Как отображение чего-либо есть образ, так и человек есть образ Божий. Я, говорит, этой изукрашенной, крепкой, славной и прекрасной статуи, дела рук Моих, никогда не отдам идолам. Видишь ли, что пришествие Христа было необходимо? 9. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам . Здесь говорится о древних законах, которые были отменены. Итак, наступало время нового завета, которое нужно было возвещать и таким образом делать достоверным то, что имело совершиться после того: как совершилось первое, так должно совершиться и другое. В первом, как мы читаем, написано много такого, что указывает на другое и что исполнилось истинно, как-то: о войнах, о добродетелях и об ином весьма многом, согласно пророчествам. Говорится: не будет дождя (3Цар.17:1), и он не изливался. Сказано: Я изберу твою отрасль, и он будет владычествовать над землею (ср. 2Цар.7:12,16), и это исполнилось; а также: потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт.15:13), и это исполнилось; в другом месте говорится: будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх.19:5-6); и иное многое, о чем мы говорили и будем говорить, из чего будет ясно, что другое имело начало от первого. 10. Пойте Господу новую песнь ; другие говорят: воспойте. Хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них . Что значит: новая песнь? Не по обычаю древних и не по иудейским законам, но в Духе Святом. Все, что рождается от благодати, есть новое и новая добродетель; таким образом, необходимо было быть и новой песни. А этим не Богу воздается большая честь или похвала, потому что природа Божественная не нуждается ни в чем, но напротив, те, которые почитают таким образом Бога, могут более приблизиться к Богу, вследствие своих добрых дел. Потому Иисус Христос сказал: таких поклонников Отец ищет Себе, поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4:23-24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Какая польза в том, чтобы обладать знанием, но не уметь пользоваться им, владеть словом, но не уметь говорить? Именно это делают рабы Исаака – копают «колодези воды живой» в каждой земле, иначе говоря, проповедуют «слово Божье» каждой душе и получают плод. Хочешь ли видеть, сколько колодцев выкопал один раб Исаака в чужих землях? Посмотри на Павла, который распространил благовествование Христово «от Иерусалима и окрестности до Иллирика» ( Рим.15:19 ). Но за каждый из этих колодцев он претерпевал преследования от филистимлян. Послушай его самого: «Каковые гонения я перенес в Антиохии, Иконии, Листрах» ( 2Тим.3:11 ) или в Ефесе (ср. 1Кор.15:32 ). Сколько раз терпел он побои; сколько раз побивали его камнями (ср. 2Кор.11:25 ), сколько раз боролся он со зверями? Но он страдал, пока не вышел «на пространное место» ( 2Цар.22:20 , Пс.17:20 ), иными словами, пока не утвердил Церкви на пространстве всей земли. Итак, колодцы, выкопанные Авраамом, то есть Священное Писание Ветхого Завета, засыпаны землей филистимлянами, или лжеучителями, книжниками и фарисеями или даже враждебными силами; и их потоки остановлены, чтобы не могли из них пить те, кто Авраамов. Ибо эти люди не могут напиться из Писания, но испытывают жажду «слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ), пока не придет Исаак и не откопает их, чтобы Его рабы могли напиться. Поэтому мы благодарны Христу, Сыну Авраама, о Котором написано: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» ( Мф.1:1 ), Который пришел и открыл для нас эти колодцы. Ибо открыл Он их для тех, кто сказал: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк.24:32 ). Итак, Он открыл эти колодцы и, как сказано, «назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его» ( Быт.26:18 ). Ибо не изменил Он имена этих колодцев. Удивительно, что Моисей и у нас именуется Моисеем, и каждый из пророков назван своим именем. Ибо Христос изменил не их имена, но понимание. А изменил Он его, чтобы впредь мы не внимали «иудейским басням» ( Тит.1:14 ) и «родословиям бесконечным» ( 1Тим1:4 ), ибо «от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Крест Христов является новозаветным жертвенником и великой новозаветной святыней. Ветхозаветный жертвенник был великой святыней: «Господь приказал Моисею помазать священным миром жертвенник всесожжения и все принадлежности его», и сказал: «освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх.30:22–29 , ср. Лев. 8 ). Кровь жертвенника освящала все ( Исх.29:21 ). Крест Христов есть новозаветный