С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что страсти Христовы не причинили наше спасение посредством искупления. В самом деле, никто не может купить или искупить то, что всегда было его собственностью. Но люди всегда принадлежали Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ( Пс. 23, 1 ). Следовательно, похоже, что Христос не искупил нас Своими страстями. Возражение 2. Далее, как говорит Августин, «дьявол должен был быть преодолен правосудностью Христа» 240 . Но, согласно правосудности, коварно завладевший чужой собственностью должен ее лишиться, поскольку даже по человеческому закону хитрость и обман не должны приносить пользы. Следовательно, коль скоро дьявол, прибегнув к коварству, обманул и поработил себе человека, тварь Божию, представляется недолжным, чтобы человек был спасен от его власти посредством искупления. Возражение 3. Далее, тот, кто покупает или искупает вещь, платит ее держателю. Но за наше искупление Христос заплатил Своею кровью не державшему нас в неволе дьяволу. Следовательно, Христос не искупил нас Своими страстями. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» ( 1Петр. 1, 18, 19 ). И еще: «Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись для нас клятвою» ((ал. 3, 13). Но, как было показано выше (46, 4), о Нем говорят как о сделавшемся клятвой для нас потому что Он пострадал на дереве. Следовательно, Он искупил нас посредством Своих страстей. Отвечаю: о человеке говорят как о невольнике греха двояко: во-первых, по причине рабства греха, а именно потому, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин. 8, 34 ); и еще: «Кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Петр. 2, 19 ). И так как дьявол победил человека посредством побуждения его к греху, человек стал невольником дьявола. Во-вторых, по причине наказания за грех, которое удерживает человека в долгу воздаяния согласно божественной правосудности, что тоже является своего рода неволей, поскольку в состоянии свободы человек пребывает тогда, когда получает желаемое, в то время как претерпевание человеком того, что противно его воле, есть неволя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Посему и Ап. Павел говорит: »Сей (Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее»( Евр. 7:24 ). Новозаветное священство называется непреходящим в противоположность ветхозаветному Ааронову, которое кончилось в день создания Церкви Христовой. Как должно думать о сектантах, отрицающих значение преемственного священства и присваивающих себе свободное руководительство в молитве и священнодействиях? К ним применимы обличения Ап. Петра и Ап. Иуды, направленные на мечтателей, которые «отвергают начальства и злословят высокие власти. Горе им. потому что идут путем Каиновым, предаются обольщениям мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» ( Иуд 1:8, 11 ; ср. 2Петр. 2:10 ). Неужели истинное священство, идущее от дней Апостольских, не может прерваться и уничтожиться, и, следовательно, никогда не потребует вновь учреждать священноначалие в Церкви Христовой? Нет, истинное священноначалие не только непрерывно, но и неуничтожимо, неодоленно и будет существовать до самого конца времен. 1) Сам Спаситель сказал Апостолам и их законным преемникам: «се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). 2) Спаситель также говорил: «как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» ( Мф. 12:29 ). Сильный – Вседержитель Христос, Глава Церкви; дом Его – Церковь ( 1Тим 3:15 ), а вещи в доме – все, что есть в Церкви Христовой, то есть: истинное благодатное священноначалие, благодатные священнодействия и прочее. Значит, для того, чтобы одолеть и разрушить церковное священноначалие Христово, – для этого нужно, прежде всего, Самого Христа – Сильного связать, а этого никогда не удастся достигнуть, хотя бы и всему бесовскому царству, во главе с сатаною. Не сокрушить бесовским преспешникам – сектантам и священноначалия истинного. 3) С Церковным священноначалием пребывает непрерывно Дух Святый, ибо неложно слово Спасителя Св. Апостолам и их преемникам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век « ( Ин. 14:16 ). Дух Святый и не допускает и не допустит всему священноначалию впасть в заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Протестанты же тем и отличаются от Церкви, что ведут своё происхождение не от первого века и не от Апостолов. Все направления протестантизма возникли не ранее XVI века (и продолжают возникать новые чуть ли не ежедневно), каждое от своих основателей. Так, лютеране произошли от Мартина Лютера; кальвинисты от Жана Кальвина; меннониты от Менно Симонса; пресвитериане от Джона Нокса; баптисты от Фомы Мюнцера и Николая Шторха; методисты от Джона Уэсли; пятидесятники от Чарльза Финнея; адвентисты от Уильяма Миллера; англиканство от короля Генриха VIII, и т.