Так опять же, семью обхождениями и столькими же трубами с таинственным восклицанием обрушив считавшийся трудно-одолимым или даже вовсе неодолимым город Иерихон, [Иисус Навин] таинственно явил То же Самое Слово Божие победителем мира и скончателем века посредством ума и рассудка, то есть, ведения и добродетели. Чего образом служили ковчег и трубы, показывая последующим Ему, что чувственный век легко преодолим и низвергаем, и что ничего нет из числа относящегося к нему, что было бы необходимо испробовать рачителям божественных благ, ибо все это сопряжено со смертью и тлением и бывает причиной Божия негодования. И являет это Ахар сын Хармии ( Нав.7:1, 18–26 ), [символизирующий собою] беспокойный и привязанный к вещественному помысел усвоить себе нечто из чувственного, приобретший по Божию суду наиплачевную оную смерть, которую соделывает Слово, потопляя во глубине лукавой совести достойного такого наказания. XIV (V,10). Умозрение о Тире и о царе его, и о пленении его. Так, опять же, и от написанного: в то время взя Асор, и царя его уби мечем, и все дышущее изби в нем: Асор бо бе прежде обладающий всеми странами 53 ( Нав.11:10–11 ), поучались они [т.е., те совершенные, о которых шла речь, кому удалось с помощью разума и созерцания расторгнуть вещество и плотское сие ], во образ каких таинств предложены были [эти] слова, что истинный Спаситель наш Иисус Христос , Сын Божий, низложитель лукавых сил, и наследодатель достойных благодати, во время Своего вочеловечения Крестом пленивший грех и царя его – диавола (ибо некогда грех, царствуя, обладал всеми (Ср. Рим.5:21 )) убил (Ср. 2Сол.2:8 ) «глаголом силы Своея» ( Евр.1:3 ) и истребил все дышущее в нем, то есть, – [живущие] в нас страсти и происходящие от них лукавые и скверные помышления, дабы никоим образом в тех, кто Христов и живет по Христу, грех более не мог бы по подобию дышущих жить и двигаться. XV (V,11). Умозрение на слова: «Небеса поведают славу Божию» (Пс.18:1). Так Давид, бывший после них [т.е., Моисея и Иисуса Навина] по времени, но равным им по духу,– я пропускаю Судей, заключающих в своем житии множество тайн,– слухом ума услышав «поведающие славу Божию небеса» и «творение руку Его возвещающую твердь» (вот чудо, ведь Создатель не вложил в них душу!) от бездушных воспринял словеса о богословии и, насколько это возможно человекам, поучил о тропосах промысла и суда по результатам [жизни], не постигая [впрочем] логосов, коими разнообразится по частям существование целого. XVI (V,12). Умозрение на слова: «отец мой и мати моя остависта мя» (Пс.26:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В Дан.7:11,12 говорится действительно о суде над царствами, но какой это суд, есть ли это исключительно последний суд над ними, который произнесет Сын человеческий при втором своем пришествии? Очевидно нет. Тогда как хульный рог поражается до смерти и тело его предается огню, конечно, той реки огненной, которая течаше исходяще пред судом, у прочих зверей только отнята власть и им, хотя на время и до срока, но даровано продолжение жизни. Следовательно, по такому суду эти символические звери не идут прямо в муку вечную, но обнажаются только от своего значения и власти и продолжают свою жизнь. Такого решения не будет при втором пришествии Иисуса Христа, когда будет произнесен окончательный приговор, в силу которого одни будут вечно блаженствовать, а другие вечно мучиться. Если так, то здесь нужно разуметь не 2-е, а 1-е явление в мире Искупителя, Сына Божия, не Царство Славы Его, а царство благодати. Но, с другой стороны, судя, во-первых, потому, что царство Сына человеческого представляется вечным ( Дан.7:14: 27 ), во-вторых, в этом царстве, после известного срока господства малого рога ( Дан.7:25 ), примут участие святые Вышнего, овладеют этим царством ( Дан.7:22 ), и наступит такое время, когда все властители будут служить и повиноваться