2). Таков же дух и смысл почитания и молитвенного призывания святых Божиих человеков (4 вопрос). Мы не боготворим их, но веруем, что если бы спросить их, то они тоже бы сказали о себе, пока жили на земле, что писал о себе св. апостол Павел: «собою не похвалюсь, разве только немощами моими; но сила Божия совершается в немощи» ( 2Кор.12:5:9 ). Именно сила Божия действует в святых Божиих и в этом вся вера наша. Верой, пожертвованием во славу Божию, вот чем велики они. Их величие пред Богом засвидетельствовано во св. Евангелии Самим Господом Иисусом Христом. Он именует исполнителей Своей воли друзьями; «вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедал вам» ( Ин.15:14 ), а сподобившихся достигнуть того века и воскресения из мертвых «равными ангелам» и «сынами Божиими» ( Лк.20:36 ). Как друзья Божии, апостолы Христовы ближе всех к Нему, сидят на 12 престолах и будут судить 12 колен израилевых; как равноангельные, сыны Божии, святые, вместе с ангелами, окружают престол Его. Но мы не только ублажаем святых по их высокому достоинству пред Богом, мы и подражаем им, исполняя слово св. апостола: «будьте подражателями мне, как я Христу» ( 1Кор.14:16 ; 1Кор.11:1 ). Что они, окружая престол Божий, молятся за весь мир и по смерти, как молились при жизни Авраам (за нечестивых жителей Содома, – Быт.18 ), Иов (за своих друзей, – 52:7–9), Моисей (за народ израильский – Исх.32:30, 32 ; Исх.32:33 ), Давид (за свой народ, – 2Цар.24:17 ), это читаем в кн. Апокалипсис: «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих… И все ангелы стояли вокруг престола и старцев, и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу… Сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли?… Это те, которые прошли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога, и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» ( Откр.9:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

3Цар.8:51 .  ибо они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи. 3Цар.8:52 .  Да будут [уши Твои и] очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя, 3Цар.8:53 .  ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли, как Ты изрек чрез Моисея, раба Твоего, когда вывел отцов наших из Египта, Владыка Господи! Основание надежды Соломона, вместе, конечно, и всего народа на милосердие Божие и помилование – избрание Израиля Иеговою в удел Свой ( Исх.19:5–6 ; Втор.4:20 ). 53-й ст. в принятом греч. тексте имеет прибавку сравнительно с евр. масоретским: не только здесь помещены ст. 12–13, имеющиеся и в евр. тексте на своем месте, но и особое добавление: ττε λλησε Σαλομν πρ το οκου, ς συνετλεσε οκοδομησαι ατν. λιον γνιπισεν ν οραν ( Κριος), слав.: «тогда глагола Соломон о храме, егда соверши созидати его: солнце познано сотвори на небеси». В конце стиха имеется в греко-слав. т. другая прибавка: οκ δυ γγραπται ν βιβλω τς δς; «не сие ли писано в книгах песни». О первом добавлении, весьма художественно восполняющем мысль (ст. 12) о том, что Иегова благоволит обитать во мгле, блаженный Феодорит (вопр. 28) говорит: «Тьма и мрак дают разуметь невидимость Божией сущности. Посему Соломон сказал, что Поставивший солнце на небе, чтобы люди наслаждались светом, Сам рече пребывати во мгле. Думаю же, что здесь прикровенно разумеет храм, потому что он имел весьма малые окна, как окруженный другими малыми зданиями» (вопр. 28). «Книгу песни» блаженный Феодорит (вопр. 29) считает одним из пророческих писаний. В новое время сближают эту книгу с «книгою праведного» ( Нав.10:13 ; 2Цар.1:18 и далее), так как, по остроумному и не лишенному вероятия предположению Велльгаузена, выражение «книга песни» образовалось из выражения «книга праведного» путем возможной, в самом деле, перестановки букв: яшар (праведный) изменено было в шир (песнь). В ( 2Пар.6:41–42 ) молитве Соломона придано другое заключение, весьма близкое к словам псалма ( Пс.131:8–10 ) и, может быть, из этого псалма заимствованное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4 . Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть 217 , егда унзе ми терн. «Выражение: отяготе на мне рука Твоя пророк, – говорит бл. Феод., – в переносном смысле, берет с человека, который рукою наносит удары и долго не перестает наносить». Т.