Такое расхождение в локализации места жизни и страданий святой Христины, породили уже в конце периода Раннего средневековья попытки примирить обе эти традиции. Так, в частности, в Мартирологе Адона, епископа Вьенского (2-ая половина IX века) к той же дате - 24 июля - приурочено литургическое воспоминание, в котором говорится: «в итальянском городе Тире, который расположен около Вульсинийского озера мученичество святой Кристины девы» . Но, как отмечает в своем «Полном Месяцеслове Востока» архиепископ Сергий (Спасский), «Тира на озере Больсена, впоследствии якобы поглощенного водою, как места ее страданий, неизвестно, и, вероятно, его просто не существовало» . Впрочем, многие исследователи не берутся утверждать, что вопрос с местом страданий святой можно считать окончательно решенным. Более того, есть ученые, которые отстаивают точку зрения, согласно которой существовало две мученицы с именем Кристина, или Христина - одна пострадала в Италии, а другая в Финикии . Хотя, думается, более вероятным выглядит мнение о том, что мученица с таким именем, воспоминаемая 24 июля, была только одна, и пострадала она именно в Тире. Не исключена также возможность того, что образ святой Христины, как он представлен в житийной традиции, вобрал в себя элементы, с одной стороны, из повествования о страданиях и казни святой Феодосии Тирской , Житий святых великомучениц Варвары и Екатерины . При таком положении дел в лице Христины можно видеть своего рода собирательный или обобщающий образ нескольких мучениц. В пользу мнения о легендарности личности святой может, кроме того, говорить и насыщенность мифологическими, а подчас даже сказочными, сценами всех версий дошедших до нас Мученичеств и Житий святой Христины. Однако это требует дальнейшего тщательного изучения источников, а вместе и проработки исследований по затронутой нами тематики, связанной с воспоминаемой сегодня святой мученицей. Приводится по критическому изданию, сопровождаемому комментариями, в: Acta Sanctorum. November. T. 2, pars 2. Brussels, 1931 (p. 393).

http://bogoslov.ru/article/977107

В теперешней трактовке Песненной Вечерни мы будем прежде всего пользоваться самим Евхологием, как книгой, содержащей иерейские молитвы и дияконские ектении, которые в Песненном последовании являлись основой всего богослужения. Сами антифоны, второй главный элемент константинопольских последований, будут изложены по песненным псалтырям или антифонариям Афины 2061 и 2062. Канонарий-Синаксарий (т.н. Типикон) «Великой Церкви» (Св. Софии) будет нам служить путеводителем, так как, вопреки скудности своих рубрик, он был когда-то стержнем церковно-служебного порядка, и поэтому он должен остаться таким же в литургических исследованиях. Описание Симеона дополнит наш труд; это описание часто носит на себе отпечаток воображения более чем объективного подхода, особенно в исторических истолкованиях обрядов, но все же оно является прямым свидетельством солунской практики в первой половине XV века и того, что было в практике Константинопольской Церкви до оккупации франков в 1204 г., когда весь богослужебный порядок был разрушен. С другой стороны изучение Песненной Вечерни приведет нас к исследованию двух других служб, тесно связанных с нею – с Литургией Преждеосвященных Даров или «Великопостной Вечерней», как часто она именуется в рукописях, и с Вечерней Коленопреклонения в Воскресенье Пятидесятницы. Поскольку в трех вышеуказанных чинах Вечерни имеются общая часть и особенные части, мы разделяем Вечерню на две части: с начала – до входа, и с входа – до конца, примерно такой схемой : 1-ая часть: 8 иерейских молитв с предшествуемыми им ектениями, 8 антифонов Константинопольской Псалтыри. 2-ая часть: прокимен, «великий Κριε ληαον» (сугуая ектения), 3 малых антифона с иерейскими молитвами и ектениями, 1 молитва оглашенных с ектенией; две молитвы верных, отпустительная молитва с просительной ектенией, молитва главопреклонения. Это разделение Вечерни на две части не встречается, разумеется, в рукописях, и поэтому мы будем пользоваться им очень умеренно, по мере потребности логического разъяснения литургических феноменов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1721 год. Монастырь, согласно решению игумена Варлама Снитковского, перешёл под власть Унии. 1749 год. Стефан Ярмолинский дарит старинную чудотворную иконку Божьей Матери (известна под названием монастырю. С этого момента икона стала главной святыней монастыря. 1784 год. В южной части монастырского комплекса строится 2-этажный братский корпус монастыря. 1794 год. Монастырь вернулся в лоно православной церкви, однако к тому времени он потерял статус значительной обители. 2-ая половина 19 века. Монастырь получил статус обители 3-го класса. 1865 – 1873 годы. К Загаецкому монастырю был приписан Кременецкий монастырь. С момента упадка Загаецкого монастыря, Кременецкая обитель была от него отделена. 4 июня 1899 года. Во время грозы церковь пострадала - была повреждена одна из её стен, сгорел купол. Начало 20 века. Обитель насчитывала около 100 иноков. 1939 год. С приходом советской власти начинается упадок монастыря. Середина 1950-х годов. Монастырь приходит в основательный упадок. Есть упоминания об уничтожении отдельных монастырских построек. 24 марта 1964 года. Монастырь закрывают, снимают его с регистрационных списков религиозных сооружений и передают местным властям для культурно-образовательных целей. Однако монастырская церковь продолжала действовать, но уже в качестве храма парафии, а не монастыря. Братский корпус используют для различных нужд – в его помещениях в разное время размещалась школа, библиотека, клуб, магазин, швейная мастерская и даже станция по сопровождению самолётов. На монастырской горе поместили радиостанцию. 1980-е годы. Более чем наполовину было разрушено здание монастырских келий. Октябрь 2001 года. В монастыре начались ремонтно-восстановительные работы. К этому моменту купол и крыша церкви находились в аварийном состоянии. Фасад практически не ремонтировался с момента возведения. Внутренние стены храма, по причине отсутствия отопления и системы водоотвода, покрылись грибком. 2006 год. В ночь на 23 января из храма была украдена его главная святыня – древняя чудотворная икона Божьей Матери «Всемилостивийша». На тот момент в монастыре проживало 2 монахов и 5 послушников. По свидетельствам очевидцев ночью приехали три человека в дорогой машине, постучали в дверь. Им открыли, после чего «гости» наставили оружие на монахов, приказали молчать и не двигаться. Они забрали икону, серебряную чашу, обрамлённую золотом, а так же престольный крест. Икона утрачена и до сих пор не найдена. Место старинной иконы заняла её копия, выполненная в 19 веке.

