Числа в книгах Паралипоменон иногда показаны меньшие, чем в других книгах, повествующих о тех же предметах. Так как, напр., по книгам Паралипоменон, у судии Иаира с детьми было 23 города в земле Галаадской, а по показанию книги Судей – 32 ( 1Пар.2:22 ; Суд.10:4 ); по сказанию Паралипоменон, один из героев Давидовых одним разом поразил 300 врагов, а по свидетельству 2-й книги Царств – 800 ( 1Пар.11:11 ; 2Цар.23:8 ); по показаниям книги Паралипоменон, Бог через пророка Гада в наказание Давиду грозил трехлетним голодом, а по книгам Царств – 7-летним ( 1Пар.21:12 ; 2Цар.24:13 с подл.); по словам книги Паралипоменон, число способных носить оружие по ревизии Иоава из колена Иудова простиралось до 470 тысяч; а по книге Царств их было 500 тысяч ( 1Пар.21:5 ; 2Цар.24:9 ); по показаниям книг Паралипоменон, у Соломона было 400 кобылиц, для колесниц, а в книгах Царств насчитывается их 4000 (2Пар. с подл. 2Пар.9:25 ; 3Цар.4:26 ); по указаниям книг Паралипоменон, Иоахим 8 лет сделался царем иудейским, а по словам книги Царств 18. (2Пар. с под. 2Пар.36:9 ; 4Цар.24:8 ). – Часто также случается, что в книгах Паралипоменон числа увеличены сравнительно с показаниями других книг. Так, по сказанию книг Паралипоменон, Давид, после одного сражения с Сириянами, отнял у них 70000 колесниц, а посказаниям книг Царств – всего 7000 ( 1Пар.19:18 ; 2Цар.10:18 ); в книгах Паралипоменон говорится, что по ревизии Иоава способных носить оружие во всем еврейском царстве оказалось 1,000,000; а по книгам Царств – всего 800,000 ( 1Пар.21:5 ; 2Цар.24:9 ); по словам книги Паралипоменон, Давид купил у Орны гумно для жертвенника за 600 сиклей золота, а по словам книги Царств за 50 только сиклей серебра ( 1Пар. 21:25 ; 2Цар.24:24 ); по показаниям книг Паралипоменон, Соломон поставил надсматривать за рабочими 3600, а по книгам Царств 3,300 ( 2Пар.2:2 ; 3Цар.5:15,16 с подл.); море стеклянное, сделанное при храме Соломоновом, вмещало в себе, по показаниям книг Паралипоменон, 3000 баттов или мер, а по показаниям книги Царств 2000 ( 2Пар.4:5 ; 3Цар.7:26 с подл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

1 Адония. По всей видимости, старший из оставшихся в живых сыновей Давида ( 2Цар. 3,2–5; 13,28; 18,14 ), который, благодаря старшинству, мог рассчитывать на то, чтобы стать преемником Давида на израильском престоле. Однако, поскольку в то время еще не существовало законов или установлений, определяющих порядок престолонаследия, преемника себе выбирал сам царь (1,13.17.20.30). колесницы и всадников. Подобно Авессалому ( 2Цар. 15,1 ), Адония этим заявляет о себе как о претенденте на престол. 1 никогда не стеснял. Давид не предпринимает попыток откровенно поговорить с возгордившимся Адонией, косвенным образом провоцируя сына на насильственные действия ( 2Цар. 13,21; 14,33; 18,5 ). очень красив. Красивой внешностью обладали также Саул и Авессалом ( 1Цар. 9,2; 16,12 ; 2Цар. 14,25.26 ). 1 Иоавом, сыном Саруиным. Иоав был одним из старейших сподвижников Давида, но, несмотря на это, не входил в число особо приближенных к царю ли ( 2Цар. 2,13; 8,16; 18,2; 19,13; 20,10.23 ). с Авиафаром священником. Авиафар и Садок два первосвященника, назначенных Давидом ( 1Цар. 22,20–22 ; 2Цар. 8,17 ). 