Марк Мангано (протестант) Книга пророка Софонии. Гари Холл Исторический и культурный фон Пророк Софония служил во времена правления царя Иосии (1:1), который взошел на престол в 640 году до н.э. в возрасте восьми лет ( 4Цар.22:1 ). Иосия царствовал до 609 года и был убит египетским фараоном Нехао в сражении у Мегиддона ( 4Цар.23:29 ). Если Софония пророчествовал в ранние годы правления Иосии (см. ниже), то он должен был родиться в темные дни страны, когда у власти стоял Манассия, нечестивый сын Езекии, много лет правящий Иудеей. Вторая половина VII века до н.э. была временем больших передряг в политике древнего Ближнего Востока. 1068 Могущественная Ассирия, которая в течение почти века контролировала землю Месопотамии, Палестины и даже Египта, стала ослабевать. Долгое правление царя Аснафара (668627) завершалось. Он распространил ассирийское господство дальше всех предыдущих монархов страны, после того, как отвоевал Фивы у Египта в 663 году до н.э. Но в 650 году Египет вернул себе независимость, а на юго-востоке страны восстал Вавилон. Аснафар восстановил контроль над Вавилоном, но вскоре после его смерти вавилоняне изгнали ассирийские войска со своей территории (в 625 году). Падение Ассирии произошло неожиданно быстро. Ассур был захвачен вавилонянами и мидянами в 614 году, а в 612 году пала Ниневия. Остатки ассирийского войска бежали в Харан, который пал в 609 году. Фараон Нехао поспешил на помощь Ассирии, но пришел слишком поздно. В 605 году вавилоняне одержали победу над египтянами в сражении при Кархемисе, после чего на Ближнем Востоке началась эра господства Вавилона. События, происходившие в Иудее, оказали большое влияние на падение и восстание месонотамских держав. Во время ассирийского господства, Иудеей правил Манассия, сын Езекии (687642). Он оставался вассалом Ассирии и воспользовался ситуацией, чтобы полностью сменить курс религиозных реформ, начатых его отцом. Его энергичное внедрение всякого рода языческих обрядов обеспечило ему титул самого злого царя Иудеи ( 4Цар.21:118 ). Ситуация в годы его правления была даже хуже, чем во времена правления хананеев, которые жили в Палестине до израильских завоеваний ( 4Цар.21:9 ). Манассия был рьяным приверженцем ассирийских языческих культов ( 4Цар.21:3 ) и даже практиковал жертвоприношения детей ( 2Цар.21:6 ). Его зло выходило за пределы религиозной сферы и проявлялось в преследовании невинных людей, возможно иудеев, продолжавших чтить единого Бога Яхве ( 4Цар.21:16 ). Возможно, в это время были убиты многие пророки, пытавшиеся проповедовать. Нам не известен ни один пророк, служивший в темные годы правления Манассии. Некоторые деяния Манассии были, безусловно, продиктованы его вассальным положением по отношению к Ассирии, но, похоже, он был готов идти дальше положенных требований. Если Софония родился в последнее десятилетие правления Манассии, то его имя указывает на веру родителей, которые, возможно, молили о Божьем вмешательстве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Псалом 17 Этот псалом приводится в 2Цар.22 с большими изменениями. Надписание псалма совпадает с указанием исторической книги на время его происхождения – по окончании гонений Саула и после многочисленных побед Давида над соседними языческими народами, упрочивших спокойствие в его государстве от нападений внешних врагов. Название Давидом себя «рабом» Иеговы отвечает тому месту псалма, где он свидетельствует о своей полной невинности пред Богом и всегдашнем следовании Его заповедям (ст. Пс.17:21–25 ). Возлюблю Господа, который спас меня от опасностей, угрожавших смертью (1–6). На мой зов о помощи Господь явился в грозном величии, когда вся природа помогала Ему сокрушить моих врагов (7–16). Он вызвал меня на свободу за то, что я никогда не отступал от Его заповедей и был пред Ним непорочен (17–25). Господь и с каждым поступает так, как он того заслуживает (26–28). Господь хранил меня во всю жизнь, был несокрушимым для меня орудием, поражавшим как внутренних моих врагов, так и внешних, которых я обратил в тыл и города которых разрушил (29–46). Жив Господь и да будет превознесен мой Помощник и Избавитель, которого я буду славить не только во всю свою жизнь, но и в потомстве (47–51). Пс.17:3 .  Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. «Господь – ...рог спасения моего». Сравнение взято с животных, у которых их рога служат средством защиты и через них проявляется сила животного. Как рога для животного, так Бог являлся орудием, защищавшим Давида от врагов. Пс.17:5 .  Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня; «Объяли меня муки смертные» – со всех сторон окружали опасности, грозившие смертью . – «Потоки беззакония», с евр. «потоки Валиалэ». Это название означает человека дурного т. е. меня окружили люди, целые потоки нечестивых людей и злых. Пс.17:7 .  В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от [святаго] чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Крепость, укрепление Крепость, укрепление: 1) прямое значение слова «К.» – «городское укрепление» ( Суд 9 и след.,49,51 и след.). В этом башенном сооружении жители города могли найти укрытие даже после его захвата врагами. Изображения К. часто встречаются на егип. рисунках, подобные сооружения были найдены при раскопках в Хацоре (библ. ⇒ Асоре , 4) и в Бефсане. Крепость в Бефсане имела площадь основания 24х15 м, стены ее были чрезвычайно толстыми. С нижнего этажа на верхние вела лестница. ⇒ Дворец ; 2) ⇒ Сион ; 3) при раскопках в Таанахе (библ. Фаанахе) и в Мегиддо вблизи гор. стен были обнаружены большие дома, укрепленные наподобие К. Такие дома становились последним убежищем для горожан, когда враг врывался на улицы города. Отсюда образ К. как последнего прибежища (см. Пс 17 и след.); 4) в переносном значении слово «К.» употребляется в основном по отношению к Богу ( 2Цар. 22:2 ; Пс 30 и след. и т.д.). I. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА 1) уже в III тысячел. до Р.Х. народы, населявшие Палестину, укрепляли свои поселения для защиты от нападений. Остатки крепостных стен, относящихся к раннему периоду бронзового века, обнаружены в Гае, Мегиддо и во многих других местах. Так как города в большинстве своем располагались на холмах, то крепостные сооружения строились по краям этих холмов. Толщина крепостных стен в основании и их высота достигали 10 м, но иногда стены бывали и выше. В бронзовом веке за укрепленными стенами размещались города площадью 2–10 га, в железном – достигавшие 30 га. Ко времени завоевания Ханаана израильтянами (XIII в. до Р.Х.) крепостные сооружения имело уже большинство городов, которые служили убежищем и для жителей окрестностей. Позднее К. возводились как самостоятельные оборонит. сооружения, предназначенные для защиты не только населенных пунктов, но и торговых путей. Спустя какое-то время внутри К. начинали селиться мирные жители; 2) мощные стены ханаанских городов, расположенных на холмах, показались израил. лазутчикам неприступными ( Числ. 13:29 ; Втор. 1:28 ). При завоевании Ханаана израильтяне захватили немало хорошо укреп. городов, таких, как Иерихон, Гай и Лахис (подробно описано лишь взятие городов, вошедших в удел Вениамина);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 11 1–9. Воцарение Давида над всем Израилем в Хевроне. 10–47. Список героев, сподвижников Давида. В этой главе с незначительными изменениями повторяется содержание ( 2Цар.5:1–10 ) (соответствует здесь стихи 1Пар.11:1–9 ) и ( 2Цар.23:8–39 ) (соответствуют здесь стихи 1Пар.11:10–47 ). 1Пар.11:1 .  И собрались все Израильтяне к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы кость твоя и плоть твоя; 1Пар.11:2 .  