С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что страсти Христовы не причинили наше спасение посредством искупления. В самом деле, никто не может купить или искупить то, что всегда было его собственностью. Но люди всегда принадлежали Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ( Пс. 23, 1 ). Следовательно, похоже, что Христос не искупил нас Своими страстями. Возражение 2. Далее, как говорит Августин, «дьявол должен был быть преодолен правосудностью Христа» 240 . Но, согласно правосудности, коварно завладевший чужой собственностью должен ее лишиться, поскольку даже по человеческому закону хитрость и обман не должны приносить пользы. Следовательно, коль скоро дьявол, прибегнув к коварству, обманул и поработил себе человека, тварь Божию, представляется недолжным, чтобы человек был спасен от его власти посредством искупления. Возражение 3. Далее, тот, кто покупает или искупает вещь, платит ее держателю. Но за наше искупление Христос заплатил Своею кровью не державшему нас в неволе дьяволу. Следовательно, Христос не искупил нас Своими страстями. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» ( 1Петр. 1, 18, 19 ). И еще: «Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись для нас клятвою» ((ал. 3, 13). Но, как было показано выше (46, 4), о Нем говорят как о сделавшемся клятвой для нас потому что Он пострадал на дереве. Следовательно, Он искупил нас посредством Своих страстей. Отвечаю: о человеке говорят как о невольнике греха двояко: во-первых, по причине рабства греха, а именно потому, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин. 8, 34 ); и еще: «Кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Петр. 2, 19 ). И так как дьявол победил человека посредством побуждения его к греху, человек стал невольником дьявола. Во-вторых, по причине наказания за грех, которое удерживает человека в долгу воздаяния согласно божественной правосудности, что тоже является своего рода неволей, поскольку в состоянии свободы человек пребывает тогда, когда получает желаемое, в то время как претерпевание человеком того, что противно его воле, есть неволя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Тело каждого отобразит его дела, потому что каждый из нас носит свои дела в своем теле». Так, одни воскреснут, а другие изменятся, и все явятся с новыми обновленными телами, чтобы предстать на Страшный Суд и получить после него, смотря по своим делам, или награду или осуждение, вместе со своими телами. Апостол сказал об этом: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Не может быть, чтобы только душа получила возмездие за то, что сделала вместе с телом, ибо она сама по себе не была бы причастна к тем грехам, которые происходят от чувственных удовольствий. Также и одно тело не должно принять возмездие за все дела, потому что оно покоряется законам природы так же, как и рассудку. Но за всякое дело должен получить возмездие весь человек, состоящий из души и тела. Грешники, мучаясь после частного суда только душой, после Всеобщего Суда будут мучиться и душой, и телом. После воскресения мертвых наступит конец вещественного мира, то есть видимых неба и земли. Иисус Христос, беседуя о Втором Пришествии, сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мф.24:35 ). Мир обновится огнем, подобно тому, как первый раз земля обновилась водой: вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели ( 2Пет.3:5–7 ). Этот конец мира будет состоять только в разрушении, но не в уничтожении вещественного мира. Апостол Петр говорит: мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Петр.3:13 ). То есть этот мир преобразуется в лучший, новый, вполне приспособленный к людям, обновленным по плоти. Торжественным будет Пришествие Сына Божия. Он явится во всей Своей славе как Царь неба и земли, окруженный сонмом Ангелов и святых, которые будут свидетелями Его Суда. Страшным будет Пришествие Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

