Открытый приговор нуждается в открытом представительстве общины и служителя. «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» (1Тим 5:21;); ибо теперь грешник подлежит лишь Божьему суду. Если он кается искренне, открыто признает свой грех, то он получает прощение всех своих грехов именем Господа (ср. 2Кор 2:6; и след.), а если упорствует в своем грехе, то община именем Бога должна вменить ему этот грех. Это же означает исключение из всякого единения в общине. «Да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф 18:17;). «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе…»; «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (18:18;). В исключении из общины подтверждается лишь то, что уже стало фактом, а именно что не склонный каяться грешник «развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3:11;). Его осуждает не община — он сам произнес приговор себе. Такое полное исключение Павел называет — «предать сатане» (1Kop 5:5; 1Тим 1:20;). Виновник отдается назад миру, в котором правит сатана, творя смерть. (Что здесь имеется в виду не акт смертной казни, как в Деян 5, показывает сравнение с 1Тим 1:20; и 2Тим 2:17; 2Тим 4:15;). Виновник выдворяется из единения Тела Христова, ибо он сам себя отделил. Ему более не дано притязать на общину. И все-таки это окончательное деяние остается на службе цели спасения смятенных, «чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Kop 5:5;), «чтобы они научились не богохульствовать» (1Тим 1:20;). Возвращение в общину или достижение спасения остается целью воспитания в общине. Остается делом наставления. Итак, нет сомнения, приговор общины выдержан в вечности; если кто-то не кается, тогда этот приговор, в котором грешник все же должен обрести спасение, — только последняя возможность предложить единение общины, спасение 25–26 . 25 За пределами общинной воспитательной практики, всегда находящейся на службе милосердия, даже если упорствующий грешник предается сатане, Новый Завет признает плодотворным наказанием проклятие, анафему.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

«Напоминаю тебе, чтобы ты разжигал дар Божий, который в тебе от моего рукоположения. Храни драгоценный залог Духа Святого, живущего в нас» ( 2Тим.1:6, 14 ). Этот-то драгоценный дар священства сохраняется и передается преемственно чрез рукоположение святительское, как чрез вечно текущий и непрерывающийся ручей. Я, смиренный пастырь ваш, никогда не перестану с умилением вспоминать те знаменательные слова, какие произносил надо мною рукополагавший меня архипастырь. «Божественная благодать, – говорил он, – всегда немощная, врачующая и оскудевающая восполняющая, пророчествует благоговейного имярек во священника: помолимся о нем, да приидет на него благодать всеСвятого Духа!» Это же тайнодейственное призывание произносится и при посвящении на епископство, какое посвящение бывает однако ж торжественнее и совершается не одним, а несколькими епископами в знак того, что епископству даруется большая, высшая благодать духовная, сообразно высоте его священного звания или служения. В чем же состоит это звание? Для чего оно установлено? Ha этот вопрос уже нет надобности много говорить вам после того, что я уже сказал, особенно после того, как вы знаете, что епископство есть продолжение апостольства, что епископы – преемники апостолов, наместники Христовы. Итак, я, вкоротке, укажу вам лишь на главные дела епископского служения. Епископы, во-первых, учители веры. Как преемники апостолов, они выполняют ту заповедь, какую дал Господь апостолам, когда сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я заповедал вам» ( Мф.28:19–20 ). Апостолы в свою очередь поручали дело учительства епископам: «Что слышал ты от меня, – писал св. Павел епископу Тимофею, – то передай верным людям, которые бы способны были и других научить... Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, угрожай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.2:2, 4:2 ). Епископы, во-вторых, – святители. Св. апостолы, сказал уже я, сообщали верующим чрез возложение рук своих благодать Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

