Пятый день. Поуч. 2-е. Св. мученик Конон огородник. (Уроки из его жизни: а) всем нам должно трудиться; б) должно быть простосердечным и в) как подражать мученикам?) I. Ныне св. Церковь совершает память св. муч. Конона Огородника. – Св. Конон был родом из Назарета галилейского, жил и трудился в Памфилии, занимаясь огородничеством. Нравом был он прост, не книжник, но боялся Бога и хранил заповеди Его. Во время гонения Декиева на христиан воевода Публий велел схватить его и принуждал принесть жертву идолам; и когда Конон пребыл твердым в своем исповедании, то ему вбили гвозди в ноги и заставили бежать. Св. мученик изнемог, пал на колена и, помолившись, предал дух свой Богу. II. Добрые мои слушатели! Повесть о св. мученике Кононе не велика, но за то сколько в ней для нас поучительнаго. а) Св. Конон, сказали мы, занимался огородничеством, и таким занятием и трудом, конечно, приобретал себе необходимое для жизни. И всякий из нас должен трудиться и трудом приобретать пропитание и содержание для себя и для своей семьи. Сам Господь повелел человеку трудиться. Он сказал: в поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт. 3,19 ). Конечно, наши труды и занятия различны. Но чем бы кто ни занимался, он должен трудиться по Божьему закону, жить трезво и честно. Ибо только честные и праведные труды любит и благословляет Господь. И только честные и праведные труды приносят радость нашей душе, приближают нас к Богу и Его вечному царствию. Но Боже упаси лениться и не трудиться. Св. апостол учит: аще не хощет кто делати, ниже да яст ( 2Солун. 3, 10 ), т.е. недостоин и куска хлеба. Ленивый к труду часто ленится и Богу молиться, а если и молится, то нередко с небрежением и рассеянностию. А такой человек часто ли думает о своей душе и о грехах своих? Часто ли помышляет о покаянии и о том, чтобы спасти душу свою от муки вечной? Нет, братие, и благо земное и вечное спасение души приобретаются молитвою и трудом. б) Св. Конон, сказали мы, нравом был прост. Таким именно нравом должен украшаться и всякий христианин. А это значит, никто из нас никогда ни пред кем не должен гордиться и превозноситься, но должен со всеми обходиться кротко и ласково, с братскою, христианскою любовию, никого не должен обижать и обманывать, должен говорить и делать одну правду, всегда иметь доброе сердце. Такое сердце дорого и благоприятно для Бога, любимо ангелами и добрыми людьми. Не напрасно и люди мудрые говорят: «в простых сердцах Господь почивает». О, если бы все мы старались всегда иметь доброе сердце! Сколько добра, сколько радостей и спокойствия душевного имели бы мы тогда! Но горько сказать, сколько между нами людей строптивых и хитрых, неуважительных и немиролюбивых, заносчивых, высоко о себе думающих, нередко обманывающих и обижающих друг друга! И не от сего ли самого мы мало имеем искренних и верных друзей? не от сего ли мало имеем радостей и спокойствия душевнаго?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

§ 108. Понятие об источниках православного Богословия и разделение их Учение Христианской веры, составляющей предмет православного Богословия, заключается в Божественном откровении или Слове Божьем, которое, потому, и есть источник православного Богословия единый и единственный. Но, так как сам Бог благоволил сообщить нам своё откровение двояким образом: устно и письменно, и, сообщивши, поручил его своей св. Церкви на хранение и преподавание всем,– то с такой же справедливостью можно сказать, что, в частности, источников православного Богословия два: св. Писание и св. Предание, и притом понимаемые не иначе, как по разумению Православной, т. е. истинной Церкви Христовой, богоучреждённой хранительницы и истолковательницы того и другого. Отсюда три отдела этой второй части нашего введения: I. о св. Писании, II. о св. Предании и III. о православной Церкви, собственно только как хранительнице и истолковательнице св. Писания и св. Предания 315 . А что, действительно, так смотрит на источники православной веры сама православная Церковь , это видно: 1) Из православного Исповедания кафолической и апостольской Церкви восточной. Здесь в ответе на вопрос 4-й первой части читаем: «православный Христианин должен за верное и несомненное принимать (Собор. 6, прав. 82), что все члены веры кафолической и православной Церкви преданы ей от Господа нашего Иисуса Христа через Его Апостолов, изъяснены и утверждены вселенскими Соборами, и веровать в оные, как повелевает Апостол: темже убо, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим ( 2Солун. 