http://sobory.ru/article/?object=28538

Дата: 2010-08-12, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (1781) , (151) . Описание: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Файл 12448.jpg:   Размер: 300x373, 0.11 MPix, 82 Kb. Дата: 2011-05-02, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1459) , (124) . Описание: Собор трех архангелов: Гавриила, Михаила, Рафаила. Католическая икона (?) В годовщину освящения древней базилики св. Архангела Ми­хаила в Риме Церковь воздаёт честь троим Архангелам, которые сыграли особую роль в истории спасения. Архангел Михаил (что значит: «Кто как Бог?») одержал по­беду в битве со злыми духами и продолжает поддерживать людей в борьбе со злом (Откр 12,7-9). Архангел Гавриил («Сила Божия») многократно передавал людям по­ручения от Бога (Дан 8,15; Лк 1,11). Он благовестил Пресв[...] Файл 12449.jpg:   Размер: 800x634, 0.51 MPix, 155 Kb. Дата: 2011-05-02, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (1416) , (123) . Описание: Икона " Собор Архангела Михаила и прочих Сил бесплотных с четырьмя евангелистами и избранными святыми " . Начало XIXb. Романовские письма. частное собрание Файл 12552.jpg:   Размер: 572x700, 0.4 MPix, 596 Kb. Дата: 2011-05-18, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1481) , (97) . Описание: СОБОР АРХАНГЕЛОВ клеймо иконы БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ Псковская школа, ок. 1500. 72 x 54 см. Музей русской иконы, Клинтон, Massachusetts. Файл 13503.jpg:   Размер: 900x1104, 0.99 MPix, 392 Kb. Дата: 2011-09-15, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (668) , (45) . Описание: Икона " Собор св. Архистратига Михаила " в киоте. Дерево, левкас, сусальное золото, масло. 34х25,5 Россия, 2-ая половина XIX в. Файл 14219.jpg:   Размер: 816x1000, 0.82 MPix, 858 Kb. Дата: 2011-10-30, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1368) , (108) . Описание: Собор семи Архангелов. Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец 19-го века. --- Сообщение от пользователя: " На этой иконе неверно надписаны Архангел Гавриил (Он не пишется с Чашей в руке, как Архангел Рафаил), равно и Архангел Рафаил не пишется с Цветочной ветвью, как Архангел Гавриил. "

