1Ин.2:18 . Дети, последняя година есть. И якоже слышасте, яко антихрист грядет и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть. Выражение «последний час» нельзя понимать в смысле «тяжелый час» или «тяжелое время», потому что такое понимание не оправдывается другими местами Свящ. Писания. Слова «в последние дни» в книгах ветхозаветных пророков означают дни явления обетованного Мессии, начало нового домостроительства Божия о человеческом спасении ( Ис.2:2 ; Ос.3:5 ; Мих.4:1 ). «Последние дни» ветхозаветного откровения суть первые дни откровения новозаветного. В таком смысле слова «в последние дни», употребляются и в Новом Завете. Ап. Павел говорит, что многочастне и многообразне древле Бог глаголовый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне ( Евр.1:1 ); св. ап. Петр дает наставление христианам, что они искуплены честною кровию Христа, предуведеннаго убо прежде сложения мира, явившегося же в последния лета вас ради ( 1Пет.1:19, 20 ). В других местах Нового Завета слова «в последние дни», «в последние времена» не могут быть понимаемы иначе, как в смысле дней кончины мира, или дней, предшествующих второму славному явлению Господа ( Иак.5:3 ; 2Пет.3:3 ; Иуд.1:18 ; 1Тим.4:1 ; 2Тим.3:1 ). Такой смысл имеет и выражение «последний час» в рассматриваемом месте послания ап. Иоанна. Самый же день всеобщего суда, пришествия Господня называется в Писании: «последний день» ( Ин.6:39, 40, 44, 54, 11:24, 12:48 ), «день тот» Мф.24:36 ; Лк.10:12 ); «день он» ( Мф.7:22 ; 2Тим.1:12, 18; 4:8 ); «день Христов» ( 2Сол.2:2 ). Что «последние дни» не тоже, что «дни тяжкие», ясно видно из следующего места: сия же веждь, пишет ап. Павел ученику своему Тимофею, яко в последние дни (ν σχταις μραις) настанут времена люта (καιρο χαλεπο). Иисус Христос в числе признаков «последних дней» или близкого Своего пришествия указал на появление лжехристов и лжепророков, которые «дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф.24:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не менее ясно говорят о втором пришествии Христа апостолы. Вера в близость этого пришествия была очень сильной в первохристианскую эпоху. “Пришествие Господне приближается”, — говорит апостол Иаков ( Иак.5:8 ). “Близок всему конец”, — говорит апостол Петр ( 1Пет.4:7 ). Он же пишет о внезапности последнего дня: “Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят… Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда” ( 2Пет.3:10, 13 ). Апостол Павел говорит о том же: “О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень придет, как тать ночью. Ибо когда будут говорить “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба… Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться” ( 1Фес.5:1-3, 6 ). По-видимому, апостол Павел предполагал, что пришествие Христа произойдет при его жизни: “не все мы умрем, но все изменимся” ( 1Кор.15:51 ). В 1м Послании к Фессалоникийцам он говорит: “…Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших… мертвые во Христе воскреснут прежде; потом и мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу” ( 1Фес.4:15-17 ). Однако во 2м Послании он подчеркивает, что слова из 1го Послания нельзя понимать буквально, “будто уже наступает день Христов”. Апостол Павел указывает, что признаком близости последнего дня будет помимо скорбей и бедствий пришествие антихриста: “Да не обольстит вас никто никак, ибо (день тот не придет), доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… Откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих… того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными” ( 2Фес.2:2-5, 8-9 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/zhizn-budus...

