VII, 14– Δαβ´δου φλος, друг Давида – название, напоминающее титул Хусия ( 2Цар.15:37, 16:17 ) ); некоторые (Гретц, проф. М. Гуляев 2 ) отождествляют Рисия со священником Ира ( 2Цар.20:26 ). «Сильные Давидовы» (евр.: гибборим ашер ле Давид; LXX: ο δυνατο το Δαβιδ, Vulg.: robur exereitus D. ) – гвардия телохранителей Давида, числом 37 ( 2Цар.23:8–39 ; 1Пар.11:10–47 ), называются также Хелефеи и Фелефеи (евр. Крети, Плети), ниже ( 3Цар.1:38,44 ), ср. ( 2Цар.15:18,20:7 ; 1Пар.18:17 ), начальником их был Ванея ( 2Цар.8:18 ; 2Цар.20:23 ). По примеру Авессалома ( 2Цар.15:8–12 ), Адония устраивает для участников заговора пиршество (с жертвоприношением – для придания делу религиозного отпечатка) «у камня Зохелет, что у источника Рогель» (евр.: им эбен (газ) Зохелет ашер ецел Эйн-Рогел. LXX: μετ λθου τ Ζωελεθ ς ν χμενα τς Ρωγηα. Vulg.: juxta lapidem Zocheleth, qui erat vicinus funti Rogel): камень или скала Зохелет (по Евсевию и блаж. Иерониму. Onomastic, 471, Ζωελθ, Zoeteth) – по словопроизводству – «ползучий» камень или камень «змея» (может быть, название это имеет связь с «источником Драконовым» ( Неем.2:13 ), но, без сомнения, оно не имело никакого отношения к почитанию «медного змия» ( 4Цар.18:4 ), как толкуют некоторые западные экзегеты). Источник Рогель или Эйн-Рогель ( Нав.15:7,18:16 ), (Onomastik. 804) лежал на границе Иудина и Вениаминова колен, принадлежа по разделу к последнему (цит. мм.), к юго-востоку от Иерусалима ( 2Цар.17:17 ), в прекрасной плодородной равнине; по И. Флав. (Иудейские Древн. VII, 14, 4), «вне города, у ручья, в царском парке» ( ν τ βασιλικ παραδεσω). Теперь его отождествляют с источником Бир-Эйюб на юго-восток от Иерусалима, при соединении долин Иосафатовой и Гинномовой (Robinson. Palastina. Bd. II (1841), 138 ff. ). 3Цар.1:11 .  Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царем, а господин наш Давид не знает о том? 3Цар.1:12 .  Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. По жестокому обычаю древности, доселе сохраняющемуся на Востоке, при всех насильственных политических переворотах новый царь истреблял всех родственников и членов дома своего предместника или противника (ср. Суд.9:5 ; 3Цар.15:29 ; 4Цар.10:6–13,11:1 ): это подтверждает и последующая судьба Адонии ( 3Цар.2:24–25 ). В случае осуществления заговора последнего Соломону и его матери грозила бы подобная опасность, которую и считает долгом предотвратить пророк Нафан. По выражению Давида ( 1Пар.22:5 ) Соломон в данное время был «молод и малосилен», а по словам молитвы Соломоновой по вступлении на престол ( 3Цар.3:7 ) он был «отрок малый»; однако из снесения ( 3Цар.11:42 ) с ( 3Цар.14:21 ) оказывается, что при вступлении на престол у Соломона был уже однолетний сын Ровоам, следовательно, Соломон имел тогда, по крайней мере, 18 лет (По И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7; 8–12 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Сирийцы, Сирия I. 1) сирийцы, или арамеи – их родоначальник Арам назван среди сыновей Сима ( Быт. 10:22 ), – это группа семит. племен, в течение столетий распространившихся в Сирии, Месопотамии и сев. части вост. берега р. Иордан. ВЗ называет родиной С. Каир ( Ам. 9 – в евр. оригинале – Геир). Арамеями считались и не происходившие от Арама потомки Нахора, брата Авраама ( Быт. 22:20–24 ; Быт. 25:20 ; Быт. 31:24 ). Судя по Быт. 31:47 , Лаван говорил по-арам. (⇒ Арамейский язык, I). Иаков, вероятно, по причине его пребывания в Сирии и женитьбы на дочерях Лавана, также упомянут как «странствующий Арамеянин» ( Втор. 26:5 ). 