Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма девятая 1 287 В конец, псалом, песнь Давида, песнь Иеремии и Иезекииля, людей переселенных, когда готовились они к исходу из плена, 64. 2 Тебе подобает песнь, Боже, на Сионе, к Тебе вознесется молитва в Иерусалиме. 3 288 Услышь молитву мою! К Тебе всяк живущий приходит. 4 289 Опутали нас беззаконники речами своими; Но Ты очистишь нас от нечестия. 5 290 Блажен, кого избрал Ты и принял, вселится он во дворы Твои. Насытимся мы благами дома Твоего. Свят храм Твой. 6 291 Дивна правда Твоя. Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и плавающих в морях дальних! 7 Ты утверждаешь горы могуществом Своим, препоясанный силою; 8 Возмущаешь глубины моря; пред шумом волн его кто устоит? В смятенье придут народы, 9 И убоятся знамений Твоих живущие у пределов земли. Ты украшаешь приход утра и вечера. 10 292 Посетил Ты землю и напоил ее, умножил богатства ее. Река Божия наполнилась водами. Посылаешь ты людям пищу, ибо это угодно Тебе. 11 Борозды пашни напой, умножь злаки на ней! Орошенная дождем, возвеселится она, взращивая их. 12 Благословишь и увенчаешь Ты времена года благостью Твоей, и поля Твои дадут урожай тучный; 13 Плодоносной станет пустыня, и радостью холмы препояшутся. 14 Оденутся руном ягнята, и в долинах обильно уродится пшеница. Воззовут все к Тебе и воспоют. 1 293 В конец, песнь, псалом воскресения, 65. 2 Воззови ко Господу, вся земля! Пойте имя Его, воздайте Ему славу и хвалу! 3 Скажите Богу: сколь грозны дела Твои! Велика сила Твоя. И обманутся в надеждах своих враги Твои. 4 Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имя Твое, Всевышний! 5 Придите и узрите деяния Божии: сколь грозен Он в предначертаниях Своих о сынах человеческих! 6 294 Обращает Он море в сушу; реку перешли мы стопами и возрадовались мы о Боге, 7 Царствующем в силе Своей над веками. Очи Его на племена взирают: да не превозносятся оскорбляющие Его! 8 Благословите, народы, Бога нашего, громко возгласите славу Ему! 9 Даровал Он жизнь душе моей и не дал поколебаться стопам моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Будь к добросердечным благосклонен И оставь кривой избравших путь С теми, кто свершает беззаконье. 125-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский. 125-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский Если жизнь твоя Сионом охраняема, не собьёт тебя с дороги ничего. Как громады гор вокруг Ерушалаима, так Господь вокруг народа Своего. Не позволит Он творящим злодеяния в жизни праведных унизить благодать, чтобы те своим несчастьям воздаяния на дорогах зла не стали бы искать. Кто ж упорствует в пути своём неправильном, со злодеями останутся всегда. Дай добра, о Боже, тем, кто сердцем праведен! Мир Израилю на долгие года! В. Горт. ПСАЛОМ 125 В. Горт ПСАЛОМ 125 Песнь храмовых ступеней (6-ая) Кто к Богу прислонён — тот прочен и, словно холм Цион, — бессрочен. Свой город Бог объял горами, Свой праведный кагал — крылами. Аркан греха и кнут бесчестья — благим не нанесут увечья. Но крадущихся вброд — в безвестьи, всех Божьих троп в обход, вспять меткам Божьим — ждёт возмездье. Их обворует сброд до нитки и в пекло поведёт на пытки. Уж совести ростки сквозь рёбра, как клинки, их тщатся изнутри изранить! На землю посмотри, Творец! — Тебе с руки!: добром заволоки Израиль! ПСАЛОМ 125 Канонический русский перевод Песнь восхождения. 1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: 2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: " великое сотворил Господь над ними! " 3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались. 4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень. 5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. 6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои. В. Бенедиктов ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 125 В. Бенедиктов ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 125 Израиль, жди: глас Божий грянет — Исчезнет рабства долгий сон, И к жизни радостно воспрянет Освободившийся Сион. И славу Горняго Владыки По всей вселенной возвестят Твои торжественные клики И вольных песен звучный склад. И взыдет глас меж племенами: «Се, Богом полная страна!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