[Каким образом? Во-первых , в нашем понятии неразрывно следуют друг за другом явления добродетели и награды, греха и наказания. Мы не можем представить себе нравственной жизни и никакого разумного факта в жизни человека без этого уравновешивающего соответствия между добром и счастьем, злом и бедствием; словом, не может быть нравственности без возмездия, без правосудия. Понятно, что там, где нарушается такое равновесие в соответствии между добродетелью и счастьем, наше нравственное чувство требует восстановления равновесия, и когда не находит его в жизни человека, ищет за гробом, в будущей жизни. Если солуняне страждут и умирают не вознаграждёнными в сей жизни, или гонители их благоденствуют и умирают не отмщёнными за своё зло, то мы делаем вывод, что будет время, когда они подвергнутся должному наказанию и когда страдальцы за веру будут вознаграждены; то есть, будет Суд. Во-вторых , ближе к положению солунян, гонения и скорби, которым они подвергаются, суть не что иное, как действие того Праведного Суда Божия, который должен начаться прежде всего с дома Божия, с Церкви Христовой, и потом перейти и на всех людей ( 1Пет.4:17 ). Суд этот, наказывая христиан за их дохристианскую жизнь, за их вольные и невольные грехопадения и в христианстве, в то же время служит для христиан средством выказывать свою веру, своё терпение, и таким образом совершать заслуги, за которые последуют награды. [ Стих 7. Со ангелы силы Своея. Ангелы являются здесь служителями силы Божией, а значит и славы]. Стих 8. Во огни пламенне. В Священном Писании везде, где говорится о будущем Суде, огонь является, как предшествующее или сопровождающее действие его. Огонь сожжёт землю и яже на ней дела ( 2Пет.3:10 ), огонь будет наказанием грешников ( Мф.25:41 ), огонь будет сопровождать и явление Спасителя на Суд. Здесь огонь – образ гнева Божия и всемогущей силы, проникающей во все предметы и очищающей всякую нечистоту. Не ведущим Бога и не послушающим благовествования. Между лицами, которые подвергнутся Суду Божию апостол различает два класса: неведущих Бога – это язычники ( Рим.1:21 ), и непослушных Евангелия – это иудеи ( Рим.10:3 ). Конечно, деление это не во всей строгости и точности можно прилагать к означенным народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Гал.5:9 .  Малая закваска заквашивает все тесто. Галаты, очевидно, склонны были уменьшать опасность, которая для них грозила со стороны иудействующих. «Что же тут опасного? – говорили они. – Ведь лжеучителей так немного среди нас». Апостол против этого указывает на то, что и закваски немного кладется в тесто, однако же эта закваска поднимает все тесто. Так и небольшое число лжеучителей может принести немало вреда Галатской церкви. Гал.5:10 .  Я уверен о вас в Го­с­по­де, что вы не будете мыслить иначе; а смуща­ю­щий вас, кто бы он ни был, по­несет на себе осужде­ние. Впрочем, Павел питает уверенность, которую укрепляет в нем Бог ( «в Господе»), что Галаты не станут мыслить иначе, чем как научил их Апостол. А так как они все же, очевидно, довольно снисходительно относились к иудействующим, то Апостол считает нужным сказать, что эти лжеучители, без исключения и без различия ( «кто бы он ни был»), если они будут смущать Галатов, понесут наказание от Бога (ср. 2Пет.2:3 ; Рим.3:8 ). Гал.5:11 .  