В ветхозаветной традиции сакральное Н. связывали с началом весеннего лунного месяца, названного «авив» (в LXX τν νων; церковнослав. «новинъ»), к-рый Пятикнижие называет богоустановленным 1-м месяцем года (Исх 12. 2; 23. 14-16; 34. 18; Втор 16. 1; Лев 23. 24; Числ 28. 16; 29. 1; Неем 8. 2). В этот месяц на Св. земле начинался сезонный цикл большинства скотоводческих и земледельческих работ; в полнолуние этого месяца праздновали главный евр. праздник - Пасху (Песах), сопровождавшийся всеобщим паломничеством в Иерусалим. В связи с этим начало авива (в постбиблейский период он получил в иудейской традиции название «нисан»), т. е. 1-е весеннее новолуние, наблюдалось с особенной тщательностью, поскольку оно определяло структуру всего года. В Мишне сохранилось предписание с перечислением 3 условий, при соблюдении к-рых новолуние может считаться началом пасхального месяца: 1) равноденствие (  ); 2) созревание хлебов; 3) рождение молодняка у мелкого рогатого скота ( Кузенков. 2015. С. 125-126). Т. о., для установления Н. учитывались астрономические и природные факторы, что гарантировало от ошибок, накапливавшихся при использовании несовершенных лунно-солнечных календарей древней эпохи. Наряду с весенним Н. в древнеевр. традиции существовало осеннее, связанное с сезоном сбора урожая и праздником Кущей в 7-м лунном месяце тишри. В ВЗ оно явно не упоминается, но в ряде мест будто бы подразумевается (Втор 16. 13; Исх 34. 22; 23. 16; Неем 1. 1; 2. 1). Талмуд называет 1-й день нисана «новым годом для царей и паломников», а 1-й день тишри - «новым годом для счета лет» (Мишна. Рош ха-шана. 1a). Именно к осеннему Н. приурочивались выплаты налогов и долгов. В нач. II в. относительно месяца творения вели спор раввины-таннаи Элиэзер и Йехошуа: 1-й считал им тишри, 2-й - нисан (Вавилонский Талмуд. Рош ха-шана. 10b-12a; Иерусалимский Талмуд. Рош ха-шана. 1. 1 (56b); Авода Зара. 1. 2 (39c)). Равнозначное отношение к осеннему и весеннему началам мира долгое время существовало в раввинистической календарной традиции ( Stern. 2001. P. 273). В совр. иудейском календаре начало года ( рош ха-шана ) отмечается 1-го тишри.

http://pravenc.ru/text/2577837.html

132). Это изречение взято из учения наассенов, гимн которых о первочеловеке заимствован от язычников (Reizenstein. Poimandres, ss. 81–102). В своем месте (гл. 2, разделы «языческий гносис» и «иудейский гносис».) мы подробно говорили о γνσις’е дохристианском. Что касается теперь самарянских волхвов, то суждения проф. Рыбинского о Досифее не отличаются определенностью и правильностью. Во 1-х, проф. Рыбинскому хочется снять его со счета самар. магов. Здесь прибегают к довольно рискованным приемам: будто бы на основании того, что в древней письменности спутанно упоминается о нескольких Досифеях, заподозривается исторический характер личности Досифея 1-го в. христианской эры (стр. 477); в пренебрежении к элементарным требованиям исторической критики объявляются «все... свидетельства о Досифее“ равноценными (стр. 477, курсив автора); а между тем среди них есть такие свидетели, как Епифаний и... псевдо-климентины... Во 2-х (очевидно, на случай, если выше указанные меры не встретят сочувствия) положительно заявляется: «В учении самаритянина Досифея совсем нельзя указать гностических или синкретических элементов“ (стр. 469). Но что предание о Досифее, как одном из предшественников христиан. гностицизма, стоит твердо,– это показано выше. О Досифее упоминают – Ипполит (ср. Псевдо- Тертуллиан , Ориген , Епифаний, Филастрий и др.). Это, во-первых. Во 2-х, если верить тому немногому, что сообщается об учении Досифея, особенно – Климентинами (Recog. II, 8) – а проф. Рыбинский ссылается на них (стр. 471),– то учение Досифея было синкретическим. По псевдо-климентинам, Досифей называл себя στς (сущий), основал секту, состоявшую из 30 учеников, и был сопровождаем женщиною, которую выдавал за богиню Луны (λνη). Но στς – это термин, принадлежавший к синкретической, иудео-алекс. философии. Он встречается у Филона (De mumamione nominum. De posteritate Caini) и у Климент. Алекс. (Strom. 1, 24 и др.). Число 30 весьма характерно для гностических эонов. А женщина – Елена, которая потом перешла к Симону, по изследованиям Gruppe (Gr.