1 Ванея, сын Иодаев. Ванея начальствовал над хелефеями и фелефеями, несшими охранную службу при дворце Давида ( 2Цар. 8,18; 15,18; 23,20 ; 1Пар. 18,17 ). пророк Нафан. Пророк, наиболее выдающийся из тех, чье служение выпало на царствование Давида (7,1–17; 12,1–15). Семей. Не путать с Семеем, о котором идет речь в 2,8.36–46 и 2Цар. 16,5–8 . Возможно, что Семей и «Шимей, сын Елы» (4,18) одно и то же лицо. сильные Давида. См. 2Цар. 23,8–39 . 1 И заколол Адония овец. Ср. 2Цар. 15,7–12 ; см. ком. к ст. 5. у источника Рогель. Источник юго-восточнее Иерусалима, служивший традиционным местом особо торжественных жертвоприношений ( 2Цар. 17,17 ; ср. 1,33). 1 Вирсавии, матери Соломона. Царица могла играть важную роль в государственных делах (2,19; 15,13; 4Цар. 10,13 ; 2Пар. 15,16 ). Как мать Соломона, Вирсавия была особенно заинтересована в том, чтобы расстроить планы Адонии ( 2Цар. 12,25 ). 1 спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. Принимая во внимание, что претенденты на престол часто стремились укрепить свои позиции путем физического устранения вероятных соперников, совет Нафана является своевременным и дальновидным (ср. 15,29; 4Цар. 10,11; 11,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

VII, 14– Δαβ´δου φλος, друг Давида – название, напоминающее титул Хусия ( 2Цар.15:37, 16:17 ) ); некоторые (Гретц, проф. М. Гуляев 2 ) отождествляют Рисия со священником Ира ( 2Цар.20:26 ). «Сильные Давидовы» (евр.: гибборим ашер ле Давид; LXX: ο δυνατο το Δαβιδ, Vulg.: robur exereitus D. ) – гвардия телохранителей Давида, числом 37 ( 2Цар.23:8–39 ; 1Пар.11:10–47 ), называются также Хелефеи и Фелефеи (евр. Крети, Плети), ниже ( 3Цар.1:38,44 ), ср. ( 2Цар.15:18,20:7 ; 1Пар.18:17 ), начальником их был Ванея ( 2Цар.8:18 ; 2Цар.20:23 ). По примеру Авессалома ( 2Цар.15:8–12 ), Адония устраивает для участников заговора пиршество (с жертвоприношением – для придания делу религиозного отпечатка) «у камня Зохелет, что у источника Рогель» (евр.: им эбен (газ) Зохелет ашер ецел Эйн-Рогел. LXX: μετ λθου τ Ζωελεθ ς ν χμενα τς Ρωγηα. Vulg.: juxta lapidem Zocheleth, qui erat vicinus funti Rogel): камень или скала Зохелет (по Евсевию и блаж. Иерониму. Onomastic, 471, Ζωελθ, Zoeteth) – по словопроизводству – «ползучий» камень или камень «змея» (может быть, название это имеет связь с «источником Драконовым» ( Неем.2:13 ), но, без сомнения, оно не имело никакого отношения к почитанию «медного змия» ( 4Цар.18:4 ), как толкуют некоторые западные экзегеты). Источник Рогель или Эйн-Рогель ( Нав.15:7,18:16 ), (Onomastik. 804) лежал на границе Иудина и Вениаминова колен, принадлежа по разделу к последнему (цит. мм.), к юго-востоку от Иерусалима ( 2Цар.17:17 ), в прекрасной плодородной равнине; по И. Флав. (Иудейские Древн. VII, 14, 4), «вне города, у ручья, в царском парке» ( ν τ βασιλικ παραδεσω). Теперь его отождествляют с источником Бир-Эйюб на юго-восток от Иерусалима, при соединении долин Иосафатовой и Гинномовой (Robinson. Palastina. Bd. II (1841), 138 ff. ). 3Цар.1:11 .  Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? 3Цар.1:12 .  Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. По жестокому обычаю древности, доселе сохраняющемуся на Востоке, при всех насильственных политических переворотах новый царь истреблял всех родственников и членов дома своего предместника или противника (ср. Суд.9:5 ; 3Цар.15:29 ; 4Цар.10:6–13,11:1 ): это подтверждает и последующая судьба Адонии ( 3Цар.2:24–25 ). В случае осуществления заговора последнего Соломону и его матери грозила бы подобная опасность, которую и считает долгом предотвратить пророк Нафан. По выражению Давида ( 