2. Павел, беседуя об антихристе, пророчески сказал: «пошлет им Бог действие заблуждения,... да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Сол.2:11–12 ). Но Христос не сказал, что антихрист придет, но: «если придет», щадя слушателей, потому что их нечестие тогда еще не вполне открылось. Вот почему Он умолчал о причине пришествия антихриста; а Павел с точностью означил эту причину для людей, могущих разуметь, и тем лишил иудеев всякого извинения. Но далее Христос показывает и причину их неверия, продолжая: «как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» ( Ин.5:44 ); таким образом, опять дает видеть, что они действительно не заботились о славе Божией, а под таким предлогом хотели только оправдать свою страсть. В таких поступках они так далеки были от желания славы Божией, что сами искали более славы человеческой, нежели Божией. Как же они могли возыметь такую неприязнь из-за славы Божией, которою столько пренебрегали, что даже предпочитали ей славу человеческую? Сказав же, что они не имеют любви к Богу, и доказав это двумя причинами – их поступками в отношении к Нему и будущими отношениями к антихристу, изъяснив притом, что они не заслуживают никакого прощения, Христос приводит на обличение их и Моисея, и так поражает их: «не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» ( Ин.5:45–47 ). Он как бы так говорит: своими действиями против Меня вы прежде Меня оскорбляете Моисея, потому что вы не веруете еще более Моисею, нежели Мне. Смотри, как Он со всех сторон лишает их всякого оправдания. Вы говорите, что гонением на Меня доказываете свою любовь к Богу? Но Я показал, что вы делаете это по нелюбви к Нему. Вы говорите, что Я нарушаю субботу и преступаю закон? Я отверг и это обвинение. Вы утверждаете, что по вере в Моисея дозволяете себе такие поступки против Меня? Я опять вам объясняю, что этим-то в особенности вы и доказываете свое неверие Моисею. Я столь далек от намерения идти против закона, что и обвинителем вашим будет не другой кто, а сам тот, кто дал вам закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Как пал ты с неба, денница, сын зари!» – горестно восклицал о нем пророк: «а говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... взойду на высоты облачныя, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней... в преисподнюю низвержена гордыня твоя, со всем шумом твоим»... (Ис. 14: 11-15). Став на путь гордыни, непослушания противления Богу, падший Денница, в слепой злобе своей против Бога, этому же научил и первозданных людей, внушив им нарушить данную им в раю заповедь Божию, и через них ядом своей гордыни отравив весь происшедший от них человеческий род. Не все, однако, полностью и целиком поддались этому богоборческому настроению. По признаку своего отношения к нему, по степени своего сопротивления ему или порабощения им, еще в самые древние времена, как свидетельствует Бибилия (см. Кн. Бытия гл. 4-6), возникло деление людей на «сынов Божиих» и «сынов человеческих». Последних правильнее, впрочем, было бы называть теперь «сынами диавола», как и назвал Господь упорно неверовавших в Него иудеев. Между «сынами Божиими», стоявшими за правду Божию, и «сынами диавола», пытавшимися насадить всюду ложь диавольскую, естественно возникла борьба. Эта борьба, в сущности, и составляет главное содержание всей так называемой «истории человечества». Она будет продолжаться и впредь – до скончания века, ибо диаволу, ненавидящему Бога, ненавистны и служители правды Его – «сыны Божии». По ясному предречению Слова Божия, именующего диавола «князем мира сего» (Ин. 12:31), ложь диавольская будет приобретать все большую и большую власть и силу в этом мире, о котором потому и сказал Апостол, что он «во зле лежит» (1Ин. 5:19). Мало того: по особому попущению Божию, в «последние времена» – времена антихриста – наступит кажущееся временное торжество лжи диавольской на земле, пока не явится Господь, Который «убиет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Сол. 2:8). Тогда ложь диавольская сгинет, и восторжествует окончательно правда Божия, которая и будет обитать на новом небе и новой земле, после того как прежние «небеса с шумом прейдут», а «земля и все дела на ней сгорят» (2Пет. 3:10-13).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/19/du...