2) в ассир. надписях сирийцы – называемые «араму», «аруму», «ариме» или «армаия», – упоминаются начиная с XII в. до Р.Х. Они продвигались от аравийско-сирийской пустыни к Евфрату, одноврем. с этим появились в Вавилонии и двигались по направлению к Кархемишу. Около 1000 г. до Р.Х. арам. ⇒ халдеи пришли на юг Вавилонии; в долине Хабора (Ховара) и Балиха, как и вокруг Зинджирли, существовали арам. царства. Сев. и вост. Кархемиша гос-во арамеев располагалось на обоих берегах Евфрата. На юге Сирии также находился ряд небольших арам. царств: Дамасское ( 2Цар. 8:5 ) – юго-вост. Антиливана, царство Цова (в Синод. пер. – Сувское, 2Цар. 8:3 ) – сев. него и, вероятно, включало и сев. часть равнины Бекаа; царство Рехов ( 2Цар. 10:8 ), предположит. находившееся в юж. части Бекаа, у Ермона (ср. Суд. 18:28 ); царства Мааха ( 2Цар. 10:8 ) и Гессур ( 2Цар. 15:8 ) охватывали области сев. и сев.-вост. Геннисаретского озера; царство Тов ( 2Цар. 10:8 , в Синод. пер. выражение иш Тов – «человек (в собират. смысле) Това» – передано как Истов) располагалось на Иармуке, вост. Едреи. У С. никогда не было единого государства; раздробленные мелкие сир. государства или города-государства становились объектами притязаний крупных централизов. гос-в; 3) израильтянам со времен Саула ( 1Цар. 14:47 ) и Давида ( 2Цар. 8:3.5 ; 2Цар. 10:8.19 ) приходилось бороться с арамеями. Подвластная Соломону тер. – вплоть до Типсаха на Евфрате – включала юж. часть Сирии ( 3Цар. 4:21 ; 2Пар. 8:3 ), сев. же государства арамеев оставались самостоятельными. После распада царства Соломона Дамаск (⇒ Венадад ⇒ Азаил ⇒ Рецин) был одним из опаснейших противников израильтян, особенно Северного царства (до тех пор, пока оба царства сохраняли независимость от великих царств Месопотамии);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Еще при конце периода судей они сделались для Израильтян более губительными, чем все прочие народы. Описание сражения Саула с ними наполняет в книгах Царств две целых главы 1Цар.13–14 . Этой борьбой начал Саул свое царствование, и она продолжалась во все его царствование ср. 14:52: И была упорная война против Филистимлян во все время Саулово. В битве против Филистимлян Саул и погиб. Последние были также первыми из врагов, с которыми пришлось иметь столкновение Давиду 2Цар.5:17. 9 . Таким образом, если бы рассматриваемый отдели появился в век Саула, то гениальный автор-поэт должен был бы ввести в свою эпическую поэму прежде всего Филистимлян и касательно их вести речь и против них одушевлять Израиля. Но этого сверх ожидания мы не видим в отделе. А если уж непонятными является во время Саула, что в числе враждебных Израилю народов поименованы именно Моавитяне, Эдомитяне, Амаликитяне и Кенеи и только эти, то еще более непонятными это является в отношении к позднейшей эпохе, именно к эпохе Давида. Самые опасные войны Давида были против сирийских царств, с которыми враждебное отношение началось еще при Сауле; его самые большие победы были одержаны над ними. Как он победил Адраазара, царя Совы, одного из очень могучих правителей, повествуется в 2Цар.8:3–4 ; о его покорении сирийского Дамаска, который помогал царю Сувскуму большой силой и который совершенно был подчинен Давидом, повествуется в 2Цар.8:5–6 . О блестящей победе Давида над многими союзными арамейскими царствами повествуется в 2Цар.10:5–18 ст. Рядом с Арамеями во время Давида особенно выступают Аммонитяне, – ср. сказание о великом