27 марта 2007 года на заседании Священного Синода была утверждена «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной разработанная Синодальным Миссионерским отделом Московского Патриархата. Концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей. Текст Концепции основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917–1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996–2002 годы. Наконец, в 2009 году, по благословению и под общей редакцией Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, издательством БПДС (с м/н) был издан первый в истории Русской Православной Церкви учебник по миссиологии, в который вошли статьи 23 авторов – миссионеров, богословов и преподавателей, составленные специально для данной работы. 1.3. Богословское понимание миссии Церкви 1.3.1. Библейское понимание миссии Все принципы православной миссионерской деятельности основываются и выводятся из Священного Писания , как самого авторитетного источника вероучения Православной Церкви. Они или даны непосредственно Господом Иисусом Христом, или же выработаны апостолами в процессе проповеднического служения. Наставления Спасителя ученикам при послании их на проповедь (до Воскресения Его из мертвых) изложены в Мф. 10 гл. и Лк. 10 гл. Основные темы наставлений: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 10.7 ; Ср.: Лк. 10.9 ); «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10.16 ; Ср.: Лк. 10.3 ); «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10.27–28 ); «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10.16 ; Ср.: Мф.10.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

4. Κατζινκς . 2000= Κατζινκς Α., πρωτοπρεσβ. Το υμνογραφικ και ευχολογικ ργο Θεοκτστου του Στουδτη. Θεσσαλονκη, 2000. 5. Talbot. 1983= Talbot A.-M. Faith Healing in Late Byzantium. The Posthumous Miracles of the Patriarch Athanasios I of Constantinople by Theoktistos the Stoudite. Brookline (Massachusetts), 1983. 6. Talbot . 2004= Talbot A.-M. Fact and Fiction in the Vita of the Patriarch Athanasios of Constantinople by Theoktistos the Stoudite//Les vies des saints à Byzance. Genre littéraire ou biographie historique?/Ed. P. Odorico, P. Agapitos. Paris, 2004. P. 87–101. 7. Talbot. 2010= Talbot A.-M. The Compositional Methods of a Palaiologan Hagiographer: Intertextuality in the Works of Theoktistos the Stoudite//Imitatio- Aemulatio- Variatio. Akten des internationalen wissenschaftlichen Symposions zur byzantinischen Sprache und Literatur. Vienna, 2010. P. 253–260. 8. Τσμης . 1980= Τσμης Δ. Ιωσφ Καλοθτου Συγγρμματα. Θεσσαλονκη, 1980. 9. Байер . 2000= БайерХ.-Ф . Участие Ирины-Евлогии Хумнены в исихастском противоборстве XIV в.//Античная древность и средние века. 2000. Вып. 31. С. 297–322. 10. Барабанов . 1989= Барабанов Н.Д . «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в К-поле в 30-е годы XIV в .//Византийский Временник. 1989. Т. 50. С. 139–146. 11.  Пападопуло-Керамевс. 1905= Пападопуло-Керамевс А.И. Жития двухъ вселенскихъ патриарховъ XIV в., Свв. Атанасия и Исидора I//Записки Историко-Филологическаго Факультета Императорскаго С.-Петербургскаго Университета. Спб., 1905. Ч. 76. С. 1–51. Комментарии ( 1): Дунаев А.Г. 05 ноября 2014г. 14:21 Каньелас, полагаю, убедительно доказал, что вторым духовником Ирины Евлогии был Григорий Акиндин. Ср. по этому поводу: http://danuvius.livejournal.com/97798.html В русской научной литературе принято давать транскрипцию фамилий ученых. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/4273992

