Шестой член символа веры (Верую в Господа Иисуса,) и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. Тексты «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк.24:26 ). «В доме Отца Моего обителей много. Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». ( Ин.14:2–3 ). «И сказал (Стефан): вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческаго, стоящаго одесную Бога». ( Деян.7:56 ). Христос «восшедши на небо, пребывает одесную Бога, и Ему покорились Ангелы и Власти и Силы». ( 1Пет.3:22 ). Христос «одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». ( Рим.8:34 ). Бог «все покорил под ноги Его (Христа) и поставил Его выше всего, главою Церкви». ( Еф.1:22 ). «Нисшедший, Он же есть и возшедший превыше всех небес, дабы наполнить все». ( Еф.4:10 ). «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога: о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.». ( Кол.3:1–3 ). «Мы имеем такого Первосвященника, Который возсел одесную престола величия на небесах». ( Евр.8:1 ). «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». ( Евр.13:8 ). «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его». ( Откр.3:21 ). Изречения «Я охотно верю событиям, за истину которых свидетели не убоялись пожертвовать жизнью». (Паскаль). «Как ни величествен свод небесный, но коль скоро внимательно посмотришь на него, то тотчас чувствуешь, что это одна изнанка, а лице там!» (Иннокентий, арх. Херс.). «Морския волны хлещут и яростно ударяют в скалу, но та стоит, – не дрогнет. Облака закрыли солнце, сгустился мрак на земле, разразилась буря, а там, выше облаков солнышко продолжает сиять и рано или поздно пробьется оно сквозь эти слои облаков, засияет над землею. Так и всемогущий Бог в Своем святом величии господствует над волнами греха и над непогодою, бурями времени». (Герок). Небо, на которое восшел Иисус, – не небо физическое, атмосферическое, не междупланетное или надзвездное пространство, не небо, созданное в первый день мироздания и которое прейдет ( Мф.5:18 ), которое огню блюдется и падет с шумом ( 2Пет.3:7,10 ), но небо символическое, духовное, вечное. Вознесение на небо означает не оставление Христом земли, но прославление Его, окончательное прекращение Его уничиженного вида. Христос не «улетел» на небо, как кощунственно выражался умерший русский писатель, но «облако взяло Его из вида» ( Деян.1:9 ). Т. е. прекратилось Его видимое общение с учениками. Но Христос не оставил землю, а пребывает на ней, как и везде, «во вся дни и до скончания века». ( Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Объясн. Здесь с величайшей ясностью излагается учение святого апостола об отношении христиан к высшим властям. «Нет власти не от Бога»: – Бог, давший человеку в обладание всю землю со всеми животными на ней: Быт.1:28 , потом дал мужу господство над женой: Быт.3:16 , родителям власть над детьми: Еф.6:1–7 ; Моисей избран вождём народа: Исх.3:4–7 . В судии призваны Гедеон и Самуил, а история избрания и помазания Саула и Давида уясняет нам, откуда явилась царская власть: 2Цар.3:18 . Разумея власти римского кесаря, начальников и судей (проконсулов, преторов и др.), кесарем поставленных, апостол говорит: существующие власти от Бога установлены. А Сам Спаситель что сказал Пилату? «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше»: Ин.19:11 . Рим.13:4 . «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Объясн. Можно ли противиться этому попечению Божию о нас, отводящему нас от вечной казни страхом казни временной: Иуд.1:23 , желающему нам проводить тихую и безмятежную жизнь: 1Тим.2:1–3 , приводящему нас к небесной награде с пожеланием награды земной: ст.3 и 11. Рим.13:5 . «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Объясн. Почему надобно повиноваться земной власти не только из страха, но и по совести? Да потому, что Богу мы должны повиноваться по совести, следовательно, и слугам Его должны повиноваться также по совести: Ин.13:20 ; 1Пет.2:13 . Непокорность к законным властям Бог строго наказывает: 2Пет.2:9–10 ; Иуд.1:7 . 