их поражении во 2Цар.12:26 и д., которые уже к концу периода Судей сделались страшными для Израильтян и против которых сражался и Саул. Напротив, все в данном отделе упомянутые враги играли во время Давида только подчиненную роль, и покорение их упоминается только в немногих словах; покорение Моава в главе 2Цар.8:2 , Эдома 2Цар.8:14 , Амалика совершенно мимоходом в 2Цар.8:12 , а Кенеи даже совсем не упомянуты. Напротив, в Чис.22–24 не упомянут ни один из тех народов, с которыми Давид вел по необходимости продолжительные и упорные войны. А если мы к этому прибавим, что Амаликитяне в отделе Чис.22–24 изображаются окруженными ореолом могущества, какового во время Давида они уже не имели даже в малой степени, то для всякого станет ясно, что это предсказание невозможно объяснить из исторических обстоятельств Давидова времени, что оно должно возникнуть из почвы гораздо раннего времени. Точнее говоря, оно не соответствует никаким иным международным отношениям, кроме Моисеева времени, в которое все названные народы вступали уже во враждебное столкновение с Израилем и кроме них никто 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Таковы например: трагическое описание смерти Саула (1Цар.31 гл.), отношение Давида к Вирсавии и Урии со всеми его последствиями (2Цар.11—12 глл.), война с Авессаломом с исходом ее (2Цар.15—18 глл.), перепись народа и моровая язва (2Цар.24 гл.). Всякий читатель при чтении указанных отделов легко заметит, что все это могли излагать лишь очевидцы событий с полнейшею точностью. Благодарственная песнь Давида (2Цар.22 гл.) помещается в значительнейше сходном виде в Псалтири (Пс. 17-й) и имеет, таким образом, за себя «двух свидетелей.» Во многих надписаниях псалмов содержатся сокращенные, а иногда и полные, повествования об описываемых в книгах Царств событиях (Пс.3:7, 17, 33, 50, 51, 53 и мн. др.). Обычно свидетельствам надписаний соответствует, особенно по тону, характеру, мыслям и чувствам, и содержание самых псалмов (напр., псалмы 3, 17, 50, 51, 62 и мн. др.), а иногда и по упоминаемым в псалмах историческим лицам и событиям видно такое же соответствие (Пс.51; 53; 59). Мессианское обетование Давиду (2Цар.7:14—16), как выше сказано, воспроизводится во многих пророческих книгах, а кроме того в псалмах (Пс.77:70—72; 88:21—38; 131:1—5:11—12:17; 143:10) воспроизводится и вся жизнь его в связи с этим обетованием и освещаемой им дальнейшей историей иудейских царей (Пс.88:39—53). Можно сказать, что 3 и 4 книги Царств также излагают всю последующую историю иудейского и израильского царств в связи с тем же обетованием, и таким образом, оно уже имеет не «двух» только, а очень «многих» свидетелей, переходящих из Ветхого и в Новый Завет (Мф.1:1; Лк.1:32).    В числе «внешних» свидетелей могут быть указаны упоминаемые священным историком и точно обозначаемые им, как всем его читателям известные, вещественные памятники: большой камень на поле Иисуса Вефсамитянина (1Цар.6:18); камень Авен-Эзер (1Цар.7:12); также собственные имена, данные разным лицам и местам, в воспоминание о совершившихся при них или на них событиях: Самуил (1Цар.1:20), Ихавод (внук Илия — 1Цар.4:21), Села-Гаммахлекоф (1Цар.23:28), Хелкаф-Гадурим в Гаваоне (2Цар.2:16), Ваал-Перацим (2Цар.5­­ Ис.28:21), «Поражение Озы» (2Цар.6:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Числа в книгах Паралипоменон иногда показаны меньшие, чем в других книгах, повествующих о тех же предметах. Так как, напр., по книгам Паралипоменон, у судии