Письменные памятники от эпохи создания К. не сохранились. Наиболее ранние дошедшие до нас кириллические памятники - эпиграфические. Древнейшие датированные граффити, сделанные на славянском языке кириллическим алфавитом,- надпись на стене скального мон-ря недалеко от г. Тырговиште о смерти «раба Божия Антония» (921) и здравица на боковине сосуда для вина (931), найденного в ходе раскопок в районе Велики-Преслава ( Popkonstantinov K., Kronsteiner O. nadpisi. Salzburg, 1994. Bd. 1. S. 48-50, 204-205. (Die Slawischen Sprachen; 36)). К точно датированным относятся древнеболг. надписи на могильных плитах: Добруджанская (943) и царя Самуила (993). Не датирована, но, судя по начертаниям букв и содержанию, выполнена не позднее 60-х гг. Х в. надпись на могиле чергубыля Мостича. Выбитая на мраморной плите Битольская надпись, в которой рассказывается о строительстве крепости в македон. г. Битоле по указу болг. царя Иоанна Владислава, датируется 1015-1016 гг. Кириллические рукописные книги или их отрывки, написанные на пергамене, сохранились с XI в.: Саввина книга (РГАДА. Ф. 381. 14, кон. X - нач. XI в.), Супрасльский сборник (1-я пол. XI в.; НБВ. Собр. Замойских. 21, 151 л.; Любляна, Университетская б-ка. Cod. Kor., 118 л.; РНБ. Qn 72, 16 л.), Энинский Апостол (НБКМ. 1144, 2-я пол. XI в.), Хиландарские листки (ОГНБ, XI в.), Листки Ундольского (РГБ. Унд. 961, XI в.), Македонский лист (БАН. 24.4.16, XI в.), Зографские листки (Б-ка Зографского мон-ря, Афон, XI в.). Самые ранние примеры русской письменности - надписи К. на монетах киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича кон. Х - нач. XI в., берестяные грамоты (древнейшие - 1-й пол. XI в., в т. ч. кириллическая азбука на бересте); К. написаны самые ранние памятники русского извода церковнослав.

http://pravenc.ru/text/кириллицей.html

X. П X 149 138 . 1 2 3 4 5 139 . b X 106 (f 86r). 1 Dixit iterum senex quia: Si scit 2 monachus esse aliquem, apud quem 3 profisere posit, sed necessarium cor- 4 poris cum labore habet, ac propterea 5 non vadit ad eum, huius modi 6 monachus non credit esse deum 140 . XI. П X 150 141 . 1 2 3 4 5 6 7 142 . b X 107 (f 86v). 1 Frater quidam interrogavit parvulum 2 monachum dicens: est loqui 3 an dicit ei puer ille: sunt 4 verba otiosa, dimitte ea, si autem bona, 5 fac locum bono et loquere. verum tamen, 6 vel si bona sunt verba, non diu protrahas, 7 sed cito incide quod loqueris, et 143 . XII. П XI 38 144 . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 145 . b XI 15 146 (f 89v). 1 Dixit qui supra abbas Iohannes Brevis 2 quia: Similis sum homini sedenti sub 3 arbore magna et adtendenti beluas 4 multas et plura serpentia ad se 5 venientia, et cum se viderit quia non 6 potest stare adversus ea, festinat ascendere 7 in arborem, ut salvetur. Ita et ego sedeo 8 in cella mea et adtendo malignas 9 cogitationes super me, et cum non 10 praevaleo adversus eas, confugio per 11 orationem ad deum, et ita salvus 12 efficior ab insidiis inimici 147 . XIII. П XI 58 148 . 1 2 3 149 . b XI 26 (?) (f 91r). 1 Dixit iterum quia: Si faciat homo 2 caelum novum et terram novam, 3 non potest secures esse. XIV. П XI 67 150 . 1 2 3 4 151 . b XI 34 (?) (f 92v); c XI 32 (f 69rr); d XI 32 (f 40v); e XI 32 (f 64vv); g XI 33 (f 60r); Cob.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