д. (как и все другие древние и современные секты имели и имеют своих основателей (ересиархов): ариане – Ария, несториане – Нестория, монофизиты – Евтихия, «свидетели Иеговы» – Рассела, муниты – Муна, виссарионовцы – Виссариона, обновленчество – Грановского и Введенского, «Киевский Патриархат» – Михаила Денисенко («патриарха Филарета»), и т.д.). И все эти тысячи протестантских вероисповеданий и церквей основаны не двенадцатью Апостолами Христа и их преемниками – законными епископами, а иными «апостолами», которые произошли сами от себя, дерзнув приступить к священнослужению без рукоположения от епископов Церкви, и проповедовали «иное благовестие» и «другого Иисуса» 691 , и передавали «иного духа» (ср. 2Кор.11:4 ), совершенно чуждого и враждебного Церкви. Господь, как известно, на страницах Священного Писания точно предсказал о многих важных будущих событиях в истории Церкви и мира – предсказал Он и появление многих нечестивцев, облачающихся в одежды служителей правды, и по количеству таких пророчеств можно судить о том, насколько Господь позаботился о предостережении людей от следования за такими лжецами. Вот главные из этих пророчеств. 2Петр.2:1–3 : «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители , которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату , и через них путь истины будет в поношении . И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами ; суд им давно готов, и погибель их не дремлет».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Но уже и в речи Господа заметно выделение из нечестивых жителей Содома и Гоморры Лота, как не причисляющегося к ним. Еще яснее раскрывает это противоположение нечестивых и праведника в смысле ветхозаветной истории св. апостол Петр, который во 2 своем послании говорит: «если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример 271 будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми нечестиво-развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные): то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ( 2Петр. 2:6–9 ). Таким образом, между тем как Господь прямо толкует состояние и судьбу Содома и Гоморры с жителями их о состоянии и судьбе этого мира перед временем Его второго пришествия, св. апостол толкует и о времени благодатного периода вообще и притом так безраздельно с последним временем этого периода, что черты весьма тесно сливаются и более заставляют признать у апостола отношение, как и у Господа, к последним, нежели к начальным временам его. Подобно тому как на содомлянах долго испытывалось долготерпение Божие ( Быт. 18:20–21 ), так и во все время благодатного периода Нового Завета беззакония нечестивцев будут терпимы, пока наконец не разразится над ними гроза гнева Божия и не польет на них серный огненный дождь – в наказание за их нечестие. Таковое толкование заставляет принимать и то обстоятельство, что тот же св. апостол, сопоставляющий при этом, по примеру Господа, и судьбу мира перед потопом во времена Ноя (ст. 5), далее (3:6–7), в такой же связи ставит и конечное разрушение мира говоря: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водой, а нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков». Очевидно он имел в виду при этом соотношение судьбы мира при потопе и Содома и Гоморры во времена Лота. Срав. также и Иуды ст. 7–8. В этом и вся возбудительная сила примера печальной участи этих городов для всех времен и людей. В Новом же Завете во всех и других исчисленных выше местах (кроме разве Рим. 9:29  из Исаии 1:9) мысль постоянно возводится, в связи с развитым выше толкованием Господа и апостолов, к конечному разрушению мира огнем, прообразом которого было разрушение Содома и др. городов, более или менее неожиданному для всех, особенно же для нечестивых, для которых оно будет служить и величайшим наказанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Итак, мы убеждаемся вновь и вновь, что свидетелей Иеговы интересует не то, что говорит Писание, и не то, что открыл