Е.Н. Никулина Источники и литература Жития святых 1 . Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившаго оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. – М., 1900. 2 . Афанасий Великий , свт. Житие Антония Великого /Творения. В 4 т. – М., 1994. Т. 3. С. 178–251. 3 . Афонский патерик, или Жизнеописания святых, на святой Афонской горе просиявших [Электронный ресурс]. – М., 1897. < http://ww.omolenko.com/zhitiya/index.html > (3.09.2008). 4 . Великие русские старцы XX века/Под общ. ред. игум. Аристарха (Лоханова). – М.: Трифонов Печенегский монастырь; Ковчег, 2002. 5 . Византийские легенды. – Л.: Наука, 1972. 6 . Византийские легенды. – СПб.: Наука, 2004. 7 . Григорий (Борисоглебский) , архим. Сказание о житии оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. – М., 1893. 8 . Григорий Турский , свт. Житие отцов/Предисл. и ред. иером. Серафима (Роуза) , пер. с лат. и фр. На англ, иером. Серафима (Роуза) и Пола Батлера, пер. на рус. Л. Васениной. Изд. Братства Преподобного Германа Аляскинского. Платина, Калифорния. – М.: Изд. дом «Русский паломник», 2005. 9 . Димитрий Ростовский , свт. Жития святых, на русском языке изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – Репр. воспр. изд. 1904–1912. (М.), – [Козельск]: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 10 . Епифаний Премудрый . Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца. [Сергиев Посад]: Изд. ТСЛ, 2001. 11 . Жизнеописание Оптинскаго Старца Иеромонаха Леонида (всхиме Льва). – [Козельск]: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1876. 12 . Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария. – М., 1997. 13 . Житие блаженного Мар-Евгена, начальника иноков в стране Низибийской на горе Изла/Пер. с сир. архим. Пимена, помощника начальника Русской духовной миссии в Урмии (Перси)/ Феодорит Кирский , блж. История Боголюбцев. – М.: Паломник, 1996. 14 . Житие и писания Молдавскаго старца Паисия Величковскаго с присовокуплением предисловий из книги св. Григория Синаита , Филофея Синайскаго, Исихия Пресвитера и Нила Сорскаго , сочиненных другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве. – М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1847.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Затянувшийся долг Гоголю 29.08.2011 409 О том, как полтавские власти отнеслись к юбилею своего великого земляка Николая Васильевича Гоголя, что происходил в 2009 году, писалось много. На фоне фактического игнорирования юбилея и замены его на провинциально-колхозное шоу и строительства на улице Гоголя серии цементных мутантов, признанных изображать «героев гоголевских рассказов», самой кощунственной стала идея генерального ремонта полтавского театра им.Гоголя. Точнее кощунственным была не идея, а сроки, когда был начат ремонт - за 4 месяца до юбилея. Разумеется, что стараниями тогда еще «помаранчевой команды» губернатора Асадчева и его куратора по культуре В.Годзенко, бывшего школьного баяниста, родина Гоголя в юбилей писателя осталась без театра. О самом ремонте периодически всплывали всевозможные полууголовные истории об «осваивании бюджетных средств», но, несмотря на то, что ими бравировали люди официальные, уголовных дел так и не завели. Приход к власти, знатока « украинс кого писателя Чехова» в лице Виктора Януковича и его полтавских наместников не внес скорости в ремонт театра, который продолжался со скоростью эстонского экспресса. Не сделали театр ни к 2001-ой, ни к 2002-ой годовщине писателя, но зато успели приурочить открытие к празднику, хотя и вовсе не гоголевскому - к 20-летию незалежности Украины. Событие такой важности, разумеется, собрало массу лиц, именующих себя «политическим бомондом», говорят были даже представители полтавского землячества Санкт-Петербурга, известные своим однозначным национализмом и мазепинством, и как выяснилось конформизмом. Театр действительно внутри отделали со всем шиком «евроремонта», хотя из здания начисто выветрился дух Мельпомены, напуганный новшествами. К последним, местные остряки уже приписали, пардон, театральный туалет, в которых создали иллюзию простора ликвидировав лишние писсуары и перегородки, скрывающие «место сидения». Писсуар оставили один, а пришедший в туалет по более серьезной нужде будет вынужден находится как на сцене. Что поделаешь, театр...

