( Ин.20:19–21 ). Посылая вместо Себя учеников Своих, Спаситель передал им и всё своё Божественное дело, всю Свою власть на управление Своей Церковью и приведение ко спасению рода человеческого. „От Божественной силы Его даровано нам (апостолам) всё потребное для жизни и благочестия“ ( 2Пет.1:3 ). Св. апостолы указывали на посланничество от Господа, как на верное доказательство истинности их служения: „Мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас“ ( 2Кор.5:20 ). Напротив, не имеющих посланничества они лишали права проповеди: „как проповедят, если не будут посланы“ ( Рим.10:15 ). Будучи сами посланниками Господа, св. апостолы и других через таинственное рукоположение посылали на дело спасительной проповеди. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. ( Деян.13:2,3 ). И сии последние так же имели своих посланников или преемников: „Напоминаю тебе, пишет сам ап. Павел Тимофею, возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение. ( 2Тим.1:6 ). „Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства“ ( 1Тим.4:14 ). Преемники апостольские, в свою очередь, также по заповеди апостолов, рукополагали пастырей св. Церкви: „Для того я оставил тебя в Крите, писал ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал“ ( Тит.1:5 ). Такое преемство епископского служения в истинной Церкви Христовой должно продолжаться до второго Христова пришествия. „ Церковь от времён самих апостолов и через известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней и имеющие продолжаться на все последние времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова“. (Бл. Август. против противн. зак. и прор., гл. 1, числ. 39). Св. Ириней пишет: „Мы можем перечислить тех, кои от апостолов поставлены епископами и преемников их даже до нас“ (кн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседа 1. О священно-церковнослужителях I. Для совершения Божественной Литургии и других церковных служб у нас, в Православной Церкви, существуют особые священнослужители, которые могут быть выбираемы из всех сословий, и власть священнодействовать получают в таинстве священства, от Самого Иисуса Христа через архиерейское рукоположение. II. а) Дивное дело! Обыкновенный человек, как и прочие люди, вдруг через архиерейское рукоположение делается в духовном отношении необыкновенным: сподобляется благодати Божией, освящается этой благодатью и получает право быть освятителем других посредством св. таинств. Для нас это непонятно, точно так же, как непонятно и то, что обыкновенная стальная пластинка, соприкасаясь с магнитом, сама получает силу магнита и может притягивать железо. Надо помнить, что сообщение благодати священства через архиерейское рукоположение есть тайна, – а тайны постигаются верой. Если в видимом мире есть тайны, то могут ли они не быть в мире духовном, невидимом?... А что действительно священнослужителям сообщается особенная благодать Св. Духа через архиерейское рукоположение, это видно из следующих слов апостола Павла: «внимайте себе и всему стаду; – говорил он некогда пастырям Ефесской Церкви, – в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ); «не неради, – писал он к епископу Тимофею, – о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ); «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). Кроме того, известно, что в Православной Церкви со времен апостольских существует молитва о ниспослании благодати Св. Духа на священнослужителей, которая и читается архиереями с возложением рук при посвящении избранного лица в известную степень священства; чтение ее сопровождается возложением на посвящаемого архиерейских рук. О важности этого рукоположения св. Иоанн Златоуст рассуждает так: «возлагает руку человек, а все делает Бог , и Его рука касается главы рукополагаемого» (Догм.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

