(3) Согласно имеющемуся преданию, Саул в течение недели (10:8) был помазан по велению Яхве (10:1), был публично избран жребием и представлен народу а после освобождения города Иависа возведен народом в цари в Галгале (11:15), а потом несмотря на все это Яхве отверг его (13:7b–15a). Соответствует ли первоначальному преданию столь быстрая перемена решения Яхве? (4) Почему после победы над амаликитянами отвергается Саул, хотя животных пощадил не он, а народ ( 1Цар.15 )? Почему приговор, вынесенный ему, не связывается с резней, устроенной им в Номве ( 1Цар.22:18, 19 )? (5) С одной стороны, народ отвергает Яхве как своего Царя, желая иметь царя подобно прочим народам ( 1Цар.8:7, 10:18 , 19а). С другой стороны, Яхве гарантирует вечное существование дома Давидова ( 2Цар.7 :11b, 16) и царского престола Соломона Как соотносятся высказывания, направленные против царской власти и в ее поддержку? 2.2 Пред-девтерономические предания Книги Самуила, дошедшие в девтерономической редакции, содержат, по общему мнению исследователей, пред-девтерономические комплексы рассказов, каждый из которых носит собственные характерные черты. При внимательном рассмотрении можно увидеть, что эти комплексы состоят из более древних рассказов, первоначально бытовавших вне связи друг с другом: 2.2.1 Самостоятельный рассказ о Сауле Рассказы о Сауле повествуют о том, что юноша избирается Богом, и народ провозглашает его царем ( 1Цар.9:1–11:15 ). Они изображают Саула человеком, который способен добиваться своего ( 1Цар.14:16–23 ) и стремится к точному соблюдению израильских традиций (14:31–35). Он даже готов умерщвить собственного сына, если тот согрешил (14:24–30, 36–46). Эти характерные черты ясно отличают древнее предание о Сауле от позднейшей критической версии, близкой Второзаконию ( 1Цар.13 :7b–15a; 15:1–35). До сих пор названные рассказы о Сауле отличаются также и от рассказа о восхождении к власти Давида. Это особенно бросается в глаза, если сравнить друг с другом два рассказа о смерти Саула ( 1Цар.31:1–13 и 2Цар.1:1–16 ). В первом рассказе Саул сам бросается на меч ( 1Цар.31:4 ), а по другому преданию он просит нанести ему смертельный удар амаликитянина ( 2Цар.1:9, 10 ). Поскольку второй рассказчик внимательно следит за тем, чтобы Давид был полностью невиновен в смерти Саула, то эта история, очевидно, относится к повествованию о восхождении Давида. В первом предании ( 1Цар.31:1–13 ) фигурируют жители Иависа. которые торжественно хоронят на своей земле тело Саула в знак благодарности за освобождение их города ( 1Цар.11:1–11 ). Поэтому возможно, что данный рассказ относился еще к независимому преданию о Сауле. К нему же относится, вероятно, и посещение Саулом мудрой женщины из Аэндора (1Цар Давид упоминается здесь только в тексте, внесенном при редактировании (28:18). Можно предполагать, что независимое предание о Сауле возникло на Севере и было принесено в Иуду в 722г. до н.э. 2.2.2 Предание о ковчеге

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Общий вывод из всех отрицательно-критических гипотез о происхождении законов о единстве места общественного богослужения тот, что эти законы очень поздни и не принадлежат Моисею. Свое положение критики подтверждают свидетельством исторических книг, что у Евреев всегда было много мест общественного богослужения. Так, уже при Иисусе Навине, когда скиния до времени Самуила находилась в Силоме ( Нав.18:1 ; Суд.18:31 ; 1Цар.1:3;4:3 ), собирались Евреи пред Господа также к какому-то святилищу