завкафедрой философии религии СПбГУ Марианна Шахнович. Структура курса была разработана с участием Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации работников образования, представителей религиозных организаций. С января 2010 года в соответствии с данной структурой учебного курса во всех регионах-участниках эксперимента будет проведена переподготовка учителей, участвующих в апробации проекта. Преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» в течение 2010-2011 годов будет осуществляться в 4-й четверти IV класса и 1-й четверти V класса. Учебный курс включает шесть вариантов: Основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из них изучается школьником с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

http://pravmir.ru/shkolnyj-kurs-osnovy-r...

Святейший Патриарх Кирилл рассказал о введении курса основ духовно-нравственной культуры Москва, 2 февраля 2010 г. В ходе Архиерейского совещания 2 февраля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проинформировал, что в настоящее время преподавание курсов по изучению православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в рамках регионального компонента активно ведется в 54 из 71 епархий, находящихся на территории Российской Федерации. Наиболее распространенная форма проведения занятий — факультатив. Слушателями курсов духовно-нравственной направленности являются более 700 тысяч школьников, преподавание ведется в более чем 8400 школах на территории России, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . «Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви уже сейчас активно выступает в качестве координирующего органа в работе с епархиями для максимально эффективной систематизации и последующей в масштабах всей нашей Церкви актуализации положительного опыта преподавания основ православной культуры накопленного в этих регионах», — отметил Святейший Владыка. «В 19 регионах и 17 епархиях Русской Православной Церкви ведется активная работа по подготовке к проведению образовательного эксперимента в рамках реализации в 2009-2011 гг. Федерального проекта по введению в общеобразовательных учреждениях новой предметной области " Основы религиозных культур и светской этики " , — продолжил Его Святейшество. — Эксперимент стартует в апреле 2010 года и представляет собой пробное введение в школьный учебный план группы из шести самостоятельных учебных предметов по четырем религиозным культурам, а также предметов по светской этике и религиоведению». Подчеркнув, что важным направлением является участие представителей Русской Православной Церкви в работе Совета по доработке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Предстоятель Русской Православной Церкви добавил: «При участии Отдела религиозного образования и катехизации в готовящийся образовательный стандарт вошли предложения Русской Православной Церкви по внесению новой предметной области " Основы духовно-нравственной культуры народов России " ».

http://pravoslavie.ru/33861.html

В 2011-2012 учебном году количество школьников, охваченных изучением предметов духовно-нравственной культуры, достигло 92 тысяч человек, что составляет 15% от общего количества детей, обучающихся в школах Московской области. Преподавание предметов духовно-нравственной культуры организовано в 1145 общеобразовательных учреждениях Московской области (что составляет 81% от общего количества). Отрадно заметить, что охват школьников изучением предметов духовно-нравственной направленности увеличился по сравнению с 2010-2011 учебным годом на 12%. В 29 муниципальных образованиях в 100% общеобразовательных учреждений ведется преподавание предметов духовно-нравственной культуры. (В 2010-2011 учебном году таких территорий было на 6 меньше). С 1 сентября 2012 года на федеральном уровне вводится комплексный учебный курс " Основы религиозных культур и светской этики " во всех 4-х классах. Помимо преподавания предметов духовно-нравственного обучения и воспитания в образовательных учреждениях Московской области важным направлением является подготовка педагогических кадров. В этой работе активное участие принимают высшие учебные заведения Московской области. Это Московский государственный областной университет, Педагогическая академия последипломного образования, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (г. Коломна), Московский государственный областной гуманитарный институт (г. Орехово-Зуево). Разработаны и продолжают успешно реализовываться программы подготовки учителей " Духовно-нравственная культура " , " Основы православной культуры " , " Духовные основы русской культуры " , " Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект " , " Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины " , " Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся при изучении основ православной культуры " (Московский государственный областной гуманитарный институт), " Духовное краеведение Восточного Подмосковья " , " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами авторской сказки " (Московский государственный областной гуманитарный институт).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Напомним, что комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» был введен во исполнение поручения Президента РФ от 2 августа 2009 года Пр-2009 и Плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах этого учебного курса (распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2009 года 1578-р). В этот комплексный (по сути - «кассетный») учебный курс вошли шесть предметов: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Апробация, также называемая её исполнителями «экспериментом», началась с апреля 2010 года в школах 19-ти российских регионов. Однако в результате деятельности Минобразования России по исполнению упомянутого поручения Президента России общество получило вовсе не то, о чём говорил Президент России, так как исполнители -чиновники Минобрнауки России - настолько исказили существо поручения главы государства, что в итоге эксперимент по введению в школах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» стал одной из самых грандиозных афер идеологического характера в сфере образования за последнее десятилетие в современной России . Как следует из содержания подготовленных пособий, православные дети будут обязаны в рамках изучения основ православной культуры осваивать не только православную культуру (в намеренно примитивизированном, выхолощенном виде), но в обязательном порядке - также и элементы культуры иудаизма и других религий. А дети, семьи которых выбрали для изучения ими «Основ мировых религиозных культур», будут, невзирая на их желание, даже вопреки их воле, и невзирая на мнение родителей и религиозную принадлежность их семей (или то, что семья является неверующей), должны будут вовлекаться учителями в «примерку на себя роли» иудаиста, буддиста, мусульманина, православного, «симулировать» их, проживать их эмоциональные состояния, реконструировать с помощью воображения их чувства. Названный комплексный курс будет носить не нейтрально-культурологический характер, о чем многократно заявляло руководство Минобрнауки России, а будет фактически направлен на принудительное, насильственное деформирование, вплоть до разрушения, уже имеющегося духовного личностного потенциала школьников и насильственное реформирование ценностно-мировоззренческой сферы ребенка на новых принципах культурного и религиозного релятивизма и т.н. «религиозного плюрализма».

