См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Елена Чернышева , доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Московского педагогического государственного университета (МПГУ)//Фома. - – сентябрь 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Говорят, что . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Блудница перед Христом. И. Аскназий. 1879//Фома. - – сентябрь 2016. - С.48-49. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что …»). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что быть богатым грешно. На самом деле… - С.48; Часто спрашивают: является ли грехом брезгливость ? Отвечаем: - С.48; Почему в Церкви осуждают эвтаназию ? Потому, что… – С.49. Ответ священника: Грех ли продолжать посещать собрания сектантов? /Спрашивает Глеб . Отвечает священник Святослав Шевченко , г. Благовещенск. Фото Marco Valerio/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0//Фома. - – сентябрь 2016. – С.49. – (раздел « Вера », рубрика « Ответ священника »). Александр Ткаченко. Дикобраз по дороге в Царствие Небесное, или Что делать, если борьба с грехами тебя почти сломала. [на Письмо в редакцию /автор – Глеб/отвечает Александр Ткаченко ]. Рисунки Натальи Федоренковой//Фома. - – сентябрь 2016. - С.50-54. – (раздел « Вера »). На врезке к материалу приводится отрывок из выступления Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании в Москве 2 февраля 2015 года (С.54). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Елена Чернышева , доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Московского педагогического государственного университета (МПГУ)//Фома. - – сентябрь 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама : С.55. Школа «Фомы». Именины: София . [Иллюстрированная информация: Значение имени ; Дата ; Святая мученица София. О ней; Другие известные святые с именем София /Мученица София Египетская; Праведная София Слуцкая; Преподобная София Суздальская (в миру великая княгиня Соломония)/; Преподобномученица София (Селиверстова); Интересные факты. Подготовила Дарья Баринова ]. Ил.: Святая мученица София и ее дочери – Вера, Надежда Любовь. Икона; Храм Софии Владимирской; Царевна Софья Алексеевна; София Полеолог. Фото Владимира Ештокина и фото Виктора Андреева/Wikimedia Commons/CC BY 3.0//Фома. - – сентябрь 2016. – С.56-57. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-161-...

Оглашу основные статистические данные, характеризующие церковную жизнь города Москвы в 2016 году. За истекший год количество храмов и часовен Патриаршей епархии увеличилось на 20 и составило 1 130 . Столичных общин, в которых не реже одного раза в неделю совершается богослужение, стало 493, то есть на 18 больше, чем год назад. Московский клир, за исключением насельников ставропигиальных монастырей в священном сане, состоит из 1 688 человек: из них 25 архиереев, 1 277 священников и 386 диаконов. Таким образом число духовенства увеличилось за год на 44 человека. За этот год мною будут рукоположены 41 пресвитер и 4 диакона , включая одну запланированную до конца года иерейскую хиротонию. В Патриаршую епархию входят 33 обители — 15 мужских монастыря, объединяющих 1 019 насельников, и 18 женских монастырей, объединяющих 946 насельниц. За минувший год преставились ко Господу 28 клириков города Москвы и насельников ставропигиальных монастырей. Клирики города Москвы: Насельники и насельницы ставропигиальных монастырей: Соборно пропоем почившим «Вечную память». О деятельности Патриарха в 2016 году В 2016 году мною совершено 230 богослужений, включая богослужения, запланированные в оставшиеся до конца года дни. Среди этих богослужений — 29 освящений храмов , а также 16 освящений закладных камней в основание будущих церквей и иных объектов . В начале нынешнего года — 2-3 февраля — прошел Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Более 300 архипастырей съехались в Москву для совместной молитвы и обсуждения насущных вопросов. Главной темой Освященного Собора стала подготовка тогда еще ожидаемого Всеправославного Собора. К этой теме я еще вернусь. Кроме того, подробно обсуждались вопросы, связанные с так называемыми екатеринбургскими останками. Собор определил, что «решение о признании или непризнании “екатеринбургских останков” святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии». Прошу Преосвященного епископа Егорьевского Тихона по завершении моего доклада кратко рассказать о ходе работ по идентификации останков.