Происхождение. Поступил 7.07.1921 из г. Москвы от рестовратора-иконописца Г. И. Чирикова через Отдел по делам музеев. Аналогии. Подобный крест воспроизведен в статье С. В. Гнутовой (Творчество, 1990, 12) и атрибутирован как Север, XVIIbek. Выставки. 1999–2000 годы – выставка, посвященная 200-летию Уфимской епархии и 2000-летию рождества Христова в БГХМ им. М. В. Нестерова. 6. Крест нательный Инв. П-196, КП-497. XVII век, Русский Север. Серебро, литье, выемчатая эмаль. 5,3х4,0. Лицевая сторона             Оборотная сторона Описание. Крест типа процветший, четырехконечный, с трехлопастными концами. На кресте изображен восьмиконечный Голгофский крест с цатой, копьем и тростью. Перекрестие украшено прямыми лучами, опирающимися на фигурно изогнутые полукружия. Небольшие углубления в рельефе креста были заполнены синей и зеленой эмалью, которая почти не сохранилась. Утолщенное, круглое ушко креста без изображений. Оборот креста орнаментирован ромбами, в которых заключен текст молитвы, который трудно читается. С лицевой стороны креста помещены следующие надписи: Ц[а]р[ь] С[лавы]; И[ису]с; Х[ристо]с; М[есто] Л[обное] Ра[й] Б[ысть]; Крест; Коп[ье]; Тро[сть]. Сохранность. Потемнение и потертость поверхности. Почти полная утрата эмали. Происхождение. Судя по номеру Книги поступлений (497) и архивным данным, крест поступил в 1920 году. Источник поступления неизвестен. Аналогии. Подобный крест воспроизведен в статье С. В. Гнутовой (Творчество, 1990, 12) и атрибутирован как Север, XVIIbek. Архив. Опись 1, папка 16 «Материалы обследования памятников старины и списки с описаниями коллекций 1920–1928 гг.», документ 10, порядковый номер 10. Выставки. 1999–2000 годы – выставка, посвященная 200-летию Уфимской епархии и 2000-летию Рождества Христова в БГХМ им. М. В. Нестерова. 7. Крест нательный Инв. П-231,КП-4644. XVII век, Русский Север (?). Серебро, литье, золочение. 6,3х4,7. Лицевая сторона              Оборотная сторона Описание. Крест типа процветший, четырехконечный, с трехлопастными концами, подобен кресту П-196 (кат. 6). Отливка креста менее тонкая и менее качественная, чем у креста П-196; три фигурных полукружия средокрестия отлиты без сквозных отверстий. Позолота положена неравномерно, толстым слоем. Ушко утолщенное, почти круглое, без изображений. Оборот гладкий.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Участников конференции приветствовали ректор МДА архиепископ Верейский Евгений, начальник отдела по работе с общественными и религиозными объединениями полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе М. Белогубова. ИТАР-ТАСС/Православие 2000 ПРОДОЛЖАТЬ ИЗУЧЕНИЕ ПОДВИГА РЕПРЕССИРОВАННЫХ ЗА ВЕРУ ПРИЗВАЛ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ СТУДЕНТОВ СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО БОГОСЛОВСКОГО ИНСТИТУТА Москва, 21 ноября 2000 г. С ежегодным студенческим праздником поздравил сегодня учащихся Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Впервые это традиционное торжество прошло в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя , что, считает Предстоятель Церкви, говорит о значении богословского вуза. Три с половиной тысячи студентов из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Узбекистана, Латвии, Литвы, а также ФРГ, Франции, Финляндии, Великобритании получают здесь высшее духовное образование по 14 специальностям. Из стен института выходят не только будущие священники, но и богословы, историки, преподаватели, регенты и певчие, специалисты в области церковного искусства. Вся деятельность института носит миссионерский, просветительский характер. Предстоятель высоко оценил работу студентов по изучению биографий пострадавших в годы гонений клириков - в компьютерную базу данных занесено 15 тысяч имен. " Необходимо провести самое тщательное исследование подвига этих людей по доступным теперь следственным делам. Подвиги наших современников являют удивительные образцы стояния в вере и мученичества за Христа, и они должны быть явлены всему миру " , - заявил Первосвятитель. ИТАР-ТАСС/Православие 2000 В ПРОШЛОМ ГОДУ УБЫЛЬ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ СОСТАВИЛА ОКОЛО ПЯТИ ЧЕЛОВЕК НА 10 ТЫСЯЧ ГРАЖДАН Москва, 17 ноября 2000 г. Естественная убыль населения России в 1999 году составила 4,8 человек на 10 тыс. граждан. Такие данные привел, выступая в Госдуме, министр труда и социального развития РФ Александр Починок. Он сообщил, что в прошлом году численность российского населения снизилась до 145,6 млн. человек. А. Починок отметил в целом неблагоприятную демографическую тенденцию в стране. По прогнозам Госкомстата, если эта тенденция сохранится, то к 2015 году население России составит 138,4 млн. человек, к 2025 г . - снизится на 9,5 млн. человек, а к середине 21 века - на 26,1 млн. человек. Причем, уточнил министр, такие прогнозы рассчитывались из учета положительного миграционного сальдо. Без учета этого фактора, по словам А. Починка, к 2010 году население России может составить 121 млн. человек, в результате чего страна с седьмого места в мире по численности своих граждан опуститься на четырнадцатое. Такая демографическая ситуация, по словам А. Починка, может привести " к катастрофе " пенсионной системы России и нехватке рабочей силы в стране.

