2540. См. об этом: epist. 7. 2541. Ср.: Рим. 8. 15. 2542. Ср.: 1Ин.4. 18. 2543. См.: Рим. 13. 10. 2544. См.: Рим. 13. 9. 2545. Ср.: Гал. 4. 5. 2546. Ср.: Рим. 2. 15. 2547. Ср.: Иез. 18. 23. 2548. Ср.: epist. 19. 1 и 21. 8, а также: interp. lob. 3. 5. 12, exam. 6. 3. 15. 2549. См.: Isaac 2. 4. Ср. у Плотина (cnn. 2.4. 7. 8d). 2550. Ср. у Цицерона, orat. 1. 42: philosophorum greges; tusc. 1. 55: plebei philosophi. 2551. Ср. y Платона, Phaedr. 245ë «Всякая душа бессмертна. Ведь вечно–движушееся бессмертно… Только то, что движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться и служить источником и началом движения для всего остального, что движется» (пер. А. Н. Егунова, цит. по изд.: Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993). Ср. также у Цицерона (somn. 8. 27). 2552. Ср. у Аристотеля (hist. anim. 2. 412а). 2553. Третья и Четвертая книги Ездры не входят в число канонических книг, однако многие св. отцы ссылаются на них как на канонические. 2554. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 4). 2555. Ср.: 2Кор. 4. 18. 2556. Ср Пс. 72. 28. 2557. См. Деян. 17. 28 2558. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 4). 2559. Ср.: Рим. 8. 20. 2560. Ср.: Jacob 1. 6. 2; exam. 6. 2. 8; у Оригена (in Rom. 7. 4). 2561. См.: Флн. 2. 7–8. 2562. См.: Рим 8. 23. 2563. Ср.: Пс. 101. 27, 2Петр. 3. 10. 2564. См.: Рим. 8. 21. 2565. См. у Оригена (in Rom. 7. 4). 2566. См.: Рим. 8. 18. 2567. Ср.: Рим. 12. 5;1Кор. 12. 12. 2568. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 4). 2569. См.: Рим. 8. 13. 2570. Ср.: Рим. 8. 14. 2571. См.: Рим. 8. 17. 2572. Ср.: Рим. 8. 18. 2573. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 4). 2574. Ср. Мф. 25. 35–36. 2575. Ср.: Рим. 13. 14 Ср.: Мф. 25. 35–36. 2576. Ср.: у Оригена (in Rom., 7. 5). 2577. Ср.: fid. 5. 13. 154–15. 183. 2578. Ср.: у Оригена (in Rom. 7. 5). 2579. См.: 1Кор. 12. 28. 2580. См.: Ин. 1. 12. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 5). 2581. Ср.:Лк. 2. 28. 2582. Ср.: Лк. 1. 67–79. 2583. Ср.: Ин. 1. 29–36. 2584. Ср.: Ин. 19. 38; Лк. 23. 50. 2585. Ср. у Оригена (in Rom. 7. 5). 2586. Ср.: Рим. 8. 23. 2587. Ср.: Исх. 33. 20, 23.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Докато благодатта често се възприема погрешно като нещо благоприятно (благодатно), дадено ни в настоящия живот, в Св. Писание благодатта е синоним на Словото ( Пс 44:3 ; Иоан 1:14 ; Деян 14:3 ), на Божието благословение ( Зах 4:7 ), благовестие ( Деян 11:23; 13:43 ), пророчества ( Евр 2:9 ), вяра ( Евр 13:9 ), Божията слава ( Еф 1:6 ). В най-широк смисъл благодатта означава Божията милост въобще: Бог е «Бог на всяка благодат» ( 1Петр. 5:10 ) и поради Божието благоволение хората във всички времена (и в частност старозаветните праведници) са живели достоен живот. В по-конкретен смисъл понятието се използва в Новия Завет, при това в две значения, чието разграничаването е особено важно: 1) под Божия, Христова благодат, разбираме цялото домостроителство на нашето спасение, извършено от Пришествието на Божия Син на земята, Неговия земен живот, Кръстна смърт, Възкресение и Възнесение. 2) благодат наричаме и даровете на Светия Дух, изпращани на Христовата Църква за освещаване на членовете Й, за техния духовен ръст и за достигането на Небесното Царство. Така благодатта е сила, изпращана свише, Божия сила, която пребибава в Христовата Църква – сила възраждаща, живителна, усъвършенствуваща, водеща вярващия и добродетелен християнин до усвояване на спасението, принесено от Господ Иисус Христос. Затова апостолите често употребяват гръцката дума kharis (благодат) еднозначно с думата dynamis (сила). Понятието благодат в смисъл на сила за свят живот, дарявана свише, срещаме на много места в апостолските послания ( 2Петр. 1:3; 3:18 ; Рим. 5:2; 16:20 ; 1Петр. 5:12 ; 2Тим. 2:1 ; 1Кор. 16:23 ; 2Кор. 13:13 ; Гал. 6:18 ; Ефес. 6:21 и др.). Ап. Павел пише: «Но Той ми рече: стига ти Моята благодат; защото силата Ми се в немощ напълно проявява» ( 2Кор. 12:9 ). Ако разбираме благодатта единствено в по-общото й значение, а не и като Божия сила, рискуваме да изпитаме заблудата на повечето протестанти, че веднаж повярвал (и получил опрощение на греховете), човекът е спасен. Но апостолите учат, че бидейки оправдан даром, поради изкупителната благодат християнинът е само «спасяем» ( 1Кор. 1:18 ) и се нуждае от поддръжката на благодатните сили. «С вяра получихме и достъп до тая благодат, в която стоим» ( Рим.5:2 ); «нашето спасение е в надежда» ( Рим. 8:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

О священ. изображениях 4Цар.16:2, 17 . Царь Ахаз «неугодное в очах Господа» сделал, когда снял и уничтожил даже не имевшие священного значения такие изображения, как фигуры медных волов в Иерусалимском храме: 3Цар.7:23–28 . Иконоборцы в этом отношении поступают хуже царя Ахаза, и совсем не могут быть сравниваемы с истребителями идолов потому именно, что изображения своих близких родственников и знакомых (фотографии) они сохраняют в почетном месте, а священные изображения Искупителя нашего и Господа, а также друзей Его, угодников Божиих, презирают. О вечности Церкви Христовой Об иконопочитании 4Цар.17:24, 33, 41 . Самаряне с чествованием Господа истинного соединяли чествования «истуканов», т. е. ложных богов и ложных изображений; православные же христиане поклоняются Господу и чествуют истинные изображения Господа. Богопоклонение православное и самарянское такое же имеет сходство, как напр., богопоклонение Соломона во дни юности его, за которое он был удостоен особых милостей Божиих: 3Цар.6:23–35; 9:13 , и богопоклонение во дни его старости, за которое Соломон навлек на себя гнев Божий: 3Цар.11:4–11 . Православные христиане за поклонение Богу чрез посредство свящ. изображений получали и получают не гнев, а благословение Божие, свидетельствуемое множеством чудес, описанных в Истории Церкви. Об иконопочитании 4Цар.18:4 . Истребление медного змия сделано было не потому, что Господу не угодно было употребление и чествование фигурных изображений, тем более, что змей сделан был по повелению Божию: Числ.21:8–9 , и по Его же повелению было воскурение фимиама пред изображениями на занавеси и на крышке Ковчега: Исх.30:8 . Из слов этого места видно, что сыны Израилевы кадили «ему», т. е. честь относили к самому медному изображению, а не к Тому, Кого прообразовала медная фигура, ср. Ин.3:14 ; Прем.Сол.16:7. Наконец, для исправления недостатков в Новом Завете установлен совсем иной порядок, чем какой существовал и практиковался в ветхом завете, в котором по закону обязательно было истреблять каждую женщину прелюбодейку, и их действительно убивали: Втор.22:22 , но так ли в Новом Завете поступил Господь с женщиною, приведенною фарисеями? – Ин.8:3, 11 . Равным образом, когда некоторые еретики извращают Писания: 2Петр.3:16 , то неужели нужно истреблять Свящ. Писание для того, чтобы поправить зло?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Из представленных доказательств, таким образом, легко усмотреть, что зло и грех свойственны природе человека от самой утробы матерней. Потому-то люди настолько склонны к греховным поступкам в зрелом возрасте. И эти греховные поступки, эта «тяга» по злу и преступлению воли Божией вечно держали бы людей в отчуждении от Бога, – «ибо какое общение праведности с беззаконием? что общего у света со тьмой»? ( 2Кор.6:14 ). Но Милосердый Бог сжалился над своим падшим творением. «В определённое время» Он послал в мир Сына своего ( Рим.5:6 ; Гал.4:4 ), для избавления людей от царства греха и смерти. И Спаситель наш своей земной жизнью, полной лишений и скорбей, своими страданиями и смертью на кресте, своим воскресением и славным вознесением на небо, действительно, принёс