Образ горы, приведенный выше, может вызвать недоразумение, если думать, что ум должен возноситься вверх, нет, как раз наоборот - он должен вернуться вовнутрь, опуститься во внутреннюю клеть сердца и молиться Богу, Который пребывает там втайне (Мф.6:6). Именно там, в сердце, в " сокровенном сердце человека " (2Петр.3:4) ум встречает Бога. Необходимо немного задержаться на измерении ума и духовного сердца, ибо они несут на себе первостепенную роль в христианской аскезе. Имея сотворенные душу и тело, человек является двояким существом: его нельзя определить ни только посредством души (опасность спиритуализма), ни только тела (здесь возникает опасность материализма). Перед лицом разных течений мысли, впадающих то в одну, то в другую ошибку, святые отцы настаивают на единстве всех компонентов человека, подчеркивая то, что душа влияет на тело, и наоборот. III. По образу Триипостасного Бога 1. Образ и подобие. Изучив то, что человек имеет общего со всеми другими людьми, то есть его природу, рассмотрим теперь то, что характеризует его как особого, единственного, незаменимого - как личность. Изучение природы человека говорит нам о том, что он есть, исследование того, что такое личность, - кто он. В основе христианской антропологии лежит идея об образе и подобии Божием. О сотворении человека Откровение возвещает так: " И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему " (Быт.1:26). Святые отцы не создали единое учение, определяющее, что же человек имеет в себе по образу Божию. Поэтому опасно уточнять или пытаться определять этот образ в человеке. Однако многие называют свободу и способность к самоопределению образом Божиим в человеке. Бог свободен, и человек, сотворенный Богом, получает от него эту способность выбирать. Конечно, свобода человека не абсолютна, абсолютной является свобода Бога. Выражение " сотворим человека " указывает нам на две вещи: 1) Бог употребляет форму множественного числа - " сотворим " . В этом множественном числе позволительно признавать то, что позднее будет явлено как Пресвятая Троица, то есть Бог в трех Лицах. Бог личностен - это первое важное утверждение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/371/...

Ответ на возражение 3. Принятие, которое имеет место благодаря благодати усыновления, находит свое завершение в некоторой причастности божественной Природе посредством уподобления Ее благости, согласно сказанному [в Писании]: «Дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского Естества» ( 2Петр. 1,4 ), и потому это принятие обща трем Лицам как со стороны начала, так и [со стороны] предела. Однако то принятие, которое [имеет место] благодаря благодати соединения, как было показано выше, является общим со стороны начала, но не со стороны предела. Раздел 5 Может ли каждое из божественных Лиц принять человеческую природу? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что никакое другое божественное Лицо помимо Лица Сына не могло бы принять человеческую природу. В самом деле, это принятие стало причиной того, что Бог явился Сыном человеческим. Но было бы неподобающе говорить об Отце или Святом Духе как о Сыне, поскольку это могло бы спутать все представления о божественных Лицах. Следовательно, Отец и Святой Дух не могли бы принять плоть. Возражение 2. Далее, благодаря божественному Воплощению люди вступили в наследие усыновления, согласно сказанному [в Писании]: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления» ( Рим. 8, 15 ). Но принятие сыновства – это причастность по уподоблению естественному сыновству, которое не принадлежит ни Отцу, ни Святому Духу, о чем читаем: «Ибо кого Он предузнал – тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» ( Рим. 8, 29 ). Следовательно, похоже, что никакое другое Лицо помимо Лица Сына не могло бы стать воплощенным. Возражение 3. Далее, о Сыне говорят как о посланном и рожденном преходящим рождением постольку, поскольку Он стал воплощенным. Но быть посланным не приличествует Отцу, поскольку Ему приличествует нерожденность, о чем было говорено выше (I, 32, 3; I, 43, 4). Следовательно, по крайней мере Лицо Отца не могло бы стать воплощенным. Этому противоречит следующее: все, что может делать Сын, могут делать также и Отец и Святой Дух – ведь иначе сила трех Лиц не была бы единой. Но Сын был способен стать воплощенным. Следовательно, Отец и Святой Дух [тоже] были способны стать