спасении чрез веру в Него ( Рим.1:6 ; 1Кор.1:9.24 ; Еф.4:1.4 ). Те же верующие во Христа называются и избранными ( Рим.8:33 ; Колос.3:12 ; 2Тим.2:10 ). Поэтому апостольские слова: делам твердым свое звание и избрание, значат – утверждаться в благочестии и добродетелях по духу Евангельского учения. Сия бо творяще, не имаме согрешити никогда же. «Так поступая, никогда не преткнетесь». To есть, стараясь более и более утверждаться в благочестии и соблюдении заповедей Христовых, вы никогда не подвергнетесь тяжкому падению, или смертному греху, который лишает христианина духовной жизни. Очевидно, что Апостол говорит не о грехах немощи. О таких грехах говорит апостол Иаков: много бо согрешаем ecu (Ик.3:2). Пишет и святый Иоанн Богослов: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Ин.1:8 ). Сице бо обильно приподастся вам вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. «Ибо таким образом откроется вам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа;. Кто так усердно и ревностно заботится об исполнении заповедей Божиих; тот пряло идет в царствие Божие, тот верно или беспрепятственно достигает его. Аще терпим, с Ним и воцаримся ( 2Тим.2:12 ). Если верно несем иго заповедей Христовых, ревностно исполняем их, последуя примеру Господа Спасителя; то с ним и царствовать будем, по обетованию самого Господа: идеже есмь Аз, ту и слуга, Мой будет ( Ин.12:26 ). Сего ради не обленюся воспоминати присно вам о сих, аще и выдите, и утверждени есте в настоящей истине. «Для этого я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине». Показав, как важно и необходимо постоянно более преуспевать в христианских добродетелях, Апостол говорит, что по этому он не перестанет напоминать им о сем долге -с верою всегда соединять добрые дела и всегда заботиться об исполнении заповедей Христовых; хотя они и знают этот долг, и стараются исполнять его. Почему так делает Апостол? Он отвечает: Праведно бо мню, донележе есмь в сем телеси, восставляти вас воспоминанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым,… будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший ( Евр.10:19,24 ). Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас ( 1Ин.2:25,26 ). Этими словами Священного Писания мы завершаем первую часть и напоминаем христианам, что все цитаты, приведённые здесь, обращены к наследникам Завета (от греч. διαθκη – «завещание»). Применительно к Библии «завет» означает союз Бога с людьми, соблюдающими Его заповеди. Ветхий Завет был заключён с Израилем, частью которого были святые апостолы. Но Господь расторг союз  с израильтянами, ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого ( Мк.7:8 ). Новый Завет был заключён с Церковью, основанием которой явился сам Господь, а первые «камни» на этом основании были апостолы: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою , и врата ада не одолеют её ( Мф.16:18 ). Словами Церковь Мою Спаситель указал, что только та Церковь, которая будет вести своё начало от апостолов, будет Его. Та Церковь, которая на протяжении многих веков при помощи даров Святого Духа (ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым – 1Кор.12:3 ), полученных апостолами в день Пятидесятницы и передаваемых через таинства крещения ( Деян.19:1-6 ) и рукоположения ( 2Тим.1:6 ), сохранит истинное учение Христа ( 2Тим.1:8-9 ). И если в Ветхом Завете стать участником Завета можно было, лишь войдя в конкретный народ через обрезание, то в Новом Завете – войдя в состав Церкви через крещение и принятие даров Святого Духа от тех, кому они переданы. Славянское слово «церковь» послужило для перевода греческих слов: 1) «кириакон», означающего дом Господень; 2) «экклесиа», которое по употреблению у греческих классических писателей (Фукидида, Протагора и Платона) означает правильно созванное (в противоположность самовольному и беспорядочному скопищу людей) собрание или общество лиц с определёнными правами (12).