http://pravoslavie.ru/7462.html

В межсоборный период продолжался начавшийся в 1988 г. рост числа духовных школ и увеличение числа учащихся в них, хотя процесс этот не был уже столь бурным, как в первой половине 90-х годов. Ко времени Архиерейского Собора 1997 г. сеть духовных школ включала 5 Духовных Академий, Богословский Институт, 21 Духовную Семинарию, 23 Духовных училища и 6 пастырских курсов. За прошедшие с тех пор 3 года число Семинарий увеличилось на 6, в настоящее время их 27, количество Духовных училищ выросло с 21 до 27. Число Академий и пастырских курсов осталось неизменным. За этот период появились следующие преобразованные из Духовных училищ Семинарии: Владимирская, Ташкентская, Воронежская, Казанская, Самарская, Николо-Угрешская. В эти годы были открыты или преобразованы из пастырских курсов следующие Духовные училища: Тульское, Тамбовское, Барнаульское, Саранское, Тюменское, Ивановское, Перервинское, Оренбургское, Нижегородское (в г.Выксе). Что же касается числа учащихся духовных школ, то в 1997 г., оно составляло 3700 лиц по стационару, включая учащихся регентских и иконописных школ при Духовных академиях и семинариях (без Украинской Православной Церкви, откуда не поступают сведения в Учебный Комитет), а вместе с заочным сектором и экстернатом - 6400 человек. За межсоборный период оно увеличилось, составив в закончившемся, 1999/2000 учебном году, более 6000 тысяч по стационару (без Украинской Православной Церкви). Общее число заочников и обучающихся по системе экстерната составило в истекшем учебном году 7300 студентов. При этом число выпускников духовных школ в 2000 году составило 1700 лиц, в том числе 600 - в священном сане. В Московских Духовных Школах преподавание осуществляли в истекшем учебном году 101 преподаватель в том числе 9 профессоров, 10 доцентов, 6 докторов и 5 магистров. В 1999/2000 учебном году в Московских Духовных Школах обучалось 520 студентов по стационару, в том числе 155 в Академии, 365 в Семинарии, 113 в Регентской школе и 75 Иконописной школе. По заочному сектору и экстернату 232 в Академии и 539 Семинарии. В 2000 году Московские Духовные Школы закончило в совокупности 285 лиц, в том числе 12 священнослужителей по стационару. Преподавателями Московских Духовных школ подготовлен и опубликован ряд учебных пособий, а также богословских, церковно-исторических, религиозно-философских исследований.