за нас великую умилостивительную жертву Богу и «осудил грех во плоти» ( Рим.8:2–3,3:25 ; 2Кор.5:21 ; Евр.9:25, 26 ). Средостение вражды, отделявшее людей от Бога, пало со смертью Христовой ( Еф.2:5,16 ; Кол.2:13–15 ; 2Кор.5:19 ). Отныне тем, «кто во Христе», открыт свободный доступ к Отцу Небесному ( Рим. 8:15 ; 2Петр.1:10,11 ; Евр.4:16,9:12,14,24,12:22–24 ). Этим людям нет уже «никакого осуждения» за грех адамский ( Рим.8:1,5:1 ; Лк.2:14 ; Еф.2:16 ). «Этим людям» – верующим во Христа нет ныне осуждения... Да разве Господь не весь мир искупил от греха кровью Своею? Господь Иисус Христос, пострадал за всех людей ( 1Ин 2:2 ). Он принёс с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин.1:15 ; Рим.5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «первого» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо прийти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор.15:45,48–49 ). Кто не придёт ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр.1:5 ), того не касается и благодать искупления (Ср. Зах.1:3 ; Флп. 2:12 ; Еф. 2:1–9 ; Рим.11:17–23 ). Для таких людей эта благодать – всё тоже, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, и жаждут, и ноготуют ( Откр.3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученные, не откопают сокровища и не разделят его между собой... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто может, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ср. Ис.55:1,12:3 ; Иоил.3:18 ). – Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин.4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпающие её из источников спасения ( Ис.55:1 ; Сн. 21:3; 40:29–31).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

„Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящие; и вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему“ ( Лк.12:35–40 ; сн. Мф.24:44 ; Мк.13:33–35 ). По ясному учению св. Писания вслед за вторым пришествием Спасителя и окончанием страшного суда Его, наступит царство, уготованное для праведных, которое Иисус Христос называет то царством Божиим, то царством Отца Своего, то домом Отца Своего, в котором много приготовлено обителей для Его последователей, всем этим показывая, что будущее царство будет царством особеннейшего и ближайшего присутствия Отчего, а также явления Его неизреченного величия, любви и благости. Будущее царство, по своему существенному характеру, будет совершенно не то, что настоящее царское Его служение спасению рода человеческого. И ныне Иисус Христос есть Царь ( Ин.18:37 ), обладающий всякою властью на небе и на земле ( Мф.28:18 ); но теперь Он царствует духовно, нравственно, или благодатно и невидимо ( Ин.18:37 : Ефес. 4, 11–13 ), там же, в будущем царстве Своем, будет царствовать как Царь славы и для всех видимо, явившись в сие царство во славе Отца Своего ( Мф.16:27 ). Ныне, когда на ряду с добром возрастает зло, всегда силясь заглушить собою и подавить добро, Он верным Своим подает „все потребное для жизни и благочестия“ (2Петр.1:3; 2Кор.12:9 ) и всегда вспомоществует им в неизбежной борьбе со всеми видимыми и невидимыми врагами своими ( 2Тим.3:12 ; Евр.6:12 ; Флп.3:21 ); в будущем же царстве Своем Он будет царствовать, как Победитель всех врагов Своих ( Откр.3:21 ), или как Царь мира ( Евр.7:2 ); почему ап. Иоанн и называет сие царство царством мира ( Откр.11:15 ), или таким царством, для возмущения в котором уже не будет представляться никакой возможности и опасности со стороны каких-либо врагов. Наконец, будущее царство в противоположность настоящему не будет иметь конца ( Лк.1:33 ), будет царством вечным ( 2Пет.1:11 ). При столь ясном откровенном учении об имеющем последовать непосредственно за временным благодатным царством Христовым Его славном вечном царстве, в которое после всеобщего суда войдут все праведники, вовсе не может иметь места противное ему, разделяемое адвентистами, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле, имеющем открыться более, чем за тысячу лет до вечного Его царства и просуществовать до пришествия антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

