Глава 15 Возмущение Авессалома. Бегство Давида из Иерусалима. 2Цар.15:1 .  После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов. По смерти Амнона Авессалом оказался в положении старшего сына царя, наиболее вероятного наследника его престола. Нет ничего невероятного в том, что перспектива данного положения играла далеко не последнюю роль в мести брату Амнону. Дальнейшие действия Авессалома имеют ту цель, чтобы царской пышностью своей обстановки производить на народ наиболее сильное впечатление, а показными достоинствами своего характера привлекать к себе сердца всего Израиля (см. 2Цар.15:6 ). 2Цар.15:7 .  По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; «По прошествии сорока лет царствования Давида». Предполагают, что сюда вкралась описка. Вместо «сорока лет царствования Давида» читают «четырех лет» со времени возвращения в Иерусалим (или, согласно И. Флавию, со времени полного примирения с отцом, ( 2Цар.14:33 ) ) Авессалома. В еврейском тексте слов «царствования Давида» нет; западные комментаторы указывают, что их нет и в текстах сирийском и арабском (см. «Священную летопись» Г. Властова, т. IV, изд. 1893 г., с. 138, прим. ). 2Цар.15:12 .  Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома. «Гило» – город к югу от Хеврона. 2Цар.15:17 .  И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата. «У Беф-Мерхата», в греческом тексте – ν οκω τ μακρν, т. е. в отдаленном жилище. Philippson предполагает, что это был загородный дом или дача (Lusthaus). В русском тексте название это оставлено без перевода, как имя собственное. Быть может, Беф-Мерхат был не только дачей, но целой окраиной города, одной из его «слобод». 2Цар.15:18 .  И все слуги его шли по сторонам его, и все хелефеи, и все фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 20 Возмущение Савея 2Цар.20:3 .  И пришел Давид в свой дом в Иерусалиме, и взял царь десять жен наложниц, которых он оставлял стеречь дом, и поместил их в особый дом под надзор, и содержал их, но не ходил к ним. И содержались они там до дня смерти своей, живя как вдовы. См. ( 2Цар.16:20–22 ). Давид постыдным и «законопреступным почитал иметь общение с ними после гнусного общения их с сыном; не сочетал же их ни с кем другим, дабы это не послужило предлогом к похищению верховной власти» (блаженный Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 38), так как по восточным взглядам того времени обладание женой или наложницей царя означало уже некоторое фактическое вступление в права самого царя. 2Цар.20:4 .  И сказал Давид Амессаю: созови ко мне Иудеев в течение трех дней и сам явись сюда. 2Цар.20:5 .  И пошел Амессай созвать Иудеев, но промедлил более назначенного ему времени. 2Цар.20:6 .  Тогда Давид сказал Авессе: теперь наделает нам зла Савей, сын Бихри, больше нежели Авессалом; возьми ты слуг господина твоего и преследуй его, чтобы он не нашел себе укрепленных городов и не скрылся от глаз наших. 2Цар.20:7 .  И вышли за ним люди Иоавовы, и хелефеи и фелефеи, и все храбрые пошли из Иерусалима преследовать Савея, сына Бихри. «Давид дал поручение Амессаю созвать ополчение в три дня для подавления мятежа, и этим фактически поставил Амессая главнокомандующим вместо Иоава ( 2Цар.19:13 ). Но Амессай оказался ниже положения, в которое был поставлен. По отсутствию ли распорядительности и энергии, или по холодному приему, сделанному ему народом, как человеку менее авторитетному, чем Иоав, но он не мог выполнить поручения в назначенное время. Между тем медлить было невозможно. И Давид поневоле должен был обратиться к брату Иоава Авессе, чтобы послать его с наличными военными силами за Савеем». К преследующим Савея самовольно примкнул и Иоав. Впрочем Иоав не столько думал об уничтожении мятежа Савея, сколько об устранении из списка живых своего нового соперника при Давиде – Амессая ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 244).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Войны Давида с филистимлянами, моавитянами, сувским царем Адраазаром, дамасскими сириянами. Утверждение еврейского могущества в Идумее. 2Цар.8:1 .  