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

Мы указали на это для того, чтобы сходные названия телесных членов не сбивали нас с толку. Итак, допустим, что двое дерущихся мужчин суть два спорных исследуемых учения или вопроса закона, друг другу противоречащих, что, по словам Апостола, есть «словопрения» ( 1Тим.6:4 ). Поэтому тот же Апостол, зная, что между братьями возникают подобные ссоры, предвидит это и говорит: «Не вступай в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих» ( 2Тим.2:14 ), и в другом месте: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться» ( 2Тим.2:23–24 ). И потому, так как вступающие в словопрения ссорятся «к расстройству слушающих», они ударяют беременную женщину, так что выходит ребенок, либо уже оформленный, либо неоформленный. Сказано, что беременная женщина есть душа, зачавшая слово Божье. Об этом зачатии мы читаем в другом месте Писания: «Так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, – и рождали» ( Ис.26:17–18 ). Таким образом, зачинающие и тут же рождающие суть не женщины, но мужчины, причем мужчины совершенные. Ибо послушай, что говорит пророк: «Возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз?» ( Ис.66:8 ). Это и есть поколение мужей совершенных, рождающихся в тот же день, в который оно было зачато. Но чтобы тебе не показалось странным, что мы говорим, будто мужчины рождают, мы уже ранее показали, как должно понимать названия членов, чтобы ты мог отрешиться от плотяных значений и усвоить смысл внутреннего человека. Но если тебе нужны еще подтверждения этому в Писании, послушай, что говорит Апостол: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не оформится 20 в вас Христос!» ( Гал.4:19 ). Это и есть совершенные и сильные мужи, которые рождают, едва зачав, то есть претворяют зачатое слово веры в дела. Однако душа, зачавшая и хранящая это слово в утробе, но не рождающая, названа женщиной, как и пророк говорит: «Младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить» ( Ис.37:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Павел, правильность чего была засвидетельствована обилием чудес, совершенных чрез него Духом Святым, о чем он совместно с Варнавою, как и ап. Петр, доложил Собору. VII. Отношение церкви после апостольского времени к вопросу о главенстве римского епископа в учении и власти. В чем непогрешимость Церкви, и как она проявлялась Обещая Своим апостолам послать Духа Святаго, Который будет с ними, с Церковью во веки, Господь говорил: «Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во Имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что я говорил вам» ( Ин.14:26 ). А отходя на небо заповедывал им: «Идите, научите все народы, крестя их... уча их соблюдать все (по-славянски: «блюсти» – сохранять, по-гречески «τηρειν» ср. Мф.23:3 ; 2Петр.2:4,9;3:7 ; Иуды1:3:21 ), что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:19–20 ). Отсюда открывается, что духоносными сосудами «Премудрости Божией», чрез которые она сообщалась миру, верующим, были свв. Апостолы. Они в собственном смысле были боговдохновенными органами, в которых Христово учение обновлялось, осознавалось ими силою Духа Святаго; этою же силою апостолы возвещали его миру ( Мф.10:30 ). Верующим же поручается «соблюдать», т. е. точно, неизменно хранить все, что им Христом возвещено чрез апостолов. Следовательно, в соблюдении Церковью всего того, «что заповедал» Христос чрез Апостолов,исостоитнепогрешимость или неодоленность Церкви, во веки поддерживаемая в Ней Духом Истины ( 1Ин.2:24 ; 2Тим.1:14 ). Значит, Церковь непогрешима не в том смысле, будто она получает какие-либо новые откровения от Бога, а в том, что она во всей целости и истинности соблюдает, оберегает прежнее, заповеданное в надлежащей полноте Ей откровение. Ей, следовательно, отнюдь не приписывается дар боговдохновенности, которым обладали свв. Апостолы, а приписывается одно только соприсутствие в Ней Духа Святаго, всегда предохраняющего ее от заблуждений, выявляя их таковыми светом содержимой Церковью Истины Христовой. Пастыри получают в Церкви блогодатное право учить. «Проповедуй и учи», пишет ап. Павел Тимофею ( 1Тим.4:12 ). «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня с верою и любовью во Христе Иисусе», заповедует тот же апостол ( 2Тим.1:18 ). Но учение свое пастыри черпают из того только, «что заповедал» Христос чрез апостолов. При верности этому принципу, они обеспечены пребыванием с ними Христа ( Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

