Господь входит в мир И исходит из мира. Господь вселяется в утробу Девы, Господь нисходит в утробу ада. Девичьей утробой приходит в мир, Но не останавливается и Древом нисходит в утробу ада. «Радуйся!», – возвещается миру. «Радуйтесь!», – слышат обитатели преисподней. «Радуйся, Благодатная!», – восклицает Архангел. «Уа, уа!», – кричит обезумевшая толпа, – «Если Ты Сын Божий, сойди со Креста». О, неизреченное смирение Божьей Матери! О, неизреченное смирение Божьего Сына! «Как будет мне сие», – недоумевает Та, – «ведь я мужа не знаю». Господь пришел к Своему народу, но народ не узнал своего Жениха, – недоумеваем и мы. «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему». «Отче, прости им: не ведают, что творят». Склоняется Божья Матерь, и восходит Солнце Правды. Преклонился Сын Божий, и померкло солнце от часа шестого до часа девятого. Страшно узреть явление Архангела. Страшно видеть, как Владыка ангелов является на Кресте. В шестой месяц послан был Архангел Гавриил от Бога в город Назарет. Вместе с ангелами прославим Того, Кто из Назарета пришел на Голгофу. Под Голгофой посреди двух Марий стоит Дева Мария. На Голгофе посреди двух разбойников повесили на кресте Неповинного. Ныне сохранившая девство по Рождестве Стоит и видит, как разрывают одежды Ее Сына. Ныне разделившая Свою радость с Елизаветою Стоит и видит, как разыгрывают нешвенный хитон. Та, Что при колодце слышала: «Радуйся!», Ныне, ужасаясь, слышит: «Жажду!». Та, Что восприняла во чреве от Духа, Ныне, ужасаясь, видит, как плод Ее чрева испускает дух. Та, на Которой почил Святой Дух, И сила Вышнего осенила Которую, Слышит: «Эли, Эли лема савахфани», – Что значит: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил Меня?». Та, Которая отвечала: «Да будет Мне по слову Твоему», – Стоит рядом с Тем, Кто молился: «Да будет воля Твоя». Та, Которой возвещается: «Господь с Тобою», – Ныне стоит со Своим Господом. Аминь! Неделя 4-ая Великого поста. Иоанна Лествичника Дорогие братья и сестры! Преподобный Иоанн Лествечник родился в столице Византийской империи Константинополе, но уже в 16 лет, переселившись на Синай, посвятил себя монашескому подвигу.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Далее рассмотрим текст из книги Ветхого Завета “Псалтырь”, которая часто читается на богослужениях в православных храмах: “Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь” ( Пс. 1:1–2 ). Цитируемый текст Священного Писания говорит о том, что Библия написана для всех и для правильного исполнения заповедей Божиих необходимо постоянно размышлять о прочитанном. Псалом 118 из книги “Псалтырь” (17-ая кафизма) полностью посвящен чтению священного Писания. Псалмопевец выражает восхищение совершенством Божьего закона и говорит о важности его исполнения. В каждом стихе псалма присутствуют такие слова: закон, откровение, путь, повеление, заповедь, устав, суд, слово. Святитель Феофан Затворник в другой своей книге, посвященной истолкованию этого псалма, говорил о его содержании следующее: “Каждый стих есть молитва , но все об одном – об исполнении закона Господня” Далее рассмотрим слова Господа нашего Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне” ( Ин.5:39 ). Из приведенного стиха святого апостола Иоанна Богослова прямо следует, что мы должны не просто изучать Писание, а исследовать Его, т.е. глубоко вникать не только в букву текста, но и в его дух. Святой апостол Павел в послании к апостолу Тимофею так же затрагивает рассматриваемую нами тему: “Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя” ( 1Тим. 4:16 ). Наставление святого апостола Павла апостолу Тимофею указывает на то, что учение обязательно должно быть связанно с нашей жизнью, особенно подчеркивая необходимость личного примера в пастырском труде. Рассмотрев выше приведенные тексты, мы видим, что Священное Писание не только говорит о постоянном изучении Библии, но предлагает постоянно размышлять о прочитанном, вникать не только в букву текста, но и в его дух, акцентируя внимание на том, что чтение неразрывно должно быть связано с воплощением евангельских заветов в жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