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Над этой же темой трудился коллектив авторов, в котором в разное время работали Карл Паули (1839–1901), Олоф Август Даниельсон (1852–1933), Густав Хербиг (1868–1925), Бартоломео Ногара (1868–1954), Джакомо Девото (1897–1974), Массимо Паллотино (1909–1995), Мауро Кристофани (1941–1997), Джулио Буонамичи (1873–1946) и Эрнст Карл Вильгельм Зиттиг (1877–1955) 1765 . Десятитомная серия римских латинских христианских надписей до 7 в. Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculo antiquiore, публикацию которой (начиная с 2–го тома и за исключением т. 8) осуществил Папский институт христианской археологии (Pontificium Institutum Archaeologiae Christianae), является продолжением серии, начатой двухтомником римских надписей, опубликованным де Росси 1766 в Риме в 1857–1888 гг. Предполагалось, что новое издание существенно расширит публикации, осуществленные в рамках изданий Inscriptiones Italiae Christianae (т. 1) и Inscriptiones Christianae Italiae saeculo 16 [i.e. sextodecimo] antiquiores (t. 2), однако эти надежды не оправдались. Христианские надписи Галлии опубликованы Эдмоном Ле Бланом (которому принадлежит также монография по галльским христианским саркофагам) 1767 , испанские и британские – Эмилем Хюбнером 1768 , Рейнской области – профессором истории христианского искусства в университете Страсбурга о. Франциском Ксаверием Краусом (1840–1901) 1769 . Греческие надписи, найденные в Риме, изданы Луиджи Моретти 1770 . Весьма многочисленны коптские надписи времени господства христианства в Египте. По большей части это – надписи на надгробных плитах или заупокойных жертвенниках, сопровождаемые скульптурами или орнаментом. Они составлены по шаблону: краткие молитвы Св. Троице, ангелам и египетским святым, имя покойного и дата, иногда – только указания дня памяти и имя, редко – нечто вроде элегии по поводу безвременной кончины и т.п. В древних гробницах, нередко служивших убежищем коптским монахам, на стенах, наряду с древними языческими изображениями, сохранились целые богословские трактаты, а иногда и исторические надписи (одна из них, ассуанская, упоминает о походе Шамшеддути в Нубию в 1173 г.). Находится также множество фрагментов керамики с граффити (письма, счета, отрывки из Св. Писания и др.) – она употреблялась коптами вместо дорогого на юге папируса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казначейства, до тех пор, пока не будет назначено содержание от казны всем причтам в епархиях Империи, имея при том в виду необходимость скорейшего достижения этого дела; 3) предоставить Синоду из ассигнуемых в его распоряжение указанных сумм (п. 1 и 2) назначать, сообразуясь с местными условиями, содержание причтам, не получающим такового, или учреждаемым вновь, в следующих размерах: а) в епархиях: в коих введены Высоч. Утвержденные штаты 4 апр. 1842 г., а также в Грузинском экзархате: священникам от 100 р. до 600 руб.; дьяконам от 80 р. до 300 р., и псаломщикам от 40 руб. до 200 руб. в год, и б) в епархиях: Рижской, Холмско-Варшавской, Туркестанской и Финляндской в размерах, установленных изданными для сих епархий штатами 247 . До половины 1887 г. епархиальное духовенство получало пенсии из Синода, которому для сего ежегодно открывался государственным казначейством особый пенсионный кредит всегда в одной определенной цифре. Вследствие увеличения числа пенсионеров, Синод не мог удовлетворять всех, почему многие не получали пенсии по нескольку лет. Для устранения сей аномалии, по ходатайству Синода, епархиальное духовенство в 1887 г. июня 2-го было уравнено в правах на получение пенсий с гражданскими и военными чинами, а также и неепархиальным духовенством. С этого времени: 1) пенсии, назначаемые Синодом священнослужителям и их семействам на основании действовавших до сего времени по духовному ведомству постановлений, приняты на счет общего пенсионного кредита департамента государственного казначейства, с прекращением отдельного счета пенсионному кредиту духовного ведомства; 2) означенные пенсии производятся на точном основании постановления о пенсиях, по духовному ведомству, действовавших до издания настоящего узаконения; 3) из пенсий, назначаемых вдовам и детям священнослужителей, в случае смерти вдов, производится детям, независимо от их числа, в пенсию, нераздельно в течении сроков, указанных в ст. 253 и 255 уст. о пенс. (св. зак. т. III, изд. 1876 г.): детям священников по 25 руб., и детям дьяконов по 10 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