1Пар.22:5 ) Соломон в данное время был «молод и малосилен», а по словам молитвы Соломоновой по вступлении на престол ( 3Цар.3:7 ) он был «отрок малый»; однако из снесения ( 3Цар.11:42 ) с ( 3Цар.14:21 ) оказывается, что при вступлении на престол у Соломона был уже однолетний сын Ровоам, следовательно, Соломон имел тогда, по крайней мере, 18 лет (По И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7; 8–12 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Может быть намеренно помирили писателей, хотя едва ли удачно!    Вообще намеренным преувеличением цифр никак нельзя объяснять числовой разности в книгах Царств и Паралипоменон, так как рядом с увеличением не нужно опускать и уменьшений. Например, храбрец Исбосет, по книгам Царств, убил 800 человек (2Цар.23:8), а по книгам Паралипоменон 300 человек (1Пар.11:11). Иаир, по книге Судей, владел 30 городами (Суд.10:4), а по Паралипоменон, лишь 23 городами (1Пар.2:22). Подобных примеров можно бы и еще не мало привести, чтобы отвергнуть мысль о тенденциозности в цифровых разностях.    Рассмотрим другие примеры тенденциозности писателя Паралипоменон. Последний, говорят, проводит богословские взгляды послепленного иудейства, вставляя всюду участие злых и добрых духов и чудеса. Он замечает, что «сатана» восстал на Израиля и побудил Давида произвести перепись (1Пар.21:1), о чем (т. е. о сатане) не упоминается в кн. Царств (2Цар.24:1). Но от этой прибавки, конечно, нисколько не страдает историчность повествования о переписи. Участие же духовного мира в этом событии и его печальном последствии — моровой язве — признают оба свящ. историки (2Цар.24:16—17; 1Пар.21:15—16:18). Также не «тенденциозно» дополнение, что Господь послал огонь на жертву Давида (1Пар.21:26) и Соломона (2Пар.7:1), о чем не упоминается в параллельном повествовании книг Царств (2Цар.24:25; 3Цар.8:10—11:62—65). Это дополнение, конечно, не изменяет характера исторического повествования о самых событиях. Подобным же чудом сопровождалось жертвоприношение пророка Илии (3Цар.18:38), Гедеона (Суд.6:21), Маноя (13:19), Моисея и Аарона (Лев.9:24). Нет ничего невозможного и невероятного, стало быть, если подобным же чудом, записанным может быть в пророческих «записях» (1Пар.29:29), сопровождалось жертвоприношение Давида и Соломона, хотя о нем не упоминается почему-либо в книгах Царств. Опустим «дополнения» (напр., 2Пар.5:11—13; 7:5—10), ничего не доказывающие, перейдем к примерам «тенденциозности.»    Довольно распространено суждение и критическое предположение, могущее смутить всякого читателя, что писатель Паралипоменон намеренно опускал факты небезупречного поведения древних «прославляемых» им иудейских царей и таким образом намеренно «прославлял» их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Думаем, что и нынешние счетоводы – переписчики пришли бы в немалое затруднение. А ведь перепись проходила по домам, городам, селам, даже поселениям Хананеян, Ховеян и др. ( 2Цар.24:4–9 ), потом из нее уже может быть делались выборки «носящих оружие» Израильтян и Иудеев. Очевидно, разности естественны и не наводят ни на какую «тенденциозность». Еще пример: по кн. Паралипоменон у Соломона было 4 тысячи стойл для коней и колесниц ( 2Пар.9:25 ), а по книгам Царств у него было 1400 колесниц ( 3Цар.10:26 ). Кажется, и здесь не видно для нетенденциозного читателя тенденциозности свящ. историка. Правда, цифры разные, но и исчисляемые предметы не