На основе кириллицы образовались болг. (кон. IX в.), древнерус. (XI в.), серб. (XII в.) с локальным боснийским вариантом, славяноязычные валашская и молдав. (XIV-XV вв.), румын. (XVI в., в 1864 переведена на лат. графику), а в составе древнерус.- пермско-зырянская (XIV в., в XV в. вытеснена кириллицей), мордов. (кон. XVII в.) и др. письменности. В качестве делового письма кириллица использовалась также в канцеляриях Далмации (XIV-XVII вв.) и Албании (XIV-XV вв.). Совр. рус. А. (гражданский шрифт) введен Петром I в 1708-1710 гг. как шрифт для светской лит-ры и письменности и в графическом отношении максимально приближен к начертаниям книжного курсива, к-рый сформировался в посл. трети XVII в. под воздействием украинско-белорус. почерков и шрифтов, испытавших влияние лат. и греч. традиции (количественный и качественный состав А. определены реформой 1918). В XVII-XX вв. правосл. миссионеры (еп. Нижегородский Дамаскин (Семёнов-Руднев) , митр. Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) Образец церковнослав. кириллического письма (устав). Добрейшево Евангелие. 1-я пол. XIII в. (НБКМ 17. Л. 19) Образец церковнослав. кириллического письма (устав). Добрейшево Евангелие. 1-я пол. XIII в. (НБКМ 17. Л. 19) и др.) разрабатывали основы научного описания тюрк., финно-угор., палеоазиат. и др. языков народностей Российской империи, адаптировали кириллический А., осуществляли переводы текстов, создавали грамматики и словари для ранее бесписьменных языков России и сопредельных стран (чуваш., татар., алеутского, якут., осет., азерб., казах., монг. и др.). На протяжении 2-й пол. XVIII - нач. XX в. модернизированный в нач. XVIII в. рус. вариант кириллицы составил (с учетом местных особенностей) также основу совр. А. правосл. слав. стран: Сербии, Болгарии, Украины, Белоруссии и Македонии. В результате многовековых трудов духовенства, ученых-филологов, учителей, гос. администрации образовался единый графико-культурный ареал греко-слав. письменности, включающий многообразные языки и культурные традиции. В 90-х гг. ХХ в. Молдавия и ряд тюркоязычных республик бывш. СССР перешли на лат. А.

http://pravenc.ru/text/115282.html

Наиболее часто образ Иисуса Навина встречается в XI-XII вв. в составе многофигурных композиций (как правило, его изображали как защитника веры рядом с царем Давидом и Иудой Маккавейским). Ветхозаветные циклы, иллюстрирующие основные эпизоды жизни Иисуса Навина, к-рые описаны в кн. Числа, Второзаконие и И. Н. к., известны с раннего времени. Мозаики в нефе ц. Санта-Мария Маджоре в Риме содержат 15 сцен, связанных с Иисусом Навином (в цикле прор. Моисея). Более многочастный и подробный живописный ряд иллюстрирует Ватиканский свиток И. Н. к. (Vat. Palat. gr. 431; см.: Лазарев. 1986. С. 69). К миниатюрам со сценами деяний в Ватиканском свитке И. Н. к. (Vat. Palat. gr. 431, 955-975) восходят неск. визант. лицевых рукописей Восьмикнижий (напр.: Vat. gr. 747, посл. треть XI в.; Vat. gr. 746, 1-я пол. XII в.), большинство повторов отмечено упрощениями протографа ( Успенский Ф. И. Константинопольский серальский кодекс Восьмикнижия//ИРАИК. 1907. Т. 12. С. 1)), а также произведения прикладного искусства (напр., 3 пластинки из слоновой кости, авории к-польской работы из кафедрального собора г. Лукки (X в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), где, судя по остаткам надписей и иконографии, представлена осада Иерихона). Изображения на авориях, как и миниатюры из Ватиканского свитка И. Н. к., многофигурны, отличаются рельефностью, в них намечены пространственные планы; на пластинках сохранились следы раскраски, что подчеркивает взаимосвязь образов, встречающихся в памятниках столичной школы миниатюры и резьбы. По мнению совр. исследователей, появлению иллюстраций в И. Н. к., использующих античные имп. атрибуты и символику, могло способствовать завоевание Иерусалима или военные действия у стен города во главе с визант. императорами: Ираклием в 1-й пол. VII в. и Иоанном Цимисхием в 60-70-х гг. X в. (Glory of Byzantium. 1997. Cat. 162). К этому же кругу памятников примыкают 10 миниатюр из Библии, находящейся в ц. Сан-Исидоро в Леоне, Испания (Галерея ц. Сан-Исидоро - Got. Leg. 2. Fol. 90, 960 г.), где запечатлены этапы завоевания земли обетованной от перехода израильтян через Иордан до казни Сигона, царя аморрейского, и Ога, царя вассанского. 5 сцен представлены на полностраничных миниатюрах из упомянутой каролингской Библии из ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме. В миниатюрах из Библий послекаролингского времени, как правило, было 3 сцены. Уникален цикл миниатюр, включающий 43 сцены, из Biblia pauperum (Paris. lat. 167, 2-я четв. XIII в.), содержащей сюжеты от призвания Иисуса Навина к пророчеству до его смерти.