После сего Давид поразил филистимлян и смирил их, и взял Давид Мефег-Гаамма из рук филистимлян. Предстоящая устроительная деятельность Давида в области религиозной и общественной жизни народа требовала полной безопасности государства извне. Мефег-Гаамма – то же, что Геф ( 1Пар.18:1 ). См. пр. к ( 1Цар.6:17 ). 2Цар.8:3 .  И поразил Давид Адраазара, сына Реховова, царя Сувского, когда тот шел, чтоб восстановить свое владычество при реке [Евфрате]; Местоположение Сувского царства относят к северо-востоку от Дамаска, между реками Оронтом и Евфратом. 2Цар.8:7 .  И взял Давид золотые щиты, которые были у рабов Адраазара, и принес их в Иерусалим. [Их взял потом Сусаким, царь Египетский, во время нашествия своего на Иерусалим, во дни Ровоама, сына Соломонова.] См. ( 2Пар.12:1–11 ). 2Цар.8:9 .  И услышал Фой, царь Имафа, что Давид поразил все войско Адраазарово, Имаф – при реке Оронте, впадающей в Средиземное море вблизи северных границ Палестины. 2Цар.8:13 .  И сделал Давид себе имя, возвращаясь с поражения восемнадцати тысяч сирийцев в долине Соленой. Параллельное этому место в ( 1Пар.18:12 ) читается так: «И Авесса, сын Саруи, поразил Идумеян на долине Соляной восемнадцать тысяч». Означенное обстоятельство, а также то, что в предшествовавших стихах ничего не говорится о поражении восемнадцати тысяч сирийцев (4–5 стихи сообщают иные цифры), заставляют нас предполагать, что ( 2Цар.8:13 ) относится не к предшествовавшим, а к следующему – 14 стиху и что вместо сирийцев следует здесь читать Идумеян. «И сделал Давид себе имя», т.е. прославился. 2Цар.8:16 .  Иоав же, сын Саруи, был начальником войска; и Иосафат, сын Ахилуда, – дееписателем; Иоав, Азаил и Авесса были племянниками Давида от его сестры Саруи. «Иосафат ... был дееписателем». «Замечательные события, наполнявшие царствование Давида, множество лиц, на которые должно было быть обращено внимание царя, множество дел, требовавших наблюдения и решения, – требовали записей и породили особую государственную должность – должность дееписателя, летописца и секретаря государя» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 171).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 14 Примирение Давида с Авессаломом 2Цар.14:2 .  И послал Иоав в Фекою, и взял оттуда умную женщину и сказал ей: притворись плачущею и надень печальную одежду, и не мажься елеем, и представься женщиною, много дней плакавшею по умершем; Фекоя – на юг от Иерусалима, между Вифлеемом и Хевроном. 2Цар.14:7 .  И вот, восстало все родство на рабу твою, и говорят: «отдай убийцу брата своего; мы убьем его за душу брата его, которую он погубил, и истребим даже наследника». И так они погасят остальную искру мою, чтобы не оставить мужу моему имени и потомства на лице земли. «Все родство» – убитого. 2Цар.14:9 .  Но женщина Фекоитянка сказала царю: на мне, господин мой царь, да будет вина и на доме отца моего, царь же и престол его неповинен. «Царь же и престол его неповинен» – в предотвращении кровавого возмездия убийце (см. Чис.35:6,11–32 ; Втор.4:42,19:3,4 ; Нав.20:3 ). 2Цар.14:11 .  Она сказала: помяни, царь, Господа Бога твоего, чтобы не умножились мстители за кровь и не погубили сына моего. И сказал царь: жив Господь! не падет и волос сына твоего на землю. «Помяни, царь,» свое обещание и, ради «Господа Бога твоего», исполни его, чтобы не умножились мстители за кровь и не погубили сына моего. 2Цар.14:13 .  Он сказал: говори. И сказала женщина: почему ты так мыслишь против народа Божия? Царь, произнеся это слово, обвинил себя самого, потому что не возвращает изгнанника своего. «Почему ты так мыслишь против народа Божия?» т. е. почему ты, государь, так решительно выступаешь против древнего обычая израильского народа мстить за неповинную кровь убитого кровью убийцы, а сам оказываешься до некоторой степени повинным в том же, так как до сих пор взыскиваешь изгнанием с сына твоего Авессалома за пролитую им кровь брата своего Амнона? 2Цар.14:14 .  Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного. Если щадит согрешившего и приемлет отверженного сам Бог , то нам ли, ничтожеству, превосходить Его своей строгостью к согрешившим?