10 . Истинный Христос, Единородный Сын Божий, не от земли уже придет. Если кто с ложными видениями явится в пустыне, ты не выходи. Если скажут: здесь Христос или там ( Мк.13:21 ), ты не верь. Вниз и на землю не смотри уже: ибо Владыка сойдет с небес, не один, как прежде, но в сопровождении многих мириад Ангелов; не тайно, как дождь на руно, а открыто осветит, как молния. Ибо Сам Он сказал: как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:27 ). Также: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе... все племена земные увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною и проч. ( Мф.24:30–31 ). 11 . Впрочем, как прежде до Его вочеловечения, когда ожидали, что Бог родится от Девы, диавол злонамеренно исказил истину эту посредством баснословного у идолопоклонников учения, что ложные боги рождают и рождаются от жен, чтобы когда принят будет, как думал он, обман, не поверили и истине, -так и перед вторым пришествием истинного Христа противник, обратив в пользу свою ожидание простых людей, и особенно обрезанных, явит некоторого человека волхва, весьма опытного в обманчивом и злом искусстве чародеяния и волшебства, который похитит себе власть над Римским царством, ложно назовет себя Христом и наименованием Христа будет обольщать иудеев, ожидающих Мессию, а язычников обманывать мнимыми волхованиями. 12 . А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства и приблизится окончание мира. Восстанут десять вместе римских царей и в различных, может быть, местах, но в одно и то же время царствовать будут. После них одиннадцатый восстанет антихрист и восхитит власть над Римским царством посредством злого волшебного искусства. Трех из них, которые воцарятся прежде его, он низвергнет, семь остальных имея в своей власти. Сначала он будет показывать приличное человеку славному и разумному здравомыслие и человеколюбие; и, обольстивши иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует себя всеми злыми делами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдет всех бывших до него неправедных и нечестивых человеков; против всех, и особенно против нас, христиан, будет он питать мысли убийственные, жестокие, немилосердные и в различных видах открывающиеся. В продолжение трех лет и шести месяцев он будет так поступать; а после того потреблен будет при втором славном пришествии с небес Единородного Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса истинного Христа, Который, убив антихриста духом уст Своих ( 2Сол.2:8 ), предаст его огню гееннскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

4. Если и ты хочешь познать эту благодать, то послушай, как строги заповеди Его, и увидишь ее силу. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня...; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня; и берегший душу свою, сказал Он, не достоин Меня» ( Мф.10:37, 39 ; Лк.14:26 ). И, однако, это слово смогло осуществиться на деле: так велика благодать Его! Что для человека ближе души? Но и она была презираема по Его заповеди. Впрочем, слыша слова: «благословил Тебя Бог», ты не преткнись, не представь чего-нибудь низкого. Здесь, как я прежде сказал, идет речь о плоти Его, которая имеет уста, принимает благодать, принимает благословение. Бог не имеет нужды ни в благословении, ни в благодати, потому что Боже­ство ни в чем не нуждается. «Ибо, как Отец, говорит Христос, воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ); и еще: дела, «что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин.5:19 ); и еще: «как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин.10:15 ). Слова: так, также, тоже, выражают безразличие. А здесь говорится о домострои­тельстве (Христовом во плоти). Мы слышим, как еще Он сам говорит о себе: «потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою» за овец ( Ин.10:17 ). Но разве прежде Отец не любил Его? Как же он говорил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» ( Мф.3:17 )? Нет: те слова изрек Он для того, чтобы пока­зать величие подвига. Поэтому, как там причина приводится не без основания, так и здесь причина очевидна. Сказав наперед: «прекраснейший из сынов человеческих», и: «излилась благодать из уст Твоих», пророк потом и говорит: «посему благословил Тебя Бог во век», обращая речь к домо­строительству (воплощения), чтобы, когда опять будет говориться что-нибудь не соответственное (Божескому) Его достоинству, ты не преткнулся, но знал, о ком идет речь. Так и Иаков, ука­зывая на то же домостроительство, после того, как сказал многое, говорит: «блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока» ( Быт.49:12 ). Но Божество не имеет зубов. И дру­гой пророк говорит: «и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» ( Ис.11:4 ), выражая то же самое, что Павел говорит: «которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Сол.