В этом видении изображается Церковь , чистая невеста Христова, во время процветания империи зверя. Число 144 000 здесь имеет, по–видимому, то же значение, что и в 7-й гл.ст. 2–8. Это – избранники Божии от всех народов земли, представленных образно в виде 12 колен Израилевых. То, что имя Отца Агнца написано на челах их, означает отличительные качества их внутренней настроенности – нравственный характер и образ жизни их, всецелое посвящение их служению Богу. К ним присоединяется сонм играющих на гуслях «яко пснь нову» – «как бы новую песнь». Это – песнь о новом творении Божием, песнь об искуплении и обновлении человечества кровию Агнца Божия. Поет эту песнь только искупленная часть человечества, а потому–то «никтоже можаше навыкнути псни, токмо сто и четыредесять и четыри тысящы искуплени от земли» – «никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли». Некоторые толкователи под «девственниками» понимают здесь не девственников в буквальном смысле слова, а тех, которые были спасены от тины язычества и идолослужения, поскольку в Священном Писании Ветхого Завета идолослужение нередко называется любодейством. Откр. 14:6–7. И видхъ инаго Ангела паряща посред небесе, имущаго Ebahreлie вчно благовстити живущымъ на земли и всякому племени и языку, и колну и людемъ, глаголюща гласомъ великимъ: убойтеся Бога и дадите Ему славу, яко npiuдe часъ суда Его, и поклонитеся Сотворшему небо и землю, и море и источники водныя. И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. Вслед за тем св. Тайновидцу представилось второе видение; парящие в небе три Ангела. Один возвещал людям «Ebahreлie вчно» – «вечное Евангелие» и как бы говорил: «бойтесь Бога и нс страшитесь антихриста, который не может погубить с телом и душ ваших, и противьтесь ему с дерзновением, ибо близок суд и воздаяние, а он имеет власть лишь на короткое время» (св. Андрей, гл.40). Некоторые под этим «Ангелом» понимают проповедников Евангелия вообще. Откр. 14:8.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава 26. Песнь народа Божия о спасении кротких и низложении гордых. Пророчество о воскресении мертвых 1. В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. (В той день воспоют песнь сию в земли Иудейстей, глаголюще: се, град крепок, и спасение нам положит стену и ограждение). В «тот день», когда погибнут враги народа Божия, а верные Богу люди смиренные спасутся, тогда эти спасенные выразят свое чувство величайшей радости в торжественной песни, как то делали предки народа Божия при Моисее, во времена судей, при Давиде, и пр. В то время, когда будут разрушены крепкие города врагов, народ Божий скажет в песни своей; «а у нас вот крепкий город, это – спасение от Бога: оно было, для нас вместо всякой стены и крепкой ограды...» Враги и в крепких городах не спаслись (ср.гл.16:2; 21:11–17; 23; 24 и др. особенно 25:1–3), а народ Божий, по-видимому, беззащитный, остался благополучным, среди общей погибели народов. 2–3. Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. (Отверзите врата, да внидут людие хранящии правду и хранящии истину, приемлющии истину и хранящии мир). Так как для народа Божия, вместо крепких, нерушимых стен, послужило спасение от Бога, то спасенные будут призывать к спасению и других, нуждающихся в спасении и ищущих его. Но доступ к спасению открывается только тем, кто хранит правду, истину, мир, все то, чего не доставало в особенности язычникам. Они не знали правды, потому что нарушали чужие права, уничтожали власть соседей и отнимали их достояние, в особенности у Евреев; они чужды были истины, ибо не имели веры в Бога и понятия о Его святом законе (ст.7–9); они не хранили мира, ибо, по своей гордости, всех считали слабее себя и всех стремились сделать своими рабами, в особенности Евреев, которым, между тем, даны были права сынов Божиих. 4–6. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная: Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих. (Яко на тя надеянием надеяшася, Господи, во век, Боже великий, вечный, иже смирив низвел еси живущыя в высоких: грады крепкия разориши и обнизиши я даже до земли. И поперут я ноги кротких и смиренных).