Христиане в этом мире не свои: «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр.13:14 ). В этом мире праведник мучается «видя и слыша дела беззаконные» ( 2Пет.2:8 ) и ожидает «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:13 ). Верующие удаляются от алчности, жестокости и насилия этого мира. Как писал Климент Александрийский , «Ты же, ставший причастником Истины и удостоенный великого спасения… собирай для себя войско, войско безоружное, к войне неспособное, от пролития крови отвращающееся, незлобивое, непорочное, состоящее из богобоязливых старцев, Богу любезных сирот, кротостью отличающихся вдов, любовью украшенных мужей…» До сих пор священнослужение признается несовместимым с кровопролитием. Человек, который пролил кровь – даже в состоянии необходимой обороны, например, он убил напавшего на него разбойника – не может служить у алтаря Божия. Об этом говорит, например, святой Василий Великий в своем 55 правиле. В чем причина такого запрета? Священник являет в мире Самого Христа, служит Его живой иконой, Его посланцем и представителем. Через него действует Сам Христос. Христос совершает Таинства его руками, Христос проповедует и прощает грехи его устами. Как говорит Он сам в Евангелии, «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ). Его миссия в том, чтобы являть людям Христа, уподобляясь Ему во всем. Христос не пролил ничьей крови, кроме Своей – хотя Его сограждане, томившиеся под гнетом ненавистных языческих оккупантов, настойчиво побуждали Его возглавить восстание ( Лук.13:1 ; Ин.6:15 ). Он «пришел не губить души человеческие, а спасать» ( Лук.9:56 ). Он не убивал своих врагов – а, напротив, принял смерть ради их спасения. Как говорит о Нём Пророк, «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» ( Ис.50:6 ). Священник, хотя и может находиться среди сражающихся, чтобы служить им, не может сражаться сам – потому что он являет собой другое, грядущее Царство, где «не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» ( Ис.11:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Думающие так не знают, что в начале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою; потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водой. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человек... Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:3–7,9,10 ); и дальше прибавляет: как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях ( 2Пет.3:15–16 ), подразумевается – во всех тех посланиях, в которых есть речь о кончине мира и о последних или предшествующих ей временах, а именно: в Первом Послании к Коринфянам, в обоих к Тимофею, меньше в Посланиях к Евреям и к Римлянам, а попутно и краткими словами также и в других посланиях. В последних словах Апостола Петра две мысли: в первой половине их, в стихе 15, он говорит, что и Апостол Павел написал об этом, т. е., о долготерпении Господа, о втором Его пришествии и конце мира; во второй половине изречения, в стихе 16, он добавляет, что об этом же Павел говорил и во всех своих посланиях. Очевидно, в 15-м стихе Апостол Петр говорит о недавнем написании Павлом того, что последним и прежде было говорено в прочих посланиях. Но из всех посланий Апостола Павла, в которых прямо и нарочито говорится о последних временах, только оба Послания к Тимофею писаны в одни годы со Вторым Посланием Петра, а именно – Первое Послание, как думают, написано в 64 или 65 г., а Второе – пред самой смертью , в 67 г. Притом Второе Послание послано из Рима, откуда, по-видимому, писано и послано и Второе Послание Петра, и тоже незадолго до смерти Петра ( 2Петр.1:14 ). А так как Апостолы Павел и Петр пострадали в Риме одновременно, при Нероне, в 67 или в 68 году, то можно полагать, Второе Послание Петра писано приблизительно одновременно со Вторым Посланием к Тимофею и не долго спустя после Первого Послания к Тимофею.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Подобным образом апостолы подтверждают историчность других частей Моисеева повествования. Первоверховный Петр подтверждает слова Моисея о первозданном океане, покрывавшем Землю, говоря «вначале словом Божиим небеса и землю составлены из воды и водою» ( 2Пет.3:5 ). Заметим, что по словам апостола небеса и землю сотворены «вначале», а это было бы невозможно, если бы правы были сторонники теории «Большого взрыва», согласно которой пред появлением Земли прошло 10–15 млрд. лет, так что о одновременном появлении небес и земли говорить не приходиться. (Это же надо сказать и о словах апостола Павла: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих» ( Евр.1:10 )) Тем более не вписывается в эту концепцию утверждение Петра и Моисея о том, что мир сотворен водою и из воды. Апостол Иоанн слышал на небесах ангела, прославлявшего «Живущего во веки веков, который сотворил небо и все, что в нем, землю, и все, что на ней, и море, и все, что в нем» ( Откр.10:6 ). И другой ангел призывал людей, поклониться «Создавшему небо и землю, и море, и источники вод» ( Откр.14:7 ). Этим