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как спасение людей возвещалось и подготовлялось пророками и праведниками ветхозаветными, но во всей полноте и совершенстве Свет и Разум Божий воплотились в Единой Личности сошедшего на землю Сына Божия; так, и противоположный процесс развития и нарастания лжи, злобы и нечестия так же имеет и своих подготовителей и «предтеч», а затем и свое полное, персональное и ярко-типичное воплощение в лице антихриста, в котором, по св. Иринею, «соединится и сосредоточится вся сила нечестия и богоотступничества.». Наряду со зверем-антихристом будет действовать другой зверь, помощник его, лжепророк, цель деятельности которого будет состоять в том, чтобы приводить всю землю на поклонение зверю и служение ему; для этого диаволом дана будет ему сила «творить великие знамения, так, что и огонь низводить с неба на землю перед людьми»; по его распоряжению, люди сделают образы антихристовы, в которые он вложить дух, чтобы «образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». Для отличия «своих» и приведения всех к почитанию и подчинению антихристу, дало будет особое «начертание» на правую руку или на чело злодей, и без того «нельзя будет ни покупать, ни продавать» ничего (число «начертания» – 666, Апок. 13:11–17 ). 2) На основании некоторых намеков в слове Божием, издревле существовали об антихристе следующие мысли: он произойдет от колена Данова ( Быт. 49:17 ; Иер. 8:16 ; Апок. 7:4–8 . – не упоминание одного этого колена, среди запечатленных ангелом), будет могущественный властелин, который похитит себе власть насильно и распространит свою власть на все народы ( Дан. 11:36 ; Апок. 13:2,7 ), воздвигнет сильное гонение на христиан, будет требовать себе от всех поклонения божеского, многих увлечет, а тех, которые не последуют ему, будет предавать смерти ( Дан. 7:21 ; Апок. 13:7–15 ; «И поклонятся антихристу все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца закланного от создания мира» ( Апок. 13:8 ). Многие и добровольно «будут верить лжи» и будут хулить Бога и не раскаются в делах своих. Для противодействия антихристу Бог пошлет с неба «двух свидетелей» (Еноха и Илию), которые будут проповедовать истину и творить чудеса, будут умерщвлены змием, воскреснут и вознесутся на небеса ( Апок. 11:3–12 ); владычество антихриста будет продолжаться три с половиной года ( Дан. 7:25 ; Апок. 11:2; 13:5 ). Он погибнет мгновенно при пришествии Спасителя. Господь Иисус Христос «убьет его духом уст Своих (т. е. с необычайною легкостью, как бы одним дуновением) и упразднит явлением пришествия Своего» ( 2Сол. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Ходатайство святых перед Господом, конечно, усиливает значение наших молитв Поэтому Иоанн Лествичник говорит, что когда мы молимся, и какое-то слово нас очень взволнует, надо остановиться на этом месте, отметить его для себя, ибо это говорит о том, что Ангел наш молится вместе с нами. Безусловно, надо иметь в виду не только Ангела-хранителя, но и святых, которые помогают нам на стезе спасения. У ап. Иакова (1:17): “Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов”. Это происходит, в частности, и через святых, которые за нас молятся. “Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного” (5:16). И приводится пример пророка Илии, молитва которого была очень действенной. Ап. Павел тоже много говорит о молитве друг за друга. Речь идет о живущих сейчас, которые молятся. ( Еф. 1:16 , 2Сол. 1:11–12 ). Вот что он пишет в ( Рим. 15:30 ) – “Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу”. Это обращение к современникам, тем, которые живут сейчас. Из этого неясно, почему мы должны обращаться в молитвах к тем, которые ушли в Церковь небесную. Но предание церковное очень твердое с самого начала, мы даже не можем отметить того момента, когда оно началось. Мы можем считать, что с самого начала существует молитва к святым, которые скончались. Когда возникли споры о том, должно ли