Святой Дух, а то, как можно приспособить Библию к их учению. Поэтому-то все компетентные ученые и специалисты отрицают перевод свидетелей Иеговы. Это слепые, ведущие слепых ( Мф. 15:14 ), «обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» ( Иуд. 4 ). Они «превращают» Писания к собственной своей погибели ( 2Петр. 3:16 ). Божественная природа Иисуса Христа От первой и до последней страницы богодухновенное Писание ясно и Доступно развертывает учение о природе Иисуса Христа. Он открывается Богом Иеговой в человеческом облике ( Ис. 9:6 ; Мих. 5:2 ; Ис. 7:14 ; Ин. 1:1; 8:58; 17:5 ; ср. Исх. 3:14 и Евр. 1:3 ; Флп. 2:11 ; Кол. 2:9 и Откр. 1:8, 17–18 и т.д.). Божественность Иисуса Христа – один из краеугольных камней христианства, и потому на протяжении веков этот догмат подвергался столь яростным нападкам, как никакой другой в христианстве. Склоняясь к старой арианской ереси, которая была опровергнута отцом Церкви Афанасием в его знаменитом труде «О воплощении Слова», многие частные лица и все культы неизменно отрицают равенство Иисуса Христа с Богом-Отцом, а, следовательно, и Троицу. Как было показано, свидетели Иеговы не являются исключением из этого грустного правила. Тем не менее, Святое Писание дает уверенность, а перечисленные выше места из него подрывают основы этой богохульной ереси, которая силой сатаны совращает многих в «бесчестном манипулировании Словом Божиим». Следовательно, божественная природа Христа есть главный ответ свидетелям Иеговы, ибо если Троица действительно существует, а она, несомненно, существует, то Иисус и Иегова «едины», и в результате вся структура культа рассыпается в песок разрозненных доктрин, неспособных создать даже видимость целостности. Рассмотрим теперь, о чем свидетельствуют указанные стихи. 1. (а) Исаия 7:14. «Итак, Сам Господь (Иегова) даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (буквально «Бог (или Иегова) с нами», так как Иегова единственный Бог).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Таким образом, ни вера, ни дела сами собой еще не спасают нас, они дают нам только доступ к спасающей благодати, дают нам только право на получение ее: «Итак, говорит св. Апостол, оправдавшись верой (то есть – через веру), мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждой славы Божьей» ( Рим. 5:1–2 ). Следовательно, для всякого ясно, что слова ап. Павла: «воскресил», «посадил на небесах», «спасены через веру» относятся к прошлой, а не к будущей нашей жизни, – что их нужно понимать в том смысле, что Господь воскресил наши души от греховной смерти в бане возрождения, т. е. крещения, ибо мы и все умершие телами еще не воскресали ( 1Кор. 15:22–23 ), что Господь только отверз нам небо, ибо мы еще не сидим на небесах, а лишь «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3:13 ); мы еще не спасены окончательно для получения вечной жизни, а только стремимся к ней ( Фил. 3:12–14 ) и получим ее при том непременном условии «если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» ( Евр. 13:14 ), почему св. Апостол и говорит: «со страхом и трепетом совершайте (значит, оно еще не совершилось) свое спасение» ( Фил. 2:12 ), «зная, поясняет он в том же послании к Ефесянам, что каждый получит (следовательно, еще не получил) от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли или свободный» (6:8). Что искупленные Христом и верующие в Него еще не получили вечной жизни, а что их спасение зависит от сохранения веры и от совершения добрых дел, это видно из тех мест св. Писания, где говорится, что живущие на земле еще не спасены окончательно для вечной жизни, что они только искуплены, а спасение их ждет, как награда за веру и добрую жизнь. Так, напр., ап. Павел называет себя и христиан не спасенными уже, а пока лишь спасаемыми: «Слово о кресте, говорит он, для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божья» ( 1Кор. 1:18 ). «И, если праведник, говорит ап. Петр, едва спасается, то нечестивый и грешный где явится»? ( 1Петр. 4:18 ; См.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ответ на возражение 3. Иоанн принадлежит Новому Завету, служители которого, как сказано ( 2Кор. 3 ), будучи свидетелями совершенного откровения, превосходят даже Моисея. Раздел 5. Наличествует ли степень пророчества в блаженных? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1, Кажется, что в блаженных наличествует степень пророчества. В самом деле, мы уже говорили (4) о том, что Моисей созерцал божественную Сущность, и при этом он был пророком. Следовательно, точно так же и блаженные могут считаться пророками. Возражение 2. Далее, пророчество есть «божественное откровение». Но божественные откровения могут сообщаться блаженными ангелам. Следовательно, пророками могут быть и блаженные ангелы. Возражение 3. Далее, Христос от момента Своего зачатия был сопричастником, и при этом Он назвал Себя пророком, когда сказал: «Не бывает пророк без чести – разве только в отечестве своём» ( Мф. 13:57 ). Следовательно, сопричастники и блаженные могут считаться пророками. Возражение 4. Кроме того, о Самуиле сказано, что он «в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» ( Сир. 46:23 ). Следовательно, точно так же и другие святые могут считаться пророками после своей смерти. Этому противоречит следующее: пророческое слово сравнивается со «светильником, сияющим в тёмном месте» ( 2Петр. 1:19 ). Но в блаженных нет никакой тьмы. Следовательно, их не должно считать пророками. Отвечаю: пророчество означает видение некоей сверхъестественной истины как чего-то от нас удалённого, и это имеет место по двум причинам. Во-первых, по причине самого знания, поскольку, так сказать, сверхъестественная истина познаётся не сама по себе, а в некоторых своих следствиях, и когда эта истина познаётся через посредство образов телесных вещей, тогда она от нас более далека, чем когда она познаётся в своих интеллигибельных следствиях. А между тем самым распространённым пророческим видением является то, которое сообщается через посредство образов и подобий телесных вещей. Во-вторых, видение является удалённым по причине видящего, а именно потому, что он, так сказать, ещё не достиг своего окончательного совершенства, согласно сказанному о том, что, «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» ( 2Кор. 5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

При этом: если бы не было немощных братий в Церкви, – для чего бы тогда существовать и самой Церкви на земле и всему ее сложному устройству? Зачем без слабых и падающих людей законы ветхозаветные и евангельские ( 1Тим. 1, 9–10 )? Зачем пастыри, учители, если бы все мы сами собой твердо знали учение Христа и шли непреткновенно по стопам Его ( Еф. 4, 11–16 )?.. Видишь, друг мой, Григорий, как со всех сторон ты неправ. Знай же, что в Церкви Христовой, как «большом доме» , всегда будут разные сосуды – не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные ( 2Тим. 2, 20 ; ср.: 1Кор. 11, 19 ). Ты любишь пользоваться золотыми сосудами? Умей беречь, ценить и глиняные вещи: и они в большом хозяйстве пригодятся. § V. Григорий напрасно перелистывал свое маленькое, карманнное евангельице. Он не мог указать, когда бы всё Тело Христово состояло из одних чистых членов. Это крайне огорчало его. С другой стороны, ему «в жисть» не хотелось «пущать» грешников в Церковь . И вот он в смущении, как бы про себя, воскликнул: – Господи, Батюшка! Да неужто Ты так попустил Свою святую Церковь ? Неужели и вправду грешники могут находиться в ней? Да этак они заглушат на земле всю святость!.. – О чём ты скорбишь, друг? – прервал я опечаленного Григория. – А Христос-то на что ( 1Ин. 2, 1–2 )? Он всегда с нами и Его Церковь «врата ада не одолеют» ( Мф.16:18 ; ср.: Ис.59:20–21 ; Ис.33:20 ; Ин.14:16–20 ; 1Ин.5:4–5 ). Если же грешники наружно и пребывают в Церкви, – то ведь я не сказал, что они уже через то одно спасутся. Нет. Слова Апостола верны: «ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). И грешники, о которых мы ведем речь, хотя бы в Церкви терпелись нашим Господом, – погибнут, если не покаются. Скажу даже более: грешники, упорные и нераскаянные, уже здесь на земле невидимым судом Божиим отсекаются от древа церковного и предназначаются к вечной погибели ( 2Петр. 2, 9 ; Иуд.1:7–8,14–15 ; 1Тим. 5, 24 ). – Мы-то, мы-то до коих пор будем терпеть их? Вот что надо бы решить.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