http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/29/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Из варяг в греки Контакты русичей и исландцев начались еще до разделения Церквей 18.02.2004 325 Время на чтение 5 минут Весной 2002 г. в Московском Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Патриарха Алексия II с президентом Исландии Олафуром Рагнаром Гримссоном. Во время аудиенции была достигнута договоренность о том, что в Рейкьявике будет построен православный храм. При этом Алексий II подчеркнул, что православные священнослужители не будут заниматься прозелитизмом среди местного населения Исландии, а будут знакомить исландцев с культурно-исторической жизнью россиян и традициями православия. В последнее время в Исландии обосновались много наших соотечественников, и по их просьбе в 2001 г. в Рейкьявике был образован Свято-Никольский приход Московского Патриархата. Русская Православная и Исландская Евангелическо-Лютеранская Церкви осуществляют свое служение в странах, расположенных на огромном расстоянии друг от друга. Но издревле они были связаны многими нитями церковного и культурно-исторического характера. Христианство в Исландии утвердилось около 1000 г., за несколько десятилетий до разделения Западной и Восточной Церквей (1054 г.). Но и после этого разделения исландские христиане долгие годы поддерживали связи с Православной Церковью. К середине XI века относится известие о приезде в Исландию греческих и армянских епископов. Это событие некоторые исследователи связывают с церковной политикой норвежского конунга Геральда Грозного (1046-1066 гг.), направленной к независимости от немецких епископов и папской власти и имевшей восточную, византийскую ориентацию. В 1264 г. Исландия была подчинена Норвегией, вместе с которой в 1397 г. она перешла под власть Дании. Как бы то ни было, в древнейшем своде исландских законов Gradas есть указание на то, что позволяется посещать службу, совершаемую армянскими или греческими епископами или священниками, не знающими латинского языка. О русско-исландских церковных связях упоминают некоторые древние западные рукописные источники. Так, в " Повести о Торвальде-путешественнике " сообщается об исландце, жившем во второй половине X века и принимавшем деятельное участие в христианизации Исландии. В конце жизни Торвальд отправился в Иерусалим, а оттуда - в Грецию, где был в большом почете у императора и византийского духовенства. Далее сообщается, что византийский император послал его на Русь, где Торвальд основал монастырь при церкви Святого Иоанна Крестителя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Культурно-просветительская деятельность Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в конце XX – начале XXI веков 12.03.2014 753 Время на чтение 21 минут 22 февраля в петербургском Александровском Императорском лицее прошла научно-практическая конференция «Русский вопрос в XXI веке: сохранение народонаселения », организованная Собором православной интеллигенции Санкт-Петербурга. Продолжаем публикацию докладов конференции. Вскоре после своего возрождения в середине 1990-х гг. важнейшая православная обитель Северо-Запада России Александро-Невская Лавра вновь стала духовным центром города св. ап. Петра, развернув широкую церковно-просветительскую работу. В 1996 г. был создан мужской хор обители. Его основателем и первым регентом был священник Димитрий Дашевский, с 2000 г. регентом служил Б. Саценко. Хор Лавры принимал участие во многих фестивалях духовной музыки и выступал с сольными концертами с сольными концертами. С 1997 г. обитель активно участвует со своим разделом в ежегодных Всероссийских выставках «Православная Русь», проходящих в Михайловском манеже Петербурга, за что неоднократно была награждена грамотами. В марте 2002 г. паломническая служба Лавры была представлена на московской выставке «Монастыри и паломничество», а в январе 2004 г. обитель наградили почетным дипломом за участие в общецерковной выставке «Православная Русь» в Москве . Многочисленные выставки - «Монастыри Санкт-Петербургской епархии», «Православие, армия и флот» и др. проходили и в стенах самой Лавры. В 1999 г. иеромонах Сильвестр (Кирсанов) был назначен руководителем монастырской службы по взаимодействию с храмами св. кн. Александра Невского за пределами России, и 15 мая этого года была принята рассчитанная на 10 лет программа сотрудничества Лавры с кафедральным собором св. кн. Александра Невского в Таллинне. Она предусматривала совместные богослужения, обмен паломническими группами, проведение лекций лаврским духовенством в воскресной школе собора, обмен хорами и художниками-иконописцами. В рамках этой программы насельники монастыря в мае 2000, ноябре 2001 и в мае 2003 гг. участвовали в богослужениях и церковных торжествах в Эстонии. Активное взаимодействие осуществляется и с общинами Александро-Невских храмов многих других стран.