тождественны: то кони, колесницы и стойла, то одни колесницы. А 70 толк. одинаковый счет подвели: «40 тысяч кобылиц в колесницах» ( 2Пар.9:25 и 3Цар.10:26 ) 131 . Может быть намеренно помирили писателей, хотя едва ли удачно! Вообще, намеренным преувеличением цифр никак нельзя объяснить числовой разности в книгах Царств и Паралипоменон, так как рядом с увеличением не нужно опускать и уменьшений. Например, храбрец Исбосет, по книгам Царств, убил 800 человек ( 2Цар.23:8 ), а по книгам Паралипоменон 300 человек ( 1Пар.11:11 ). Иаир, по книгам Судей, владел 30 городам ( Суд.10:4 ), а по Паралипоменон, лишь 23 городами ( 1Пар.2:22 ). Подобных примеров можно бы и еще не мало привести, чтобы отвергнуть мысль о тенденциозности в цифровых разностях 132 . Рассмотрим другие примеры тенденциозности писателя Паралипоменон. Последний, говорят, проводит богословские взгляды послепленного иудейства, вставляя всюду участие злых и добрых духов и чудеса. Он замечает, что «сатана» восстал на Израиля и побудил Давида произвести перепись ( 1Пар.21:1 ), о чем (т.е., о сатане) не упоминается в книге Царств ( 2Цар.24:1 ). Но от этой прибавки, конечно, нисколько не страдает историчность повествования о переписи. Участие же духовного мира в этом событии и его печальном последствии – моровой язве – признают оба свящ. историка ( 2Цар.24:16–17 ; 1Пар.21:15–16,18 ). Также не «тенденциозно» дополнение, что Господь послал огонь на жертву Давида ( 1Пар.21:26 ) и Соломона ( 2Пар.7:1 ), о чем не упоминается в параллельном повествовании книг Царств ( 2Цар.24:25 ; 3Цар.8:10–11;62–65 ). Это дополнение, конечно, не изменяет характера исторического повествования о самих событиях. Подобным же чудом сопровождалось жертвоприношение пр. Илии ( 3Цар.18:38 ), Гедеона ( Суд.6:21 ), Маноя (13:19), Моисея и Аарона ( Лев.9:24 ). Нет ничего невозможного и невероятного, стало быть, если подобным же чудом, записанным может быть в пророческих «записях» ( 1Пар.29:29 ), сопровождалось жертвоприношение Давида и Соломона, хотя в нем не упоминается почему-либо в книгах Царств. Опустим «дополнения» (например, 2Пар.5:11–13;7:5–10 ), ничего не доказывающие, перейдем к примерам «тенденциозности».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

За это он получил чрез пророка Нафана божественное обещание, что Иегова утвердит царское достоинство за ним и его семенем после него, которое произойдет из чресл его, т. е. за его потомством, и оснует престол его царства навеки ( 2Цар.7:12 и пр.). Чрез это обещание, равно как чрез сооружение храма исполненное не самим Давидом, но сообразно с божественным повелением, только его сыном Соломоном, земное царское достоинство стало видимым представлением господства Иеговы в Израиле. Сион или Иерусалим стал средоточным пунктом не только земного царства, но вместе основавшегося во Израиле божьего царства; феократический царь сделался представителем Иеговы, сидя на «трон Иеговы» ( 1Пар.29:23 ) или «царского достоинства Иеговы» (28:5), чтобы творить народу суд и правду ( 2Цар.8:15 ) побеждать его врагов; заботиться о сохранении и в случае нужды о восстановлении святилища и законного культа ( 3Цар.6–8 ; 4Цар.12:4 и д.; 22:3 и д.), даже надзирать за священством и определять его служение ( 1Пар.23 и д; 2Пар.29–31 и д.), чтобы, наконец, в качестве главы народа, на вершине его являться во святилище пред Богом и во имя общества приносить молитву и жертву ( 2Цар.6:18 ; 1Пар.29:10 ; 3Цар.8:14 и д.) не захватывая впрочем свойственных священству богослужебных прав и отправлений. 