07.03.2007 19:21 Сайт ВРНС Резолюция XI Всемирного русского народного собора «О единстве Церкви» 07.03.2007 17:57 Сайт ВРНС Соборное слово XI Всемирного русского народного собора 07.03.2007 17:34 Благовест-инфо Итоговое обращение XI Всемирного русского народного собора посвящено духовно-нравственным основам модернизации в России 07.03.2007 10:15 Благовест-инфо Участники XI ВРНС обсуждают пути преодоления бедности 06.03.2007 23:18 Благовест-инфо На XI Всемирном русском народном соборе обсуждались экономические перспективы России 06.03.2007 12:01 Коммерсантъ Церковь попрекнула олигархов деньгами 06.03.2007 10:20 Благовест-инфо Архиепископ Берлинский Марк: «Горстка эмигрантов» из РПЦЗ станет связующим звеном между Россией и Западом 05.03.2007 19:33 Благовест-инфо Митрополит Кирилл в докладе о российской модернизации наметил контуры национальной идеи 05.03.2007 16:14 Благовест-инфо XI Всемирный русский народный собор обсуждает тему богатства и бедности 05.03.2007 13:05 В Москве открылся XI Всемирный русский народный собор 01.03.2007 18:30 Благовест-инфо XI Всемирный русский народный собор пройдет по теме «Богатство и бедность: исторические вызовы России» 22.02.2007 15:30 Открылся сайт Всемирного русского народного собора На главную В раздел «Новости» Репортажи Иконописцы ПСТГУ расписали десятки храмов и монастырей в постсоветской России Священник Павел Божович: Митрополит Амфилохий – личность вселенского масштаба Конференция «Человек и Церковь в христианской мысли Николая Бердяева», посвященная 150-летию философа, проходит в Москве Интервью Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Психиатр Василий Каледа: Мы – врачи и священники – делаем общее дело Фотогалереи Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Выставка «Свидетели единства: общие христианские святые»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

За рубежом также усилился интерес к проблеме кризиса фемного строя и изменения социальной структуры византийского общества. Еще П. Лемерль полагал, что изменение провинциального устройства Византии в конце X-XI в., военная реформа Никифора II Фоки и экономическая стагнация XI в. послужили дополнительным стимулом для развития крупного провинциального землевладения и возникновения слоя провинциальных собственников – военно-землевладельческой знати 85 . Э. Арвейлер связывает процесс изменения социального строя империи с фискализацией стратий и усилением роли наемного войска. Исследовательница относит эти изменения к первой половине XI в. 86 В последние десятилетия в науке все больше внимания стали уделять изучению социальных процессов, происходивших в восточных лимитрофных областях Византийской империи, и их влияния на образование новой военной знати в XI столетии. В частности, был поставлен вопрос о связи военно-административных реформ второй половины X в. и изменений, происходивших в византийской элите 87 . Особенно плодотворно этот вопрос начал изучаться после введения в научный оборот некоторых новых материалов, в частности, Эскуриальского тактикона, изданного Н. Икономидисом. С учетом новых источников, в особенности частноправовой документации, была скорректирована концепция Г. Острогорского об экономическом кризисе Византии в XI в. 88 В силу этого вопрос о крупном землевладении в византийской Малой Азии получает дополнительный стимул для исследования с привлечением монастырских актов. Но обращаясь к малоазийскому региону, мы должны признать определенные трудности при изучении проблемы. Прежде всего они связаны с отсутствием вплоть до конца XII в. для данного региона материалов частноправовой документации. Поэтому, ставя себе целью исследовать характер землевладения провинциальной знати Малой Азии в XI в., мы вынуждены обратиться к другим видам источников: нарративным памятникам и материалу византийского законодательства. При исследовании имущественного положения провинциальной малоазийской знати XI в. необходимо привлечь также завещание Евстафия Воилы 89 , кадастровую опись земельных владений Андроника Дуки 90 и, кроме того, сведения важного источника по византийскому судебному производству XI в. – Пиры 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это следующие рукописи: Hieros. Taphou 53 РНБ. Греч. 266 (две части рукописи хранятся в разных собраниях), 1053 г.; Paris. gr. 40, 1059 г.; Athos. M. Laur. B 12, XI в.; Oxford. Christ Church 44, XI в.; Paris. gr. 23, XI в.; Athos. Vatop. 