http://sedmitza.ru/lib/text/429364/

Рассмотрим влияние этих факторов раздельно. Потери по фактору смертей - разность между фактической динамикой смертей и вероятной динамикой, если бы «реформ 1990-х» не было. Фактическую ежегодную динамику русских смертей в РФ оценим по ежегодникам Госкомстата РФ. Вероятное число смертей - это функция численности и смертности. В начале 1990-х годов рост русской численности прекратился и начался ее спад. Но 80% смертей приходится на людей старше 50 лет, а их численность увеличивается. Так что вероятную динамику русских смертей можно оценить относительно одного уровня - 1989 года. Русские потери по фактору смертей нагляднее всего видеть и оценить графически, диаграмма 1. Верхняя волнообразная граница черной области - это фактическая ежегодная динамика смертей всего русского народа РФ. Нижняя область - уровень русских смертей в РФСР 1989 года. Площадь черной области - СВЕРХСМЕРТИ русского народа РФ. Оценка потерь за интервал 1989-2010 годы дает величину в пределах 9,5-10 млн. русских СВЕРХСМЕРТЕЙ. Потери по фактору рождений - это разность между вероятной динамикой рождений, если бы «реформ 1990-х» не было, и фактической динамикой рождений. Вероятная ежегодная динамика русских рождений - это функция численности русских женщин детородного возраста и их возрастной детородности, которая есть следствие их настроя на рождение детей. Вероятную динамику русских рождений следует оценивать волнообразной функцией, учитывающей два фактора: Первый - демографическое «эхо» от обвала рождений в 1960-х годах. Второй - прирост рождений на интервале 1970-1980-е годы. Фактическую ежегодную динамику русских рождений в РФ оценим по ежегодникам Госкомстата РФ. Русские потери по фактору рождений - также нагляднее всего видеть и оценить графически - диаграмма 2. Верхняя граница нижней области - это фактическая ежегодная динамика русских рождений в РФ. Волнообразная верхняя граница черной области - это вероятная динамика русских рождений, если бы не было «реформ 1990-х» и настрой русских женщин на детей оставался как в 1970-1980-х годах. Впадина в 1990-х отражает влияние «демографического эха» от обвала русских рождений первой половины 1960-х годов. Это «эхо» стало проявляться уже в последние годы 1980-х, но основное его действие приходится на 1990-е годы и начало 2000-х. Площадь черной области диаграммы 2 - это потери русского народа от НЕРОЖДЕННЫХ детей. Оценка за интервал за 1989-2010 годы дает величину потерь в пределах 10,5-11 млн. НЕРОЖДЕННЫХ русских детей. Любознательный читатель, обратившись к ежегодникам Госкомстата, может сам оценить достоверность оценки потерь по диаграммам 1 и 2. Теперь можно оценить суммарные потери русского народа в РФ от СВЕРХСМЕРТЕЙ и НЕРОЖДЕННЫХ детей с 1989 по 2010 годы. Эта оценка даст величину русских потерь в пределах 20-21 млн. чел. Чтобы понять были ли или нет русские потери от выезда русских из РФ в 1990-2000-е годы - нужно знать итоги переписей 1989 и 2010 годов.

http://ruskline.ru/opp/2013/01/28/o_laps...

Утверждение, что общество может находиться вне идеологии – это обман. Идеология есть всегда. Человек не может жить без ценностей. Даже если он не отдаёт себе в этом отчёт. Либералы пытались представить общество вне идеологии , даже зафиксировали это в 13-ой статье Конституции. Но все прекрасно понимали, что в России доминировала либерально-рыночная идеология. Сегодня ситуация очевидным образом поменялась. Поменялись действия государственной власти, понялась риторика, поменялась идеология. Главный вопрос, на который все ищут ответ так есть в России идеология или нет? А если есть, то где она прописана? Я хотел бы обратить внимание слушателей на документ, который называется Стратегия национальной безопасности. Это второй по важности государственный документ, после Конституции России. Её содержание определяет национальный лидер. Стратегия – это, по сути, самоанализ сраны и целеполагание на среднесрочную перспективу . Владимир Путин за годы своего руководства страной четыре раза менял содержание Стратегии национальной безопасности. По ним чётко видны вехи развития российской государственности за последние 22 года . По Стратегии можно проследить логику действий Владимира Путина за более чем 20 лет правления. Стратегия менялась в следующей хронологии: - 2000 год, после первого избрания Путина президентом - 2009 год, после отражения военной агрессии в Южной Осетии - 2015 год, после майдана, войны в Донбассе и возвращения Крыма – - 2021 год, накануне Специальной военной операции То есть каждый крутой поворот российской истории сопровождался корректировкой курса страны . Такие документы пишутся долго, в них заложены главные смыслы, которые будут определять государственную политику на следующие 5-10 лет. Концепция 2000 года была подписана Путиным 10 января 2000 года. В ней впервые, повислось понятие " суверенный " , " суверенитет " . В Ельцинской концепции нацбезопасности это понятие отсутствовало. Эта Стратегия ставило конкретную цель – спасение государства от распада . В ней подробно прописывалась борьба с проникновением криминала во власть, бизнес, промышленность и торговлю. Народу возвращался статус источника власти. Эти цели поставлены в Концепции-2000, проводились плавно, бесшумно.