и вчера, и третьего дня, когда еще Саул был царем, ты выводил и вводил Израиля, и Господь Бог твой сказал тебе: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля и ты будешь вождем народа Моего Израиля». 1Пар.11:3 .  И пришли все старейшины Израилевы к царю в Хеврон, и заключил с ними Давид завет в Хевроне пред лицем Господним; и они помазали Давида в царя над Израилем, по слову Господню, чрез Самуила. Помазание Давида в цари над всем Израилем имело место не после смерти Саула, как можно заключить на основании повествования кн. Паралипоменон, а после смерти преемника Саула по престолу – Иевосфея ( 2Цар.3–5 ). История его царствования, ознаменованная междоусобною войною между домом Саула и Давида, опускается автором кн. Паралипоменон, может быть, потому, что составляет темную страницу в истории правления последнего. 1Пар.11:3 .  И пришли все старейшины Израилевы к царю в Хеврон, и заключил с ними Давид завет в Хевроне пред лицем Господним; и они помазали Давида в царя над Израилем, по слову Господню, чрез Самуила. По сравнению с ( 2Цар.5:3 ) данный стих имеет незначительную прибавку: «по слову Господню, через Самуила». Следующие затем ст. ( 2Цар.5:4–5 ), содержащие указание на годы Давида при воцарении и на продолжительность правления в Хевроне и Иерусалиме, опускаются автором Паралипоменон для того, чтобы не нарушать связность повествования. Даты кн. Царств приводятся им в конце обзора правления Давида ( 1Пар.29:27 ). 1Пар.11:5 .  И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов. По склонности к сокращениям автор Паралипоменон пропускает слова кн. Царств: «слепые и хромые отразят тебя, как бы говорили: Давиду не войти сюда» ( 2Цар.5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 20 1–3. Завоевание Раввы аммонитской. 4–8. Две войны с филистимлянами. 1Пар.20:1 .  Через год, в то время когда цари выходят на войну, вывел Иоав войско и стал разорять землю Аммонитян, и пришел и осадил Равву. Давид же оставался в Иерусалиме. Иоав, завоевав Равву, разрушил ее. 1Пар.20:2 .  И взял Давид венец царя их с головы его, и в нем оказалось весу талант золота, и драгоценные камни были на нем; и был он возложен на голову Давида. И добычи очень много вынес из города. 1Пар.20:3 .  А народ, который был в нем, вывел и умерщвлял их пилами, железными молотилами и секирами. Так поступил Давид со всеми городами Аммонитян, и возвратился Давид и весь народ в Иерусалим. Рассказ о завоевании Раввы представляет видоизменение повествования в главе ( 2Цар.11 ) о том же самом предмете. Первый стих до слов: «Иоав, завоевав Равву, разрушил ее», воспроизводит ( 2Цар.11:1 ). Данное же выражение стоит в прямом противоречии с показанием ( 2Цар.12:29 ), что Равва была взята самим Давидом, а не Иоавом. Помимо противоречия с кн. Царств, в кн. Паралипоменон наблюдается самопротиворечие. По первому стиху Давид во время осады и завоевания Раввы оставался в Иерусалиме, а по ст. 3 принимал участие в этом деле. «Так поступил Давид со всеми городами аммонитскими и возвратился в Иерусалим». Наконец, автор опускает имевшую место во время аммонитской войны историю Давида с Вирсавией ( 2Цар.11:2 и далее), как бросающую тень на его личность. 1Пар.20:4 .  После того началась война с Филистимлянами в Газере. Тогда Совохай Хушатянин поразил Сафа, одного из потомков Рефаимов. И они усмирились. 1Пар.20:5 .  И опять была война с Филистимлянами. Тогда Елханам, сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей. 1Пар.20:6 .  Было еще сражение в Гефе. Там был один рослый человек, у которого было по шести пальцев, всего двадцать четыре. И он также был из потомков Рефаимов. 1Пар.20:7 .  