В древне-русском доме " красный угол " с иконами, божницей или домашняя часовня были центром религиозной и духовной жизни семьи. Какую огромную роль играли эти иконы в древней Руси, явствует хотя бы из наставления Сильвестровского Домостроя: глава 8-ая. " Како дом свой украсити святыми образы, и дом чист имети. В дому своем всякому христианину, во всякой храмине святые и честные образа, написаны на иконах, ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильники, в нихже свечи пред святыми образы возжигаются на всяком славословии Божием, и по отпетии погашают, завесою закрываются, всякия ради чистоты, и от пыли, благочиния ради и брежения, а всегда чистым крылышком сметати, и мягкою губою вытирати их, и храм тот чисто держати, к святым образом касатися достойным, в чистой совести, и на славословии Божий и на святом пении и молитве, свечи зажигати, и кадити благовонным ладаном, и фимиамом, в молитвах и во бдении, и в поклонах и во всяком славословии Божий, всегда почитати их, со слезами, с рыданием, и сокрушенным сердцем исповедатися, об отпущении грехов " Истовое обрядовое благочестие, которое жило в старо-русской семье, могло быть живым проводником " прикосновения к иному миру " . В этом - значение этого благочестия, значение обряда. Но обряд мог, конечно, восприниматься и очень внешне, как нечто самодовлеющее, формальное, и тогда его духовная сила замирала, он мог становиться мертвенным, механическим, как все, лишенное силы духовной. Но обычно, нормально, он должен был просвечивать - и в этом было его назначение - духовные реальности и приближать их к людям. Неправильное внешне-формальное отношение к обряду породило, как известно, великую смуту в русской Церкви во второй половине 17-го века, столь вредную для русского благочестия и приведшую к расколу. Все эти опасности механизации, искажения иерархии ценностей, смешение производного, подчиненного, т. е. внешнего символа, с основной и решающей Реальностью, о котором он должен свидетельствовать, не уменьшает великое религиозное моральное значение обряда. Он помог создать, воспитать тот тип духовной собранности, того духовного благообразия, который проявляется и вовне и облагораживает и внешние проявления жизни. Обряд с этой точки зрения призван освятить эту жизнь в главнейших фазах и проявлениях ее напоминанием о том Источнике Света, из которого уже теперь должна освящаться и просветляться и земная жизнь. Земная жизнь должна просветляться и освящаться отблесками Вочеловечения Слова. Такова православная (и католическая также) философия обряда. И семья религиозно жила, поэтому не обрядом, а силой духовной связанности с великим потоком жизни Церкви, проявлявшейся, между прочим, и в обряде — этом символе освящения жизни; она жила участием в самой жизни Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Принимая в рассмотрение содержание Корана, видим, что первые главы его, особенно первый десяток их, заключают в себе преимущественно устав мохаммеданского вероучения: Учение о Боге, мире и о будущей жизни. Так в первых главах Корана даны законы: о кибле (супротив) молящихся (2:136–145), о посте (2.176–183), хадже (торжественном поклонении при Каабе 2:102–199), о мести (2:173–175), о войне за веру 92:186–191.212–215), законы о браке, разводе (2:241–243), о долгах и займе (2:680–283). В другой половине Корана содержатся более рассуждения: В этой половине Корана немного есть глав, которые по своему содержанию относятся ко 2ум периоду мохаммедовой жизни; таковы: 24-аф. 33я, 49-ая, 57-ая, 59-ая, 60-ая, 63я, 65-ая, 66-ая. Во второй половине Корана, редакторы, располагая его главы, брали во внимание и внешнюю форму их: они сближали между собой и часто ставили рядом главы, сходные по начальным своим выражениям. Так главы 27-ая. 28, 31-ая имеют почти одинаковое начало текста. В главах 39, 40, 41, 45, и 16 текст