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 5. Народ Израильский – виноградник Божий превосходно устроенный, но бесплодный и негодный, будет разорен, попран и беспощадно разграблен Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. (Воспою ныне возлюбленному песнь возлюбленнаго моего винограду моему: виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне). Хорошо устроенный, удобно и красиво расположенный, тщательно возделанный, крепко огороженный и плодоносный виноградник составляет привлекательный и утешительный предмет хозяйства на востоке. Всякий добрый хозяин старается иметь для себя отрадное занятие – возделывание виноградника; всякий член семейства участвует в уходе за ним и в особенности с удовольствием разделяет труды при собирании плодов. Дело собирания винограда в урожайный год весьма желанное и время весьма веселое; при этом громкие, радостные песни всегда оглашают холмистые окрестности города, переполненные виноградниками. Естественно, дети радуются о плодоносном винограднике своего возлюбленного отца; радуется и невеста о винограднике своего возлюбленного жениха, и все поют песни о своих любимых виноградниках. Так же и пророк Исаия поет перед своим возлюбленным народом песнь своего возлюбленного Господа о Его любимом винограднике. Но песнь пророка не отрадная... У Господа, возлюбленного пророком, был свой любимый виноградник. Как всякий благоразумный и трудолюбивый хозяин заботится о том, чтобы насадить и устроить свой виноградник со всеми удобствами, с удовлетворением всех требований хозяйства, так много позаботился и Господь о своем возлюбленном винограднике. Обыкновенно, удобное место для виноградника – склон горы на восток или на юг; почва на этом избранном месте должна быть тучная, удобренная, рыхлая. И Господь рассадил Свой виноградник «на вершине утучненной горы». 2. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды. (И ограждением оградих и окопах, и насадих лозу избранну, и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Изъяснение псалма 107-го. Пс.107:1 .   Песнь. Псалом Давида. «Песнь псалом Давиду». И сей также псалом, и возвращение Иудеев предвозвещает, и предрекает спасение язычников; великую же имеет он близость с псалмами пятьдесят шестым и пятьдесят девятым. Пс.107:2 .   Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое]; буду петь и воспевать во славе моей. «Готово сердце мое Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей». Говорили мы уже прежде, что " славою» своею Пророк называет пророчественную благодать. Пользуясь сладкопением пророчества, говорит он, сказую Тебе Владыке, что широко сердце мое и готово к принятию Божественной Твоей благодати. Пс.107:3 .   Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Пс.107:4 .   Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен. «Востани слава моя, востани псалтирю и гусли: востану рано». «Исповемся Тебе в людех Господи, пою Тебе во языцех». Псалтирем и гуслями Пророк называет себя: потому что благодать Духа, как музыкальным орудием, изглашала им пророческое сладкопение. Посему, возбудив себя к песнопению Владыки, снова начинает речь, и дает обещание, что будет сие рано; потому что не он один вознесет тогда песнь, но с тьмами язычников и народов будет возглашать Божественную песнь. Словом же " рано» указывает на вочеловечение Бога и Спасителя нашего; потому что с вочеловечением Его возсиял свет истины, и в целой вселенной устами всех людей воспевает блаженный Давид, и песнословит Божии благодеяния. Пс.107:5 .   Ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя. «Яко велия верху небес милость Твоя, и до облак истина Твоя». Величие милости Твоей превышает своды небес; повсюду проникли лучи Твоей истины. А говорили уже мы, что «облаками» Давид называет Пророков, Апостолов и сподобившихся благодати учительства; потому что ими, как некиими облаками, приносится людям духовное орошение; от них научились мы истинным догматам. Пс.107:6 .   Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя. «Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя». Сие сказал и блаженный Аввакум: «покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» ( Авв. 3, 3 ). Сие изрек и блаженный Давид в осьмом псалме: «Господи Господь наш яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес» ( Псал. 8, 2 ). Посему «вознесися» значит: яви Себя превознесенным, превысшим всех, и вся земля да познает славу Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Каждый день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и в века веков. Сподоби, Господи, нас, в этот день сохранить себя от всякого греха. Благословен Ты, Господь, Бог отцов наших, и возвеличено и препрославлено имя Твоё во веки, истинно! Да будет, Господи, милость Твоя на нас, так как мы уповаем на Тебя! Благословен Ты, Господи, — наставь меня на дела, могущие оправдать меня перед Тобой! ( трижды ) Господи! Ты был нам прибежищем из рода в род! Потому-то я и взываю к Тебе: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо я грешен пред Тобой. Господи! к Тебе прибегаю: научи меня поступать по воле Твоей, потому что Ты Бог мой и у Тебя источник жизни; в Свете премудрости Твоей мы увидим свет (для наших дел). Продли милость Твою исповедующим Тебя! Святой Боже-Отец; Святой Всесильный-Сын, Святой Бессмертный-Дух, — помилуй нас! ( трижды ) Объяснение В первые века христианства, когда на всенощном бдении служитель алтаря при появлении утренней зари, возглашал: Слава Тебе, показавшему нам свет! то в ответ на это, клирос и все присутствовавшие в храме воспевали эту утреннюю песнь, в которой прославляется Пресвятая Троица и где изложена просьба о сохранении без греха в продолжение наступающего дня и об озарении разума духовным светом. Песнь эта, начинаясь — песней Ангелов , воспетой ими при Рождестве Спасителя, — оканчивается Серафимской песней , как бы означая этим, что небо и земля, Ангелы и люди составляют один великий, общий хор для прославления Господа. О важности того славословия блаженный Симеон Солунский говорит: «Всякому убо верному подобает поучитися и знати тое, на всяк день утра же и вечера Богу воссылати» — (См. Нов. Скрижаль 2, 62).   Хвалебно-благодарственная песнь Божией Матери Славянский текст Русский перевод Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: радуйся Невесто неневестная. Мы, рабы Твои, Богородица, Тебе, Воеводе, одерживающей верх в бранях с врагами, приносим победную и благодарственную песнь за то, что избавлены Тобой от бед. Но Ты, как имеющая силу непобедимую, (и впредь) охраняй нас от всяких бед; мы же будем взывать к Тебе: радуйся Невеста неневестная (т. е. вступившая в брак, приснодевственная). Последование литургии

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Коль все карать Ты будешь прегрешенья, Кто сможет устоять перед Тобой? Но у Тебя, о Боже, власть прощенья, И мы стоим с повинною главой. Я жив надеждою, что Ты мне тоже За упованье милостью воздашь, Тебя нетерпеливей жду я, Боже, Чем ждет рассвета полуночный страж. Израиль верует, что Ты простишь Его, когда колена он преклонит, И от врагов несметных оградишь, А паче от его же беззаконий. 130-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский. 130-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский Взываю к Богу, молю я Господа с волненьем в сердце, со всем стараньем: — Услышь мой голос! — прошу я Господа, — да будут уши Твои внимательны к моим моленьям и упованьям. Кто устоит перед гневом Господа, если Он грехи перечислит? Но верю я в милосердье Господа, благоговею и жду прощения, в трепете сердце моё и мысли. Душа моя уповает на Господа: спрошу — и Он мне ответит мудро. Душа моя ожидает Господа, словно ночные стражи — утра, более, нежели стражи — утра. Да уповает Израиль на Господа: милость Божья — в Его ладони; молитесь Богу, просите Господа, и Он избавит народ Израиля от всех грехов и всех беззаконий. ПСАЛОМ 130 Канонический русский перевод Песнь восхождения. Давида. 1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. 2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. 3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 130 Н. Гребнев ПСАЛОМ 130 О Господи, Ты милостив и строг. И потому Ты мне даруешь милость, Что ни пред кем душа не возносилась И что к тому, чего достичь не мог, Мое в гордыне сердце не стремилось. Меня, о Господи, не осуди, Хоть грех велик и долг мой неоплатен, Но сам себя смирял я, как дитятю, Что отрывают силой от груди. Во мне душа моя, Ты погляди, И впрямь с младенцем схожа, с тем, что матерь Насильно отлучает от груди. Да уповает всякий человек На Господа отныне и вовек! 