И как это не то состояние, в котором надлежало нам быть по назначению нашему, по воле Бога, сотворившего нас по образу Своему, то доколе мы будем оставаться в этом неестественном состоянии, дотоле будем в злострадании и мучении. Но вот взываем, непрестанно взывает глас милосердия Божия: встань, спящий, воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф.5:14 ). Слово Божие живо и действенно, и животворно ( Евр.4:12 ). Невозможное для человека, возможно для Бога. Так! Восстанут мертвецы Твои, безжизненные трупы воскреснут. Светоносная роса, которая от Тебя сходит, кропление Крови Твоей ( Евр.12:24 ; 1Пет.1:2 ) будет им в исцеление. ( Ис.26:16 ). Пожелаем сами себе и друг другу от Бога, чтобы Он дал вам, как и Ап. Павлу, дух силы и любви и здравомыслия ( 2Тим.1:7 ). Известно, что в припадках горячки человек обнаруживает в несколько раз больше силы, нежели сколько имеет ее, когда здоров. Но и узы любви без здравомыслия означают особенного образа рабское состояние в грехе. Здравомыслием же, сопровождаемая любовь и сила, есть даяние доброе, и дар совершенный, свыше сходящий от Отца светов ( Иак.1:17 ). Односторонности искони ведут бедное человечество многоразличными путями к многоразличным заблуждениям ума и сердца. He тот же ли Создатель дал человеку разум, Который и чувствительностью одарил его? He один ли Бог сотворил сердце и голову? Он есть един, хотя и три в Едином, и во всех произведениях сего первообраза всякой истинной красоты, мы видим печать единства, которою знаменуется многоразличие. He проявляется ли сия истина и в ответе Иисуса Христа одному книжнику, который спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус ответствовал ему: первая из всех заповедей есть сия: слышишь Израиль, Господь Бог наш, есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Вторая подобная заповедь есть сия: возлюби ближнего твоего, как самого себя. ( Мр.12:29 −31). Вы видите, как разнообразие сил, составляющих это сотворенное я, которое Единый вечный, Единый достойный сказать о Себе: Я, в высочайшем и глубочайшем, в обширнейшем и бесконечном, в независимом и неограниченном смысле и силе этого слова, сотворил по образу и по подобию Своему. Вы видите, как это разнообразие в порядке закона Божия приводится в единство, скрепляемое любовью к Богу, и как это разнообразие человеков, союзом истинной и чистой любви связуемых, в каждом из них соединяется с Богом, и из всех составляет единство, подражающего единству Единого, в Троице славимого. Вы видите также, что истинная любовь к Богу любить Его не только всем сердцем, и всею крепостью, но и всем разумением, так что и разум любообилен·, и любовь благоразумна, и он и она укрепляются Господом и могуществом силы Его ( Еф.6:10 .) Теперь ми видим, как надобно понимать сие слово Ап. Павла: «не дух боязни дал нам Бог, но дух силы, и любви и здравомыслия» ( 2Тим.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом (Исх. 24:7). Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом (Исх. 24:7). По закону, то есть как Бог законоположил, чтобы заповеди Его были объявляемы вслух всему народу; или все заповеди по закону, то есть что было положено законом. Взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ (Исх. 24:8). Взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ (Исх. 24:8). Почему же были окропляемы книги и люди? Или потому, что издревле предызображалась Честная Кровь, коею окропляемся мы и сердца наши: ибо сердца суть книги, как и выше он сказал: вложу законы Мои в мысли их (Евр.8:10). Вода — символ крещения. Здесь берутся кровь и вода, быть может, для обозначения того, что из ребра Господа истекли кровь и вода; быть может, и потому, что крещение, символом коего служит вода, возвещает смерть Господню, знак которой — кровь. Иссоп же употреблялся как вещество сгущающее по причине его плотности, для подобной же цели служила и шерсть: или так как Христос — агнец, поэтому и шерсть червленая, чтобы и по цвету она имела образ крови. Говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог (Исх. 24:8). Говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог (Исх. 24:8). Христос же говорит: сие есть Кровь нового завета во оставление грехов (Мф. 26:28). Там и не новый завет, и не оставление грехов. Посему, видишь ли, что кровь он назвал заветом? Так что необходимо разуметь смерть, где говорится о завете. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные (Исх. 40:9-11; Лев.8:30). Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные (Исх. 40:9-11; Лев.8:30). И это было прообразом: ибо скиния — это мы, согласно следующим словам: вселюсь в них, и буду ходить в них (2 Кор. 6:16). Мы — и сосуды в большом доме Божием, одни — золотые, другие — серебряные (2Тим.2:20). Итак, мы были окроплены истинной Кровию Христа и освящены, будучи крещены в смерть Его.