( Ис. 14:16, 26 ), и обещание это иснолнено в день 50-цы ( Деян. 2:1–4 ). Таинств этих семь (см. Притч. 9: 1–6 ): крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеосвящение; все они установлены Богом, но в каждом из них подается верующим особенный, определенный дар благодати, и потому в истинной Церкви должны быть все семь таинств. Инрархия в крестной Христовой Церкви ведет свое начало от Самого Христа, Который поставил в ней «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ) и имеют тесную, неразрывную связь с посланничеством Своего Основателя, полученную Им от Бога Отца. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, –сказал Спаситель апосголам, по воскресению Своему... Примите Духа Святого» ( Ин. 20: 21, 22 ). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа, уча их соблюдать все, что Я послал вам; и се, Я с вами во все дни до стончания века» ( Мф. 28:19–20 ). Апостолы, следуя примеру своего Учителя и Господа, также избирали и посылали на дело служения Церкви достойнейших из своих учеников, сообщая им чрез рукоположение благодатные дары Св. Духа, необходимые–одним для служения епископского, другим–для священнического и третьим о – для диаконского, причем предоставили епископам право рукополагать других, учить и совершать таинства( 2Тим. 1:6; 2:2 ; 1Тим. 3:2; 5:22; 4:14 ; Деян. 20:28 и др.; Еф. 4:11–12 и др.). Поэтому, где нет законно рукоположенной, преемственной от апостолов, иерархии, там нет истинных учителей, совершителей таинств Божиих ( 1Кор. 4:1 ) и руководителей, нет благодати Св. Духа, а с нею спасения, нет и Церкви Христовой. А так как Православная Церковь имеет и законнорукоположенную, преемственную иарархию, полноту таинств и истинное течение веры, то она есть истинная Церковь Христова, в которой только и можно спастись. Вопреки такому учению, сектанты утверждают, что можно спастись и вне православной Церкви, причем в доказательство этого ссылаются на следующие места Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Прочность и правильность дальнейшого, после апостолов, созидания церковного основывается на апостольской преемственности иерархии. Апостольская преемственность иерархии есть первостепенный признак Церкви . Она создает органическую тождественность Церкви всех веков; она показывает, – могли бы мы сказать в переносном смысле, – «наследственность крови», наследственность природы, подобной той, какая идет от предков к потомкам. Она поддерживает, далее, единство предания в учении, в обычаях церковных, в канонах, в богослужебном строе. Но, что важнее всего, этим путем сохраняется преемство благодати Святого Духа, полученной апостолами в день Пятидесятницы. «Не неради о своем даровании живущем в тебе , еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества» ( 1Тим.4:14 ); «воспоминаю тебе возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею» ( 2Тим.1:6 ) наставляет апостол Павел своего ученика, епископа Тимофея. Благодать Божия пребывает , живет, преподается в апостольской Христовой Церкви. Здесь, в этом мировом, кафолическом, внешне и внутренне едином Храме, «от божественной силы Его (Христа) даровано нам все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет.1:3 ), и от нас, введенных в созидаемый храм Церкви, требуется в себе «хранить благодать», данную Церкви и ею «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр.12:28 ). Чрезвычайно важно помнить также и то, что, передавая иерархическое преемство путем преемственного рукоположения, апостолы не оставили Церкви. Войдя в Церковь небесную, они не перестают одновременно быть участниками Церкви на земле. Между Церковию на земле и небесною Церковию есть тесная, постоянная, живая связь. «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр.12:22–23 ). Для Православной Церкви это не мертвые слова, а подлинная жизнь, жизнь в единстве с небесной Церковию. Апостолы, святители, мученики, праведники, отшедшие в вечную жизнь не перестают быть участниками Церкви на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Все иерархические лица получали и получают свои права благодаря особенному таинству священства, в котором чрез святительское рукоположение подаются рукоположенному иерархическому лицу особенные благодатные дарования, которые заключаются в том, чтобы совершать таинства и пасти стадо Христово. «Мы посланники от имени Христова» ( 2Кор. 5:20 ); «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей Таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). Вот потому то св. апостол Павел приказывает епископу Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства " ( 1Тим. 4:14 ). Видите, дорогие мои братья, как Сам Христос и Его апостолы установили иерархию. Отсюда и получила начало трехчинная иерархия! И эта самая иерархия должна быть в Церкви во веки. Как Христос «пребывает во век», так и мы имеем «непреходящее священство» ( Евр. 7:24 ). И никакие силы ада не одолеют Церкви Христовой с трехчинной ее иерархией. А штундисты появились недавно, 15 веков их никто не слыхал. Как штундобаптист осмелится называть себя христианином, когда он не имеет никакой связи с Христом? Штундистское общество 15 веков покорял дьявол . Мы же говорим, что Церковь Христову с ее трехчинной иерархией никакие силы ада не одолеют ( Мф. 16:18 ). И вот, – смотрите теперь, где правда? Правда лишь в Православной Вере. Как вечна Церковь , так вечна и ее богоустановленная иерархия. От Самого Бога непрерывно течет в Церкви Христовой таинство священства – «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею»( Деян. 20:28 ). У штундобаптистов нет таинства священства, нет и Духа Святого и некому пасти овец, нет в них «дара Божьего» ( 2Тим. 1:6 ), нет таинства хиротонии, или рукоположения. Их наставники не получили преемственной власти, что идет чрез св. апостолов от Самого Господа, власти священства, самовольно присвоили себе недарованное им, а между тем, «как они будут проповедовать, если не посланы» ( Рим. 10:15 )? «Никто сам собою не приемлет этой чести, не призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Священник : Я показал уже, что слова, подобные приведенным тобою, относятся к священству всеобщему, носителем которого был некогда весь израильский народ, а ныне все христиане, но не к священству, учрежденному Богом для руководства духовной жизнью народа. И поражаюсь, как ты, при таком облаке свидетельств, продолжаешь превратно толковать эти и другие места Священного Писания, думая опровергнуть богоустановленность иерархии Церкви Христовой. Узнай, однако, что, восставая против нее, вы уподобляетесь Дафану, Корею и Авирону, восставшим против Моисея и Аарона со словами: все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? ( Числ.16:3 ). Но разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество, а еще вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей ( Числ.16:32,35 ), которые кадили, то есть самозванных «священников». И после сего Господь повелел Моисею: скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет [медные] кадильницы сожженных и огонь чуждый да выбросит вон ( Числ.16:37 ). Итак, за что понесли столь ужасную кару Дафан, Корей и Авирон с их последователями? За то что отвергли, как ныне и вы, богоучрежденное священство. Но если священство не таинство, почему Писание связывает его с преподанием особого дара от Духа Святого? Послушай, что пишет святой апостол Павел Тимофею, которого он поставил епископом в Эфесе: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ). И еще: напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ). Отсюда явствует, что священство особый дар, преподанный видимым образом через действие освящения, и потому оно, без сомнения, таинство. А если оно не таинство и, значит, не особый дар Духа, то почему сектанты, подобно нам, говорят, что принявший у них священство («ординацию») не может его лишиться? Коль скоро священство ничто, то принявшему его нечего и терять. Но здесь вновь проявляется лукавая их изворотливость. Стоит заговорить о православном священстве, которое установил Сам Спаситель через святых апостолов, как оно вменяется ни во что, «ординация» же сектантов превращается в вечный дар, который невозможно утратить.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