http://pravoslavie.ru/99679.html

На том же Собрании большинством Предстоятелей Поместных Православных Церквей было одобрено решение созвать Святой и Великий Собор Православной Церкви 18-27 июня 2016 года на Крите. Однако данное решение, как и Регламент Собора, а также проект соборного документа «Таинство Брака и препятствия к нему», не было подписано делегацией Антиохийской Православной Церкви. Последний документ не был подписан также делегацией Грузинской Православной Церкви. Обе упомянутые Церкви указали на наличие серьезных оснований для своего решения. Тем не менее, Русская Православная Церковь ради успешного продвижения к созыву Собора сочла возможным подписать вышеупомянутые документы, выразив при этом как на самом Собрании, так и в последующей переписке со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем уверенность в необходимости предпринять в оставшееся до Собора время энергичные усилия (в том числе в рамках деятельности учрежденного Собранием Всеправославного секретариата) по поиску общеправославного согласия в отношении документов, не подписанных одной или двумя Поместными Церквами, что позволило бы осуществить созыв Собора. По не зависящим от Русской Православной Церкви причинам дальнейшего общеправославного обсуждения сложившейся ситуации предпринято не было. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 2-3 февраля 2016 года, одобрил позицию делегации Русской Православной Церкви на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези и в других предсоборных органах, выразил удовлетворение внесением необходимых изменений и дополнений в проекты документов Святого и Великого Собора и, в целом предварительно одобрив их, поручил Священному Синоду сформировать делегацию Русской Православной Церкви для участия во Всеправославном Соборе, что было исполнено Священным Синодом в апреле 2016 года. Архиерейский Собор призвал полноту Русской Православной Церкви «к сугубой молитве, дабы Господь явил Свою волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение укрепило единство Православия, послужило ко благу Церкви Христовой, к славе Божией, к сохранению неповрежденной православной веры».

http://pravoslavie.ru/94245.html

ПОСТАНОВИЛИ: По ознакомлении с докладом Преосвященного митрополита Псковского и Порховского Тихона относительно генетических экспертиз «екатеринбургских останков», а также с информацией, предоставленной Следственным комитетом России относительно различных экспертиз (молекулярно-генетических, физико-химических, трасологической, баллистической, почерковедческой, автороведческой, историко-архивных, почвоведческих, судебно-медицинских антропологических, криминалистической), назначенных в рамках расследования уголовного дела об убийстве членов царской семьи: 1. Выразить благодарность всем трудящимся над установлением истины в вопросе идентификации «екатеринбургских останков». 2. В соответствии с поручениями Архиерейских Соборов 2016 и 2017 годов опубликовать информацию о результатах экспертиз после их завершения. 3. Вынести результаты экспертиз на рассмотрение очередного Архиерейского Собора. Для полноты приведём и соответствующие моменты из постановлений Архиерейских Соборов 2016 и 2017 годов. Постановление Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года): « 10. Члены Собора ознакомились с работой действующей по благословению Патриарха Кирилла церковной комиссии по исследованию «екатеринбургских останков». Собор выражает удовлетворение в связи с тем, что в ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла государственными властями было принято решение о проведении комплексной исторической, антропологической, генетической и криминалистической экспертизы этих останков и всестороннего исследования обстоятельств убиения Царской семьи. Решение о признании или непризнании «екатеринбургских останков» святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии. Сроки завершения экспертизы не должны зависеть от каких-либо внешних обстоятельств, но определяться временем, требуемым для научных исследований».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/01/pr...

