После смерти болг. хана Кубрата (после 665) Болгария была разделена между его 5 сыновьями. Один из них, Аспарух, форсировал Дон, Днепр и Днестр и временно осел на юге Молдовы; затем, считая эти места ненадежными, болгары в 70-х гг. VII в. вторглись на территории Визант. империи (район дельты Дуная, румын. Добруджа), где Аспарух ок. 681 г. (после битвы при Онгале) создал Болг. гос-во между Дунаем, Балканами и Чёрным м. ( Const. Porphyr. De them. II 20// Popa-Lisseanu. 1943. P. 114; Theoph. Chron.//Ibid. P. 109-110). Формирование валашского этноса, создание новых политических образований. Итогом длительного совместного проживания и взаимодействия местного романизированного населения и славян стало образование к X в. этнически единой восточнороманской общности (в лат. и греч. источниках чаще всего фигурирует под названием влахи, в славянских - волохи), к-рая послужила основой для формирования раннерумын. гос. образований - земель (ara, царэ), затем воеводств и княжеств. Одним из первых авторов, писавших о валашских политических формированиях, был анонимный автор, нотариус венг. короля Белы I, который в хронике «Деяния венгров» упоминает 3 гос. образования кон. IX в. во главе с Менуморутом, Гелу (Дьялу) и Гладом, а на рубеже X и XI вв.- еще 2 воеводства, с центром в совр. Алба-Юлии и в Банате, к-рые были больше, богаче и лучше организованы, чем предыдущие (Cronica notarului Anonymus . 1996. P. 13-14, 20, 29). Усилия венг. династии Арпадов по завоеванию Трансильвании на рубеже XI и XII вв. не позволили существующим в этом регионе румын. гос. образованиям консолидироваться. Из Жития свт. Герхарда, епископа г. Туль (963-994), следует, что между Оршовой и Мурешем (в Банате) в нач. XI в. существовало гос. образование под предводительством Актума, к-рый имел связи с Византией и поддерживал ее политику в своих интересах (Ibid. P. 30). В XI-XIII вв. румын. территории пережили последние волны мигрирующих кочевых народов: печенегов, огузов, куман (половцев) и монголов. В XI в. в регионе обосновались куманы, которые подчинили румынские поселения своей власти (форма ее осуществления до конца не определена). В 1094 г. северодунайские влахи провели куманов через балканские перевалы. Сведения о военном сотрудничестве влахов и куман можно почерпнуть из источников о куманско-визант. войне 1148 г., в ходе которой куманы заставили отряды местных воинов выступить с ними в качестве авангарда. Один из командиров, попавший в плен к византийцам, носил христ. имя Лазарь - возможно, именно он и был предводителем влахов на сев. берегу Дуная ( Ioannes Kinnamos. Epitoma. 2//FHDR. 1975. Vol. 3. P. 237; tefnescu. 2005. P. 10-12). Наивысшей степени сотрудничество влахов и болгар достигло в десятилетия, последовавшие за восстанием 1185-1186 гг. Иоанна Асеня I (болг. царь в 1187-1196) и его братьев (История Румынии. 2005. С. 141).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

прп. Прохор Грузин (50-е гг. XI в.); Георгий (до 80-х гг. XI в.); Власий; прп. Лука Иерусалимский (70-е гг. XIII в.); Соломон, Иоанн (Бандасдзе), Симеон (Элимелекисдзе), Симеон (Цидашвили) (все в 1-й пол. XIV в.); Герман, Херувим (Керобин) (кон. XIV в.); Иосиф (кон. XIV - нач. XV в.); Пимен, еп. Ацкурский (10-е гг. XV в.); Иоанн (30-40-е гг. XV в.); Христофор (Зедгинидзе); Даниил, еп. Никозский (2-я пол. XV в.); Беена (Ирубакидзе) (нач. XVI в.); Василий (Мамуласдзе) (20-е гг. XVI в.); Иоаким (Чолокашвили) (с 1538); Иаков (1579); Епифаний (после 1579-1593); Иосиф (после 1593); Феодосий, еп. Манглисский (ок. 1610); Неофит (1620-1622); Никифор Ирбах (1622-1626); Гавриил (Гегенава) (ок. 1632); Макарий (ок. 1635); Никифор Ирбах (повторно) (1643-1649); Марк (с 1649); Гавриил (Гегенава) (повторно) (2-я пол. XVII в.); Иосиф (Бараташвили) (1663-1666); Мелетий (Цулукидзе) (1666); Николай (Цулукидзе) (1666-1675); Николай (Амилахвари) (с 1675); Христофор (Мухранбатони) (1683-1688); Гавриил, Иосиф, Мелетий (2-я пол. XVII в.); Парфений, Арсений (Эриствишвили), Гавриил (все до 1707); Христофор (Палавандишвили) (1707-1717); Завулон (Глурджидзе) (с 1717); Герасим (до 1756); Онуфрий (1752-1755); Антоний (1755-1756); Симеон (1756-1762); Иосиф, Елисей, Тимофей, Давид, Арсений (все в 1762-1780); Антоний (повторно) (1780-1804); Афанасий (нач. XIX в.); Венедикт Ватинели (до 1818); Иоаким, Акакий, Прокопий, Матфей, Фаддей, Иаков, Митрофаний, Даниил (все в 1818-1852); Кесарий (1852-1860); Прокопий, Никифор (60-е гг. XIX в.); Дамиан, Мелетий, Иерофей (все в 70-90-х гг. XIX в.); Софроний (кон. XIX в.); Патрикий (до 1905). Архитектура и живопись К. м. окружен мощными крепостными стенами с контрфорсами и с выступающей входной башней на юго-востоке. Внутри находится комплекс зданий, тесно примыкающих друг к другу, построенных вокруг маленьких дворов-колодцев. Ансамбль подвергся значительной перестройке в сер. XIX в., тогда же была возведена барочная монастырская колокольня. Разрез и план кафоликона

http://pravenc.ru/text/2459035.html

10/XI-1941 г. хиротонисан в обновленческого еп. Звенигородского, вик. Московской епархии. В годы войны временно управляющий Московской обновленческой епархией. 05/V-1943 г. переведён в Ташкентскую обновленческую епархию, обновленческий еп. Ташкентский и Среднеазиазский. 27/XII-1943 г. принёс покаяние и принят в лоно Русской Православной Церкви как простой монах. Рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Служил 3-м священником Загорской Ильинской церкви. 15/VIII-1944 г. хиротонисан во еп. Кировоградского, вик. Одесской епархии, В 1945 г. – временно управляющий Одесской епархией, еп. Одесский и Кировоградский. 1946–30/Х-1947 гг. – еп. Херсонский и Одесский. ЗО/Х-1947–24/II-1948 г. – еп. Ростовский и Таганрогский. 24/II-1948–19/Х-1949 гг. – еп. Ростовский и Новочеркасский. С 19/Х-1949–1950 гг. – еп. Житомирский и Овручский. 17/III-1950–01/II-1951 г. – еп. Гродненский и Брестский. В 1951 г. уволен на покой согласно прошению. 01/IV-1952–09/II-1954 гг. – еп. Тульский и Белевский. 09/II-1954–27/VII-1959 гг. – еп. Астраханский иСталинградский. 27/VII-1959–03/IV-1961 гг. еп. Омский и Тюменский. 30/III-1961 г. удостоен степени кандидата богословия за работу об обновленческом расколе. 03/IV-1961 г. возведён в сан архиепископа. 03/IV-1961–10/Х-1962 гг. – архиеп. Пермский и Соликамский. 10/Х-1962–20/V-1964 гг. – архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, Экзарх Средней Европы. 13/Х-1962 г. удостоен степени магистра богословия за работу об обновленческом расколе. 20/V-1964–12/IХ-1967 гг. – архиеп. Ярославский и Ростовский. 25/V-1965–15/VI-1965 гг. – временно управляющий Вологодской епархией. Скончался 12/IХ-1967 г. в Московской области. [ПСТБИ] [Шкаровский. С. 4, 9, 47, 51–53, 57, 58, 86, 88, 91.] СЕРГИЙ (Озерецковский [Сергей Иванович]) Митрополит Троицкий (Уральского округа) Родился в 1870 году. В 1894 году окончил Московскую духовную академию. Был настоятелем Успенской церкви в Стромыни, Богородского уезда Московской епархии. По частным сведениям, незадолго до перехода в обновленчество, овдовев, пострижен в монашество, более подробных сведений о нём не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В годы Второй мировой войны Ватикан занимался поисками новой ориентации, что в дальнейшем сказалось на деятельности Римских пап Uoahha XXIII и Павла VI, которые обновили церковную жизнь Римско-Католической Церкви. §4. Краткий обзор деятельности римских пап XX–XXI веков Папа Пий Х (1903–1914 гг.) Во время своего понтификата папа Пий Х провел реформу в римской курии, сократив существовавшие до него 37 конгрегаций до 19. Он способствовал созданию Кодекса католического права, который был утвержден папой Бенедиктом XV в 1917 году. Пий Х решительно выступал против модернистских течений в Римо-Католической Церкви. В 1951 году он был причислен к лику святых. Папа Бенедикт XV (1914–1922 гг.) Бенедикт XV создал в 1917 году особую конгрегацию по делам Восточных Церквей, которая должна была добиваться подчинения католицизму всех христианских Церквей на Балканах, Ближнем Востоке, а также Русской Православной Церкви, при нем заметно активизировалась миссионерская деятельность Ватикана в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке, были установлены дипломатические отношения с Китаем (1918), Францией (1920) и странами Прибалтики. Папа Пий XI (1922–1939 гг.) При