Не удалось извлечь искомое из базы (((

Христос говорил о новом рождении ( Ин.33:7 ) и ап. Павел – о возрождения и обновлении Святым Духом ( Тит.3:5 ). Кто во Христе, тот новая тварь – καιν κτσις ( 2Кор.5:17 . Ср. Гал.6:15 ). Но новое творение во многих отношениях повторяет творение первое. Бог создал человека, взявши персть от земли ( Быт.2:7 ). Первый человек из земли перстный; каков перстный, таковы и перстные, и мы носили образ перстного ( 1Кор.15:47–49 ). От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф.2:15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 65 . Исповедавший истину воплощения ап. Пётр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чём и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет.1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни и стал человек душой живою ( Быт.2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святого ( Ин.20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святого ( Деян.2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор.15:45 ). Древнее прошло, теперь всё новое ( 2Кор.5:17 ). Дух Божий живёт в новой твари ( Рим.8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 ). Духом христиане устрояются (συνοικοδομεσϑαι) в жилище Божие ( Еф.2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор.15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор.3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф.4:22–24 ). Ещё устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис.65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет.3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Откр.21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют её – ατς ( Мф.16:18 ). Ατς – может относиться и к πτρα, и к κκλησα. Ещё Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 66 . Врата ада, сколько бы ни усиливались (κατισχσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви. Обновление твари будет совершаться последовательно и неизменно до тех пор, пока скажет Сидящий на престоле: се, творю все новое! Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец! ( Откр.21:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

10–11. Иисус Христос смертию Своею на земле спас все народы, какие только можно представить в великом Божием творении, или на земном шаре. 13. Всякое доброе дело как начинает, так и совершает в нас Бог ( Флп.1:6 ). Бог усовершает нас во всяком добром деле во исполнение воли Его ( 1Фес.4:3 ), производя в нас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Евр.13:21 ). Гл. 3. Ст. 2–3. Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ). 5, 8. Кто последует Иисусу Христу, тот отказывается внутренне от знатности рода и всех внешних пред другими преимуществ ( Мк.8:34 ). 12–15. Не почитай себя совершенным, доколе находишься в сем смертном теле; все совершенные забывают прежние свои добродетели и простираются вперед, доколе не соединятся со Христом в вечности. 16–17. Для Христианина главное правило подражать во всем Иисусу Христу ( Флп.2:5 ; Мк.8:34 ) и Его последователям. 18–19. Все лжеучители, которые вводят пагубные ереси, и отвергаются искупившего их Господа, готовят сами себе скорую погибель: они – враги креста Христова – полагают удовольствие во вседневной роскоши; сердце их приучено к многостяжанию. Это дети проклятия ( 2Пет.2:1, 13, 14 ). 19–20. Кто воскрес со Христом, тот не мыслит о земном; он ищет горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляет, а не о земном ( Кол.3:1–2 ). 20. Не для сей временной, но для будущей вечной жизни мы созданы. Жизнь наша на небесах есть истинное наше сокровище, а где сокровище наше, там должно быть и сердце наше ( Мф.6:21 ). Гл. 4. Ст. 6. Кто помышляет о смерти, или о близкой кончине мира, тот ни о чем не заботится, во всем поступает благоразумно, и бодрствует в молитвах ( Иак.5:7 – 2Пет.3:8, 9, 11–12 ). 