Вошли мы в отверстые двери поста. Чего требует от нас пост? – Он требует раскаяния и исправления жизни. Что дает нам пост? – Он дает нам всепрощение от Отца Небесного, дает мир душевный и крепость духа. А что обещает нам пост? – Он обещает нам радость в этой жизни, даже при скорбях и тяжких испытаниях, и блаженство в вечных обителях Отца Небесного. «Да не смущается сердце ваше, в доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам», – сказал Христос ученикам Своим пред Голгофой. На пост восстает лишь плоть: не хочется плотскому человеку оставить для плоти привольную жизнь, вот и поднимается жалоба на пост. А что такое пост? – Это воздержание и строгость к себе. Пост дан нам, чтобы раскрыть, возбудить и развить в себе духовную жизнь. Пост помогает нам подняться над материей, над нашей чувственной природой. Пост открывает нам бездну нашей слабости без Бога и пробуждает в нас желание молитвы, развивает и чувство смиренной молитвы. Пост приводит нас также и к сознанию братства во Христе всех верующих, пробуждает в нас чувство ответственности пред Богом и пред всеми людьми, нашими во Христе братьями. Вошли мы с вами во врата поста со смиренным чувством, прося друг у друга прощения. Не бойтесь смирения. Смирение это – благодатное средство против самости, против гордыни и болезненного самолюбия. Смирение это – меч против огня злобы, так обильно ныне пожирающего людские сердца и вселяющего в них адские муки. Смирение это – благодатное тихое дуновение Святого Духа, умиряющее и охлаждающее грехами воспаленное сердце наше. Помоги же всем нам Господь течение поста с пользой совершить: главы невидимых змиев сокрушить и победителями греха, корень которого в нашем плотском мудровании, явиться. Аминь. Неделя 2-я Великого поста Во Христе родные братья и сестры! Если человек хочет знать смысл и цель своего существования, он, прежде всего, должен познать самого себя: Кто я? В чем задача и оправдание моей жизни? Верный ответ на вопросы: «кто я?» и «в чем задача моей жизни?», дан нам в св. Писании и раскрыт св. Григорием Паламой , памяти которого посвящено 2-ое воскресенье Великого Поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

" Забытые " каноны Существуют и правила, которые не соблюдаются в современной Православной церкви по ряду причин, в том числе историческим, но соблюдение которых только бы улучшило жизнь христиан. Первые два канона – 46-ой Лаодикийского собора и 78-ой Трулльского (одинаковые), который предписывает обязательную катехизацию готовящихся к крещению: " Крещаемым должно изучати веру, и в пятый день седмицы давати ответ епископу, или пресвитерам " (46-ое Лаод.). Следующее – 76-ое правило Трулльского собора избавило бы нас от многочисленных упреков со стороны протестантов: " Никто не должен внутри священных оград корчемницу или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святой храм мирским местом (Иоан. 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен " . Как видно, это правило запрещает любую торговлю в храмах или на храмовой территории. Еще два полезных правила – о проведении Великого поста и Светлой седмицы. " Не подобает в четыредесятницу совершати браки, или праздновати дни рождения " (52-ое Лаод.). И: " От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище " (66-ое Трулл.). Последнее правило предписывает частое посещение богослужений на Светлой седмице и частое Причащение. 80-ое правило Трулльского собора говорит о том, что нельзя удаляться от церковного общения более чем на три воскресения подряд, этим самым человек сам себя отлучает от Церкви. Причем правило предписывает лишь посещать богослужения в воскресные дни, оставляя вопрос участия в таинстве Евхаристии на усмотрение каждого: " Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения " .

http://religare.ru/2_99519.html

Воскресенье подготовительного предпостного периода Евангельский урок Пример: О Закхее Желание увидеть Господа 1-ое воскресенье О мытаре и фарисее Я буду_ 2-ое воскресенье О блудном сыне Я буду_ 3-ое воскресенье О страшном суде (неделя мясопустная) Я буду_ 4-ое воскресенье Прощенное воскресение (неделя сыропустная) Я буду_ Сформулируйте для каждого воскресного Евангельского чтения главную тему, используя приведенные слова: Любовь – смирение – терпение – гордость – «Я раскаиваюсь» – молитва – «Прости меня» – помощь другим – пост – осознание грехов – возвращение к Богу – раздача милостыни. 21. Грех и прощение Приуготовление к Великому посту В течение трех недель мы вступаем в период, который Церковью называется Великим постом. Великий пост – это время подготовки к Святой Пасхе, когда мы празднуем и воспоминаем смерть и Воскресение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Предпостные воскресения Перед началом Великого поста Церковь установила 4 воскресения (3 недели), чтобы напомнить нам перед Великим постом о самом важном. Что нам должно думать и делать во время Великого поста. Каждое Евангельское чтение этих четырех воскресений имеет свою особую тему. 1 . Воскресенье о мытаре и фарисее: тема смирения. 2 . Воскресенье о блудном сыне: тема нашего возвращения к Богу. 3 . Воскресенье о Страшном суде (неделя мясопустная): тема любви к ближнему. 4 . Прощеное воскресенье (неделя сыропустная): тема прощения, совместно с постом и молитвой. Так как мы начинаем готовиться к Великому посту, мы должны попытаться понять важность и значение того, что мы будем делать в это чрезвычайно важное время церковного года. Мы разберем каждую из этих тем, чтобы подготовить себя к покаянию и возвращению к Источнику жизни. Принести прощение «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Тема прощения появляется в Евангельских чтениях в течении всего года, но особенно в эти предпостные дни. На предыдущем уроке мы говорили, что Господь простил Закхея и пришел к нему в дом, поскольку Закхей раскаялся и обещал переменить всю свою жизнь. Сегодня мы услышим о том, как один человек просил прощения у Бога, а другой смотрел на него с презрением. Мы также прочтем о слуге, которому были прощены значительные долги, а сам он отказался простить даже маленький долг своему другу. В одно из ближайших воскресений в храме будет читаться история о сыне, растратившем все свое наследство и возвратившемся, чтобы попросить прощение у своего отца. А на последней неделе перед Великим постом мы услышим в храме, что должны испросить прощения у друг друга, чтобы войти в Царство Божие. Две стороны монеты – Прощение долгов

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3) В будничные дни катавасия берется большею частью из очередного канона дня; в воскресные и праздничные дни для катавасии берутся ирмосы из других канонов: а именно – для большинства воскресных дней катавасией служит канон Богородицы, наиболее известный молящимся: «отверзу уста моя». За частое употребление в церкви этот канон называется «рядовой» катавасией и его положено исполнять, как катавасию, в следующие сроки: а) с 22 Сент. по 20 Ноября, б) с 10 Февраля до 1 Августа, за исключением периода от Великого Поста до Троицы, но включая воскресенье Мытаря и Фарисея, 2-ое и 5-ое воскресенья Великого Поста и первое воскресенье после Троицы, какого бы числа и месяца оно ни случилось. 4) В промежуточные же периоды между означенными сплошными сроками пения «Отверзу уста моя» для катавасии берутся каноны двунадесятых праздников, а именно с 1-го Августа по 22 Сент. канон Воздвижения Креста Господня – «Крест начерта Моисей». С 20 Ноября по 31-ое Декабря канон Рождества Христова – «Христос рождается, славите». С 1-го по 14-е Января – канон Крещения Господня: «Глубины открыл есть дно». С 15-го Янв. по 10-е Февраля – канон Сретения Господня – «Сушу глубородительную землю». Кроме того, в ближайшие дни к праздникам Преображения, Успения Божией Матери, Вознесения – для катавасии берутся каноны этих Праздников. Начиная с первого дня Пасхи до Вознесения, для катавасии берется Пасхальный канон «Воскресный день». Следовательно, помимо катавасии «Отверзу уста моя», другие катавасии составляются из канонов, имеющих отдельные каноны. 