жертвенник: Христос «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27 ). «Освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа» ( Евр.10:10 ). «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» ( 1Пет.2:24 ). Древо это, то есть, крест, и есть новозаветный жертвенник, которым мы освобождаемся от грехов. Новозаветный жертвенник – Крест Христов – великая святыня: Если ветхозаветный жертвенник, освященный елеем, был великой святыней, и если кровь ветхозаветного жертвенника освящала все, то неужели святая Кровь Христова не освятила Креста, на котором Спаситель принесся в жертву? Кровь Христова от ран гвоздиных обагрила Крест и освятила его. Вещественная святыня может освящать: «жертвенник, освящающий дар» ( Мф.23:19 ). «храм, освящающей золото» ( Мф.23:17 ). Через вещественную святыню Господь проявляет чудотворения: Господь за незаконное отношение к ветхозаветной святыне убивал, карал людей: «Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него... но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог» ( 2Цар.6:6 ). В Новом Завете при молитвенном возложении креста на мертвого, Бог воскресил его. Это единогласно свидетельствуют все древние историки христианские и отцы Церкви. Ковчег, захваченный в плен филистимлянами, творил чудеса: разбил Божией силой идола Дагона и покарал народ наростами ( 1Цар.5:3–6 ). Медный змей (на кресте) на знамени творил чудеса исцеления силою Божией. За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест), и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змий ужалил человека, он, взглянув на меднаго змея, оставался жив» ( Чис.21:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Народ иудейский сравнивается с детьми, сидящими на площади и с криком говорящими своим сверстникам: «Мы пели вам, а вы не плясали, мы жалобно плакали перед вами, а вы не рыдали»; ввиду ясных слов Писания: «Кому уподоблю род сей? Он подобен детям, сидящим на площади» ( Мф.11:16 ) и прочее нам не остается свободы в истолковании этого места, и иносказательное толкование остается связанным (passiva), и (sed) что бы мы ни сказали о детях, все должно быть понимаемом в значении уподобления им народа (generationis). Эти сидящие на площади дети суть те, о которых говорит Исайя: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» ( Ис.8:18 ) и в псалме: «Свидетельство Господне верно, подающее мудрость младенцам» ( Пс.18:8 ) 231 и в другом месте: «Из уст младенцев и питающихся [от груди] молоком Ты устроил хвалу» ( Пс.8:3 ). 232 Таким образом, эти дети сидели на площади (in foro) или: εν γορας, как более знаменательно говорится по-гречески, т. е. на месте, где было много продажного (venalia). A так как народ иудейский не хотел слышать, то они не только говорят ему, но кричат во весь голос (plenis faucibus): «Мы вам пели, а вы не выражали радости в движениях», [т.е.] мы призывали вас к тому, чтобы вы в ответ на наше пение делали добрые дела и плясали под нашу свирель, подобно тому, как Давид плясал перед ковчегом Господним ( 2Цар.6 ), но вы этого не хотели. Мы плакали и призывали вас к покаянию, но и этого вы не хотели делать, презрительно относясь и к той, и к другой проповеди: и к приглашению жить в добродетели, и к призыванию покаяться после грехов. И не удивительно, что вы презрели двоякий путь ко спасению, так как вы одинаково осмеяли и пост во имя Божие [или без: во имя Божие], и вкушение яств. Если вам угоден пост, то почему не был угоден Иоанн? Если же вкушение яств, то почему не был приятен Сын Человеческий? Одного из них вы назвали [или: называете] бесноватым, а другого чревоугодником и винопийцей. Потому, так как вы не хотели принять ни того, ни другого наставления (disciplina), вот и оправдалась премудрость у детей своих, т. е. домостроительство и наставление Божие [у принявших их]. Вот и Я, – Божия сила и Божия премудрость ( 1Кор.1:24 ) – поступил как должно по одобрительному суждению сынов Своих – апостолов, которым Отец открыл то, что скрыл от премудрых и разумных, по их собственному о себе мнению ( Ин.17:7–8 ; Мф.11:25 ). В некоторых Евангелиях читается: «Оправдалась премудрость от дел своих» ( Лк.7:35 ) 233 именно: премудрость ищет свидетельства себе не в словах, а в делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Не по славе судити имать, ниже по глаголанию обличит. Эти слова подробнее раскрывают содержание двух вышеуказанных божественных дарований: премудрости и разума. Параллельное место в первой книге