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/07/...

Прежде всего при создании учебного плана бакалавриата в 2010–2011 гг. (при переходе от пятилетнего специалитета к четырехлетнему бакалавриату) в семинарии для обеспечения качественной и максимально полной подготовки к пастырскому служению на уровне бакалавриата постарались предельно бережно отнестись к содержанию предыдущей программы специалитета. Вместе с основными дисциплинами была сохранена нагрузка и по важным дисциплинам пастырской направленности. Кроме того, в учебный план бакалавриата были введены такие пастырские предметы, как «Введение в специальность: святоотеческое учение о спасении», «Диаконское служение», «Пастырская психиатрия», «Пропедевтика пастырского богословия», «Пастырское богословие: практический опыт выдающихся пастырей», «Пастырский опыт современных священнослужителей: христианская семья». Полноценное освоение перечисленных курсов вполне достаточно для формирования пастыря и последующего рукоположения. При этом предложенные дисциплины обеспечивают преемственность для программы магистратуры, предметы которой были направлены на исследование новых направлений церковной жизни на основе знаний, полученных на бакалавриате. В рамках такого преемства бакалавриата и магистратуры в Сретенской духовной семинарии и существовали действующие в настоящее время магистерские программы «Пастырское богословие» и «Церковнославянский язык: история и современность». Как и определяют основополагающие документы в сфере высшего, в том числе высшего духовного, образования, на основе базовой подготовки пастыря в бакалавриате происходило углубление и специализация на программах магистратуры. Такое образование было направлено на « подготовку священнослужителей, способных реагировать на вызовы современного общества в соответствии с Преданием Церкви, вести активную миссионерскую работу в самых разных слоях населения». Для этого был разработан учебный план магистратуры, основу которого составляли специальные пастырские предметы, которые ориентировали студентов на изучение святоотеческого наследия и православного опыта пастырства, прививали магистрантам навыки проведения миссионерской, катехизической и просветительской работы в разных сферах общества. Значительное внимание уделялось изучению миссионерского потенциала искусства, культуры и истории.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/18/pravos...

С середины 2000-х годов в духовном училище начинались работы по преобразованию бого­словско-пастырского отделения в Витебскую духовную семина­рию. Первое обращение с просьбой о возрождении семинарии в Витебске было направлено на имя митрополита Минского Филарета 19 марта 2005 года. На заседании Святого Синода Белорусской Православной Церкви 21 апреля 2007 года было принято решение передать соответствующие материалы в Учебный комитет Московского Патриархата и просить рассмотреть вопрос о воз­можности преобразования богословско-пастырского отделения Витебского духовного училища в Витебскую духовную семина­рию. 21 августа того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь рассмотреть вопрос по результатам первого выпуска четырехго­дичного курса. В 2009 году выпуск богословско-пастырского от­деления состоялся. На основании проверок инспекционных комиссий и доклада председателя Учебного комитета 30 мая 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение преобра­зовать Витебское духовное училище в Витебскую духовную семи­нарию . 15 июля 2011 года устав Витебской духовной семинарии был зарегистрирован уполномоченным по делам религий и национальностей Республи­ки Беларусь . На середину 2010-х годов в семинарии действовала программа бакалавриата, сроком обучения в пять лет на очном отделении и шесть лет на заочном. В рамках учебного процесса преподавались богословские, исторические и гуманитарные дисциплины; особое значение придавалось предметам церковно-практического цикла. На базе духовной семинарии регу­лярно проходили круглые столы, семинары, научные конференции; поддерживались контакты с другими учебными учреждениями. При семинарии был возрождён семинарский храм во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия , ставший центром духовного и пастырского воспитания студентов. Статистика Ректоры 1918 - 2011 - закрытие Редакция текста от: 25.05.2022 18:24:58 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13675952.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010