«Если это (т. е. вышеуказанные добродетели) в вас есть и умножается», – прибавляет апостол, то, очевидно, что вера ваша в Иисуса Христа есть истинная вера, приносящая обильные· плоды. А всякий, кто не заботится о таких плодах, свидетельствует о своей духовной слепоте и о преступном забвении полученной им благодати в крещении. Предложивши лестницу христианского совершенства, св. ап. Петр убеждает христиан восходить по ней (10–20 ст.) «Более и более старайтесь делать твердым (т. е. оправдывать на деле и закрепить за собой) ваше звание (христианское) и избрание (ко спасению). Поступая так, вы никогда не преткнетесь (несмотря на трудность пути ко спасению). Напротив, вам откроется свободный вход в вечное царство Господа нашего Иисуса Христа». Мое опасение, – как бы так внушает далее апостол, – пойдете ли вы по начертанной вам лестнице христианского совершенства, и побуждает меня постоянно повторять вам мои наставления «доколе нахожусь в этой телесной храмине», которую, однако же, скоро я должен оставить, по откровению Господню. Но и после моего отшествия вы приводите на память мои наставления, ибо не бездоказательно я вас учил, а как очевидец – свидетель и ученик прославленного во время преображения на Фаворе Сына Божия, А если и этого недостаточно, то «мы имеем вернейшее слово пророков», которые предсказали все то, что мы видели и слышали и чему вас научили. Научайтесь же от пророческого слова и руководствуйтесь им, как светильником, сияющим в темном месте, доколе не приобретете вы совершеннейшего познания истины христианской и доколе Свет мира, Господь Иисус Христос, не воспламенит совершеннейшею любовью к Нему сердца ваши. Глава 2-ая . 1–3 ст. Предупреждая, что как в прежние времена вместе с истинными пророками были в народе и лжепророки, так и впоследствии будут пагубные лжеучители, ап. Петр догматическую сторону их лжеучений обозначает так, что они будут «отметаться искупльшего их Владыки», т. е. станут отвергать догмат о Богоношении Сына Божия. Это самые нечестивые и погибельные еретики.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Злонамеренный, жестокий человек, изображающий добродетельного и кроткого, умышленно скрывающий свою суть и истинные цели. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» ( Мф.7:15–16 ) — говорит Спаситель в Нагорной проповеди. Образы волка и овцы (ягненка) используются в Б . для характеристики полярных человеческих типов — жестокого, бессердечного, нечестивого и незлобивого, смиренного, благочестивого. Апостол Павел предупреждает о гонениях на христиан: «…я знаю, что, по отшестви моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада…» ( Деян.20:29 , см. также Быт.49:27 ; Иез.22:27 ; Мф.10:16 ). Волосы встают дыбом ВОЛОСЫ ВСТАЮТ ДЫБОМ Оборот указывает на крайнюю степень страха, ужаса; примыкает к группе выражений, служащих в тексте Б . для передачи душевного состояния человека через описание физической реакции на происходящее. В книге Иова Елифаз описывает потрясшее его откровение об участи грешного человека: «Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне» ( Иов.4:13–15 ). Вопиющий ВОПИЮЩИЙ (-АЯ, ОЕ): КАИН Слово служит оценкой явлений, выходящих за границы норм (юридических, моральных, житейских), например: вопиющее преступление, вопиющая несправедливость, вопиющий беспорядок. Употребление в переносном смысле причастия «вопиющий» (вопящий, кричащий) перевело его со временем в разряд прилагательных, сблизило по значению с понятиями: «возмутительный», «безобразный», «недопустимый». Изначально это определение прилагалось к фактам и действиям, отступление которых от общечеловеческих норм оказывалось столь велико и явно, что попранные добро и справедливость сами по себе взывали к правосудию и отмщению. Такое понимание заложено в рассказе о первом на земле кровопролитии (см. Быт.4:3–17 ). Преступление Каина (первенца Адама и Евы), убившего своего родного брата, столь велико и тяжко, что земля, на которую пролилась кровь невинного Авеля, взывает к Господу как к свидетелю и судии. И Господь обращается к Каину: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли…» ( Быт.4:10 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Значение закона в истории спасения чрез Иисуса Христа . 