http://ruskline.ru/special_opinion/kultu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Несколько слов о крестных ходах 13.02.2008 1404 Время на чтение 9 минут Десять лет тема крестных ходов так или иначе будоражит православную Россию. Не исключение и этот год. Милостью Божией, автор заметки более пяти лет сам участвовал, организовывал и проводил их. Первый переход состоялся на Урале из в 2001 г. из Ныроба в Екатеринбург, в 2002 г. из Екатеринбурга в Кострому, следующий - в честь 100-летия прославления прп. Серафима Саровского из Курска в Дивеево и двухгодичный по местам боевой славы из Пскова через Белоруссию на Прохоровку и Куликово поле. Крестные хода " совершаются для того, чтобы освятить людей и всё, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное " (Скрижали). Они бывают традиционные и новые, однодневные и многодневные. Мы будем говорить о специально организованных, благословлённых архипастырями длительных крестных ходах по новым маршрутам. За последние годы они проявили себя как особая, очень нужная (скажу даже - незаменимая) часть нашей духовной жизни, а дух определяет всё: экономику, обороноспособность, культуру, нравственность... Утерян дух - и не на чем строить мораль, законы, будущее государства. Есть благодать Святаго Духа - значит, будут честные управленцы, толковые военачальники, совестливые граждане, будет справедливой власть. Поэтому для всякого православного человека на любом месте его служения - церковном, государственном или личном - слова прп. Серафима Саровского о стяжании духа, как смысла жизни, не просто красивая метафора, а руководство к действию, к возрождению и спасению. Крестный ход - дело церковное и потому должно быть всецело подчинено этой задаче. Бывает, стратегическая цель не всегда достигается полностью, но если нет понимания стратегии, не будет верной и тактика. Как стяжать дух? Условием восприятия и действия благодати, по святым отцам, является выполнение заповедей Божиих и Церковных уставов. Это необходимое условие Его помощи в любом деле: крестный ли это ход, семья, приход или державное строительство. А без Бога всякое дело превращается в одну только видимость, в правдоподобную подделку, в свою противоположность.

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/13/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская песня и русский голос... 07.12.2017 1266 Русская песня и русский голос... Выдающийся русский мыслитель Вадим Валерианович Кожинов делает вступление к творческому вечеру Александра Николаевича Васина - и сам прекрасный вечер, прекрасная русская песня как главная основа русской культуры . Васин Александр Николаевич родился 16 сентября 1945 года в г. Майкопе. Закончил Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина , факультет математики. Карьера: 1970-1990 - учитель математики в школах Москвы ; параллельно вёл литературную и музыкальную работу как автор-исполнитель песен; принимал участие во многих фестивалях авторской песни по всей стране - сначала как конкурсант, а затем - член жюри и руководитель творческих семинаров; в 1972 году создал вокальное трио «Надежда», выступавшее до 2007 г.; с 1999 г. полностью занят творческой деятельностью. В 1992 г. вокруг Александра Николаевича образовалась литературно-музыкальная студия народной культуры, действующая до сих пор; студия ведёт активную концертную работу, историко-литературную исследовательскую деятельность в области русской культуры; в рамках студии организовал издательство. А. Васин-Макаров - автор идеи и собиратель уникальной трёхтомной «Антологии русского лиризма. ХХ век» (2000, 2004), составитель и редактор книги стихотворений «Спой мне, море» А. К. Передреева (2010), книги студийной хроники «Жизнь происходит» (2009) и других; участник международных научных конференций, посвящённых творчеству И.Анненского, Г. Иванова, С. Клычкова. Публикации: А. Н. Васиным-Макаровым опубликовано около 100 статей в центральных и периферийных изданиях России и Казахстана; вышли книги его стихов «Дикий мёд» и «Семь рождений», книга песен «Песня как жизнь», а также внежанровое сочинение - книга «Читаю Лермонтова» (2002, 2004, 2008, 2012), в которой, как написано в одной из рецензий, «вопрос о Лермонтове в русской культуре радикально переформулирован». Награды: литературные премии им. А. Блока (2001) и «Золотое перо России» (2004), потомственный орден им. Владимира Даля (2004), орден «Честь и слава» (2010), медаль им. Шолохова (2005), памятная медаль Алексея Фатьянова (2012).

http://ruskline.ru/video/2017/dekabr/07/...