воплощенными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ответ на возражение 2. То, что схватывают чувства или воображение, не может подвигнуть волю необходимым образом до тех пор, пока человек сохраняет способность пользоваться разумом, да к тому же подобное схватывание [далеко] не всегда сковывает разум. Ответ на возражение 3. Вожделение плотью противного духу – в тех случаях, когда разум актуально противится ему, – это не грех, а возможность упражнения в добродетели. Обусловить же непротивление [хотя бы отчасти свободного от уз] разума дьявол не в силах, и потому он не может необходимым образом склонять человека к греху. Раздел 4. ВСЕ ЛИ ЛЮДСКИЕ ГРЕХИ ВНУШЕНЫ ДЬЯВОЛОМ? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что все грехи людей внушены им дьяволом . Ведь сказал же Дионисий, что «демонское множество является причиной всех зол, какие оно причиняет и себе, и другим» 525 . Возражение 2. Далее, совершающий смертный грех становится рабом дьявола, согласно сказанному [в Писании]: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин. 8, 34 ). Но «кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Петр. 2, 19 ). Следовательно, всякий, кто совершает грех, побежден дьяволом . Возражение 3. Далее, Григорий говорит, что грех дьявола непоправим, поскольку он не был побуждаем к греху кем-либо другим 526 . Таким образом, если бы кто-либо из людей согрешил исключительно по собственной воле и без какого-либо побуждения со стороны кого-то другого, то такой грех был бы непоправимым, что очевидно не так. Следовательно, все грехи людей внушены им дьяволом. Этому противоречит сказанное: «Не все наши злые помыслы внушены нам дьяволом; подчас они обусловливаются движением нашей свободной воли» 527 . Отвечаю: дьявол является акцидентной и опосредованной причиной всех наших грехов, поскольку он склонил первого человека к греху, вследствие какового греха человеческая природа подверглась порче, и теперь мы все склонны к греху, притом настолько, что, например, даже если человек [просто] высушил древесину, сделав ее тем самым легковоспламеняющейся, то возникший после пожар может быть вменен ему в вину. Однако он не является непосредственной причиной всех человеческих грехов, как если бы любой грех был результатом его внушения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Как Христос пострадал за всех, и жив теперь для живых и мертвых, чтобы судить всех ( 1Петр. 3:18–4:7 ): то все должны бодрствовать и терпеливо переносить страдания ( 1Петр. 4:7–19 ). В заключение Апостол делает обращение к пастырям Церкви, увещевая их пасти стадо Божие богоугодно, и всех христиан призывает к смирению, вере, бодрствованию против козней дьявольских ( 1Петр. 5:1–9 ). Заканчивается послание молитвою и приветствиями ( 1Петр. 5:10–14 ). Второе послание Апостола Петра, судя по главе ( 2Пет. 3:1 ), было написано к тем же самым церквам, к которыми написано и первое, и имеет в виду, главным образом, предостеречь читателей от развратных лжеучителей, защитить их от внутренних врагов (тогда как первое послание Петра имеет в виду преимущественно, чтобы укрепить христиан, от грозных нападений извне). После приветствия ( 2Петр. 1:1–2 ), писатель, в виду опасности со стороны суетного и надменного знания хвалившихся знанием, в связи с развратным образом их жизни, убеждает читателей к деятельному осуществлению в жизни христианского исповедания ( 2Петр. 1:3–11 ). Готовый отойти из этой жизни, он полагает твердым основанием этого увещания и свое собственное свидетельство, как самовидца, и пророческое слово Священного Писания ( 2Петр. 1:12–21 ). После этого приступает к изображению страшного нравственного развращения, виновники которого лжеучители (частью настоящие, частью еще будущие), – развращения, которое при постоянном божественном управлении миром, не избегнет неминуемого наказания ( 2Петр. 2:1–9 ); после сего Апостол ближе описывает самых лжеучителей ( 2Петр. 2:10–22 ). Так как лжеучители эти смеялись над вторым пришествием Христа на суд, и имевшим за этим последовать изменением неба и земли, то в послании предлагается наконец учение о втором пришествии Господа и кончине мира ( 2Петр. 3:1–10 ) и присоединяются к сему строки обличения ( 2Петр. 3:11–18 ). – Первое послание Иоанна написано перед разрушением Иерусалима, на что указывает выражение: «Дети! последнее время» ( 1Ин. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Свидетельствует о сем сам Евангелист, видевший славу Его, говоря:  «и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца». Но когда ж Иоанн видел славу Иисуса Христа и познал, что слава Его была не такая, какая святых, но слава, яко единородного, то есть, без сомнения единородного Сына, от Бога Отца рожденного? Послушай, что о сем вещает блаженный Петр:  «не ухищренным бо баснем последовавше, сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но самовидцы бывше величествия онаго» ( 2Петр.1:16).  «Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу к Нему такову от велелепныя славы: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже Аз благоволих» ( 2Петр.1:17).  «И сей глас мы слышахом с небесе сшедш, с Ним суще на горе святей» ( 2Петр.1:18). Тогда убо, когда Господь преобразился на горе Фаворстей, когда просияло лице Его яко солнце, когда ризы Его были белы яко свет, когда Моисей и Илия предстояли пред Ним яко рабы, когда Отец с небеси свидетельствовал:  «Сей Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Лк.9:35): тогда Иоанн присутствуя, видел славу Его; не точию тогда только, но еще когда и в след за Ним ходил, видел славу Его: видел стихии повинующиеся, бесов убегающих, Ангелов служащих, больных исцеляемых, мертвых воскрешаемых; и во время страдания Его, стояв при Кресте, видел Его славу, то есть, всю тварь состраждущую, солнце затмившееся, завесу церковную раздравшуюся, землю колеблющуюся, гробы отверзаемые, мертвых восстающих; видел славу Его, когда предварив Петра,  «прииде прежде ко гробу» ( Ин.20:4). Когда видел Его из мертвых воскресшего, и Фомою осязаемого, и с собою и с прочими учениками купно обедующего: познал он, что таковая слава не была слава человеческая, но слава единородного Сына Божия; ибо ни Моисей, просветившийся лицем, ниже Илия, заключивый и разверзый небеса и огнь с неба сведший, ни Елисей, при жизни и по смерти воскрешавший мертвых, ни Даниил, заградивый уста львов, ни трие отроки, угасившие силу огненную, ниже ин кто из человек толикие чудеса не сотворил, ниже из мертвых восстал, ниже глас о нем слышан бысть с небеси:  «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте» ( Мф.17:5).

http://bible.predanie.ru/pasha-svetloe-h...

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет»; тогда подвизавшиеся на земле в борьбе со злом за правду и добро услышат глас Божий: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( 2Петр. 3:13 ; От. 20:10–13; 21:1 и 4–7). Вот почему и Церковь Христова, молясь всегда «о мире всего мира», в нужных случаях благословляет оружие и христолюбивое воинство на брань, моля Бога о даровании победы над врагами веры, царя и отечества. 1) Господь научает людей смотреть на войну, как на великое зло: 1Пар. 22:2–9 . 2) Но Он же Сам употребляет это зло, как орудие наказания народов за их неверие и нечестие: Числ. 31:1–18 ; Исх. 33:22–33 ; Числ. 31:1–18 . 3) Св. Иоанн Креститель признавал дозволительной военную службу, следовательно, и войну: Лк. 3:14–15 . 4) Военную службу и войну признавали дозволительными Христос: Мф. 8:5–13. 18:35–36 и св. Апостолы: 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2: 4 ; 1Кор. 9:7 ; Евр. 11:32–33 ; Рим. 13:4 ; 1Петр. 2:13–15 ; Деян. 10:1–2 . 5) Злу противились Христос: Мф. 23 гл. Иоан. 2:13–16; 18:22–23 ; и св. Апостолы: 1Кор. 5:1–5 ; 1Тим. 1:20 ; Деян. 22:24–30; 25:10–12; 5:1–5 . 6) Война началась раньше начала мира между злыми и светлыми духами (Иса. 14 гл. 12–15: по толкованию Иоанна Златоуста ) противодействие злу началось еще в раю: Быт. 3:24 , продолжалась на земле: Иуд. 9 ст. Зах. 3:2 , она продолжается: 1Петр. 5:8–9 ; Иак. 4:7  и будет продолжаться истинными последователями Христа до конца мира, когда закончится великой борьбой добра со злом и победой над ним для торжества добра и правды вечной: От. 20:10–15; 21:1–7 и 2Петр. 3:13 . О душе человеческой, ее духовной природе и сознательном состоянии после смерти человека «И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 2:7 ). «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» ( Екл. 12:7 ). «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

