80-х гг. ХХ в. на территории РСФСР легально действовали 23 католические организации. 20 нояб. 1991 г. в Ватикане состоялась встреча И. П. с Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным . Папа положительно оценил Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 окт. 1990 г. и проект декларации прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 нояб. 1991) как документы, гарантирующие полную свободу совести гражданам и свободу деятельности религ. орг-циям России. После распада СССР Папский престол признал независимость и суверенитет России и сохранил с ней дипломатические отношения; Ю. Е. Карлов стал представителем РФ при Ватикане (до мая 1995), папским представителем в РФ остался архиеп. Ф. Коласуонно (до кон. 1994). В 90-х гг. ХХ в. в России активно восстанавливались и развивались католич. структуры, в т. ч. муж. и жен. монашеские ордены и конгрегации (иезуитов, вербистов, салезианцев, доминиканцев, францисканцев, ассумпционистов, сестер милосердия Терезы Калькуттской, паулинок, кармелиток и др.), объединенные 24 апр. 1999 г. в Российскую национальную конференцию настоятелей и настоятельниц институтов посвященной жизни (монашествующих) и обществ апостольской жизни. По благословению И. П. было создано неск. католич. учебных заведений, в т. ч. колледж католич. теологии св. Фомы Аквинского (1991, с 2005 Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы), руководство к-рым было поручено иезуитам, а также высшая ДС «Мария - царица апостолов» (создана 29 июня 1993 в Москве, с окт. 1995 находится в С.-Петербурге). С янв. 1991 г. под руководством доминиканцев был начат выпуск информационного бюллетеня, позднее преобразованного в ежемесячный ж. «Истина и жизнь» . В 1994 г. апостольской администратурой в Москве основана еженедельная газ. «Свет Евангелия» . В 90-х гг. ХХ в. создан ряд др. периодических изданий и издательств, а также католич. радио «Дар» в Москве и «Мария» в С.-Петербурге, сибир. католич. телевидение «TV Кана» в Новосибирске. 24 сент. 1996 г. учрежден редакционно-издательский совет Католической энциклопедии - справочного издания о католич.