1Кор.7:23 . «Вы куплены дорогой ценой; не делайтесь рабами человеков». Объясн. Здесь говорится не об обыкновенном рабстве, так как апостол только что сказал, чтобы призванный ко Христу в рабстве не смущался этим состоянием и оставался в том звании, в каком призван: ст.20–22. По объяснению блаженного Феодорита , апостол здесь повелевает не иметь раболепного образа мыслей. Нисколько здесь не отрицается и подчинение, повиновение богоучреждённым властям земным: Рим.13:1–5 ; 1Пет.2:13 ; Тит.3:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но благодати у них нет: это – человеческие религиозные общества, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим. 3:5 ). А истина во всей своей неповрежденности и полноте хранится в Церкви православной, единой ( Мф. 16:18 ; 1Тим. 3:15 ; 2Пет. 1:3–4 ). И долг наш – православных – хранить, как зеницу ока, эту чистоту святой веры нашей. Зачем? Для спасения нашего, ибо без истины спастись не можем, и для тех же еретиков, раскольников, безбожников, и тех из них, кто способен еще внимать голосу Божией благодати, как и говорит Спаситель Пилату: «Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине: всякий, кто от истины, слушает Моего гласа» ( Ин. 18:37 ). И хочется верить, что и в сердце раскольников и еретиков, и безбожников есть души, по неведению заблудшиеся, но стремящиеся к истине. И все лучшие из них, верим, придут к нам, в Церковь Божию, где истина, где благодать, где лик Христов не затемнен человеческою ложью, придут и падут ниц, и скажут: истинно с вами Бог. Среди все возрастающего неверия и дикой развращенности, когда падают цари и царства и все человеческие силы так слабы и ничтожны, единственным оплотом истины, святости и любви является Церковь Божия православная, как общество православных христиан, возглавляемое и поддерживаемое не слабыми человеческими силами, а благодатию Самого Бога, всегда пребывающего в Церкви Своей ( Мф. 28:20 ), и засвидетельствовавшего, что врата ада не одолеют Церкви Божией ( Мф. 16:18 ). И к этому единственно вечному и спасительному обществу устремляются все, кто видит гибельность для души неверия и разврата, как предсказывал еще пророк. «И будет в последние дни, гора дома Господня поставлена будет во главу гор, и возвысится над холмами и потекут к ней народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите и взойдите на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и он научит нас путями своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима» ( Мих. 4:1–2 ). Иметь один фронт с еретиками и раскольниками для православных, это значит смешивать истину с заблуждением, значит оставлять бедных людей без надежного, определенного руководства в борьбе с неверием, главное значение принадлежит не дипломатии, не хитрым иезуитским приемам, которые в своей религиозной деятельности всегда употребляют католики, нынешние обновленцы и другие еретики и раскольники.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Но уже у некоторых пророков встречаются выражения, из которых можно заключить, что умершие не просто спят вечным сном, но испытывают и определенные состояния. Так, пророк Иезекииль говорит, что «пораженные, падшие от меча» будут положены среди необрезанных в самой глубине преисподней (32, 18–32). А пророк Исаия о посмертной участи нечестивых говорит: червь их не умрет и огонь их не угаснет (66, 24). Ветхозаветная религия, в лице пророков, чает воскресения мертвых. Эту надежду высказывает праведный Иов, когда говорит: …я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (19, 25–27). О всеобщем воскресении говорит вполне определенно Исаия («Оживут мертвецы Твои», 26, 19), осуществление его предвидит Иезекииль (гл. 37). По воскресении для праведников будет вечная блаженная жизнь, а грешникам – посрамление ( Дан. 12, 2 ). Однако ряд важных особенностей выделяют ветхозаветную религию из прочих религий. Это учение о творении мира из «ничего» 358 , о сотворении человека как образа Божия, о грехопадении человека и др. Здесь остановимся на ее учении о Мессии и особом избранничестве еврейского народа. 1 . Ожидание Мессии (греч. Χριστζ – Помазанный; евр. – машиах – Помазанник) является центральным пунктом ветхозаветного Откровения, душой всей ветхозаветной религии. В отдельных ветхозаветных книгах Мессия наделяется различными чертами: царя, первосвященника, пророка. В некоторых текстах Он объединяет в Себе все эти служения ( Иер. 33, 14–18 , и др.) Но самое важное, что Он является Спасителем всего человечества, евреев и неевреев, от греха, зла и страданий, Который принесет на землю правду и истину и устроит вечное Божие Царство всеобщей святости, любви и мира ( Ис. 25,3 ; Мих. 4 и др.). Но невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3, 16 ), и это Откровение Божие о Христе. Иудейские священники, богословы и учители внушили своему народу чисто земное, вполне языческое, политическое истолкование Мессии: Он будет еврейским царем, которому подчинятся все народы земли и для еврейского народа наступит царство полного земного благоденствия 359 . Отсюда становится понятным, почему за учение о Своем Царстве не от мира сего ( Ин. 18, 36 ) был отвергнут пришедший Мессия Господь Иисус Христос, и богооткровенная ветхозаветная религия прекратила свое существование. Возник иудаизм, сохранивший во многом внешнюю, формальную сторону ветхозаветной религии, но утративший ее существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании судов и судей Мф.7:1–2:12 ; Лк.6:37 . «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить... Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». Объясн. Здесь Господь запрещает осуждать ближнего: пересуды или злословие, иначе сплетничество, но судебные государственные учреждения признавал и Сам Иисус Христос законными и богоучреждёнными: Ин.19:11 ; также и апостолы: 1Пет.2:13–14 ; Деян.25:10–11 ; непокорных, пустословов и обманщиков и т.п. строго осуждали и апостолы: Тит.1:10–11 ; Иуд.1:18–19 ; 2Пет.2:1–3 ; Мф.7:15 . Иак.4:11–12 . «Не злословьте друг друга, братия; кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?». Объясн. Этими словами апостола Иакова опять-таки воспрещаются пересуды или злословие. Что здесь под «судом» нельзя разуметь судебных учреждений общественных и государственных, это ясно видно из того, что государственные судебные учреждения законными и богоучреждёнными признаны Самим Господом и апостолами: Ин.19:11 ; 1Пет.2:13:14 ; Деян.25:10–11 . При этом нужно помнить, что в судах законных не злословится закон, а напротив, восстанавливаются права божеского и человеческого закона. 1Пет.2:23 . «Не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному». Объясн. Господь Иисус Христос по предвечному предопределению должен был пострадать за род человеческий и от людей перенести всяческое уничижение: Ис.56:6:42:1–4 . Но тем не менее законность суда человеческого Господь признавал: Ин.18:23 . И святой апостол Павел для оправдания себя против обвинений, возведённых на него враждебными ему иудеями, потребовал суда пред римским императором-язычником: Деян.25:11 . Верующие должны молиться за судей: 1Тим.2:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Слова апостола Павла ( 1Кор.11:4–16 ) о непокровении мужчинами головы во время молитвы и о ношении ими волос сектанты неправильно понимают, ибо апостол высказывает здесь не закон обязательный, а «обычай» (ст.16), относящийся до житейских «приличий» (ст.13). Кроме того, мнение это апостол высказывает не для священнослужителей, а для мирян: он говорит не пастырям, а «братии» (ст.2 сравн. Мф.28:3 ), называет их не «служащий», а «молящийся» и «молящаяся» (ст.4 и 5 срав. 1Кор.14:34 ), говорит не «нас», а «вас» (ст.14). Уместность для священника носить длинные волосы и иметь покрытую голову при богослужении видна из других священных мест (см. Лев.21:5 ; Исх.29:4:6, 9:15 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия О вознаграждении за труд (требы) священнослужителей Мф.10:8 . «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте». Объяснение. Раздавать за плату благодать Божию никто не должен, но труд должен вознаграждаться пропитанием: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; Флп.4:16–18 ; 1Кор.9:7:11–14 ; Гал.6:6 . Ин.10:12 . «А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их». Объяснение. Православные пастыри не оставляют своих пасомых и без позволения не перебегают от них, следовательно, это место относится всецело к самозваным пастырям: 1Тим.1:6–7 ; 2Пет.2:1–2 , а что вознаграждение за труды для пропитания не запрещается, об этом читай: Мф.10:10 ; Гал.6:6 ; и друг. Деян.8:18–20 . «Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подаётся Дух Святой, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги». Объяснение. Несмотря на своё недостоинство, «вижу тебя исполненным горькой желчи и в узах неправды» (ст.23), Симон Волхв хотел за деньги купить себе дар чудотворения, который даётся от Бога даром, по мере веры, и поэтому Симон был осуждён. Священнослужители если и получают вознаграждение, то не за благодать Божию, а за труды свои, по слову Писания: Лк.10:7 ; 1Кор.9:7:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Грех 8-й Строение гробниц в память пророкам и прежде бывшим святым неугодно Господу, и даже противно Ему. Это видно из того, как написано: горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши. Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы ( Лк.11:47–48 ). Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков ( Мф.23:31 ). Так ясно выражена эта истина в Св. Писании, и что народы, какие бы то они ни были сами по себе, но если они одержимы этим грехом и беззаконием, то чрез это стали врагами Богу за свою собственную непокорность воле Божией. А потому всякий человек, который познал истину Божию и спасение, дарованное Иисусом Христом для вечной жизни, то он не может иметь никакого общения в делах Божиих с людьми, которые одержимы изложенными выше грехами и беззакониями, так как Сам Господь сказал в Св. Писании в нижеследующих местах, говоря: выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас ( 2Кор.6:17 ). И апостол также говорит: я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами; не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской ( 1Кор.10:20–21 ). И еще смотрите —133— ниже: ( Откр.18:4 ; Быт.19:15 ; Лев.20:24–26 ; Числ.16:26 ; 3Цар.18:21 ; Пс.4:4 ; Прит.4:14–15 ; Песн.4:8 ; Ис.40:20; 52:11 ; Иер.50:8; 51:6:45 ; Иез.20:39 ; Мих.2:10 ; Зах.2:6–7 ; Мф.10:34–35 ; Лк.3:17; 12:51 ; Деян.20:40 ; 2Пет.1:4 ). Имея в виду изложенные выше писания, истинно верующий человек, или же желающий получить спасение для души своей, должен обязательно отделиться духовно с народами, которые одержимы грехами и беззакониями, которые изложены выше; иначе Господь угрожает непокорным осуждением на вечную погибель в адском огне, говоря: боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая ( Откр.21:8 ). Господи, долго жила душа моя с ненавидящими мир ( Пс.119:6 ); а теперь совет нечестивых будь далек от меня ( Иов.21:16 ). Душа моя не вступай на стезю нечестивых, и не ходи по пути злых, оставь его, не ходи по нему, потому что они не заснут, если не сделают зла, пропадет сон у них, если они не доведут кого до падения. Ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения ( Прит.4:14–17 ). Господи, не дай уклониться сердцу мою к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сладостей их ( Пс.140:4 ). И да отступит от неправды всякий, исповедующей имя Господа ( 2Тим.2:19 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Точно также на следующей странице автор выясняет слова 2Пет.1:19 : «мы имеем вернейшее пророческое слово и вы хорошо делаете, что обращаетесь в нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах наших», и говорит, что под пророческим словом можно разуметь и ветхозаветные пророчества и новозаветные о втором пришествии; затем вдруг заключает: «во всяком случае, в каком бы смысле мы не понимали «пророческое слово», в разбираемом месте нет и малейшего указания, чтобы св. Предание было излишне. Напротив, устное благовествование о Христе Апостол сравнивает с рассветом дня и утренней зарёй, а пророческое слово со светильником в тёмном месте, и таким сравнением как бы указывает на то великое значение устного благовествования, какое оно имело в сравнении с пророческим словом». Всё это было бы так, если бы под рассветом дня и утренней звездой в самом деле у св. Апостола, а не у автора, подразумевалось устное благовествование о Христе. Сам автор на той же странице поясняет эти слова в смысле «света Христовой веры», а не устного благовествования. На стр. 87 автор пишет: «Отмеченные в евангелии молитвы блудного сына: «Отче, согрешил на небо и перед тобою» ( Лук.15:18 ) и молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному» ( Лк.18:13 ), что другое по существу своему представляют, как не невольные вопли человека, обуреваемого страстями и ищущего себе помощи свыше. Но эти вопли направлены, как всякому понятно, к Богу – Судии и Спасителю нашему». Всякому понятно, потому что всякому, читающему внимательно евангелие, известно, что молитва блудного сына направлена не к Богу, а своему отцу земному. Она два раза повторяется и оба раза с точным указанием: «и скажу, или – и сказал отцу своему». Блудный сын различает в своём поступке грех против Бога (согрешил на небо), хроме греха против родителя (и перед тобой), но обращается, по точному сказанию Евангелиста, только к своему родителю. На стр. 170–171 автор, совершенно правильно развивая мысль о том, что Апостолы озабочивались, поставить себе не иначе, как законным образом преемников, говорить: «Так, ап. Павел через молитвенное рукоположение поставил Тимофея епископом Ефесской церкви, Тита – епископом критской церкви, и цитирует при этом 1Тим.1:3 , и Тит.1:5 , так что читатель вправе относить цитаты к мысли о молитвенном рукоположении. Смотрим цитаты и читаем: «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе... Для того я оставил тебя в Крите, что бы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров». Где же хоть одно слово о молитвенном рукоположении или же, имея в виду точность доказательства против сектантов, хотя о поставлении Тита и Тимофея – епископами?