Сыну человеческому ( Дан.7:22: 27 ), тогда как срок, данный 3-м зверям для продолжения их жизни, кончится ( Дан.7:12: 25 ); наконец, имея в виду то обстоятельство, что первые три царства одно за другим будут низлагаться, а владычество малого рога (по толкованию св. отцов, напр., св. Ефрема Сирина , Антиох служит прообразом антихриста), который прямо поглощается вечною смертью , – естественным оказывается, что здесь речь у пророка не только о первом пришествии Иисуса Христа, но и о втором Его явлении в мире, явлении не в уничижении, а в славе и это тем более справедливо, что такое пророческое понимание Даниила подтверждается всем, как ветхозаветным, так и новозаветным, Св. Писанием ( Дан.12:3 ср. 1Кор.15:25–28 ; Рим.14:10 ; 2Кор.5:2–10 ; 2Сол.1:5–9 ; Откр.20:11–15 и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

В том же смиренном виде показывает Мессию Исаия в другом пророчестве (11, 1 – 6), но где подробно изображены и высокие преимущества Мессии. Возникнет ветвь от пня Иессеева и отрасль от корней его изнесет плод (ст. 1).– Gessa, из котораго возникает ветвь, собственно значит не вообще стебель, но древо, срубленное до корня, по чтению Феодотиона и Симмаха χορμιος– пень ( Ис. 40, 24 . Иов. 14, 18 ). На такое значение указывает и второе полустишие. Так здесь изображается некто имеющий родиться от племени униженного, пришедшего в неизвестность. Иессей, от которого сия отрасль, славен по царственному потомству; след. пророчество говорит не об известных царях-потомках Иессея. Далее пророк показывает высокие дарования Духа и свойства истинно царские, которыми украшен будет потомок Иессеев (ст. 2–5); изображает не обыкновенный мир и повсемественное ведение Иеговы, которые распространятся при сем царе (6–9); благоговейные надежды язычников на сего царя (ст. 10); собрание рассеянных сынов израиля и их взаимную любовь (ст. 11 – 13); необыкновенные победы над народами (14–16). Здесь 1) все черты царя и царства Его не обыкновенны и приложены быть могут только к Мессии. Самый Давид не имел таких необыкновенных дарований духа и таких качеств нравственных, какие усваяет пророк известному для него потомку Иессееву Поразит землю жезлом уст своих и духом уст своих умертвит нечестиваго (ст. 4). Это действие принадлежит только Иегове! От какого царя можно ожидать водворения такого чудного мира, чтобы волк жил с ягненком, младенец играл с аспидом? Мир сей при том представляется в связи с повсемственным ведением Иеговы и с победами над народами; земные владыки никогда не дадут такого мира. 2) Некоторые черты сего потомка Иессеева очевидно те же самые, какими откровение доселе изображало избавителя мира. Подобное тому, что сам говорил Исаия о рабе Иеговы, говорится о потомке Иессеевом (ст. 1). Гибель нечестивого (ст. 4) напоминает сокрушение главы змия древнего. К потомку Иессеевому обратятся с благоговейными надеждами все народы, говорит пророк (ст. 10). Тоже говорил и о Мессии Иаков и Давид. Рабу Иеговы (53, 10–12) и помазаннику Сыну Божию ( Пс. 2, 4 ) достаются в добычу народы; потомок Иессеев также торжествует над народами, (ст. 14 – 16). 3) И предание иудейское, которого отзыв слышим между прочим в таргуме иерусалимском 39 новозаветное откровение обьясняют сие пророчество о Мессии ( Апок. 5, 2. 22, 16 . Рим. 15, 12 . 2Сол. 2, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И сего ради послет им Бог, то есть попустит действо льсти в лице величайшего беззаконника, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси неверовавшие истине, но благоволившии в неправде Признав злодея из злодеев богом, люди обличат и исповедают этим достоинство своего разума, достоинство своего сердечного настроения. Наш образ мыслей, или наш разум, может быть духовным только тогда, когда он пребывает всецело в истине, вознесшись к ней живою верою во Христа Отступление от истины есть падение с духовного неба