– Но завет не закон, – сказали Иудеи. – Бог не сказал Ною: закон Мой, но завет Мой. Мы же говорим о законе. – Вы соблюдаете обрезание как закон, или нет? – спросил Константин. – Содержим, как закон, – ответили иудеи. – Обрезание же, – продолжал Константин, – Бог также не назвал законом, а только заветом, когда, говорил Аврааму: «ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их... обрежется у вас весь мужеский пол... и сие Будет знамением завета между Мною и вами... и будет завет Мой на плоти вашей в завете вечном» ( Быт.17:9–13 ). Вот смотрите, – сказал Константин, – Бог ни разу не назвал обрезание законом, но заветом. Откажитесь ли вы поэтому от обрезания как от незаконного? Если же соблюдаете завет обрезании как закон, то и завет, данный Ною, должны соблюдать как закон и называть его законом первым, который Бог дал роду человеческому, изгнанному из рая и сохраненному от вод потопа. – Нет, – отвечали иудеи. – Только закон, данный Моисею, есть закон, и его мы исполняем. – Если завет, данный Ною, – сказал Константин, – не закон, а только завет, потому что Бог не назвал его законом, но заветом, то и закон, данный Моисею, не закон, потому что Бог в 11 главе книги пророка Иеремии не называет его законом, но заветом: « слышите слова завета сего... так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета этого, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской» ( Иер.11:2–4 ). Если этот завет есть для вас закон, то и завет, данный Ною, тоже закон. А так как этот закон дан до обрезания, то его вы должны и соблюдать как первый и не слушать других законов, бывших после него, то есть Авраамова и Моисеева. Ведь вы сами сказали, что первый закон есть самый лучший и ему нужно повиноваться. Иудеи уклонились тогда от этого вопроса, стали говорить о другом и сказали: – Кто держался закона Моисеева, тот угодил Богу. Поэтому и мы, соблюдая его, надеемся также быть угодными Богу. Вы же держитесь нового закона, который сами изобрели для себя, а ветхий закон презираете.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ахаз отправился к Феглафелласару в Дамаск. Там он увидел жертвенник, который на него произвел большое впечатление. Он отправил его чертеж в Иерусалим, где первосвященник изготовил точную копию. Вернувшись, царь повелел установить его в Храме на месте медного жертвенника и приносить все жертвы на нем. Жертвенник всесожжений был отодвинут к стене и, по-видимому, не использовался по назначению. «И обломал царь Ахаз ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним, и поставил его на каменный пол» ( 4Цар. 16:17 ), затем говорится о других разрушениях, которые он сделал в Храме. И, наконец, «собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме, и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих» ( 2Пар. 28:24–25 ). Богослужения в храме прекратились. Обратите внимание, что высоты устроены богам иным. Существование практики поклонения на высотах обеспечивало очень легкий переход к идолослужению. Из исторических источников известно, что некоторые ассирийские цари вменяли в обязанность зависимым от них правителям почитание верховного божества ассирийцев Ашшура (Ассура) (ср. 4Цар. 16:18 ). Это также было одним из путей распространения идолопоклонства. Похоронен Ахаз был в Иерусалиме, но не в царских гробницах, куда его внести не решились. Здесь следует заметить, что если в Третьей и Четвертой книгах Царств после упоминания о смерти царя обычно присутствует стандартная фраза «и погребен был с отцами своими в городе Давидовом» (в данном случае – 4Цар. 16:20 ), то книги Паралипоменон дают более четкие указания. Так, например, кроме Ахаза указание о том, что царь не был похоронен в царских гробницах, встречается при повествовании об Иораме ( 2Пар. 21:20 ) и Иоасе ( 2Пар. 24:25 ). О Ровоаме, Авии и Иофаме не сказано, что они погребены «с отцами», но только в городе Давидовом. О месте погребения Охозии ничего не говорится, а при повествовании о смерти Гофолии не сказано и о самом погребении. 17.2. Правление царей иудейских от Езекии до Иосии

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