1113 Чрез Давида и Соломона царское достоинство достигло высшей земной пышности и славы. Как помазанники Иеговы цари в глазах народа были священными лицами ( 1Цар.24:7,11; 26:11,16,23 . 2Цар.1:16 ), хотя и не были обоготворяемы – как это было у других восточных народов – и не были неприступными для подданных, напротив они лично возвещали народу суд в высшей инстанции ( 2Цар.15:2 ; 3Цар.3:9,16 и д.) и обыкновенно на войне предводительствовали войсками (1Цам.13:2 и д.; 2Цар.5:6 и др.), равно и в других случаях являлись часто между народом, чтобы делать распоряжения (1 С. 6: 3 Ц. 8). Для непосредственного исполнения своих повелений, а на войне для защиты своей особы, они имели телохранителей – Креты (Crethi) и Плети (Plethi), которые также исполняли данные ими приговоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Отсюда происходит то, что в священных книгах находится множество родословных указаний по разным его местам, и даже целый отдел первой книги Паралипоменон посвящен им исключительно (гл. 1–9). Для каждого дорога своя родословная. Но как скоро то или другое лицо занимает более высокое общественное положение, родословная его получает и общественное значение. Этим особенным положением можно объяснить особенную подробность и вместе точность родословной колена Левиина. Родословная потомков Аарона чрез Елеазара идет от Левия до Иоседека, пошедшего в вавилонский плен при Навуходоносоре ( 1Пар.6:1–15 ). Внимание к левитам дает возможность указать родословную и выдающихся певцов Давидовых из левитов. И родословная Самуила возводится до Каафа (6:22–47). Так точно и Саул и Давид, становясь царями еврейскими, возбуждают интерес и к своей родословной. При первом упоминании о Сауле указывается и его родословная, состоящая из семи степеней ( 1Цар.9:1 ); в позднее время его родословная проводится и чрез его потомков ( 1Пар.8:33–38 , ср. 9:39–44). Родословная Давида не приводится при первом о нем упоминании в истории ( 1Цар.16 ); но в других книгах она есть и возводится даже до Иуды ( Руфь.4 и 1Пар.2:9–17 ); а потомки его низводятся до потомков Зоровавеля, жившего после плена (1Пар. гл. 3), и даже до Христа ( Мф.1:1–16 ; Лк.3:23–38 ). Понятна полнота родословной потомков Давида, получивших известность от своего родоначальника и многих самих по себе славных. Вполне естественно и то, что в семействе Иессея сохранялась в воспоминании полная родословная и предков, – но память народная сохранила лишь более выдающиеся имена в ней. Эта неполнота родословной Давида как бы следует из сравнения её с родословными других современников Давида, именно левитов, от родословной которых естественно ожидать большей полноты. Так родословная Садока, первосвященника во время Давида ( 2Цар.8:17; 20:25 ) заключает в себе 14 членов, начиная от Левия; родословная Ефана, певца Давидова, – 14-ть же; родословная Асафа – 15, и – Эмана даже 22 ( 1Пар.6:1–8; 31–53 ), тогда как родословная Давида из того же самого времени содержит только 11 членов ( 1Пар.2:2–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из рассказов кн. Царств о государственных делах Давида пропущена известие о войне с филистимлянами ( 2Цар.21:15–17 ), а из событий после соломоновского времени замолчена вся история десятиколенного царства, и о его царях рассказано настолько, насколько они соприкасались с царством