5) Помимо малой ектении, после 3, 6 и 9 песней канона положено петь еще некоторые краткие стихи, а именно – после 3-й песни – ипакои и седальны, после 6-ой – кондаки и икосы, после 9-ой – светильны и экзапостилларии. Из этих молитвенных названий обращают на себя особое внимание «седальны» потому, что исполныть их полагается три раза в течение Всенощной. Первый раз – после кафизм; второй раз – после полиелея, и третий раз – после третьей песни канона. Происхождение названия седальна указывает на то, что в эти сроки всенощной в древности полагалось чтение или же жития святых, или же поучений и позволялось, ввиду длительности службы, молящимся сидеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не может не пленить разумного и честного человека и беспредельная преданность Христа воле Отца Небесного. «Разве вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» – это первые слова, которые слышим мы из уст Его. Внутренняя, постоянная и неизменная связь с Отцом была источником, из которого проистекали и Его любовь к человеку, и Его победоносная борьба за волю Бога-Отца в этом мире. И еще одна черта, так ярко отмечаемая всеми Евангелистами: Христос никогда не ищет Своего. И в этом он свободнейший из свободных. Отмечая в первое воскресение Великого Поста Торжество Православия, мы слышим к нам обращенные слова Христа-Иисуса: «Не бойся, малое стадо... Я с вами во все дни, до скончания века». Аминь. Неделя 2-я Великого поста Сегодня 2-ое воскресенье Великого Поста, посвященное памяти св. Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского. Особое внимание, в своих трудах, посвятил святитель Григорий новозаветному учению о человеке. «Человек создан по образу и подобию Божию» и к нему обращены слова Христовы: «будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершен». И надлежит нам с вами, вступающим в 3-ю седмицу Великого Поста, говорить о значении поста в благом и святом деле стремления к нашему духовному совершенству. В «образе Божием» даны нам те духовные качества, те свойства и способности, которыми человек безмерно возвышается над всем живущим. В «подобии» даны силы к развитию этих качеств, свойств и способностей, роднящих нас с Богом. Дорогие мои, великим помощником в этом труде над собой, труде ведущем человека к духовному совершенству, является пост. Пост, это – день после ночи, это – свобода после рабства плоти, это – облегчение тягот нашего неразумия. Мы вошли в отверстые двери Великого Поста. Вошли с желанием омыться, чтобы обрести душевный мир, обрести радость жизни, и чтобы вернуться к Господней заповеди о любви к Богу и ближнему. «Все мы любим жизнь, говорит батюшка Иоанн Кронштадтский , – хлопочем о счастливой жизни, а у самих жизнь тлеет в страстях... и тягостно на душе, пусто. Отчего? Да оттого, что не там, где надо, ищем жизнь». И еще говорит нам тот же Батюшка: «Не смешивай человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо человека – образ Божий – все-таки в нем остается».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и в Угловлахийском монастыре Калун (см. Византия 1: 359. Арх. Сергия Месяцесл., изд. 2, т. 2, часть 2, стр. 195). Праздник первого и второго обретения честной главы Предтечевы случается – со среды мясопустной до вторника 4-й седмицы Великого поста. Устав службы указан в Типиконе иной, если праздник случится не в пост: а) в седмицу мясопустную, б) в седмицу сырную и иной, если случится в дни поста. В дни мясопустной седмицы, кроме субботы, – служба обычная, как в праздник с полиелеем. Величание поется следующее: Величаем Тя, Предтече и Спасов Иоанне почитаем вси честные твоея главы обретение (Общ. Минея. Служба Предтечи). Если праздник случится в субботу мясопустную, то служба праздника поется вся в пяток мясопустный. Если праздник случится в сырную среду или пяток, то в 1-м случае служба праздника совершается во вторник, во 2-м – в четверток. Если праздник случится в понедельник 1-й седмицы Великого поста – служба праздника правится в Неделю (воскресение) сырную. Если праздник случится в другой какой-либо день первой седмицы поста, то служба праздника переносится или на Неделю (воскресение) сырную, или на субботу 1-й седмицы Великого поста. Отличие великопостной службы – понедельника, вторника, среды, четверга, пятка, если в эти дни случится 24 февраля, от службы великопостной если не бывает праздника, главным образом, в том, что накануне праздника, на вечерне положены: Вход, паремии праздника, в конце вечерни ектения: «Помилуй нас, Боже» (а не 40 раз «Господи, помилуй»), три великие поклона, (а не 16 поклонов); на повечерии не поется: «Господи, сил с нами буди», три великих поклона, (а не 16 поклонов), отпуст малый, (а не молитва: «Владыко многомилостиве»): на утрени: «Бог Господь», (а не аллилуиа), полиелей, чтение Евангелия, после славословия: «Слава в вышних Богу», которое не поется, а читается, произносятся две ектении, сперва: «Исполним утреннюю молитву», потом, после: «Отче наш» и тропаря – ектения: «Помилуй нас, Боже», (а не 40 раз «Господи, помилуй»), три великие поклона, (а не 16 поклонов); на часах: по три великих поклона, (а не 16 поклонов) в кампан не ударяют к часам, на 9 часе (см. выше,) – Блаженны πскору, без пения. Если 24-ое случится в понедельник, вторник и четверг в посту (кроме 1-й седмицы), и в эти дни совершается Литургия Преждеосвященных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