Царств показывает, что способность Мессии судить“ и решать“ не по взгляду очей и не по слуху ушей представляет Его истинным Богом, которому известны малейшие движения человеческого сердца 98 . В Новом Завете ев. Иоанн говорит об этом истинно божественном всеведении Мессии Христа: Сам же Иисус не вдаяше себе в веру их, зане сам ведяше вся: и яко не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: сам бо ведяше, что бе в человеце” ( Ин. 2:24–25 ). Ап. Петр с восторгом восклицает: Господи, ты вся веси: ты веси, яко люблю тя” ( Ин. 21:17 ). И в Откровении Иоанна Сам Сын Божий свидетельствует: уразумеют вся церкви, яко Аз есмь испытаяй сердца и утробы: и дам вам комуждо по делом вашим” ( Откр. 2:23 ). Четвертый и пятый стихи положительным образом представляют деятельность идеального теократического правителя Мессии. Он судит правдою бедных, и дела страдальцев решает по истине: жезлом уст Своих поражает землю и духом уст убивает нечестивого. Правда служит препоясанием чресл Его и истина препоясанием бедр Его. Слово нечестивый () халдейский парафраст относит не к отвлеченной личности нечестивца, но к определенному индивидууму, Армиллу (Armillus " y), последнему врагу иудеев. Армилл, по учению талмудистов, придет пред кончиною мира, будет вести кровопролитные войны, убьет Мессию, сына Иосифа, и потом сам падет от руки Мессии, сына Давидова 99 . Сопоставивши данное место пророка с параллельным, где Давид говорит: я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня; пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его“ ( 2Цар. 3:39 ), ясно видим неизмеримое превосходство Мессии Царя даже над лучшим историческим правителем. В то время, как последний при всем желании противодействовать злу, должен был оставлять виновников безнаказанными, первый поражает всю грешную землю жезлом уст Своих и одним дыханием убивает самого диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Нельзя с точностью определить время построения Дамаска. В священной истории он стал известен со времени Давида ( 2Цар. 8:5, 6; 10:16, 19 ), а начало царства Сирии Дамасской можно отнести к времени Соломона ( 3Цар.11:23–25 ). Оно сопредельно было с царством Израильским и до самого последнего царя Рецина находилось почти в непрерывной с ним войне с переменным успехом. Но поскольку Богу угодно было чрез Сириян наказывать отступление Израильтян, то последние часто оставались побежденными. Пророчество это издано, вероятно, в одно время с пятою проповедью (гл. 7–12), т. е. в первый или второй год царствования Ахаза. Гл. 17 Первая часть: определение суда Божия на Дамаск Ст. 1. Вот, Дамаск исключается из числа городов, и будет грудою развалин. Ст. 2. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, которыя будут отдыхать там, и некому будет пугать их. Ст. 3. Не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасскаго с остальною Сириею с ними будет то же, что со славою сынов Израиля, говорит Господь Саваоф. Здесь Пророк описывает 4 действия суда Божия: 1) разорение Дамаска (ст. 1); 2) разрушение окрестных городов (ст. 2); 3) уничтожение царства Сирского и 4) отведение Сириян в плен (ст. 3). В 3-м стихе под твердынею разумеется или Дамаск, на силу которого полагались Израильтяне, или Самария. Под славою сынов Израилевых по метонимии разумеется все, что составляло славу Израиля: множество людей и вещей, богатство, войско, знаменитые мужи и царь. Смысл 3-го стиха такой: в то самое время, как последует разрушение царства Сирского, ослабится вместе сила и крепость и царства Израильского. Пророк, соединяя участь царств Сирского и Израильского, как союзных и составивших лукавый совет против дома Давидова (7, 1 и сл.), предсказывает, что Сирияне, равно как и Израильтяне, по разрушении их царств, будут отведены в плен в Ассирию и Мидию, и погибнет слава их. Исполнение этого пророчества можно видеть в 4Цар.16:9 . Впрочем Дамаск после этого разрушения опять был восстановлен, и Пророк Иеремия в свое время называет его городом славным (49, 24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Но совершенно обратное действие слова Ноемини произвели на Руфь. В ней заговорила теперь «крепкая, как смерть, любовь» ( Песн. 8:6 ): из любви к Ноемини она не только обещает неотлучно сопутствовать ей во всяком месте и при всяких обстоятельствах, но и со всей силой убеждения признает народ ее – Израиля – своим народом. Бога ее (Иегову) – своим Богом, т.