Й. опубликовал большое число средневек. серб. лит. памятников, прежде всего апокрифов и житий, по рукописям, хранящимся в собрании Сербии и Черногории, а также Австрии, Афона, Болгарии и Румынии. Из памятников агиографии помимо сочинений патриарха Печского Паисия (Яневаца) и св. Саввы Сербского Й. издал «Похвальное и историческое слово» деспоту Стефану Штиляновичу (Похвално и повесно слово деспоту Стефану ucmopuja. Београд, 1978. Год. 10. Бр. 38. С. 335-377) и Житие прп. Петра Коришского ( Teoдocuje Хиландарац. Жumuje Петра Коришког//Там же. 1980. Год. 12. Бр. 48. С. 635-681). Им был подготовлен к изданию слав. текст сочинений св. серб. кор. Стефана Первовенчанного (см. Симон монах; Стефан Првовенчани. Сабрана дела/Пред., ком.: Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 1999), иером. Доментиана ( Дoмehmujah. Жumuje св. Саве/Пред., ком.: Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 2001). Ряд публикаций Й. посвятил изданию и исследованию записей писцов и читателей на рукописях и старопечатных книгах XII-XVIII вв. са kojoм су студенички монаси путовали у Pycujy 1758/59 г.//Осам векова Студеница: Зб. радова. Београд, 1986. С. 241-245; Неки heoбjabлehu записи из старе збирке Народне библиотеке Cpбuje//АрхПр. 1996. Бр. 18. С. 219-227; В. као и проучаловац старих српских записа и натписа//АрхПр. 1997. Бр. 19. С. 323-382). Большое место в творчестве Й. занимает популяризация памятников средневек. серб. книжности и культурного наследия в целом. Им опубликованы переводы с церковнославянского на совр. серб. язык собрания сочинений патриарха Паисия ( Najcuje, nampujapx Сабрани списи. Београд 1993), ветхо- и новозаветных апокрифов (Апокрифи старозаветни: Према српским преписима. Београд, 2005; Апокрифи новозаветни. Београд, 2005), «Повести о Варлааме и Иосафе» (Варлаам и Joacaф. Београд, 2005), церковнослав. перевода укр. книжника иером. Самуила (Бакачича) книги о чудесах Пресв. Богородицы критского мон. Агапия Ланд(ос)а ( Aranuje Ландос Чуда Пресвете Богородице. Вршац, 2002 2), серб. описаний Св. Земли (Света у cpnckoj од XIII до kpaja XVIII в. Београд, 2007). Переводами на совр. сербский язык снабжены и многие подготовленные Й. публикации памятников на церковнославянский язык сербского извода. Й. составлены и опубликованы антология и хрестоматия древнесерб. лит-ры (Стара српска Избор из Noeзuja, похвале, апокрифи. Београд, 1997; Стара српска Xpecmoмamuja. Београд, 2000). В связи с 800-летием монастыря Хиландар (1998) Й. подготовил по архивным материалам издание перевода Д. Костича древнейших Житий св. Симеона Сербского ( Св. Сава, Стефан Првовенчани. Жumuje св. Симеона/Прев.: Д. Kparyjebaц, 1997) и 2 сочинений по истории серб. монашества на Афоне иером. Саввы Хиландарца со своими послесловиями ( Сава Хиландарац. Ucmopuja ман-ра Хиландара: Успомена на С. Калик. Београд, 1997; Он же. Типикарница св. Саве у Kapeju. Торонто, 2000).

http://pravenc.ru/text/1238009.html

Каким-то странным, ну просто совершенно невероятным совпадением следует признать тот факт, что именно в разгар подготовки к празднованию «украино-шведского» антироссийского союза, в разгар мощной государственной украинской пропагандистской кампании по реабилитации Мазепы, один за другим начинают выступать принадлежащие к определенному кружку киевские богословы, подводя теоретическое обоснование под теперь уже церковную реабилитацию анафематствованного 300 лет назад клятвопреступника. Причем «мазепинский» зуд у этих богословов настолько силен, что его не сдержал даже призыв главы Информационного отдела Московского Патриархата Владимира Легойды (фактически, церковного министра) перенести дискуссию о Мазепе в экспертное поле, а до того воздержаться от заочного обмена аргументами в публичном пространстве. Неужели дело все-таки в отмеченном выше удивительном совпадении? Но как же тогда быть с бесконечными обличениями все теми же кружковцами «политического Православия»? Хотя, виноват, к теме реабилитации Мазепы более подходит иной термин - «политическое псевдоправославие». Данная статья посвящена разбору очередной апологии Мазепы - творению диакона Андрея Глущенко «Некоторые замечания к статье прот. Андрея Новикова " Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы " ». Надо сказать, о. А. Глущенко прикреплен за моим недостоинством достаточно давно. Еще до принятия мною сана, где-то в 2001 или 2002 г. в одном киевском журнале он разразился гневным обличением в мой адрес, мол, как это я смею почитать Русскую Зарубежную Церковь не раскольнической, канонической и благодатной, и даже намекнул на мою нелояльность Московской Патриархии. В опусе «Некоторые замечания к статье прот. Андрея Новикова " Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы " » как лично мне, так и самому факту анафематствования Русской Православной Церковью Ивана Мазепы предъявлен целый ряд серьезных претензий. Не имея желания раздувать данную статью до рамок отягощающего читателей длинного богословского трактата (а не за отсутствием аргументов!), позволю себе остановиться на тех претензиях отца Андрея Глущенко, которые мне показались наиболее заслуживающими ответа.