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Учение о необходимости благодатной помощи Божией в деле личного спасения имеет прямое и прочное обоснование в Св. Писании. «Без Меня не можете делать ничего» – этими словами поясняет Спаситель замечательную притчу о виноградной лозе ( Ин.15:1–6 ). Отвечая на вопрос учеников, «Кто же может спастись?», Он ответил: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» ( Мф.19:25–26 ; Лк.18:26–27 ). Как мы видели из уже приведенного выше текста, «никто не приходит к Отцу, как только чрез» Иисуса Христа ( Ин.14:6 ), но для того, чтобы взыскать и познать Иисуса Христа как путь, истину и жизнь (там же), необходимо предваряющее действие благодати Отца небесного: «Никто не может придти ко Мне, – говорил Христос в споре с иудеями, – если не привлечет его Отец, пославший Меня, и Я воскрешу его в последний день». У пророков написано: и будут все научены Богом ( Ис.4:13 ). «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» ( Ин.6:44–45 ). Так и ап. Павел, призвав филиппийцев «со страхом и трепетом» совершать «свое спасение», т. е. прилагать для спасения личные усилия, добавляет: «потому что Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» ( Флп.2:12–13 ), указывая тем самым, что благодать необходима не только для реализации нашего желания творить добро, но и для возникновения в нас самого желания. Постоянно имея в виду необходимость благодатного содействия Божия для членов Церквей, ап. Павел постоянно включает в свои послания пожелания пребывания с ними благодати Божией, в частности, начиная и заключая такими пожеланиями почти каждое послание( Рим.1:7, 16:24 ; 1Кор.1:3–6, 16:23 ; 2Кор.1:2, 13:13 ; Гал.1:2, 6:18 ; Еф.1:2,6:24 ; Флп.1:2, 4:23 ; Кол.1:3, 4:18 ; 1Сол.1:1, 5:28 ; 2Сол.1:2, 3:18 ; 1Тим.1:2,6:21 ; 2Тим.1:2, 4:22 ; Тит.1:4, 3:15 ; Флм.1:3, 1:24 ). Св. Ефрем Сирин , видя корни личного спасения в спасении, соделанном Иисусом Христом, связывает необходимость благодати с обуславливающим ее фактом объективного спасения: «Бог требует от тебя, чтобы сам на себя был ты гневен, вел брань с умом своим, не соглашался на порочные помыслы и не услаждался ими. Искоренить же грех и прирожденное зло и побороть сопротивника – Божие уже дело. Ибо если бы сам ты в состоянии был сделать сие, то какая была бы нужда в Господнем пришествии? Как невозможно видеть глазами без света, или говорить без языка, или слышать без уха, или ходить без ног, или работать без рук: так невозможно человеку спастись или войти в небесное царство без Господа Иисуса». 72

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Объяснение. Человек не должен хвалиться, что будто он сам приобретает себе спасение, нет, он только удостаивается спасения по милости Божией. Но так как верующие созданы на добрые дела: Еф.2:10 , то они обязаны стараться и трудиться, совершать христианские добродетели, чтобы тем благодарить Бога за дарованную им благодать спасения, чему научаемся из слов того же апостола Павла: 2Тим.4:7 . Оправдание на судилище Христовом будет не по одной только вере, но и по делам: 2Кор.5:10 . А что апостол не отвергает добрых дел, это видно из многих мест его посланий: 1Тим.6:18 ; Гал.6:10 ; Тит.3:1 . Еф.6:13:16–17 . «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолевши, устоять... а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие». Объяснение. Оправданный пред Богом неуязвим от диавола, хотя бы подвергся самым многочисленным и тяжёлым ударам от него; но находящийся ещё под гневом Божиим: Рим.1:18 , легко поражается врагом. Итак оправдание служит для христианина бронёй, которое хотя и даётся даром: Рим.3:24 , но ему должны предшествовать добрые дела: Иак.2:22–24 , и исполнение заповедей: Рим.2:6:13 . Тит.2:11:13–14 . «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков... ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Объясн. В этом месте апостол касается того, что соделано для нашего спасения Богом, и того, что требуется для той же цели от нас самих. Под благодатью здесь разумеются не только дары Святого Духа, возрождающие нас и утверждающие в жизни духовной, но и всё вообще домостроительство нашего спасения: вочеловечение Сына Божия, дарование евангельского закона, искупительная смерть, спасительное воскресение: Ин.3:16 ; 1Кор.15:3–5 . Христианство есть также искупление от греха жертвой Христовой, затем таинственное соединение с Христом, Который есть Глава, а мы – члены тела Его: Еф.5:23:30 ; Кол.1:18:2:19 . Об этом и говорится в ст.14. Не одним только учением совершает Христос наше избавление от греха, но и тем, что приносит Себя в жертву за нас и даёт питаться нам Телом и Кровью Его: Ин.6:53–55 ; 1Кор.10:16:11:26 . И при этом нельзя думать, что для нас и за нас сделано всё и что нам остаётся только покоиться, веруя в своё спасение как несомненное и неотъемлемое, нет, апостол отсекает эту мысль, когда говорит: «ревностный (народ) к добрым делам»: ст.14, – показывая этим, что, научившись от Христа, получив искупление от Него, возлагая на Него, как на своего Царя и Главу, «блаженное упование»: ст.13, мы должны ревностно заниматься совершением добрых дел: Иак.2:24–26 . По учению Евангелия, Царство Небесное усилием берётся: Мф.7:12:11:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы ( Мф.7:15 ). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». ( Мф.7:15 ). Востанут бо лжехристи и лжепророцы и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя ( Мф.24:24 ). «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». ( Мф.24:24 ). Страдали пророки, эти великие служители истинного Бога; преследовали и убивали их отцы теперешних гонителей (отцы их – Лк.6:23 ) апостолов, но не могли убить их дела, восторжествовавшего во Христе, с исполнением в Нем, в Его жизни, их пророчеств. Дети и потомки тех гонителей будут гнать и убивать пророков Христовых, но и они не уничтожат дела Христова и не убьют торжества Христовой правды. Гонители будут лишь содействовать возвышению награды страдальцев за Христа и со Христом до награды пророческой. Если, по слову Спасителя, уже тот, кто приемляй пророка во имя пророчо, мзду пророчу приимет ( Мф.10:41 ) – «принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка» , то тем более, конечно, могут быть уверены в получении великой пророческой награды те, которые являются преемниками пророков в их призвании, деятельности и связанных с этим страданиях. Аще терпим, с Ним и воцаримся ( 2Тим.2:12 ). «Если терпим, то с Ним и царствовать будем». От Луки святое благовествование. Глава 19. стихи 15–26 И бысть егда возвратися приим царство, рече пригласити рабы тыя, имже даде сребро, да увесть, какову куплю суть сотворили. Прииде же первый, глаголя: Господи, мнас твоя придела десять мнас. И рече ему: благо, рабе добрый: яко о мале верен был еси, буди область имея над десятию градов. И прииде вторый, глаголя: Господи, мнас твоя сотвори пять мнас. Рече же и тому: и ты буди над пятию градов. И другий прииде, глаголя: Господи, се мнас твоя, юже имех положену во убрусе: бояхся бо тебе, яко человек яр еси, вземлеши, егоже не положил еси, и жнеши, егоже не сеял еси. Глагола же ему: от уст твоих сужду ти, лукавый рабе: ведел еси, яко азъ человек яр есмь, вземлю, егоже не положих, и жну, егоже не сеях: и почто не вдал еси моего сребра купцем, и аз пришед с лихвою истязал бых е? И предстоящим рече: возмите от него мнас, и дадите имущему десять мнас. И реша ему: Господи, имать десять мнас. Глаголю бо вам, яко всякому имущему дастся: а от неимущаго, и еже имать, отимется от него:

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Наконец, Церковь Свята по своему устройству. Глава ее есть Всесвятой Господь Иисус ( Евр.7:26 ); в ней всегда пребывает Всесвятой Дух со всеми, освящающими нас, благодатными дарами ( Рим.8:14–27 ); она имеет освященную от Господа иерархию – пастырей и учителей, которые приняли от Него силу «к совершению святых» ( Еф.4:12 ); преподает святое и «освящающее» людей слово Божие ( Ин.17:17–19 ); совершает святые и освящающие нас таинства ( Еф.5:26 ; Ин.6:48–58 и пр.); руководствует нас к святости и благочестию своим управлением ( Гал.1:6–9 ; 1Кор.11:20–22 ); состоит из членов, омытых банею водною, и освященных ( 1Кор.6:11 ; Евр.10:10 ; Деян.20:32 ). «В чем же непогрешимость Церкви?» спрашивает митрополит Елевферий, и отвечает: «Обещая Своим апостолам послать Духа Святого, Который будет с ними, с Церковью во веки, Господь говорил: «Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). А отходя на небо, заповедал им: «Идите, научите все народы, крестя их.., уча их соблюдать все (по-славянски: «блюсти» – сохранять); срав. ( Мф.23:3 ; 2Пет.2:4,9,3:7 ; Иуд.1:21 ), что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19,20 ). Отсюда открывается, что духоносными сосудами Премудрости Божией, через которые она сообщалась миру, верующим, были святые апостолы. Они в собственном смысле были боговдохновенными органами, в которых Христово учение обновлялось, осознавалось ими силою Духа Святого; этою же силою апостолы возвещали его миру ( Мф.10:30 ). Верующим же поручается «соблюдать», то есть точно, неизменно хранить все, что им Христом возвещено чрез апостолов. Следовательно, в соблюдении Церковью всего того, «что заповедал» Христос чрез апостолов, и состоит непогрешимость или неодоленность Церкви, во веки поддерживаемая в ней Духом Истины ( 1Ин.2:24 ; 2Тим.1:14 ). Значит, Церковь непогрешима не в том смысле, будто она получает какие-либо новые откровения от Бога, а в том, что она во всей целости и истинности соблюдает, оберегает прежнее, заповеданное в надлежащей полноте ей откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010