7. Помышление о будущем блаженстве праведных утверждает сердца наши и мысли наши во Христе Иисусе ( Рим.8:35 ). Блаженное состояние (мир Божий) в будущем веке превышает всякое человеческое помышление ( 1Кор.2:9 ), и всякий имеющий сию надежду быть подобным Богу, очищает себя от грехов, так как Бог чист ( 1Ин.3:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Ап. Павел, внушая верующим «с кротостью наставлять противников», уже мало выражает надежды на их исправление в словах: «не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их волю в свою» ( 2Тим.2:25–26 ), – «ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, – и отпадших, опять обновлять покаянием» ( Евр.6:4–9 ). " С ними, – говорит ап. Петр, – случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья валяется в грязи» ( 2Пет.2:22 ). Для противников уже нужно было в это время не только «слово, приправленное солью», нужно было решительное предписание: «еретика после первого и второго вразумления отвращайся» ( Кол.4:6 ; Тит.3:6, 10–11 ). Отношение верующих к еретикам с точностью определяет Иуда: «к одним будьте милостивы с рассмотрением; а других страхом спасайте, исторгая из огня, – гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» ( Иуд.1:22–23 ). Если в прежнее время мы знаем об отлучении Симона мага и одного из коринфских христиан собственно за нравственные преступления, за симонию и кровосмешение ( Деян.8:9–24 ; 1Кор.5:1–5 ; 2Кор.2:1–8 ), то в это время в первый раз встречаем пример отлучения от церкви собственно за богохульное учение – Имения и Александра, и Именея и Филита (если это не одни и те же лица) ( 1Тим.1:18–20 ; 2Тим.2:17–18, 4:14 ). Но, тем не менее, в первый период развития малоазийского лжеучения мы еще не видим общего открытого отделения еретиков от церкви, и указанный случай отлучения представляется исключительным. В это время обычай оставлять собрания верующих замечается «у некоторых», и лжепророки были еще терпимы в среде верующих и «пиршествовали с ними на вечерях любви» ( Евр.10:25 ; 2Пет.2:13 ; Иуд.1:12 ). Общее отделение еретиков от церкви началось со времени пребывания Иоанна в Малой Азии. В своих апокалипсических посланиях ап. Иоанн порицает одни из малоазийских церквей за то, что они терпели среди себя лжеапостолов, и похваляет другие за то, что они не сносили уже их ( Откр.2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Вопрос. Находите ли вы те же доказательства в Новом Завете? Отвить. Нет; Иисус Христос не написал ни одной священной книги, и не дал повеления Своим ученикам писать священные книги. В послании к Евреям сказано: «в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр.1:2 ). Иисус Христос не сказал Апостолам: «идите пишите библии для всех народов, а сказал: «идите научите все народы» ( Мф.28:18 ); Он не сказал: «кто читает, или кто слушает Св. Писание, тот слушает Меня», а говорит: «слушающий вас, Меня слушает» ( Лк.10:6 ). Он не говорит: «кто не слушает Св. Писания», но «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Вопрос. Что говорит Св. Писание о трудности толкования текста священных книг? Ответ. Апостол Петр говорит, что в посланиях Апостола Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели превращают, как и прочия Писания» ( 2Пет.3:16 ). Можно ли после этого допустить, что благий и премудрый Бог оставил людям, как единственный источник вероучения, Библию, которую люди невежественные и непостоянные, каких большинство между людьми, искажают к собственной погибели? В том же послании Апостол Петр говорит: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет.1:20 ). А между тем штундисты говорят, что каждый легко может понимать Св. Писание и изъяснить его тексты! Вопрос. Какое доказательство того, что Библия не может служить единственным источником христианского вероучения, представляет нам история? Ответ. В первом веке, как мы видели, Библия не могла быть единственным источником вероучения, потому что она не была закончена; это было также невозможно в продолжении первых четырех столетий: священные книги существовали только в рукописях, которых было очень мало, а между тем в это время почти весь мир был обращен ко Христу. Далее, до изобретения книгопечатания (14 в.) Библия не могла быть единственным источником вероучения, так как весьма немногие могли читать, и даже большая часть из этих последних не могли иметь списков Библии по причине их большой стоимости. Итак, штундисты или должны признать, что в продолжении четырнадцати столетий христиане не имели истинной веры, так как Библия не могла быть у них единственным источником вероучения, или отказаться от своих мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Второе пришествие Христово будет