1231, посл. треть XI в.; Athos. Pantokr. 43, посл. треть XI в.; Athos. Gregoriou 157, 1107 г.; Paris. gr. 22, 1125 г.; Oxford. Bodl. Canon. 114, XII в.; New York. Pub. Lib. Spencer 1, XII в.; Florent. Laur. Conv. soppr. 35, XII в. Мы не включили в это число рукописи Harvard. Houghton gr. 3, 1104 г., и Sinait. gr. 869, XII в., первая из которых представляет собой Псалтирь с Часословом, а вторая некогда составляла одно целое с Псалтирью Sinait. gr. 51 (Parpulov. Toward a History… P. 58, fn. 37), поскольку в этих двух рукописях молитвы ко Причащению включены в часословную часть (см. ниже). 4 В приложении B1 к Parpulov. Toward a History… приводится полный перечень известных к настоящему времени пергаменных греческих рукописей Псалтири, списков XI–XII вв. в этом перечне – около 250. 5 Paris. gr. 331, посл. треть XI в.; Sinait. gr. 868, посл. треть XI в.; Harvard. Houghton gr. 3, 1104 г.; Sinait. gr. 869, XII в.; Sinait. gr. 870, кон. XII в. 6 Здесь необходимо заметить, что чин изобразительных, изначально возникший в палестинской монашеской среде как чин келейного самопричащения запасными Святыми Дарами (см.: Лукашевич А.А. Изобразительны//Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 21. С. 598–603; Taft. The Communion… P. 399–403), по самому своему содержанию тесно связан с молитвами до и после причащения. Древнейшие палестинские Часословы – Sinait.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

После выписки многих выражений, заслуживающих внимания по своим грамматическим оборотам, – одного тропаря, нескольких кондаков с икосами, ирмосов, сличенных по письменным памятникам XI в. и XII–XIII в. и одной стихиры с Греческим подлинником, не имеющейся в печатном октоихе, смотря на особенности письма и правописания, невольно приходишь к заключению, что подобной рукописи у нас на Руси нет древнее. В Московских Библиотеках есть октоихи, но XIV века и не того состава. Что касается до других Библиотек, находящихся в других местах России, то печатно о подобном не заявлено нигде. Эта драгоценнейшая рукопись по правописанию вполне не сходна ни с одним памятником Юго-славянского юсового письма XI века. В ней нет шт и в роде Греческой прописной в средине перечеркнутой. Несходна она и с Болонскою Псалтирью, где есть в письме: Есть только: но так написанная буква есть в рукописи Сербского письма 1263 г. в переводе шестоднева Иоанном Экзархом Болгарским. 1) Ни в одной рукописи юсового письма нет над одним словом двух титл.: напр: В Греческих рукописях IX в. и X в. по два титла есть над одним словом 30 . Слова: с таким правописанием, я не встречал в памятниках письменных XI в. и печатных оных же памятниках юсового письма, изданных Г. Срезневским. Титла прямого с другим над ним знаком в роде довольно длинного крючка, или крюковой ноты, над цифрами в Славянских письменных памятниках XI в. я не встретил и печатно о сем не заявлено. В Греческой рукописи 990 г. Синод. Библиотеки есть подобные титла над цифрами 31 . Есть в Евангельских листках Ундольского юсового письма XI в. по два титла над цифрами: но они оба прямые. Титл над словами: молитвами. в памятниках юсового письма, изданных Изм. Ив. Срезневским нет, В сей рукописи, писанной не одним писцом, титла прямое – изогнутое и прямое перечеркнутое, 