Он поносил Израиля, но Ионафан, сын Шимы, брата Давидова, поразил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 4 Надписание указывает на назначение псалма для общественного употребления на струнных инструментах (евр. негиннот, греч. ν μνοις в слав. «в конец», т. е. для окончательного исполнения; но каким способом не указывается, а выясняется термином »в песнех», т. е. для вокального исполнения). В евр., греч. и латинской Библиях псалом приписывается Давиду. Близкое сходство содержания его с Пс.3 (ср. Пс.3 и Пс. 4:7 ), равно также соответствие его содержания с обстоятельствами бегства Давида из Иерусалима в восстание Авессалома подтверждают достоверность надписания. Давид изображает себя «в тесноте», а врагов называет «любящими суету и ищущими ложь» ( Пс.4:2–3 ст.), указывает на недостаток продовольствия бывших с ним людей, на отчаяние последних и получение пропитания ( Пс.4:7–8 ). В таком положении был Давид во время бегства от Авессалома, когда он находился в пустыне Маханаим и когда недостаток в продовольствии был восполнен даром, принесенным Сови, Махиром и Верзеллием и состоявшим из муки, меда, ячменя, овец и зерен ( 2Цар. 17:27–29 ). После обращения к Богу с молитвой о помощи Давид предлагает своим врагам одуматься в мотивах воздвигнутых ими преследований и покаяться пред Богом (2–6). Сам же Давид, уже получивший помощь от Бога, спокойно засыпает. По заключительным словам псалма последний можно назвать вечерней молитвой к Богу, дополняющей третий псалом, как молитву утреннюю (ср. Пс 3.6 ). Пс.4:2 .  Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою. В стесненном положении преследуемого Давид просит защиты от «Господа правды своей». Восстание на Давида народа было подготовлено Авессаломом, который выставлял пред ним своего отца как негодного правителя, не любившего свой народ, не радевшего о его благе и как несправедливого судью. Восставший на Давида народ верил этим словам. Давид, сознавая несправедливость этих обвинений, и называет Бога " Богом своей правды», видящим неправоту воздвигнутого на него преследования. Бедствия, испытываемые человеком, являются узами для него, оковами, стесняющими его, поэтому «вывести на простор» значит освободить от бедствий. Давид вспоминает здесь о прежних к нему благодеяниях Бога, напр., во время гонений от Саула, когда Господь спасал его, праведного страдальца. Сейчас Давид страдает также незаслуженно, почему и молит «помилуй и услышь»!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Хеттеи Хеттеи (в совр. литературе – хетты). I. В Быт. 10Хет, от которого произошли Х., назван сыном Ханаана и внуком Хама. Х. неоднократно упоминаются среди жителей земли Ханаанской ( Быт. 23:1 ; Быт. 25:9 ; Исх. 3:8 ; Числ. 13:30 ; Нав. 3:10 ; Нав. 9:1 ). В Нав. 1говорится о «всей земле Хеттеев». Из 1Цар. 26следует, что во время бегства Давида от Саула среди людей Давида находился хеттеянин ⇒ Ахимелех. Известен и ⇒ Урия Хеттеянин, муж Вирсавии ( 2Цар. 11 ). В 3Цар. 10:29 ; 4Цар. 7:6 говорится о «царях Хеттейских». Из 3Цар. 11 известно о хеттеянках, живших в гареме Соломона. Х. упоминаются также в ассир. и вавил. текстах. На аккад. языке их называли хатти, а на евр. – хиттим. Значит. больше узнать о хеттах помогли раскопки археолога Х.Винклера, провед. им в 1906–1907 гг. в Богазкёе, в 150 км вост. Анкары. В древней Хаттусе, столице царства Х. в Малой Азии, был обнаружен архив, содержащий прим. 20 тыс. глиняных табличек. Однако, несмотря на эти открытия, остается нерешенным вопрос об отношении библ. Х., жителей Ханаана, к Х. Малой Азии. Наиболее приемлемой представляется версия, что ханаанские Х. принадлежали к группе народов, имевших общее название «хетты». В частности, исследователи установили интересный факт: ни по языку, ни по происхождению Х. не составляли единого целого. В Малой Азии из местного населения неизвестной этнич. принадлежности выделяется группа племен индоевроп. происхождения. К ним относятся лувийцы и неситы, из которых в Среднем и Новом хеттских царствах образовался правящий класс. II. ЯЗЫК. Среди надписей на глиняных табличках, найденных в Богазкёе, были и тексты на хеттском языке – родном языке представителей этого правящего класса. Хеттский язык включал в себя лексику разных языков индоевроп. происхождения с элементами малоазийских языков. Клинопись, которой были записаны тексты, называют неситской; ученым удалось ее расшифровать, так же, как и хеттские иероглифы. III. 1) ИСТОРИЯ Х. прослеживается прим. с 3000 г. до Р.