http://religare.ru/2_121619.html

Депопуляция — устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся — затронула практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы. Одна из причин депопуляции – низкая рождаемость. Демографы предполагали, что рождаемость (на 1 тыс. населения) в городе упадет с 15,4 в 1988 г. до 10,8 в 1995 г. А она упала до 8,6! В 2000 году родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тысячи, или в 1,6 раза меньше, чем в 1990 г. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для простого замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15 необходимых для воспроизводства населения. В ряде регионов центральной части России суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину. Есть данные о том, что положение с рождаемостью в РФ несколько улучшилось в последние годы: в 2003 г. в целом по Российской Федерации на 1 тысячу родились 10,4 ребенка и умерли 16,5 человека. Но даже с учетом этого повышения рождаемости по расчетам Всемирного банка к 2050 г. население России сократиться в 1,5 раза. По данным банка если до 2050 г. тенденция не изменится, население в мире в 1,5 раза вырастет: с 6 — до 9 млрд человек, а в России — в 1,5 раза сократится. По сравнению с 1990 годом почти на треть снизилось количество регистрируемых браков. В 2000 году каждый четвертый ребенок рождался вне брака! Общество стремительно стареет. На 1 января 2000 г. лиц пенсионного возраста было больше чем детей на 1,1 млн. человек. Ситуация крайне тревожная. Если не предпринять самых решительных мер по преодолению этих негативных тенденций, процесс вымирания может принять необратимый характер. К концу XXI века наш великий народ с удивительной историей и культурой может попросту исчезнуть с лица земли. В чем причина этих печальных явлений? Несомненно, в социальных и экономических потрясениях последних десятилетий. Но не только в этом. Для сравнения: в тяжелые 1944-1945 годы Великой Отечественной войны рождаемость в стране была выше, нежели в настоящее время. Значит, проблема рождаемости — это не только проблема зарплат и условий проживания. Прежде всего, это проблема идеалов. Ради чего люди готовы отдать свою жизнь, ради этого они готовы дать жизнь и новым поколениям. Дети, семья, родина — это традиционные ценности русской культуры. Почему же сегодня в сознании многих россиян они отошли на второй план? На наш взгляд, потому, что люди утратили духовные основы жизни, все нравственные предписания потеряли для них смысл. Значит, именно здесь, в сфере нравственного сознания и духовной жизни и надо искать ответы на вопрос о том, что делать для того, чтобы помочь России выбраться из демографической ямы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429817/