О крестном знамении Евр.6:6 . К христианскому крестному знамению, которое мы производим не в себе, а «на себе», это место не может относиться потому, что при совершении крестного знамения мы не браним Сына Божия, но почтительно воспоминаем Его и кланяемся Ему, каковое почтительное воспоминание для нас спасительно: Гал.2:19, 20; 3:1 . Кроме того, в крестном знамении мы наглядно выражаем готовность распять не Господа, а себя, свои страсти: Гал.5:24 . И этого окрестного знамения мы но должны гнушаться, как то делают некоторые, а должны вместе с ап. Павлом хвалиться: Гал.6:14 . Под отпадшими разумеются (см. от. 4 и 5) отступники от веры, для которых покаяние стало невозможностью, вследствие их упорства и злобы на Христа («ругаются ему») Грешники-христиане, не отпадшие от веры Христовой, потому что они спешат прибегнуть ко Христу чрез таинство покаяния: Деян.19:18 . О покаянии Евр.6:7 . Земля, произращающая полезный злак, изображает тех христиан, которые приносят Божественному Вертоградарю веру, покаяние и добрые дела. Напротив, земля, после многократного орошения дождем производящая терния, изображает людей, которые, приняв от Бога все, что служит им к жизни и благочестию: 2Петр.1:3 , впадают в упорное нечестие и ереси: 2Петр.2:1–3, 21–22 . Отсюда тот вывод, что под отпадшими, которых невозможно обновлять в покаяние, должно разуметь только нераскаянных и закосневших во вражде ко Христу грешников, и невозможность их обновления нужно разуметь в смысле их собственной неспособности к добру, а не в том, будто Церковь , раздаятельница даров Божиих, должна или может отвергать чье либо покаяние вопреки слову Спасителя: Ин.6:37 ; сравн. 1Ин.1:9 ; Ин.20:20–23 . Об ожесточении О клятве Евр.6:13–18 . Здесь Апостол дает нам истинное понятие о клятве и законности её употребления. Клятва состоит в том, что люди, уверяя один другого, призывают Бога во свидетеля, посредника и поручителя, конечно с тою мыслью, что Он будет помощником при исполнении обещания и карателем в случае намеренного нарушения его или уверения ложного. Слова людей могут быть истинными в той мере, в какой они сопровождаются мыслью о Высшем о всеведующем Боге, Который есть высочайшая Истина, погубляющая говорящих ложь: Пс.5:7 . Отсюда понятно частое призывание Апостолом во свидетели Бога, и тем самым свидетельствующего о необходимости в важных случаях клятвы: 2Кор.1:23 ; Еф.4:17 ; Рим.1:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

А что св. апостолы, получив свою благодать и полномочие непосредственно от Бога, пользовались и тем, и другим в зависимости от Петра, – что христианский мир должен держаться Петра, как своей главы и корня, – что, наконец, свое главенство св. Петр оставляет своему преемнику, римскому епископу, он – апостол Петр не делает на все это ни малейшего намека. А если от кого, то от св. Петра; если где, то в его соборных, ко всей восточной Церкви посланиях, особенно во втором предсмертном послании, писанном по поводу возникавших в Церкви ересей, следовало ожидать, что первый верховный апостол поставит все это на вид христианскому миру. Что второе послание Петрово было предсмертным завещанием восточным церквам, это видно из слов апостола: праведно мню, донележе есмь въ сем телеси, возставляти вас воспоминанием: ведый, яко скоро есть отложение телесе моего, якоже и Господь наш Иисус Христос сказа мне ( 2Петр. 1, 13–4 ). Что главной целью этого послания было предостеречь христиан от множества уже возникавших тогда и со временем имевших возникнуть ересей, это видно из слов апостола: быша и лживии пророцы в людех, якоже и въ вас будут лжити учители, иже внесут ереси погибели ( 2Петр. 2,1 ); после чего св. апостол подробно изображает ждущий этих лжеучителей суд (ст. 3–8), их успехи (ст. 2–3), их нравственное развращение (ст. 10–17), их умственное ничтожество (ст. 18–22; 3, 3–4), их корыстные и сластолюбивые виды (2, 13–4). Если где, то здесь следовало бы ждать, что первый наместник Христов на земле, предостерегая христиан от настоящих и будущих ересей и лжеучителей, укажет всему христианскому миру на этот видимый телесными очами светочь истины, который Господу угодно было возжечь в Церкви на вечные времена, – на себя самого и своих римских преемников, которым одним, по притязанию римских богословов, суждено от Господа быть и органами хранителями непогрешимой истины и источниками спасающей благодати в Церкви, – вне общения с коими – мрак и гибель вечная. Нет: св. Петр [несмотря даже на то, что, по притязанию римских богословов 94 , послания Петровы писаны, именно из Вавилона, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