в Сихем (Нав.24гл.). В период судей Евреи приносили жертвы в Бохиме на месте явления Ангела ( Суд.2:5 ), Гедеон положил ефод в Офре (8:27), старейшины с Иефаем собирались пред Господом в Массифе (И.11:20,1), где при Самуиле и жертвы приносили ( 1Цар.7:5–17 ). При Самуиле, когда ковчег завета находился в Кириафариме ( 1Цар.7:2 ), построен был им жертвенник в Раме ( 1Цар.7:17 ) и приносились жертвы в городе земли Цуф ( 1Цар.16:5 ). При Сауле и Давиде ковчег завета находился в Кириафариме ( 2Цар.5:3 ), стол хлебов предложения и священники были в Номве (1Цар.21гл.), собирались к Господу в Хеврон ( 2Цар.5:3 ). При Соломоне, когда ковчег находился в городе Давидовом (2Цар.6гл.), главный жертвенник находился в Гаваоне ( 3Цар.3:3 ). И по построении храма много жертвенников было на высотах, с коими ратовали Езекия ( 4Цар.18:4 ) и Иосия ( 4Цар.23:15 ). Не ясно ли, говорят критики, из приведенных свидетельств, что строгие законы о единстве места богослужения, излагаемые в книге Левит и Второзакония, были неизвестны Евреям и появились не ранее Езекии и Иосии? Ясно, да не очень! Разберем приводимые критиками библейские свидетельства. Действительно, как и предполагают критики, эти свидетельства стоят в согласии с древнейшим законом ( Исх.20:24 ). Но этот закон критики толкуют неправильно. Он повелевает устроять жертвенники и приносить жертвы не там, где человеку вздумается, а где повелит Господь: где Я положу память имени Моего. Та же мысль, как мы видели, заключается и в законах Второзакония и такое понимание этих законов проходит через всю историю Евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Признавая, по указанию LXX, что этот псалом действительно написан Давидом, происхождение его можно относить ко времени вскоре после перенесения Кивота Завета на Сион (ст.2). Давид не раз уже одерживал победы над филистимлянами, исконными врагами Израиля ( 2Цар.5:17 и д.), и Господь, помогавший ему в этих победах (там же ст.19,23,24), тем самым показал язычникам, что Он есть Царь (ст.1 ср. Пс.95 и 96). Некоторое время соседние языческие народы держали себя спокойно ( 2Цар.7:1 ) и Давид думал уже, что их с успехом можно призвать присоединиться к почитанию единого Бога на Сионе (ср. Пс.95и д.). Но они слишком скоро снова со всех сторон восстали против Давида ( 2Цар.8:1–14 ) и дали ему повод засвидетельствовать победную силу своего упования на Бога. Псалом наш мог быть выражением упования на Бога, которое Давид имел в борьбе с гордо восстававшими против него врагами и вместе призывом к своему народу, обратиться с молитвою к Царствующему на Сионе. Псалмопевец сначала выражает свою твердую надежду в угрожающих опасностях; Господь – Всемогущий (седяй на Херувимех) – есть Царь, и уже показал Себя таким в прежних поражениях врагов; пусть же они себе мятутся, пусть весь мир восстает против меня (ст.1) 729 . Бог, царствующий среди нас на Сионе, сильнее всех народов (ст.2). Да прославляет Его Израиль, потому что Бог для его пользы показал Себя Святым и праведным, так как Он смирил гордых врагов (особенно во времена судей столь страшных филистимлян) и доставил Своему народу победу над ними (ст.3–4) 730 . Прославляйте Его, прямо обращается Давид к народу, молитесь Ему, Святому Богу на месте жилища Его! (ст.5) 731 . Подражайте в этом великим мужам молитвы, чтобы подобно им Бог услышал вас и подал Свою милость (ст.