апостол любви показывал, что он считал историческими событиями то, что Моисей описывал происходившим в первые три дня. Более того, он видел, что в последние времена ангелам понадобиться особенно подчеркивать тот факт, что Бог — Творец. Здесь мы видим его пророческое вдохновение, показавшее ему (как и ап. Петру см. 2Пет.3:3-7 ) распространение эволюционным идей в конце мира. Не приходиться говорить о том, что все святые апостолы подтверждают буквальную историчность создания Адама и Евы. В качестве ярчайшего примера приведем слова апостола Павла: «прежде создан Адам, а потом Ева» ( 1Тим.2:13 ); «первый человек Адам стал душей живущей: первый человек — из земли, перстный» ( 1Кор.15:45, 47 ); «не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор.11:8-9 ). – очевидно из этих слов, что апостол принимал за буквально точную историю все описание сотворения человека. Поэтому всякая попытка аллегорического понимания Шестоднева противоречит апостольскому преданию.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Уверимся же в истине, которая говорит: проходит образ мира ( 1Кор.7:31 ). И подумаем, что будет с любителями мира, когда он пройдет невозвратно? Приидет день Господень, как сказано, и небеса с шумом (при страшном громе и звуке ангельских труб) мимоидут, стихии сжигаемы разорятся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). Что же тогда быть должно с сынами века сего, возлюбившими временную жизнь и не поверившими истине Господней? Все, что они привыкли любить, сгорит и чему так радовались в своей жизни, все это исчезнет. Тогда не уязвятся ли сердца их раною неисцельною, и мирская радость их не обратится ли в горесть безотрадную? Будет, как сказано еще, небо ново, и земля нова ( Откр.21:1 ); но допустит ли их Господь наслаждаться новыми благами с привычкою и расположением к старому образу жизни? Не без причины же говорит нам Писание: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). Ибо мир сей должен пройти, и пройдет непременно; и все, которые любят мир сей, вместе с миром и исчезнут. Сказано справедливо, что нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ). Писание указывает даже и на сих сынов погибели; оно говорит о них: им же Бог есть чрево, иже земная мудрствуют: им кончина – погибель ( Фил.3:19 ). Кто умудряется о стяжании благ земных, трудится ради того только, чтобы было ему что пить и есть, и во что одеться, а больше ни о чем не думает, всех таковых конец – погибель. И Господь потому говорит: горе богатым; горе насыщенным; горе смеющимся. Не напрасно же, значит, говорит нам Писание: постраждете, и слезите, и плачитеся, смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование ( Иак.4:9 ). Не напрасно оно вещает: приидите ныне, богатые, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Будемте потому плакать все, которые возлюбили временную сладость грешной сей жизни, да сподобимся избежать будущих всех бедствий, грядущих на вселенную, и предстать в радости пред Господом, Который придет судить всех сынов человеческих, – живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Христос придет судить не только по Божескому, но и по человеческому естеству. Отец и не судит никого, но весь суд Свой отдал Сыну ( Ин.5:22 ). Впрочем, будет судить и Бог Отец, и Бог Дух Святый, так как Божество нераздельно; частно же суд относится к Богу Сыну по присвоению Его Себе всего человечества, да и по человеческому естеству, Коему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ). Приидет на облаках со славою великою ( Мф.24:30 ) – образ вознесения Христова показал Второе Пришествие на облаках небесных. То видели некоторые, сие узрят все живые и мертвые. Как молния, исходящая от востока до запада, освещающая север и юг, Пришествие Господне осияет все народы. Воссядет Христос на Престоле славы и все святые и Ангелы с Ним. Сказано всем в лице апостолов: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Мф.19:28 ). И апостол Павел пишет к коринфянам: разве не знаете, что святые будут судить мир ( 1Кор.6:2 ), то есть людям мирским, и еще: разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские ( 1Кор.6:3 ); – судить ангелов, конечно, злых. Бог придет судить затем, чтобы исполнить закон Правосудия, каждому воздать должное; придет судить, чтобы доказать истину Свою, так как предрек: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Лк.21:33 ). Крайняя жестокость и неистовство врага темного, повсюду рыкающего, побуждающего род человеческий к идолопоклонству, убийству, похоти и вообще ко всякому роду нечестия, беззакония и злодейств – сие неистовство становится все сильнее и сильнее потому, что враг знает, что время коротко ( 1Кор.7:29 ). Отсюда и закоснение человечества и отчаянное упорство в неверии; также помыслы и слова людей пагубных: где обетование пришествия Его? Ибо говорят они: с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же ( 2Пет.3:4 ), – все это ускоряет пришествие Суда Божия. Мы не должны успокаивать себя тем, будто медлит Второе Христово Пришествие; нет – не медлит Господь, уверяет апостол Петр, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Пет.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