Иаира с детьми было 23 города в земле Галаадской, а по показанию книги Судей – 32 ( 1Пар.2:22 ; Суд.10:4 ); по сказанию Паралипоменон, один из героев Давидовых одним разом поразил 300 врагов, а по свидетельству 2-й книги Царств – 800 ( 1Пар.11:11 ; 2Цар.23:8 ); по показаниям книги Паралипоменон, Бог через пророка Гада в наказание Давиду грозил трехлетним голодом, а по книгам Царств – 7-летним ( 1Пар.21:12 ; 2Цар.24:13 с подл.); по словам книги Паралипоменон, число способных носить оружие по ревизии Иоава из колена Иудова простиралось до 470 тысяч; а по книге Царств их было 500 тысяч ( 1Пар.21:5 ; 2Цар.24:9 ); по показаниям книг Паралипоменон, у Соломона было 400 кобылиц, для колесниц, а в книгах Царств насчитывается их 4000 (2Пар. с подл. 2Пар.9:25 ; 3Цар.4:26 ); по указаниям книг Паралипоменон, Иоахим 8 лет сделался царем иудейским, а по словам книги Царств 18. (2Пар. с под. 2Пар.36:9 ; 4Цар.24:8 ). – Часто также случается, что в книгах Паралипоменон числа увеличены сравнительно с показаниями других книг. Так, по сказанию книг Паралипоменон, Давид, после одного сражения с Сириянами, отнял у них 70000 колесниц, а посказаниям книг Царств – всего 7000 ( 1Пар.19:18 ; 2Цар.10:18 ); в книгах Паралипоменон говорится, что по ревизии Иоава способных носить оружие во всем еврейском царстве оказалось 1,000,000; а по книгам Царств – всего 800,000 ( 1Пар.21:5 ; 2Цар.24:9 ); по словам книги Паралипоменон, Давид купил у Орны гумно для жертвенника за 600 сиклей золота, а по словам книги Царств за 50 только сиклей серебра ( 1Пар. 21:25 ; 2Цар.24:24 ); по показаниям книг Паралипоменон, Соломон поставил надсматривать за рабочими 3600, а по книгам Царств 3,300 ( 2Пар.2:2 ; 3Цар.5:15,16 с подл.); море стеклянное, сделанное при храме Соломоновом, вмещало в себе, по показаниям книг Паралипоменон, 3000 баттов или мер, а по показаниям книги Царств 2000 ( 2Пар.4:5 ; 3Цар.7:26 с подл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

За это он получил чрез пророка Нафана божественное обещание, что Иегова утвердит царское достоинство за ним и его семенем после него, которое произойдет из чресл его, т. е. за его потомством, и оснует престол его царства навеки ( 2Цар.7:12 и пр.). Чрез это обещание, равно как чрез сооружение храма исполненное не самим Давидом, но сообразно с божественным повелением, только его сыном Соломоном, земное царское достоинство стало видимым представлением господства Иеговы в Израиле. Сион или Иерусалим стал средоточным пунктом не только земного царства, но вместе основавшегося во Израиле божьего царства; феократический царь сделался представителем Иеговы, сидя на «трон Иеговы» ( 1Пар.29:23 ) или «царского достоинства Иеговы» (28:5), чтобы творить народу суд и правду ( 2Цар.8:15 ) побеждать его врагов; заботиться о сохранении и в случае нужды о восстановлении святилища и законного культа ( 3Цар.6–8 ; 4Цар.12:4 и д.; 22:3 и д.), даже надзирать за священством и определять его служение ( 1Пар.23 и д; 2Пар.29–31 и д.), чтобы, наконец, в качестве главы народа, на вершине его являться во святилище пред Богом и во имя общества приносить молитву и жертву ( 2Цар.6:18 ; 1Пар.29:10 ; 3Цар.8:14 и д.) не захватывая впрочем свойственных священству богослужебных прав и отправлений. 1113 Чрез Давида и Соломона царское достоинство достигло высшей земной пышности и славы. Как помазанники Иеговы цари в глазах народа были священными лицами ( 1Цар.24:7,11; 26:11,16,23 . 