23 ст. «До пришествия веры (т. е. евангелия) мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере». Закон, таким образом, имел значение стража, он остерегал от греха. 24–25 ст. «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя». Воспитательное значение закона состояло в том, что он руководил людей ко Христу и располагал к вере в Него. 26–27 ст. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Вера во Христа Иисуса делает человека чадом Божиим, исполняющим закон по одной сыновней любви; она возвращает людей к тому детству, которое сам Господь ставит в образец для всех взрослых. 29 ст. «Если же вы Христовы (а Христос есть потомок Авраама), то вы семя Авраамово, и по обетованию наследники», т. е. в качестве духовных детей Христа, потомка Авраама, и христиане суть истинные потомки Авраама; а потому несомненно унаследуют и то благословение, которое обещано потомству этого праотца. Исполнение же закона обрядового этому нисколько не посодействует. Он является вещью ненужною. Далее идет увещание Галатам принять доказанную истину о ненужности закона и о том, что более не следует вязать себя обрядностью ветхозаветною (гл. Глава 5-ая, 13–25 cm. Общее начало христианской жизни. 13 ст. Таким началом, по Апостолу, должна быть вовне – служба ближнему, или деятельная любовь к ближнему, а внутри – борьба со страстями и похотями своей собственной падшей природы. 14–15 ст. «Ибо весь закон в одном заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Почему же апостол не упоминает о любви к Богу? Потому что любовь к ближним, как видимая и осязаемая всеми, необходимо предполагает любовь к Богу. 16 ст. «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Этим апостол выражает внутреннюю сторону христианской свободы. 18 ст. «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

...И все же, несмотря на все наши усилия, наступает день, когда Снег идёт! Посмотрите на чудо! Небеса благовестие шлют. Ниспадают снежинки оттуда, Где поныне нас любят и ждут... И, когда земля по Милости Божией убеляется снегом, а душа, хоть немного, постом - происходит большее чудо: Сам Бог является в мip. И в душе, и вокруг - просветленье, По-иному трезвонит звонарь. Ночь поста миновала мгновеньем, Вот и Праздник - всему господарь. Постаралась вовсю снеговея, Показала своё мастерство. Так бело - не бывает белее - Рождество! Рождество! Рождество! И леса, и пустыни, и степи Отражают небесную водь. Благодать и в разбойном вертепе, Если там возлегает Господь. Ольга Надпорожск ая, декабрь 2016 Ветрово.ru Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Каждый плачет, когда потеряет, Удивительные стихи, и музыка Скорик к ним так подходит. Дай Бог Вам, здоровья, батюшка Роман. Я молюсь за Вас. Саша Пакша. 2. Re: «О земля! Что тебе не хватает?..» ... " Наверное, весной и летом многие замечали: если встать очень рано, когда все еще спят, небо почти всегда ясное, и ничто не предвещает дурную погоду. Но проходит час, другой - и вот уже появляются тучи и прячут солнце, дует холодный ветер, собирается дождь. Как тут не подумать: может быть, это потому, что проснулись люди и принялись за свои дела? Может быть, это нечистые дела каждого из нас лишают чистоты небо и землю, и не видать нам ни солнца летом, ни белого снега зимой? " ... «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33 " Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф 6.6 ) НЕТУ В СЕРДЦЕ УМИЛЕНЬЯ, НЕТУ - ПЛАМЕННОЙ ЛЮБВИ, ЛИШЬ ОДНО САМОЖАЛЕНЬЕ - НЕМОЩЬ ПЛОТИ И КРОВИ ... ЧТО ЖЕ Я,КАК ПОЛОУМНЫЙ, ИЩУ СЕБЕ ПОКОЙ И ТЕРЯЮ СМЫСЛ РАЗУМНЫЙ, НЕ ЖЕЛАЯ БЫТЬ СОБОЙ ЛЕЖУ,ВАЛЯЮСЬ,НЕЖУСЬ, УПИВАЯСЬ ТИШИНОЙ, И В НЕМОМ ПОКОЕ ТЕШУСЬ СЕЙ ДОЖДЛИВОЮ ПОРОЙ...