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Пер. ). Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... И Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю... и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех видящих тебя ( Иез.28:12–18 ). Святой апостол Иуда свидетельствует, что Бог свергнул с неба не только Люцифера, сатану, но вкупе с ним и многих других ангелов: И ангелов, не сохранивших своего достоинства (в серб.: не хранивших чина своего старшинства. – Пер. ), но оставивших свое жилище, Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд.6 ). О том же самом свидетельствует и святой апостол Петр ( 2Пет.2:4 ). И Сам Господь Иисус, от Которого Его Апостолы и узнали о сем, сказал перед семьюдесятью [Своими учениками]: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ( Лк.10:18 ). Сие свидетельство Иисуса, равно как и свидетельства Апостолов и пророков, относятся ко временам доисторическим, то есть к хронике бытия духовного мира прежде сотворения земли и всей этой видимой вселенной. Се – единственная Богом открытая истина ( букв. : свидетельство, – Ред. ) о вечном вопросе, терзающем людей: «Откуда зло в мире? И кто первоисточник зла?» Там, где не было Божия откровения, люди напрягались своим умом или мечтами, чтобы, уступая низшей, земной логике, дать [собственный] ответ на сей мучительный вопрос. Но всё это были лишь их частные рассуждения или домыслы, не имеющие сверхчеловеческого авторитета или ручательства. Поэтому мы нисколько не можем им доверять. Доверять мы можем только тому, что открывает нам единый Бог истины и человеколюбия. А открыл Он нам то, что мы указали выше, и этого достаточно. Сверженный с неба, вычеркнутый из небесной истории и стертый из Книги живых, сатана вплел себя в историю земную. На первых страницах книги Бытия он выступает врагом Бога и человека ( Быт.3:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Сидение одесную», будучи прославлением Сына Божия, является и продолжением Его служения делу спасения мира – делу утверждения Царства Божия. Обладая божественным всемогуществом, Он простирает Свою всеобъемлющую власть на созидание Царства Божия и устраняет то, что препятствует этому созиданию, во исполнение древнего пророчества о Христе: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.134:1 ). Согласно древнему царскому церемониалу, сидение одесную, то есть по правую руку царя, означало соучастие в царских почестях, власти и управлении царством, а также принятие на себя ответственности за участие в управлении. Так, Соломон посадил свою мать Вирсавию по правую руку от себя ( 3Цар.1:18–22 ). Согласно Пространному Катехизису, выражение «сидит одесную Бога Отца» должно понимать духовно, то есть Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом 183 . Однако эти слова не следует понимать в том смысле, что Господь по Своему человечеству приобретает Божеское свойство – всемогущество. Речь идет о принятии Господом по человечеству полноты власти над тварным космосом: «Дана мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф.13:18 ). «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп.1:9–10 ). Царское служение Иисуса Христа после Вознесения на небо состоит в том, что: а) Господь, находясь по человечеству в теснейшем единстве с Пресвятой Троицей, является Ходатаем за нас перед Богом ( Евр.1:15, 13:24 ) и Первосвященником ( Евр.1:14–15 ). Сами эти наименования указывают на посредническое служение, через Христа верующие в Него могут приходить к Богу. Еще во время Своей земной жизни Господь заповедал Своим последователям обращаться к Нему с молитвой после Его прославления: «И если чего попросят у Отца во имя Мое, то сделаю» ( Ин.13:13–14 ); б) Господь, обещавший по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа ( Ин.13:7 ), в силу сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы ( Деян.1:1–4 ) является невидимым Главой созданной Им на земле Церкви ( Еф.1:22–23 ), Возглавителем той части человечества, которая желает соединиться с Богом через усвоение плодов Его искупительного подвига. Будучи Главой Церкви, Христос ее членам «дарует все потребное для жизни и благочестия» ( 2Пет.1:3 );

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010