2Цар.1:16 ), хотя и не были обоготворяемы – как это было у других восточных народов – и не были неприступными для подданных, напротив они лично возвещали народу суд в высшей инстанции ( 2Цар.15:2 ; 3Цар.3:9,16 и д.) и обыкновенно на войне предводительствовали войсками (1Цам.13:2 и д.; 2Цар.5:6 и др.), равно и в других случаях являлись часто между народом, чтобы делать распоряжения (1 С. 6: 3 Ц. 8). Для непосредственного исполнения своих повелений, а на войне для защиты своей особы, они имели телохранителей – Креты (Crethi) и Плети (Plethi), которые также исполняли данные ими приговоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Слово дом в надписании псалма может относиться к дому Давида ( 2Цар. 5:11 ), дому Господню ( 2Цар. 7:5 ) или свидетельствовать об использовании этого слова в период обновления Храма после осквернения его Антиохом Епифаном в 165 г. до н. э. Давид в свое время впал в излишнюю самоуверенность, надеясь на непоколебимость своего благоденствия (7). Он взял и укрепил крепость Сион ( 2Цар. 5:6–7 ), «преуспевал… и возвышался» ( 2Цар. 5:10 ), возросла мощь его армии, увеличивалась его семья ( 2Цар. 5:13 ), а враждебные филистимляне, вероятно, были уже сокрушены ( 2Цар. 5:17–25 ). Но Храм все еще восстанавливался. Если в этот период, когда Давид тешил свое тщеславие, Господь в Своей милости подверг его тяжкому испытанию, как бы вырвав из его рук чашу, которой тот намеревался насладиться, то в псалме это получило наилучшее выражение и стало прекрасным уроком для Давида, который осознал, что только милость Божья способствовала его возвышению и только милостью Божьей благоденствовал его дом. Именно тогда он почувствовал потребность воззвать к Господу с мольбой (9). 2–6 Смертельная опасность: благодарение и восхваление за услышанную молитву. Можно предположить, что множество сторонников Саула с негодованием взирали на то, что Давид захватил престол. Как торжествовали бы они при его неудаче! Но Давид воззвал к Господу, и Он исцелил его. 5, 6 Давид призывает святых (тех, кто любит Господа и кто любим Им) славить Господа не за испытания, а за то, что и посланные святым Богом испытания (святыня… гнев) способствуют благу человека. 7, 8 Высокомерие и самодовольство. Говорил в благоденствии (7), то есть благодушествовал, не осознавая грозящей опасности, и уверенность превратилась в самоуверенность, доверие в самодовольство (8). Благорасположение Господа привело Давида к процветанию, но достаточно было лишь небольшой тени, сокрывшей лицо Бога, чтобы Давид смутился, точнее пришел в смятение. 9–13 Смертельная опасность: ответ на молитву и прославление Бога. Взывал и умолял – здесь более точным был бы перевод: «не перестаю взывать и умолять». Поскольку Давид чувствовал, что он умирает вне Божьей благодати (10; ср.: 6, 8), то и не питал надежды на вечную славу ( Пс. 72:24 ). Но единственный путь спрятаться от Бога – уйти к Нему и молиться о милости, обращающей сетования в хвалу и дарующей духовное возрождение (12), внутреннюю радость и чувство постоянного пребывания с Господом (13: Боже мой… вечно). Псалом 30. День бедствия: молитва скорбящего

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