б) так же как Божеств. и человеч. высказывания в Библии неразделимо связаны между собой, неразрывно едины содержание и словесная форма откровения, поэтому разговор лишь о личном вдохновении писателей Библии не соответствовал бы библ. свидетельству. Как верно то, что библ. авторы, по их собств. свидетельству, были вдохновляемы Духом Господа (см., напр., 1Цар. 16:13 ; 2Цар. 23:2 ; Иез. 11:5 ; Ин. 16:13 ; 1Кор. 2:10–13 ; 1Фес. 1:5 ; 1Фес. 2:13 ; 2Петр. 1:20.21 ), так же справедливо говорить и о боговдохновенности текста ( 2Тим. 3:16 ), правда – и это главное – не в отношении текста как такового, а в отношении его влияния; боговдохновенность служит здесь инструментом: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (там же). На то, каково значение отдельного изречения и даже отдельного слова Библии, наряду с научными лингвистич. исследованиями значений отдельных слов и выражений указывает, в частн., фактический опыт, свидетельствующий о том, насколько отдельные библ. высказывания могут утешать человека, вселять в него надежду, указывать ему путь. Наконец, библ. благовествование немыслимо без прямой ссылки на вполне определ. изречения Библии; в) воздействие Библии неотделимо от ее словесного свидетельства, так же как оно не может существовать отдельно от авторов, а те, в свою очередь, от наделяющего их силой Господа; 3) РАЗЛИЧИЯ. Боговдохновенность всей Библии не дает оснований придавать всем ее частям одинаковое значение. Не говоря уже о том, что Послание к Римлянам или Нагорная проповедь имеют большее значение, чем Книга Руфь или ветхозаветные списки имен, степень ясности откровения нарастает в Библии постепенно, достигая своего апогея в Иисусе Христе. Только от Него – жизненного центра всей Библии – каждая ее часть и каждое высказывание получают соотв. им место в совокупоности откровения. В. ДОСТОВЕРНОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ 1) СООБЩЕНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ: а) истинный Бог. Ветхозаветное свидетельство гласит: «Закон Твой – истина ... и все заповеди Твои истина ... основание слова Твоего истинно» ( Пс. 118:142.151.160 ). Сам Бог – истинный и надежный свидетель Своего слова ( Иер. 42:5 ). В НЗ Иисус также обозначен как «свидетель верный и истинный» ( Откр. 3:14 ). Он исповедует: Я есть ... истина ( Ин. 14:6 ) и «Я ... на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» ( Ин. 18:37 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Воскресшее тело в своем общем состоянии будет вполне отражать внутреннее существо души: то, что прежде выражалось только частью, отрывочно и неполно в нашей телесной оболочке, например, в чертах лица и проч., в воскресшем теле откроется яснее, чем в зеркале, т.е. или наша добрая, или злая душа. Такое же изменение произойдет и с телами, не умершими при кончине мира ( 1Кор.15:51–52 ). Все это последует тогда, когда весь земной мир, по вине человека подпавший закону тления, освободится от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ). На новой земле и под новым небом, где будет обитать правда ( 2Петр.3:13 ), в соответствие усовершенной и просветленной душе и наше душевное тело изменится в тело духовное, наш образ перстнаго примет образ небеснаго, наше тленное облечется в нетление, наше смертное облечется в безсмертие. Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою ( 1Кор. 15:44, 48, 53, 54 ). Закончим свою речь словами тайновидца-апостола: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?... Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! ( 1Кор.15:55–57 ). IX. Религия вообще и христианство в частности в их существе и главнейших проявлениях Время вносит удивительные изменения в направление общественной мысли народов. Давно ли то было, когда представители нашей общественной образованности – науки, литературы и искусства, объяты были пламенем беспредельного благоговения пред внешней природой, пред миром чувственно-видимым, нас окружающим; когда все напряжение духа направлено было на наблюдение и изучение этого мира, когда единственно действительным, не подлежащим ни малейшему сомнению в своем бытии, исключительным носителем в своих открытых недрах всех сил и законов, действующих не только в области природы, но и в области истории человечества – в личной жизни человека и социальной жизни народов – считался мир материальный? Теперь мы видим не то: преклонение пред природой, покоившееся на мнимых догматах, так называемой, положительной науки, по-видимому, сохранило у себя не многих приверженцев из среды ученых; естествознание перестало быть евангелием нашего времени, ключом к разумению всех тайн природы и истории человечества, непогрешимым оракулом, безапелляционно-решающим все загадки мировой жизни, начиная с ее самых низших и простейших стадий и кончая самой высшей и наиболее сложной – историей рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

295 Предположение абсолютного различия между существом Бога и существом мира необходимо есть дуализм: оно допускает две различные субстанции и, как мы сказали, в тексте, или совсем не объясняет происхождения мира от Бога (другой субстанции), делает его логически немыслимым, потому что абсолютное ничто, равное 0, никакою силою нельзя превратить в единицу; или ставить Бога только в димиургическое, а не творческое отношение к миру (как это для деизма действительно и есть необходимое логическое предположение абсолютного разделения между Богом и миром). Кроме указанных уже в тексте оснований против противопоставления Бога и мира, как двух абсолютно различных субстанций, присовокупим здесь еще следующие: а) Слово Божие говорит, что человек будет бессмертен не только по духу, но и по телу ( Ин.5:28 ; 1Кор.42 и дал.) и что не только человек вечно будет жив по обеим сторонам своей природы, но и вся вселенная не уничтожится безусловно, а только изменится, приметь новый и лучший вид ( Пс.101:27 ; Ис.15:17, 66:22 ; 2Петр.3:13 ). Но вечная жизнь принадлежит только источнику жизни, абсолютной жизни, Богу; следовательно, должно быть нечто нечуждое Богу, что-либо сродное ему и в самом мире, если мир по существу своему никогда не уничтожится, но только изменится и вечно будет существовать, б) Апостол Павел говорит: в будущем царстве будет Бог все во всем – θες τ πντα ν πσιν ( 1Кор.15:28 ). По концу развития мира можно судить и о начале его. Всякое развитие не есть какое-либо механическое наслоение внешнего на зерно, но органическое усвоение зерном доставляемого ему извне; при помощи внешнего материала зерно развивается из своих собственных сил, по законам присущим природе его субстанции. Коренною причиною той или иной формы развития зерна всегда служит природа его субстанции. Величественная пальма, краса тропических стран, при всех внешних условиях своего развития, не могла бы быть такою, если бы уже в самом семени её не заключалась потенциально все, что составляет её красоту и величие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