http://pravenc.ru/text/293947.html

4. С. 63-69; она же. Древнеармянская миниатюра. Ереван, 1952; eadem (Dournovo L. A.). Miniatures arméniennes/Préf. S. der Nersessian. P., 1960; она же. Очерки изобразительного искусства средневек. Армении. М., 1979; Измайлова Т. А. Киликийская рукопись 1290 г. и ее мастер Торос Философ//Сообщ. ГЭ. Л., 1962. Вып. 23. С. 45-49; она же. Армянские иллюстрированные рукописи Гос. Эрмитажа//Тр. ГЭ. Л., 1969. Т. 10. С. 110-141; она же. Рукопись 1200 г. (Матенадаран, 2589)//ВВ. 1981. T. 42. C. 129-138; она же. Истоки армянской миниатюрной живописи Киликии XII в. и Черная Гора//Вестн. Ереванского ун-та. 1988. 3. С. 36-46; она же. Мастер и образец: Ромклайская модель, 2-я пол. XII - нач. XIII в.//ИФЖ. 1989. 3. С. 174-191; Janashian M. Armenian Miniature Painting of the Monastic Library at San Lazzaro. Venice, 1966; Армянская миниатюра/Вступ. ст.: Л. А. Дурново; ред., предисл.: Р. Г. Дрампян. Ереван, 1967; Каковкин А. Я. К вопросу о скеврском складне 1293 г.//ВВ. 1969. Т. 30. С. 195-204; он же. Серебряный оклад 1255 г. Евангелия 1249 г.//Вестн. Матенадарана. Ереван, 1969. 9. С. 163-172; он же. К вопросу о визант. влиянии на арм. памятники художественного серебра//ИФЖ. 1973. 1. С. 49-60; он же. О «реликварии времени Гетума»//Там же. 1974. 3. С. 263-266; он же. Элементы западной иконографии в арм. памятниках художественного серебра XIII-XVI вв.//ВВ. 1976. T. 37. C. 212-218; он же. Скеврский складень 1293 г.//Вестн. общественных наук. Ереван, 1978. 1. C. 92-97; он же. Памятник арм. среброделия XIV в.//Там же. 1980. 10. С. 69-80; Treasures of the Armenian Patriarchate of Jerusalem/Ed. A. Mekhitarian. Jerusalem, 1969; Пуцко В. Г. О двух фигурах на скеврском реликварии 1293 г.//ИФЖ. 1972. 2. С. 274-278; Grape W. Grenzprobleme der byzantinischen Malerei: Über die Grenzen der stilbildenden Rolle der byzantinischen Kunst für einzelne Buchmalereizentren in ihrem Einflusbereich: Diss. W., 1973; Buschhausen Heide, Buschhausen Helmut, Zimmermann E. Die illuminierten armenischen Handschriften der Mechitharisten-Congregation in Wien.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Византийское и южнославянское правовое наследие. С. 117–206. Кроме того, не позднее нач. XV в. на Руси получила известность сокращенная редакция Сербской Кормчей (так называемая Мазуринская Кормчая), составленная, вероятно, в Македонии в сер. XIV в. (Белякова Е. В. Источники Кормчей Ивана Волка Курицына//Древнерусская литература/Источниковедение. Л., 1984. С. 77–78). Пандекты и Тактикон Никона Черногорца имеют на русской почве неодинаковую судьбу. Пандекты были переведены древнерусскими книжниками не позднее XII в.: старший из известных списков — Ярославский музей-заповедник, 15583 – датируется нач. XIII в. и изобилует примерами восточнославянской лексики (Срезневский И. И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках//Сб. ОРЯС. СПб., 1874. Т. 12. Кн. 1. LV). Во 2-й пол. XIV в. на Руси получают известность две новые редакции перевода, выполненные южными славянами (Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII вв. СПб., 1903. С. 4; Словарь книжников и книжности. Вып. 1. С. 292–294). В это же время от южных славян (через Афон) на Русь приходит и Тактикон — в 1397 г. (старший список — РНБ. F. п. I. 41.) (Соболевский. Переводная литература. С. 5, 21). О составе и истории сборника Мерило Праведное (старший список которого, вероятно тверского происхождения,— РГБ. ТСЛ. 15 — датируется 2-й пол. XIV в.) см.: Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде/Происхождение текстов. М.—Л., 1941. С. 88–95; он же. Пособие по изучению Русской Правды. М., 1953. С. 17, 28–29; 49–74; Милов Л. В. К истории древнерусского права XIII–XIV вв.