ОТВЕТ : Постное масло, называемое в Богослужебных книгах «елеем», разрешается Великим Постом, по Уставу Православной Церкви, только по субботам и воскресениям. а также в праздничные дни 24-го февраля (1-ое и 2-ое обретение главы Св. Иоанна Крестителя) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), в день чтения Великого Канона (Четверг на 5-той седмице) и в Великий Четверток на Страстной Седмице. В эти дни с елеем разрешается и вино. «Рыбы же во всю св. Четыредесятницу, – говорит Устав: – Никако же дерзнем ясти кроме праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы (если только он не придётся на Страстной седмице) и Недели Цветоносия», то есть праздника Входа Господня во Иерусалим (Вербное Воскресение). В Лазареву субботу дозволяется вкушать икру, но не рыбу. А если Благовещение случится на Страстной седмице, то разрешается вкушать только елей и вино, но не рыбу. 5. ВОПРОС: Откуда взято хождение с крестным ходом из церкви после пасхальной службы на освящение пасок и куличей и приемлемо ли это на практике в данный момент? ОТВЕТ : Никакого «крестного хода», в собственном смысле этого слова, для освящения пасок и куличей церковным уставом не установлено. Но так как, по каноническим правилам, строго воспрещается вносить внутрь храма пасхальные яства, то они должны поставляться «вне церкви или в притворе», а потому священнику неизбежно, ради освящения их совершать исхождение из храма в притвор или наружу. В Триоди Цветной, как и в Требнике, помещаются две молитвы на освящение пасхальных яств: «Молитва во еже благословити брашна мяс, во святую и великую неделю Пасхи» и «Молитва во еже благословити сыр и яйца». Характерно указание, сделанное в Триоди перед этими молитвами: «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею». Вообще Церковь наша не придаёт никакого священного значения «пасхам» и «куличам». Они освящаются в день Пасхи не потому, чтобы за ними признавалось какое-либо таинственное или символическое значение, а просто в знак благословенья, которое даёт Церковь верующим на вкушение скоромной пищи после поста. Об этом ясно говорит примечание, сделанное в Триоди к вышеуказанным молитвам: «Вестно же буди: яко сицевый мяс и набелу, принос, несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют, и приемлют, и ему со всяким говением якоже святыни причащаются, но простое приношение, не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иерея предложенными молитвами в снедь благословено будет: Пасха бо сам Христос есть и Агнец вземляй грехи мир, на олтари в Безкровной Жертве, в Пречистых Тайнах Честнаго Тела и Животворящая Крове Своея, от иерея Богу и Отцу Приносимый, и Тому достойно причащающийся истинную ядят Пасху».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

576 Указанные праздники: 1 сент. (2 службы: одна в Св. Софии, другая в Халкопратеиа), 8 сент., 14 сент., 18 дек. (храмовой праздн. в Халкопратеиа), 23 дек. (храм, праздн. Св. Софии), 2 февр., 25 марта, 11 мая (основание города), 29 июня, 16 июля (Халкидонский Собор), 6 авг., 15 авг., Воскр. Ваий, Вознесение, Воскр. по Вознесению, Пятидесятница, Все Святые. В 24 дек., 5 янв.. Великий Четверг и Вел. Субботу Литургия соединяется с Вечерней. 578 Литургия Преждеосвященных Даров служилась в Константинополе в среду и пятницу Сыропустной недели, с понедельника по пятницу каждой недели Великого Поста и Великие Понедельник, Вторник, Среду и Пятницу. Мы приготовляем материал для будущей работы на тему Преждеосвященных Даров по древнему Евхологию, но смотри с. 304: рукописные данные этой службы. См. научную работу Н.Д. Успенского на эту тему в БОГОСЛОВСКИХ ТРУДАХ, 15 (1975) с. 146–184. 580 См. выше с. 281 и в Типиконе: воскресенья Сыропустное, 1-ое Поста, Пасхи, Антипасхи... См. также воскресную Утреню по описанию Симеона Солунского (XV-ый в.): с. 115 (Греч. Патр. 155, гл. 349–51, с. 363C-649D). См. и с. 119. 585 Указывается, что в течении всего Вел. Поста, если не служатся Преждеосвященные, поются всегда 12 антифонов (даже на Вечерне дня Пасхи). Если служатся Преждеосвященные, только первый и последний антифоны. 586 Не надо забывать, что прямое изучение этого кодекса сейчас невозможно. Остались немногие цитаты Дмитриевского; см. примеч. 58. 587 В палестинской традиции (см. Житие Св. Саввы Кирилла Скифопол ьского и Рассказ Иоанна и Софрония) иногда утренняя служба монахов называется просто «канон». 