е. по падении моем, бедствия одно за другим отягощают меня, я возвратихся на страсть – подвергнулся бедствию, страданиям. Егда унзе ми терн. «Терном, – говорит св. Афан., – называет грех . Смысл речи таков: поскольку грех вонзен в душу мою, то я бедствовал». «Весьма справедливо Твое наказание, говорит пророк, потому что причиною бед моих грех, который я возрастил вместо грозда, и уязвляюсь им непрестанно» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху». 5 . Беззаконие мое познах. Когда прор. Нафан обличил Давида, последний уразумел всю глубину своего падения, весь ужас своего положения, и тотчас покаялся, сказав: согреших ко Господу. Тогда прор. Нафан сказал Давиду: Господь отъя согрешение Твое, не умреши. См. 2Цар. 12:13 . «Не сказал пророк, – говорит бл. Феод., – оставил еси мне грех, но оставил еси нечестие греха 218 , т.е. не наказал по достоинству беззакония, но чрезмерность греха простил и соразмерным наказанием уврачевал оный». Оставил еси нечестие сердца моего. С Евр.: «Но я открыл Тебе грех мой, и не скрыл беззакония моего; я сказал: исповедаю Господу преступления мои; и Ты снял с меня вину греха моего». 6 . За то помолится – т.е. за то, что Ты, Господи, так милосерд ко мне, так милостив к кающимся грешникам, за то будет Тебя просить о помиловании всяк преподобный, всякий кающийся человек во время благопотребно, когда еще можно и должно каяться. «Сим или подает ту мысль, что для всех он будет образцом покаяния, или как бы пророчествует, что, по исполнении времен, все народы от лица Давидова принесут исповедание о грехе его» (Св. Афан.). «Пророк, – говорит бл. Феод., – временем благопотребным называет жизнь новозаветную, в которой уверовавшие по всей земле и на море чествуют Бога Давидовыми песнопениями». Обаче в потопе вод многих к Нему не приближатся. В Св. Писании под водами, потопом, наводнением разумеются войны и другие бедствия (см. Иов. 22:2 ; Ис. 6:6, 17:13, 28:15, 66:12 ; Иер. 47:2 ; Дан. 6:20 и др.). Т.е. такой кающийся хотя и будет в великих и сильных несчастиях, как бы потопленный многими водами, однако же бедствия – эти воды – не дойдут до его сердца, не сокрушат его. «Кающегося не потопит множество искушений» (Св. Афан.). «Симмах, – говорит бл. Феодор., – перевел так: «о сем молится всякий преподобный, улучив время, чтобы не приблизились к нему многие потопляющие воды». Т.е. кто приносит Тебе усердное моление, тот воспользуется всевозможным о нем промышлением, так что, если и впадет в различные бедствия, на подобие вод, его потопляющие, то преодолеет их и препобедит все скорбное». С Евр.: «За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

8 праздник. Соломон, очевидно, ожидал одиннадцать месяцев (6,38), дабы приурочить посвящение храма к новогоднему празднику Кущей, справляемому в седьмом месяце ( Лев. 23,34 ; Втор. 16,13–15 ). в месяце Афаниме. Афаним то же, что месяц Тисри, соответствующий сентябрю-октябрю. 8 скинию собрания. Скиния со всеми принадлежностями была перенесена, по всей видимости, из Гаваона (3,4) священниками и левитами. 8 под крылья херувима. См. ком. к 6,23. 8 шесты. На этих шестах переносили ковчег. до сего дня. См. Введение: Автор. 8 кроме двух каменных скрижалей. Т.е. кроме двух таблиц с текстом завета, заключенного Богом со Своим народом на горе Синай (ст. 21; Исх. 25,16.21; 40,20 ). 8 облако наполнило дом Господень. После исхода из Египта Господь вел Свой народ через пустыню, идя перед ним днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном ( Исх. 13,21; 14,24; 16,10; 33,10 ; Лев. 16,2 ; Втор. 4,11; 5,22 ; Пс. 17,11.12 ). На горе Синай Господь явился Моисею сокрытым в облаке ( Исх. 19,9; 24,15–18 ). По завершении сооружения скинии Господь выказал одобрение сделанному, покрыв ее облаком Своей славы. Теперь Господь сходным образом явил Свое одобрение постройке святилища. 8 благоволит обитать во мгле. Т.е. не может быть увиденным. Никто не может увидеть Господа и остаться живым. 8 место, чтобы пребывать Тебе во веки. Храм, как угодное Богу место для совершения молитвы и жертвоприношений, воплощал присутствие Господа среди Его народа ( Ис.8,18 ; Ам. 1,2 ; Пс.75,3; 131,13.14 ). 