Иудейским. Взамен этих пропусков в кн. Паралипоменон встречается немало прибавлений, восполняющих пробелы в истории иудейского народа. Одни из них касаются войн и других предметов частного характера, другие богослужения. К первым принадлежат список мужей, пришедших к Давиду в Секелаг, когда он укрывался от Саула ( 1Пар.12:1–22 ); список воинов, провозгласивших Давида в Хевроне царем ( 1Пар.12:23–40 ); известие о сооружении Соломоном медного моря, медных столбов и сосудов для храма из той меди, которую Давид взял от Адраазара ( 1Пар.18:8 ), о поражении Авессою идумеев в долине Мелох ( 1Пар.18:12 ), о найме аммонитянами для войны с евреями сирийцев за 1000 талантов ( 1Пар.19:6 ); список войск Давида, их предводителей, начальников колен и придворных должностных лиц ( 1Пар.27:5–34 ); рассказ о коннице и богатствах Соломона ( 2Пар.1:14–17 ), о его походе против Емов-Сувы ( 2Пар.8:3 ), о построении Ровоамом укрепленных городов, о левитах и о благочестивых людях, перешедших при Иеровоаме из десятиколенного царства в Иудею, о женах и детях Ровоама ( 2Пар.11:5–23 ), о войне Авии с Иеровоамом и о поражении последнего ( 2Пар.13:3–20 ), о вторжении в Иудею Сусакима египетского ( 2Пар.12:9–15 ), о деятельности Асы по укреплению своего царства и победы его над эфиоплянином Зараем ( 2Пар.14:3–14 ), об обличении Асы пророком Хананиею ( 2Пар.16:7–10 ) и погребении его останков ( 2Пар.16:13–14 ), о благочестии Иосафата, его войне с аммонитянами, моавитянами и другими дикими народами, устроении им своих сыновей и убиении их его преемником Иорамом ( 2Пар.17:2–18,20:1–30,21:2–4 ), о грозном письме пророка Илии к Иораму ( 2Пар.21.11–20 ), о нашествии филистимлян, болезни Иорама и его смерти (там же); о войне Озии с филистимлянами, аравитянами, постройке им городов ( 2Пар.26:6–18 ), о войне Иофама с аммонитянами и его постройках ( 2Пар.27:4–6 ), о несчастной битве Ахаза с Факеем израильским и о тяжелых при нем временах для царства Иудейского ( 2Пар.28:5–25 ), о богатствах Езекии ( 2Пар.32:27–30 ), о пленении Манассии, его покаянии и освобождении от плена ( 2Пар.33:11–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

384 Означает дом, как жилище человека, а также и дом Божий, будет ли это скиния ( Исх.23:19 , 1Цар.1:7 , 2Цар.12:20 ) или постоянный храм ( 2Цар.7:5,13 , 3Цар.3:1– 3, 5:3–5 ; или даже только место посвященное Богу или ознаменование особенным Его явлением ( Быт.28:17 , 1Пар.22:1 ). На этом основании под , в отношении к царствованию Давида, можно разуметь освящение или построенного им дворца ( 2Цар.5:11, 7:2 ) или же Сионской скинии (6:17 ст. и д.), или наконец места для будущего храма ( 1Пар.22:1 ); но ни в первом, ни во втором случае история не представляет нам никаких обстоятельств, которые бы соответствовали благодарственно-молитвенному настроения псалма с исповеданием минутного ослепления псалмопевца своим счастьем (ст. 7–8), следовавшего затем наказания Божия, грозившего его смертью, но, по его усердной молитве, скоро сменившегося Божественным помилованием (ст. 4–6, 10–12), которое и вызвало этот псалом (ст. 13). Такие обстоятельства мы находим только при третьем из указанных случаев; так как освящению места для храма предшествовало дарованное по молитве Давида избавление от ужасной моровой язвы, ниспосланной Богом в наказание за высокомерное Давидово желание исчислить народ свой (ср. 2Цар.24 , 1Пар.21–22:1 ). Вот почему этот именно случай мы разумеем под названным в надписании псалма обновлением дома (Так – Tholuck Hengstenberg, Delitzsch и др). 