в плотское мудрование, в лжеименный разум, в погибель. Возлюбленные братия! Принесем Господу теплейшую молитву, как принесли ее апостолы, о том, чтоб Он даровал нам единственное средство спасения — живую веру. Испрашивая молитвою получение этого дара, докажем искренность желания получить бесценный дар нашим собственным усилием к стяжанию его. Уклонимся от зла, и сотворим благо С насилием отторгнем наше сердце от греха и с насилием усвоим ему добродетель. Ныне мы предстоим в святом храме невидимому Богу и имеем возможность испросить у Него все, потребное для нашего спасения; настанет и то время, в которое мы предстанем вместе со всем человечеством лицу Его, чтоб дать отчет в нашей земной жизни. Остережемся, чтоб не принесть тогда Богу одно тщетное имя христиан без дел, требуемых Богом от христиан. Он обетовал дать страшный ответ лицемерным христианам, и даст его. Тогда исповем им, сказал Он, яко николиже знах вас: отыдите от Мене, делающий беззаконие Аминь. Мф. 19:16 Ин. 6:29 Ин. 6:47 Ин. 17:3 Евр. 11:27 Лк. 17:5 Мф. 18:17 Ин. 8:44 Ин. 8:32 Паписты Протестанты Иак. 2:20 2Сол. 2:10-12 Пр. Исаак Сирский. Слово 28-е Пс.33:14; 36:27; 1Пет.3:11 Мф. 7:23  Беседа в тринадцатую неделю. О причине отступления человеков от Бога Веруяй в Сына (Божия) имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем Так определяет неложное Божие Слово. Это определение Слова Божия совершается и в частности над человеками, совершается и над целыми народами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Примечания: 92. См. Нав.6:1-20. 93. Нав.7:1,18-26. XIV (V,10). Умозрение о Тире и о царе его, и о пленении его. Так, опять же, и от написанного: в то время взя Асор, и царя его уби мечем, и все дышущее изби в нем: Асор бо бе прежде обладающий всеми странами поучались они [т.е., те совершенные, о которых шла речь, кому удалось с помощью разума и созерцания расторгнуть вещество и плотское сие], во образ каких таинств предложены были [эти] слова, что истинный Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, низложитель лукавых сил, и наследодатель достойных благодати, во время Своего вочеловечения Крестом пленивший грех и царя его диавола (ибо некогда грех, царствуя, обладал всеми убил глаголом силы Своея и истребил все дышущее в нем, то есть, - [живущие] в нас страсти и происходящие от них лукавые и скверные помышления, дабы никоим образом в тех, кто Христов и живет по Христу, грех более не мог бы по подобию дышущих жить и двигаться. Примечания: 94. Нав.11:10-11. Примечательно, что и славянский перевод также имеет здесь некоторые отличия от текста LXX и в некотором отношении стоит даже ближе к приводимому преподобным варианту библейского текста. 95. Ср. Рим.5:21. 96. Ср. 2Сол.2:8. 97. Евр.1:3. XV (V,11). Умозрение на слова: Небеса поведают славу Божию Так Давид, бывший после них [т.е., Моисея и Иисуса Навина] по времени, но равным им по духу, я пропускаю Судей, заключающих в своем житии множество тайн, слухом ума услышав поведающие славу Божию небеса и творение руку Его возвещающую твердь (вот чудо, ведь Создатель не вложил в них душу!) от бездушных воспринял словеса о богословии и, насколько это возможно человекам, поучил о тропосах промысла и суда по результатам [жизни], не постигая [впрочем] логосов, коими разнообразится по частям существование целого. Примечания: 98. Пс.18:1. XVI (V,12). Умозрение на слова: отец мой и мати моя остависта мя Так и сказав: отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя, ясно высказался, - как я думаю, - о необходимых для желающих нетления оставлении и удалении от естественного закона плоти относительно рождения и тления, по которому мы в результате преступления [заповеди] и рождаемся, и существуем, и от вскормившего нас по-матерински чувства, посредством коих [т.е., оставления и удаления] видимый мip оставляется и оставляет [нас], а Господь приемлется и, по духовному закону достойных усыновляя [Себе], а для них делаясь отцом посредством ведения и добродетели, всего Себя всецелым достойным подает по подобию как Благий. Или, возможно, под отцом и матерью подразумевает он писаный закон и телесное согласно ему поклонение [Богу], с оставлением которых обычно воссиявает в сердцах достойных свет духовного закона, и даруется свобода от рабства плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