8 сказал Своими устами Давиду, отцу моему. См. 2Цар. 7,1–16 . 8 нет подобного Тебе Бога. См. Исх. 15,11 ; Втор. 4,39 ; Пс. 85,8 ; Мк. 12,29 ; Еф. 4,6 ; Откр. 19,6 ). Верность Господа завету непреходяща (3,6; 8,16; Втор. 7,9.12 ; Пс. 51,10 ; Евр. 13,8 ), могущество же Его простирается не только над народом Израиля (ст. 41–43). 8 если только сыновья твои будут держаться пути своего. Соломон повторяет условие, при соблюдении которого исполнится обетование Господа Давиду о том, что род его вовеки будет царствовать над Израилем (2,2–4; 6,11–13; 9,9; 11,11–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А когда во время царствования Давида ковчег завета был переносим из дома Аведдара в город Давидов и Давид скакал из всей силы пред Господом, уничижила его Мелхола, дочь Саула, на что Давид сказал ей: Пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих ( 2Цар.6:12, 14, 16, 21–22 ). Подразумевая под Божиим подножием ковчег завета, Давид призывает и других поклоняться ему: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть ( Пс.98:5 ; 1Пар.28:2 ). – Когда Соломон воздвиг величественный храм Богу, то сделал во Святом Святых (давире) двух херувимов... вышиною в десять локтей... И на всех стенах храма крутом сделал резные изображения херувимов ( 3Цар.6:23, 29 ; ср. 2Пар.3:7, 10–13 ). И такой храм Господь Бог освятил и благословил, о чем в Святой Книге написано: Явился Соломону Господь... И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня... Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек ( 3Цар.9:2–3 ). И евреи поклонялись Господу и храму, воздавая должное почтение как изображениям херувимов, так и прочим священным принадлежностям храма как образу и тени вещей небесных ( Исх.33:10 ; Евр.8:5 ). Благоговейное каждение перед святыми иконами основано на непосредственной Божией заповеди Аарону поставить золотой жертвенник для курения перед ковчегом завета и каждое утро кадить благовонным курением ковчег Завета и херувимов на нем, а также и завесу перед ковчегом Завета, на которой херувимы были сделаны искусной работой ( Исх.40:5, 30:7–8, 40:26–27 ; 1Пар.6:49 ; 2Пар.26:16–19 ; Пс.140:2 ; Лк.1:9 ). Вместе с заповедью о каждении Господь дал заповедь и о возжжении светильников и лампад перед святыми изображениями ( Исх.30:7–8, 27:20, 31:8, 39:37 ; Лев.24:2–4 ; 1Цар.3:3 ). Но для некоторых встает вопрос, не противоречат ли такие изображения херувимов и оказываемое им благоговейное почтение второй заповеди Божией в Десятисловии: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

А что скорбь – благо, послушай Давида, который говорит: " Благо мне, что Ты смирил меня " (Пс.118:71). Если же скорбь есть великое благо для мужей великих и чудных, то тем более для нас. Если хотите, рассмотрим эту скорбь и саму по себе. Представим, что кто-нибудь чрезмерно радуется, ве­селится и заливается (смехом): что безобразнее, что безумнее этого? Другой кто-нибудь пусть печалится и скорбит: что любомудрее этого? Поэтому и Премудрый внушает: " сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья " (Еккл.7:3,4). Может быть, вы смеетесь над этими словами? Но вспомним, каков был Адам в раю, и каков после того; каков был Каин прежде (убийства), и каков после. Душа веселящегося не остается на своем месте; но, как бы каким ветром, увле­кается удовольствием, становится легкомысленной и не имеет ничего твердого. Она бывает легка на вымыслы, скора на обе­щания, и великая в ней буря помыслов. Отсюда – неуместный смех, безотчетная веселость, излишний поток речей и большое пустословие. Но что я говорю о прочих? Представим кого-ни­будь из святых и посмотрим, каков он был среди удо­вольствия и каков, в свою очередь, во время печали. Посмот­рим, если хотите, на Давида. Когда он жил в удоволь­ствии и радости по причине множества трофеев, побед, вен­цов, роскоши и самоуверенности, тогда, посмотри, что он сказал и сделал? " Я сказал в благоденствии моем: не поколеблюсь во век " (Пс.29:7). Когда же находился в скорби, то послушай, что он говорит: " а если Он скажет так: " нет Моего благоволения к тебе " , то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно " (2Цар. 15:26). Что любомудрее этих слов? Пусть будет так, гово­рит, как угодно Богу. Также и Саулу