существовать молитвенное призывание святых, окончательно это было решено на VII Вселенском соборе, была такая точка зрения: к святым в молитве обращаться не надо, потому что они уже в том мире и им как бы нет до нас дела. Это противоречит нашей обычной практике. И собор постановляет: “Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и под благодатью (“до закона” – то есть до Синайского законодательства и даже более того – мы можем считать святыми тех из язычников, которые вели добродетельный образ жизни; “под законом” – понятно, что имеется в виду ветхозаветный закон; “под благодатью” – имеется в виду, конечно, христианская Церковь ), достаточны перед Ним по душе и по телу, или не просит молитв святых как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию, анафема”. То есть происходит анафематствование тех, кто утверждает, что не следует просить молитв святых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вот какова откровенная картина современной жизни, что одно уже наводит на мысль о наступлении «последних дней»! А вот еще весьма характерная черта нашего времени: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» ( 2Тим. 3:12–13 ). Такого гонения на желающих жить подлинно благочестивой жизнью во Иисусе Христе да и на самое христианство действительно еще никогда не было, кроме эпохи первых трех веков христианства, но ведь тогда христианство было чем-то совершенно новым и еще неизвестным для погруженного во тьму язычества человечества, а теперь гонят христианство прекрасно знающие его отступники, сознательные слуги грядущего Антихриста. Можно не обинуясь сказать, что сейчас благоденствуют в мире только «злые люди» и «обманщики», захватившие в свои руки все – вплоть до государственной власти – и распоряжающиеся поэтому, по своему личному эгоистическому усмотрению, всеми благами земли. Честные люди страдают, а мошенники и проходимцы благоденствуют. И это – весьма характерная черта наступления предантихристовой эпохи. Но особенно характерно для нашего времени «действо льсти», о котором пишет св. Апостол Павел в своем послании к Солунянам, когда люди «будут верить лжи» ( 2Сол. 2:11 ). Истина и ложь в наше время так смешались, так переплетены друг с другом, что даже самому, разумному и честному человеку иной раз бывает трудно, почти невозможно разобрать, где же истина, а где ложь. Ложь так цинично и нагло выдает себя за истину, что многие поддаются этому обольщению, отходя от истины и следуя за ложью, порою самой губительной. И разоблачить эту ложь, искусно пользующуюся для своего утверждения всеми средствами мира сего, находящегося в ее полном распоряжении, вплоть до огромных денежных средств и государственной власти, бывает весьма нелегко. И это особенно потому, что, как предупреждал Апостол, и что мы уже видим исполняющимся, «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим. 4:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Будучи выражением этих нравственных стремлений и вместе с тем субъективным обретением правды Божией, вера является свободной, сознательной работой человека над своим внутренним содержанием имеющею целью на место человеческой неправды поставить правду Божию. Она есть подвить ( 1Тим. 4:12 ). Она есть жертва и служение Богу (ср. Флп. 2:17 ). А так как внутренняя свободная деятельность необходимо должна отражаться и вовне, то вера имеет при себе внешние дела (ср. 1Сол. 1:3 ; 2Сол. 1:11 ), служащие внешними частными актами предвосхищения правды Божией. Эта активная сторона веры, вытекающая необходимо из ее субъективного основания и сущности, свидетельствуется и историей. Ветхозаветные праведники, издали видя исполнение обетований и радуясь ( Евр. 11:13 ), не сложа руки, так сказать, ждали явления правды Божией, а настойчиво искали своего истинного отечества и устремлялись к лучшему и небесному ( Евр. 11:14–16 ). «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин... Верою Ной..., благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего…. верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие; и пошел, не зная, куда идет…. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... Верою Моисей, пришедши в возраст, отказался называться сыном дочери Фараоновой; и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение; и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища.... Верою другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы, камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущелиям земли» ( Евр. 11:4–38 ). Таким образом и дела закона, и вера одинаково обнимают собою все внутреннее настроение человека и обнаруживаются во внешних действиях. Но при одинаковости составных элементов с формальной стороны, эти два настроения резко различаются между собою по отношению к ним самого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