начинается одним словом «откровение». Главы 57, 59, 61, 62, 64 сходны в своем начале употреблением глагола, 65 и 66-ая главы начинаются обращением к пророку: «о пророк!» Обращение речи к Мохаммеду и близость между собой этих начальных слов как по значению, так и по грамматической форме, было принято в основание поставить эти две главы рядом. Главы 81, 82, 84 сближены между собой в книге и по близости своего содержания и по одинаковому начальном слову «когда». В слове, от которого две последние главы получили название «две охранительницы», редакторы нашли, думаем, основание поставить их рядом. Причиной, заставившей первых редакторов Корана расположить мелкие его главы по наружному сходству их было, думаем, желание облегчить для мусульман заучивание Корана на память. Неизвестно из предания, что Мохаммед, выдавая главы Корана, велел списывать их, но еще более заучивать их на память. Чтобы облегчить это заучивание тяжелое, трудное при нестройности его содержания, при многократных повторениях одних и тех же стихов в разных местах книги редакторы сблизили или поставили рядом некоторые главы. сходные иногда по содержанию, чаще только по начальным выражениям. Это помогает заучивать на память весь Коран и нынешним мохаммеданам. Потребность учить его текст на память происходит во-первых от того, что при молитвословиях Коран читается всегда изустно, а не по книге; во-вторых, от особенного уважения к своей вероучительной книге, как слову божию. Потому у мусульман во все времена и везде встречаются лица, которые читают изустно всю эту книгу и которые у них носят титло «хранителей Корана в сердце», или просто хафизами, «носящими в себе ношу Корана», т.е. знающими Коран наизусть.

http://azbyka.ru/svedeniya-o-korane

– 1 / 4, 5, – 1 / 2 Ночь ясн(ая), тих(ая); мороз при восходе солнца 4 1 / 2 –5; утро ясн(ое); день облачи (ый), слаб(ый) NW и W; ночь облачн(ая), слаб(ый) NW. Был с визитом у Никона 37 после обедни. Вчера он смог служить всенощную только до величания. (Я говорю, что от присоединения к пасхал(ьной) всенощной службы Георгию Победоносцу 38 всенощная вместо 2 1 / 4 ч(асов) растянулась на 3 часа.) Две мушки 39 , одна ниже, другая выше сердца. Расширение сердца, склероз аорты, признаки грудной жабы, а еще невралгия седалищных нервов одной половины. Вчера он служил утреню и обедню/позднюю благополучно. Но глаза живые, с блеском, точно у молодого: ни стекловидности, ни даже тусклости. Вот чем может быть это блеск: лихорадочный или нервозный. Долго едва ли он проживет. Без мушек боли невмоготу, но и мушки перестали помогать. Очевидно, это паллиатив, ослабляющий только один из симптомов болезни, а не саму болезнь. 24. 1, 8, –4 Ночь облачн(ая), мороз градуса 2–3; день облачи(ый), дождь/снег, умер(енный)/сильн(ый)/бурн(ый) W/NW/W; ночь ясн(ая), сильный) NW. Ныне в полдень в професс(орской) комнате совещание преподавателей от академии и от приходских советов о встрече Патриарха. Обсудили все вопросы в течение 1 1 / 2 час(ов), потому что Ив(ан) Александрович) Голубцов 40 обсуждал вопросы мертвенно, вяло, как сваренный, а можно бы обсуждать меньше чем в час. Скучно сидеть и ждать, когда кончится медленная канитель. 25. –4, 1, 3 Ночь ясн(ая), мороз –8°; день ясн(ый)/полуобл(ачный), слаб(ый) N; ночь ясн(ая), тих(ий) N. В 9 ч(асов) прибыл Патриарх. На вокзале его встретили ректор академии 41 , от Лавры архим(андрит) Нил 42 , от почты почтмейстер, представитель от союза городов. От вокзала он приехал в коляске, у Святых ворот, куда вышел крестный ход с певчими, и лавр(ским) духовенством, и несколько приходских священников, сказали ему приветствия наместник, ректор, благоч(инный) Констант(иновский) 43 и Голубцов. Голубцов от приход(ских) советов с поднесением хлеба-сол(и), поднес изготовл(енный) им хлеб казначей Серг(ей) Мих(айлович) Шишкин.