б) 732 . Конечно, эти мужи самым точным образом соблюдали также заповеди Божий, и чрез это делались достойными таких милостей (ст.7). Это замечание очевидно псалмопевец сделал с целью показать народу, что и Его молитвы тогда только будут приятны Господу и только тогда действенны, когда они будут исполнять закон завета. Слушая тех великих мужей, Бог внимал народу, за который они молились; но однако молитвы их были действенны только тогда, когда народ раскаивался; иначе и прошения этих героев молитвы не могли удержать мщения Божия (ст.8) 733 . Внушив таким образом указанием на опыты услышания молитв в древние времена и указав также необходимые требования для услышания молитв, псалмопевец снова призывает народ с усердием идти к жилищу Божию и молиться Господу (ст.9) 734 . Псалом 99. Призыв к благодарственности за все милости завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Самуил, совершающий, согласно древнему преданию, помазание Саула на царство по желанию Яхве ( 1Цар.10:1 ) и открыто провозглашающий его избранником Яхве (10:24), к концу царской эпохи начинает изображаться самым ярым противником Саула. Саул отверг слово Яхве, и за это сам Яхве отвергает его ( 1Цар.15:23, 26 : ср. 13:13, 14). В конце концов оказывается, что Самуил не только слышал от Яхве, что царство, подобное существующему у других народов, противоречит владычеству Царя Яхве ( 1Цар.8:6–8, 10:18 , 19а), но и доказал, будучи судьей Израиля, что филистимлян можно разгромить и без царя ( 1Цар.7:2–14 ). 3.2 Успех как средство легитимации Критический взгляд на монархию не мешал другим жителям Израиля и Иуды видеть в Давиде образцового правителя. При этом, очевидно, играло роль то соображение, что чем дольше династию Давида находилась у власти, тем больше в ней видели дело самого Яхве. Поэтому с течением времени образ Давида становился более светлым. В придворной истории отношение к Давиду было благосклонным с самого начала. Более поздний повествователь выразил, по мнению Э. Вюртвайна (Würthwein), свою симпатию к царю еще более определенно. Теперь Давид полностью предает свою судьбу в руки Бога ( 2Цар.15:25, 26 ), он терпимо относится даже к проклинающим его, ибо им повелел поступать так сам Яхве (16:9–12). Высоко оценивается ум Хусия, друга царя (17:5–14). Наоборот, в уста Ахитофела вкладывается совет, противоречащий обычаям древнего Израиля (16:21, 22). Таким образом, на долгое время должна была утихнуть и критика в адрес Соломона. В новелле о Вирсавии и Соломоне в ее теперешнем виде Соломон изображен законным наследником Давида, которого поставил Яхве (ср. 3Цар.1:46–48, 2 :15b, 24). Для того чтобы Соломон не считался рожденным от незаконной связи, было удачно использовано раннее предание ( 2Цар.12 16–23), и это позволило снято с него обвинение в том, что он родился от прелюбодеяния (T. Veijola). Теперь рассказывали так: после смерти первого сына Вирсавия стала законной женой Давида и, будучи таковой, она родила Соломона ( 2Цар.12:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

соч. стр. 274, однако, его мнение, в сущности, ни на чем не основано. Hengstenberg справедливо замечает, что Эвальд здесь основывается только на произвольном толковании псалма 2-го. Указ. соч. стр. 133. Действительно, здесь Эвальд-историк искажает историю в интересе Эвальда-комментатора. 