«Пойди к муравью, ленивец, – говорит Премудрый, – посмотри на действие его, и будь мудрым». (Пр. 6:6). От трудов наших зависит благосостояние и наших близких. Бедность, нужда, нищенство – это последствия праздности. «Доколе ты, ленивец, будешь спать? – говорит тот же премудрый сын Давида. – Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, посидишь. И придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник». (9–11) 5 Труд есть охранитель внутреннего благосостояния души. Труд был в раю; хотя прародители ни в чем не нуждались, но должны были возделывать и хранить рай, потому что праздность учит многому худому. ( Сир. 33:28 ) 6 . После грехопадения труд приобрел особое значение – наказания за грех, и в смиренном понесении этого бремени открыто людям средство к умилостивлению Бога Судии. Святые подают нам пример трудолюбия. «Трудимся, работая своими руками», – говорит о себе и своих сподвижниках св. Апостол Павел. ( 1Кор.4:12 ). «Ни у кого не ели хлеба даром, – пишет он к Солунянам, – но занимались трудом и работою день и ночь, чтобы не обременить никого из вас. Не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания вам. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, то и не ешь». ( 2Сол. 3:8–10 ). О пятой заповеди Какие особенные должности предписывает пятая заповедь в отношении к родителям, под общим наименованием почитания их? 1) Почтительно обходиться с ними. 2) Повиноваться им. 3) Питать и покоить их во время болезни и старости. 4) После их смерти, равно как и при жизни их, молиться о спасении душ их, и верно исполнять завещания их, не противные закону Божию и гражданскому. В чем может выражаться непочтение к родителям? В непослушании им, в противоречиях и грубых ответах, в желании приобрести независимость от их власти, в скрытности пред ними, в забвении долга молиться о них, в неисполнении их завещаний, в порицании их памяти. Как должно судить о тяжести греха непочтения к родителям? Как легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, так тяжек грех непочтения к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Но внешне и ее победит антихрист. «Будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол. 2:7 ). Из среды людей Церковь убежит в пустыню . Тогда не будет ни одного христианского государства, ни одного помазанного государя, не будет действовать ни один храм, умолкнет проповедь Слова Божия ( Ам. 8:12 ). И вот – дивное утешение! В это страшное время для Церкви приготовлено... место от Бога . Не найдут больше люди для нее у себя место, но найдет Бог ! Господь уже уготовил ей место в пустыне, уже нашел пещеры и ущелья гор, те далекие непроходимые леса, где укроются верные Ему. И не погибнуть в эти места убежит Церковь , но чтобы питали ее там . Как небесная манна питала странствующих в пустыне израильтян, как вороны приносили пищу Илье-пророку у потока Хорафа, так будет Господь, Небесный Муж, питать Свою жену- Церковь . Там, в этих местах, не исчезнет и не нарушится Слово Божие, «ни одна йота или ни одна черта не пройдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:18 ), то есть пока не придет Христос на землю. И не только словесная пища не будет отнята от верных, но и таинственная. Будут пастыри и будут причастники «хлеба сего» и «чаши сей» «доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). Этим великим испытаниям подвергнет Господь «разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени» ( Дан. 11:35 ). И тогда придет Христос и воззовет: «Вот зима уже прошла; дождь миновал, перестал... Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно» ( Песн. 2:11,13,14 ). Тогда воскликнут люди, думавшие, что нет больше Церкви на земле, да и ангелы Божии от удивления воскликнут: «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?» ( Песн. 8:5; 3:6 ). Так, убелённая в страданиях этой страшной годины, Церковь – невеста Христова восходит от пустыни, опираясь на возлюбленного своего, на Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010