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Почему приняли решение забрать Арчи? Я-то его на руки взяла и сразу поняла, что наш. Но тут еще есть момент. Им легче будет вдвоем. У нас есть знакомая семья, они уже очень взрослые, им за 60. После Олимпиады-80 в их семье появилось пять темнокожих детей. Все приемные. Взяли одного, потом еще. Они говорили, что детям так легче, когда они вместе. Арчи и Айша — Мария, как люди реагируют на вашу семью? — За границей никакой реакции нет. В Москве — да. Когда мы шли по одному с детьми — я или Максим — никто не спрашивал. Думали, наверное, вторая половина отличается. Но когда мы идем вместе, задают вопросы. На это муж говорит, что дедушка африканец — генетически такое возможно. С сильно назойливыми я отшучивалась. И сразу вопросов нет, но смотрят, конечно. Сейчас внимания не обращаем. Мы Ае рассказываем, что есть разные расы, разрезы глаз, цвет кожи. Недавно мальчик к ней подошел, спросил почему она темнокожая? Ая спокойно ответила, что такой родилась. Иногда называем ее принцессой Ваканды, по комиксам Марвел. Там есть принц и принцесса. У нас — свои. Мария с мужем и детьми Самсоненко понимают, что, возможно, их детям предстоит столкнуться с проявлениями ксенофобии. Марии помогла ее знакомая — мулатка из Нижнего Новгорода. Та рассказала, как мама ее готовила к школе.  — Девочка была спортивной, активной, пела и танцевала. Учителям выгодно наличие таких детей в классе — могут защитить его честь, если будет необходимость, да и ребята потянутся, — говорит Мария.  Поэтому скоро ее дочь ждут кружки. В детском саду Ая самая маленькая, но это не мешает ей быть очень активной. У нее много друзей в районе, где живет семья. Ее знают все и, как только видят, кричат: «Ая, Ая!» А ходить и бегать она научилась одновременно. Так что легкая атлетика тоже не исключена. — Но если Ая родилась слабенькой, и каждый молочный зуб давался ей с температурой под сорок, то Арчи — богатырь. Врачи иногда спрашивают, почему он не ходит. Но пока ему только 10 месяцев. С такими природными данными нужно в плавание и баскетбол. У него уже сейчас развито тело, — рассказывает Мария.

http://pravmir.ru/muzh-govorit-chto-nash...

+ 1 / 2, + 1 / 2 , +1 Ночь безмор[озная], облачи [ая], тум[ан], тих[ий] S; день густо облачный], тум[анный], тих[ий] S; ночь облачн[ая], тих[ий] S. Я был у обедни в соборе. Ныне пели монахи (нрзб.) пение. Народа было довольно много. Панков Ив[ан] Алексеев[ич] 57 сказал мне, что весь товар на 40 т[ысяч] взяли начисто, не оставивши и на 3 р[убля], и торговать не позволяют. За лавку за вторую половину года взыскивают 300 р[ублей], а за это время он торговал только краткое время. 28 декабря 2, 2, 3 Л. 170 Ночь[ю] снежило, тих[ий] S; день густо облачн[ый], иней, тум[ан]; ночь облачи[ая], туман. В молочной очереди на лестнице монаст[ырского] дома 58 одна женщина, простая, стала порицать теперешние порядки. На мои слова, что самый плохой царь лучше разных властелин[ов], возразила: «Николай не был плохим; мы дурного ничего не видали» 59 . Вообще за монархию. Согласилась со мной, что революцию произвели в 1905 г. и теперь масоны-евреи. Родзянко-де мечтал стать президентом республики 60 . Другая женщина стояла за немцев. Могли ли в присутствии пятнадцати чужих людей так решительно говорить за царя женщины полгода назад? Какой-то господин, квартирант с 2-го, 3-го или 4-го этажа, вышел с мешком и раздал из него всем нам по ломтю хлеба, и мне в частности. Он в хорошей меховой шапке. Вышел с женщиной, вскоре вернулся в свою квартиру, с мешком спустился, раздал и ушел куда-то. Есть еще добрые люди на свете и на нашей Руси. Слава и благодарение Богу, что они не перевелись. В этом я никогда не сомневался. Ради многих хороших, человечных людей, благочестивых, истинных христиан православных Бог пощадит Русь. 29 декабря 4, 4, 6 1 / 2 Ночь густо облачн[ая], туман[ная], сильн[ый] иней, тих[ий] S; день