Alex. Quod unus//PG. 75. Col. 1320D). Прп. Иоанн Дамаскин уточнял различие состояний Господа через характеристики тления (φθορ) - естественные страсти: голод, жажду, утомляемость и т. д., и истления (διαφθορ) - совершенное разложение естества на первоэлементы. Согласно его учению, до воскресения человечество Христа было тленным, но неистленным; после воскресения оно пребывает нетленным и неистленным навсегда (см.: Ioan. Damasc. De fide orth. III 28). Омовение ног. Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) В течение земной жизни Иисус Христос учил Своих учеников смирению и самоуничижению как Своим личным примером (не мстил за Себя, не осуждал оскорбляющих Его, умывал ноги ученикам, взошел на Крест и т. п.), так и через проповедь: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк 9. 23-24). Смирение Господа Иисуса Христа стало образом подражания для христиан и духовным средством для преображения. Наиболее ярко кенотические принципы самоотречения в христианстве проявились в мужественном перенесении страданий за веру. Напр., свт. Игнатий Богоносец, идя на мучения, писал: «Я желаю страдать, но не знаю, достоин ли» ( Ign. Ep. ad Trall. 4); «если мы через Него не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас» ( Ign. Ep. ad Magn. 5). После окончания эпохи гонения на Церковь идеи духовного преображения души через смирение и самоотречение нашли наиболее полное выражение в аскетических принципах монашеской жизни, а также в принципах христианской жизни в миру, к-рая должна являть пример жертвенного служения Богу и ближним по образу Христа Спасителя. В русском богословии В русском богословии теме К. уделялось заметное внимание в XIX-XX вв. Помимо изложений в догматических курсах она являлась предметом мн. экзегетических сочинений, в систематическом плане к ней обращались М. М. Тареев , свящ. Павел Флоренский , В. Н. Лосский .

http://pravenc.ru/text/1684191.html

Из двух половин (как показывает и самое слово: «пол») составляется в полном виде человек. (Впрочем, мы говорим так вообще о гармонии человеческой жизни, а отнюдь не хотим сказать, будто каждое в отдельности лицо человеческое неполно, недостаточно, нуждается в лице другого пола для своей полноты, или восполнения). Во имя законного брака охлаждаются самые кровные связи, как, например, детей в отношении к своим родителям (да и самих родителей к детям, если родители, имея их от первого брака, вступают во второй брак): «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» ( Быт.2:24 ). В первые, например, дни после венца муж и жена («молодые») так любят друг друга, что ни родные братья, ни близкие друзья не дороги для них. Также взаимная привязанность их, скрепленная законным браком, скрепляется и отношениями к ним тестев и свекровей. Тести, например, вдруг начинают питать любовь к человеку, которого раньше, может быть, никогда не видали. Они отдали зятю свою дочь, которую воспитали, имение, которое трудом приобретали, все отдали, что только могли, и не жалеют, между тем, как в других случаях убыль капитала или имения привела бы их в досаду. Это и значит, что брак есть «таинство по самой природе». Итак, любить друг друга муж и жена должны так же, как каждый из нас любит и жалеет самого себя. С первого уже раза дело здесь представляется таким, что и напоминать о нем супругам нет нужды: «должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» ( Еф.5:28 ). Но в христианстве есть еще высшее, внутреннее основание для взаимной любви супругов: «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:25 ). Христос до предания Самого Себя на распятие и смерть возлюбил Церковь , т.е. души грешные и повинные казни, но затем уверовавшие в искупительные страдания Его и помилованные: к такой же точно самоотверженной любви в отношении к своей жене стремится и муж-христианин. Церковь , или верующие христиане, со своей стороны должны, так сказать, дышать на своего вечного благодетеля – Христа, думая только о Нем, радуясь Ему: так же точно и жена должна стремиться вниманием и любящим своим сердцем к мужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

VasiliO 29 марта 2011, 16:21 " Вам известно, что благодаря дебильным патриархальным представлениям о месте женщины в семейной иерархии и в обществе в нашей стране от домашнего насилия ГИБНЕТ до 11 ТЫСЯЧ женщин ежегодно? Что, съели? " Да уж съели и даже проглотили и не подавились. И это единственный аргумент? А сколько гибнет мужчин на бытовой почве не в два ли раза больше? Сколько женщин убийц в колониях? и причём тут патриархальные представления?? Пересмотрите сериал Брежнев: очень показательная сцена есть про деревенское насилие.