437 Определенное представление о праве наследства царской власти едва ли еще выработалось и теперь, это было первое наследование от отца к сыну. 442 Ewald дает ему 20 лет. Указ. соч. стр. 263. Данные, заключающиеся во ( 2Цар. 12:24 ), как будто противоречат ( 1Пар. 3:5 ), откуда выходит, что Соломон был не второй, а четвертый сын Вирсавии Сн. также ( 1Пар. 14:4 ; 2Цар. 5:14 ). Если Соломон был действительно четвертым сыном Вирсавии, то ему при воцарении не могло быть более 14 лет. Но действительно ли он был четвёртый? Этому противоречит, во-первых, ( 2Цар. 11:27, 12:18, 24 ), откуда довольно ясно видно, что Соломон был вторым сыном Вирсавии. Во-вторых, мы должны бы были признать Соломона четвертым сыном Вирсавии только тогда, когда с уверенностью могли бы сказать, что в ( 1Пар. 3:1–8 ) все сыновья Давида перечисляются по порядку старшинства. Однако, последнее очень сомнительно. Предположение перечня по старшинству ведет к некоторым несообразностям. Действительно, первые 6 сынов перечислены по старшинству: но если мы предположим то же и относительно последних, то выйдет, что у Давида, в первый 7 лет царствования, родилось 6 сыновей, затем, когда, сказано, он взял еще жен в Иерусалиме ( 1Пар. 14:3 ), в течение 19 лет (предполагая, что Соломон был четвертым у Вирсавии и при воцарении имел 14 лет) он имел только 4 сына и, притом, от одной Вирсавии, наконец, после 56 лет возраста в какие-нибудь шесть-семь лет, когда еще могли у него быть дети, он имел 9 сынов. Уже эта несообразность заставляет предположить, что начиная с 5 стиха перечисление по старшинству прекращается. Нет сомнения, что в родословных употреблялись некоторые особенные приемы, в силу которых перечисления не всегда сообразовались со старшинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

8 . Бесстрашно готовится Давид выступить с своим небольшим войском против громадных полчищ Авессалома ( 2Цар.18:1–4 ) и, зная из многочисленных опытов прежних войн Израиля и своих собственных, что успех сражения зависит не от многочисленности войск или военного искусства, а единственно от помощи Божией, он обращается в Господу с мольбою невидимо стать с его войском на его защиту и, вопреки уверениям врагов в безнадежности его положения, явить ему спасение, подобно тому, как прежде всегда спасал его от их ярости, беспощадно разбивая им челюсти и зубы, как кровожадным зверям, готовым пожрать его (ср. Пс.26:2 ). Молитвенное воззвание: восстань ( воскрн) Господи, – ведёт начало от Моисея, который во время странствования евреев в пустыне, когда поднимали ковчег завета, чтобы нести его впереди войска, обыкновенно обращался в Господу с молитвою: «восстань, Господи, и рассыплются враги Твои и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» ( Числ.10:85 ). Эту молитву любил произносить и Давид, когда выступал на войну ( Пс.67:2–3 ) в сопровождении ковчега завета ( 2Цар.11:11 ). Хотя в походе против Авессалома с Давидом и не было ковчега завета ( 2Цар.15:24, 25:29 ): но уверенный, что Господь и в удалении от видимого жилища Его, св. горы Сионской, слышит молитву Своего помазанника (ст. 5), он вполне убеждён, что Господь и без видимого образа Своего присутствия одинаково может выступать с его войском и поражать врагов его. Выражение: Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих – указывает на крайнее посрамление врагов его от Господа, так как удар по щекам и вообще по лицу, как благороднейшей части тела, есть самая грубая обида, самое тяжкое оскорбление для человека (ср. Иов.16:10 ; Пл.3:30; Мф.26:67 и др.). а слова о «сокрушении зубов» указывают на совершенное обезоружение его врагов и доведение их до невозможности вредить ему. «Образ выражения заимствован от зверей, которые, если лишены зцбов, ни мало не опасны и удобно