весьма отличаться от первого: пострадать за нас Сын Божий приходил в уничижении, в смиренном виде, а судить нас приидет во славе Своей, и вси святии ангели с Ним ( Мф.25:31 ) 87 . Когда Иисус Христос придет на суд, об этом не знает никто не только из людей, но даже из ангелов, а знает один только Бог ( Мф.24:36 ). День суда придет совершенно неожиданно и внезапно для людей, как вор ночью ( 2Пет.3:10 ) 88 . А потому мы должны жить так, чтобы всегда быть готовыми встретить Господа, грядущего с неба. Спаситель говорит: Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет ( Мф.25:13 ). Итак, бодрствуйте, потому что вы не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Ап. Петр пишет: Не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят: но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут: приидет же день Господень, как тать в нощи ( 2Пет.3:9–10 ). Не медлит Господь исполнением обетования (то есть обещания о суде над всеми), как некоторые почитают то медлением: но долготерпит нас (то есть долго терпит, не наказывая нас), не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать (то есть вор) ночью. Впрочем, хотя время второго пришествия Христова и неизвестно, однако же для ободрения праведников и вразумления грешников Господь и Сам непосредственно и через Своих апостолов благоволил открыть некоторые признаки близости Своего второго пришествия. Признаки эти – следующие: 1) Проповедание Евангелия Христова по всей вселенной, во свидетельство всем народам ( Мф.24:14 ), причем в самые последние времена произойдет обращение многих евреев в христианство ( Рим.11:25–26 ); 2) Уменьшение веры и любви между людьми и умножение пороков и беззаконий ( Мф.24:12 ; Лк.18:8 ); 3) Необыкновенные явления в мире физическом и страшные бедствия, и неустройства в жизни народов ( Мф.24:6–8, 29 ; Лк.21:9–11; 25–26 ); 4) Пришествие антихриста. Антихрист – «противник Христа», человек беззаконный, который явится перед кончиной мира и будет находиться под особенным влиянием дьявола; он станет выдавать себя за Бога и требовать себе божеского поклонения, будет стараться истребить на земле христианство , проповедуя обольстительное учение и совершая силой дьявольской ложные чудеса, и вместо того сам погибнет ужасным образом ( 2Фес.2:3–11 ; Апок.13:2–7; 15–17; 19:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Они, может быть, и вероятно, считали себя христианами, но лжеучением своим они отрицали и отрицались Христа, искупившего их и весь мир. Весь мир вследствие первородного греха повинен был пред Богом и подлежал вечному осуждению, но Христос Своею смертию и кровию принес умилостивительную за все человечество жертву Богу, или выкупил человечество от греха, проклятия и смерти и, таким образом, стал искупителем всех (см. прим. к Мф. 20:28 ). – Скорую погибель: или временную и вечную смерть. Погибель эта будет скорая: слово это употребляется в смысле или скоро наступить имеющей ( 2Пет. 1:14 ), или в смысле внезапно, вдруг ( Мф. 24:29 ) имеющей поразить; по ходу речи последнему значению должно быть предпочтено первое (ср. 2Пет. 2:3 ). 2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. 3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. 2–3. И многие последуют и проч.: таковые пагубные действия лжеучителей не только не останутся без влияния на общество христианское, а напротив, многие последуют за ними в их лжеучении. Это лжеучение характеризуется как разврат, как преданность плотским похотям (ст. 18), следовательно, имеет не столько теоретический, отвлеченный характер, но, главным образом, практический, нравственный, как развратное настроение нравственное, как нравственная нечистота. Развратники – сами лжеучители и разврату учат своих последователей, и чрез них, то есть и самих лжеучителей, и их последователей путь истины будет в поношении. Выражение – путь истины – выражение ветхозаветное, употреблявшееся нередко и перешедшее в Новый Завет (ср. Быт. 24:48 ; Иер. 18:11 ; Ам. 8:14 ; Деян. 18:25 ) и означающее истинное и правильное богопознание и богопочтение. Что путь для путешествующих, то истинное богопознание и богопочтение для духовной жизни человека. Сам Господь есть путь ( Ин. 14:6 ; ср. прим.) и истина; путем истины должен шествовать и христианин в Царство Небесное. Путь