(Кстати по пьянке) Меня всегда удивляла феминистская логика логика создания из Мужчин врага откуда это в них. Как можно воспитывать и мальчика домохозяйку, а из девочки защитницу родины. Разве не ужасно воспитывать не девочку или мальчика, а ОНО нечто среднее. Когда ты видишь что твой сын не может реализоваться как мужчина стать отцом?! Девочка рожает не от любимого человека, а непонятно от кого?! Весело????? Давайте посмеёмся. Над тем что женщина перестаёт быть женщиной нежной, любящей, заботливой! Мужчина перестал быть ответственным, сильным, решительным! Вот так заменили пол на гендер, а то что у человека между ног ой нет это гендер и смотреть туда не надо пока оно не выросло и не определилось с полом! Весело вам ОНО Кира? Радостно? VasiliO 29 марта 2011, 16:17 " Не вижу ничего плохого, когда женщина за рулем, а мужчина ужин готовит. а у некоторых истерика просто. Давайте, откажитесь от этого. Платочек на голову и в терем - кирхе, киндер, кюнхен. " и снова лож и передёргивание 1. Женщина за рулём как в старом анекдоте пьяный прапорщик на мотоцикле. Статистику привести или сами догадаетесь о числе аварий, наездов?! и всё она пресловутая физиология такими были созданы. 2. Да запросто 3-и немецких К но они немецкие не русские и опять же передёргиваем. Нету полумер ломать так ломать. Жена да убоится мужа своего. Вырвем слова из писания и всё плохой тоталитарный господь закабаляет Женщин превращая их в рабов Мужчин, а вот и неправда. Слова эти означают, что главный в семье – муж. Но только эти слова много теряют, когда мы вырываем их из контекста. В послании к Ефесянам сперва сказано: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5, 22-24). Далее апостол обращается уже к мужьям: Мужья, любите своих жен... («Любите», а не «пугайте».) Так должны мужья любить жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 25-33).

http://pravoslavie.ru/45514.html

Третье следствие: спокойствие и безопасность внешняя Ст. 17 пол. И плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки. Ст. 18. Тогда народ мой будет жить в обители мира, и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных. Пророк видел, что мир будет побежден верою в Евангелие, покорится Иисусу Христу силою правды, приведенной Им, и народ Божий, получив наследство мира, будет наслаждаться миром, спокойствием и безопасностью. в исповедании своей религии. Потому Пророк и говорит, что действием или плодом правды будет спокойствие и безопасность до века, – вместе с внутренним миром народ Божий будет наслаждаться и внешним миром, как плодом праведности членов царства Христова, будет жить в жилищах мирных, т. е. в церквах, и спокойно будет отправлять Богослужение в храмах. Четвертое следствие: суды над врагами церкви Ст. 19. И град будет падать на лес, и город спустится в долину. Так как для устроения счастья церкви нужно было совершить суд над врагами ее, ослабить их силу, чтобы они не вредили ей и не нарушили ее мира: то Пророк и говорит об этом суде. Лес здесь служит символом врагов церкви, или царств враждебных царству Иисуса Христа, образом которых в древнее время была Ассирийская монархия (гл. 10, 18, 19, 34). Под градом разумеются суды Божии, которыми Бог поражал врагов церкви (гл. 28:2,17); так Бог поразил Ассирийское войско страшною бурею с дождем и градом. (Гл. 29, 6, 30, 30 37, 36). Некоторые под лесом разумея тот лес, о котором сказано в ст. 15, объясняют так: на пустыню уверовавших во Христа язычников, сделавшуюся садом Божиим, изльется благодать Святого Духа, как благотворный дождь, способствующий к плодоношению; а на лес, который из сада Божия превратился, в дикую, бесплодную рощу, упадет град, который обломает все ветви леса, т. е. на Иудеев, неуверовавших в Мессию, Иисуса Христа, и за то отверженных от благодатного царства Божия, в наказание будет послано от Бога бедствие, которое поразит их на голову, и город их низко унизится, – царство Иудейское разрушится.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Пусть сгинет нечестивец, да не видит славы Господа./Господи, высока Твоя мышца, и они не познали;/но, уразумев, устыдятся. на 14: Ревность постигнет народ не наставленный,/и ныне противников поглотит огонь. Господи, Боже наш, мир дай нам,/ибо всё Ты воздал нам. на 12: Господи Боже наш, возьми во владение нас;/Господи, кроме Тебя, мы иного не знаем,/имя Твоё именуем. А мёртвые жизни не увидят,/и врачи их не воскресят. на 10: Потому Ты навел гнев, и погубил,/и уничтожил весь мужской пол их. Прибавь бедствий им, Господи,/прибавь бедствий славным земли. на 8: Господи, в скорби я вспомнил Тебя,/в скорби краткой вразумление