густо облачн[ый], туман, иней, слаб[ый] S; ночь облачн[ая], туман, иней, тих[ий] Sw. Пообедаешь обычно в сумерки и после обеда тянет лечь в постель, одевши[сь]; лег, и сейчас же тянет ко сну. Может быть, это и хорошо: сон успокаивает нервы, облегчает душу, улучшает настроение, оживляет силы, ослабляет или совсем прекращает утомление. Но зато ночью сон хуже. Да как-то и разнеживаешься: не хочется вставать, проснувшись от послеобеденного сна. Идти на воздух как-то не хочется, к всенощной тоже идти не позволила лень, или слабость сил. 30 декабря. Воскресенье

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

—144— четверти 19-го столетия со стороны социально-политической (1-ая часть) и религиозно-нравственной (2-ая часть), составитель с излишнею подробностью останавливается на изложении достаточно общеизвестных сведений об эпохе Александра I-ro, о его реформах и либеральных предприятиях, о реакции, наступившей во вторую половину его царствования, и о религиозном движении в обществе. Все эти сведения, впрочем, изложены умело и литературно и поставлены в историческое и логическое соотношение с движением и идеалами декабристов. Гораздо большей свежестью материала и самостоятельностью его обработки отличается второй отдел сочинения, в котором идет речь о религиозно-нравственных воззрениях (1-ая часть) и политическом и социальном учении (2-ая часть) декабристов. Удачно полемизируя с прот. Буткевичем, который совершенно бездоказательно обвинил декабристов в атеизме и легкомысленном отношении к христианству и церкви, автор последовательно устанавливает, что религиозность, вера в Бога и высокие нравственные идеалы не только были личными свойствами большинства из них, но окрашивали собою и все их политические и социальные стремления. Этот вывод основывается автором на разнообразных, исторически достоверных данных, добытых из недавно изданных мемуаров и стихотворений декабристов, иллюстрируется уставом «Союза Благоденствия» и подкрепляется красноречивыми подробностями из биографии главных деятелей тайного общества. Развитие политических и идеальных стремлений декабристов уясняется автором в связи с фактической историей тайного общества; здесь показывается, как, исходя из нравственных и патриотических побуждений, члены общества постепенно в своих преобразовательных стремлениях от вопроса о социальной реформе перешли к определенным политическим идеалам. Заключение посвящено выяснению влияния декабристских идей на правительственные сферы, но лишь попутно и общими фразами здесь затрагивается вопрос о влиянии этих идей на общественное сознание. Главный недостаток сочинения г. Величкина состоит в недостатке обобщающей обработки разнообразного материала, над которым он оперирует. Извлеченные из разных

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Чтобы не ныть, нужно тоже совершить какой-то подвиг? – Внутренний. А если ты хочешь что-то во внешней жизни поменять и стремиться в ней к лучшему – тоже нужен подвиг. Ты хочешь новую машину? Так делай что-то для этого, пойди еще на одну работу. Ты хочешь, чтобы у тебя был небольшой домик за городом, куда ты мог бы вывезти свою многодетную семью? Не надо быть только мечтателем, надо что-то делать, надо этим заниматься, делать не только то, что нравится, не только «я хочу», а то, что надо. Если чего-то хочешь, то к этому надо прилагать усилия. Если ты ничего не сеешь – то ты ничего и не пожнешь. Если тебя что-то удовлетворяет – слава Богу, что удовлетворяет. Но когда у тебя семья, то, что может тебя удовлетворять – твоя хибара или продавленный диван, – это удовлетворяет тебя, но не твою жену, не твоих детей, не твою маму, не твоего папу. Поэтому надо всегда думать не только о том, что устраивает тебя, но и о том, что устраивает твоих родных и близких. Может быть, для твоего аскетизма, для твоего внутреннего