До конца матча оставалось всего 34 секунды, и они стали главными в этой суперсерии. Наши тренеры и игроки уже откровенно с нетерпением поглядывали на электронный секундомер. Игра шла у наших ворот. Защитник Валерий Васильев, успешно оттеснив от шайбы Хендерсона, хотел выбросить ее из зоны, но в суматохе промахнулся клюшкой. И тут же по шайбе из неудобного положения щелкнул Фил Эспозито. Не ожидавший броска Третьяк отбил ее прямо перед собой. А на «пятачке» уже дежурил непонятно почему оставшийся без присмотра Хендерсон. И он, что называется, просто в упор расстрелял нашего вратаря: бросил один раз - Третьяк отбил, но прямо на клюшку канадцу, бросил другой - гол. 5:6. Господи, что это? Мы что - проиграли? Всю суперсерию в несколько секунд проиграли? Мы же, считай, уже в первом матче ее выиграли, разгромив их 7:3! Да, мы проиграли. И точно так же могучий Советский Союз проиграл Западу в 1980-х гг. Суперсерия-72 явилась хоккейной метафорой этого поражения. Однако никто ее тогда не разгадал и политических выводов из нее не сделал, сочтя это просто спортивным невезением. Тем более, что были еще потом победы над канадцами, и крупные. Но системы соревновались на хоккейном поле лишь в восьми матчах 1972 г., и советская система на спортивном примере обнаружила опасные изъяны. Их вполне можно было устранить, как это сделал в хоккее великий тренер Виктор Васильевич Тихонов, выигравший со сборной СССР у «профи» Кубок вызова-79 (2:4, 5:4, 6:0) и Кубок Канады-81 (8:1), но в политике таких умельцев не нашлось. Свою прямую зависимость от состояния страны наш хоккей вполне доказал и в 1992-2001 гг., когда были выиграны лишь Олимпиада-92, мировой чемпионат-93 (на советских еще «дрожжах») и серебряные медали Олимпиады-98 - российскими звездами НХЛ. А так - всё 4-е места и ниже, причем без видимых перспектив. Подъем начался после Ельцина - одновременно с подъемом авторитета России. Наша сборная стала выигрывать Евротуры и медали на чемпионатах мира (сначала серебряные, бронзовые, а потом и золотые). Волевые победы 2008-го и 2009 гг. (оба раза в финале ЧМ обыграны канадцы) и блестящая, «гроссмейстерская» игра в 2012 г. вполне сравнимы с лучшими победами сборной СССР. Но были и провалы, каких не знавала сборная СССР: 3:7 от канадцев в 1/4 Олимпийского турнира-2010 и 3:8 от американцев в 1/4 чемпионата мира-2013 (похожие счета, впрочем, бывали у нас в 1955 и 1974 гг., но не бывало, чтобы советские хоккеисты лишались при этом медалей).

http://ruskline.ru/opp/2014/02/13/kakoj_...

Об этом свидетельствует изданный в 1644 г. в Москве сборник, получивший название «Кириллова книга», в основу которого был положен целый ряд памятников Киевской митрополии. Данный сборник включал в том числе и своего рода индекс запрещенных книг, составленный, как предполагают, Михаилом Роговым и Иваном Наседкой 447 . И здесь упоминание об «Августине иппона града епископе» мы встречаем не среди запрещенных книг и авторов, но в перечне «Книги преподобных и богоносных отец нашых пастырей и учителей вселенских» (л. Зоб. 2-го счета). Евфимий же Чудовский, столь категорично причислявший Августина к «латинским учителям», собственноручно перепишет в 1692 г. упоминавшийся выше сборник «Книга святаго августина западнаго учителя, епископа иппонскаго» 448 , показав тем самым, что известное предубеждение против латинских книг и латинских отцов не было препятствием к активному усвоению их наследия. Ключевые слова: Блаженный Августин , религиозная книжность Киевской митрополии и Московской Руси конца вв., католические влияния на православную традицию. Blessed Augustine of Hippo in the Religious Writings of the Metropolitanate of Kiev of the late 16th century and the 17th century M. Korzo The study considers the different forms of presence of Augustine’s theological heritage in the religious writings of the Metropolitanate of Kiev. As main sources are examined the latin hymn «Te Deum laudamus», the anonymous treatise on the sacraments «Nauka o tainstvah» (Vilno, 1617), the first handbook for confessors «M irz Bogom cheloveku» (Kiev, 1669) by the Kiev Lavra archimandrite Innokentiy Gizel, the manuscript catechetical manual «Veniets Very» (1670) and the so called long catechism (1671) by Simeon Polotskiy (1670). Using the writings of Bishop of Hippo was rather random; «Summa theologica» by Thomas Aquinas, «Roman catechism» and other Catholic texts were used as sources of citations. Theological discussions between Kievan and Moscovian authors and the manuscript heritage of Euthymeos of Chudov testify to a contradictory attitude towards the theological authority of Bishop of Hippo in the 17th century Orthodox Church.