//АЕ 1962. М., 1963; он же. О древнерусском переводе византийского свода законов VIII в. (Эклоги)//История СССР. 1976. 1; Вздорнов Г. И. Из истории искусства русской рукописной книги XIV в.//Древнерусское искусство/Рукописная книга. М., 1972. [Сб. 1]. С. 162–170. «Закон судный людем», сохранившийся в древнерусских рукописях в трех редакциях, относится к числу древнейших славянских юридических памятников, византийским источником которого послужил текст XVII титула Эклоги, приспособленный к условиям христианизируемого славянского общества.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

О том, что ап. Фаддей-Леввей пострадал в Армении от царя Санатрука, упоминается в апостольских списках 2-го сирийского типа (Maten. Cod. 871 - Esbroeck. 1994. P. 113; Виноградов. 2005. С. 146). Кроме того, во мн. памятниках разные предания соединены с арм. версией. В сир. сборнике Lond. Brit. Mus. Add. 14601 (IX в.) местом кончины ап. Иуды Иаковлева назван г. Аребав (искаженное Арад) в Армении ( Esbroeck. 1994. P. 116). Апостольские списки 1-го сир. типа сообщают о распространении христианства Иудой-Фаддеем в Ассирии и Армении и о его казни по приказу арм. царя Санатрука в г. Биврутия (вместо Берит), якобы находившемся во Внутренней Армении (Maten. Cod. 993 (1456 г.) - Esbroeck. 1994. P. 136). Согласно нек-рым спискам Breviarium apostolorum и соч. «О жизни и смерти отцов», ап. Иуда Иаковлев был похоронен в «Берите Армянском» ( Schermann. 1907. P. 211; Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 78//PL. 83. Col. 151; Виноградов. 2005. С. 145). Лат. соч. «О рождении и кончине пророков и апостолов» ошибочно локализует Ребект (т. е. Ребек), в к-ром пострадал ап. Иуда Иаковлев, в Армении (Rebecte regione Armeniae - Dolbeau. 1994. P. 107). Персия Апостолы Симон и Иуда. Мученичество ап. Иуды. Роспись ц. Санта-Мария-ди-Англона в обл. Базиликата, Италия. Кон. XII — нач. XIII в. Апостолы Симон и Иуда. Мученичество ап. Иуды. Роспись ц. Санта-Мария-ди-Англона в обл. Базиликата, Италия. Кон. XII — нач. XIII в. В зап. традиции широкое распространение получила версия о кончине ап. Иуды-Фаддея в Персии. В Мартирологе блж. Иеронима говорится, что апостолы Симон Кананит и Иуда Зилот скончались в г. Суанис в Персии (MartHieron. Comment. Р. 575). Лат. Мученичество апостолов Симона и Иуды (BHL, N 7749-7751) представляет др. традицию по сравнению с греч. и вост. «Деяниями», посвященными ап. Иуде-Фаддею. Это Мученичество входит в состав т. н. коллекции житий Псевдо-Абдии, составленной во 2-й пол. VI в. на основании более древних источников. Ап. Симону Кананиту отводится ведущая роль, а ап. Иуде-Фаддею - второстепенная.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Внутренний двор мечети Омейядов (между 705 и 715 гг.) и здание «общественной сокровищницы» (788 г.) Внутренний двор мечети Омейядов (между 705 и 715 гг.) и здание «общественной сокровищницы» (788 г.) Мечеть Омейядов, построенная между 705 и 715 гг. (708-714/5, по Р. Бёрнсу),- основной историко-архитектурный объект города и один из важнейших памятников раннеисламской архитектуры. По преданию, на строительство и украшение мечети Омейядов были истрачены налоговые поступления с Сирии за 7 лет. Построена по образцу комплекса мечети прор. Мухаммада в Медине местными и визант. мастерами. Молитвенный зал мечети (136×37 м), сильно пострадавший в пожаре 1893 г., с 3 поперечными нефами отражает план предшествующего рим. храма и христ. базилики; из них заимствована большая часть колонн, нефы мечети. На пересечении нефов и трансепта высится купол (возведен заново после 1893), опирающийся на мощные квадратные пилоны. Между арками юж. нефа