– «Старайтесь возрастать из малаго и из большего делаться меньшим». Как видим, настоящая духовно-нравственная революция, – подлинно «новое небо и новая земля» по изречению пророка Исаии (65:17 и 56:2), которых, по согласному свидетельству Апостолов Петра и Иоанна ( 2Петр. 3:13 и Откр. 21:1 ), ожидают христиане; и все это в ряду ясных и ярких, точно вычеканенных, сильных и резких, как удары молотом, священных формул какого-то древнего мистического посвящения, глубоких и мудрых, как сентенции мудрейшего из философов, ряд заповедей о моральном перерождении человека на основе отказа от эгоизма и полного, плотского и духовного, очищения. Притом все это, конечно, не на словах только, не для одной отвлеченной «веры», а для действительного, фактического исполнения ее заветов; ибо – «даже если вы будете собраны на лоне Моем, а заповедей Моих не исполните, то Я отвергну вас и скажу вам: отойдите от Меня делающие беззаконие»... 277 Одним словом, здесь мы имеем дело с целым новым религиозно-философским учением исключительной силы – учением о возрождении, о «новом человеке» и «освобождении» личности (ср. Ин. 8:32, 36 ), которое во втором поколении христиан развивал особенно Ап. Павел. Оно-то и называлось по преимуществу «благою вестью» и в древнейшей христианской общине составляло одну из главных частей того чисто христианского (еще не еретического! 278 ) «знания " -гносиса, той святой «науки» или «ведения», за которые в своих евхаристических молитвах благодарили Бога древнейшие христиане: «Благодарим Тебя, Отче наш , за жизнь и знание, которые Ты дал нам познать чрез Иисуса, Сына Твоего»... «Благодарим Тебя, Отче Святый, за знание, веру и бессмертие, которые Ты дал нам познать чрез Иисуса, Сына Твоего»... 279 Нетрудно видеть, что учение это, будучи слишком определенно и резко выражено, должно было очень рано оказаться весьма «неудобным» для «средних» последователей Христа Спасителя, о которых так образно сокрушался уже Ап. Иоанн Богослов: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр. 3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

Нужно заметить, что при обилии всяких духов – и пророческих – в дни апостольские, много бывало и иных откровений в церквах (упоминаемых, например, в обращении к той же церкви Фиатирской), а отсюда большая была опасность всевозможных и дополнений, и изменений или сокращений Богооткровенного Апокалипсиса, возвещенного Иоанном. И потому Иоанн, в послании своем заповедавший: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они ( 1Ин.4:1 ), и угрожает здесь таким вредителям текста книги как наложением на них тех язв, о коих писалось в книге, так и лишением вожделенного участия в блаженном Царстве нового Иерусалима. И каким примером, каким светлым идеалом представляется нам это чистохристианское и высокоодушевленное настроение тех «апостольских» христиан сравнительно с настроенностью нас самих, т.е. верующих людей настоящего времени. Да, все больше, все полнее и реальнее исполняется предсказание эсхатологической притчи Спасителя: коснящу жениху, воздремашася вся, и спаху ( Мф.25:5 ). Все девы – христиане, не только юродивые, но и мудрые, не только отпадающие, но и принадлежащие в той или иной мере к Церкви. Одни просто перестали и ожидать, да и желать, этого Второго пришествия Христова, в громадном большинстве даже вовсе и не думают о нем, как-де о чем-то их совсем и не касающемся, явно для них постороннем и далеком; иные же стали теперь и сомневаться: да подлинно, будет ли оно, придет ли так опять Христос? И все это оттого, что слишком уж мало и плохо читаем мы слово Божие, даже и апостольские послания, и от этого-то забываем, а то просто не знаем нарочитого предупреждения ап. Петра об этом, тогда как в нем именно как бы про наши дни и о нашем состоянии духовном и говорится. Напоминая нам слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами нашими, ап. Петр здесь далее пишет: Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также»... И затем, напомнив, что первый земной мир, от воды созданный, погиб в потопе водою, а теперешний мир «соблюдается – как бы сберегается огню на день суда и погибели нечестивых человеков», а значит, в такой именно перспективе и должен нами пониматься, – апостол продолжает: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не хотя, что­бы кто погиб, но да вси в покаяние приидут 457 ( 2Петр.3:2–9 ). А с другой стороны, ведь и в Евангелии Сам Господь предуказал в притчах Своих на такое медление Пришествия Своего, выразившись, как мы уже видели, в той же притче о десяти девах коснящу жениху (как замедлил Жених), как и в другой притче той же главы (о талантах), сказав еще более точно: по долгом времени придет Он как Господин Своих рабов – требовать от них отчета (см.: Мф.25:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010