387 Первое полустишие 23 гл.: «вот последние слова Давида», конечно принадлежит историку Давида, писателю 2 кн. Царств; но следующие затем слова: «изречение Давида», – или, как лучше бы было перевести выражение в соотв. Чис.24:3–4 и 15–16: Пс.110:1 , 1Цар.2:30 ; Ис.1:24 и др.: «говорит Давид». Хотя и признаются некоторыми за распространение первого полустишия, принадлежащее тому же писателю кн. Ц. (см. прим. к ним в Истор. кн. ВЗ в пер. Гуднева), очевидно составляют вступление в пророческой песни, точно также как и следующие за ними слова 2-го и 1-й полов 3-го ст., или как цитированные нами из кн. Числ., совершенно параллельны им выражения в пророчествам Валаама и потому без всякого сомнения должны быть принимаемы за слова самого Давида, как и принимают их все наиболее компетентные знатоки ветхо-заветных писаний (см Biblischer Comment v Keil на это место; Ewald s die Dichter des A. B. Thl I. S. 143 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

1116 В управлении государством и царствовании, им помогали чиновники двора и государства, которые служили им, как князья (sarim 3Цар.4:2 ) или советники (joatzim), но взаимное положение которых по достоинству нельзя определить с точностью; Во 2Цар.8:16–18; 20:23–26 ; 1Пар.27:32–34 и 3Цар.4:1–6 поименованны следующие чины: а) начальник войска или главнокомандующий (al col hatzaba); b) предводитель телохранителей – Crethi и Plethi; с) канцлер (mazkir), вероятно начальник государственного архива; 1117 d) государственный статс-секретарь (sopher); 1118 е) первосвященник; f) поверенные советники под титулом cohanim или друзья (reeh) царя, называвшиеся также «первыми по царе» 1Пар.18:17 такими «которые стоят пред лицем царя» 3Цар.12:6 , «которые видят лице царя» 4Цар.25:19 ; Иер.52:25 ; g) надзиратель над публичными работами (государственный строитель) или обер фронмейстер (al hammus); 1119 h) управляющий царскими имуществами и сокровищами; 1120 гофмаршал или префект дворца (ragid al habbaith и ascher al habb...) и другие чиновники двора, как виночерпий (maschkeh 3Цар.10:5 ), гардероб-мейстер (ascher al hamelthacha 4Цар.10:22 ) и второстепенные слуги двора. Кроме того, к роскоши израильских царей (слич. Еккл.2:4 и д.), по обычаю восточных властителей, хотя и вопреки закону, принадлежало большое число жен и наложниц ( 2Цар.5:13 ; 3Цар.11:3 ; 2Пар.11:21 ), которые по смерти царя становились собственностью его наследника ( 2Цар.12:8 ). 1121 О доходе царей для издержек на содержание их двора, на почетные подарки и на другие, погашавшиеся из царской кассы, государственные нужды в законе о царе не определено; ничего нельзя заключать об этом и (из данного Самуилом народу для предостережения «права царя» 1Цар.8:9 и д. (mischpath hammelech), так как это право характеризует только своевольное поведение или образ действий деспота. По различным историческим свидетельствам В. завета доходы царя состояли: а) в добровольных подарках искавших аудиенции, потому что по восточному обычаю ни один подданный не мог приблизиться к своему царю без дара, как выражения уважения (1Цам.10:27; 19:20), частью даже в подарках иностранных гостей ( 3Цар.10:10,26 ; 2Пар.32:23 ); b) в регулярных поставках всякого рода натурою со стороны подданных для содержания царского двора ( 3Цар.4 , слич.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010