2, 15 ). Из чего видно, что члены веры получают важность и твёрдость свою частью от священного Писания, частью от церковного предания и учения Соборов и святых Отец. То есть, догматы суть двоякого рода: одни преданы письменно, и содержатся в Богословских книгах священного Писания; другие преданы устно Апостолами; и эти-то были объяснены Соборами и святыми Отцами. На этих двоякого рода догматах основывается наша вера». В ответе на вопрос 96-й: «Хотя Церковь и есть творение Божье, составленное из человеков, но она имеет главою самого Христа, истинного Бога и Духа Святого, который непрестанно научает её и соделывает, как говорит Апостол, невестою Христовою, не имеющею скверны или порока ( Ефес. 5, 27 ), и столпом и утверждением истины ( 1Тим. 3, 15 ), и её догматы и учения происходят не от человеков, но от Бога. Поэтому, когда говорим, что мы веруем в Церковь , разумеем, что веруем в Писания, Богом ей преданные, и в боговдохновенные её догматы. Это самое побуждает нас веровать не только в святое Евангелие, Церковью принятое, что заповедал Христос, сказав: веруйте во Евангелие ( Марк. 1, 15 ), но и во все другие Писания и Соборные определения».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2) Мф.15:3 . « Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего ». В данных словах Спасителя, как видно из смысла всей речи, под именем предания разумеется не св. Предание, начало которому положил сам Господь, а так называемые предания иудейских старцев. Последние, по объяснению евангелиста Марка, состояли из целого ряда обрядовых предписаний, касавшихся житейского обихода. « Фарисеи , пишет евангелист Марк, и все иудеи, держась предания старцев, не едят, не умывши тщательно рук; и пришедши с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться; наблюдать омовение чаш, кружен, котлов и скамей » ( Мк.7:3–4 ). Несмотря на то, что предания старцев касались лишь второстепенных сторон житейского обихода, фарисеи придавали им большое значение и ради этих преданий часто нарушали заповедь Божию. Теперь понятно, что между преданиями Иудейских старцев и Священным Преданием, как источником христианского вероучения, нет, да и не может быть, ничего общего. 3) Мф.15:9 . « Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ». Под именем заповедей человеческих сектанты разумеют св. Предание. Но если обратимся к связи речи, то увидим, что заповедями человеческими Спаситель, ссылаясь на пророка Исаию, называет не иное что, как те же предания старцев, ничего общего с св. Преданием не имеющие. Вот почему и св. апостол Павел, который не признавал значения за преданиями старцев ( Кол.2:20–22 ), в то же время не только не отвергал св. Предания, а наоборот заповедывал христианам « удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию » ( 2Солун.3:6 ). 4) Тит.1:13–14 . « По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины ». Иудейскими баснями и постановлениями людей сектанты называют св. Предание. Но, как видно из смысла речи, иудейские басни и постановления людей означают совсем другое. Именно, слова апостола направлены были против особых « непокорных пустословов и обманщиков »·, которых во времена апостола было много « особенно из обрезанных » ( Тит.1:10 ). Эти «пустословы» учили, будто для христиан необходимо исполнение закона Моисеева и всех Иудейских обрядов. ( Гал.2 и 3 гл.) Вот эти-то толкования иудействующих и назвал апостол иудейскими баснями и постановлениями людей, а вовсе не св. Предание, как неправильно думают сектанты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Адвентисты учат: Библия указывает признаки последнего времени, т. е. близкого пришествия Христова, которые суть таковы: знамения на солнце, луне и звездах ( Лук. 21:25 ); падение звезд ( Откр. 6:13 ); различные стихийные бедствия, землетрясения ( Мф. 24:7 ). Все эти признаки уже сбылись. Землетрясения происходят в течение XIX и XX в.в. с необычайной силой. Затмения, необыкновенно мрачные ночи, также, наблюдаются по всему миру. Происходит по временам необычайное падение звезд. Евангелие распространилось, согласно предсказанию Спасителя ( Мф. 24:14 ), по всему миру. Нравственная распущенность среди людей в последнее время достигла невероятных размеров ( 2Тим. 3:1–5 ). Антихрист, согласно предсказанию апостола Павла ( 2Солун. 