е. деятельным применением её, без которой не могло бы совершиться спасение всего человеческого рода. Вследствие таких высоких качеств, за которые Бог возлюбил Авраама и называет Себя Богом Авраама, а в св. Писании называется он «другом Божиим», как ветхозаветные потомки его и даже сами святые перед Богом Моисей и Давид призывали Авраама в ходатаи перед Богом, так и Новозаветная Церковь взывает к Богу о помиловании ради возлюбленного Им праотца Авраама. Сам Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном ( Лк.16:19–31 ). О племяннике Авраама Лоте, который последовал за дядей своим в неизвестную обетованную страну и сохранил своё благочестие, несмотря на то, что жил в погибающей от разврата Содомской стране, известно ещё из свящ. Пис., что Господь не оставил уповающего на Него и вывел Лота с семьёй его невредимыми из Содома, когда были попалены огнём и серой нечестивые города, на месте которых образовалось серное озеро, названное впоследствии Мёртвым морем... «Праведного Лота, – свидетельствует св. Апостол Пётр ( 2Пет.2:7–8 ), – утомлённого обращением между людьми неистово-развратными, избавил Господь, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» ... Указывая на спасение Лота в то время, как были обречены на истребление Содомские и Гоморрские города за крайнее нечестие обитавших в них, св. Ап. Пётр поясняет, что «конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ... ( 2Пет.2:9 ). 133 Ор. Chrysostomi 1, 328–411. Содержание другого сочинения его – «апологии монашеству» см. в учении об отцах Церкви, 2, 317. 134 Так говорит бл. Феодорит, Ист. 3, 16. Краткий менолог: «родила того чудного Иоанна, называемого Златоуст». Это неправда. Мать Златоуста называлась Анфусой (Сократа ист. 6, 3). Вероятно, что сын св. Публии был тот Иоанн, которого св. Мелетий посвятил в Апамейского епископа (Феодорита ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Итак, они «окружили стан святых и город возлюбленный» . «Город возлюбленный» – это Церковь Христова и также «город возлюбленный» – это Иерусалим. Любой пророческий образ может иметь несколько истолкований, и все они верны. Но далее сказано:«И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:9–10 ). Вот давайте порассуждаем, какой будет диапазон этого огня, который обрушится на нашу землю. Апостол Петр во втором Послании пишет: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ). Сгорит земля, и все дела на ней сгорят. Весь этот мир будет уничтожен Божественным огнем. И апостол Петр дальше рассуждает: «Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают ?» ( 2Пет.3:11–12 ). Итак, действительно, какими же надо быть нам, чтобы нам перейти через этот огонь Армагеддона? Последнее сражение Гога и Магога против святых называется в Библии еще и Армагеддоном. Мы должны быть совершенно чуждыми этому миру, чтобы не разделить его участь в пламени. Причем, мы с вами уже смотрели толкования Андрея Кесарийского и Василия Великого о том, что огонь Божий – он один и тот же, но для одних людей это огонь, просвещающий их познанием веры, огненные языки благодати Духа Святаго, а для других – тот же самый огонь Божьего присутствия есть плачь и скрежет зубов в аду, и там огонь не будет являться источником света. А Андрей Кесарийсий и Василий Великий говорят: огонь один и тот же, но одни могут сносить присутствие Божие и радуются в этой благодати, а для других присутствие Божие – это ужас, визг, отчаяние, полное сокрушение, поражение и уничтожение в пламени Божественного присутствия. Как сказано в Псалтири: «Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли» ( Пс.96:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Пет.3:9 ) Милость Божия, братья, откладывает тот день, пылающий как печь ( Мал.4:1 ), по словам пророческим. Так что пусть устыдятся ругатели, те, кто издевается над обетованием Божиим и говорит: «А где же обетование пришествия Его?» Бог не забыл обетования Своего, это грешники забыли сами себя. А Бог по безграничной милости Своей ждет, когда грешники придут в себя, покаются и приготовятся ко встрече с Богом. Это день скорби, и он отличается от всех иных дней тем, что придет не для покаяния, а для суда. Поскольку Суд Страшный – единственный и неповторимый, то и день этот – единственный и неповторимый. Бог не хочет, чтобы кто-то из людей погиб. Он создал людей не для погибели, а для спасения. Есть ли огородники, которые бы, сажая овощи, хотели, чтобы овощи их усохли и пропали? А ведь Бог мудрее и милостивее всех людей. У Бога одно желание, а именно: чтобы все люди покаялись и от зла отвратились. Как радуется виноградарь, когда увядшая лоза оживет, вновь зазеленеет и плоды принесет! А какова же радость Бога и Ангелов Божиих, когда человеческие души, увядшие от грехов, оживут, укрепятся слезами покаяния и принесут плоды покаяния. О, Господи Милосердный и Человеколюбивый, помоги грешникам ощутить милость Твою и сочувствие Твое к ним, чтобы почувствовали и покаялись и, покаявшись, сошли с кривых путей своих. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 12 Августа. Поучение о наступлении Страшного Дня Господня Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, сгорят земля и все дела на ней ( 2Пет.3:10 ) Страшен День Господень, неописуемо страшен! Страшен как из-за неотвратимой справедливости, так и из-за своей внезапности. Сам Господь заповедал: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий ( Мф.25:13 ). Апостол же, своими ушами слышавший эти слова, только повторяет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Одним словом, определение П. Рогозина малейшим образом не связано с реальностью и является просто мечтой протестантизма – тем, чем им бы хотелось, чтобы было ненавистное им Священное Предание Церкви. Возражение 2. Христос осудил предание, сказав фарисеям: «вы устранили заповедь Божию преданием вашим» ( Мф.15:6 ) 663 , противопоставив заповедь Божию преданию человеческому ( Мк.7:8–9 ). В действительности, Христос осудил не само по себе предание , а конкретное предание фарисеев, которое шло в разрез с заповедью Божией о почитании родителей. В древнем мире у пожилых людей не было пенсии, и вся их надежда была на поддержку детей в их старости. Фарисеи же говорили своим родителям «корван», то есть, что своё имение они посвятили Богу, и поэтому родителям уже нельзя им воспользоваться. В этом была ложь и нарушение самой сути заповеди Божьей. Таким образом, их предание не толковало Писание, а его устраняло, и было продиктовано не Духом Божиим, а духом сребролюбия, немилосердия и лукавства. Одним словом, это не было преданием Божественным. Так и в наши дни есть различные верования и суеверия, которые невежды ошибочно считают церковным преданием. Но к ним никоим образом не относится то, что перечислено выше (абз. 117–125), и христианину должно знать свою веру и отличать её от суеверий. Нужно заметить, что само выражение «предание человеческое» никак не делает отрицательным явлением всякое предание, как думают протестанты: напротив, оно предполагает существование «предания Божественного», которому и противопоставляется предание человеческое. И в Библии в нескольких местах заповедь Божия, слово Божие, и истинная вера называется или тесно связывается с преданием, конечно же, Божественным, а не человеческим: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди » ( 2Пет.2:21 ); «чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» ( 2Пет.3:2 ); «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру , однажды преданную святым» ( Иуд.3 ). Одним словом, есть предания Божественные (это все откровения и наставления, которые сообщил (передал) Своим людям Дух Святой), а есть предания человеческие и бесовские, которые изобрели люди или бесы (или люди под водительством бесов). И вот как раз многие учения протестантов являются именно преданиями человеческими и бесовскими, противоречащими Преданию Божественному.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Правда, во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел корректирует свою позицию, даже в некоторой степени отмежевывается от своего Первого послания: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» ( 2Фес. 2:1–2 ). Указания на то, что Второе пришествие откладывается, присутствует во Втором соборном послании Петра. Отвечая на вопрос «где обетование пришествия Его?» ( 2Пет.3:4 ), автор послания пишет: «…не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ). Судьба праведника и грешника. Икона. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен, Германия) Несмотря на определенное разнообразие в представлениях о времени второго пришествия Христа, характерное для ранней Церкви, само ожидание Второго пришествия было всеобщим, и именно оно в значительной степени определяло всю тональность первохристианской евхаристической молитвы. Она была устремлена в будущее, проникнута эсхатологическим ожиданием возвращения Спасителя. В то же время сохранялась глубокая укорененность в прошлом – в истории ветхозаветного Израиля и в новозаветном откровении, которое мир получил через Иисуса Христа. Центральным событием этого откровения стали смерть и воскресение Иисуса, воспоминание о которых составляло главную тему евхаристической молитвы. Именно в этом смысл слов Павла: «смерть Господню возвещаете». Собираясь вместе на Евхаристию, христиане вспоминают страдания Господа Иисуса и возвещают Его смерть. Но они делают это в ожидании Его второго пришествия. Изложенное Павлом учение о достойном и недостойном причащении легло в основу учения Церкви о том, какое действие причащение оказывает на тех, кто к нему приступает. Павел четко разделяет таковых на две категории и утверждает, что для недостойно причащающихся Тело и Кровь Христа становятся осуждением, так что вследствие этого они болеют и умирают.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010