За что же гонят меня, братия, если я и теперь про­поведую обрезание? Тогда соблазн креста пре­кратил­ся бы. Особенно возбуждает в душе Апостола гнев то обстоятельство, что иудействующие искажают исторические факты, и именно смысл поступков Апостола Павла. Сами они, конечно, проповедуют обрезание, без которого будто бы христиане из язычников не могут достигнуть оправдания и обетованного Аврааму наследия. Но кроме того, они еще говорят, что и сам Апостол Павел по временам проповедовал то же (Вместо: «за что же гонят меня, братия» лучше, согласно с расстановкою слов в греч. тексте перевести: «Но я, о, братия... если я еще проповедую обрезание, то почему же меня гонят? Так устраняется (или должен бы устраниться) «соблазн креста Христова»). Лжеучители, как видно, взводили на Павла обвинение в том, что он в своем стремлении быть снисходительным к привычкам тех лиц, среди которых ему приходилось действовать, позволял себе совершать обрезание и над христианами. Они выводили такое заключение из того, что Павел обрезал Тимофея ( Деян.16:3 ) и не считал обрезание несогласным с состоянием христианина ( 1Кор.7:18 ), а также не протестовал против обрезания детей иудейских христиан, которые жили среди христиан из язычников ( Деян.21:21–24 ). Но если бы так было на самом деле, то на него перестали бы нападать из-за его проповеди о кресте, т. е. о необходимости крестной смерти Мессии, которая для Иудеев представлялась в высшей степени соблазнительной (ср. 1Кор.1:23 ). Однако Иудеи, а также, по-своему, и иудействующие, продолжают его преследовать и всячески мешают успеху его проповеди. Не ясно ли отсюда, что они говорят неправду, когда утверждают, будто бы и сам Апостол не прочь признать необходимость столь дорогого для них обрезания?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деньги 150 руб. ассигнациями, я получил от вас. Нужно ли уверять вас в искренней и живой благодарности, с какой принято сие свидетельство, нелестной вашей любви ко мне? Да изольется в сердце ваше любовь Божия Духом Святым ( Рим.5:5 ) с большим обилием в сем подвиге, к которому нужда моя доставила вам случай и который, если не ошибаюсь, не совсем еще кончен. Ибо точно, как пишете, я знаю какую нужду вы сами имеете в деньгах. Бог не оставит вас, любезный брат, в сей нужде без пособия благовременного; а мы, между тем, будем носить тяготы друг друга с неутомимой ревностью и тако исполним закон Христов ( Гал.6:2 ). Ибо любовь есть исполнение закона ( Рим.13:10 ) и союз совершенства ( Кол.3:14 ); без сей связи, все строение наше рассыплется и будет разрушение велие ( Мф.7:27 ). Я не учу вас, почтеннейшей, а хочу только, по слову Апостольскому, возбудить в вас здравый смысл ( 2Пет.3:1 ), который крепко у меня засыпает и позволяет ворам прокрадываться в душу и похищать ее пожитки. Христос обнищал ради нас, дабы и мы нищетой Его обогатились ( 2Кор.8:9 ). Кто обнищал, хотя на время, ради брата и друга, тот может обогатиться нищетой Христовой, если приобретет чистую совесть, в которой носится и сохраняется сие таинство веры ( 1Тим.3:6 ). Но вот беда: воры в дом душевный входят, похищают надежду на Бога, любовь к Богу и ближнему, любовь к отечеству горнему, наконец, мир Божий и тем не ограничиваясь, наругаются душе и делают в ней разные пакости. Тогда приметишь в себе надежду на тленное лоскутье самолюбивую заботливость, желающую обеспечить себя на будущее время, которое во власти Божией, любовь к земле и смятения. Да воссияет, любезный брат, истина в уме и сердце вашем и да исчезнут все тени сомнения, неблагоприятные для любви, которая живет во свете. Вы имеете правильный взгляд на случившийся со мной переворот. По великому милосердию Божию, вам известна история моего бедного сердца и знаете предыдущее, и потому, можете судить о последующем. Тут нет никакой тайной процессии. Дайте мне время, когда Бог приведет меня в Киев, откуда буду писать обо всем с подробностью; а теперь в утешение вашей любви скажу только, что я сдаю семинарию и монастырь, – первую Амфилохию, а последний братии 2 . Не беспокойтесь, любезнейший, а Господу Богу молитесь за меня окаянного. До сей минуты наслаждался я спокойствием под кровом Его святой десницы. Предадим сами себя и друг друга милосердной воле Отца небесного. Желая вам, любезнейший и почтеннейший брат, помощи Божией во всех делах ваших, остаюсь навсегда преданный вам Макарий».

http://azbyka.ru/otechnik/Iliodor-Chisty...