Х. В начальный период хеттской истории существовало множество мелких городов-государств, во главе которых стояли цари. Прим. с 2000 г. до Р.Х. (к этому времени относятся т.наз. каппадокийские глиняные таблички, 3 тыс. которых было найдено при раскопках в Малой Азии) здесь появляются поселения ассир. торговцев. Поселенцы поддерживали связи с родиной и находились под ее защитой. Вторжение неситов вынудило ассирийцев вернуться на родину. Прим. в 1600 г. до Р.Х. власть неситов распространилась и на сев. часть Сирии. Возникло Среднее царство Х. При царе Мурсилисе I, ок. 1560 г. до Р.Х., неситы положили конец аморрейской династии в Вавилоне (⇒ Вавилония). Ученые не располагают сведениями о последующем периоде истории Х., что объясняется завоеванием Малой Азии другими народами, в частности хурритами (библ. хорреями);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Псалом 14 есть поучительный ответ на вопрос: кто может достойно посещать жилище Господне, – с евр. буквально: «скинию», – и пребывать на св. горе, т. е. Сионе ( Пс.2:6 ) т. е. присутствовать там при совершении богослужения и участвовать в принесении молитв не в осуждение себе, как это делают люди нечестивые ( Пс.5:5–6 ) и лицемеры ( Ис.1:11–12 и след. 29:13), а в благоугождение Господу? Обращаясь с таким вопросом к Самому Господу (ст. 1), псалмопевец вслед затем начертывает образ истинно благочестивого человека (2–5а), которому в заключение и обещает от Господа прочное счастие ( – 56). Упоминание о скинии вместе с упоминанием о св. горе Сионской в начале псалма ясно показывает, что он написан в царствование Давида после устроения скинии на горе Сионской, куда и был перенесён ковчег завета; а по свидетельству надписания и близкому сходству с приписываемыми Давиду псалмами XXIII и С, писателем его был сан царь Давид, как согласно признают и древние и новые толкователи. Поучительное содержание псалма, само по себе, не даёт определённых указаний относительно повода к написанию его; но по близкому сходству его с Пс: 23, где почти буквально тоже самое учение (ст. 3–4) связывается с событием вступления Господа в ворота Сионской крепости (ст. 7–10), можно с вероятностью заключать, что он написан был по одинаковому поводу с этим последним, именно по случаю перенесения ковчега завета в новоустроенную Сионскую скинию, с целью – преподать устрашенным поражением Озы ( 2Цар.6:6–9 ) израильтянам урок, как должно приближаться к святыне и пребывать в присутствии Господа, чтобы не подвергнуться осуждению Озы, но подобно Аведдару удостоиться милости и благословения Божия (ср. 2Ц.6:10–12 и Пс.23:5 и 14:5–6). – Но так как скиния и гора Сион были с одной стороны образом церкви или царства Божия на земле (ср. Лев.26:11–12 ; 2Кор.6:16 ; Евр. 8:2 ; Ис.2:2–3; 11:9; 62:1 и сл.), с другой – преобразовали собою вечное царство Божие на небесах ( Евр. 9:24; 12:22 ; Апок.21:2–3 ): то, кроме буквально-исторического смысла, псалом имеет еще более обширный смысл наставления для всех о том, кто может быть достойным членом благодатного царства Его на земле, а после здешней жизни наследовать вечное блаженство в небесном Его царстве. Православная Церковь употребляет начальный стих этого Пс.в качестве антифона на литургии в праздник Преображения Господня (3-й ст. 3-го ант.), желая обратить мысли и желания молящихся к достижению царствия небесного, блаженство которого предощущали апостолы во время преображения ( Мф.17:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Глава 7 Пребывание Ковчега Завета в Кириаф-Иариме. Правление судии и пророка Самуила. 1Цар.7:1 .  