одолеваются» (Феодорит). Врагов своих Давид называет нечестивыми (слав. грешниками) потому, что они совершенно, напрасно, по одной только злобе“ (Зигабен) восставали против праведника и в лице его против начал истин и благочестия, которых он был представителем, и против Божественного Промысла, которому угодно было возвысить и прославить его (ср. 1Цар.18:12, 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Гадара , древний город васанский, славившийся теплыми источниками. Здесь Иисус Христос исцелил одержимого легионом бесов, которые с дозволения Его вошли потом в стадо свиней ( Лк.8:26–57 ; Мк.5:1–17 ). Салха , город на северной границе восточного полуколена Манассиина ( Нав.13:11 ). Беештера ( Нав.21:27 ), город левитский, отданный потомкам Гирсоновым ( Нав.21:27 ). Гессур , город и область этого же имени, в Трахонитиде. Эта область была назначена восточному полуколену Манассиину, но оно не изгнало ее жителей ( Нав.13:13 ). Во времена Давида эта область имела своего царя Фолмая, на дочери которого женился Давид, и от которой он имел Авессалома. Авессалом, убив Амнона, убежал к царю Гессурскому, своему деду ( 2Цар.13:37 ). – Существовал другой Гессур, о котором говорится в первой книге Царств ( 1Цар.27–28 ); он находился, между страной Филистимлян и Египтом, но положение его в точности неизвестно. § 33. Замечательные города в уделе колена Гадова Ефрон , большой и укрепленный город. Жители Ефрона заперлись в нем, завалили ворота камнями и отказали в проходе через него Иуде Маккавею, который, после сожжения Карнаима, возвращался в Иудею. Иуда, после осады Ефрона, продолжавшейся сутки, разрушил его, побил весь мужеский пол в нем и прошел через город по убитым ( 1Мак.5:45–51 ). Васкама ; здесь был убит Ионафан Маккавей. Трифон пригласил Ионафана в Птолемаиду для переговоров о сдаче крепостей и, схватив, задержал его. Тогда Симон, брата Ионафана, провозглашенный вождем всего народа, выступил с войском против Трифона; Трифон объявил, что возвратит свободу Ионафану, если Симон пришлет сто талантов серебра и в залог двух сыновей Ионафановых. Симон исполнил его требование. Но Трифон обманул его и не отпустил Ионафана; отправившись в Галаад и приближаясь к Васкаме, он умертвил Ионафана, и он погребен там ( 1Мак.12:39–48; 13:12–25 ). Маханаим , при потоке Иавоке. Слово Маханаим значит ополчение. Так названо это место Иаковом, который видел здесь ангелов, когда возвращался от Лавана на свою родину ( Быт.32:2 ). Маханаим был местопребыванием Иевосфея, сына Саула, царствовавшего в течение двух лет над всем Израилем, за исключением дома Иудина ( 2Цар.2:8–10 ). В Маханаим удалился Давид во время возмущения Авессалома ( 2Цар.18:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Скачать epub pdf Псалом 41 Сей 41-й псалом имеет следующее надписание: В конец, в разум сынов Кореовых псалом Давиду. Надписание это, составляющее 1-й стих, дает знать, что псалом этот составлен одним из сынов Кореевых. Под именем сынов Кореевых, в царствование Давида и позднее, известно было одно левитское семейство певцов ( 1Пар.6:22, 9:19, 33 ). Некоторые члены этого семейства были не только певцами псалмов, но и составителями их. А так как предметом псалма служит все-таки бежавший от Авессалома Давид, в чем по многим внутренним признакам нельзя сомневаться, то ученые толковники этого псалма и полагают за достоверное, что в числе немногих оставшихся верными Давиду и сопровождавших его в изгнание был кто-либо из певцов-левитов Кореевой фамилии, который