http://pravenc.ru/text/471418.html

На место ушедших в 80-х гг. XVIII в. с полуострова греч. и арм. христиан, переселившихся в Приазовье, в К. после 3-го раздела Польши (1795) устремились польск. переселенцы и нем. колонисты. В К. существовала также франц. католич. община из эмигрантов. В 60-х гг. XIX в. в Перекопском у. появились 4 чеш. колонии: Табор (ныне с. Макаровка Первомайского р-на), Богемка (ныне с. Лобаново Джанкойского р-на), Цареквичи (ныне с. Пушкино Красногвардейского р-на), хутор Александровка (ныне с. Александровка Красногвардейского р-на). В 1-й пол. XIX в. в Керчи сложилась довольно крупная итальянская община, у истоков к-рой стоял генуэзец Р. Скасси, занимавшийся торговлей с черкесами. Он добился для Керчи статуса градоначальства (1821), учреждения порта (1827), установил торговые связи с Сардинским королевством (в него тогда входила Генуя). В 1835-1840 гг. итал. община в Керчи построила Успенский храм. К нач. ХХ в. итальянцы составляли 2% населения Керчи. В 1889 г. в Таврической губ. имелось 9 самостоятельных католич. приходских храмов и 32 филиальных, все они относились к Симферопольскому деканату Тираспольско-Саратовской епархии; насчитывалось ок. 16 тыс. прихожан. Помимо приходов в Симферополе, Ялте, Севастополе, Феодосии, Евпатории и Керчи статус самостоятельных имели также храм Всех святых в нем. колонии Розенталь (ныне Ароматное Белогорского р-на), храм св. Амвросия в г. Перекопе, храм св. Иосифа в дер. Мисхор Ялтинского у. По переписи 1897 г., в Таврической губ. насчитывалось более 29 тыс. католиков лат. обряда. В 1924 г. на гос. регистрации состояли 17 католич. общин. В К. тогда насчитывалось 42 350 немцев (из них 1/4 были католиками) и 5730 поляков. Поляки были выселены из К. в 1937-1938 гг., в 1941 г. депортированы немцы. В 1958 г. властям стало известно о тайной католич. общине в колхозе «Дружба народов» в с. Петровка (ныне Красногвардейского р-на). Сюда из Житомирской обл. в 50-х гг. XX в. переселилось 20 польских семей, в частном доме была устроена молельня, к-рую посещало от 10 до 15 чел. В нач. 60-х гг. община была разгромлена. Др. нелегальная католич. община численностью 20 чел. существовала в эти годы в с. Подгорном Красногвардейского р-на.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Новосиб., 1999; Хаховская Л. Н. Деятельность РПЦ на Охотском побережье (XIX - нач. ХХ вв.)//Магадан: годы, события, люди: Тез. докл. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию г. Магадана, Магадан, 15-16 июля 1999 г. Магадан, 1999. С. 19-20; она же. Из истории строительства Тауйской Покровской церкви//Христианство на Дальнем Востоке: Мат-лы междунар. науч. конф., Владивосток, 19-21 апр. 2000 г. Владивосток, 2000. Ч. 1. С. 93-96; она же. Из истории РПЦ на Охотском побережье (XIX - нач. ХХ в.)//Диковские чт.: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рожд. чл.-кор. РАН Н. Н. Дикова. Магадан, 2001. С. 171-176; она же. Охотские церкви в XIX - нач. XX в. (Гижигинская, Тауйская, Ямская и Ольская)//Мат-лы по истории Севера Дальнего Востока. Магадан, 2004. С. 5-25; Ист. исследования на Севере Дальнего Востока: Сб. ст. Магадан, 2000; Бацаев И. Д., Козлов А. Г. Дальстрой и Севвостлаг ОГПУ-НКВД СССР в цифрах и док-тах. Магадан, 2002. Ч. 1: 1931-1941; Ч. 2: Дальстрой и Севвостлаг НКВД СССР в цифрах и док-тах (1941-1945); Бацаев И. Д. Особенности промышленного освоения Северо-Востока России в период массовых полит. репрессий (1932-1953): Дальстрой. Магадан, 2002; он же. Очерки истории Магаданской обл. (нач. 20-х - сер. 60-х гг. XX в.). Магадан, 2007; Жуков Н. Н. Конфессиональная деятельность РПЦ на территории севера Тихоокеанского региона России в XIX в.: Дис. Магадан, 2002; Дударенок С. М. и др. Особенности религ. ситуации Магаданской обл. (60-90-е годы ХХ века)//Религиоведение. М., 2003. 2. С. 34-49; Вернувшийся домой: Жизнеописание и сб. трудов митр. Нестора (Анисимова)/Авт.-сост.: О. В. Косик. М., 2005. 2 т.; Дударенок С. М. Политика советской власти в отношении религ. организаций, 1960-1980-е гг.//Россия и АТР. Владивосток, 2005. 2. С. 123-135; Орехов А. А. Модели приморской адаптации Берингоморья и Охотоморья (канчаланская и древнекорякская культуры)//Российский Дальний Восток в древности и средневековье: Открытия, проблемы, гипотезы. Владивосток, 2005. С. 319-356; Ткалич А.