Пие XI было подписано Латеранское соглашение (1929), в силу которого был решен «римский вопрос». После подписания Латеранского договора о создании государства Ватикан папа предпринял строительство новых зданий и перестройку старых в Ватикане. За время понтификата Пия XI было заключено 18 конкордатов с разными государствами, опубликовано 30 энциклик, установлено 128 новых диоцезов, созданы десятки новых учреждений при курии, в том числе астрономическая обсерватория и Ватиканская Академия наук. Папа Пий XII (1939–1958 гг.) Пий XII был избран на кафедру Римской Церкви 12 марта 1939 года. Он стремился к тому, чтобы духом католицизма были проникнуты все стороны в области человеческой деятельности, что очень характерно для Рима. От него осталось значительное количество (20 томов) булл, энциклик и публичных обращений учительного, истолковательного характера к самым разнообразным группам людей. Известны его энциклики: «Humani generis» (Род человеческий) (1950), «Evangelii praecone» (Евангельское провозглашение) (1951). В последней энциклике папа выразил мысли о необходимости «отуземить» Римско-Католическую Церковь в Азии и Африке, создав кадры духовенства местного происхождения. Папа Пий XII канонизировал пап Пия X, Пия XI и Иннокентия I. Он провозгласил 1 мая церковным праздником, а покровителем трудящихся праведного Иосифа Обручника. В 1950 г. папа установил второй мариальный догмат о воскресении и телесном вознесении Девы Марии на небо. Папа Иоанн XXIII (1958–1963 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л., 1978; ДРИ. М.; Л., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв.; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982; Лаурина В. К., Пуришев В. Н. Новгородская икона XII-XVII вв. Л., 1983; Греков А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве. М., 1987; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М, 1989; Трифонова А. Н. Рус. икона из собр. Новгородского музея. СПб., 1992; Малков Ю. Г. Фрески Гостинополья//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы, Русь. С. 351-378; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; она же. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Царевская Т. Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новг., 1999; она же. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 2002; он же. Георгиевская ц. в Ст. Ладоге. М., 2003; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI -1-я четв. XII в. М., 2004; Смирнова Э. С., Сарабьянов В. Д. История древнерус. живописи. М., 2007; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв. М., 2008; Дмитриева С. О. Фрески храма Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г. М., 2011; Слуцкая И. А. Роспись 1702 г. Знаменского собора в Вел. Новгороде и проблемы монументальной живописи кон. XVII - нач. XVIII в.: Дис. СПб., 2011; Геров Г. Церковь Спаса на Ковалёве. Новг., 2013; История рус. искусства: В 22 т. Т. 2. Ч. 1: Искусство 20-60-х гг. XII в. М., 2015. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2577775.html

В 1-й четв. XII в., в период царствования св. Давида IV Строителя (1089-1125), свод «К. Ц.» был значительно пополнен. Повествование, прерванное на 80-х гг. VIII в., было продолжено новым сочинением, описывающим события до 1072 г. Название и имя автора этого произведения не сохранились. Историки условно называют его «Матиане Картлисай» (Летопись Картли). В 30-х гг. XII в. были написаны и внесены в свод краткая история царя Георгия II (1072-1089) и обширная летопись, посвященная св. Давиду IV Строителю - «Жизнь царя царей Давида». Повествование об исторических событиях 1125-1207 гг. представлено в 2 редакциях «Древней Картлис Цховреба». Сохранилось 3 рукописи 1-й (условно) редакции: список царицы Мариам (НЦРГ. S 30, рубеж XVII и XVIII вв.), список Мачабели (НЦРГ. H 2135, 1736 г.) и список еп. Самебского Николая (НЦРГ. Q 1219, 1697 г.). В этом варианте после «Жизни царя царей Давида» помещено сочинение автора XI в. Сумбата Давитис-дзе «Жизнеописание Багратионов» («Жизнь и деяния Багратиони», «История и повествование о Багратионах»), в котором история Грузии восходила к библейским предкам Багратиони