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/03/...

" И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства " (11:39-40) — это так поясняет святой Иоанн Златоуст: " Уже прошло столько времени, как они (ветхозаветные праведники) остались победителями, и еще не получили награды, а вы, находясь еще в подвиге, сетуете?.. Что же делать Авелю, который прежде всех победил и остается неувенчанным? Что Зпю? Что другим, жившим в те времена и ожидающим тебя и тех, которые будут после тебя? " Смысл этих слов тот, что Апостол хочет вразумить ими нетерпеливых и малодушных Палестинских евреев, которые, не скончавши еще христианского подвига, хотели бы уже видеть исполнение христианских надежд. Он утешает их представлением о том, как долго пришлось ждать ветхозаветным праведникам награды за свое терпение — пока Великая Жертва Христова не отверзла им врата Небесного Царствия. Часть V В следующей двенадцатой главе Апостол предлагает евреям, взирая на пример ветхозаветных праведников, с терпением проходить " предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса " , как на высший пример для всех подвизающихся. Стихи 9-10 [ 1 ]; 17-23 [ 2 ]; 32-40 11-ой главы читаются на литургии в Неделю пред Рождеством Христовым, Святых Отец, когда празднуется память всех ветхозаветных праведников. С добавлением же 1-2 [ 3 ] стихов 12-ой главы этот отрывок прочитывается на литургии в Неделю Всех Святых. Далее в 12-ой главе Апостол учит о значении скорбей, как целительном наказании от Бога тем людям, которые являются Его сынами, ссылаясь на изречение кн. Притчей: " Кого любит Господь, того наказывает " (Притч. 3:11-12). Далее вся 12-ая глава и тринадцатая посвящена нравственным наставлениям о мире, о целомудрии, о братолюбии, о почитании наставников, о благотворении. Последние стихи 18-25 [ 4 ] содержат послесловие с выражением надежды на свидание, приветствиями и благословением. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И замечательно, что, по учению Слова Божия, мы должны не только бояться и трепетать этого страшного дня, из-за грехов наших, боясь справедливого возмездия за них, но и  «ожидать и желать пришествия дня Божия».  И это потому, что  день Страшного Суда будет великим днем окончательного торжества Добра над Злом, торжества той Божией Правды, той высшей справедливости, по которой так истосковалась  душа человеческая, сознательно ли то или безсознательно, ни в чем не находя себе удовлетворения на этой грешной земле (см. 2Петр. 3, 11–13 ). Ведь после того, как «небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Петр. 3, 10 ), явится  «новое небо и новая земля, на которых будет обитать правда»   ( 2Петр. 3, 13 ). Это «новое небо» и «новая земля» были показаны в дивном видении возлюбленному ученику Христову – Тайновидцу Иоанну Богослову (см. Апокалипсис глава 21-ая). Тогда «отрет Бог всякую слезу с очей», удостоившихся жить там, «и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Апок. 21, 4 ). Сам Бог будет обитать с этими блаженными людьми, и они будут Его сынами ( Апок. 21, 3–7 ), «и ничего уже не будет проклятаго» и только «рабы Божии будут служить Ему, и узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» ( Апок. 22, 3–4 ). Кто же, после этого, всячески отгоняет от себя всякую мысль о наступлении этого дня, когда откроется для нас, если мы того удостоимся, такая блаженная вечность? Только тот, кто грех любит, кто желает без конца купаться в этой греховной грязи, которой так преисполнена наша теперешняя земля, обреченная нелицеприятным Судией-Богом на уничтожение огнем, – кому не дорого общение с нашим любящим Отцом-Богом! И совершенно напрасно такие люди, если не отвергают совсем учения Церкви об этом страшном дне, откладывают наступление его на какие-то безконечно-отдаленные времена – на «миллионы лет», как приходилось нам слышать. Ибо Сам Господь свидетельствует, что этот день придет неожиданно и внезапно, как «тать в нощи» ( Матф. 24, 42–44 ; Лк. 12, 39–40 ), а потому надо всегда быть готовыми к нему, ибо он придет «в день, в который мы не ожидаем, и в час, в который мы не думаем» ( Матф. 