По В. Дитриху (Dietrich), ядро 2Цар.11 слл. и 3Цар.1 слл. представляет собой самостоятельную новеллу, в которой выступают Вирсавия, Нафан и Соломон, не названные в придворной истории. Эта новелла могла быть написана еще во времена Соломона в Иерусалиме. 2.3 Пред-девтерономические объединения текстов Древнейшие композиции были впервые объединены, очевидно, не в девторономической редакции, но «в значительной степени до Второзакония» (P Mommer). Разумеется, этот процесс может быть охарактеризован лишь приблизительно. Ранняя придворная история сама по себе уже составляет небольшое собрание. Ее центр – ситуация с Амноном была расширена за счет описания восстания Авессалома и мятежа Савея Эта традиция требовала логического продолжения темой прихода к власти Соломона. Но соответствующая этой теме новелла о Вирсавии и Соломоне прямо говорила о прелюбодеянии Давида с матерью Соломона 12) и указывала на бесцеремонное поведение нового царя после восшествия на престол 2). Таким образом, первоначально придворная история, настроенная доброжелательно по отношению к Давиду, и новелла, содержавшая критику Соломона, плохо сочетались друг с другом (W. Dietrich). Два этих предания можно было объединить лишь после того, как новелла о Вирсавии и Соломоне была подвергнута переработке в продинастическом духе ( 2Цар.12:24, 25 ; 3Цар.1:30, 46–48, 2:24 , 31b–33). В дошедшем до нас тексте расширенная придворная история ( 2Цар.11 – 3Цар.2 ) тесно связана с историей восхождения Давида к власти ( 1Цар.16:14 – 2Цар.5:12 ). Так, например, в обоих комплексах рассказов ( 1Цар.26:8, 9 ; ) критикуются сыновья Саруи (A.A. Fischer). Обработка и объединение и в этом случае преследует продинастические цели: на фоне насилия, к которому склоняются Иоав и его братья, тем ярче выделяется невиновность Давида. Его династии принадлежит будущее, как показывает включение в текст пред-девтерономического предсказания Нафана ( 2Цар.7 :1а, 2, 3, 4, 5, 8, 9а, 12–14а). План Давида построить дом для ковчега заставляет предположить, что старый рассказ о ковчеге был расширен за счет сообщения о перенесении ковчега в Иерусалим ( 2Цар.6 ) и вынесен вперед.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Всякий читатель при чтении указанных отделов легко заметит, что все это могли излагать лишь очевидцы событий с полнейшей точностью. Благодарственная песнь Давида (2Цар.22гл.) помещается в значительнейше сходном виде в Псалтири ( Пс.17 -й) и имеет, таким образом, за себя «двух свидетелей». Во многих надписаниях псалмов содержатся сокращенные, а иногда и полные, повествования об описываемых в книгах Царств событиях ( Пс.3,7,17,33,50,51,53 и мн. др.). обычно свидетельствам надписаний соответствует, особенно по тону, характеру, мыслям и чувствам, и содержание самих псалмов (например, псалмы 3,17,50,51,62 и мн. др.), а иногда и по упоминаемым в псалмах историческим лицам и событиям видно такое же соответствие ( Пс.51,53,59 ). Мессианское обетование Давиду ( 2Цар.7:14–16 ), как выше сказано, воспроизводится во многих пророческих книгах, а кроме того в псалмах ( Пс.77:70–72;88:21–38;131:1–5,11–12,17;143:10 ) воспроизводится и вся жизнь его в связи с этим обетованием, и т.о., оно уже имеет не «двух» только, а очень «многих» свидетелей, переходящих из Ветхого и в Новый Завет ( Матф.1:1 ; Лук.1:32 ). В числе «внешних» свидетелей могут быть указаны упоминаемые свящ. историком и точно обозначаемые им, как всем его читателям известные, вещественные памятники: большой камень на поле Иисуса Веесамитянина ( 1Цар.6:18 ); камень Авен-Эзер ( 1Цар.7:12 ); также собственные имена, данные разным лицам и местам, в воспоминание о совершившихся при них или на них событиях: Самуил ( 1Цар.1:20 ), Ихавод (внук Илии – 1Цар.4:21 ), Села-Гамаклекоф ( 1Цар.23:28 ), Хелкаф-Гадурим в Гаваоне ( 2Цар.2:16 ), Ваал-Перацим ( 2Цар.5:20 = Ис.28:21 ), «Поражение Озы» ( 2Цар.6:8 ). Пословицы: «уже ли Саул в пророках?» ( 1Цар.10:12;19:24 ), «слепой и хромой (Хелефеи и Фелефеи) не войдет в дом Господень» ( 2Цар.5:8 . – Все они также приводятся писателем как «внешние свидетельства», коих, при сознании полной истинности своего повествования, он, очевидно, нисколько не опасается. Сюда же, наконец, должно было отнесено отмечаемое современными археологами, ориенталистами, а за ними и апологетами, совпадение многих географических, исторических, топографических указаний книг Царств с параллельными указаниями внебиблейских памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Думаем, что и нынешние счетоводы – переписчики пришли бы в немалое затруднение. А ведь перепись проходила по домам, городам, селам, даже поселениям Хананеян, Ховеян и др. ( 2Цар.24:4–9 ), потом из нее уже может быть делались выборки «носящих оружие» Израильтян и Иудеев. Очевидно, разности естественны и не наводят ни на какую «тенденциозность». Еще пример: по кн. Паралипоменон у Соломона было 4 тысячи стойл для коней и колесниц ( 2Пар.9:25 ), а по книгам Царств у него было 1400 колесниц ( 3Цар.10:26 ). Кажется, и здесь не видно для нетенденциозного читателя тенденциозности свящ. историка. Правда, цифры разные, но и исчисляемые предметы не тождественны: то кони, колесницы и стойла, то одни колесницы. А 70 толк. одинаковый счет подвели: «40 тысяч кобылиц в колесницах» ( 2Пар.9:25 и 3Цар.10:26 ) 131 . Может быть намеренно помирили писателей, хотя едва ли удачно! Вообще, намеренным преувеличением цифр никак нельзя объяснить числовой разности в книгах Царств и Паралипоменон, так как рядом с увеличением не нужно опускать и уменьшений. Например, храбрец Исбосет, по книгам Царств, убил 800 человек ( 2Цар.23:8 ), а по книгам Паралипоменон 300 человек ( 1Пар.11:11 ). Иаир, по книгам Судей, владел 30 городам ( Суд.10:4 ), а по Паралипоменон, лишь 23 городами ( 1Пар.2:22 ). Подобных примеров можно бы и еще не мало привести, чтобы отвергнуть мысль о тенденциозности в цифровых разностях 132 . Рассмотрим другие примеры тенденциозности писателя Паралипоменон. Последний, говорят, проводит богословские взгляды послепленного иудейства, вставляя всюду участие злых и добрых духов и чудеса. Он замечает, что «сатана» восстал на Израиля и побудил Давида произвести перепись ( 1Пар.21:1 ), о чем (т.е., о сатане) не упоминается в книге Царств ( 2Цар.24:1 ). Но от этой прибавки, конечно, нисколько не страдает историчность повествования о переписи. Участие же духовного мира в этом событии и его печальном последствии – моровой язве – признают оба свящ. историка ( 2Цар.24:16–17 ; 1Пар.21:15–16,18 ). Также не «тенденциозно» дополнение, что Господь послал огонь на жертву Давида ( 1Пар.21:26 ) и Соломона ( 2Пар.7:1 ), о чем не упоминается в параллельном повествовании книг Царств ( 2Цар.24:25 ; 3Цар.8:10–11;62–65 ). Это дополнение, конечно, не изменяет характера исторического повествования о самих событиях. Подобным же чудом сопровождалось жертвоприношение пр. Илии ( 3Цар.18:38 ), Гедеона ( Суд.6:21 ), Маноя (13:19), Моисея и Аарона ( Лев.9:24 ). Нет ничего невозможного и невероятного, стало быть, если подобным же чудом, записанным может быть в пророческих «записях» ( 1Пар.29:29 ), сопровождалось жертвоприношение Давида и Соломона, хотя в нем не упоминается почему-либо в книгах Царств. Опустим «дополнения» (например, 2Пар.5:11–13;7:5–10 ), ничего не доказывающие, перейдем к примерам «тенденциозности».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010