15. Яко аз Бог твой, возмущаяй море, и творяй шум волнам его: Господь Саваоф имя мне. 16. Положу словеса моя во уста твоя, и под сению руки моея покрыю тя, еюже поставих небо, и основах землю: и речет сиону: людие мои есте вы. 17. Востани, востани, воскресни иерусалиме, испивый чашу ярости от руки Господни: чашу бо падения. фиал ярости испил и истощил еси, 15. Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут; Господь Саваоф имя Его. 16. И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтоб устроить небеса и утвердить землю, и сказать Сиону: „ты Мой народ”. 17. Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил. Ст. 15–16. Бог избавляемого человечества, Господь Саваоф, дарует обновляемому Сиону Свое Откровение, будет охранять его под сению руки Своей, чтобы устроить небо и землю и иметь в нем Свой народ. В конце ст. 15, вместо =в р.-с. имя Его, 70 читали =νομ μου=имя мне. В начале ст. 16, вм. (ср. бл. Иерон. posui=положил), 70 читали: , почему ϑσο положу и дал. глаг. в буд. вр. Симм., вместо: α ρε Σιν=и речет Сион, переводит ближе к евр.: α ες τ ιπεν τ Σιν=и во еже рещи Сиону и дал. Образы, в которых выражено пророчество, взяты опять из начальнаго периода еврейской теократии. Подобно тому, как евреям, в 50-й день по выходе из Египта, был дан Богоотровенный закон и указана для поселения обетованная земля, устрояя которую, они должны были образовать из себя народ Божий: подобно сему и новому Сиону, т. е. церкви Христовой, дано Евангелие, обетованы новое небо и новая земля, в них же правда живёт» ( 2Петр.3:13 ), чада ея призваны быть чадами Божиими (ср. Ин.1:12 ), языком святым, людьми Божиими ( 1Петр.2:9–10 ). Ст. 17–23. Иерусалим, который в течение своей исторической жизни не имел утешения в своих гражданах, которому, за беззакония их, угрожает падение и опустошение, не всегда будет оставаться в состоянии падения и опустошения: Господь возмет из рук его чашу гнева Божия, и вручит ее его врагам и притеснителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В Евангелии от Луки 16:19–31 Иисус показывает (и это не притча) разницу между положением искупленной и нечестивой души после смерти. В Откровении 6:9 мы читаем, как души мучимых за Христа взывают к мести. Во Втором послании к коринфянам 5:1–9 Павел ясно показывает что быть вне тела значит сознательно быть в «жилище» или в доме у Господа. Но Священное Писание идет еще дальше, говоря о телесном воскресении ( Иов 19:25 ; 1Фес. 4:16–17 ; 1Кор. 15:35–57 ). В 1 Послании к Коринфянам глава 15, стихи 35–49, поставлен вопрос, над которым бьются свидетели Иеговы – «как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» (ст. 35), и заметьте, что в стихе 36 Павел называет человека, задавшего этот вопрос, безрассудным. Теперь, когда мы рассмотрели проблему существования души после смерти и воскресения тела, нам становятся ясными слова Писания о том, что те, кто отрицает Божие спасение, будут вечно страдать во тьме внешней ( Мф. 8:11–12; 13:42–50; 22:13 ; 2Петр. 2:17 ; Иуд. 13 ; Откр. 14:9–11; 19:20 ), те же, кто примет Божие спасение, будут вечно со Христом в радости и мире ( Ин. 14:1–3; 17:24 ; Лк. 20:36; 1 Фес. 4:17; Откр. 22:5 ). Теперь открывается истинный смысл библейских терминов «бессмертие» и «нетление» (athanasian и aphtharsian). Мы должны понимать и специфику употребления этих слов, если они относятся к Богу-Сыну. Когда мы придем «с Ним» с небес ( 1Фес. 4:14 ), мы уподобимся Ему в том смысле, что обретем душу и тело, неспособные грешить, небесные, а не земные. Мы облечемся в athanasian и aphtharsian и пребудем со Христом в вечности. Как я уже отметил, нет смысла опровергать все ошибки богословия свидетелей Иеговы, поэтому я выбрал достаточные, на мой взгляд, свидетельства того, что человек обладает бессмертной душой и будет вечно пребывать в состоянии сознательной радости или печали. Те, кто верит во Христа как своего личного Спасителя, «облечется» в бессмертие по пришествии Иисуса. Относительно свидетелей Иеговы можно лишь повторить слова Павла из 2 Послания к коринфянам 4:3–4: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого», – и его последующее предупреждение из 2 Послания к Фессалоникийцам 2:10–11: «..Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Ведь это сказано очень ясно и весьма вразумительно! «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения Господина своего с брака, дабы когда придет и постучит, тотчас отворить Ему. Блаженны рабы те, которых Господь пришед найдет бодрствующими» …  ( Лк.12,36–37 ) . А что будет с теми, которые, как некоторые, современные умники, не желают думать и говорить о близости Второго Пришествия Христова и относят его к какому-то очень далекому туманно-неопределенному будущему? И о тех сказано – и сказано очень сильно и решительно: «Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет Господин мой … то придет Господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его и подвергнет его одной участи с неверными» ( Лк.12,45–46 ) . Так как же, после этого, можно не думать и не говорить о Втором Пришествии Христовом, особенно в наше страшное время, когда буквально с каждым днем так безмерно умножаются признаки близости его, указанные Самим Христом Спасителем и святыми отцами Церкви первых веков христианства? А Солунян святой Апостол порицал совсем не за ожидание Второго Пришествия Христова (как он мог их за это порицать, когда это Сам Господь повелел?), а за то, что они недолжным образом вели себя: начали «колебаться умом и смущаться», оставили всякое попечение о житейском, бросили все свои дела и предались праздной мечтательной жизни, то есть как раз впали в ту «апокалиптическую панику», которой не может быть места у истинных христиан. Если бы надо было всячески гнать от себя мысль о Втором Пришествии Христовом, как рекомендуют современные умники-лжеучители, то не сказал бы Христос так ясно и решительно: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидетъ  ( Мф.24,42 ) . Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий  ( Лк.12,40 ) . Пользуясь образным выражением, которое употребил Сам Господь  ( Лк.12,39 ) , святой Апостол Петр говорит, что День Господень придет, как тать ночью , то есть неожиданно, а потому мы всегда должны  готовить  себя к этому дню святою жизнью и благочестием, ожидать и желать пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают и это, конечно, потому, что тогда явится Новое Небо и Новая Земля, на которых будет обитать правда  ( 2Петр.3,10–13 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Если Сам Христос поставил в Церкви для ее руководства в деле веры пастырей, то сказать, что они в Церкви не нужны, может только человек, отделившийся от Христовой Церкви и примкнувший к безпастырному стаду сектантов. Итак, ясно, что христиане называются в Писании царями и священниками в духовном смысле, как люди, избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие сами себя в жертву хвалы и благотворения (Ев. 13: 15–16). В буквальном смысле христиане будут царями и священниками не здесь, на этой грешной земле, а там, на земле новой ( 2Петр. 3: 13 ), если удостоятся быть сопричисленными к 24 старцам, поющим «новую песнь“ ( Откр. 5: 8–9 ), в которой они называют себя царями и священниками, как «достигшие совершенства“ и «написанные уже на небесах“ ( Евр. 12: 22–24 ). 3) Сектант: Можно спастись в какой угодно Церкви, или вере, лишь бы бояться Бога и поступать по правде Его, то есть иметь добрые дела, ибо «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему“ ( Деян. 10: 34–35 ). Объяснения православного: Нет, никогда! Спасающая вера может быть только одна, оттого и сказано: «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех“ ( Ефес. 4: 5–6 ). Это верно, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему, ибо Богу, как высочайшему добру, как святейшей правде, приятны все, кто творит добро и живет по правде, будет ли то христианин или еврей или даже язычник. Однако это вовсе не значит, что эти люди, живя вне Церкви, без ее благодатных таинств, могут спастись: тогда для чего же Христос приходил на землю, проповедовал учение и веру в Себя, как Сына Божия, для чего же страдал, основал Церковь , поставил священство, установил св. таинства? Нет, без всего этого, хотя бы человек боялся Бога и поступал по правде Его, он будет только приятен Ему, но не спасется, ибо «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 3: 5–7 ). Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился“ ( Ефес. 2: 8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Как нам в этой притче не узнать самих себя? Все мы именуемся православными христианами: через Святое Крещение вступили мы в ограду Церкви Христовой. Листья мы имеем, веру православную держим, но плодов веры – добрых дел, увы! – не найдем в себе. Так красуются у нас храмы Божии; но посмотрите, полны ли они богомольцами? Праздники Господни мы, видимо, почитаем: работать в них себе не позволяем, – но молимся ли в эти дни Богу, занимаемся ли богомыслием, оказываем ли милости ближним?! Слушаем мы охотно и божественное учение, – но в делах своих мало с ним сообразуемся. Живем мы больше для себя, нередко обижая других, хотя, по Евангелию, мы обязаны: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7:12 ). Где же плоды нашей веры? Да их совсем нет или очень мало. И если бы не Ходатай у Бога человеков, Господь наш Иисус Христос, то мы давно были бы посечены, как деревья, не приносящие плода, и ввержены бы были в огнь вечный. Он, Милосердый, всегда ходатайствует перед Отцом Небесным за каждого грешника: «Потерпи Отче, – как бы Он так говорит, – подожди еще и нынешний год, может быть, грешник покается, исправится и переменит образ жизни своей». Но всему есть мера: так и долготерпению Божию. Тихо течет вода в реке и ныне, и завтра, пока держится в берегах, хотя и прибывает; но коль скоро выйдет из берегов, быстро и шумно разливается, потопляет поля, уносит деревья, скот, разрушает жилища. Так и долготерпение Божие: ныне удерживается, завтра и послезавтра тоже, ожидая нашего раскаяния. Но и мера долготерпения Господня может переполниться, если не отстанем от грехов наших. И «страшно впасть в руки Бога живого!»( Евр.10:31 ). Христиане! Не знаем мы, сколько времени Господь будут хранить нас на земле; но если Он даровал нам еще новое лето, то не с тем ли, чтобы дать нам возможность исправиться и приготовиться к наследию обетованных Им «нового неба и новой земли» ( 2Петр.3:13 )? Не будем же злоупотреблять таковой милостью Божией! Не будем, «по упорству своему и нераскаянному сердцу, сами себе собирать гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» ( Рим.2:5 ). В. Не должно верить приметам и гадать

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Кто приноиит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие». ( Пс.49:23 ) Только человеку свойственно чувство благоговения перед святыней, только человеку доступно понимание святости. Только человеку дан великий дар – слышать и понимать Завет, завещание Божие. Своими чувствами человек слышит зов Божий и понимает, что у всего сотворенного есть един Бог – Отец, Сын и Святой дух,- который наделил созданные Им существа различными дарами. Человеку же Творец дал наилучшие и наивысшие дары: свободу, способность самоопределения и способность духовного самосоздания, то есть способность быть личностью. На пути своего самоопределения и духовного самосоздания как личности ведущее значение для человека имеет вера в Бога, Который есть Сам абсолютно свободная Личность, бесконечная Святость, всесовершенный Разум и безграничная Любовь. «Блажен, кто верует: тепло тому на свете». Воистину блажен! Воистину Тепло! Блажен, кто миновал предательские сети, Кого на мир смутить сомненье не могло; Как не жилось ему – легко иль тяжело, Блажен, кто в вере тверд и прост, как просты дети… В. Лихачев Завет Божий – это те условия, в которых человек совершает свое служение. Задача человека в Завете Божием состоит в том, чтобы через священнодействия вырасти в личность, преображенною любовью Божией. Вся творческая активная деятельность человека является выражением его внутреннего чувства или как служения Божия, или как бессмысленной случайности. Вот почему важное значение имеет осмысленное научное познание законов бытия мира. При этом важно заметить, что жизнеутверждающим является та деятельность человека, которая совершается в любви Божией. Священное Писание на этом особенно настаивает: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» ( 1Кор.13:2 ; ср. Филип.1:8,9, 10 ; 1Тим.1:5-7 ; 1Кол.1:7–9; 1Петр.1:22 ; 2Петр.1:3-9 ) Знание есть следствие любви познающего к познаваемому, ибо любовь проявляется в общении и соединении, а не в противопоставлении себя и своих интересов.