е., по толкованию Мидраша (s. 24), объявляет себя прозелиткой, присоединяясь и к вере, и к народности Израиля (ср. Berthofet, Stellung der Isr. u Iuden zu den Fremden, s. 28). Только смерть может разлучить ее с Ноеминью, но все же прах обеих должен лежать в одной гробнице. Все это Руфь утвердила клятвенным выражением (обычным в книгах Царств, например, 1Цар. 3:17, 14:44, 20:13 ; 2Цар. 3:35 ), по славянскому тексту (более точно, чем русский перевод, передающему подлинный текст): «тако да сотворит мне Господь, и сия да приложит». Тогда Ноеминь оставила свои увещания, молчаливо согласившись с нею. Руф.1:19 .  И шли обе они, доколе не пришли в Вифлеем. Когда пришли они в Вифлеем, весь город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь? Руф.1:20 .  Она сказала им: не называйте меня Ноеминью , а называйте меня Марою , потому что Вседержитель послал мне великую горесть; Руф.1:21 .  я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье? Прибытие Ноемини в Вифлеем после десятилетней отлучки, притом без мужа и сыновей, естественно, произвело впечатление в немногочисленном, конечно, населении, и особенно женщины с удивлением говорили (евр. tomarnah, женского рода): «Ужели это Ноеминь?» (греко-славянский перевод точнее, чем Vulg.: «haec, est illa Noemi» и русский). Еврейск. Marah, арамейск. ор. Мага (LXX: Πικρ, Vulg. Amara, слав. «Горька»), родственное имени Мария, противоположно по значению имени Noomi, и эта противоположность выражена Ноеминью в применении к обстоятельствам ее жизни и страданиям по воле Вседержителя (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О том, что и Моисею существование злых духов было известно, свидетельствует книга Второзакония. Перечисляя беззакония иудеев, Моисей говорит, что они «приносили жертвы бесам, а не Богу» ( Втор.32:17 ), т.е., как поясняет святой Иоанн Златоуст , приносили жертвы идолам, в которых сидят бесы. Каким изображается злой дух в книге Бытия, таким он описывается в книге Иова, т.е. клеветником. Там он клевещет на Бога, а здесь на Его праведника, которого «поразил гноем лютым от ног и до головы». Он поразил бы ненавистного ему праведника и смертию, если бы это не было запрещено ему Богом ( Иов.1:6–22; 2:1–7 ). Диавол попустил Давида, «да сочислит народ израильский ( 1Пар.21:1 ; 2Цар.24:1 ). Демон Асмодей убил семь мужей, за которых по очереди была выдаваема Сарра, дочь Рагуила, ( Тов.3:8 ); злой дух овладевал Саулом ( 1Цар.16:1–15 ). Святой Иоанн Богослов истину бытия злых духов тесно связывает с истиною пришествия в мир Сына Божия: «Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает. Сего ради явися Сын Божий да разрушит дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Из этих слов следует, что не зная кто такой диавол, мы не можем знать, что сделал для нас Иисус Христос , и отрицание злых духов ведет к отрицанию тайны падения, а, следовательно, и тайны искупления. В самом деле, для чего Христу нужно было приходить на землю, когда диавола нет? А отрицание искупления необходимо должно привести к отрицанию всего христианства. Что Иисус Христос приходил для того, чтобы разрушить дела диавола, об этом свидетельствует вся евангельская история. «Ваш отец диавол, – говорит Иисус Христос иудеям, – и вы хотите исполнить похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Затем Иисус Христос и в положительном учении, и в притчах, – в объяснительной их части, часто упоминает о диаволе и о ангелах его, и везде учит о них, как о злых духах, старающихся вредить людям, губить их, и блюдомых для вечного огня. Изображая последний страшный суд, Христос говорит: «Сын человеческий скажет тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его» ( Мф.25:41 ). Осуждение Свое Господь изрекает грешникам – существам действительным; не ясно ли из этого, что диавол и ангелы его также существа действительные, ибо для них прежде всех уготован огонь вечный, ожидающий и их последователей – грешников?