Твоё нам. И как рождающая приближается к родам/и в муке своей возопила,/так мы стали для Возлюбленного Твоего. на 6: По страху пред Тобою, Господи, мы приняли во чреве,/и помучились, и родили:/Дух спасения Твоего произвели на земле. Не падём, но падут живущие на земле. на 4: Воскреснут мёртвые, и восстанут находящиеся в гробницах,/и возвеселятся живущие на земле. Ибо роса, что от Тебя, – исцеление для них,/земля же нечестивых падёт. Ис 26:9–19 Слава: И ныне: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Песнь 6 Возопил я в скорби моей к Господу, Богу моему,/и Он услышал меня; на 12: Из чрева ада вопль мой:/Ты услышал голос мой./Ты отринул меня в глубины, в сердце моря,/и реки окружили меня. Все валы Твои и волны Твои прошли надо мною. на 10: И я сказал: «Отвергнут я от очей Твоих./Придётся ли мне ещё взглянуть на храм святой Твой? Разлилась вокруг меня вода до души моей,/окружила меня бездна глубочайшая. на 8: Погрузилась голова моя в расселины гор,/сошёл я в землю, чьи засовы – преграды вечные. Но да взойдёт от гибели жизнь моя к Тебе, Господи, Боже мой. на 6: Когда оставляла меня душа моя, вспомнил я Господа. И да придет к Тебе молитва моя, в храм святой Твой. на 4: Соблюдающие суетное и ложное милость свою оставили. Я же со гласом хвалы и славословия принесу жертву Тебе,/всё, что обещал, воздам Тебе, о спасении моём – Господу. Ион 2:3–10 Слава: И ныне: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Украден. Приключение Иосифа с братьями более могло бы тронуть сердце царедворца, но великодушный страдалец не хочет обнаружить их преступления, хотя сие и могло быть ему полезно. Из земли Еврейской. Землею Еврейскою называется здесь не целая Палестина, которая не могла так называться прежде Иисуса Навина; но часть ее, в которой обитали патриархи. Они пребывали наиболее около Хеврона и кочевали оттоле до Сихема. В пропасть. Чтобы изобразить тяжкое состояние заключения, Иосиф дает имя темнице от худшей части ее — жилищ подземных. Истолкование хорошо. Кажется, главный хлебодар не то думал, что истолкование сна верно, ибо сие открыться могло только из события; но приятным предвещанием главному виночерпию побужден был открыть Иосифу и свое сновидение. На голове. Геродот (L. II, с. 35) сказывает, что у египтян мужеской пол обыкновенно тяжести носит на голове. Снимет с тебя голову и повесит. Египтяне осужденных сперва убивали, а потом вешали для поругания. НЕЧАЯННОЕ ВОЗВЫШЕНИЕ XLI. 1. По прошествии двух лет случилось, что Фараон видел во сне, будто он стоял у реки. 2. И вот, выходят из реки семь коров хороших видом и тучных плотию, и пасутся по траве. 3. Но вот, после них выходят из реки семь коров других, худых видом и тощих плотию, и становятся подле тех коров, на берегу реки. 4. Наконец, коровы худые видом и тощие плотию съели семь коров хороших видом и тучных. Тут Фараон проснулся. 5. Заснул опять, и в другой раз виделось ему, будто из одного стебля вышло семь колосьев тучных и добрых. 6. Но вот, после них выросло семь колосьев тощих и погоревших от ветра. 7. Наконец, тощие колосья пожрали семь колосьев тучных и полных. Фараон проснулся и видит, что это сон. 8. Поутру, будучи в смущении духа, послал он и призвал всех египетских толкователей священных письмен и всех тамошних мудрецов и рассказал им Фараон сон свой, но не было никого, кто бы истолковал оный Фараону. 9. Тогда главный виночерпий стал говорить Фараону и сказал: грех мой воспоминаю я ныне. 10. Фараон прогневался на рабов своих и отдал меня и главного хлебодара под стражу в дом начальника телохранителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Очень кратко замечается исполнение повеления (5) и событие предвестия Божия (6). Далее св. писатель делает к сему некоторое дополнение, но такое, которым опять показывает только, что Ной исполнил волю Божию с совершенною точностью (7 — 9) и что потоп начался точно в предсказанное время (10). Сия благочестивая простота несравненно поучительнее любопытных подробностей, которые многие желали бы найти в сем месте. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОТОПА ВОЗРАСТАЮЩЕГО 11. В шестисотом году жизни Ноевой, во втором месяце, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; 12. так что лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. 13. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и сыновья его, Сим, Хам и Иафет, и с ними жена Ноева, и три жены сынов его; 14. и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмьшающиеся по земле, по роду их, и все птицы по роду их, все летающие, все пернатые. 