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 Перенесение Ковчега Завета из Кириаф-Иарима в Иерусалим. 2Цар.6:2 .  И встал и по­шел Давид и весь народ, быв­ший с ним из Ваала Иудина, чтобы пере­нести оттуда ковчег Божий, на котором нарицает­ся имя Го­с­по­да Саваофа, сидящего на херувимах. Ваал Иудин – то же, что Кириаф-Иарим в колене Иудином. «Чтобы перенести оттуда ковчег Божий». См. ( 1Цар.6:21,7:1 ). «Имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах». См. ( Исх.25:10–22 ). 2Цар.6:5 .  А Давид и все сыны Израилевы играли пред Го­с­по­дом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. «Играли пред Го­с­по­дом на всяких музыкальных орудиях» – для выражения и наибольшего возбуждения своего религиозного чувства. Цитра и псалтирь – струнные музыкальные инструменты; систра и кимвал – металлические ударные, тимпан – нечто вроде нашего бубна. 2Цар.6:7 .  Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. На вопрос о том, за что, собственно, наказан Оза, блаженный Феодорит отвечает: «Иные говорят, что он наказан за опрометчивость, как покусившийся подать помощь Кивоту, который, служа защитой всему народу, не нуждался в пособии других. Иосиф же (Флавий) говорит, что Оза подвергся наказанию за то, что, не будучи левитом, дерзнул прикоснуться к Кивоту; но это, очевидно, ложно, потому что Оза был сын Аминадава, которому вефсамитяне передали Кивот, отпущенный иноплеменниками ( 1Цар. 7:1 ; 2Цар. 6:3–4 ); Аминадав же был из колена Левиина ( 1Пар. 6:16–22 ). Да и не за опрометчивость понес он наказание, потому что, когда наклонилась колесница, надлежало поддержать ее рукой. Напротив того, Оза наказан за другое беззаконие. Бог повелел носить Кивот священникам на раменах ( Чис. 4:1–20 ); они же, вопреки закону, везли на колеснице. Ввело же их в обман то, что Кивот, отосланный так иноплеменниками, никому не причинил вреда. Но надлежало знать, что иноплеменники и закона не знали, и священников не имели, чтобы перенести Кивот по закону» (блаженный Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 3 1 . Псалом Давиду, внегда отбегаше от Авессалома сына своего. Давид, преследуемый сыном своим Авессаломом и его единоплемениками, написал сей псалом, в котором молит Бога о спасении и выражает твердую надежду на избавление от врагов и свое восстановление. 2 . Господи, что ся умножиша стужающии 24 ми? «Что» употреблено, говорит св. Афан., вместо: «весьма»; стужающий – притесняющие, угнетающие. С еврейск.: «Господи! как умножились враги мои!» – Вторая книга Царств повествует, что с Авессаломом противу Давида восстали очень многие; потому что Авессалом лестию и обманом приусвои сердца сынов Израилевых, вкрался в сердца их ( 2Цар. 15:6, 12, 14 ). Такое восстание поразило Давида, и он в удивлении воскликнул: «Господи! как много у меня врагов!» В смятении он говорил верным рабам своим: восстаните, бежим, яко несть нам спасение от лица Авессаломля ( 2Цар. 15:14 ). Восстали на Давида – целые тьмы – ст. 7. 3 . Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Единомышленники Авессалома, вероятно, уверяли народ, что Давид – величайший беззаконник, которого оставил Бог , муж кровей, которому уже нет спасения от Господа, как и злословил Семей ( 2Цар. 16:7 ). Конечно, это было самое тяжкое оскорбление боголюбивому сердцу Давида. Противу сей-то клеветы говорит он в 4 ст., что, напротив, Бог есть его единственный защитник и вместе пророчествует, что Бог не только его спасет, но и вознесет и прославит, что и означают слова: возносяй главу мою. 4 . С Евр.: но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 5 . Услыша мя от горы святыя Своея. «Сии слова, – говорит св. Афанасий, а за ним и бл. Феод., – сказаны согласно с общепринятым образом представления; ибо думали, что Бог обитает в Скинии, потому что оттуда даваемы были пророчественные ответы иереям. Или: от горы Святыя значит: с неба». Кивот завета в восстание Авессалома находился в Вефаре и Иерусалиме 2Цар. 15:24, 29 . Потому под горою Святою можно разуметь Сион, на которой, вероятно, находился ковчег завета (Сн. Пс. 14:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 20 1–3. Завоевание Раввы аммонитской. 