Нередко приходится слышать мнение, будто антиканоническая экспансия Константинопольского Патриархата на Украину является следствием срыва Русской Православной Церковью Критского Собора. Однако подобные обвинения в адрес Русской Православной Церкви совершенно беспочвенны. Наша Церковь активно и последовательно участвовала в подготовке Святого Великого Собора, а Святейший Патриарх Кирилл, стремясь заложить предпосылки для упрочения православного единства, шел на значительные шаги навстречу Константинополю. Именно Фанар, а не Русская Церковь, в 2011 году выступил с инициативой исключения из повестки Собора темы автокефалии, а наша Церковь, стремясь расчистить путь к его проведению, с этим предложением согласилась. Тогда еще казалось невозможным, чтобы Константинопольский Патриарх попрал данные им в присутствии всех Предстоятелей обещания. Архиерейский Собор Русской Церкви 2-3 февраля 2016 года одобрил участие Московского Патриархата в Соборе, выдвинув, тем не менее, необходимым условием участие делегаций всех общепризнанных автокефальных Церквей и подчеркнув особую важность разрешения до Собора спора между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами по вопросу юрисдикционной принадлежности проблемы Катара. Чего стоили бы решения Собора, если два участвующие в нем древних Патриархата не участвовали бы вместе в Литургии? Однако 31 мая Фанар отложил вопрос Катара на послесоборный период. На следующий день Антиохийский Патриархат объявил проведение Собора бессмысленным, а Болгарский — отказался от участия, если Собор не будет отложен. Для поиска выхода из сложившейся чрезвычайной ситуации 3 июня Священный Синод нашей Церкви выступил с предложением не позднее 10 июня созвать экстренное Всеправославное предсоборное совещание. К сожалению, голос нашей Церкви не был услышан, и Критский собор, состоявшийся в отсутствие делегаций четырех Поместных Православных Церквей, приобрел скандальный оттенок и не получил всеправославного авторитета. Попытки Константинополя объяснить фиаско Критского Собора происками Русской Церкви не нашли понимания в Поместных Православных Церквах, что наглядно продемонстрировали прошедшие в ноябре 2016 года в Москве торжества по случаю 70-летия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые показали высокий авторитет Его Святейшества во всем православном мире.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Откуда же взялась фраза о «богоучрежденном рабстве»? Чаще всего она приводится в работах протодиакона Андрея Кураева. Текстовый блок об отношении Церкви к крепостничеству переходит из одной его книги в другую, и всегда на первом плане - фигура святителя. «Св. Игнатий Брянчанинов и за два года до отмены крепостного права в России считал своим пастырским долгом апологию рабства», - читаем в книге Кураева «Христианство на пределе истории» . Вдумайтесь: пастырским долгом ! Он «публично воспротивился отмене крепостного права» ( «Перестройка в церковь» ). Здесь же сочувственно цитируются слова Герцена о «диком и уродливом» послании «во Христе сапера». До боли знакомые выражения большевистских агитаторов... Но сегодня этот миф настойчиво внедряет в массовое сознание протодиакон. Повторяет снова и снова в блогах, лекциях, видеозаписи которых выкладываются в сеть. В посте от 3 февраля 2013 года цитирует тот же отрывок из своей книги, воспроизводит его с вариациями и в свежей записи 19 февраля 2016 г., тут же перепечатанной журналом Сноб . Книги и блоги Кураева, столь популярные, содействовали распространению названной псевдоцитаты «из Игнатия» по просторам Интернета, и теперь с подачи диакона имя святителя накрепко ассоциировано с крепостником-мракобесом. Лишь немногие усомнились в ее достоверности. «Почему ссылка на свт. Игнатия опосредованная? Очень просто - потому что официально изложенная позиция святителя совершенно иная», - резонно полагал форумчанин Алексей Давыдов еще 6 февраля 2012 г. Между тем отношение епископа к крестьянской реформе, его взгляды на христианское понимание свободы, трактовка трудных для понимания слов апостола «аще и можеши свободен быти, больше поработи себе» (1 Кор. 7: 21) детально изложены в архипастырских посланиях владыки. Эти послания и комментарии к ним, памфлет Герцена и ответ Герцену Брянчанинова включены и в «Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского» (М., 2002, с. 307-366, глава XIV ), и в первое и второе издания Полного собрания творений святителя (М.: Паломник, 2001, том 2 , с. 393-464; М.: Паломник, 2014, том 4, с. 397-465). Сейчас любой желающий может познакомиться с ними и в сети.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/04/...