и заканчивалась событиями 1032 г. Т. о., нарушалась хронологическая последовательность, существовавшая в своде. В 30-х гг. XIII в. после сочинения Сумбата Давитис-дзе было внесено произведение под условным названием «История и восхваление венценосцев», в котором кратко повествовалось о правлении наследника св. Давида IV Строителя царя Димитрия I (1125-1156) и его сына Георгия III (1156-1184) и подробно - о царствовании св. Тамары (1184-1207/10/13). В 20-х гг. XIV в. было написано продолжение, содержащее сведения по истории Грузии после кончины св. Тамары до воцарения Георгия V Блистательного (1318). В историографии это сочинение анонимного хронографа (груз.- Жамтаагмцерели) условно названо «Столетняя летопись». Вторая (условная) редакция «Древней Картлис Цховреба» дошла в 2 списках: царицы Анны (НЦРГ. Q 795, 1479-1495 гг.) и Чалашвили (НЦРГ. Q 207, XVI-XVII вв.). Этот вариант пополнился сочинениями, охватывающими период с конца царствования св. Давида IV Строителя до кончины св. Тамары. После «Жизни царя царей Давида» было помещено краткое описание царствования Димитрия I, Георгия III, св. Тамары и Георгия-Лаши. В историографии это сочинение по дате составления (1222-1223) называют «Летописью времени Лаши Георгия» (им заканчивается список Анны). В списке Чалашвили после описания царствования Димитрия I содержится сочинение, составленное в 30-х гг. XIII в. и повествующее о царствовании Георгия III и св. Тамары. В историографии его автор условно назван «вторым историком царицы Тамар», произведение - «Жизнь царицы цариц Тамар». В списке Чалашвили, так же как и в списках 1-й редакции «Древней Картлис Цховреба», после истории царствования св. Тамары помещена «Столетняя летопись» анонимного автора. «Новая Картлис Цховреба»

http://pravenc.ru/text/1681189.html

Царские владения увеличились и в Квемо-Картли. В XII-XIII вв. на вост. и юж. рубежах Квемо-Картли существовали княжества Гаги и Лоре, где господствовали представители рода Мхаргрдзели, к-рые расширили границы своих владений за счет присоединения Сев. Армении. С политическими процессами тесно связано церковное развитие Грузии. В VIII-X вв. границы ГПЦ распространялись на юго-запад (Тао), на северо-восток (Сев. Кавказ) и восток (Шаки). В К. были выстроены или обновлены монументальные кафедральные соборы: Дманисский Сиони (IX-X вв.), Урбниси (X в.), Руиси (X в.), Никози (X в.), Светицховели (1010-1029), Манглиси (20-е гг. XI в.), Самтависи (1030), Самтавро (2-я четв. XI в.). В 1154 г. амирспасалар Сумбат Орбели «вторично обновил» ц. Хуневан. В т. н. золотой век к лику святых были причислены царь Давид IV Строитель и царица Тамара. Появились новые епархиальные центры. В Квемо-Картли новая кафедра для груз. и армяно-дифизитской паствы Хунани и Ташири была перенесена в Хуневан (арм. «Греческая обитель»; груз. Дзели-Чешмарити; ныне Хневанк). Архиерей именовался архиепископом Хуневанским и имел почетный титул «мампали» ( - отец-господин), к-рый носили как царские особы (напр., Гуарам Мампали, сын царя св. Ашота I), так и католикосы и архиереи. Первый архиеп. Хуневанский Георгий, сын марзпана Деметре, известен по эпиграфическим и письменным памятникам нач. XI в. Также сохранились имена архипастырей Димитрия (30-е гг. XI в.), Феодосия (нач. XIII в.), Георгия (XIII в.?). К сер. XIII в. епархиальный центр был перенесен в Ахталу. По сведениям из сочинения историка царевича Иоанна Батонишвили (Багратиони) (1768-1830) «Описание Картли и Кахети», епископ Ахтальский был пастырем бывш. Цуртавской епархии ( Иоанн Багратиони. 1986. С. 83). Царевич Вахушти называет Ахтальского архиерея Сомхитским митрополитом (КЦ. 1973. Т. 4. С. 310). В источниках XIII в. появились сведения о Цалкской епархии, основанной в Квемо-Картли в результате упразднения Клдекарского эриставства и перевода его земель в царский домен. Цалкский архиерей являлся пастырем провинции Триалети. В источниках этого периода упоминается также епископ Цинцкаройский. В К. известно неск. населенных пунктов с таким названием, епархия и ее центр исторически пока не локализованы. По сведениям Иоанна Батонишвили, епархия находилась в Сомхити ( Иоанн Багратиони. 1986. С. 83).