11) Как должны читать и усвоять св. Писание миряне ? Читая с благоговением и страхом Божиим св. Писание, миряне должны помнить, что в нем есть много для них непонятного ( 2Петр. 3: 15–16 ), которое они могут перетолковать «к собственной своей погибели“, – что они – не учители и истолкователи св. Писания ( Рим. 10, 15 . 1Кор. 12: 28–30 ), а ученики в деле веры тех, кто от Бога поставлен для научения истинам веры и для изъяснения слова Божия ( Еф. 4: 11 ). «Итак, говорит ап. Павел пресвитерам церкви (ст. 17), внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею“ ( Деян. 20: 28 ). Обращаясь за разъяснением непонятного в св. Писании к пастырям и учителям Церкви, миряне при чтении и доступного для них, чтобы избежать возможных ошибок в толковании, должны руководствоваться следующими правилами: 1) Необходимо каждое слово текста понимать в его точном смысле, ибо одно и то же слово может иметь в св. Писании различные значения; напр. слово «чаша» означает и сосуд ( Мф. 10; 42. 26: 27 ), и страдания ( Мф. 20: 22. 26: 39 ); слово «крест“ означает и страдания ( Мф. 16: 24 ) и вещественный крест, на котором был распят Христос ( Мф. 27: 32 ). 2) Нужно рассматривать данное место в связи с тем, что раньше или позже сказано, как это, наприм., сделано при объяснении 2-го пункта 1-ой части беседы о св. Писании, при объяснении слов: «отменяет первое, чтобы постановить второе» ( Евр. 10; 9 и 10: 1–10). 3) Для выяснения известного места в Писании необходимо подыскать другие однозначащие места, как, напр., это сделано там же в 4 пункте, при объяснении того, что нужно признавать обязательным и ветхозаветное Писание ( 2Петр. 3: 1–2. 1: 21 . 2Тим. 3: 15–16 . Рим. 15: 4 . Деян. 24: 14 ). 4) Необходимо данному месту противопоставить противоположное ему по смыслу; как это сделано почти во всех объяснениях православного мест св. Писания, приводимых сектантом в первой же части беседы. [См. еще, напр., об оправдании законом: ( Рим. 3; 20 . и 2; 13) или об оправдании верою: ( Иоан. 5: 24 . Рим. 1; 17 ; и Иак. 2; 14, 17, 19, 26 . Мф. 7: 26 )].

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Учение о воскресении из мертвых содержится также, хотя и в очень краткой форме, в Соборных Посланиях апостолов Петра и Иоанна. Анастатическая мысль здесь всецело остается на почве космического воскресения, т. е. на первоначальной стадии своего развития, еще не дополненной более сложными построениями апостола Павла. Апостол Петр учит, что через Воскресение Христово в мир вошло новое начало, обеспечивающее воскресение из мертвых каждому верующему. По мысли Апостола, именно через Воскресение Христово люди приобрели нетленное наследие, сохраняемое от того времени, когда силою Божиею откроется спасение верующих ( 1Петр.1:3–5 ). Что же касается самого образа воскресения мертвых, то оно изображается в виде того состояния, которое воспринял Сам Христос, «ожив духом» по Воскресении ( 1Петр.3:18 ). «Подвергшись суду по человеку плотию», мертвые будут жить «по Богу духом» ( 1Петр.4:6 ). Другими словами, их состояние будет подобно состоянию Воскресшего Христа. Каково же это состояние в более конкретных чертах – Апостол не указывает, но он считает Христа воспринявшим особое тело славы, как это видно из его слов: (Бог) воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» ( 1Петр.1:21 ), «дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа» ( 1Петр.4:11 ), теснейшее и благодатное общение с Которым, как известно, верующие всегда имели и имеют в таинстве Евхаристии во оставление грехов и в жизнь вечную. Затем у апостола Петра находится единственное в своем роде и только у него встречающееся предсказание о гибели мира через огонь. Говоря об огненной гибели мира, Апостол придает всепожирающему пламени последнего великого пожара еще и очистительное значение: оно (пламя) роковое для грешников, но не страшное для «испытанных в вере» ( 2Петр.3:10–12 , 1Петр.1:7 ). Наконец, возвещается общее преображение вселенной: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр.3:13 ). Апостол Иоанн, хотя и не говорит прямо о воскресении мертвых, однако надо считать анастасическим его указание на то, что «когда откроется, будем подобны Ему» ( 1Ин.3:2 ) – вероятно, в смысле подобия наших тел по воскресении Его воскресшему телу. На это, несомненно, указывает и следующая фраза: «Потому что и увидим Его, как Он есть» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010