57 . Если хочешь, я представлю тебе и другие священные изречения, которыми осуждается злонамеренность твоей гордости и глупости. Святой Дух называется Духом премудрости, Духом разума, Духом ведения, Духом любви, Духом целомудрия, Духом сыноположения ( Ис. 11:2 ; 2Тим. 1:7 ). Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе – говорит тот, который распространил невечерний свет истины, подобно течению солнца, и лучами его озарил всю землю, – но приняли Духа усыновления ( Рим. 8:15 ); и еще: ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви, и целомудрия ( 2Тим. 1:7 ); Дух Святой называется также Духом веры и обетования, силы и откровения, совета и крепости, благочестия и кротости ( Ис. 11:2 ; Еф. 1:13,17 ). Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости – говорит Павел, огненный язык Духа ( Гал. 6:1 ); также – Духом ведения; ибо так сказано: смотри, Я назначаю именно Веселеила… и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением ( Исх. 31:2–3 ); и не только так, но называется и Духом смирения, как воспевают отроки, в огне орошаемые: но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты ( Дан. 3:39 ); называется и Духом суда и зноя, чем выражается карательная и очистительная сила Духа; ибо Исаия говорит: очистит их Господь духом суда и духом зноя ( Ис. 4:4 ); также – Духом исполнения; так сострадательнейший из пророков Иеремия говорит: путь дщере людей моих не ко очищению, ниже во святое, Дух исполнения; иначе: не исполнен чистаго и святаго Духа ( Иер. 4:11–12 ). Что же ты превозносишься? Неужели ты станешь утверждать, что от тех дарований, которые Всесвятой Дух производит и сообщает, сам Он исходит, и от них получает бытие и происхождение? Это обличение в нечестии, став одесную тебя, не позволит тебе придумать что-нибудь для твоего спасения. Ибо, что Сын в наших Священных Письменах называется и Словом Божиим, и Премудростию, и Силою, и Истиною, – это всем известно; а Всесвятой Дух называется Духом не только Сына, но и дарований, которые раздавать Он имеет власть: это также знает удостоившийся иметь ум Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

чисто и не укоризненно соблюдать заповедь даже до явления Господа нашего Иисуса Христа ( 1Тим.6–14 ) пребывать в том, чему он научен и что... вверено ему (ν ος μαθες κα πιστθης) ( 2Тим.3:14 ). Также и Титу заповедует апостол говорить то, что сообразно со здравым учением ( πρπει τ γιαινοσ διδασκαλ), показывать в учительстве чистоту и неповреждённость ( Тит.2:1:7 ) Как озабочен апостол и как у него постоянно было на уме сохранение неповреждённого учения, это видно из того, что в конце Первого послания к Тимофею он восклицает: О, Тимофей! Храни преданное (παραθκην) тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ) 344 . Тимофею же апостол пишет: что слышал от меня при многих свидетелях, то передай (παρθου) верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ). К охранению истины в неповреждённом виде апостол призывает и наиболее надёжных из верующих. Мужчины, если способны, могут учить; апостол запрещает учить только женщинам 345 . Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), то есть истина содержится как бы самосознанием всей Церкви, охраняемой Духом Святым 346 . Таким образом, принцип предания и авторитет Церкви уже ясно и определённо установлен апостолом Павлом 347 . Относительно последующего времени следует, прежде всего, заметить, что никакая психология не заставит допустить предположения, будто преемники апостолов могли порвать с ними связь. Предположение это странно, тем более что долгое время Церковь , при отсутствии канона священных книг, жила исключительно Преданием. Без хартии и чернил сохранялось древнее Предание 348 . Подробно развитого богословского научного понятия о Предании не было, или, лучше сказать, мы не находим его в церковной литературе до середины II века, но как только представлялся случай, церковные писатели упоминали о Предании и об авторитете Церкви. И это мы встречаем с самого начала христианской письменности 349 : Церковь является хранительницей истины, преемственно передаваемой из рода в род, начиная от апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Можно ли считать адвентизм Христовой Церковью , когда по признанию самих сектантов их община известна только с 1844 года? Где ныне находится «сын беззакония» и «человек греха», о котором говорит Апостол во 2-м послании к Фессалоникийцам? Где в новом завете указано, чтобы христиане праздновали субботу? Как мог Моисей беседовать с Господом во время Преображения Господня, когда по учению адвентистов душа Моисея умерла вместе с телом? Откуда взяли адвентисты, что Господь явится второй раз для взятия на небо праведных и третий раз для суда над грешниками? Какое основание адвентисты имеют для того, чтобы отвергать учение Писания о вечности мучений? О людях, подобных сектантам, Апостол сказал: «слово их, как рак, будет распространяться», но и прибавил: «но они немного успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми» ( 2Тим.2:17 ; 2Тим.3:9 ). По возможности мы должны исполнять долг наш: таковых «наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тим.1:9). Этой последней цели мы и старались по силе, какую дал Бог , послужить во всем вышеизложенном. 