1:3–4 ), уже пришел. «Отступление» осуществилось в. Римской Церкви. Папа считает себя наместником Христа на земле–вторым богом. Субботу заменили человеческим воскресением, и, следовательно, папство поставило себя выше Бога, давшего четвертую заповедь ( Дан. 7:25 ). Весь христианский мир введен в заблуждение. Адвентисты разумеют под папством, как Западную Церковь , так и Восточную. Они говорят, что о папской власти, т. е. Церкви Восточной и Западной, было предсказано в книге пророка Даниила и в Откровении Иоанна Богослова. Вычитывают из книги Даниила 7 гл. 2, 8, 20, 22, 25 и 27 ст. На основании этих стихов адвентисты заключают что здесь идет речь о папской власти. Так, например, читая место: «Небольшой рог возмечтает переменить времена и закон» ( Дан. 7:25 ), учат, что это говорится о том, что папство заменило субботу человеческим воскресением и, таким образом, изменило четвертую заповедь десятословия. Приводят также 13 гл. книги Откровения 1, 4–8 ст. «И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные... И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? и даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Вот все, что я нашел благопотребным сказать теперь вам, возлюбленные и дорогие для меня чада мои. Закончу речь мою словом апостольским: «Братия, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» ( 2Солун.2:15 ), а так как в словах или посланиях апостольских может встретиться для вас что-либо невразумительное, непонятное, то, дабы кто либо из самозваных учителей не дал вам превратных и ложных толкований, мы послахом к вам Алексия, 793 брата нашего и служителя Божия и споспешника нашего во благовестии Христове, утвердити вас и утешити о вере вашей ( 1Солун.3:2 ). – Живите же, други мои, в святом союзе с православною церковью, не разрывайте связи с нею никогда и всегда твердо помните, что для того и Бог не отец, для кого церковь не мать. – Живите, чада мои возлюбленные, достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли и увижу вас, или и не приду и не увижу, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников. Это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – предзнаменование спасения ( Флп.1:27–28 ). Аминь. III. Народные вирши «Предивное нарождение: Бога Сына спородыла Дива Мария, Суса Христа в вертепи спородыла... Проспевали два ангели з небе летючи темной ночи, со звездою Христа славлючи. Остряхнулась (испугалась) Дива Мария... Господь с тобою, Дива Мария: приймай дитя рожденное при нас. Божьим Духом ще и ангельским рики пролили, сади зацвили. Дивувалися стары люди, дивувалися малы дети». В другой редакции: «Дева Сына спородыла, мале дитя рожденное, воздышком прикрытое. Прийшлы к ней два ангели с небеси... Бог с Тобою, Дива Мария; возми дитя рожденное на руки при нас. Ангели проспивали, с небес летючи темно – темный ночи и со звездою Христа глядачи... Ангели крылочками реки разлилы и к святому Рожествови сади зацвили». Еще: «На рици на Иордани там Прычыста ризы прала, своего Сына сповывала, на ёлыни колыхала. А где взялися три ангели, тай узялы Суса Христа, тай понеслы пид небеса. Уси небеса растворылися, уси святии поклонылися».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Для сравнения обеих нами рассмотренных материй ( δρξ и δξα) земного и небесного мира наилучшее основание представляет 1Кор. 15, 39 и след. Как δρξ не одинакова, но бывает весьма различна, так и δξα не будет световым облаком, сглаживающим все индивидуальные различия, но будет резко и определённо выражать различие существ во внешнем виде ст. 39: «не всякая плоть... такая же плоть; но иная плоть у человека, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц» и ст. 41: «иная слава солнца, иная слава; луны у иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе, – так и при воскресении мёртвых» (ст. 41). Весьма поучительны также стихи 42 и 43: «сеется в тлении, восстаёт в нетлении,сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе». Σρξ – плоть подвержена ψθορ – тлению, в этом искажающем процессе тление, которое делает её предметом отвращения, заключается её безчестие ( τιμα), как равно обнаруживается в смерти и тлении печальнейшим образом её слабость ( σθνεια), ибо, отсюда ясно, что она в себе самой не имеет никаких жизненных сил. Небесной телесности, напротив, свойственно нетление ( ψθαρσ), честь или блеск – δξα (вследствие уже констатированного колебания значение слова δξα в этом месте) и в особенности сила ( σναμ), – могущество. Это свойство «славы» (световой материи), как соединение блеска и силы, выступает ясно во многих других местах Кол. 1, 11 ; «укрепляясь всякой силой по могуществу славы Его», – Ефес. 3, 16 : «да даст вам по богатству славы своей крепко утвердиться Духом Его», – 2Солун. 1, 9 : «неведующие Бога примут погибель вечную от славы могущества Его». Сюда относится также место в Римл. 6, 4 , где говорится, что Христос восстал от мёртвых вследствие пребывающей в славе силы жизни: «Христос воскрес из мёртвых славою Отца». Если мы желаем ясно представить себе это соединение света и силы, то должно только обратить внимание на солнечный свет, который также заключает в себе жизненные силы для земного творения, – или на разрушительную силу блистающей молнии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