   1856 г. 2. Слово на новый год    С новым годом, с новым счастьем, — приветствуем мы ныне друг друга. Но подвергал ли кто рассмотрению, как это наступающий год есть новый год? И откуда возьмется в нем что-либо новое? Нынешний день чем разнится от вчерашнего или от первого дня прошедшего года? И впереди не та же ли будет перемена дней и ночей, и не то же ли чередование месяцев и времен года, как было прежде? — Разве течение дел не будет ли ново? — Но и это отрицает Премудрый, говоря: «что было, тожде есть, еже будет: и что было сотвореное, тожде имать сотворитися. И ничтоже ново под солнцем. Иже возглаголет и речет: се, сие ново есть, уже бысть в вецех бывших прежде нас» (Еккл.1:9-10).    Так что же — смысла нет в наших приветствиях?! — Быть не может, чтоб такой всеобщий и древностию освященный обычай не имел смысла, и смысла глубокого. Как не подвергаем мы сомнению искренности благожеланий, так не можем обличить их в излишестве или беспредметности. Должно быть нечто истинно новое, в которое, несмотря на окружающую нас ветхость, верует душа, которого с уверенностию ищет и чает она и появление которого готова приветствовать во всем, что в каком-либо отношении кажется новым. Что бы такое было?    Будет небо ново и земля нова, говорит Господь. Чего ради все мы, верующие, «нова небесе и новы земли по обетованию Его ждем» (2Петр.3:13).    Вот первая истинная новость! Она откроется во всей славе уже по кончине мира, когда все перечистится огнем; но приготовление к ней начато с первых почти дней бытия неба и земли и действуется с того времени невидимо, конечно, для ока чувственного, но зримо для ока веры. Обновительные силы, положенные в круг временного течения тварей, так действенны и верны, что Апостол при мысли о них воззвал: «древняя мимоидоша, се быша вся нова» (2Кор.5:17), и, обозревши умом всю тварь, вкусившую начатков обновления, слышал сетование ее о том, что нескоро приходит время, когда она сбросит настоящую одежду ветхости и тления и облечется в новую, полную светлой играющей жизни. «Чаяние твари откровения сынов Божиих чает. Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления». О чем и «совоздыхает» она с нами и «сболезнует» (Рим.8:19-22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слово Божие, а за ним Отцы Церкви поучают, что все созданное Богом – добро, и указывают на благоустройство мира как созданного Благим. Неразумная тварь, не имея, сама по себе нравственной свободы, в нравственном отношении ни добра, ни зла. Тварь разумная и свободная становится злою тогда, когда уклоняется от Бога, т.е. по своему греховному влечению, а не потому, что такой создана. «И увидел Бог свет, что он хорош» ( Быт. 1:4, 10, 12, 18, 21, 25 ). «И вот, хорошо весьма» (ст. 31). Бог создал мир совершенным. Однако Откровение не содержит в себе той мысли, чтобы настоящий мир был совершенным настолько, что он уже не нуждался бы или был бы неспособен к дальнейшему совершенствованию, в дни ли его творения или в его позднейшем и нынешнем состоянии. Земной мир, в лице своих высших представителей – человечества, предназначен к новой, высшей форме жизни. Божественное Откровение учит о замене этого состояния мира некогда лучшим и совершеннейшим, когда будут «новое небо и новая земля " ( 2Петр.3:13 ) и когда сама тварь «освободится от рабства тлению» ( Рим. 8:21 ). На вопрос: «В чем протекала жизнь Божия до сотворения мира? – блаженный Августин отвечает: «Лучше всего, отвечу – не знаю.» Св. Григорий Богослов рассуждает: «Он созерцал вожделенную светлость Своей доброты»: «Поскольку Богу нельзя приписать бездеятельности и несовершенства, – то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? – Она созерцала вожделенную светлость Своей доброты, равную и равно совершенную светозарность Трисиянного Божества, известную единому Божеству и кому открыл то Бог. Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих представлениях составленные Им образы мира, который хотя произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все пред очами: и что будет, и что было, и что есть теперь» (Григ. Богослов, слово 4, О мире). На вопрос: в чем выражалось всемогущество Божие, когда не было мира? Св. Мефодий Патарский замечает: «Бог Всемогущ, вне всякой зависимости от вещей, Им сотворенных.» Природа и назначение ангельского мира

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010