2) Заглавных букв с таким очертанием в оконечностях нет ни в Савиной книге, ни в Евангельских листках Ундольского XI в.; подходящие буквы есть в Греческих письменных памятниках X и XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Знак препинания, вместо одной точки, постоянно имеет две, как в Пандекте Антиоха XI в. Буква а, с заостренным углом посредине, не касающаяся нижней линии, в древнейшем памятнике встречается в Прилепской надгробной надписи 996 года. Шт только один раз написано, как и во всем Савином Евангелии XI в. В XII веке она встречается только в Болонской Псалтири. И в XII–XIII в. тем более нет шт. В последующих веках, и XV 1 , вм. как в Македонском листке XI в. Здесь только раз, в начале тропаря, употреблено В Слепч. Ап. XII в.: (им. п.) Знак препинания: : , вместо одной точки, есть в Слепч. Апостоле XII в., в Пандекте Антиоха XI в. В Паремийнике же XII–XIII в. знак препинания постоянно четыре точки: Буква ч чашечкою употребляется только в XI–XII веках 2 . Оборотное ю в XI в. и XII–XIII в. 3 . И, вм. ы, встречается в памятниках XI в., именно в Саввиной книге и Супрасльской рукописи: 4 . Буква ж, с трех приемов написанная, встречается только в памятниках XI–XIII в., а в XIV и XV в. не встречается. Буква з, немного выдающаяся за черту, есть только в памятниках XI века. Буква т, так писанная, в памятниках XIV и XV в. не встречается. С этого времени уже начинает входить в письмо скорописная выходящая из-за линейки или похожая равным трем прямым линиям, вверху перечеркнутым. Смотри такие буквы в снимках палеографических Преосв. Саввы, табл. 30 из летописи Манассии юсового письма 1345 года; а на таблице 33, 1386 г., сербского письма, буква постоянно так написана, только раз выше линейки. Вся азбука сего драгоценного отрывка более подходит к служебным Минеям 1096 и 1097 г. Московской Синод. Типогр. Библиотеки, к которому времени и я отношу этот отрывок. Состав его древнейший. Видно, что это не Минея месячная, а Трефолой месячный, в котором писались службы на праздники и избранным святым. В Остромировом Евангелии после 11 июня положено в святцах читать следующее Евангелие 14-го числа, как и здесь после 11-го тотчас же начата писаться служба 14-го числа свят. прор. Илии и Елисею. В Греческом Стихираре XII-XIII в. Московской епарх. библиотеки, после стихир 11-го сей час же следуют стихиры 14 числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Вене проходит международная конференция о понтификате и личности Пия XI Инициированная венским исследовательским проектом Пий XI и Австрия встреча ставит одной из своих целей переоценку образа понтифика, существующего в истории, на основе результатов новых научных исследований. ВЕНА. Международная конференция о понтификате и личности Папы Римского Пия XI проходит в Вене 22-23 ноября. Встреча, инициированная венским исследовательским проектом «Пий XI и Австрия», ставит одной из своих целей переоценку образа понтифика, существующего в истории, на основе результатов научных исследований, полученных участниками проекта в последние годы, сообщает портал проекта. Тема конференции – «Руководство Римской Церкви в тени диктаторов. Пий XI, Австрия и католические Европы». Глава исследовательского проекта Руперт Клибер предложил множество новых идей, которые возникли с открытием ватиканских архивов эпохи понтификата Пия XI (1922-1939). В центре внимания участников встречи – отношение Святого Престола к ситуации в Австрии во время «корпоративного государства» (1934-1938). На конференции прозвучат доклады на темы: «Ватиканские архивы о понтификате Пия XI», образ Пия XI в современной австрийской прессе», «Отношения епископа Сигизмундо Ваица и Римской курии», «Папа Пий XI и теологические факультеты Австрии», «Святой Престол и Литва во время Пия XI», «Словенский священник-политик Антон Корошец (1872-1940) и его отношение к Святому Престолу и ватиканской дипломатии» и др. Ссылки по теме Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/3326090.html