11: «вы почитайте себя мертвыми для греха». Но сделалась возможною и обоснованною эта смерть власти греха чрез то, что отвергнуто у греха его право на плоть тех, которые в общении со Христом. Они теперь более не связаны по праву службой греху, как доселе, – они более не обязаны службой плоти, т. е. греху, делающему плоть своего рода самостоятельным существом. Рим.8:12 : «итак, братие, мы не должны плоти, чтобы жить по плоти». Грех не имеет более никакого права господства в нашей телесности Рим.6:12 : «да не царствует грех в смертном вашем теле», мы не должны, стало быть, более и наши члены, т. е. органическую плоть, делать орудиями греха ст. 13: «не предавайте членов ваших греху в орудия неправды». К этим отрицательным действиям благодатного состояния присоединяются теперь еще положительные влияния. Все, что сообщается человеку положительным образом и что имеет психологическую важность, мы можем совместить в одном понятии «дух». Что такое дух? Мы до сего времени слышали только о духе, насколько была речь о внутреннем существе человека, как духе. Там было сказано: дух есть человек, насколько он первоначально происходит из высшего мира и насколько он в этой земной сфере остался духом, – насколько он проявляет себя свободным от земной материи и еще принадлежит к высшему миру. Вся эта высшая сфера, по отношению которой внутреннее существо человека представляет только часть, есть теперь духовный мир и все, что из него происходит, – духовно. В более широком смысле этот мир духа обнимает также злых духовных существ, которые, так как они свободны от плоти, называются духовными. Злая, надземная, но в земном имеющая выдающееся значение демонская сила есть «дух мира» ( 1Кор.2:12 ) ср. Еф.2:2 : «по воле князя власти воздушные, духа, действующего во сынах противления». Отдельные, принадлежащие к этому царству зла демонские существа называются πνευματικ Еф.6:12: «духи злобы» или «πνεματα» Тим.4:1: «духи обольстители» (πνεματα πλνα). В 2Сол.2:2 говорится, что верующие не должны смущаться «от духа», т.-е.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

– «Я видел сатану»: сатана начальник злых духов или князь бесовский (ср. прим. к Мф.12и парал.). – «Спадшего с неба»: упасть с неба на образном языке пророческом значит иногда вообще пасть, унизиться, быть побежденным, как бы уничтоженным ( Ис.14:12 . ср. Мф.11:23 ). – «Как молнию»: сияние молнии представляется образом внезапности и быстроты (ср. прим. к Мф.24:27 ), – Итак, Господь возвещает Апостолам, что Он видел князя бесовского побежденным и павшим быстро как молния; а если князь их побежден, то и полчище его; значит здесь речь вообще о низложении силы бесовской, о победе над ней и уничтожении ее (ср. Феофил.).– На что же указывается этим – «видел»? Единородный Сын Божий еще до воплощения видел падение гордых духов – ангелов, возмутившихся против Творца, изгнанных с неба и павших (это – первая победа царства света над царством тьмы; образ этого падения Денницы представляется в Писании образом падения великих и сильных мира сего; ср. Ис.14:3–24 ). – Побежденные, они возобладали над родом человеческим, и Единородный воплотился, чтобы разрушить дела дьявола ( 1Ин.3:8 ) и освободить человечество из-под ига его, залогом чего уже служила первая победа над ним. Вступив в дело общественного служения, Господь низложил дьявола, пытавшегося искусить Его (гл. Лк.4 ), и затем изгонял демонов из людей, когда они