http://pravenc.ru/text/2561168.html

Утрата К. и отказ от всех прав на остров были официально признаны Турцией в 1923 г. на Лозаннской конференции. 1 мая 1925 г. К. был провозглашен колонией Британской империи, Верховный комиссар стал именоваться губернатором. Число депутатов в Законодательном совете было увеличено до 24 чел.: 9 вместо 6 назначаемых членов, 12 вместо 9 греков, число депутатов-турок осталось прежним. В 1924-1925 гг. греч. и тур. депутаты Законодательного совета совместно добивались отмены т. н. султанского налога - компенсации Турции за брит. пребывание на К. После того как губернатор проигнорировал их требования, депутаты проголосовали против бюджета на 1924-1925 гг. В результате размер налога был уменьшен, а средства направлены на оборону К. На выборах 1925 г. большинство мест получили «умеренные» депутаты, требования которых носили социально-экономический характер (отмена «султанского налога» и десятины, улучшение положения крестьян и рабочих и др.). В 1926 г. была отменена десятина на зерновые культуры и растительный корм; в 1927 г. в Апелляционный суд были введены греч. судья и турецкий. В 1927 г. совместное выступление греч. и тур. депутатов в Законодательном совете привело к отмене «султанского налога». В период после первой мировой войны продолжился рост населения и увеличение числа греков-киприотов (с 78,8 в 1921 до 80,2% в 1946). В 20-х гг. ХХ в. на К. эмигрировало большое число армян из Турции, их количество выросло с 0,4 до 1%. В экономике не произошло принципиальных изменений: 4/5 населения были заняты в сельском хозяйстве, по-прежнему преобладала внешняя торговля. Тем не менее появились заводы по переработке плодов рожкового дерева, шелкопрядильный, керамический, 2 литейных, 5 кожевенных, 6 табачных и прядильная фабрика. К промышленным предприятиям также можно отнести водяные и паровые мельницы, гипсовые печи, мыловарни и винокурни. В связи с зарождением промышленности на К. стал складываться рабочий класс. Во 2-й пол. 20-х гг. ХХ в. началось создание политических партий. В авг. 1926 г. в Лимасоле состоялся I съезд Коммунистической партии Кипра. В янв. 1930 г. Национальное собрание во дворце архиепископа объявило о создании Национальной орг-ции Кипра, к-рая ставила целью присоединение К. к Греции. 18 окт. 1930 г. был образован Национальный радикалистский союз Кипра, отвергавший любую форму сотрудничества с брит. властями.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Монография рекомендована к печати Ученым советом Отделения религиоведения Института философии имени Г. С. Сковороды Национальной Академии наук Украины. Рецензентами издания выступили доктор философских наук В. Е. Еленский, доктор философских наук В. В. Климов, доктор философских наук, профессор Л. А. Филиппович. Научный редактор доктор философских наук, профессор П. Л. Яроцкий. Содержание   Введение    5 Раздел 1. Восточная политика Ватикана в конце XIX – в начале ХХ в.: понтификат Льва XIII (1878-1903 гг)   20 1.1. Российский вектор в дипломатических отношениях Ватикана: от конфронтации к диалогу    20 1.2. Формирование доктрины унионизма и тенденции ее отображения в россйско-ватиканских отношениях    43 Раздел 2. Российско-ватиканские отношения накануне Первой мировой войны 61 2.1. Приоритетные аспекты церковно-религиозной политики в понтификат Пия Х (1903-1914 гг.)   61 2.2. Украинский фактор и ватиканский проект унионистской деятельности в России    84 Раздел 3. Геополитические реалии и международная стратегия Ватикана в системе российско-ватиканских отношений периода Первой мировой войны    115 3.1. Миротворческая деятельность Бенедикта XV и проблема сохранения мирового баланса сил и интересов   115 3.2. Актуализация проблемы единства церквей и ее отражение в российско-ватиканской дипломатии 1914 – февраль 1917 гг.   135 3.3. Февральская революция 1917 г. — «новая эра свободы католицизма в России»    146 Раздел 4. Советско-ватиканские отношения (1917-1964 гг.)   164 4.1. Отношение советской власти к Католической церкви и ее верующим    164 4.2. Особенности развития советско-ватиканских отношений в 1917-1929 гг.   230 4.3. Унионистская программа Ватикана в 1920-30-х гг.    265 4.4. Внешнеполитические аспекты взаимоотношений СССР, Московского патриархата и Святого Престола в годы Второй мировой войны и послевоенного обустройства мира   307 Выводы    371 Библиография    387 Именной указатель    405     #Уния #Украина Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях

http://bogoslov.ru/book/571924

Во главе ДУМД стояли муфтии: кумык Багаутдин-хаджи Исаев (27 янв. 1990 - 2 марта 1992), аварцы Сейид-Ахмед-хаджи Дарбишгаджиев (2 марта 1992 - дек. 1993), Мухаммед-хаджи Дарбишев (янв. 1994 - янв. 1996) и Сейид-Мухаммед-хаджи Абубакаров (янв. 1996 - 21 авг. 1998). После убийства последнего муфтием стал аварец Ахмед-хаджи Абдуллаев. Через районные советы (шура) мечетей ДУМД пытается контролировать сельские и городские джамааты, споры к-рых разбирают Совет имамов и Совет мечетей. Влияние муфтията не выходит за пределы сев. и центр. районов. Муфтия избирает Совет алимов, к-рый должен избираться съездом мусульман, но реально формируется окружением муфтия. В нем преобладают мюриды накшбандийского и шазилийского шейха Саида-афанди (Ацаева; род. в 1937) из авар. сел. Чиркей. В отличие от др. районов Сев. Кавказа, где суфизм не получил распространения, большим влиянием в Д., Чечне и Ингушетии пользуются братства Накшбандия-Халидия, его ветвь, слившаяся в нач. ХХ в. с братством Шазилия и Кадирия. Оказавшись вне закона в кон. 20-х гг., они выжили и вышли из подполья в 90-х гг. XX в. Из 16 действующих шейхов в Д. наиболее влиятельны аварец Саид-эфенди Чиркейский и табасаранец Сираджуддин Исрафилов из с. Хурик (род. в 1954). Братства не имеют этнической окраски: их отделения-вирды объединяют представителей разных народов, преимущественно аварцев, кумыков, табасаранцев, даргинцев и перешедших в ислам русских. Отношения между шейхами напряженные. Особенностью совр. суфизма Д. стали вирды при могилах известных суфиев XIX-XX вв. без живого шейха-наставника. Такие общины связаны с кадирийскими шейхами Кунта-хаджи (ум. в 1867) и Вис-хаджи Загиевым (ум. в 1973) из Чечни, накшбандийцем Али-хаджи Акушинским (ум. 1930). Религ. практики суфизма (совершение коллективных радений-зикров и проч.) сливаются с поклонением «святым местам». Всего насчитается ок. 850 таких «святых мест», где проводят моления о дожде или солнце, мавлиды и зикры, раздают милостыню (садака). Обычно это надгробия или мавзолеи кубической формы без окон (худжра), с куполом или без него, увенчанные деревянными шестами с белыми или разноцветными лоскутами. В 30-х гг. ХХ в. часть их была заброшена, часть уничтожена, но в 90-х гг. XX в. вновь восстановлена.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Если в религ. архитектуре И. наметился спад, то развитие светской отмечено резким ростом числа построек и участием в работах многочисленных архитекторов из Европы и США. Наряду с историзмом (гостиница «Палас», тур. архит. Нахас-бей; 1928-1929) распространился стиль ар-деко в международном варианте, представленный камерными (вилла К. Саламе, франц. архит. Марсель Фавье; 1930) и монументальными (гостиница «Царь Давид», швейцар. архит. Эмиль Фогт; 1929-1931) зданиями. Крупнейшей постройкой И. стало здание ИМКА, возведенное в 1927-1933 гг. по проекту амер. архит. Арчера Хармона, одного из авторов небоскреба «Эмпайр стейт билдинг» в Нью-Йорке. Здание с высокой центральной башней и охватывающими двор боковыми крыльями сочетает ар-деко с визант., романскими и исламскими формами, воплощая замысел заказчиков о месте, где «будут забыты религиозная и политическая зависть» (из речи Алленби на открытии здания). Эффектными объемными построениями, сочетанием ар-деко и функционализма с элементами вост. колорита отличаются