3аключение Все изложенное выше в настоящей работе представляет, как сказано нами в предисловии, группировку материала лекционных тетрадей после летних – 1914 года – Полтавских пастырско-миссионерских курсов. Хочется еще сказать в добавление несколько слов. Служащий в Μ. В. Дел, усердный исследователь сектантских учений, трудом коего мы воспользовались в первой части работы, уроженец Полтавского края, Семен Дмитриевич Бондарь сообщает в своем очерке адвентизма 7-го дня следующее. Один из видных проповедников адвентизма Лебсак (из Вильвы) доказывал С. Д-чу в частной беседе, что «Библия предсказала даже электрические трамваи как знамение последняго времени». Так, пророк Наум говорит ( Наум.2:5 ): «По улицам опрометью стремятся колесницы, гремят на площадях блеск от них, как от огня; сверкают, как молния». По мнению адвентистского проповедника эти колесницы суть ничто иное, как наши электрические трамваи. В действительности прор. Наум предсказывал в своей книге гибель Ниневии от руки Израиля, причем в приведенном стихе пророк описывает колесницы Израиля. На одном из молитвенных собраний адвентистов в Риге проповедник из г. Омска Г; К. – тоже – Лебсак доказывал, что миссия, или пропаганда адвентизма предсказана пророком Исаией; так в Ис.66:19 говорится: «и положу на них знамение и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей, и они возвестят народам славу Мою». Тубал упоминаемый пророком, по мнению адвентистского проповедника, есть Тобол, Тобольская губерния. В действительности Тубал есть наименование одного из племен Малой Азии (иначе Табал, у Геродота – Табарены 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

И как это не то состояние, в котором надлежало нам быть по назначению нашему, по воле Бога, сотворившего нас по образу Своему, то доколе мы будем оставаться в этом неестественном состоянии, дотоле будем в злострадании и мучении. Но вот взываем, непрестанно взывает глас милосердия Божия: встань, спящий, воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф.5:14 ). Слово Божие живо и действенно, и животворно ( Евр.4:12 ). Невозможное для человека, возможно для Бога. Так! Восстанут мертвецы Твои, безжизненные трупы воскреснут. Светоносная роса, которая от Тебя сходит, кропление Крови Твоей ( Евр.12:24 ; 1Пет.1:2 ) будет им в исцеление. ( Ис.26:16 ). Пожелаем сами себе и друг другу от Бога, чтобы Он дал вам, как и Ап. Павлу, дух силы и любви и здравомыслия ( 2Тим.1:7 ). Известно, что в припадках горячки человек обнаруживает в несколько раз больше силы, нежели сколько имеет ее, когда здоров. Но и узы любви без здравомыслия означают особенного образа рабское состояние в грехе. Здравомыслием же, сопровождаемая любовь и сила, есть даяние доброе, и дар совершенный, свыше сходящий от Отца светов ( Иак.1:17 ). Односторонности искони ведут бедное человечество многоразличными путями к многоразличным заблуждениям ума и сердца. He тот же ли Создатель дал человеку разум, Который и чувствительностью одарил его? He один ли Бог сотворил сердце и голову? Он есть един, хотя и три в Едином, и во всех произведениях сего первообраза всякой истинной красоты, мы видим печать единства, которою знаменуется многоразличие. He проявляется ли сия истина и в ответе Иисуса Христа одному книжнику, который спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус ответствовал ему: первая из всех заповедей есть сия: слышишь Израиль, Господь Бог наш, есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Вторая подобная заповедь есть сия: возлюби ближнего твоего, как самого себя. ( Мр.12:29 −31). Вы видите, как разнообразие сил, составляющих это сотворенное я, которое Единый вечный, Единый достойный сказать о Себе: Я, в высочайшем и глубочайшем, в обширнейшем и бесконечном, в независимом и неограниченном смысле и силе этого слова, сотворил по образу и по подобию Своему. Вы видите, как это разнообразие в порядке закона Божия приводится в единство, скрепляемое любовью к Богу, и как это разнообразие человеков, союзом истинной и чистой любви связуемых, в каждом из них соединяется с Богом, и из всех составляет единство, подражающего единству Единого, в Троице славимого. Вы видите также, что истинная любовь к Богу любить Его не только всем сердцем, и всею крепостью, но и всем разумением, так что и разум любообилен·, и любовь благоразумна, и он и она укрепляются Господом и могуществом силы Его ( Еф.6:10 .) Теперь ми видим, как надобно понимать сие слово Ап. Павла: «не дух боязни дал нам Бог, но дух силы, и любви и здравомыслия» ( 2Тим.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«Чт.