не истины, путь лжи и лжеучения, есть путь не правый, он не может привести в Царство Небесное, Царство истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Христос придет судить не только по Божескому, но и по человеческому естеству. Отец и не судит никого, но весь суд Свой отдал Сыну ( Ин.5:22 ). Впрочем, будет судить и Бог Отец, и Бог Дух Святый, так как Божество нераздельно; частно же суд относится к Богу Сыну по присвоению Его Себе всего человечества, да и по человеческому естеству, Коему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ). Приидет на облаках со славою великою ( Мф.24:30 ) – образ вознесения Христова показал Второе Пришествие на облаках небесных. То видели некоторые, сие узрят все живые и мертвые. Как молния, исходящая от востока до запада, освещающая север и юг, Пришествие Господне осияет все народы. Воссядет Христос на Престоле славы и все святые и Ангелы с Ним. Сказано всем в лице апостолов: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Мф.19:28 ). И апостол Павел пишет к коринфянам: разве не знаете, что святые будут судить мир ( 1Кор.6:2 ), то есть людям мирским, и еще: разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские ( 1Кор.6:3 ); – судить ангелов, конечно, злых. Бог придет судить затем, чтобы исполнить закон Правосудия, каждому воздать должное; придет судить, чтобы доказать истину Свою, так как предрек: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Лк.21:33 ). Крайняя жестокость и неистовство врага темного, повсюду рыкающего, побуждающего род человеческий к идолопоклонству, убийству, похоти и вообще ко всякому роду нечестия, беззакония и злодейств – сие неистовство становится все сильнее и сильнее потому, что враг знает, что время коротко ( 1Кор.7:29 ). Отсюда и закоснение человечества и отчаянное упорство в неверии; также помыслы и слова людей пагубных: где обетование пришествия Его? Ибо говорят они: с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же ( 2Пет.3:4 ), – все это ускоряет пришествие Суда Божия. Мы не должны успокаивать себя тем, будто медлит Второе Христово Пришествие; нет – не медлит Господь, уверяет апостол Петр, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Пет.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Ту же мысль об Иисусе Христе, как Сыне Божием, Петр ясно выразил и в своем послании, когда писал о Нем, что «Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( 2Пет.1:17 ; то же Деян.3:13 ). Отличая затем от Отца и Сына Св. Духа, Которого обетование от Отца приняв Сын излил Его на апостолов ( Деян.2:33 ), благовествовавших Духом Святым, посланным с небес ( 1Пет.1:12 ), ап. Петр с особеннейшей ясностью засвидетельствовал и о божеском достоинстве Св. Духа, когда, по свидетельству книги Деяний апостольских, солгавшему Анании сказал: «Почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому?... не человеком солгал ecu, но Богу» ( Деян.5:3,4 ). В начале же своего первого послания он совместно упоминает о Боге Отце, Св. Духе и исповеданном им Сыном Бога живого ( Мф.16:16 ) и Господом ( 2Пет.3:18 ) Иисусе Христе, как особенных лицах и лицах равных по божеству. «Петр апостол Иисус Христов,– пишет он,– избранным по прозрению (по предведению) Бога Отца, во святыни Духа (при освящении от Духа), в послушание и кропление крове Иисус Христовы» (к послушанию и окроплению кровию Иисуса Христа) ( 1Пет.1:1,2 ). Здесь Богу Отцу, Духу и Иисусу Христу, Сыну Божию, кроме особых наименований, усвояются особенные и, так сказать, распределенные Ими между Собой действия в домостроительстве спасения людей, – действия такого рода, какие могут принадлежать только одному Божеству. Отец, следовательно, Дух и Иисус Христос или Сын Божий суть особые лица и лица одинаково божеские. § 92. Учение ап. Павла По учению же ап. Павла, «егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего,... раждаемаго от жены, бываема под законом» ( Гал.4:4 ). Сын Божий, следовательно, лично отличен от Бога Отца, подобно тому, как посылаемый отличается от посылающего, или сын от своего отца. Такое же отличие Сына Божия от Его Отца делает апостол в послании к евреям, когда говорит: «Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дней сих глагола нам в Сыне» ( Евр.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010