http://pravoslavie.ru/37458.html

Коломна. Церковь Никиты мученика. Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь во имя великомученика Никиты сооружена в 1695 г. в традициях московского барокко. Поначалу она являлась домовой для богатейшего купеческого рода старой Коломны — Мещаниновых. Родоначальником этой фамилии стал в конце XVII в. Демид Мещанинов, чьим усердием, по-видимому, и был построен храм. В XVIII в. перестроили колокольню с закрытой папертью, увеличили северный придел. В 1858—1860 гг. в теплой трапезной части храма заменили сводчатые перекрытия в связи с устройством второго южного придела. Внешняя барочная обработка здания уступила место позднему ампиру. Никитский храм — одноглавый, бесстолпный, в виде высокого двусветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом. Храм имеет два придела: во имя апостола Иакова, брата Господня, и святителя Митрофана Воронежского. На стенах и своде храма сохранилась часть росписей 1830 г. с последующими поновлениями. В семье священника этой церкви П.М.Никитского в 1824 г. родился сын Никита, будущий философ, публицист и издатель. В Коломенском Духовном училище он получил фамилию Гиляров; за успехи в Московской семинарии и Духовной Академии он также удостоился прибавления к фамилии — Платонов (как стипендиат митрополита Платона). В Никитском храме находились святыни: чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, крест и Владимирская икона, принадлежавшая князю Дмитрию Пожарскому и, по преданию, сопровождавшая его в походах. Также в храме хранились мощи многих святых. В округе великомученик Никита почитался как покровитель младенцев. За «Никитской» святой водой для исцеления младенцев шли со всего города. В советское время храм был порушен и разграблен. Первая Литургия во вновь открытой церкви совершилась 28 сентября 2001 г. в день памяти великомученика Никиты. В 2002 г. в приделе апостола Иакова установили иконостас, написанный коломенским художником Андреем Гавриловым. Большое внимание уделяется церковному хору. При храме действует воскресная школа и летний православный городской лагерь.

http://sobory.ru/article/?object=04425

Ленинское. Константино-Еленинский монастырь. Карта и ближайшие объекты В Санкт-Петербургской Епархии, среди живописной природы Выборгского района, недалеко от курортных поселков Репино и Комарово, в мае 2006 года по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира создана новая обитель- Константино-Еленинский женский монастырь. 6 октября статус монастыря был утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви. Монастырь находится в центре поселка Ленинское (исторически – Хапала), где ранее никогда не было православного храма. 28 июня 1998 года состоялась закладка церкви в честь святых равноапостольных Константина и Елены, первое богослужение проведено Рождественским постом 1999 года, а 11 сентября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II совершил чин освящения новой церкви. Благодаря трудам и попечению ктитора К.В. Голощапова, в благолепном храме находятся ковчеги с частицами мощей святых царей Константина и Елены и многих древних и новых Божиих угодников, часть Древа Креста Господня. Из украшающих храм икон особо почитается образ Божией Матери «Всецарица» афонского письма, Нерукотворный Образ Господень кисти Васнецова, Иверская икона Божией Матери, написанная на Афоне в 2002 году, древний образ святителя Николая Чудотворца- дар Президента В.В.Путина. На территории монастыря построены еще два храма. Один - Никольский, в котором можно помолиться перед иконами и частицами мощей Великого Чудотворца Николая, святителя Спиридона Тримифунтского, великомученика Пантелеимона Целителя, святого благоверного князя Александра Невского, преподобных Серафима Саровского и Антония Дымского. Другой храм - в честь Рождества Христова, крестильный храм с баптистерием для крещения взрослых полным погружением.  По материалам Константино-Еленинского монастыря В 2006 г. в Санкт-Петербургской епархии появился новый монастырь, о котором пока еще относительно мало известно. Несмотря на его молодость, в монастыре находится большое количество чтимых православных святынь. Новая обитель была основана в поселке Ленинское (ранее Хаапала) Выборгского района Ленинградской области.

http://sobory.ru/article/?object=07614

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010