игумен Филипп (Симонов) Содержание Введение «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему...» Великий канон. Творение святого отца нашего Андрея Критского, Иерусалимского, глас 6 Песнь 1 Песнь 2 Песнь 3 Песнь 4 Песнь 5 Песнь 6 Песнь 7 Песнь 8 Песнь 9     Введение Предлагаемая вниманию читателя книга профессора игумена Филиппа (Симонова) – первый в отечественной литературе опыт толкования Великого канона преподобного Андрея Критского , открывающего православным христианам двери Великого поста и вводящего их в смысл покаянного делания. Читатель не найдет в ней легкого занимательного чтения: книга предназначена для пытливого ума, желающего углубить свои знания реалий и богословских посылок Ветхого и Нового Завета, которыми так щедро засевает преподобный Андрей духовную ниву покаяния и которые часто представляют определенные затруднения для современного читателя. Книга подготовлена на основе святоотеческих толкований Священного Писания и ориентирована на широкий круг читателей, неравнодушных к своей духовной жизни, стремящихся глубже войти в смысл православного богослужения и с ответственностью организовать свою молитвенную жизнь в дни Великого поста, приуготовляя себя к Пасхальной радости – встрече со Христом Воскресшим. Эту заповедь любви и я премного возлюбил и, не удовольствовавшись творениями боговдохновенных отцов, вознамерился записать собственные косноязычные речи, ибо, если окажется это полезным хотя бы одному брату, будет мне от Господа награда за труд. Если же недостоин я принести пользу другому, то и в таком случае не лишусь своей мзды, но, обдумывая и прилежно изучая то, о чем пишу, разбужу хотя бы собственную убогую душу от великого бесчувствия. Если кто поймет сие писание, в этом будет и за труд воздаяние. Иосиф Исихаст 1 «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему...» ( Пс.5:8 ) 2 . Пятница первой седмицы Великого поста. Память мученицы Ираиды, мамины именины. За больничным окном кружит крупными хлопьями снег – может быть, последний этой затянувшейся зимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Собеседование 43 на псалом 95 Пс.95:1 .  Хвалебная песнь Давида. Ко гда строился дом, после пленения. Не надписан у Евреев. 1. И этот псалом у евреев не имеет надписания, а имеет его лишь у семидесяти, иудей естественно отвергает их надписание, так как последнее обличает его, явно показывая, что оно направ­лено против народа иудейского. В самом деле, Давид, которому принадлежит этот псалом, жил на много поколений раньше плена, после которого, как говорится в надписании, построен был храм; следовательно здесь говорится о том плене, о котором говорит и Павел: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» ( Еф.4:8 ), а под построением храма разумеется божественное воплощение, потому что и Сам Господь говорил о Своей плоти: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин.2:19 ). Таким образом, построение этого храма совершено было после нашего плене­ния, учиненного диаволом, потому что, желая освободить нас от него, Христос и воплотился. Об этом пленении сам Давид сказал в другом пророчестве: " Ты взо шел на высоту, пленил плен» ( Пс.67:19 ). «Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля! Вос пойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его " ( Пс.95:1–2 ), Почему пророк велит петь новую песнь всей земле, а не одним только иудеям, как не по причине, несомненно, новых чудес? Давид как бы предваряет своим благовествованием Павла, говорящего: «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ). Что же это за новая песнь, и от кого мы ей научимся? Пророк дал нам много песнопений, но, указывая теперь на «песнь новую», он разумеет какую-то иную новую песнь, отличную от тех. Песнь воспевал и Исаия: " воспою, – говорит он, – Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его» и т. д. ( Ис.5:1 ). Но это следует петь не всей земле, а одному только народу иудейскому, в честь которого, как говорит пророк, это и поется. Очевидно, поэтому, что пророк разумел песнь ангельскую, записанную Лукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