24, 50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Из сказанного о духовной природе человека и нравственных его силах и способностях видно высокое достоинство и назначение человека. Второй брат из мучеников ясно высказал то и другое в своей предсмертной речи: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (VII, 9); открывается то же и в речи третьего брата, который, на требование дать язык, тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «от неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их» (VII, 11 ). Итак, достоинство и назначение природы человека состоит в жизни его здесь, на земле, для Бога и в надежде его на жизнь вечную также для Бога и с Богом (XII, 43–45); первая жизнь, т. е. земная, очевидно понималась иудеями как приготовление человека к жизни вечной. Этою-то надеждою на вечную жизнь с Богом воодушевлялся Иуда и его сподвижники, когда ратовали за святость Иерусалимского храма и сохранение чистоты и неприкосновенности отеческого Моисеева закона (VI, 1, 2 и вся 2-ая Мак. книга). Изложив учение 2 Мак. книги о нравственной природе человека и о его высоком достоинстве и назначении, перейдем к учению той же книги о препятствиях на пути нравственного совершенства человека и о высших силах и средствах, дарованных ему от Бога для преодоления этих препятствий. Первым и общим для всех людей препятствием на пути нравственного их совершенства является собственная, растленная грехом. природа человека; вследстие греха явилось расстройство всех душевных сил человека; ослабление ума в познании истины, извращение чувства и уклонение воли от воли Божией и, как результат всего этого, нарушение гармонии между душой и телом – постоянная борьба между плотию и духом. На греховность человека, как причину удаления его от Бога, вследствие чего человек терпит разные страдания, посылаемые ему от Бога для его вразумления и наказания, – ясно указывают в своих предсмертных речах шестой и седьмой братья-мученики. Последний говорит: «Мы страдаем за свои грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Избранным народом Божиим в Ветхом Завете иудеи были потому, что в их среде Господь Бог подготовлял спасение для человечества в лице Воплотившегося Единородного Сына Божия – Господа Иисуса Христа, Который по плоти был иудеем и, как все иудеи, исполняя закон, принял в 8-ой день по Своем рождении, обрезание, обязательное для всех иудеев (праздник Обрезания Господня наша христианская Церковь празднует ежегодно 1 января). Но с приходом в мир Спасителя и совершением Им великого дела искупления человечества, Ветхий Завет прекратил своё существование и должен был уступить своё место Новому Завету. Об этом ещё задолго заранее предсказывали ветхозаветные пророки, как например, св. Пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, какой Я заключил с отцами их... тот завет Мой они нарушили... Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: ВЛОЖУ ЗАКОН МОЙ ВО ВНУТРЕННОСТЬ ИХ И НА СЕРДЦАХ ИХ НАПИШУ ЕГО, И БУДУ ИМ БОГОМ, А ОНИ БУДУТ МОИМ НАРОДОМ» ( Иер.31:31–34 ). Возвышенный евангельский закон Божий, написанный на сердцах людей Воплотившимся Единородным Сыном Божиим и запечатленный Пречистою Кровью Его, и был тем НОВЫМ Заветом, который пришёл на смену Ветхому Завету, как это особенно вразумительно изъясняет в своих посланиях Св. Апостол Павел. Вместе с Ветхим Заветом потеряли своё первоначальное значение и все ветхозаветные обрядовые установления, в том числе и обряд обрезания. Обряд обрезания был даже формально и официально отменен на Апостольском Соборе в Иерусалиме в 51 году по Р. Хр., о чём нам повествует 15-ая глава Книги Деяний Апостольских. Вот почему св. Апостол Павел в своём послании к Галатам, среди которых были сильные несогласия по вопросу о важности обрезания, ясно и решительно пишет: «Вот я, Павел, говорю вам: ЕСЛИ ВЫ ОБРЕЗЫВАЕТЕСЬ, НЕ БУДЕТ ВАМ НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ ОТ ХРИСТА» ( Гал.5:2–3 ), «ИБО ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ НИ ОБРЕЗАНИЕ, НИ НЕОБРЕЗАНИЕ, А НОВАЯ ТВАРЬ " ( Гал.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010