200-ЛЕТИЕ ЕДИНОВЕРИЯ ОТМЕТИЛИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ декабря 2000  6 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества, посвященные 200-летию единоверия. Утром во Владимирском соборе благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин и единоверческий священник Петр Чубаров отслужили благодарственный молебен. Вечером в помещении Музея им. Ф. М. Достоевского прошла конференция, посвященная памятной дате.  6 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества, посвященные 200-летию единоверия. Утром во Владимирском соборе благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин и единоверческий священник Петр Чубаров отслужили благодарственный молебен. Вечером в помещении Музея им. Ф. М. Достоевского прошла конференция, посвященная памятной дате.      Ее открыл священник Петр Чубаров, сделавший доклад об истории возникновения единоверческого движения вплоть до его официальной организации в 1800 году. По его словам, вплоть до XX века история единоверия складывалась неоднозначно. Единоверческие приходы имели ряд сложностей, несмотря на их нахождение в лоне Русской Церкви: вплоть до второй четверти XX века не были отменены клятвы на старые обряды; существовали препятствия для перехода православных на единоверческий приход; единоверцы не имели своего епископата. Все эти проблемы были решены в XX веке, на поместном Соборе 1917-19 годов или чуть позже, но в годы советской власти ознаменовались жестокими гонениями на единоверцев. В результате к 1960-м годам единоверческое движение " практически замерло " . Открытие новых приходов началось лишь в последние 10-15 лет.      Два интересных и информативных доклада на темы " История единоверческих монастырей в России " и " Единоверческие епископы " прочитал зам. зав. библиотекой СПбДА А. А. Бовкало. Об академике А.А. Ухтомском как прихожанине Никольской единоверческой церкви Петербурга, большом знатоке и ценителе древнерусской иконы и традиционного церковного знаменного роспева рассказал В. Н. Павлов. Л. В. Соколова представила доклад о научной деятельности акад. А. А. Ухтомского. Головщик Сергей Чиж сделал доклад о знаменном роспеве. От имени Комитета мэрии по связям с религиозными объединениями к присутствующим обратилась Э. Н. Парецкая, рассказавшая о проблемах с передачей единоверческому приходу церковного здания, которое сейчас занимает музей Арктики и Антарктики (решением суда правый придел должен быть теперь передан приходу). В заключение от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского с юбилеем единоверия участников торжеств поздравил благочинный Центрального округа профессор СПбДА протоиерей Владимир Сорокин, сказавший о важности дальнейшего развития единоверческого движения в лоне Русской Православной Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

Блок А. Собр. сочинений: В 6 т. Л., 1982. Т. 4. С 150. 44 См. там же. С. 142 (ср. в одном из манифестов символистов: " Поэзия, как касание к сверхчувственной реальности, граничит с чудотворством ... Ее истина где-то выше человеческих умственных и моральных категорий " . Маковский С. К. На Парнасе Серебряного века. М., 2000. С. 25-26). 45 Сытова А. С. Неизвестные рисунки Е. Ю. Кузьминой-Караваевой//Памятники культуры. Новые открытия. 1987. С 290-298. 46 Ее можно увидеть в Интернете: http://www.mere-marie.com/101.htm 47 Блок А. Собр. сочинений: В 6 т. Л., 1982. Т. 4. С. 127. 48 См., напр., Шустов А. Н. Е. Ю. Кузьмина-Караваева в годы революции и Гражданской войны//Новый часовой. 2000. 10, С. 82-92. 49 Гаккель. 1993. С. 112. 50 См., напр., Исаев И. А., Золотухин Н. М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М., 1995. С. 305-309. 51 Шустов А. Н. Е. Ю. Кузьмина-Караваева в годы революции и Гражданской войны//Новый часовой. 2000. 10, С. 86 (во время суда ей припомнили этот акт). 52 См. Шустов А. Н. Раскрывая тайну матери Марии//Вольная Кубань, 6 ноября 1992. С. 4. 53 См. Шустов А. Н. Примечания//Кузьмина-Караваева Е. Ю. Наше время еще не разгадано… Томск, 1996. С. 22. В защиту Кузьминой-Караваевой выступили русские литераторы (М. Волошин, А. Толстой, Н. Тэффи и др.) и известный политический деятель В. В. Шульгин, обосновавшийся в Екатеринодаре и пользовавшийся у белых авторитетом. Уже после вынесения приговора Кузьминой-Караваевой в газете было опубликовано письмо в ее защиту от лица писателей, в котором, в частности, говорилось: " Пришло известие, что в Екатеринодаре предана военно-полевому суду Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева по обвинению в большевизме, ей грозит смертная казнь. Нельзя прочесть это обвинение без тревоги. Кузьмина-Караваева – поэт, мыслитель, философ, первая из русских женщин окончила Духовную академию (!?) и прочилась в ректоры предполагавшейся женской Духовной академии (!?) … Невозможно подумать, что даже в пылу гражданской войны сторона государственного порядка способна решиться на истребление русских духовных ценностей, особенно такого веса и подлинности, как Кузьмина-Караваева " (Одесский листок. 1919, 24 марта, 78. С. 2). В этом письме, как и в ходе процесса в целом, было, конечно, немало преувеличений, вызванных остротой ситуации. 54

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010