обуревали их. – Полная же победа Христа над дьяволом совершилась в крестной смерти Его и воскресении, которым Он искупил человечество от плана дьявола. Со временем, при конце царства благодати и перед началом царства славы, будет последняя окончательная борьба и победа Христа над дьяволом и окончательное торжество царства добра над царством зла ( 2Сол.2:1–12 . Откр.19, 20 ). – Всю эту борьбу и победу над сатаной Господь представляет в одном пророческом духовном созерцании и выражает кратко – «видел» (употребляется прошедшее время для указания несомненной истинности этой победы). – По поводу изъявленной 70 учениками радости, что они изгоняют бесов и те повинуются им, Господь в этой возвышенной образной речи и выражает им, что победа эта над демонами обеспечена им Его силой: ибо они уже были побеждены, побеждаются и будут побеждены; победа Апостолов над демонами есть плод Его победы над ними, необходимое и неизбежное следствие Его торжества над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Поэтому вслед за указанием на милость, истину и правду Божию, псалмопевец обращается к прославлению одной только милости Божией: как драгоценна (ср. слав. к умножилъ милость Твоя, Боже! (ст. 8 а ). Милости () или по новозаветному словоупотреблению, благодати Божией, он приписывает и все блага, получаемые спасаемыми. Блага эти: а) душевное спокойствие, в твердом уповании на божественную защиту от всех искушений и бед: под охраною Божией благодати сыны человеческие, как птенцы под сенью крыл своей матери, могут быть спокойными ( надтис имтъ), вполне уверенные в своей безопасности (ст. 8 б ; ср. Пс.90:1–4 ). Твердый в своем уповании на Бога псалмопевец опытно изведал этот дар благодати Божией (ср. Пс.56:2–4 ), почему и окруженный врагами мог говорить: спокойно ложусь я и сплю: ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности ( Пс.4:9 ; ср. 3:6–7). Так и искупленные Иисусом Христом верующие в Него прияли от Бога благодатный дар душевного мира ( Рим.5:1; 14:17; 15:13 ) и всегдашнего твёрдого утешения ( Евр. 6:18 ; 2Сол. 2:16 ), так что могут хвалиться не только надеждою славы Божией, но и скорбями ( Рим.5:2–3 ), ибо по мере умножения страданий Христовых в нас, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор.1:5 ). б) – чувство духовной радости и наслаждения в живом ощущении близости общения своего с Богом (ст. 9). Псалмопевец изображает это под чувственным образом постоянного участия в пиршествах, устрояемых во дворе скинии по принесении мирных жертв, когда участвующие в них приятно веселились, обильно угощаемые лучшими кусками мяса (ср. 1Цар.9:23–24 ) от тучных жертв и сладким вином (ср. Втор.12:7 и 12; 14:23 и 26–29; 27:7; 1Пар. 16:2–3 ; Неем. 8:10 и 12), потому что участие в подобных религиозных пиршествах, так же как к постоянное посещение дома Божия ( Пс.26:4; 25:8; 62:2–3 ) было для него видимым выражением живого общения его с Богом и исполняло его сердце истинным духовным наслаждением и радостию о Господе (ср. Пс.15:8–9; 32:1–3; 64:5; 121:1 ; ср. 41:5, 83:2, 3, 5:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

939 О пребывании Павла в Филиппах ср. особенно Baumgarten Die Apostelgeschichte 1852. Th. 11. Abth. 1. S. 200–227. 941 Что лжеучители эти произвели уже на тамошних христиан решительное влияние – этого еще не следует из довольно строгого апостольского предостережения в указанном месте, хотя оно дает намек на несогласия в Церкви и на распространение свободно рассуждавших относительно иудейства. Еще менее в посланий к Филиппийцам можно находить следов языческих гностических заблуждений в Филиппах, так как предостережение ( Филип. 