9. Пятница 1-й седмицы. Мч. Кодрата и дружины его (с 10 марта) . Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся (служба переносится на субботу, 10 марта) . Сщмч. Сергия Лебедева пресвитера . Литургия Преждеосвященных Даров. Полиелейная служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу, 10 марта (см. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава) . На этот день с субботы, 10 марта, переносится служба мч. Кодрата (ср.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]», 3-е «зри»). Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 5 марта. На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я , 14-я и 15-я. Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней. Порядок пения канона при типе службы одного малого святого: 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник. По 3-й песни – седален Минеи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Иже от Безначальнаго Отца...». 6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопих в скорби моей...» и до: «Хранящии суетная и ложная...» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гласом хваления...», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи. По 6-й песни – кондак и икос Минеи (если есть). В службе мч. Кодрата (10 марта) кондака нет, поэтому по 6-й песни поется мученичен рядового (в данном случае – 8-го) гласа Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди) . 7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших...» и до: «Благословен еси, видяй бездны...» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благословен еси на престоле...», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благословен еси на тверди...», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-22/

Введение Православный акафист как особая форма церковных песнопений по материалу и строю своего содержания принадлежит к области христианской церковной поэзии. Христианская церковная поэзия представляет собой вид поэзии, возникшей по образцам священной поэзии еврейской. Основатель христианства Господь Иисус Христос , в молитве Господней преподавший христианам образец молитвы, не оставил образца новозаветных песнопений. Во время последней пасхальной вечери, когда Им было установлено таинство Евхаристии, Он вместе с апостолами воспел обычные в этом случае ветхозаветные песнопения (см. Мф.26:30 ; Мк.14:26 ), то есть псалмы Давидовы, и Своим примером освятил их употребление в Христианской Церкви. Святые апостолы в богослужебных собраниях точно так же назидали верующих пением псалмов и других священных еврейских песней. В век апостольский, наряду с употреблением при богослужении псалмов и других ветхозаветных песнопений, начинают употребляться и песнопения новозаветные. Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам, преподавая христианам наставления, между прочим пишет: «Πληροσθε ν Πνεματι, λαλοντες αυτοςν ψαλμος α μνοις α δας πνευματιας, δοντες αι ψλλοντες ν τ αρδα μν τ υρ» (исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе [и поюще] в сердцах ваших Господеви ( Еф.5:18–19 ; ср. Кол.3:16 )). Святой апостол в указанных Посланиях к Ефесянам и Колоссянам различает виды церковных песнопений: псалмы, пения и песни духовные. Словом «псалмы» апостол, бесспорно, указывает на псалмы Давида. Под пениями μνοι, по объяснению преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского 1 , профессора Е. Ловягина 2 , прот. Н. Флоринского 3 и А. Снегирева 4 , разумеются μνοι πατρων – песни ветхозаветных отцов. Таковы: благодарственная песнь Моисея, воспетая после чудесного перехода евреев чрез Чермное море, Поим Господеви, славно бо прославися ( Исх.15:1–19 ); обличительная песнь Моисея Вонми, небо, и возглаголю ( Втор.32:1–44 ); благодарственная песнь Анны, матери пророка Самуила, Утвердися сердце мое в Господе ( 1Цар.2:1–10 ); вдохновенная песнь пророка Аввакума Господи, услышах слух Твой и убояхся ( Авв.3:1–20 ); пророческая песнь о спасительных плодах пришествия Христова пророка Исайи От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже ( Ис.26:9–21 ); благодарственная песнь пророка Ионы, пробывшего три дня во чреве китове, и пропетая по чудесном избавлении Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему ( Иона2:3–10 ); песнь трех благочестивых отроков, воспетая в огненной пещи вавилонской, Благословен еси, Господи, Боже отец наших ( Дан.3:26–45 , Дан.3:52–90 ). Эти вдохновенные песнопения по своему духу и строю вполне родственны псалмам Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