Святой Дух, Утешитель, Дух истины, безмерно сошел на Иисуса Христа. «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и всё дал в руку Его» ( Иоан.3:34–35 ). Святой Дух постоянно пребывает в Боге-Сыне и на Его чадах. «Если же кто Духа Христова не имеет, то и не Его» ( Рим.8:9 ). Святой Дух снизошел на Апостолов и последователей Иисуса Христа в день Пятидесятницы. «Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» ( Деян.2:33 ). Дух Святой также может снизойти на истинных христиан, изменившихся не только внешне, но и внутренне, и усовершенствовавших свою духовную природу через исполнение заповедей Божиих, через искреннюю молитву, соблюдение постов и таинств. «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лука 11,13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.3:4–6 ). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ). Также как Бог-Отец и Бог-Сын, Святой Дух имеет все Божественные свойства. Например Всеведение. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Иоан.14:26 ). «Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:10–11 ). Вечность. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ( Иоан.14:16–17 ). Творение. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ). Совершение чудес. «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» ( Матф.12:28 ). Святой Дух глаголет (вещает, говорит) через пророков. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Дух Святой вещает и через Апостолов. «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым» ( 1Пет.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

В Ветхом Завете вода рассматривается не только как стихия жизни, но и как орудие смерти, свидетельством чего является библейский рассказ о потопе ( Быт. 7–8 ). Апостол Петр отмечает связь между сотворением мира и потопом: Вначале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою ( 2Пет.3:5–6 ). В библейском повествовании о потопе вода выступает сразу в двух качествах. Сначала при помощи воды происходит уничтожение ветхого, погрязшего в грехах человечества, но затем при помощи той же воды происходит обновление человечества и возрождение его к новой жизни. Этот рассказ с апостольских времен воспринимается как один из прообразов Крещения. Апостол Петр говорит о том, что Христос был умерщвлен по плоти, но ожил духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Пет.3:18–21 ). Выражение διεσθησαν δι’ δατος, переданное в Синодальном переводе словами спаслись от воды, буквально означает «спаслись через воду» («спаслись посредством воды»). Библейский потоп, таким образом, является прообразом очищения, получаемого в Крещении. По словам Григория Богослова , «благодать и сила Крещения не потопляет мир, как некогда, но очищает грех в каждом человеке и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением» 143 . Другой ветхозаветный прообраз Крещения – переход Моисея через Чермное море: «Израиль крестился в Моисея в облаке и в море ( 1Кор.10:2 ), тебе давая прообразы и показывая ту истину, которая открылась в последние времена» 144 . Но повествование о потопе воспринимается так же как прообраз Пасхи. Двойное значение символизма потопа в христианской традиции в значительной мере объясняется тем, что в ранней Церкви празднование Пасхи было одновременно днем Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Время началось в какой-то момент и, соответственно, в какой-то момент оно прекратится. Ибо, как нас учит богопросвещенный Иоанн Дамаскин , после общего Воскресения и Всемирного Суда время уже не будет исчисляться днями и ночами, тогда будет, «скорее, один невечерний день». 1271 " Время тогда не будет существовать, но творение останется», – разумеется, в ином виде. «Тварный мир может существовать в «не-времени». Творение получило начало, но не прекратит своего существования!». Душа и ангельские существа, как полагает святитель Григорий Назианзин , имеют начало, но не имеют конца. 1272 Следовательно, как пишет Г. Флоровский , «можно уподобить творение некоему геометрически упорядоченному пучку лучей или полупрямых 1273 , которые от своего источника или, по крайней мере, отправной точки продолжаются в бесконечность». Мир был создан из ничего всемогущим словом Бога да будет ( Быт.1:3 ). Он получил в какой-то момент начало. Но «слово Божье исходит, но не преходит». Богодухновенный Апостол уверил нас, что слово Господне пребывает вовек поэтому и жизнь, в которую оно нас рождает, вечна ( 1Пет.1:25 ). Более того, Бог создал все для бытия ( Прем.1:14 ). «Он сотворил все не «на время», но «навсегда». Своим творческим словом Бог ввел творение в бытие навсегда». И «не может быть отменено творческое решение» всемогущего Бога. Следовательно, «мир имеет обусловленное начало, но не имеет конца. Существует благодать в непреложной воле Божией». 