588 Участие аскитириев по Патмос 266: три 25 дек., один 16 янв. (вериги ап. Петра), один 25 апр. (храм ап. Петра), один в Влахернах в 5-ую субботу Поста. По А. Ставрос 40 и Дрезден 104: три аскитирия 1 сент. 589 Патмос 266: 5-ую субботу Поста: одна «неделя» поет Вечерню, другая – Утреню, но «аскитирион» поет 8 антифонов. См. и А. Ставрос: 6 янв., среда Сыроп., и т.д.; смотри указатель Матеоса, т. II, с. 283, 289, 328 (анагностис, евдомас, псалтис).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не будь нарушено послушание Богу, смерть была бы только простым переходом к Богу, теперь же она стала роковой, наказанием. Человек отверг внутренний закон присутствия в нем Бога и оказался предоставленным самому себе, своей обманчивой автономии. Тот, кто мечтал быть равным Богу, стал всего лишь смертным человеком. «Осуетился (человек) в своих умствованиях, – говорит ап. Павел, – омрачилось несмысленное сердце его и обезумел человек». И вот во 2-ое воскресенье Великого Поста, устами святых, Господь обращается к нам и говорит: «Человек! Вспомни, откуда ты ниспал... познай свое благородство, не забудь о сродстве между тобою и Богом. Нет другой такой близости, как у тебя, у твоей души с Богом... Сын Божий – Христос восхотел быть братом твоим, и, «послушлив быв Отцу даже до смерти, смерти крестной», пришел, чтобы вернуть тебе утерянное тобою достоинство. Чрез Христа достигаешь ты жизни в Боге, достигаешь верностью Христу, послушанием и св. Причастием. Не бойся послушания. Послушание Богу, это не рабская покорность, а дело – дело любви». Послушание это – знак и плод веры, вложенной в нашу природу. «Ради нас приобщился Христос плоти и крови, – говорит св. Иоанн Златоуст , – и Он дает нам самое Тело и Кровь, чтобы мы, благодаря им, стали Его сродниками», ибо, «принимая таинственную Пищу – св. Тайны Тела и Крови, – человек становится частью Христова Тела, становится братом и сонаследником Христу». Аминь. Неделя 3-я Великого поста ( Марк. 8:34–39 ). «Кресту Твоему покланяемся, Владыко!» Говорят нам: орудию казни покланяетесь? Чтите Бога, на кресте распятого? – Ведь, смерть Бога на позорном древе противоречит естественной логике?! Да, и поныне Крест остается «безумием для мудрых и соблазном для иудеев». Но, дорогие, не ищите во Христе узкой, тварной, естественной логики. Во Христе открывается высшая Логика Любви, Логика Истины, и эта божественная Любовь Творца побеждает логику нашего ограниченного ума. Высшая Логика Истины, открывающаяся во Христе, недоступна пониманию гордыне тварного человеческого ума, удалившегося от Света Разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

—56— Великой субботы. Ныне, как известно, много дней воскресных и субботних включены в число дней, не изъятых от поста, и допускается в иных случаях только ослабление поста; но во всяком случае не возможно отрицать, что теперь пост существует во многие из дней воскресных, в явное, по-видимому, нарушение указанного апостольского правила. Причиной положительного запрещения апостольским правилом поста в эти дни, с точным указанием исключения из правила, были еретические обычаи (например манихеев) поститься именно в эти дни, что в свою очередь у еретиков связывалось с их теоретическими заблуждениями 2162 , – тогда как по понятиям православных эти дни суть дни радости, а как выражение радости и понималась свобода от поста (аналогия с непреклонением колен) 2163 . По апостольским Постановлениям, субботу и день Господень должно почитать днями празднования: первый – как день завершения творения, а второй – как день воскресения, что именно, как раз наоборот, некоторые еретики считали причиной для поста, ибо мир почитался началом зла, а в воскресение Господа манихеи не верили. Но как долго апостольское правило понималось буквально без возможности новых подразумеваемых исключений, или без такого толкования, что в указанные дни разрешается собственно строгая степень поста, и что обязательность апостольского правила должно почитать ненарушенной, как скоро суббота и день Господень становятся днями лишь и относительного разрешения от поста, а не днями полной свободы? В хронологическом порядке последнее историческое свидетельство, дающее разуметь о существовании буквального понимания апостольского правила, есть 55-ое правило собора VI вселенского: правило это осуждает —57— римлян за то, что они „во святую четыредесятницу в субботы ея постятся вопреки преданному церковному последованию“. Правило слишком явно даёт разуметь то, как вселенский собор понимал 64-ое апостольское, ибо на него-то он и ссылается как на запрещающее пост в субботу четыредесятницы. Отсюда можно заключать также, что дни воскресные и в Риме, отступившим уже от апостольского правила по отношению к субботе, в течение четыредесятницы однако не были днями поста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010