находится мраморная постройка (после 1893), отмечающая легендарное место погребения главы св. Иоанна Крестителя. С севера к мечети примыкает прямоугольный двор, отделенный от городской застройки глухими стенами. Изнутри он окружен с 3 сторон портиками с 2-ярусными аркадами, со стороны молитвенного зала мечети также некогда имелась аркада. Нижние ярусы зап. и юж. стен двора и мечети относятся к рим. времени, сохранился юж. 3-частный вход во двор рим. храма. Юж. стена мечети фланкирована 2 минаретами (1247 и 1488), 3-й находится на середине сев. стены (нижняя часть IX в., верхняя - кон. XII в.). В сев.-зап. части двора небольшое здание «общественной сокровищницы» (Куббат-эль-Хазне или Байт-эль-Халь) раннеаббасидского времени (788, по Р. Дюссо) - глухой 8-гранник, опирающийся на классический антаблемент на коринфских колоннах, сильно углубленных в культурный слой. В северо-вост. части двора располагается такое же сооружение, датирующееся XVIII-XIX вв. Мозаики мечети Омейядов (см. в ст. Византийская империя , разд. «Изобразительное искусство») возникли одновременно с постройкой мечети. Они неск. раз реставрировались (кон. XI в., сер. XII в., кон. XIII в.), позже были закрыты слоями обмазок и оставались неизвестными до реставрационной расчистки 1929 г.; значительная часть мозаик является плодом реконструкции 1-й пол. 60-х гг. XX в. Сохранились фрагменты общей композиции (стены и своды портиков, софиты арок, дворовый фасад молитвенного зала) с изображениями деревьев, растений, водоемов и фантастических архитектурных сооружений с колоннами, арками и куполами - дворцы и сады Творца, ожидающие прихода праведника (возможно, идеализированный образ Д.; дальние страны и места паломничеств). Мозаики сохраняют мн. черты позднеантичной живописи, их гамма зеленовато-коричневая с золотом. Мозаики «общественной сокровищницы» относятся скорее всего к XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/168694.html

последнем римском императоре и история об антихристе), относятся 2 группы манускриптов, причем каждая из этих групп восходит к первоначальному тексту без посредства другой. Первая группа отличается меньшей вариативностью и пропуском пророчества Давида; во 2-й группе имеются интерполяции, источником к-рых была одна из версий «Видений Даниила» - апокалиптических сочинений, приписывавшихся прор. Даниилу (подробнее о сохранившихся версиях «Видений» см.: Alexander. 1985. Р. 61-122). При этом оригинал 2-й группы восходит к первоначальному тексту через посредство списка, с к-рого были выполнены перевод М. П. О. на лат. язык, а также 1-й слав. перевод, осуществленный на Балканах и появившийся на Руси не позднее нач. XII в. (изд. 1-го слав. перевода: Истрин. 1897. С. 84-101). Вторая греч. редакция М. П. О. образовалась непосредственно из 1-й (издание обеих редакций: Там же. С. 5-50), причем в основу 2-й редакции лег более поздний список 2-й группы 1-й редакции, чем оригинал 1-го славянского и лат. переводов. Характерные черты 2-й греч. редакции: пропуски в исторической части, к-рая в большей степени согласована со Свящ. Писанием, и одно существенное добавление - повествование об императоре-победителе. В основе 3-й греч. редакции, созданной между X и XIII вв. (изд.: Там же. С. 51-66), лежал список 2-й группы 1-й редакции, к-рый соответствует оригиналу латинского и 1-го слав. переводов. Особенности 3-й редакции - краткая передача текста и наличие вставок, восходящих к «Видениям Даниила». Для 4-й редакции (изд.: Там же. С. 67-74) характерны отсутствие исторической части и особый вариант повествования о пришествии антихриста (по мнению Истрина, данная редакция могла появиться в эпоху крестовых походов ). Не позднее XI в. лат. перевод был подвергнут обработке, в результате была создана краткая лат. редакция (изд.: Там же. С. 75-83). В XIII-XIV вв. в Болгарии со списка 1-й группы 1-й редакции был выполнен 2-й слав. перевод М. П. О. (изд.: Там же. С. 102-114). Издание 4 греч. редакций было заново осуществлено вместо тех, которые были опубликованы Истриным, лишь во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2563136.html