он говорил: " если Господь возбудил тебя против меня, то да будет это от тебя благовонною жертвою " (1Цар. 26:19). Когда был в скорби, тогда щадил даже врагов, а после того ни друзей, ни тех, которые ничем не оскорбили его. Иаков, когда был в скорби, говорил: " если Господь Бог даст мне хлеб есть и одежду одеться " (Быт.28:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Боговдохновенность псалмов Давида утверждается другими местами Библии. Так в Деянии 2:25–35 ап. Петр прямо пользуется текстом 15-го псалма Давида, чтобы свидетельствовать о факте воскресения Христа, предсказанном в древние дни Духом Святым. «Он (Давид) был пророком и знал» (ст. 30) говорит Петр. Сам Давид, как бы предчувствуя, что найдутся люди, которые не поймут его выражений и станут их критиковать, в последнем своем слове сделал определенное заявление: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» ( 2Цар. 23:1–2 ). Слово Божие судить по одним выражениям пророческой мысли нельзя, надо вникать в самое пророчество. Слова часто имеют двойной смысл, и временный и вечный, а иногда прообразный и духовный. Почему соблюдена такая форма выражения, а не иная, трудно сказать и не нам ее критиковать, если за нею скрывается порой такой неизмеримо глубокий смысл. Упорному критику невольно хочется сказать: «А ты, человек, что споришь с Богом?» ( Рим. 9:20 ) «Можно ли сказать царю: Ты – нечестивец?» ( Иов. 34:18 ) «Человек праведнее ли Бога?» ( Иов. 4:17 ). «Неужели Бог извращает суд?» ( Иов. 3:3 ). «Неужели неправда у Бога?» ( Рим. 9:4 ). «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» ( Быт. 18:25 ). Общий вывод из всех наших рассуждений тот, что почти во всех случаях, когда в Библии говорится об истреблении людей, имеется в виду не столько повеление об этом, сколько пророческое предупреждение. Суд и милость, но милость впереди суда. Бог не хочет смерти грешника ( Иез. 33:11 ), но грешник сам навлекает на себя наказание ( Рим. 2:3–5 ). Грозные пророчества о суде служили одновременно и объявлением милости Божией, ибо те, кто приходили в сознание и раскаивались, были помилованы. Возьмем хотя бы случай с Ниневией, куда был послан Иона сказать, что через сорок дней город будет разрушен. Между тем суд, как мы знаем, был отвращен, потому что «увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ионы 3:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Быт.21:25–26 . И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы. Авимелех же сказал [ему]: не знаю, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал о том доныне. Спор из-за водопоя был одним из главных поводов к неудовольствию и вражде между кочевыми, пастушескими племенами древней Сирии и Палестины ( Быт. 26:20, 13:8 ; Исх. 2:16–17 ), причем нередко он велся лишь между рабами, без ведома их господ ( Быт. 13:7 ). Быт.21:30 . [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. «Мы имеем пред собой любопытный памятник укрепления договоров, пока не существовало еще письменности. Слова, произнесенные хотя при свидетелях, не считаются достаточными; передаваясь из уст в уста, и даже передаваясь в другое поколение, смысл их может быть извращен. Надобно укрепить договор действием, которое оставалось бы в памяти» (Властов). Быт.21:31 . Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут они оба клялись Или, по-еврейски: «Беер-Шеба», что значит «колодезь клятвы», или колодезь семи (см. примеч. к ст. 23-му). Он находился в 12 милях на юг от Хеврона, на Вади-ес-Себа и пользовался глубоким почитанием ( Быт. 26:33 ; Суд. 20:1 ; 2Цар. 24:7 ; 4Цар. 23:8 ). Быт.21:33 . И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога Вечного Это насаждение Авраама понимается различно: славянский перевод, вслед за LXX, читает «ниву " , Вульгата – nemus, иные – дуб, или дубовую рощу; но большинство ученых видит здесь указание на местное растение «тамариск» из породы кустарников, которое своим вечнозеленым видом лучше всего символизировало идею божественной вечности, которую исповедует здесь Авраам. Быт.21:34 . И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие. Т.