1, 27 и сл.) относится вообще к духовному высокомерию (Ср. Schinz в указ. сочин.). Впрочем с другой стороны уверенность, с которою Schinz говорит, что в обществе совершенно не было никаких лжеучителей, не оправдывается и неосновательным оказывается его положение, что общество состояло только из христиан из язычников, без всякой примеси христиан из иудеев; недостаток ветхозаветных цитат в послании, из которого Schinz заключает это, может быть чисто случайным, и притом нисколько не доказывает его положения, так как Ветхий Завет принадлежал к религиозному кодексу столько же христиан из язычников, сколько и христиан из иудеев. 942 После приветствия апостол выражает пред обществом свою радость и надежду (1, 1–11), к чему присоединяет известия о своем положении (1, 12–26). Далее следует увещание (1, 27–2:18) к твердости во Христе и, по Его высочайшему примеру, к единодушию из смирения; потом следуют (2, 19–30) известия об учениках (Тимофее и Епафродите), при посредстве которых он выражал свое попечение о Церкви. Уже готовясь окончить послание (потому что слова 3, 1: τ λοιπν, δελφο по аналогии с 2Кор. 13, 11 ; Ефес. 6, 10 ; 1Сол. 4, 1 ; 2Сол. 3,1 указывают на конец послания), Апостол находит нужным еще присовокупить отеческое предостережение от иудейских заблуждений (3, 2–16) и от безнравственно поступающих; к этому присоединяются еще частные увещания (4, 2–9) и потом благодарность за полученное вспоможение и заключается послание (4, 21–23) приветствием и благословением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Во-первых, нашедши в божественных Писаниях имя Утешителя и не уразумев силы святого Утешителя, Манес перенес это имя на себя, вообразивши, что он Утешитель. Он утверждает, что сказанное св. Павлом относится к нему, когда святой Апостол сказал: от части разумеваем, и от части пророчествуем, егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится ( 1Кор.13:9 ). Но это совсем не об Утешителе говорит Святой Апостол, удостоенный сего Св. Духа после подобных ему Апостолов, но для тех, как я сказал, которые желали узнать о временах, повествует о двух мирах, о настоящем и будущем: ничто да не поколеблет вас словом, посланием,... яко уже настоит день Господень аще не открыется сын беззакония, человек неправды и т. дал. ( 2Сол.2:2,3 ). И еще, когда собрались ученики к Спасителю и спрашивали Его о кончине, Он сказал им: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти: но приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы ( Деян.1:7 ). И еще говорил: от Иерусалима не отлучайтеся, ожидая обетования Духа еже слышасте (ст. 4) то есть Духа Утешителя, о котором Он сказал: аще иду Аз, Он приидет к вам, и возвестит вам все ( Ин.16:7.14 ). Слова: возвестит вам все означают тот дар, которого они имели удостоиться,– именно, что в них вселится Дух Святой, дабы ясно передать им все, что они могли вместить в сем веке. Таким образом вместившие в себе в сей жизни Духа Утешителя, они стали пророчествовать: так Агав предсказал о наступавшем голоде; и снидоша от Иерусалима пророцы ( Деян.11:27.28 ). Так у Филиппа бяху дщери четыри прорицающия (–21:9). Когда же пророчествуют, от части пророчествуют, и от части разумевают ( 1Кор.18:9 ); а совершенного ожидают с упованием в будущем веке, егда тленное переменится в нетление, и смертное в безсмертие ( 1Кор.15:54 ), когда узрим лицем к лицу (–13:12); ибо теперь все совершается в гадании, а там уготовляется то, ихже око здесь не виде; там открывается совершенство, о котором здесь ухо не слыша, там святым уготован великий дар, который здесь на сердце человеку не взыде ( 2Кор.2:9 ). Видишь, что Манесу не суждено знать многого. Ибо как Манесу знать это, когда он не мог достигнуть своей собственной цели? Он старался взять в свои руки Маркелла; приходил к Архелаю, дабы победить его, и не успел. Каким же образом тот, кто не знает ближайшего, может знать о предметах важнейших? Как он не скрылся от рук царя Персидского, когда будучи схвачен подвергся наказанию? Но это случилось, дабы ясно стало имеющим разум, что во всем он обманщик.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010