http://pravicon.com/icon-718

В пользу того, что фреска представляет Крещение именно Спасителя, говорит и изображение Духа Святого в виде голубя. Рука Предтечи на главе Спасителя — деталь, заимствованная из практики совершения Таинства Крещения. В Евангелии не сказано, возлагал ли Иоанн руку на главу Господа, но, так как это один из ярких, запоминающихся богослужебных жестов, он включается в иконографическую схему. В других раннехристианских памятниках, например, на выполненном из слоновой кости окладе Миланского Евангелия, можно наблюдать тот же различный масштаб при изображении фигур Иоанна Крестителя и Христа. Оклад Евангелия. 2-ая половина V в. Сокровищница Дуомо, Милан, Италия. Фрагмент Предтеча сказал о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Возможно, особенность масштаба фигур — это завуалированный способ изображения пророчества Иоанна о том, что он свою миссию исполнил: его проповедь на земле завершается, его ожидают заключение и казнь, в то время как проповедь Спасителя только начата. В середине — второй половине V века на мозаиках сводов двух баптистериев, сохранившихся в городе Равенне, в водах реки появляется образ полуобнаженного седого старца с ветвью в руке. Это олицетворение (персонификация) реки Иордан. Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец Vb. Равенна, Италия В ранний период подобные изображения встречаются в искусстве наиболее эллинизированных областей империи, там, где был навык к отвлеченному восприятию таких аллегорических деталей. В восточных областях, где искусство стремилось к соблюдению принципа, который можно назвать своеобразным «историзмом» или «реализмом», несуществующие персонажи не изображались, тем более такие, которые могли вызвать ассоциации с языческой мифологией, наполненной всяческими духами стихий: наядами, дриадами, фавнами. Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция В искусстве византийской эпохи постепенно был достигнут определенный компромисс. Старец, символизирующий Иордан, изображался, более того: в поздневизантийский период добавилось изображение женской фигуры (иногда верхом на дельфине) — символ моря. Но обе эти фигуры сильно измельчали по сравнению с равеннскими «полнокровными» персонификациями и заняли второстепенную нижнюю зону композиции. Зачастую они едва заметны среди речных волн, поскольку написаны оттенками синего цвета. Помещенные вместе эти два персонажа иллюстрируют слова 133 псалма, в которых сокрыто пророчество о Крещении: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ik...

Фреска церкви Токали Килисе в Гёреме. X — XI в. Каппадокия, Турция После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Торжественное шествие изображено двигающимся слева направо, поскольку именно так идет запись текста в европейских языках, наш глаз привык, разглядывая объект, двигаться в таком направлении. Икона. XV в. Русь. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника В случае более древнего симметричного иконографического варианта все изображенные стоят по сторонам от престола, в центре храмового пространства, и двигаться уже никуда не нужно, поэтому и композиция уравновешена и статична. Тема шествия подсказывает иной выбор места действия. Мотив процессии порождает динамику композиции, некую внутреннюю незавершенность изображенного, поэтому логичнее представить событие не внутри Храма, а у входа в него. Позади Симеона оказывается Святилище, трактованное как базилика с апсидой. Пространство храмового двора, в древности окруженное портиками, изображается как стена, иногда дополненная колоннадой. В конце XVI века на Руси появляется пространный иконографический извод, созданный на основе праздничных чтений «Пролога» и Акафиста Богоматери. По периметру иконы, вокруг сцены Сретения изображаются предшествующие и последующие события. Ярославская икона. 1-ая половина XVII в. Ярославский художественный музей В клеймах показаны: — Пророк Исаия, записывающий откровения в книгу; — Явление ангела Симеону. Согласно Преданию, Симеон переводил книгу Исаии и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве приимет…»), но ангел остановил переводчика и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» (Лк.2: 26); — Ангел с Крестом (или всеми орудиями Страстей) в руках, сообщающий Богородице о грядущих страданиях Ее Сына; — Сцена низвержения идолов — так представлен шестой икос Акафиста Богоматери, повествующий о бегстве в Египет, где пали идолы при приближении Богомладенца;

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан. Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца. Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Хв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент Пластина царских врат. XIII — XIV в. Из городища Старая Рязань Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVb. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Русский Север. Конец XVI — haч.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-ik...