14 из этих поселений упомянуты в письменных источниках в связи с событиями IX-X вв., 5 - в текстах XI в. . Уверенно можно говорить о городском характере Киева и Новгорода, где первые укрепления были окружены кварталами с усадебной застройкой, улицами и переулками. В кон. Х в. в Киеве была возведена Десятинная ц., а в Новгороде - деревянный (дубовый) Софийский собор. Находки денежных кладов, отдельных монет и привозных вещей свидетельствуют об обширных торговых связях; есть следы ювелирного, кузнечного, гончарного, косторезного и др. ремесел. Во 2-й пол. Х - нач. XI в. наблюдается имущественная дифференциация жителей. На рубеже X и XI вв. в Полоцке, на новом месте, был отстроен детинец с улично-усадебной планировкой, в сер. XI в. заложен Софийский собор. Этим временем датируется расширение укрепленной площади древнего Витебска. В кон. X - нач. XI в. сложилась застройка древнейшего поселения в Белоозере. О древнем Чернигове как городе говорит материал обширного курганного некрополя и факт строительства в 1-й пол. XI в. Спасского собора. Укрепления детинца XI в. характерны для раннего этапа истории Суздаля. В Вышгороде, в Перемышле, в Червене, на Волыни и в Рязани есть находки Х в., но об их социально-экономической принадлежности можно судить лишь по размерам поселений, по следам торговли и ремесел, по имущественной дифференциации. Судя по материалам археологических раскопок, другие укрепленные поселения X - нач. XI в. не достигли городского уровня развития. К XI - 1-й пол. XII в. список городов расширился еще на 20, при стремительном росте уже существовавших городов, особенно Киева, укрепленная площадь к-рого в сер.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Здесь в 1863 г. найден клад из 192 серебряных вост. монет VIII-X вв., такие же монеты были в погребениях. Этим же временем датируют и появление здесь укреплений. В 1965 г. на юж. выступе Лысой горы открыто жилище с керамикой, характерной для IX-X вв. План древнего Киева 1. Десятинная ц. 989–996 гг. 2–5. Дворцы на Старокиевской горе. Х в. 6. Собор св. Феодора. 1128 г. 7. Церковь св. Андрея Янчина мон-ря. 1086 г. 8. Ротонда (ц. вмц. Екатерины?). XII–XIII вв. 9. Васильевская (Трехсвятительская ц.). 1183 г. 10. Воздвиженская ц. 1215 г. 11. Софийские ворота. Кон. Х в. 12. Софийский собор. 1037 г. 13. Каменные стены. XI в. 14. Собор вмч. Георгия Победоносца. Ок. 1051–1053 гг. 15. Собор св. Ирины? Сер. XI в. 16. Дворец. XI в. 17. Безымянный храм. XI в. 18. Каменная баня на Софийском дворе. XI в. 19. Спасская ц. 20. Собор св. Димитрия. 60-е гг. XI в. 21. Михайловский Золотоверхий собор (заложен в 1108) 22. Церковь св. Петра. Ок. 90-х гг. XI в. 23. Надвратная ц. XII в. 24. Церковь св. Иоанна . 1121 г. 25. Собор Симеоновского мон-ря. 2-я пол. XI в. 26. Храм. 2-я пол. XI в. 27. Храм. Кон. XII — нач. XIII в. 28. Каменная постройка (дворец?). XI–XII вв. 29. Церковь на г. Щекавице. До 1183 г. 30. Церковь Успения Пресв. Богородицы Пирогощая. 1131–1135 гг. 31. Михайловская (Новгородская) божница. XII в. 32. Борисоглебская (Туровская) божница. XII в. 33. Неизвестный храм (ул. Андреевская). 2-я пол. XII в. 34. Неизвестный храм (ул. Волошская). 2-я пол. XII в. 35. Неизвестный храм (ул. Юрковская, 3). 20–30-е гг. XII в. 36. Храм св. Николы (Иорданская ц.).

http://pravenc.ru/text/1684329.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010