1159 Мы обращаемся к посланиям к Тимофею потому, что лжеучение, против которого Апостол ратует там, одинаково с лжеучением рассматриваемого нами послания; в этом согласны почти все экзегеты новейшего времени. Так, Гутер в своем введении к пастырским посланиям пишет: неосновательно предполагают некоторые, что полемика пастырских посланий направлена против различных еретиков. Все черты лжеучения, заключающиеся в них, сливаются в один образ, и этот образ соответствует тому, который позднее выступил в гностицизме. По Визелеру, тождество лжеучителей пастырских посланий усматривается из следующих мест: а) из 1Тим1и 8 и Тит.1:10, 11 видно, что они были иудейского происхождения; б) из 1Тим.1и Тит.3следует, что они придавали особенное значение закону Моисееву; в) из 1Тим.4:3 и Тит.1:14, 15 – что они предавались аскетизму, воздерживались от известного рода пищи и брака; г) из 1Тим.1и Тит.3видно, что они занимались генеалогиями, а по Тит. 1:14 , 1Тим.1и 2Тим.4 – мифами; д) из 1Тим.1:6, 7 ; 1Тим.6и д; 1Тим.6:20 ; Тит.1:10, 11 и 2Тим.2:16, 23 следует, что у них была наклонность к словесным спорам и пустому фразерству и стремление исследовать пустые вопросы, приводящие к взаимным распрям, пререканиям и вражде. Все это направление, противоположное истинному учению, основанному на благочестии (1Тим.6и Тит.1:1 ), называется ложным гносисом. 1172 Сочинения св. Иустина философа и мученика, издание Преображенского, гл. 80, стр. 281. Исидор (origg. VIII, 4) говорит, что «генисты» названы так потому, что хвалились своим чистым происхождением (genere) от Авраама, так как, по переселении в Вавилон, многие вступили в брак с тамошними женщинами, а другие строго держались племени иудейского и по возвращении в отечество отделяли себя от прочего народа. 1176 В своем сочинении Die sogenannten Pastoralbriefe des Apostels Paulus aufs neue kritich untersucht, 1835, S. 10–39, Баур ставит вопрос, – если верно, что пастырские послания не могли быть написаны ап. Павлом, то что условливало их происхождение? – и отвечает на него следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Отступники «здравого учения принимать не будут» ( 2Тим.4:3 ср. 2Кор.4:3, 4 ; Пс.49:16, 17 ) и не станут почитать за святыню «Кровь Завета» ( Евр.10:29 ). Напротив, отступники сами «пожелают быть законоучителями» ( 1Тим.1:7 . ср. Рим.12:3 ), хотя они и «невежды», ничего «не разумевшие» ( 2Пет.3:16 ; 1Тим.1:7 ; 2Тим.3:7, 8 . ср. 1Кор.8:2, 10:2 . Сир.38:25 ). Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают слово Божие» ( 2Пет.3:16 ; Гал.1:7 ; 2Кор.2:17 ), вообще «говорят превратно» и «пустословят» ( Деян.20:30 ; 1Тим.1:6 ; Тит.1:10 ср. Рим.10:3 ; Дан.7:25 ). Действуя «льстивыми словами», «обольщая ласкательством» и «хитрым искусством» ( 2Пет.2:3 ; Рим.16:18 . Еф.4:14 ; 2Тим.4:3 . ср. Быт.3:1–5 ), отступники производят «разделение и соблазны» ( Рим.16:17 ср. Гал.5:20 ; 2Фес.3:11 ). Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями» и «лютыми волками» ( 2Пет.2:10 ; Иуд.1:19 ; Деян.20:29 ср. 2Тим.3:1–5 ), отступники ходят в «овечьей одежде», принимают «вид апостолов Христовых», «вид благочестия» ( Мф.7:15 ; 2Кор.11:13–15 ; 2Тим.3:1–5 ср. Прит.16:25 ). Настоящее имя таким людям – «еретики» ( Тит.3:10 ; 2Пет.2:1 ); они «не много успеют», и конец их по делам – «недремлющая погибель» ( 2Тим.3:9 ; 2Пет.2:3 ; 2Кор.11:15 ср. Прит.16:25 ). Присматриваясь к жизни, мы видим, что в последнее время у нас некоторые из людей простых и целые дома отделяют себя от единства веры и переходят к иному благовествованию; здравого учения православного они не принимают и не считают святыней Кровь Завета во св. причастии. Будучи ничего не разумеющими невеждами, они с книгою Нового Завета ходят, чтобы быть законоучителями, но они только извращают Св. Писание. Своими ласкательными словами они производят в народе и в семьях смуту, соблазн и разделение. На самом деле они суть люди своевольные, злословят высших, особенно священников и епископов, ругаются над священными предметами, каковы св. крест и иконы; а между тем принимают смиренный вид настоящих верующих христиан и апостолов, вид людей благочестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

О пастырстве О символе веры О Предании и приемстве пастырства 2Тим.2:2 . Пред священным рукоположением Тимофей должен был усвоить от ап. Павла точное изложение истин веры, как образец здравого учения. Сохраняя пред лицом многих свидетелей этот апостольский завет: 2Тим.1:14 , Тимофей должен был потом передать его тем же путем «верным людям», на которых можно было положиться, что они в свою очередь научат и других: 1Тим.5:22 . Вот какой премудрый способ сохранения Предания предначертан был св. ап. Павлом. Вместе с тем устанавливается здесь и учение о преемстве учительства и пастырства от Апостолов. О верности Богу О собеседовании 2Тим.2:2:14 . Этими словами Апостол запрещает вступать в словопрения, т. е. в пустые разговоры о словах, начинаемые и продолжаемые без всякой религиозной цели. Но с религиозной целью в Дамаске Ап. Павел беседовал с иудеями, отвергавшими его проповедь о Христе; так было в Фессалонике и в Риме ( Деян.9:22; 17:2–3; 28:17–31 ). О всеобщем воскресении О гонениях О Свящ. Предании 2Тим.3:15–17 . Апостол Тимовей родился в 30-й год по рожд. Христове. С 58 года он стал спутником ап. Павла. Писания последнего появились в период 53–67 года. Отсюда видно, что с детства ап. Тимофей не мог знать всех новозаветных писаний, а одни ветхозаветные не могли целиком умудрить во спасение: Мф.5:43–44 . Если принять во внимание ст.14 этой же главы, то увидим, что по словам ап. Павла источником научения в вере и жизни должны служить устные наставления Апостола, о которых подробно не упоминается, но которые были и сохранились в Предании и Писании. Следовательно, ссылка на 2Тим.3:15–17 не только не оправдывает отвержение церковного Предания, но прямо обличать тех, кто не признает его: Ин.12:48 . Ясно и решительно заповедует нам ап. Павел хранить и держать Предания: 2Фес.2:15; 3:6 . О ветхозаветном Свящ. Писании 2Тим.3:16–17 . По отношению к Ветхому Завету необходимо, чтобы чтение его соединялось с познанием о Христе; по отношению к Новому не менее необходимо, чтобы чтение его соединялось с правильным разумением читаемого: 2Петр.3:16 . Кто же может руководить человека к правильному разумению Писания и предостеречь его от толкований ложных? читай: Деян.8:31–35 . Благовествовать могут только посланные на это: Рим.10:15 . Таким образом, совершенствование христианина поставляется в зависимость не от одного Писания, но еще и от руководительства данных Христом учителей: Еф.4:11 , которые, подобно Филиппу, благовествуют, «начиная от Писания«.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Сии-то поставленные апостолами иерархи, или предстоятели, под именем епископов, получили от них навсегда правительственную в Церкви власть. Наименование епископа означает вообще надзирателя и в этом общем значении встречается и у древних греческих писателей, и в ветхозаветных книгах (1 Макк.1:53) 5 . Но в церковном новозаветном употреблении оно означает по преимуществу духовного пастыря, так что в высшей степени священного знаменования применяется к самому И. Христу, как верховному Пастырю душ: «бесте бо, – говорит Апостол, – яко овцы заблуждшыя [не имущя пастыря], но возвратистеся ныне к пастырю и посетителю (греч.: πσκοπος) душ ваших» ( 1Петр.2:25 ); а после Него знаменует в особенности высокое служение апостольства. Так сказано об Иуде: «пишется бо в книзе псаломстей: да будет двор его пуст, и да не будет живущаго в нем, и епископство его да приимет ин» ( Деян.1:20 ). В этом духовном значении, наименование епископа после апостолов усвоено преемникам их, пастырям церковным 6 . Епископство составляет особую, высшую степень священства, отличную от других степеней. Это доказывается особенным апостольским рукоположением, с которым соединялось в самом начале посвящение в этот сан, и по которому сами апостолы представляли епископство, как особенную степень священного служения Церкви. «Не неради, – говорит ап. Павел епископу Тимофею, – о своем даровании, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества» ( 1Тим.4:14 ). Хотя и пресвитерский сан сообщаем был через рукоположение: но тот и другой сан определенно были различны между собою – а) тем, что самое рукоположение епископов и пресвитеров не было по своему значению безразлично, а для епископов оно соединялось с особенным призванием свыше и с высшими дарами Св. Духа, как это дают разуметь и сами апостолы ( 2Тим.1:6 ; 1Тим.4:14 . сн. Деян.20:28 ); б) тем, что епископов рукополагали сами апостолы ( 2Тим.1:6 ), а рукоположение пресвитеров предоставляли епископам ( 1Тим.5:22 ; Тит.1:5 ), и этим именно правом определяли превосходство епископского сана; в) тем, что пресвитерам они передавали духовные права в Церкви только по частям, и с подчинением власти епископской ( 1Тим.5:17 ; 2Тим.2:2 ), а епископам сообщали все полномочие в управлении Церкви (см. послания к Тимофею и Титу).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010