1274 Все это нам явила Премудрость Божья через богодухновенных пророков. Псалмопевец писал: «дела руку Твоéю суть небеса. Тá погибнут, [...] и вся, яко риза обетшáют, и яко одежду свиéши я, и изменятся» ( Пс.101:26–27 ; Евр.1,10–12 ). Как имел Он силу сотворить видимый и невидимый мир из ничего, так и новым творческим повелением Он все обновит и даст всему новый вид. Та же истина была провозглашена и пророком Исаией ( Ис.34:4; 51:6 ), который добавил, что это произойдет, чтобы сотворить новое небо и новую землю ( Ис.65:17 ). В Новом Завете Сам Господь сказал нам, что небо и земля прейдут ( Мф.24:35; 5:18 ), тогда как Он всегда будет со Своими во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). После уничтожения настоящего мира, которому будут предшествовать великие потрясения, произойдет «возрождение», обновление мира ( Мф.19:28 ). Подобное же проповедовал и богоученый Павел, когда сказал, что творение освободится от рабства тлению ( Рим.8:20–23 ). Святой Первоверховный Апостол Петр писал, что небеса с шумом прейдут, но после этого изменения мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет.3:7, 10, 13 ). Также «Патмосский орел» (Иоанн Богослов) возвещает нам, что преображение мира произойдет через новое небо и новую землю . Он же свидетельствует, что Сидящий на престоле сказал ему: «Се, творю все новое» ( Откр.21:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Точно так же, как Он в Своем истинном Человечестве освятил и саму нашу человеческую природу, точно так же, как в Своем Крещении, Рождестве и Вознесении Он придал силу Таинствам, освятил детство и соделал человеческое естество способным неслиянно войти в мистическую жизнь Лиц Святой Троицы. Всё, с чем соприкасается Божество, освящается и преображается. Поэтому в тайне Его Воплощения, неслиянного соединения с человеческой природой, мы и видим начало преображения всей материй в ее разных видах, состояниях, формах и величинах. Сказано: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим.8:19–23 ). То есть грядущее преображение коснется не только природы человеческой, но изменятся и небо и земля, ибо будет и Новое Небо и Новая Земля. Сказано: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» ( Ис.65:17 ); и еще: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Пет.3:13 ). То есть, те перемены, которые от Бога грядут на всю Вселенную, будут носить не только нравственно-религиозный, но и космически-физический характер. Написано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» ( Ис.30:26 ). Преображающие перемены коснутся всех стихий тварного мира. И как падение осуществлялось через первого человека Адама, в истинном Человечестве второго «Адама», то есть во Христе, происходит изменение и преображение всего творения, не только земного, но и небесного: «и на земле, как на небе» ( Мф.6:10 ). Апостол Павел писал: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Человек – это единое целое, призванное стать «причастником Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ), обоженное благодатью. Человек также может «угашать дух» ( 1Фес.5:19 ), подавляя душу внутри себя и порабощая ее телу, тем самым ослабляя единство своего существа. Это происходит, когда человек восстает против воли своего Создателя, отрекаясь от Него, отрезая себя от источника жизни. С другой стороны, Творец не отрекается от человечества. Он постоянно открывает им путь покаяния и победы над смертью через жизнь во Христе, Который Своей животворящей смертью на Кресте и Воскресением победил тление и смерть. Своим Воплощением, Смертью, Воскресением и телесным вознесением на небеса Господь освятил человеческую природу. Он дал человечеству средства вновь стать сотворенными по образу Божьему. Благодаря контролю над страстями, приобретению добродетелей, знанию Библии, приверженности церковной жизни, практике таинств и встрече со Христом и Его служением в лице каждого, человек становится способным преодолеть смерть и возобновить путь к обожению. 3 . Практикуя самоконтроль сознательно и по свободной воле, человек берет в качестве своего девиза слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» ( 1Кор.6:12 ). Это то, что переживает каждый христианин в церковной жизни. Церковные таинства передают нам божественную жизнь. Библия укрепляет нас в Господе и призывает подражать Ему. Пост укрепляет нас против искушений и похотей. Аскетизм уводит нас от страстей. Супружеское общение в Церкви облегчает супругам прохождение этого «узкого», но славного пути благодаря их совместному стремлению во Христе, подражанию Ему и общему стремлению к святости. Таким образом, они достигают своего совершенства и, благодаря пребыванию в них Святого Духа, формируют ядро Церкви, «храм Божий» ( 2Кор.9:6 ), сопричастность открытости Богу, своим детям и другим людям через Таинство Брака. Брак – Таинство радости 4 . Бог установил Таинство Брака с самого начала, когда Он сказал: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Мк.10:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/past...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010