постройки местных англ. архитекторов: Музей Рокфеллера (Остин Харрисон; 1927-1938) и резиденция Верховного комиссара Палестины (Харрисон, Холлидей; 1930), в меньшей степени здание муниципалитета (Холлидей; 1930-1932). В 30-х гг. ХХ в. в архитектуре И. стала преобладать стилистика Баухауса, в к-рой с 20-х гг. ХХ в. возводился г. Тель-Авив. Наиболее существенным в эту эпоху оказался вклад нем. архитекторов евр. происхождения, к-рые были вынуждены покидать Германию. Еврейский ун-т на горе Скопус проектировался под рук. шотл. градостроителя Патрика Геддса; в 1934-1940 гг. участие в строительстве принял крупный мастер функционализма Эрих Мендельзон. Он был также автором университетского медицинского центра Хадасса (1934-1939), виллы и б-ки Залмана Шоккена (1934-1936) и здания Англо-Палестинского банка (1936-1939). Из произведений др. архитекторов выделяются здания страховой компании «Ассикурациони дженерали» (1936), построенное ведущим мастером итал. неоклассицизма Марчелло Пьячентини, а также Центральный почтамт (1934-1938, архит. Харрисон), в к-ром творческая манера архитектора изменилась под влиянием функционализма. И. после 1948 г.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Сейчас обратимся к другой части церковно-политического спектра — к представителям так называемой “правой” оппозиции 7 , отошедшей от церковного общения с митрополитом Сергием (Страгородским) после 1927 года. Наша цель — рассмотреть, как складывалась судьба этих оппозиционных движений в Русской Православной Церкви в 40-е годы ХХ века. Мы не будем давать каноническую характеристику этих движений, поэтому отдаем предпочтение выражению “церковная оппозиция”, а не “церковный раскол”. Кроме того, мы не касаемся взглядов отдельных иерархов — возглавителей тех или иных оппозиционных течений. Нас интересует не личная их позиция, а те процессы, что охватывали массу последователей этих иерархов, и причины этих процессов. Прежде чем обратиться к событиям 40-х гг., необходимо сделать краткий экскурс в историю оппозиционных движений двух предыдущих десятилетий. Оппозиция в 20–30-е гг. Краткий обзор Эта часть не представлет собой самостоятельной работы, а только подводит итог тому, что мы сейчас знаем о “правой” оппозиции митрополиту Сергию и Временному Патриаршему Синоду в конце 20-х–30-х гг. Нас будут интересовать прежде всего общие тенденции, определявшие поведение значительных групп верующих и духовенства, а не позиции отдельных, даже самых выдающихся церковных деятелей. Мы рассмотрим оппозиционные движения в двух системах координат: географическом и идейном. Эти различия будут важны для понимания процессов, имевших место в среде церковной оппозиции в 40-е гг. 1. География оппозиции Сейчас мы можем выделить следующие важнейшие центры оппозиционных движений в 20–30-е гг., там, где от общения с Русской Церковью Московского Патриархата отошла значительная часть духовенства и верующих во главе с епископами. Прежде всего — это российский северо-запад с центром в Ленинграде. Северная столица стала родиной “иосифлянской” оппозиции, получившей свое название по имени митрополита Иосифа (Петровых), который был не столько лидером, сколько знаменем этого движения. В действительности его возглавили несколько викарных епископов Ленинградской епархии, а идейными вдохновителями выступил ряд профессоров закрытой Духовной академии.