15. По паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни, вошло к Ною в ковчег. 16. И между вошедшими был мужеский и женский пол всех животных, так как Бог повелел ему. Наконец Господь затворил за ним. 17. И когда продолжалось на земле наводнение сорок дней, то умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею. 18. Вода же усиливалась и умножалась больше на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. 19. И вода усиливалась на земле более и более, так что покрылись все высокие горы, какие есть подвеем небом. 20. Еще поднялась вода на пятнадцать локтей, когда покрылись горы. 21. Так погибла всякая плоть, двигавшаяся по земле: птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползавшие по земле, и все люди. 22. Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, померло. 23. Истребилось все, что существовало на поверхности земли, от человека до скота и гадов, и птиц небесных, все истребилось с земли; остался только Ной и что было с ним в ковчеге. 24. Вода же поднималась над землею сто пятьдесят дней. Изображение потопа в его возрастании отличается полнотою и живостью, соответствующею величию предмета. В оном представляется время потопа, начинающегося в шестисотом году жизни Ноевой, во втором месяце, в семнадцатый день месяца. Дееписатель не показывает, откуда считает он здесь второй месяц. Год же у евреев начинался двояко: гражданский — ближайший к осеннему равноденствию новолунием и месяцем тиери (Исх. XXIII. 16. XXXIV. 22), а церковный — ближайшим к весеннему равноденствию новолунием и месяцем нисан (Исх. XII. 1, 2). Но как употребление сего последнего года не восходит далее исхода из Египта, то первый остается единственным для древнейших времен повествования Моисеева (Jos. Antiq. L. I с. 4). Посему начало потопа должно полагать в последней половине осени, во время и обыкновенно дождливое во многих странах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Та периодизация Антиохийской школы, которой в целом придерживаемся и мы, принадлежит ее наиболее основательному исследователю X. Кину 49 : Подготовительный период: от св. Феофила Антиохийского до муч. Лукиана Антиохийского. Первый период: от муч. Лукиана Антиохийского до Диодора Тарсского. Второй период: от Диодора Тарсского до Нестория. Третий период: от Нестория до перемещения ш колы из Антиохии в Эдессу. Как видно, недостатком этой периодизации является смешение ортодоксальных и гетеродоксальных движений в Антиохийской школе. С одной стороны, это можно обосновать тем, что на разных этапах они действительно были связаны друг с другом по линии учитель – ученик; но с другой стороны, как мы увидим ниже, ортодоксальная традиция имела те особенности, которые отличают ее от гетеродоксальных течений во всем их многообразии. Она традиционно соотносила себя с «Ветхим» и «Новым» Римом, т. е. с учением Латинской и Греческой Церквей, тем самым остерегаясь от регионализма в догматике. Монофизиты и несториане, напротив, систематически противопоставляли себя «румийцам», т. е. римлянам и грекам. Историю Антиохийской школы как сложную и противоречивую картину можно представить в виде таблицы: Таблица 1 Время Ортодоксы Гетеродоксы I в./2 пол. II в./2 пол. III в./1 пол. св. муч. Серапион Антиохийский Малхион Павел Самосатский III в./2 пол. св. муч. Лукиан Антиохийский, Дорофей Антиохийский IV в./1 пол. Евсевий Никомидийский Астерий Софист Евдоксий Евномий Евсевий Эмесский IV/2 пол. Диодор Тарсский IV – V вв. Феодор Мопсуэстийский Несторий V в./1 пол. Раббула Эдесский Ива Эдесский Севир Антиохийский Для периодизации Антиохийской школы имеет значение также политическая история Сирии. В этом регионе столкнулись интересы двух империй – Римской и Персидской. Обычно иранские монархи оказывали покровительство тем течениям христианства, которые в Византии оказывались раскольническими. Эта тенденция, естественно, совпадала с тем, что они по мере возможности способствовали усугублению этнических конфликтов на территории многонационального христианского государства. «С обострением борьбы с Ираном религиозные проблемы приобретали все более важное военно-политическое значение. Византия в своей борьбе все более энергично опиралась на христиан в Иране; последний, в свою очередь, также поддерживал оппозиционные религиозные группировки в Византии» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010