4–8. Две войны с филистимлянами. 1Пар.20:1 .  Через год, в то время когда цари выходят на войну, вывел Иоав войско и стал разорять землю Аммонитян, и пришел и осадил Равву. Давид же оставался в Иерусалиме. Иоав, завоевав Равву, разрушил ее. 1Пар.20:2 .  И взял Давид венец царя их с головы его, и в нем оказалось весу талант золота, и драгоценные камни были на нем; и был он возложен на голову Давида. И добычи очень много вынес из города. 1Пар.20:3 .  А народ, который был в нем, вывел и умерщвлял их пилами, железными молотилами и секирами. Так поступил Давид со всеми городами Аммонитян, и возвратился Давид и весь народ в Иерусалим. Рассказ о завоевании Раввы представляет видоизменение повествования в главе ( 2Цар.11 ) о том же самом предмете. Первый стих до слов: «Иоав, завоевав Равву, разрушил ее», воспроизводит ( 2Цар.11:1 ). Данное же выражение стоит в прямом противоречии с показанием ( 2Цар.12:29 ), что Равва была взята самим Давидом, а не Иоавом. Помимо противоречия с кн. Царств, в кн. Паралипоменон наблюдается самопротиворечие. По первому стиху Давид во время осады и завоевания Раввы оставался в Иерусалиме, а по ст. 3 принимал участие в этом деле. «Так поступил Давид со всеми городами аммонитскими и возвратился в Иерусалим». Наконец, автор опускает имевшую место во время аммонитской войны историю Давида с Вирсавией ( 2Цар.11:2 и далее), как бросающую тень на его личность. 1Пар.20:4 .  После того началась война с Филистимлянами в Газере. Тогда Совохай Хушатянин поразил Сафа, одного из потомков Рефаимов. И они усмирились. 1Пар.20:5 .  И опять была война с Филистимлянами. Тогда Елханам, сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей. 1Пар.20:6 .  Было еще сражение в Гефе. Там был один рослый человек, у которого было по шести пальцев, всего двадцать четыре. И он также был из потомков Рефаимов. 1Пар.20:7 .  Он поносил Израиля, но Ионафан, сын Шимы, брата Давидова, поразил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Танцы — 1) особые пластические движения, ритмично совершаемые в такт (действительно звучащей или воображаемой) музыке либо ударам (в барабан, бубен и т. п.); 2) вид искусства, в рамках которого через оформленные музыкально ритмические и пластические движения создаётся определенный художественный образ; 3) увеселительное мероприятие, подразумевающее наличие танцевальной программы. Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать ( Еккл.3:4 ) Запрещает ли Бог танцевать? Танцы являются неотъемлемой частью культуры многих народов, этнических групп. Когда именно возникли первые танцы и с какой целью, сказать трудно. С достоверностью можно утверждать лишь то, что они пользовались большой популярностью и в ветхозаветные времена, и во время земного служения Христа ( Мф.14:6 ), и после создания Церкви . Несмотря на то, что танцы нередко служат предметом для осуждений, как таковые (вне зависимости от обстоятельств их исполнения), их нельзя априори оценивать ни как нечто греховное, ни как нечто благочестивое. В различных ситуациях танцы могут служить, например, средством: 1) отдохновения (отключения) от забот и насущных проблем; 2) выражения радости и веселья; 3) знакомства, общения; 4) художественного самовыражения; 5) эстетического и физического развития; 6) идеологического воспитания или влияния; 7) вхождения в транс (в шаманизме). Во времена Ветхого Завета участием в плясках был отмечен такой Божий угодник как царь и псалмопевец Давид ( 2Цар.6:16 ). Причем, когда его жена, Мелхола, сочла за нужное высказать ему колкое обвинение, он и не думал оправдываться, но ответил ей встречным упреком: «пред Господом играть и плясать буду» ( 2Цар.6:21 ). Правота Давида впоследствии обнаружилась в том, что у Мелхолы, вплоть до конца её жизни, не было детей ( 2Цар.6:23 ). До этого, ещё во времена исхода Израиля из Египта, ликованием женщин, разделивших радость с сестрой Моисея, Мариам, был отмечен чудесный переход через Красное море ( Исх.15:20-21 ). Слово «ликование» (в Синодальном переводе), по соображению толковников, означает «хороводы» и «танцы».