365 Соболевский А. И. Указ. соч. С. 24–28; Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 14–16. 366 А. А. Шахматов его не указал, как и его предшественники, хотя рукопись была введена в научный оборот в 1867 г. Издано: Пичхадзе А. А., Ромодановская В. А., Ромодановская Е. К. Жития княгини Ольги, Варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ, Q. п. 1. 63)//Русская агиография. Исследования. Материалы. Полемика. СПб., 2005. С. 292–294; публикация текстов: с. 300–305. 367 Подскальски Г. Указ. соч. С. 205. Он рассматривает Обычное житие перед Проложным, хотя и считает вероятным создание сначала текста для Пролога, а потом уже жития. 368 Poppe A. Two Concepts of the Conversion of Rus’in Kievan Writings//Proceedings of the International Congress Commemorating the Millennium of Christianity in Rus’-Ukraine/HUS. 1988/1989. Vol. XII/XIII. P. 498–499. 369 Милютенко H. И. Летописание Ярослава Мудрого (Древнейший свод)//Rossica Antiqua. СПб., 2006. Т. 1. С. 156–169. 373 Например, РГАДА, Тип. 177 (372), нач. XIV в.; Тип. 173 (368), перв. пол. XIV в. (ПрЖ-2 издано в разночтениях к Тип. 172 (367): Соболевский А.И. Указ. соч. С. 28–30); Тип. 174 (363) перв. пол. XIV в.; Тип. 168 (363), сер. XIV в.; Тип. 171 (366), сер. XIV в.; Тип. 169 (364) (издано в разночтениях к Син. 240: Серебрянский Н.И. Указ. соч. С. 14–16); Тип. 170 (365), Тип. 178 (373), все втор, пол XIV в.; Тип. 172 (367), 1383 г. (ПрЖ-2 издано: Соболевский А.И. Указ. соч. С. 28–30); ГИМ, Син. 240,1400 г. (издано: Серебрянский Н.И . Указ. соч. С. 14–16). См.: Кат. РГАДА 132, 134–138, 141, 140, 54; Протасьева . 901. 374 Издано по двум спискам нач. XIV в. РГАДА, Тип. 173 (368), Тип. 179 (374): Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 2004. С. 437. Он пишет о двух редакциях памяти, но из публикации видно, что тексты отличаются только заглавиями. 375 РГАДА, Тип. 177(372), нач. XIV в.; Тип. 172 (367), 1383 г. Издано: Серебрянский Н. И. Указ. соч. С. 48. Здесь же разночтения по сербским Прологам, о которых речь пойдет ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дальнейшая трансформация обрядов, связанных с Морозом, в городской среде вызвана влиянием западноевропейских рождественских обычаев: Дед Мороз – рождественский дед. В. И., В. Т. Морена (Морана) В языческой мифологии богиня зимы и смерти. Ее владения лежат на границе Яви и Нави, где она своим серпом обрезает нити жизни. Москва Главный символ Русского государства и народной жизни, крупнейший духовный, культурный, политический и экономический центр России. Население 8,7 млн. чел. (1993). Заселение территории Москвы началось еще в эпоху неолита. Первое летописное упоминание о Москве как городе с тем же названием относится к 1147. По данным археологических раскопок, укрепленное поселение на месте современного Кремля существовало в к. XI – н. XII вв. В княжение Юрия Долгорукого, около 1156, была построена новая, более обширная крепость, разоренная монголами в 1237. Сравнительно скоро Москва была вновь отстроена. Во 2-й пол. XIII в. Москва – стольный город Московского княжества. Рост и возвышение Москвы были связаны прежде всего с ее расположением в центре той части славянских земель (земли вятичей и кривичей), где складывалась русская народность, на пересечении торговых