свящ. Николай Оглоблин Отделение второе: о молитвословиях церковного Богослужения Составные части церковных молитвословий § 23. Словесное в церкви Христовой служение Господу Богу слагается главным образом: а) из возгласов, 19 молитв и отпусков; 20 б) из «священных и церковных поучений», или так называемых дневных чтений, и в) из многочисленных и разнообразных стихир, которые, или читаются, или поются, смотря по тому, как того требует «устав», или обычай церковный. Главный источник происхождения церковных молитвословий § 24. Все главнейшее и существенное во всех составных частях «словесного» Богослужения православной церкви заимствуется из св. писания, которое не только управляет, и, так сказать, движет духом и языком всего словесного Богослужебного состава, служа ему основою и руководительным началом; а и целыми значительными отделами, даже целыми книгами и полными частями входит в него и наполняет его. Так, весь новый завет входит в Богослужение полным составом своим, т. е. в числе всех 27-ми своих книг, не исключая и «апокалипсиса», который хотя и не так часто, как прочие новозаветные священные книги, а все же, в известные времена, должен быть, по «уставу», читан при Богослужении. Из ветхого завета, псалтирь то же вся и почти постоянно употребляется при Богослужении, за исключением лишь 151 псалма, собственно к ней и не относящегося. Сверх сего, берутся для Богослужения: а) из «псалтири» же: прокимны 21 , причастны 22 , припевы, или заглавны стихи 23 к «стихирам, величаниям» 24 , и антифоны 25 ; б) более, чем из 30-ти ветхозаветных священных кпих 26 – различные, по большой части, небольшие, но цельные отделения, для чтений, известных под именем: паремии; в) для употробления, в некоторых случаях, при Богослужении, преимущественно же как образцы, для так называемых, в церковных службах, канонов 27 , и особенно – для ирмосов 28 в этих канонах, берутся следующие библейские священные пясни: 1) благодарствевная Господу Богу песнь человека Божия, Моисея, по чудесном переходе израильтян чрез Чермное море 29 ; 2) его же предсмертная обличительная песнь на непослушного израиля 30 ; 3) песненное живейшее благодарение Иегов, от Анны матери самуиловой, за рождение Самуила 31 ; 4) молитва пророка Аввакума 32 ; 5) песнь пророка Исаии 33 ; 6) молитва пророка Ионы, во чреве китов 34 ; 7) песнь одного из трех св. отроков в пещи вавилонской – Азарии 35 ; 8) песнь всех трех св. отроков в той же пещи 36 9). В заключение всех этих ветхозаветных свящ. песнопений, берется из «Нового завета» и почти постоянно при Богослужении употребляется глубоко-знаменательная н светло-возвышенная благодарственная песнь Богородицы 37 по временам с нею соединяегся и песнь отца предтечева, св. праведного Захарии 38 . Второй источник происхождения церковных молитвословий

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3. Понедельник. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия. Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, преславнаго чудесе!..». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорданскую реку...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне...». На малом повечерии поем трипеснец и двупеснец предпразднства (предыдущего дня; см. в Минее, 2 января, на повечерии) , глас 2-й, и трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2-й и глас 6-й. На повечерие этого дня может быть перенесена служба свт. Сильвестра, папы Римского (с 2 января). Примечание. Предлагаем схему пения на повечерии данного дня канонов предпразднства в соединении со службой свт. Сильвестра, папы Римского (с 2 января). Песнь 1-я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2-й: «Непроходимое волнящееся море...» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 2 января, глас 2-й: «Непроходимое волнящееся море...». Песнь 3-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «На камени мя веры...» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «На камени мя веры...». Песни 4-я, 6-я и 7-я: тропари канона святого (с 2 января) – без ирмосов и катавасии. Песнь 5-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «К Тебе утренюю...» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «К Тебе утренюю...». Песнь 8-я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2-й: «Устрашися отроков...» – дважды; тропари трипеснца и двупеснца 2 января; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона святого (с 2 января); «Хвалим, благословим, поклоняемся...» и катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «Столпу злобы...». Песнь 9-я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2-й: «Возвеличил еси, Христе...» – дважды; тропари трипеснца и двупеснца 2 января; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «Честнейшую Херувим...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-16/