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Между Спасителем и спасаемыми, по словам самого Спасителя, должно быть такое же единение, какое находится между лозою и ее ветвями: пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне ( Ин. 15:4 ). Но такое объединение верующих с Иисусом Христом совершается силой Духа Святого: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). Что мы пребываем в Нем (Иисусе Христе) и Он в нас, знаем из того, что Он дал нам от Духа Своего ( 1Ин. 4:13 ). И так в порядке домостроительства нашего спасения за искуплением человека Сыном Божьим следует привитие искупленного к Искупителю Духом Святым, или, что тоже, благодатное освящение человека: ибо если корень свят, то и ветви ( Рим. 11:16 ). II. Все действия Духа Святого в деле спасения человека, называются вообще благодатью. По буквальному значению своему, благодать есть благой дар. В таком смысле все, что мы имеем от Бога, есть благодать Божия. Как наша жизнь, так и все средства к ее поддержанию и продолжению суть дары Божии. Но такого рода блага обращены Творцом нашим как бы в нашу собственность. Под благодатью же в христианском учении разумеются такие дары нам Божьи, которые не заключаются ни в собственном естестве нашем, ни в овружающей нас природе, а ниспосылаются нам непосредственно от Бога. Это – дарования сверхестественные, которые мы получаем ради заслуг нашего Искупителя, для того чтобы могли делаться причастниками Божеского естества, удаляясь от господствующего в мире растления похотью ( 2Петр. 1:4 ). III. Духовная жизнь христианина и начинается и возрастает под действием на него благодатной силы Божией. Иисус Христос учит, что никто не может прийти к Нему, кого не привлечет пославший Его Отец ( Ин. 6:44 ); следовательно, самое обращение ко Христу есть уже плод благодатного действия Божия на человека. Пока человек предоставлен себе самому, он не может вполне сознать ни того, в какой мере бедственно его духовное положение, ни того, где и в чем нужно искать ему спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Но это ненормальное состояние мира, как не изначальное его состояние, не вечно, а будет иметь конец: «Нынешние небеса и земля», – говорит св. Апостол Петр, – «сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Придет день Господень, как тать ночью, и тогда, небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и вся дела на ней сгорят» ( 2Петр.3:7 ). Таким образом, нынешний мир будет сожжен огнем, но это сожжение не будет полным уничтожением, a только обновлением, очищением настоящей земли и настоящего неба от всего нечистого, скверного. Сожжение земли огнём, – это только высшее чудесное содействие тому, чтобы на ней, как и после потопа, могла снова процветать жизнь, но уже не во грехе, как ныне, а в правде и истине: «Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в них же правда живет» ( Иуд.13 ). «Тогда», говорит тайновидец Иоанн Богослов, «не будет уже и смерти, не будет и вопля, ни болезни, ибо прежнее прошло» ( Отк.21:4 ). «Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшего ю на уповании: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы Чад Божиих» ( Рим.8:20–21 ). He зная Бога в собственном смысле этого слова, т. е. Бога личного, премудрого и всемогущего Творца и Промыслителя, ламаизм не знает собственно никаких космогоний, а имеет только космографии. Сам даже вопрос о происхождении мира считается в ламаизме плодом праздной мысли и ненормального нравственного настроения, побуждающего тревожить нашу мысль вещами ненужными и бесполезными, не имеющими никакого влияния на избавление от страдания… Тайна происхождения мира должна навсегда остаться тайной для ламаита и вполне понятно почему? Если абсолютное бытие у ламаитов есть ничто иное, как безграничная пустота или небытие, то как бы не изворачивался человеческий ум, он никогда не будет в состоянии дать верный ответ и снять завесу с тайны происхождения мира из этого небытия. Чувствуя, однакоже, происходящий отсюда пробел, ламаизм думает заполнить его численностью миров и свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010