Для участия в летней сессии (март-август) приглашены: митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Горловский и Славянский Митрофан; архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил; епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр. На заседании Священного Синода было отмечено, что в преддверии проведения Всеправославного Собора возникли серьезные проблемы, требующие безотлагательных общеправославных действий (журнал 35). Синод одобрил «усилия по участию в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, предпринятые Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и представителями Московского Патриархата в период после Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 2-3 февраля 2016 года». « Решение Священного Синода Болгарской Православной Церкви от 1 июня 2016 года, а также продолжающаяся неопределенность относительно возможности участия Антиохийского Патриархата в Святом и Великом Соборе , как и отсутствие предварительного консенсуса по проекту Регламента Собора и документу " Таинство брака и препятствия к нему " , означают, что в настоящее время, когда до намеченной даты открытия Собора остается две недели, существуют серьезные проблемы, требующие безотлагательных общеправославных действий», — говорится в постановлении Священного Синода. Священный Синод утвердил поправки Русской Православной Церкви к проектам документов: «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Миссия Православной Церкви в современном мире». Поправки были сформулированы на основе высказанных суждений архиереев, клириков, монашествующих и мирян. В решениях Синода отмечено, что по итогам обсуждения проектов документов Всеправославного Собора со стороны Грузинской, Сербской, Болгарской и Элладской Православных Церквей, а также Священного Кинота Святой Горы Афон также представлены существенные поправки, во многом созвучные с предложениями Русской Православной Церкви, требующие основательного рассмотрения с целью нахождения общеправославного консенсуса.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/04/vo...

Преподобномученик Софроний родился в 1870 году в селе Хрущевка 2-го          округа Донской области в семье донского казака Харитона Несмеянова. Когда         ему исполнился 21 год, он был призван на военную службу. По окончании             службы Софроний Харитонович устроился на машиностроительный завод,          где проработал девять лет. Ему исполнилось тридцать восемь лет, когда он,             оставив мир, поступил послушником в Свято-Духовский монастырь в городе       Царицыне Саратовской губернии. Здесь он принял монашеский постриг с         оставлением того же имени, в 1910 году – был рукоположен во иеродиакона, а       в 1915 году – иеромонаха. В 1917 году он прожил несколько месяцев в       Хвалынском монастыре и затем был командирован в миссионерскую школу в        село Подлесное к иеромонаху Антонию, где подвизался до середины 1918 года.            В годы Гражданской войны отец Софроний не пожелал остаться в стороне от             этих событий и в январе 1919 года стал полковым священником в      Добровольческой армии генерала Деникина, где прослужил до разгрома        белого движения, но с белыми не эмигрировал. В 1920 году он поступил на            подворье Георгиевского Балаклавского монастыря в Екатеринодаре, где   настоятелем в то время был архимандрит Дамаскин (Цедрик). После             закрытия подворья в 1922 году иеромонах Софроний служил в приходских        храмах и в 1924 году вернулся в Саратовскую епархию. Казанская церковь           села Большие Озерки, находившаяся неподалеку от села Юрьевка, где в храме        Рождества Богородицы служил отец Софроний, была захвачена в то время             обновленцами. Они обратились к властям с клеветническими обвинениями в          адрес иеромонаха Софрония. 11 февраля 1928 года он был арестован, но 16           августа того же года освобожден из-под стражи. Было учтено, что в 1926 году       священник был уже судим за преподавание Закона Божия. 29 декабря 1930     был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации и 14 февраля             1931 года приговорен к ссылке в Северный край на три года. В 1933 году по   отбытии срока ссылки по распоряжению архиепископа Тверского стал             служить в храме села Рождественское Кашинского района. Через год           переведен в храм села Ульянова Гора, а в феврале 1937 года - села Лозьево             Бежецкого района. 22 сентября 1937 священник был арестован. Во время    следствия держался с завидным мужеством, терпением и смирением.      Виновным в выдвинутых против него обвинениях себя не признал,    подписывать лживые протоколы отказывался. 1 ноября 1937 года иеромонах          Софоний был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 3 ноября 1937 года. Погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-163...