в общ.», октябрь 1890 «Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет Церквам» ( Апок. 2:7 ). Эти слова заключают в себе обычную формулу, которая часто употребляется для возбуждения внимания в читателях или слушателях (ср. Мф.11:15, 13:9, 13:43 ; Мк.4:9, 23, 7:16 , Лк.8:8 ; Апок.13:9 ). То Πνεμα имеет здесь тот же смысл, как и в Деян.11:12 : «сказал мне Дух» (ср. Евр.3:7 ), и означает лице Святого Духа, глаголющего в пророках. Хотя церквам говорит Сам Христос (чрез ангела), однако же сказано το Πνεμα λγει – потому что и видение, и слава, которые ап. Иоанн слышит от Иисуса Христа, составляют действие силы Святого Духа, просвещающего дух тайновидца и дарующего способность к восприятию и усвоению откровения. Награда. «Побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия.» Здесь, как и во многих других местах Священного Писания, христианская жизнь и деятельность мыслятся в форме борьбы, состязания, подвига ( γων, см. Флп.1:30 ; 1Тим.6:12 ; 2Тим.4:7 ). Борьбу «должен вести на земле родившийся человек, – говорится в книге Ездры, – чтобы, если будет побежден, потерпеть наказание, а если победит, получит награду» ( 3Ездр.7:57–58 ). Противники, с которыми должен бороться христианин, суть мир как боговраждебное, антихристианское царство зла и смерти ( Ин.16:33 , 1Ин.5:4–5 ), диавол, миродержитель тьмы века сего ( Еф.6:11–17 ; 1Иоан.2:13, 14 ; ср. Апок.12:11 ), и люди, насколько последние являются живыми пред­ставителями и носителями духа антихристова ( 1Ин.4:3–4 ). Подобно тому, как на мирских состязаниях победители увенчиваются наградами, и побе­дители в подвигах целой жизни получают должное воздаяние за труд свой. Раздаятелем наград, естественно, является Судия и Мздовоздаятель Хрис­тос. Эта мысль прекрасно выражена в третьей книге Ездры и может слу­жить комментарием к разбираемому стиху: " Я видел, – говорит Ездра, – на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить; и все они песнями про­славляли Господа. Посреди них был юноша величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них и тем более возвышался; я поражен был удивлением. Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные паль­мы. Я спросил: а кто сей юноша, который возлагает на них венцы и вручает им пальмы? Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем. И я начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне» ( 3Ездр.2:42–47 ; ср. Апок.14:1–5 ; 2Тим.4:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

О нетлении святых мощей угодников Божиих Ин.11:11:39 . «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его... Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Объяснение. В Ветх. Завете до окончательного совершения Иисусом Христом дела искупления вообще не было нетленных святых мощей, этой же участи подвергся и Лазарь, но далее, с воскресением Христовым, не только явилась возможность сохраняться нетленными телам святых угодников: 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:49 , но и гробы отверзлись: Мф.27:52 . Не только Лазарь предался тлению, как умерший до прославления Иисуса Христа: Ин.7:39 , но и с великим пророком Давидом то же сбылось: Деян.13:36 , всё же из этого не следует, что тела новозаветных угодников Божиих, очищенных от первородного греха в Крещении, будто не могут быть нетленными: Ин.21:22 . Различные дары благодати Божией даются людям: 1Кор.12:8–11 , поэтому нам, грешным, нужно только смиренно исповедовать бессилие своего познания перед премудростью Божией: Рим.11:33–34 . Деян.8:2 . «Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем». Объяснение. Каждый усопший христианин всегда предаётся земле, для прославления же износятся святые мощи из земли впоследствии, когда Господь благоволит изъявить на то Свою волю особым откровением и чудесами, как это и было впоследствии с мощами архидиакона Стефана, часть коих можно видеть в Киево-Печер. Лавре. По совершении Господом искупления явилась возможность сохранения нетленных мощей угодн. Божиих: Деян.2:27:13:35 ; 2Тим.1:8–10 ; 1Кор.15:48–49 . 1Кор.15:36:42–43 . «Безрассудный, то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт... Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе». Объяснение. Кто, основываясь на этих словах, отрицает нетление тел новозаветных святых, на том сбываются слова пророка Божия: «Огрубело сердце... да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем»: Ис.6:10 . Что не всех, происшедших от Адама, тела подвергнутся тлению и обратятся в прах, читай ст.51–52 сей же главы. Победив смерть, Христос победил и тление и победу сию даровал своим истинным сынам, избавляя и их от тления. Это воспел святой Давид: Пс.15:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Павел, правильность чего была засвидетельствована обилием чудес, совершенных чрез него Духом Святым, о чем он совместно с Варнавою, как и ап. Петр, доложил Собору. VII. Отношение церкви после апостольского времени к вопросу о главенстве римского епископа в учении и власти. В чем непогрешимость Церкви, и как она проявлялась Обещая Своим апостолам послать Духа Святаго, Который будет с ними, с Церковью во веки, Господь говорил: «Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во Имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что я говорил вам» ( Ин.14:26 ). А отходя на небо заповедывал им: «Идите, научите все народы, крестя их... уча их соблюдать все (по-славянски: «блюсти» – сохранять, по-гречески «τηρειν» ср. Мф.23:3 ; 2Петр.2:4,9;3:7 ; Иуды1:3:21 ), что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:19–20 ). Отсюда открывается, что духоносными сосудами «Премудрости Божией», чрез которые она сообщалась миру, верующим, были свв. Апостолы. Они в собственном смысле были боговдохновенными органами, в которых Христово учение обновлялось, осознавалось ими силою Духа Святаго; этою же силою апостолы возвещали его миру ( Мф.10:30 ). Верующим же поручается «соблюдать», т. е. точно, неизменно хранить все, что им Христом возвещено чрез апостолов. Следовательно, в соблюдении Церковью всего того, «что заповедал» Христос чрез Апостолов,исостоитнепогрешимость или неодоленность Церкви, во веки поддерживаемая в Ней Духом Истины ( 1Ин.2:24 ; 2Тим.1:14 ). Значит, Церковь непогрешима не в том смысле, будто она получает какие-либо новые откровения от Бога, а в том, что она во всей целости и истинности соблюдает, оберегает прежнее, заповеданное в надлежащей полноте Ей откровение. Ей, следовательно, отнюдь не приписывается дар боговдохновенности, которым обладали свв. Апостолы, а приписывается одно только соприсутствие в Ней Духа Святаго, всегда предохраняющего ее от заблуждений, выявляя их таковыми светом содержимой Церковью Истины Христовой. Пастыри получают в Церкви блогодатное право учить. «Проповедуй и учи», пишет ап. Павел Тимофею ( 1Тим.4:12 ). «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня с верою и любовью во Христе Иисусе», заповедует тот же апостол ( 2Тим.1:18 ). Но учение свое пастыри черпают из того только, «что заповедал» Христос чрез апостолов. При верности этому принципу, они обеспечены пребыванием с ними Христа ( Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Каковы бы ни были, впрочем, отзывы Евреев о своей письменности, для нас не были бы они важны, если бы они не нашли для себя подтверждения в лице Христа Спасителя и Его Апостолов. Между тем вот что слышим мы из уст Самого Христа Спасителя: Вот то, говорит Он по Своем воскресении, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и пророках и псалмах ( Лк.24:44 ). Всякий, поэтому, раз, когда приходилось Ему указывать на то или другое ветхозаветное место, Он всегда прибавлял или реченное Богом ( Мф.22:31 ), или Бог заповедал ( Мф.15:4 ), или Слово Божие ( Мк.7:13 ), или Реченное Духом Святым ( Мк.12:36 ). То же самое слышим и из уст Св. Апостолов. Они называют ветхозаветные писания: Святыми ( Рим.1:2 ), Священными ( 2Тим.3:15 ), Богодухновенными ( 2Тим.3:16 ), Словесами Божиими ( Рим.3:2 ). Особенно ясное о них свидетельство находим в послании Апостола Петра. Никогда, говорит он, пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:21 ). Да и самое, наконец, содержание священных книг носит на себе ясные следы своего Божественного происхождения. В то время, как во всем мире боготворима была или в целом, или в частях природа видимая и человек не имел даже правильного понятия о зле, только в книгах народа еврейского проповедовалась вера в единого, личного, премирного Бога, только в них одних давалось самое высокое понятие о происхождении мира и человека, о назначении человека, о расстройстве грехом духовно-телесной природы его, о последствиях греха и об обещанном человеку спасении. Откуда же все это? Почему только в них такая высота и чистота учения? Много раз пытались объяснить это явление без отношения к Божественному откровению, но все такие объяснения выходили всегда бледны, слабы, бессодержательны. Можно ли, например, говорить о заимствованиях его у того или другого народа, когда не только в определении Божества, но и во всех остальных пунктах своих оно имеет всегда нечто оригинальное? Можно ли, далее, объяснять особенности его какими-то особенностями духовного склада семитических племен, когда ни одно из них, кроме евреев, такого учения не имело и когда сами евреи очень, как известно, склонны были к языческим культам и только грозными внушениями Божиими были в том останавливаемы? Можно ли, наконец, говорить, что ветхозаветное учение есть по началу своему тоже политеистическое, когда уже в повествовании о миротворении, каким начинается оно, ясно слышится, что Божество понимается в нем, как существо духовное, премирное? Принимая, итак, во внимание и внешние и внутренние свидетельства о Богодухновенности священных книг, а равно и то, что все попытки к устранению ее весьма несостоятельны, мы с полным убеждением должны принять, что книги Ветхого Завета также Богодухновенны, как и книги Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010