и написал как сей 41-й, так и следующий за ним и составляющий его продолжение Пс.42 . В сердечном участии к тяжко скорбной участи изгнанного царя он живо представлял себя в его положении, в его душевном настроении, и из души его, следовательно некоторым образом во имя Давида, вылилась эта песнь, одна из прекраснейших в Псалтири. Пс.41:1 Составляет надписание, о котором сказано выше. Пс.41:2 Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Елень, по-русски – «лань», или «горный олень», животное быстроногое и неспособное переносить продолжительную жажду, и когда возжаждет, то стремительно несется по горам и утесам, разыскивая источники воды, в которых могло бы удовлетворить свою жажду. С этим животным в состоянии сильной его жажды сравнивает здесь себя благочестивый певец псалма, всегда горевший любовью к Богу и святому жилищу Его (ср. Пс.25:6–8, 26:4 , Пс.60 и др.), стремившийся в многочисленном сонме торжествующего народа в дом Божий, чтобы там пред жертвенником на гуслях воздавать славу всегдашнему своему Заступнику и Спасителю, Богу радости и веселия своего (ниже ст. 5, 6; Пс.42:3, 5 ), но который, при совершенной безопасности от внешних врагов и вполне цветущем религиозном и гражданском состоянии Израиля, подвергнется гонению от внутренних личных врагов, от человека лукавого и несправедливого, от народа недоброго ( Пс.42:1, 41:10, 54:13–14 ); так что находит себя вынужденным бежать из святого города ( 2Цар.15:14 ) и, преследуемый их оскорблениями и ругательствами (ниже ст. 4, 10, 11), укрывается за Иорданом, при горах Ермонских (ст. 7, ср. 2Цар.17:22–24 ). Это и есть сам царь Давид, который во время восстания сына своего Авессалома принужден был удалиться из Иерусалима и пребывать вдали от жилища Божия, в восточной Иорданской стране, в Маханаиме (или Манаим) – левитском городе, Галаадской области ( Нав.21:38 ; 2Цар.2:8–9 ), примыкавшей северною своею границей к юго-восточным оконечностям хребта Ермонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Первая из книг издана на русском, а последняя – на русском и еврейском языках – для этих сектантов. Надо знать и талмуд Переферковича. Предметами для бесед с сектантами могут быть, преимущественно, такие пункты: 1) невозможность спасения в настоящее время по закону Моисея и по примеру Товита, трех отроков в Вавилоне и Даниила; 2) пришельцы; 3) рассеяние евреев; 4) собрание евреев; 5) перемена праздников; 6) перемена законов; 7) перемена народа; 8) о Мессии (время Его пришествия, благословение Иаковом Иуды, видение истукана, седмины Даниила, в какой храм должен прийти Мессия, рождение от Девы, жизнь и страдание Его» 233 . К сказанному, мы должны прибавить, что один из самых существенных пунктов для миссионерских собеседований с жидоветвующими, есть уяснение понятия о Троичности Лиц в Боге, на основании ветхозаветного Божественного Откровения. Затем, если миссионер сумеет расположить жидовствующих к собеседованиям, он может раскрыть перед ними, на основании ветхозаветного Св. Писания, всю евангельскую историю, приблизительно, по следующей программе: 1) Мессия – семя жены ( Быт. 3:15 ); 2) Время пришествия Мессии; а) пророчество Иакова ( Быт. 49:8–10 ); б) пророчество Даниила ( Дан. 9:24–27 ); в) пророчество Аггея ( Агг. 2:6–10 ) и г) пророчество Малахии ( Мал. 3:1 ); 3) колено, из которого должен произойти Мессия: а) Мессия – потомок Авраама ( Быт. 22:18 ); б) потомок Исаака ( Быт. 26:4 ); в) потомок Иакова ( Быт. 28:14 ); г) Мессия произойдет от