Толкование на книгу пророка Аввакума или Опыт библейской теодицеи Глава 1 Первый вопрос Аввакума: в мире зло и неправда – где Ты, Господи? Первый ответ Божий: халдеи – орудие Его наказания Второй вопрос Аввакума: но ведь халдеи грешнее Израиля! Глава 2 Второй ответ Божий Повеление записать ответ Божий ответ Аввакуму Образ надменного человека Насмешливая песнь Первое горе Второе горе Третье горе Четвёртое горе Пятое горе Господь во святом храме Своем Глава 3 Песнь Аввакума Пролог песни Аввакума. Пророк взывает о милости к Богу во гневе Его Песнь Аввакума. Шествие Божие Эпилог песни Аввакума Приложение 1. Пророк Аввакум в книге пророка Даниила Приложение 2. Кумранское толкование на книгу пророка Аввакума Кумранская община и Кумранские рукописи Кумранское толкование на книгу пророка Аввакума Первый вопрос Аввакума Первый ответ Божий Второй вопрос Аввакума Второй ответ Божий Аввакуму Насмешливая песнь, или пятикратное горе надменному человеку Приложение 3. Иудейско-раввинистическое толкование на книгу пророка Аввакума Глава 1 Глава 2 Насмешливая песнь, или пятикратное горе надменному человеку Первое горе Второе горе Третье горе Четвертое горе Пятое горе Глава 3. Песнь пророка Аввакума Эпилог Приложение 4. Пророчество Аввакума в трактовке исламских богословов Приложение 5. Протоиерей Александр Классен. Историческое введение в книгу пророка Аввакума Пророк Иудейское предание Христианское предание Авторство и время написания книги История текста История экзегезы Святоотеческие толкования на книгу пророка Аввакума Приложение 6. Протоиерей Виталий Шумилов, Христина Шумилова. Развитие иконографии пророка Аввакума в церковном искусстве IV-XVII веков Древнейшие образцы иконографии пророка Аввакума Иконография пророка Аввакума в памятниках искусства XI-XVII веков Приложение 7. Теодицея богословов и философов Теодицея Тертуллиана Теодицея св. Иоанна Златоуста Апокатастасис Теодицея Божественного огня любви Теодицея дара свободной воли человека Теодицея Блаженного Августина Теодицея Лейбница Теодицея Гёте – Булгакова Теодицея Солженицына Приложение 8. Гомилетическое приложение: Святые богоборцы Праотец Иаков Иов Многострадальный Моисей Боговидец Пролом в стене Иерусалимской Апостол Павел Праведная Моника Преподобный Паисий Великий Святой Илья Муромец Преподобный Серафим Саровский Иисус Христос Вместо эпилога Протоиерей Геннадий Фаст  

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Псалом 95 Должно служить Богу и достойно прославлять Его, как Спасителя, Царя и Судию. Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей. Псалом сей по содержанию есть хвалебная песнь, которую воспевали при богослужении – по уставу Давида (ср. Пс.94 ). – Псалом воспет тогда, внегда дом созидашеся по пленении – когда строился второй храм Богу, именно – по возвращении народа из Вавилонского плена, при князе Зоровавеле и первосвященнике Иисусе. – В тексте Еврейской Псалтири этого надписания нет; оно написано по преданию, в греческом переводе. 1–2. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля: воспойте Господеви, благословете имя Его: благовестите день от дне спасение Его. Некогда Господь избавил свой народ от рабства и вывел Его из Египта, совершив много чудес: и народ, по выходе, воспел Ему знаменитую песнь устами Мариамны. Но вот, по прошествии многих веков с того времени, Он совершил новое и не менее дивное дело своей благости над народом, – избавил его от тяжкого рабства Халдейского и извел его из Вавилона. Это событие должно быть предметом и новой песни. – Эту песнь должна воспеть вся земля, т. е. все обитатели земли Обетованной, только что возвратившиеся из плена и – от рабства на свободу. – Воспевая новую песнь о новом деле милости Господа, народ должен благословлять Имя Его, – восхвалять Его свойства и совершенства, особенно премудрость, благость и всемогущество Божие, которые преимущественно проявились в этом деле. – Воспевая эту новую песнь Богу, народ тем самым должен благовествовать день от дне спасение Его, или – громко возвещать изо дня в день, при богослужении – при ежедневном принесении жертвы во втором, новом храме – о том, какое спасение соделал Господь, именно – что Он избавил свой народ от тяжкого рабства, вывел из далекой Халдеи в родную землю, дав возможность построить второй новый храм, с его великолепным убранством и восстановить в нем торжественное богослужение. 3–5. Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его. Яко Велий Господь и хвален зело, страшен есть над всеми боги. Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 января 2023 года 3. Понедельник. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия. Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4й: «О, преславнаго чудесе!..». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5й: «На Иорданскую реку…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…». На малом повечерии поем трипеснец и двупеснец предпразднства (предыдущего дня; см. в Минее, 2 января, на повечерии) , глас 2й, и трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2й и глас 6й. На повечерие этого дня может быть перенесена служба свт. Сильвестра, папы Римского (с 2 января). Примечание. Предлагаем схему пения на повечерии данного дня канонов предпразднства в соединении со службой свт. Сильвестра, папы Римского (с 2 января). Песнь 1я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2й: «Непроходимое волнящееся море…» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 2 января, глас 2й: «Непроходимое волнящееся море…». Песнь 3я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2й: «На камени мя веры…» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 2й: «На камени мя веры…». Песни 4я, 6я и 7я: тропари канона святого (с 2 января) – без ирмосов и катавасии. Песнь 5я: ирмос трипеснца 3 января, глас 6й: «К Тебе утренюю…» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6й: «К Тебе утренюю…». Песнь 8я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2й: «Устрашися отроков…» – дважды; тропари трипеснца и двупеснца 2 января; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона святого (с 2 января); «Хвалим, благословим, поклоняемся…» и катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6й: «Столпу злобы…». Песнь 9я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2й: «Возвеличил еси, Христе…» – дважды; тропари трипеснца и двупеснца 2 января; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6й: «Честнейшую Херувим…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

св. пророчица XI в. до Р. Х. (пам. 9 дек.), мать прор. Самуила (1 Цар 1. 1-2. 11). Одна из 2 жен левита Елканы из Рамафаима-Цофима (см. Рама ). Будучи бездетной, А. испытывала притеснение со стороны др. жены - Феннаны. Бесплодие А. и ее трагичное положение напоминают ситуацию с Саррой (Быт 16). Во время ежегодного паломничества в Силом А. дала обет: если Бог пошлет сына, посвятит его Господу «на все дни его жизни». Среди многих молящихся свящ. Илий обратил внимание на тихую молитву А. и уверил женщину в том, что ее прошение будет исполнено, она родит сына. Обещание А., что «бритва не коснется головы его» (1 Цар 1. 11), указывает на ее желание посвятить сына в назореи (ср.: Числ 6. 1-21; Иуд. древн. V 10. 3). Через 3 года рожденный ею сын по имени Самуил был приведен к Илию и посвящен на служение Господу. Чувство благодарности Богу за то, что Он сподобил ее родить сына, А. вкладывает в «Хвалебную песнь» - образец древней библейской поэзии. Песнь А. передает состояние глубокого благоговения и смирения при созерцании тайн Божественного Промысла (1 Цар 2. 1-10). Слова А.: «Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему» (1 Цар 2. 10) - пророчески указывают на царя Давида , (1877-1937) прообразовательно - на Господа Иисуса Христа. В 10-м стихе песни впервые в Свящ. Писании упомянут помазанник (греч. χριστς). Ближайшей параллелью к Песни А. в ВЗ является Песнь Давида (2 Цар 22): первые 3 строфы 8-го стиха Песни А. почти идентичны с Пс 122. 7-8. При этом псалмопевец искусно дополняет этот текст нек-рыми подробностями из истории А.: «[Господь] неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (ср. упоминание в 1 Цар 2. 21 о рождении А. после первенца еще 3 сыновей и 2 дочерей). Песнь А. послужила прообразом для созвучной ей Песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55; см. Песнь Богородицы ; Magnificat) - нек-рые темы из 1-й повторяются во 2-й (ср.: 1 Цар 2. 4, 7-8 и Лк 1. 52; 1 Цар 2. 5 и Лк 1. 53). История А. находит отражение в рассказе апокрифического Протоевангелия Иакова о рождении Пресв. Богородицы. Свт. Иоанн Златоуст называет А. «лучом добродетелей, украшенным молитвою, верою и великим терпением» (Пять слов об Анне. III 1). В нач. XIX в. прп. Никодим Святогорец обобщил святоотеческое толкование Песни А. в своей кн. «Сад благодати, или Истолкование 9 библейских песен».

http://pravenc.ru/text/115544.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010