подвига было бы достаточно одной гречневой каши Рождественским постом, а для семьи нужна не только гречневая каша, но еще и рыба. Я намеренно утрирую, чтобы подчеркнуть: когда мы не одни, недостаточно только того, чтобы мы думали, что достаточно нам. Надо думать и о том, что достаточно для нашей семьи и для тех людей, которые окружают нас. И это тоже постоянный подвиг – иметь такое в мыслях устроение, потому что еще премудрый философ Сократ однажды сказал: «Истинная жизнь – жизнь не только для себя». И когда человек этим руководствуется – это правильное устроение. И это подвиг. Мы рождаемся эгоистами и большую часть жизни проводим в эгоизме. Почему разваливаются семьи? Сошлись два эгоиста, они договориться не могут, кто кому должен уступить. Вот в этом вся трагедия нашей современной семьи. Из 1000 браков, по статистике, 700 разводов. Не половина – 700! 7 из 10 браков распадается. А почему? А потому, что впереди идет «хочу». Хочу, чтобы он(а) был(а) красивый(ая), заботливый(ая), умный(ая), образованный(ая) и служил(а) мне. Золотая рыбка, служи мне. И она, и он хотят почти одного, и никто не хочет служить другому. Никто не хочет руководствоваться этим принципом: «надо». Все руководствуются принципом «хочу», и вот от этого вся беда. Нет подвига преодоления врожденного эгоизма. Но христианин – это человек, который во вне, а не внутрь: мысль о других должна быть впереди мысли о себе.

http://pravoslavie.ru/89839.html

[≈ 1–ая половина 1980–го]     Есть по крайней мере единственное, чему человек может отдаться без обмана: сознание своей смерти, ведь в ней сомнения нет. Не дать себя идиотизму обыденного сознания, как бы бессмертного. Люди едут, судят, знают очень много, особенно технического, об условиях жизни других людей, о государственных делах. Как боги. Газета обращается явно к бессмертному, и только недоговорками, т. е. цинично, подмигивая, к смертному. Откровенное, головокружительное человекобожие; бестрагичное народное сознание, титаническая «смеховая культура», безмятежный академизм. Смерть почти все воспринимают как огорчительное недоразумение. Государственные похоронные органы на каждую смерть смотрят с раздраженным Удивлением как на непорядок, случившийся впервые. — Помимо всех этих истин есть неуловимая мудрость: знать, зачем ты сейчас здесь, чувствовать теперешний вкус жизни. Ты в автобусе, который поворачивает с Киевского шоссе к восьмому микрорайону, прямо по дороге остановилось несколько легковых машин, милиционер ведет себя странно. Любая расписанная заранее истина издевательство над тобой. [≈ 1–ая половина 1980–го]     Вся философия вращается вокруг тайны воплощения Ведь, в самом деле, голые идеи это чудовищно плоско, и обобщение текучего тоже чудовищно плоско. — В философии только первый скачок еще может быть нейтральным, например введение понятия сущего, которым можно обозначить все. Иначе говоря, есть дарованная сверху свобода быть другим, говорить другое. Но сразу за этим порогом начинается мир любви и восторга, упоение добром, и никакого права на нейтральность больше нет. Нейтральность первого шага нужна для защиты этого интимного мира, нейтральность дана Богом для неприступности своего действия, своей экономии. Позитивизм это желание всю жизнь спекулировать на нейтральности, оттягивание решительного шага.  [≈ 1–ая половина 1980–го]     Человек, отказавшийся от мести, сумел вложить свое тепло в работу; ему удалось довести ее до конца и показать людям. Люди, отчасти и всегда малодушные, особенно теперь жестоко и безвозвратно погрязли в душевной склоке, обиде, растерянности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Уже в своем настоящем виде он мог бы служить весьма интересной и поучительной книгой. Позволительно только не согласиться с конструкцией частей или «глав» сочинения. Составляющая по количеству страниц почти треть, и по важности – половину всего труда, IX-я глава, по сравнению с остальными девятью главами, оказывается непропорционально большой. Лучше было бы, вместо отделов: а, б и в, разделить ее на соответствующие главы. Еще одно замечание a propos. Говоря о безрезультатности последней поездки Льва Толстого в Оптину, автор называет «слабовольным» того, кто всю жизнь, кажется, шел наперекор другим, не считаясь ни с чем. Автор, вероятно, хотел назвать Толстого нерешительным, каковым он в некоторых случаях, действительно, и был (лучший пример – долговременное колебание об уходе из семьи). Рассматривая сочинение г. Никольского по частям, мы находим: 1-ая глава вышла довольно бледной, – быть может, потому, что представляет собой лишь «общий духовный облик старца», общее же всегда бледнее конкретного; 2-ая глава, наоборот, является вполне отчетливой, содержательной гравюрой – особенно захватывает конец этой главы, где исстрадавшийся в поисках насущного хлеба, бесприютный юноша стоит пред дилеммой: сделаться зятем богатого купца или поступить монахом в Оптину пустынь; 3-я гл. ясно мотивирует избрание Иваном Евфимиевичем второго, – монашеского пути; —304— 4-ая гл. останавливает наше внимание на «внешнем виде» обители Оптиной, заставляя нас как бы вместе с Иваном Евфимиевичем пережить впечатление впервые увидевшего ее юного беглеца из мира; 5-я гл. излагает святоотеческую основу старчества, процветавшего тогда в Оптиной пустыни, равно как и взгляды на тот же предмет писателей-мыслителей: Достоевского и Леонтьева. 6-я гл., подробно говоря о возрождении старчества, благодаря трудам Паисия Величковского , и насаждении его о. Леонидом в Оптиной, очень мало говорит о двух последующих великих старцах, особенно о Макарии (об о. Амвросии речь идет в 7 и 8 главах, но лишь постольку, поскольку старческая деятельность его касалась о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В китайских школах учителя заставили около 300 детей-христиан указать в анкете «неверующий(ая)» 17.10.2018 В китайских школах провинции Чжэчзян учителя заставили около 300 детей- христиан указать в анкете «неверующий», а тех, кто упорствовал, принуждали переписывать анкету по нескольку раз, сообщает christianheadlines. По информации правозащитного христианского издания World Watch Monitor, отслеживающего факты преследований христиан за веру по всему миру, анонимный источник в провинции Чжэчзян сообщил изданию, что подобные формы заполняются детьми в школах многие годы. Однако до сих пор не было случаев столь жесткого и неприкрытого давления на детей, указывающих свою принадлежность к христианской вере. Источник сообщил, что на этот раз детям, указавшим свое христианское вероисповедание, учителя категорически приказали переписать форму и отметить графу «неверующий(ая)». Многие из детей воспитаны в глубоко верующих семьях и приучены не поступаться своей верой, а потому более половины детей и во второй раз упрямо подчеркнули свое христианство. Упорствующих детей учителя отсаживали в сторонку для «консультаций», угрожая им самыми серьезными наказаниями за признание в исповедании христианства. В конце концов, все 300 детей, кроме единственного непримиримого, вынуждены были отнести себя к категории «неверующий(ая)». В настоящее время все школы страны содержатся за счет бюджетных средств, а потому власти сохраняют тотальный контроль над образованием и без стеснения используют школьные программы для насаждения коммунистической идеологии и отвращения детей от веры Христовой. По мнению источника, одна из возможных причин принуждения детей к непризнанию христианской веры в анкетах заключается также в том, что власти не хотят, чтобы другие школьники знали тех из своих сверстников, кто может поделиться с ними основами истин христианства.

http://drevo-info.ru/news/24193.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010