е. на правах временного владельца, или арендатора, а не полного хозяина ( Деян. 7:5 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.2:23 . И сказал человек: По мнению всех лучших толковников, Адам, находясь в глубоком таинственном сне, во время которого Бог вынул у него ребро для создания ему жены, не терял своего сознания, почему и мог сказать эти слова. вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; Это обычное библейское изречение, выражающее идею тесного физического родства, быть может, ведущее свое начало именно от этого первобытного факта ( Быт. 29:14 ; Суд. 9:2 ; 2Цар. 5:1 ; 1Пар. 11:1 и др.). она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Еврейское слово «жена» (иша) произведено от слова «муж» (иш) и этим самым навсегда запечатлело в себе ясный намек на историю ее происхождения. Быт.2:24 . Потому оставит человек отца своего и мать свою Едва ли можно приписывать эти слова Адаму, поскольку он, не зная, в качестве родоначальника всего человечества, никаких родителей, не имел ни нужды, ни даже самой возможности говорить о них. В виду этого, с большим правом следует приписать их или Моисею, как законодателю брачного союза у евреев ( Исх. 21:1–11 ; Втор. 21:11–17, 24:1–5 ) и автору книги Бытия, или же, что еще лучше, основываясь на словах Иисуса Христа ( Мф. 19:5 ) – самому Богу, освятившему этим таинство брачного союза и давшему ему основоположение на будущее время. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой – провозглашает два основных его закона – единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание ( Мф. 19:4–5 ; Мал. 2:14–15 ; 1Кор. 6:16 ; Еф. 5:31 и др.). и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. Слово «прилепится» по-еврейски выражено глаголом дабак, означающим «поглощаться», «ассимилироваться», «уподобляться» ( Втор. 10:20 ; 3Цар. 11:2 ), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании , так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью ( Еф. 5:30–31 ), Иоанн Златоуст , Августин и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В бессилии вражеского войска и лучшей его части – конницы Давид был убежден по неоднократному опыту собственной боевой жизни. Так, некогда «Давид поразил Адраазара, царя Сувского, когда тот шел, чтобы восстановить свое владычество при реке Евфрате. И взял Давид у него тысячу семьсот всадников и двадцать тысяч человек пеших, и подрезал Давид жилы у всех коней колесничных, оставив себе из них для ста колесниц» ( 2Цар.8:3–4 ; ср. Пс.19:7–10 ). Напротив, сам Давид спасался неоднократно при чрезвычайной и очевидной помощи Божией. Он сам говорить о себе: «Ныне познал я, что Господь спасает помазанника своего; отвечает ему с святых небес своих могуществом спасающей десницы Своей. Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся. Они поколебались и пали; а мы встали, и стоим прямо» ( Пс.19:6, 7–9 ). 18–19. Се, очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его: избавити от смерти души их, и препитати я в глад. Очи Господни или милостивые взоры Господа, как Промыслителя, обращены на боящихся Его или благоговеющих пред Его силой и державой, в сознании, что от Него не избавится никакой злодей, и – на тех, кто уповает на милость Его, а не на войско, не на свое мужество, не на коня боевого. Так люди богобоязненные надеются на Господа в той мысли, что Он избавит души их от смерти, когда постигнут их бедствия войны, или во время голода пропитает их. Так именно спасал Господь богобоязненного Авраама и других патриархов; так спасал и благословенное потомство их – народ Еврейский от голода и меча неприятелей в Аравийской пустыне. 20–22. Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть, яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Вместе со всеми людьми богобоязненными псалмопевец исповедует свою твёрдую надежду на промысл Божий. Он говорит: «душа наша уповает на Господа, ибо Он Помощник и Защититель наш» – в бедствиях голода или войны; о Нем – при Его помощи и защите – веселится сердце наше, ибо мы надеемся на Его святое имя – на неизменную Его милость к нам и силу, поборающую за нас. – «Да будет же, Господи, милость Твоя над нами так, как мы уповаем на Тебя», – именно, что Ты спасёшь душу нашу от смерти и во время голода пропитаешь нас (ст. 18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010