Напротив, Сам Господь указывает на обязательность древних установлений по преданию: Он напоминает о нерасторжимости брака, установленного еще при праотцах, следовательно, без Писания: « что Бог сочетал, человек не да разлучает ». Когда же Спасителю напомнили, что Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться, то Господь ответил: « Моисей, по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так » ( Мф.19:6–8 ). Следовательно, закон Предания был раньше, чем закон Писания. Точно также Спаситель признал святость обрезания, «хотя оно не от Моисея, но от отцев», т. е. установлено преданием. Если же некоторые предания осуждаются Господом и апостолами, то это – предания ложные, как бывают и ложные писания. Так свидетельствует апостол Павел, убеждая Солунян «не спешить колебаться умом не смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» ( 2Солун.2:2 ). Во-вторых, сектанты утверждают, что св. Предание совершенно излишне, так как для спасения людям будто бы вполне достаточно одного св. Писания. В доказательство сектанты ссылаются на следующие места св. Писания. 5) Ин.5:39 . « Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствует о Мне ». Но если вышеозначенные слова Спасителя понимать в смысле сектантском, тогда необходимо отвергнуть не только св. Предание, а также и св. Писание Нового Завета. В самом деле, в то время, когда Спаситель заповедывал людям наследовать Писания, были лишь Писания Ветхого Завета, т. е. « Моисей и пророки ». Эти именно Писания и имел в виду Спаситель, когда говорил Иудеям: « Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям на верите, (то) как поверите Моим словам? » ( Ин.5:46–47 ). И так как на подобное толкование не согласятся, разумеется, сами сектанты; то они должны признать, что в вышеприведенных словах Спасителя говорится не о том, будто Священное Писание является исключительным источником христианского вероучения; а единственно указывается, что через Исследование св. Писания Ветхого Завета можно придти к признанию Спасителя за Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

О каком же «прогрессе» можно говорить? Не о мнимом антихристовом прогрессе должен истинный христианин помышлять в наше время, а о том, как бы лучше приготовить себя к сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых. На это есть прямое повеление Господа. «Бодрствуйте... будьте готовы... ( Матф. 24, 42–44 ) будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака... блажен раб тот, которого господин его пришед найдет поступающим так» ( Лук. 12, 40–43 ). И наоборот: горькая участь ожидает того, кто станет убаюкивать себя, говоря: «Не скоро придет господин мой» ( Лук. 12, 45 ). Дух постоянного ожидания Второго Пришествия Христова это есть дух первохристианства, молитвенно взывавшего ко Господу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Апок. 22, 20 ). А противоположный сему дух есть несомненно дух Антихриста, старающийся всячески отвлечь христиан от мысли о Втором Пришествии Христовом и последующем затем воздаянии. Поддающиеся сему духу подвергаются опасности – не узнать Антихриста, когда он придет, и попасть в его сети. Именно это и есть самое страшное в современном мире, исполненном всевозможных обольщений и соблазнов. Слуги Антихриста, как предупредил нас Господь, будут стараться «прельстить, если возможно, и избранных» ( Матф. 24, 24 ). Мысль об этом, однако, отнюдь не должна нас угнетать и подавлять, а наоборот – «восклонитеся» , говорит об этом Сам Господь: «и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» ( Лук. 21, 28 ). Сколь ни злы и страшны слуги грядущего Антихриста, так тщательно подготовляющие ныне его пришествие, сколь ни страшен приход его самого, когда исполнятся назначенные для того сроки, но Господь наш сильнее их всех, и главное для нас это – до конца сохранить верность Господу, Который, как мы хорошо это знаем, «убиет Антихриста духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего» ( 2Солун. 