·         " Формирование профессиональной компетентности специалистов, работающих с группами социального риска в системе диаконии " 11 февраля и 4 июня - " Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы " . ·         " Паровик идет до Скорбящей, и гудочек его щемящий откликается над Невой " -          5 июня - Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь Тихвинской Епархии Благодаря предложению сотрудников радио " Град Петров " , для информирования жителей города - слушателей радио 2 февраля, 28 апреля,8 июня, 13 июля проводились прямые эфиры с руководителями проектов-победителей и епархиальными координаторами конкурса. Во время передач слушателям рассказывали о конкурсе, его особенностях и регламентах, о важных и нужных проектах, реализуемых в епархиях митрополии. После объявления конкурса 2015-2016 года были проведены выездные консультации в епархиях: 1, 28 сентября, 15-го сентября   в п.Сиверская, 9 октября - Гатчинская, 2 сентября - Тихвинская, 3 сентября - Выборгская, 1 октября - п. Саперное - Выборгская епархия, 9 октября приняла участие в семинаре для Санкт-Петербургской епархии. Благодаря поддержке Отдела образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии проводились консультации в Санкт-Петербурге:11, 29 сентября, 13, 19 октября для Тихвинской епархии, 20 октября - Гатчинская, 2 октября, 21 октября - Выборгская, а также проводились консультации по телефону и электронной почте. 2.   Распространение опыта Санкт-Петербургской митрополии В рамках обучающих мероприятий Рождественских чтений был представлен эксперимент Санкт-Петербургской митрополии по приглашению светского эксперта, а также приняла участие в подготовке и проведении " Школы экспертов " , проводимой Исполнительной дирекцией конкурса в Храме Христа Спасителя. По заказу Дирекции конкурса " Православная инициатива " проводила в качестве тренера обучающие семинары " Оценка проектов и программ " для епархиальных координаторов Приволжского федерального округа (21-22 июня, г. Самара ) и Северо-Западного федерального округа (21-22 августа, Санкт-Петербург). В рамках этих семинаров также был представлен эксперимент Санкт-Петербургской митрополии по приглашению светского эксперта.

http://mitropolia.spb.ru/docs/otchet-met...

Два важных урока мы можем вынести из этих посланий наших святых. Первое: соединение церковное, литургическое может быть только на основе возвращения к первоначальному единству, к вероучительной истине Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, как говорит нам святой праведный Иоанн Кронштадтский. И второе – из священномученика Илариона: «Дух любви должен восторжествовать над духом ненависти». А что же мы зачастую видим сегодня в отношении этой до сих пор кровоточащей проблемы? Вот письмо из ряда многих в нашей почте последних дней: «Никакого общения с католиками. Что может быть общего между волками и агнцами? Как предатели истины Христовой нам братие? Встреча Патриарха с папой – прямое отступление от святоотеческих заповедей и соборных посланий». Не буду приводить других, еще более жестоких примеров, но их множество. Чувствуете, какая разница, как не похоже это на скорбь об утерянном единстве праведного Иоанна Кронштадтского и священномученика Илариона. Последний при этом был необычайно строг к католическому учению, и даже не признавал католиков христианами, поскольку они находятся вне Православной Церкви. Откуда сегодня такая беспощадность? Ах, от ревности по спасению Православия? От желания искоренить в Церкви всякое зло? Как тут не вспомнить преподобного Иосифа Оптинского, сказавшего: «Ревность, желающая искоренить всякое зло, на самом деле сама есть самое страшное зло». Но действия дьявола простираются и дальше. Вот, что пишет 20 февраля нам на сайт православный христианин по имени Иосиф: «Сим заявляю, что разрываю молитвенное и евхаристическое общение со всеми архиереями, одобрившими и подписавшими на Архиерейском Соборе в Москве 2–3 февраля 2016 года проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези 10–17 октября 2015 года, до их всенародного письменного покаяния. Так как сей документ нарушает Символ Веры, содержит в себе ересь, осужденную Соборами Церкви и Святыми Отцами Церкви. Патриарха, во всеуслышание признавшего еретиков церковью, папу – святейшим, позволяющему еретикам присутствовать на Литургии верных. Архиереи РПЦ молчат, а некоторые и восхваляют документ, встречу предстоятеля с еретиком. Господи, помилуй! Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду. Аминь».

http://pravmir.ru/ispyitanie-na-rassudit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010