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Лишь в половине 2-го подали карету. Сапоги Владыка надеть уже не мог: так отекли его ноги. Пришлось выходить и ехать в туфлях. Надели драповую рясу. Доктора хотели непременно перенести его до кареты, но Владыка решительно отказался и поддерживаемый мной и о. Романом Цибой тихонечко спускался с лестницы. Сели в карету. Я закутал потеплее ноги Владыки одеялом. Перекрестились и тронулись. Сзади в особой дзинрикися ехала сестра милосердия. При отъезде, конечно, снимали фотографы. «И здесь-то снимают!» – сказал Владыка, как-то недовольно махнув рукой. Много беспокоило Владыку то, что больница не подала ему счета при отъезде. Но когда я ему сказал, что христиане просили подать счет им и что у них на этот предмет сейчас уже имеется больше 200 рублей, Владыка с большою любовью говорил о своих христианах: «Все же жалко их, хоть бы половину-то с меня», – не переставал он говорить. Поехали было шагом, но Владыка приказал поскорее. Погода необыкновенно благоприятствовала. Ровно в 2 часа 15 минут мы остановились у подъезда Миссии. Пред собором иереи, катехизаторы, христиане, служащие в Миссии, их жены. Некоторые плачут. Всем хочется хоть немного-то посмотреть Владыку. Владыка поднялся на три ступеньки подъезда, снял свою шляпу и, кланяясь всем, довольно громко сказал: «Вижу вашу любовь. Спасибо». После сего он вошел в свою квартиру, а встречавшие со слезами возвращались по своим домам. В квартире, помолившись и раздевшись, Владыка немедленно же опустился в кресло. Скучный... Невольно показались и у меня слезы. Испросив разрешение продолжать ежедневные службы, я пошел домой, желая дать Владыке отдохнуть. Просил и других сделать то же. 3 часа дня. Время чая. Подают мне самовар. «Владыка отдыхает?» – спрашиваю. «Нет, сразу же достал бумаги и стал писать», – отвечает слуга. Я обомлел от неожиданности. В четыре часа приходит секретарь и зовет меня к Владыке «с расписками». Я захватил все расписки к произведенным в отсутствие Владыки уплатам и общий подсчет израсходованных сумм, остаток и все это принес Владыке. Он молча все это взял и молча сам стал пересматривать и подсчитывать мои расходы. Немного уже оставалось до блаженного конца. Вдруг он остановился, поднял голову, как-то взволнованно посмотрел на меня и гневно говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

216–218. 59 . Проф. А.П.Голубцов . Соборные чиновники и особенности службы по ним. 1–я половина исследования. М., 1907. Отзыв при представлении его на Макарьевскую премию в Академии. Извлечено из Журналов собраний Совета Московской Духовной Академии за 1908 год. Сергиев Посад, 1909, с. 10–11. 60 . Отзыв о сочинении Г.Н. Шмелева. Из истории Московского Успенского собора. Москва, 1908. Отчет о первом присуждении премии A. II. Бахрушина Императорским Обществом Истории и Древностей Российских при Московском Университет. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских.1910, кн. 3-я (234-я), с. 18–32. 60 а. То же. Отдельный оттиск. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. М., 1910, с. 17. 61 . Н.И. Серебрянский. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. С критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории Псковского монашества. Издание Импер. Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, 1908. Отзыв при представлении его на Макарьевскую премию в Академии. Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1910 год. Сергиев Посад, 1911, с. 23–24. 62 . Исследование В.О.Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник». Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских.1914, кн. 1-я (248-я), с. 53–71 (2-го счета). М., 1914 (1913). 62 а. Тоже. Отдельный оттиск. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. М., 1913, с. 21, с таблицей портретов. На с. 15–21 напечатана статья Е.В. Барсова. Диспут г. Ключевского, из Современных Известий. 1872, 27. 