колена Иуды ( 2Цар. 7:11–16 ; Пс. 88:36–38 : Ис. 11:1–3; 11:10 ; Иер. 23:5–6; 33:15–16 ; Иез. 34:23–24 ); 4 . Место рождения Мессии ( Мих. 5:2 ); 5 . Образ рождения Мессии ( Ис. 7:14 ); 6 . Мессия – Бог и человек ( Иер. 23:5–7; 33:14–16 ; Пс. 2:7, 44:7–8; 109:1, 3 ; Ис. 7:14; 9:6; 40:3, 10 ; Мал. 3:1; 4:2 ); 7 . Мессия – пророк ( Втор. 18:15 ; Пс. 2:7–12 ; Ис. 2:2–4; 42:6–7; 49:6; 52:10; 55:3–6; 61:1, 12 и др.; Иер. 31:31–35 ; Мал. 1:10–11 ); 8 . Мессия – первосвященник ( Пс. 109:4 ; Ис. гл. 53); 9 . Мессия – царь ( 2Цар. 7:16 ; Пс. 2:3; 44:4, 8; 71:8–11 ; Ис. 9:6–7; 11:5–8, 10; 52:7, 10; 60:6; 61:5 и др.; Иер. 23:5–6 ; Иез. 34:23–26 ; Наум. 1:15 ; Зах. 9:9–10 ; Мих. 4:3–4; 5:2 и др.); Разные обстоятельства из жизни Мессии: 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

8:1–7 Ср. отличные отданного перечни в 7,6–12; Быт. 46,21.22 ; Чис. 26,38–41 . 8:8–13 в земле Моавитской. О живших в ней израильтянах см. Руфь 1,1.2 и 1Цар. 22,3–5 . 8:29–40 В этом перечне, который, в основном, повторяется в 9,35–44, потомки Вениамина, жившие в Гаваоне, прослежены до Саула (8,33) и на много поколений после него. 8 родил... Ешбаала. Ешбаал («человек Ваала») очевидно, первоначальное имя человека, который фигурирует и под другими именами: Иессуи («человек Господа»; 1Цар. 14,49 ) и Иевосфей («человек позора»; 2Цар. 2,8 ). 8 Мериббаал. Это первоначальное имя Мемфивосфея («из уст стыда»). Сначала оно, возможно, писалось как Мерибаал (см. ком. к 9,40; «герой Ваала» или «возлюбленный Ваалом»), но позже было изменено на Мериббаал, означающее, предположительно, «противник Ваала» (см. 2Цар. 4,4 ). Глава 9 9 все Израильтяне. Летописец подводит итог обзору колен Израилевых, рассматривая всех их представителей в качестве единого народа (см. ком. к 11,1; 2Пар. 10,1; 29,24 ). 9:2–34 Первые жители... во владениях своих. В данном перечне названы представители народа Израильского, первыми переселившиеся из Вавилона на родину. Ср. Неем. 11 . Этот отрывок делится на пять частей: Введение (9,2.3), перечни потомков Иуды (9,4–6) и Вениамина (9,7–9), священников (9,10–13) и левитов (9,14–34). 9:1–2 переселены... жили во владениях своих. Летописец упоминает вавилонский плен и возвращение из него. 9 во владениях своих, по городам Израильским. Т.е. переселенцы поселились во владениях, по праву им принадлежащих. Израильтяне, священники, левиты и нефинеи. Следующий далее перечень (9,4–34) включает в себя названные здесь категории, за исключением нефинеев (служителей при храме). Они, по всей видимости, были иноземцами, в свое время слившимися с левитами (см. Нав. 9,23 ; Езд. 8,20 ). 9:3–4 Летописец перечисляет некоторых видных представителей колен Иудина и Вениаминова, вошедших в число переселенцев. 9 из сынов Иудиных... Вениаминовых... Ефремовых... Манассииных. Летописец перечисляет возвратившихся из плена потомков Иуды (9,4–6) и Вениамина (9,7–9) и ничего далее не уточняет о Ефреме и Манассии. Объясняется это тем, что Езекия осуществил объединение северного и южного царств (см. ком. к 2Пар. 29,1 36,23). До того были уведены в плен и затем отпущены представители всех колен Израилевых, населявших оба царства. Поэтому летописец и посчитал необходимым упомянуть в числе обратных переселенцев потомков Ефрема и Манассии. Но поскольку Иуда и Вениамин представляли собой южное царство, откуда происходил род Давида и где находился храм, им, как и прежде, уделено большее внимание (9,4–9; ком. к 2,3–9,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010