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

В. П. Андронова Старообрядчество. Первая группа старообрядцев прибыла в Б. в 1958 г. из Гонконга и в июле того же года основала колонию Санта-Крус (г. Понта-Гроса, шт. Парана). В 1962 г. в колонию Пау-Фураду (шт. Парана) прибыла часть семей казаков-некрасовцев из Турции. В 1963-1964 гг. большая группа старообрядцев при содействии Толстовского фонда эмигрировала из Б. в США (штаты Орегон и Аляска). В 80-х гг. были основаны поселения на северо-западе Б., в штатах Гояс и Мату-Гросу. Старообрядцы, проживающие в Б., заняты в основном в сельском хозяйстве. В семьях сохраняется патриархальный уклад. Браки обычно заключаются рано, часто между представителями старообрядческих общин разных стран (напр., Б. и Австралии). Строго соблюдается ограничение на вступление в брак кровных и духовных родственников («до 8-го колена»). Браки с местным населением очень редки. Сохраняются рус. фольклорные и бытовые традиции. До наст. времени в качестве повседневного используется старинный тип рус. одежды. Основной язык общения в семье - рус., дети получают 8-классное образование в гос. школах на португ. языке по браз. программе. Вслед. этого у части молодежи португ. постепенно вытесняет рус. язык. Большинство браз. старообрядцев - беспоповцы, причисляющие себя к Спасову согласию. Однако совр. старообрядцы, проживающие в Б.,- потомки представителей разных регионов России и соответственно различных согласий. Они сохраняют традиции иконописи, чтения и знаменного пения, пения духовных стихов. Большинство знает церковнослав. язык, владеет крюковой грамотой. Нотация в певч. книгах знаменная с пометами и признаками, тексты истинноречные. Сохранена традиция общинного пения. Часть богослужебных книг вывезена из России в 20-30-х гг. ХХ в. (рукописные и печатные), др. отпечатаны в Б. и США, а также привезены из России уже в кон. ХХ в. Сохранены рукописные «памятные книги», в к-рых зафиксирована история общин. Лит.: Waldmann Is. M. Fazenda Santa Cruz dos Campos Gerais e a colonizacao russa 1792-1990. Ponta Grossa; Parana, 1992; Накамура Е. Романовка - поселок староверов в Маньчжурии (1936-1945 гг.)//Сб. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки/Отв. ред. Н. Н. Покровский, Р. Моррис. Новосибирск, 1992; Аргудяева Ю. Старообрядцы//Россия и АТР. 1993. 2.

http://pravenc.ru/text/153311.html

В 1-ые десятилетия издания журнала большинство авторов являлись преподавателями Григорианского ун-та и принадлежали к ордену иезуитов , за исключением теолога-медиевиста А. Ландграфа, публиковавшегося в «G.» с 1928 г. и долгое время бывшего единственным автором, не состоявшим в этом ордене. Первая женщина-автор «G.» - историк средневек. натурфилософии Аннелизе Майер (с 1946). В последующие годы число авторов, не являющихся членами ордена иезуитов, заметно увеличилось. Мн. опубликованные в «G.» статьи внесли значительный вклад в католич. теологическую мысль сер. ХХ в. Напр., благодаря напечатанным в 20-х гг. в журнале исследованиям теолога-литургиста М. де Ла Тай мн. ученые обратились к богословскому осмыслению таинства Евхаристии; в 1922-1931 гг. в «G.» вышло большое количество текстов по патристике, подготовленных А. д " Алесом, в 20-30-х гг. были напечатаны статьи по проблемам нравственного богословия проф. А. Вермеерша. Теоретическому становлению неотомизма способствовали многочисленные публикации в «G.» исследований томистов, в т. ч. историка средневек. схоластики кард. Франца Эрле , Г. Маттиусси, Ш. Буайе и др. Среди изданных в журнале в разное время статей экзегета и учебного префекта Григорианского ун-та Дж. Филограсси, являвшегося первым гл. редактором «G.», особо выделяется материал о провозглашенном в 1950 г. католич. догмате о взятии Пресв. Девы Марии в Небесную Славу (1954. N 3). Нек-рые публикации, посвященные раскрытию догматических и канонических вопросов, затронутых в папских энцикликах 30-40-х гг., подготавливались профессорами Григорианского ун-та, принимавшими участие в их составлении, и иногда подписывались именами Римских пап (напр., опубликованные в нач. 40-х гг. статьи по экклезиологии С. Тромпа, одного из редакторов энциклики о Церкви «Mystici corporis» папы Римского Пия XII , выходили под псевд. Пий XII). В связи с проведением Ватиканского II Собора , на к-ром большинство постоянных авторов «G.» выступали в качестве теологов-консультантов, в 1962-1965 гг. в журнале уменьшился объем исследовательских статей, число рецензий значительно возросло. Нек-рые публикации непосредственно отражали работу Собора, напр. статья проф. канонического права Ж. Бейера о секулярных институтах (1965. N 3), опубликованная одновременно с принятием декрета об обновлении монашеской жизни Perfectae caritatis , в к-ром содержится параграф о статусе этих ин-тов (PC. 11). Тем не менее сам ход Собора в журнале почти не освещался.

http://pravenc.ru/text/166429.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010