По данным археологии это поселение имело в римскую эпоху население немногим более 200 человек; факт же наименования его городом (греч. - polis) в Мф 2:23, Лк 1:26 и др. довольно обоснованно объясняется возможным использованием евангелистами источников, в которых стояло или употреблялось (если это были устные предания) еврейское слово îr, которое может переводится и как «город», и как «деревня» (см. Р. Риснер. Археология и география. 3.1. Назарет//Иисус и Евангелия. Словарь. М., 2003. С. 30-31). Мк 6:3a; параллельным местом этого фрагмента, почти в точности повторяющим его, является Мф 13:55. В другом параллельном месте - в Лк 4:22 - упоминание матери и братьев опущено. Относительно происхождения из царского рода односельчане могли и не знать или, если и знали, не придавать этому серьезного значения. Речь идет, конечно, о необразованности в смысле отсутствия школьной выучки, которая традиционно в Палестине состояла в изучении Писания и толкований на него и которую можно было пройти лишь под руководством какого-нибудь авторитетного учителя или знатока Закона и при этом лишь за немалую плату. Которая начинается, видимо, не позднее середины II века. Так, уже в апокрифическом тексте «Протоевангелие Иакова» (2-ая половина II века) имеется точка зрения, согласно которой Иаков и другие (не названные по имени в тексте апокрифа) братья Иисуса были детьми Иосифа от первого брака (гл. 9); при этом, наверное, впервые изображается с физиологическими подробностями и особенно подчеркивается девственное зачатие (и рождение?) Иисуса Пресвятой Марией (гл. 19). В общем и целом это не противоречит тексту Евангелий, в которых не содержится никаких подробностей о семейной жизни Иосифа и Марии; впрочем, справедливости ради, нужно учитывать, что данные новозаветных документов можно легко интерпретировать как за, так и против этой точки зрения. Подробнее о дискуссии см. James A. Brashler. Jesus, brothers and sisters of//The Anchor Bible Dictionary, in 6 th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 3. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс); там же дается и ссылки на источники и литературу по проблеме.

http://bogoslov.ru/article/923743

— Выходящие из ада праведники и повергнутые в геенну грешники и дьявол. По мысли художника этот эпизод должен иллюстрировать слова пророчества Симеона: «Се лежит на падение и восстание многих в Израиле» (Лк.2:34) и тексту «Пролога»: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори». — Вверху, в центре иконы могут быть помещены неканонические образы «Новозаветная Троица» или Бог-Отец. Такая избыточная повествовательность, как правило, еще и сопровождающаяся пышными архитектурными кулисами, отвлекает внимание зрителя от главного сюжета. Чтобы прояснить все представленное, художник иногда сопровождает изображение текстовыми комментариями. Многочисленные детали делают образ подробнейшей «Библией для неграмотных», или же неким ребусом, но затуманивают основное содержание празднования, а также глубинные смыслы и аллюзии, которые так тонко передавались в произведениях предшествующих веков. ___________________________ «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии Аквитанской). Сретение именуется в этом произведении «сороковым днем от Епифании», то есть от Богоявления (Рождество и Богоявление праздновались в первые века Христианства в одно и тоже время). Картины, фрески, иконы Сретения Господня Фреска церкви Санта Мария в Кастельсеприо. Конец VII — начало VIII в. Италия Миниатюра Хлудовской Псалтири. Середина IX в. Государственный Исторический музей, Москва Фрагмент резной иконы. 2-ая половина X в. Византия. Государственный Эрмитаж, Спб. Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека Миниатюра Евангелия из ц. Могни. Середина XI в. Армения. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент Фреска новгородской церкви Спаса на Нередице. 1199 г. (не сохранилась) Эмаль. Конец XII -начало XIII в. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227—1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция В Средние века возникает мнение, что волхвы были царями. Это воззрение основывается на предсказании псалмопевца: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71: 10-11), а также на пророчестве Исайи (Ис.:60:6). В западноевропейском искусстве волхвов часто изображали именно царями. Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия Бенедетто Бонфильи. Поклонение волхвов и Христос на Кресте. Середина XVb. Британская национальная галерея, Лондон Существовало толкование, согласно которому, волхвы были потомками Сима, Иафета и Хама, как бы представителями всех народов и прообразовали собой Вселенскую Церковь. На Западе одного из волхвов сначала изображали смуглым, а позже — чернокожим. Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия В XVIII веке, когда столичные русские художники всецело ориентируются на европейское искусство, изображение темнокожего волхва появляется и в России. Икона. Вторая половина XVIII в. Россия. Частное собрание В византийской станковой живописи (иконописи) сцена «Поклонение волхвов» вливается в композицию «Рождество Христово» как один из изображаемых эпизодов. Хронологически поклонение волхвов состоялось несколько позднее поклонения пастухов, тогда, когда святое семейство уже разместилось в одном из домов Вифлеема. Но в христианском искусстве допускается совмещение разновременных событий в одной композиции. Для ясного выражения богословского смысла происходящего некоторые формальные детали могут не акцентироваться или даже игнорироваться. Икона. VII — IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Кроме сцены поклонения Богородице и Младенцу, волхвы изображаются в сюжетах: «Путешествие за звездой», «Волхвы перед Иродом», «Возвращение в свои страны». Икона. Конец XI — haч.XII в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

http://pravmir.ru/volxvy-kakimi-my-ix-pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010