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Кроме упомянутых древнейшими праздниками русского происхождения являются: памя-ти святым Борису и Глебу (24 июля, установлена в 20-х гг. XI в.), прп. Феодосию Печерскому (14 авг. и 3 мая, установлена ок. 1108) и др., перенесение мощей свт. Николая Мирликийского (9 мая, празднование установлено в кон. XI в.). С 60-х гг. XII в. в Русской Церкви совершается праздник Всемилостивейшего Спаса (Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, 1 авг.). В 1380 г. св. вел. кн. Димитрий Донской постановил совершать в субботу перед 26 окт. поминовение воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8.09.1380 (см. Димитриевская родительская суббота). Общеславянскими праздниками, с самого начала отмечавшимися Русской Церковью , являются память равноап. Кириллу (Константину) Философу, 14 февр., и перенесение мощей сщмч. Климента Римского , 30 янв. Общеславянских памятей в древнерусских Минеях немного. В кон. XI в. на Руси уже были переведены полные Минеи (РГАДА. Ф. 381. 84, 89; РНБ. Соф. 202 (см. Путятина Минея); ГИМ. Син. 159–168 и др.), однако они были редки, чаще использовались сокращенные Минеи, носившие название Праздничных (более позднее название – Трефологии). Обычный набор текстов в Минеях состоял из одного-двух седальнов, кондака и икоса, нескольких стихир, канонов. Праздники имеют более обширную гимнографию. И полные, и праздничные древнерусские Минеи XI–XIV вв. отличаются от современных им южнославянских. Кроме Триодей и Миней использовались сборники однородных текстов – Кондакари, Стихирари. Существовали также Параклитик, состоявший из канонов Октоиха, и Шестоднев, включавший в себя воскресные и седмичные тексты Октоиха и различные дополнения. Совершение таинств. От X–XI вв. до нас не дошло никаких богослужебных книг, содержащих последования таинств. Тем не менее в письменных источниках этого периода нахо-дятся ясные указания на совершение всех таинств. Чинопоследования таинств, известные нам по рукописям XII–XIV вв. (XII в. ГИМ. Син. 604; XIII в. РНБ. Соф. 518; XIV в. РНБ. Соф. 522, 523, 526, 1053, 1054, 1055, 1056; XIV в. ГИМ. Син. 598, 952 (Сергия Радонежского Служебник) и др.), в общем схожи с указаниями в византийских Евхологиях и отличаются от принятых ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Иоанна I, к-рого в науке почему-то принято считать предшественником упомянутого в летописи под 1039 г. митр. Феопемпта , ничто не мешает отнести и к 40-м гг. XI в., поэтому совершенно не обязательно датировать построение Ярославовой ц. 30-ми гг. этого столетия (Мюллер). Указание СЧ, что перенесение мощей Б. и Г. в построенную Изяславом Ярославичем в 1072 г. церковь имело место «минувшем (после чего? - А. Н.) летом 20» ( Абрамович. Жития. С. 55), едва ли можно соотносить с моментом построения Ярославовой церкви, т. к. оно пришлось бы в таком случае на точно засвидетельствованное время святительства митр. Илариона (1051 - не позднее 1054), а не Иоанна. Очевидно, это указание имеет в виду кончину Ярослава, что больше оправдано и контекстом повествования. Если помимо сказанного принять во внимание молчание о Б. и Г. в «Похвале кн. Владимиру» митр. Илариона, датировка к-рой колеблется от 1037 до 1050 г., то наиболее вероятным временем перенесения мощей при Ярославе и учреждения праздника Б. и Г. 24 июля придется признать 2-ю пол. 40-х гг. XI в. Эта датировка находит себе подтверждение в княжеском именослове. Самые ранние из многочисленных наречений княжичей именами новых святых в семействах как Ярославичей (Глеб, Давид , Роман Святославичи, Давид Игоревич, Борис Вячеславич), так и полоцкого кн. Всеслава Брячиславича (Глеб, Давид, Борис, Роман) определенно относятся еще ко времени жизни Ярослава Мудрого (Глеб Святославич родился не позднее 1050/51, Глеб и Давид, коль скоро именно они были старшими сыновьями Всеслава Полоцкого, не позднее 1053/54), тогда как родившиеся в 1036 г. и неск. ранее двое младших сыновей самого Ярослава были наречены Вячеславом и Игорем, что плохо согласуется с предположением о канонизации Б. и Г. при митр. Иоанне, если последний был предшественником Феопемпта. В то же время следует учесть, что сохранившиеся печати Давида Игоревича, родившегося в 50-х гг. XI в., несут на себе изображение не Г.-Давида, а прор. Давида ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв.