И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа. На основании 1Пар.15:10–11 полагают, что Аминадав и его сын Елеазар принадлежали к колену Левия. В г. Кириаф-Иарим Ковчег Завета находился до времен царя Давида, который перенес его в новоустроенную им иерусалимскую скинию ( 2Цар.6:1 ). Что же касается самой скинии, находившейся в Силоме, то она была перенесена сначала в Номву ( 1Цар.26:1 ), затем – в Гаваон ( 1Пар.16:39,21:29 ; 2Пар.1:3 ) и, наконец, разобрана и сложена в одном из помещений Соломонова храма в Иерусалиме, совместно со скинией Давидовой. 1Цар.7:2 .  С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу. «И обратился весь дом Израилев к Господу»: под внешним влиянием филистимского гнета ( 1Цар.7:3 ) евреи раскаялись в своих увлечениях язычеством соседей и обратились сердцем к исполнению благого и совершенного закона Господня. 1Цар.7:4 .  И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу. Ваал и Астарта – языческие божества, чествовавшиеся в Ханаане, Финикии, Месопотамии и других странах Передней Азии. Культ Ваала говорил преимущественно о грозном могуществе божества; культ Астарты – о его производительной силе. Последний сопровождался различного рода распутством, возведенным до степени священного служения богине. (Подробнее см. в соч. М. Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев». Спб. 1897, с. 217–246, 295–335.) 1Цар.7:5 .  И сказал Самуил: соберите всех израильтян в Массифу, и я помолюсь о вас Господу. «Массифа» Самуилова – город на северо-западе от Иерусалима, на юг от Гаваона. 1Цар.7:6 .  И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Херувимы — 1) ангельский чин (степень ангельской иерархии), принадлежащий к триаде высших ангельских чинов (в святоотеческой литературе нередко перечисляется после чина серафимов, но иногда, в перечне ангельских степеней, ставится не на второй, а на первой позиции); 2) ангелы, представители этого чина. Согласно толкованию « Дионисия Ареопагита », название «херувимы» «означает их силу – знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость» 1 . Между тем известны и другие толкования этого именования. Есть предположение, что еврейское слово «керубим» в форме множественного числа может быть связано с аккадским глаголом в значении «благословлять, хвалить, молиться». Херувимы в Ветхом Завете В Библии херувимы неоднократно предстают в виде ангелов, на которых восседает Бог ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ; 1Пар.13:6 ; 2Цар.22:11 и Пс.17:11 ). С одной стороны, когда речь идет о ковчеге Завета, это указывает на ковчег, как на место особого Божьего присутствия, с другой, в более широком контексте, на особую духовно-благодатную близость херувимов к Богу. В сюжете о грехопадении Адама и Евы говорится о том, что после изгнания первых людей из рая херувиму было поручено охранять путь к дереву жизни в райском саду: « И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни » ( Быт.3:24 ). В библейских текстах херувимы часто бывают представлены в виде различных символических образов: известны образы херувимов, вырезанные из масличного дерева и позолоченные или в виде рельефной резьбы, а также литые из золота и вышитые в тканевой атрибутике скинии и Святая Святых ( 3Цар.6:23–29 ; 2Пар.3:7 ; 2Пар.3:10-13 ). Библейская символика представляет их крылатыми, что, с одной стороны, указывает на их принадлежность к небу, а с другой – на их способность к быстрому перемещению. Описания их лиц весьма различаются: у херувимов ковчега Завета есть только одно лицо; херувимы в храме Иезекииля двулики ( Иез.41:18 ), а те, что описаны в его видении, обладают четырьмя лицами ( Иез.1:4–28 ). Их крылья были распростертыми и поддерживали свод, над которым в великолепии восседал Бог. Когда они двигались, их крылья издавали шум.

http://azbyka.ru/heruvimy

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010