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Они служили часто вместо спальни. Так на кровле постлали Саулу после беседы его с Самуилом ( 1Цар. 9: 25 ). На кровле была устроена спальня и для Авессалома при его воцарении: „И поставили для Авессалома „ палатку на кровле, и вошел Авессалом к наложницам отца своего пред глазами всего Израиля “ ( 2Цар.16:22 ). В домах богатых мирных жителей в этой части дома как наиболее безопасной, помещались женщины и дети, в особенности больные. „И сказал Илия вдовице Сарептской: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в верхнюю горницу, где он жил, и положил его на свою постель; и взял Илия отрока и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал: смотри, сын твой жив ( 3Цар. 17: 19–23 .). Может быть, в такую именно горницу, находящуюся на кровле дома и имеющую окна к Иерусалиму, уединялся Даниил для молитвы ( Дан. 6: 10–11 ). Эта часть дома вообще составляла укрепленное место, последнее убежище. „Когда Замврий, царь Израильский, увидел, что город его (Тирца) взят, то пошел на башню царского дома“. ( 3Цар.16:18 ) Нечего говорить, что кровли еврейских домов, на которых так часто бывали люди, со всех сторон обносились решеткою, в предупреждение случаев падения. Это даже предписано было законом Моисеевым. „Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него“ ( Втор. 22: 8 ). Но в больших городах дома были не только многоэтажны, но и строились сплошь без промежутков, так что кровля одного дома соприкасалась с кровлей другого дома. Так это и теперь на Востоке. „Провожатый мой араб, пишет один путешественник, один из местных жителей, повел меня напрямик, по плоским крышам домов, к тому дому, где я нанял помещение. Дома построены так тесно один около другого, что с одного легко перейти на другой. Один обыкновенно фута на два выше или ниже другого, так что, проходя по кровлям, приходится все время то подниматься, то спускаться ступени на две. Предсказывая, что настанут дни, когда в Иерусалиме на месте святе будет мерзость запустения, Господь говорил: „находящиеся в Иудее да бегут в горы, и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего» (Мф. 24:16–17). Можно истолковать это предписание так. Во время вторжения в город неприятеля небезопасно было спасаться по узким улицам города, и гораздо лучше было выбраться из города, не сходя с крыши вниз, а переходя до городской стены по кровлям домов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Подлинно никакой подвиг не может быть великим, если он не приносит пользы другим. Это видно из примера того, который принес талант целым и был наказан за то, что не умножил его. Так и ты, брат, будешь ли оставаться без пищи, спать на земле, есть пепел и постоянно плакать, но если не оказываешь никакой пользы другим, то не делаешь ничего важного. Это особенно имели в виду все великие в древности и доблестные мужи; исследуй тщательно жизнь их, и ты ясно увидишь, что каждый из них имел целью пользу не свою, а ближних; тем они особенно и прославились. Так Моисей совершил многие великие чудеса и знамения, но ничто столько не возвеличило его, как блаженные слова, сказанные им Богу: " прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня " (Исх.32:32). Таков был и Давид: " вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего " (2Цар.24:17). Также Авраам искал пользы не своей, но многих: потому подвергал себя опасностям и просил Бога за (людей), не имевших к нему никакого отношения. Так они прославились; а искавшие своей пользы, смотри, как причиняли вред. Так, племянник Авраама, выслушав слова его: " если ты направо, то я налево " (Быт.13:9), и сделав выбор, имея в виду свою пользу, не нашел ее; напротив страна его сгорела, а страна Авраама осталась невредимой. Иона, когда искал пользы не других, а своей, то едва не погиб: город стоял, а он подвергался опасности, был обуреваем волнами и утопал; когда же стал искать пользы других, тогда нашел и свою. Иаков, не искавший собственной пользы от стад, получил великое богатство. Также Иосиф, желая принести пользу братьям, нашел и свою: когда отец посылал его (к братьям), то он не сказал: как, разве ты не знаешь, что за видения и сны они готовы растерзать меня, что за толкование снов обвиняют меня, что за любовь твою ко мне намереваются наказать меня, – чего только не сделают они, встретив меня среди поля? Ничего такого он не сказал и не подумал, но предпочел всему служение братьям; потому и получил впоследствии все те блага, которые сделали его весьма славным и знаменитым. Так и Моисей, – ничто не препятствует упомянуть о нем в другой раз, чтобы видеть, как он не думал о своей пользе и искал пользы других, – проводя жизнь в царских чертогах, " почел большим богатством, нежели Египетские сокровища, поношение " (Евр.11:26), и, бросив все, решился разделять бедствия с евреями; но не только сам не подвергся рабству, а напротив освободил и их от рабства. Все эти деяния велики и достойны ангелов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010