131-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ ДАВИДА)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Песнь четвертая. Ирмос. «Пророк, предвидя от Девы Твое рождество, так возвещал об нем: слух о тебе я услышал и убоялся, потому что Ты, Христе, пришел от юга и из горы святой, приосененной. Слово! враг, видя меня со всех сторон обкраденным и обнищавшим, радуется моей погибели – коварный льстец. Господи славы! Обогатитель нищих! Избавь меня его злодейства». Песнь девятая. Ирмос. «Из всех родивших на земле кто видел что-либо такое, или кто слышал когда: Дева обрелась имущею во чреве, и безболезненно родила младенца? Пречистая Богородица! такое Твое чудо и Тебя величаем. Христе! О, страшно судилище, на котором мне предстоит судиться! Но я, всю свою жизнь проводя в лености, нисколько не чувствую этого страха. Единый Создатель, Ты, который обратил согрешившего Манассию, обрати и меня. Христе! взываю Тебе: останови потоки безмерных моих зол, и даруй мне столько слез, чтобы их было достаточно обмыть всю мою скверну, которую с таким безумием накопил я. Ты, спасший блудницу, от души раскаявшуюся, спаси и меня по милости своей». По третьей и шестой песнях малые ектении. После осьмой песни особенное словословие пресвятой Деве Богородице. Оно начинается словами иерея: «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим». Затем поется та самая песнь, которую изрекла пресв. Дева при свидании с Елисаветой: «Величит душа моя Господа» и проч.; к каждому отделу этой песни (всех шесть) прибавляется: «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» и пр. Вот эта песнь ( Лк. 1:46–55 ). 1) «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем (Тебя, поистине Богородицу, честнейшую херувимов и без сравнения славнейшую серафимов, без истления, (без нарушения девства), родившую Бога-Слово, величаем)». 2) «Что призрел Он на смирение рабы своей, ибо отныне будут ублажать меня все роды (Тебя, поистине Богородицу и пр.)». 3) «Что сотворил мне величие сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его (Тебя, поистине Богородицу и пр.)». 4) «Явил силу мышцы своей, рассеял надменных помышлениями сердца их (Тебя, поистине Богородицу и пр.)».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Селуня преславную похвалу, апостолов удобрение, «ныне Силуана мудрого восхвалим…» (5 песнь канона, 2-ый стих). В нескольких стихах службы оба – Сила и Силуан, – упоминаются вместе: «Составим лик в дому Бога нашего, славяще Силуана и Силу…» (9 песнь). «Силу и Силуана воспоем согласно» (7 песнь). «Да восхвалятся Крискент и Андроник с Силою, да возвеличится днесь Силуан…» (4 песнь канона и др.). Также и в общей службе 70 апостолов – 4 января Силуан упоминается отдельно от Силы (см. стихиры на Господи воззвах и др.). Святой апостол Крисп Св. ап. Крисп, до своего обращения в Христову церковь был начальником иудейской синагоги в Коринфе. О нем упоминается в Апостольских Деяниях (гл. XVIII, 8). Во время второго путешествия ап. Павел, оставив Афины, пришел в Киринф ( Дeяh. XVII, 1 ); временно приютившись в помещении Акилы и Прискилы и с ними трудился приготовлением палаток, он во всякую субботу говорил в синагоге, убеждая иудеев и эллинов (эллинистов) в том, что Иисус – Христос, но так как слушатели противились и злословили св. Павла, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист: отныне иду с проповедью к язычникам ( Дeяh. XVIII, 4, 6 ). Грозная речь св. Павла видно сильно подействала на некоторых слушателей, прежде противившихся апостольской проповеди, и Крисп, начальник синагоги, уверовал в Господа, со всем домом своим, и многие из коринфян, слушая (евангельское благовестие), уверовали и крестились ( Дeяh. XVIII, 8 ). Сам св. Ап. Павел крестил Криспа ( 1Kop. I, 14 ), не столько по отсутствие будто бы спутников апостола языков, (как некоторые думают, на основании 17 стиха, 1 гл. 1 послания к Коринфянам, сколько по уважению и благорасположению к знатному положению нового христианина (начальника Синагоги), который своим примером мог расположить и других к принятию крещения (подтверждает в Дeяh. XVIII, 8 ). По оставлении г. Коринфа ап. Павлом там вскоре образовалось среди христиан несколько партий (одни считали своим учителем Павла, другие Кифу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010