http://pravenc.ru/text/153171.html

В гражданской войне, начавшейся в Сирии в 2011 г., регион Л., населенный преимущественно алавитами и отчасти христианами, в целом сохраняет лояльность правительству Б. Асада. Однако в зонах расселения суннитов, большей частью в туркоманских селах к северу от Латакии, неоднократно происходили боевые столкновения. Епископы Л. св. Лукий (Луций; сер. I в.), Филимидр (50-е гг. III в.), Илиодор (кон. 50-х гг. III в.), Сократ (нач. 60-х гг. III в.), Евсевий (ок. 262-268), свт. Анатолий (268 - ок. 282), Стефан (80-е гг. III в.- ок. 303), свт. Феодот (после 303 - 20-е гг. IV в.), Георгий (до 340 - после 359), свт. Пелагий (360 - 80-е гг. IV в.), Аполлинарий (?; до 362-390), Елпидий (до 394 - после 415), Макарий (до 431 - после 451), Максим (упом. в 458), Никий (упом. в 511-512), Константин (до 519; монофизит), Стефан (553), Дометий (553-563/4; яковит), Константин (818-845; яковит), Нико (886-912), Феодор (ок. 890?), Симеон (886-912), Иосиф (IX-X вв.), Феодор (X-XI вв.), Илия (X-XI вв.), неизвестный (1089), Иосиф (XII в.), Василий (до 1147 - после 1157), Павел Ахкар (1961; Мелькитская Церковь), Юханна Мансур (с 1979 по наст. время). Лит.: Le Quien. OC. Т. 2. Col. 789-796; Le Strange G. Palestine under the Moslems. L., 1890. P. 490-491; Спасский А. А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Серг. П., 1895; он же. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 19142; Pauly, Wissowa. Bd. 8. Sp. 713-718; СИППО. 1898. Т. 7. С. 334-335; 1908. Т. 19. С. 322; 1912. Т. 23. С. 116; 1913. Т. 24. С. 319; Eutych. Annales. Pars 2. P. 161, 175, 207 (рус. пер.: Розен В. Р., ред. Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883. С. 16-17, 30, 154); Devreesse R. Le patriarcat d " Antioche depuis la paix de l " église juscu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 168-169; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951; Elisseeff N. Al-Ladhikiyya//EI. Vol. 5. P. 589-593; Fedalto. Hierarchia. T. 2. P. 703-705; Guidoboni E. Catalogue of Ancient Earthquakes in the Mediterranean Area up to the Xth Cent. R., 1994. P. 323-325; Болотов. Лекции; Большаков О. Г. Средневек. город Ближ. Востока. М., 2001; Courad L. Ibn Butlan in «Bilad al-Sham»: The Career of a Travelling Christian Physician//Syrian Christians under Islam: The First Thousand Years. Leiden, 2001. P. 150-151; Butcher K. Roman Syria and the Near East. L., 2003; Панченко К. А. Митрополиты и епархии Правосл. Антиохийской Церкви в описании Патр. Макария III аз-За " има (1665 г.)//ВЦИ. 2012. 1/2(25/26). С. 137.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010