http://azbyka.ru/tancy

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Колесница, повозка I. В Палестине для перевозки грузов повозки применялись редко из-за характера местности, и потому они редко упоминаются в Библии. Обычно поклажу перевозили на вьючных животных – ослах и верблюдах. Во время странствования по пустыне левиты перевозили ⇒ скинию на крытых повозках ( Числ. 7:3–8 ). Хетты имели четырехколесные повозки, К., с дисковыми колесами. Такой же, вероятно, была и та К., на которой филистимляне вернули израильтянам ковчег завета ( 1Цар. 6:7 ). Пр. Ам упоминает К. для перевозки снопов ( Ам. 2:13 ). Грузовая повозка времен Исаии (см. Ис. 66:20 ) изображена на ассир. рельефе, найденном в районе Лакиша (Лахиса). В эти повозки впрягали волов. II. 1) шумеры еще в III тысячел. до Р.Х. имели четырехколесные боевые колесницы, в которые запрягали лошадей. Эти животные появились на Ближнем Востоке, вероятно, благодаря гиксосам. Более легкая двухколесная К. была широко распространена у египтян ( Исх 14 и след.; 4Цар. 18:24 ), хананеев ( Нав. 17:16 ; Суд. 1:19 ; Суд. 4:3 ), филистимлян ( 2Цар. 1:6 ), арамеев ( 2Цар. 10:18 ), хеттов ( 4Цар. 7:6 , ассирийцев ( Ис. 22:7 ; Наум. 2:1–4 ), вавилонян ( Иер. 50:37 ; Иез. 26:7 ) и персов, а со времен Соломона и у израильтян ( 3Цар. 16:9 ; 2Пар. 1:14 ; ⇒ Войско , V). Док-ты из архивов Рас-Шамры и Алалаха дают представление о структуре и организации отрядов К. как ядра войска. Эти К., запряж., как правило, двумя, иногда тремя, реже четырьмя лошадьми, использовались и для охоты. К. правителя и его сыновей, прежде всего наследников престола, во время их выезда сопровождали бегущие впереди скороходы (⇒ Предтеча ), которые должны были освобождать едущим дорогу ( 2Цар. 15:1 ; 3Цар. 1:5 ); 2) ось повозки, обычно располож. ближе к заднему краю, была твердо соединена с кузовом и дышлом, рессор в то время не знали. Колеса имели по четыре или по шесть спиц. Дисковые колеса были только у грузовых повозок. Судя по колеям на мощенных камнем улицах Каркемиша (Кархемиса), расстояние между колесами составляло 1,10 м. Кузова были круглые и четырехугольные. На их внешних стенках, которые, как и дышло, и хомут, нередко бывали богато украшены, помещали колчан со стрелами. Боевые К. иногда обивали железом ( Нав. 17:18 ). Позднее колеса стали оснащать серпами, которые выводили из строя пехоту, когда К. врезалась во вражеский боевой порядок ( 2Мак.13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Псалмы 19 и 20 Псалмы 19 и 20 представляют собою две сродных между собою молитвы народа за царя по случаю войне, – первый – просительную пред отправлением царя на войну, последний благодарственную по возвращении с победы. В надписаниях оба псалма приписываются Давиду, и нет оснований сомневаться в том, что они относятся ко времени его царствования и были им самим написаны. В обоих псалмах ясно выступает образ славного и могущественного царя (19:7 и 10; 20:2, 4, 6:8), победителя (19:8–9; 20:9–18), господствующего над народом Божиим, когда Господь имел святилище Свое на Сионе (19:8), возлюбленного Его помазанника (19:7), удостоившегося получить обетование вечного царства (20:5–7); а враги этого царя представляются как воинственный народ, владеющий конницею и вооруженными колесницами (19:8–9), каковы во времена Давида были сирийцы, в войне с которыми он однажды взял 1000 колесниц, 7000 всадников и 20000 пехоты ( 1Пар.18:4 ; ср. 2Цар.8:4 ), а в другой раз истребил 700 колесниц и 40000 всадников ( 2Цар.10:18 ; ср. 1Пар.19:18 ). Кроме того, возложение на голову царя-победителя золотого венца (20:4) и изображение погибели врагов под образом сожжения в разженной печи (20:10), напоминают обстоятельства аммонитско-сирийской войны Давида, который по завоевании Раввы Аммонитской взял венец царя аммонитскаго с головы его, а в нём было золота талант и драгоценные камни и возложил его на свою голову, а народ бывший в городе вывел и положил их под пилы и железные молотилки, под железные топоры, и бросил в обжигательные печи, и так поступал со всеми городами аммонитскими ( 2Цар.12:30–31 ; ср. 1Пар.20:2–3 ). Все это делает вероятным, что 19 и 20 псалмы относятся именно ко времени аммонитско-сирийской войны в царствование Давида и были написаны – первый – в качестве молитвы народа за царя, для пения при жертвоприношении пред отправлением на войну, последний – по окончании войны, в выражение благодарности Господу за дарование царю победы. А сходство их по духу и характеру и самому образу выражения с Давидовыми псалмами (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010