63 . Проф. M. М. Богословский . Земское самоуправление на русском севере в XVII в. Т. II. М., 1912. Отзыв при представлении его на Макариевскую премию в Академии. Журналы собраний Совета Импер. Московской Духовной Академии за 1913 год. Сергиев Посад, 1914, с. 27–28. III. Отзывы о сочинениях на ученые степени 64 . Отзыв о представленных на степень доктора богословия работах проф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Штайнвахс телеграфирует из Стокгольма 17 апреля 1917 : " Въезд Ленина в Россию удался. Он работает полностью по нашему желанию... " Короче, Парвуса обычно " обвиняют " лишь как германского агента, убедившего германское правительство в необходимости финансового обеспечения беспорядков и политического переворота в России, с последующей ликвидацией Российской империи и расколом России на несколько частей. Однако, никто из историков, за исключением, пожалуй, профессора Петербургского ун-та И.Я. Фроянова не задается вопросом об источниках " негерманских " десятков миллонов долларов, переданных Парвусом большевистскому руководству. Фроянов полагает, что эти деньги были " выданы " Парвусу еврейскими банкирами, в основном проживающими в Турции, где в 1910-1915 г.г. Парвус был финансовым и экономическим советником правительства " младотурков " Нельзя исключить и того, что действия Парвуса по созданию " революционной обстановки " в России, были согласованы на встрече русско-еврейских революционеров-эмигрантов с еврейскими банкирами США и Германии, которая состоялась в Нью-Йорке в феврале 1916 года Как только большевики захватили власть в Петрограде, они немедленно приступили к изъятию всех документов, свидетельствующих о финансировании большевистской партии германскими государственными и частными еврейскими банками Вот текст документа: " Народный Комиссар по Иностранным Делам. (Весьма секретно.) Петроград, 16 ноября, 1917 г. Председателю Совета Народных Комиссаров: Согласно постановления, вынесенного совещанием Народных Комиссаров тт. Ленина, Троцкого, Подвойского, Дыбенко и Володарского, нами исполнено следующее: В Архиве Комис. Юстиции из дела об " измене " т.т. Ленина, Зиновьева, Козловского, Коллонтай и др. изъять приказ Германского Императорского Банка за N 7433 от 2-го марта 1917 года об отпуске денег т.т. Ленину, Зиновьеву, Каменеву, Троцкому, Суменсон, Козловскому и др., за пропаганду мира в России. Проверены все книги Ния-Банка в Стокгольме, заключающие счета т.т. Ленина, Троцкого, Зиновьева и др., открытые по ордеру Германского Императорского Банка за N 2754. Книги эти переданы тов. Мюллеру, командированному из Берлина.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Пока все о себе.Привет посылаю и молитвенные благопожелания всем Вам и сердечно всегда присутствую в Вашей, родной мне, семье. Как живут детки мои дорогие? Поклонитесь от меня А.П., И.В. и С.С.Глубоко благодарный Вам за всеА[рхимандрит] В[ениамин].20 июня 1950 г.Дорогие Т[ихон] Т[ихонович] и Т[атьяна] Б[орисовна]!Сначала несколько слов о Вас... Когда я хочу говорить о Вас, то неизменно вспоминается мне замечание биографа св[ятителя] Иоасафа об его родителях. Его отец — полковник Даниил Андр[еевич] (если не ошибаюсь) — весь был погружен в созерцание, в книги и молитву. А все хозяйство и хлопоты лежали на матери святителя — Марии, дочери запорожского гетмана. Так Господь сводит людей в семьях многих, так и у Вас в семье. Ваш жребий, дорогая Татьяна Борисовна, заниматься детьми, носить их немощи, хлопотать и о доме со всем его бытом, так как Вы еще и внешне не разрушены; а жребий Тихона Тихоновича — молиться и углубляться в истины веры и той жизни.Теперь о себе... У меня скорби и искушения все возрастают. Пришлось с места бесплатной работы совсем уйти. Так как без работы быть нельзя, попросился в маленькую конторку (из 2-х человек) помогать в бумагах. Но тут более стараются давать внешние поручения: сходить с бумагами, выписать счета и т.д. Все это делаю, хотя суетливо. Если возможно, пришлите перышек писчих, карандашей простых и химических. Бумага, в прошлый раз посланная, очень пригодилась. Гороху надо и к чаю чего-нибудь. Деткам моим дорогим желаю продолжать быть Вашей радостью и утешением. С[ережа], наверно, теперь совсем серьезный и всяких " гаек " и " винтиков " боится, как огня... Господь да сохранит всех вас и согреет Своею благодатию. Благодарю за подробности о Лавре.А[рхимандрит] В[ениамин]26 июня 1950 г.Дорогие Т[ихон] Т[ихонович] и Т[атьяна] Б[орисовна]!Получил все посланное Вами — осязательный знак Вашей заботы, любви и родной ласки. Сердечное спасибо Вам и моим деткам, принимавшим участие в заколачивании ящика и в написании 90-го псалма. Сверх этого премного признателен Т[атьяне] Б[орисовне] за освещение жизни лаврской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010