2, 8 ). За эту верность свою Господу мы и должны бороться всеми своими силами, хотя бы нам пришлось и жизнь свою отдать за нее. Великая, ни с чем земным несравнимая, награда ожидает нас за это. «Будь верен до смерти» , говорит Сам Господь: «и дам тебе венец жизни» (Апокалипсис 2, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Ссылаясь на эти слова, сектанты мудрствуют, будто св. Предание излишне, так как о правде Божией, по которой должно жить людям, свидетельствует Писание (Закон и пророки), а не Предание. В данном случае сектантам должно ответить то же, что и в нескольких предыдущих случаях. Именно, если стать в толковании вышеозначенного свидетельства на сектантскую точку зрения, то необходимо отвергнуть не только Предание, но и все Новозаветные Писания, так как «закон и пророки» есть не иное что, как ветхозаветные Писания ( Мф.5:17 ). И раз, по мысли сектантов, излишне все, кроме закона и пророков, значит излишне и Новозаветное Писание. С этим не согласятся, конечно и сами сектанты. Смысл же вышеприведенных слов апостола состоит в том, что с пришествием на землю Сына Божия пришло и оправдание людей, о чем было предсказано в законе и пророках. Вот почему Спаситель, придя в мир для оправдания людей, и говорил людям: « Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков: не нарушить пришел Я, а исполнить » ( Мф.5:17 ). Наконец, сектанты доказывают, будто нельзя делать никакого дополнения к св. Писанию, как практикует Церковь , признавая кроме Писания еще и Предание. В подтверждение своей мысли сектанты ссылаются на следующие места св. Писания. 12) Гал.1:8 . « Если бы мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема ». Но в данном случае речь идет не о Писании, а вообще о благовествовании. Благовествовал же апостол как письменно через Писание, так и устно через Предание ( 2Солун.2:15 ). Отсюда понятно, что вышеприведенные слова не только не говорят против Предания, а наоборот, оберегают его. 13) 1Кор.4:6 . « Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано ». В приведенных словах запрещение мудрствовать сверх написанного относится не к отрицанию Предания, как неправильно думают сектанты; а согласно связи речи, направлено против неправильного взгляда на проповедников Евангелия, какой имели Коринфские христиане. Называя себя то Павловым, то Аполлосовым, то Кифиным ( 1Кор.1:12 ), Коринфские христиане тем самым сравнивали проповедников, ставя одного выше, другого ниже. Против такого суждения о проповедниках и восстал апостол. Он написал послание Коринфским христианам, в котором убеждал, что бы Коринфяне не судили прежде времени, пока не придёт Господь ( 1Кор.4:5 ) и одинаково «разумея (всех проповедников) как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих», ( 1Кор.4:1 ) не мудрствовали по этому вопросу сверх того, что им написано.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Также и мы призваны к «славе,» 1Солун. 2, 12 : «мы просили поступать достойно Бога, прзвавшего вас в своё царство и славу». В 2Солун. 2, 14 говорится: (к спасению) призвал вас блоговествованием нашим для достижения «славы Господа нашего Иисуса Христа». Мы живём в надежде на славу Римл. 5, 2 : «хвалимся надеждою славы Божией». Эта несомненная надежда в повышенном изображении представляется так, как будто мы уже воссияли в блеске света вечности, и только этот свет будет всё усиливаться, сиять всё яснее. В 2Кор. 3, 18 в противоположность Моисею, который покрывал своё лицо, чтобы скрыть свет, говорится о нас: «мы все открыты лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу». Под гнётом страданий этой жизни и прямо вследствие их блогочестивые люди невидимым образом приготовляют себе одежду света будущей жизни 2 Кор,3.17: «кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке, вечную славу». Однако мнение Апостола собственно таково, что мы в первый раз явимся в световой телесности «в день пришествия. Кол. 3, 4 : «когда явится Христос – жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе». Это наш жребий и наследство, которое мы тогда получим Кол. 1, 12 : «Бог призвал нас к участию в наследию святых во свете». Так как мы – чада Божии, то должны быть и наследниками, и это наследство состоит в том, что мы в небесной сфере облечёмся в небесную световую телесность как это приличествует чадам Божиим, – в световую телесность славы, которой одеяны также Отец и Христос Рим. 8, 17 : «если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». (Ср. ст. 18). В тот час когда наше тело – ωμα явится в блеске света, наступит откровение детей Божиих, сыновство и обетованная слава которых до того времени ещё скрыты Рим. 8, 19 : «тварь с надеждою ожидает откровения славы сынов Божиих», ср. ст. 21: «тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

  001     002    003    004    005    006