путей. Важным фактором возвышения Москвы было развитие ремесла, торговли и земледелия. В XIV в. Москва выдвигается как центр Московского великого княжества – одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси. Со времени Ивана I Даниловича Калиты Москва становится политическим центром Владимиро-Суздальского великого княжества, резиденцией русских митрополитов, церковной столицей Руси. Во 2-й пол. XIV в., при внуке Ивана Калиты Димитрии Ивановиче Донском, Москва – организатор вооруженной борьбы русского народа против татаро-монгольского ига, свержение которого началось Куликовской битвой 1380. Золотоордынские ханы, понимая значение Москвы, не раз пытались ее уничтожить. Однако ничто уже не могло приостановить продолжавшуюся консолидацию русских земель вокруг Москвы. В XIV и 1-й пол. XV вв. Москва – крупный город с многочисленным торгово-ремесленным населением, которое расселяется на территории Великого посада (впоследствии – Китай-город) и многочисленных слобод в Заречье (впоследствии – Замоскворечье) и Занеглименье (территория к западу от р. Неглинной). В последней четв. XV в., при вел. кн. Иване III Васильевиче, Москва превращается в столицу Русского централизованного государства, в 1480 навсегда сбросившего татарское иго. Замечательным памятником эпохи создания Русского государства стал новый московский Кремль, построенный в к. XV в. и сохранившийся в своей основе до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

минускуле удвоенное О в форме лежащей восьмерки, как без точек, так и с точками/точкой внутри , к-рое используется в формах двойственного и мн. ч. слова «око» и в формах слов «два», «оба», а также в др. случаях; О с прямым или косым крестом в середине , к-рое используется в слове «окрест» и др. Заимствованные из южнослав. письменности графемы входят в рус. полуустав в 10-х гг. XV в. (детальный анализ их употребления и перечень памятников, в к-рых они представлены, см.: Гальченко. 2001. С. 368-369, 383-437). Появление графемы ранее, в Чудовском Новом Завете , исследователи связывают с подражанием непосредственно греч. минускулу. Наглядной иллюстрацией семантического критерия употребления таких графических типов является «О мультиокулярное» в слове   [  ] в Буслаевской Псалтири 1489 г. (РГБ. Ф. 304.I. 308. Л. 244 об.), где декоративное О состоит из 10 «О очных». К сер. XVI в. графемы вышли из употребления. В памятниках южнослав. эпиграфики с кон. X до кон. XV в. использовались 3 варианта начертания буквы О: круглый, петлеобразный и с заостренным верхом и низом. При этом круглый вариант чаще встречается в надписях Боснии и Герцеговины. В новгородских берестяных грамотах с XI до сер. XV в. преобладало узкое начертание с заостренным верхом и низом . C XI до сер. XIV в. грамоты дают его модификации с верхним покрытием (или верхней засечкой) - и с плоским верхом . В XII в. появилась модификация с прямой линией вместо правой дуги, этот вариант распространился в XIV - 1-й пол. XV в. . Со 2-й пол. XII в. наблюдается расширенная модификация узкого О (шириной с И, Н) . Широкое О получило распространение с XIV в. . С кон. XIII в. встречается «очное О», преимущественно широкое , значительно реже наблюдается узкое «очное О» ( Зализняк. 2000. С. 180-181). В скорописи XV в. написание О по сравнению со своим полууставным овальным прототипом практически не менялось; форма овала варьируется от узкой до расширенной . В XVI в. в великорусской и белорус. скорописи наряду с традиц. овальным и более округлым вариантами распространялась модификация О каплевидной или петлеобразной формы, заостренная в верхней части .

http://pravenc.ru/text/2578023.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010