Глава II. Учение частное. I. Творение мира невидимого или ангельского § 11. Понятие об ангелах. Состав учения о Боге – Творце мира ангельского Первое место по времени сотворении и высшее по совершенствам своей природы в сотворенном бытии принадлежит миру духовному или ангелам Божиим. Наименование «ангел» (γγελος, евр. maleach), по производству слова, есть наименование служения, должности, а не природы, и означает собственно посланника или вестника. Посему в св. Писании оно усвояется иногда людям, то как человеческим посланником или вестником (напр. Быт.32:3 ; Числ.20:14 ; Суд.11:12 ; 1Цар.16:19; 19:11 ; Притч.16:14 ; Ис.18:2; 30:4; 33:7 и др.), то как посланникам или вестникам Божьим. В последнем смысле у пр. Малахии священник называется ангелом Иеговы Господа сил ( Мал.2:7 ). Тот же пророк Предтечу Господа Иисуса Христа называет ангелом (3:1), каковое название подтверждает и И. Христос: Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим ( Мф.11:10 ). Сам Сын Божий, являвшийся в ветхом завете в образе Ангела Иеговы, у того же пророка (по домостроительству) именуется Ангелом Завета ( Мал.3:1 ). Наименование ангела усвояется и некоторым другим пророкам ( 2Пар.36:15–16 ; Агг.1:13 ), равно и апостолам ( Лк.9:52 ), а в откровении св. Иоанна и преемникам апостольским – епископам ( Откр.2:1, 8, 12; 1:20 ). Прилагается это наименование даже к стихиям мира, как орудиям воли Божией, напр. в словах Псалмопевца: Ты творишь ангелами Твоими духов ( Пс.103:4 ). 62 Но в собственном смысле ангелами в св. Писании называются особенные создания Божии, отличные от человека и видимой природы, существа личные (а не какие-либо бездушные силы природы), одаренные разумом и свободою, бесплотные и бессмертные, превосходнейшие человека, но служебные в отношении к Богу. Существом откровенного учения и в виду существующих ложных мнений, при изложении учение о Боге, как Творце мира ангельского, требуется раскрыть положения о действительном бытии ангелов, их происхождении и природе, числе, разностях по степени приближения к Богу и их назначении. 63 § 12. Бытие сотворенных духов или ангелов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Авдия Введение Автор Имя «Авдий» означает «слуга Господа». О его происхождении и обстоятельствах жизни ничего неизвестно. Еврейское предание часто путает его то с Авдием, придворным безбожного царя Ахава ( 3Цар. 18,3 ), то с одним из князей, которым было поручено учить закону в городах Иудеи ( 2Цар. 17,7 ). Третий Авдий, левит из рода Мерари, был поставлен царем Иоасом над рабочими, которые должны были восстановить храм ( Неем. 10,5; 12,25 ). Сила и непреложность пророчества Авдия зиждятся на том, что «Господь сказал это» (ст. 18), а не на личной славе пророка. Время и обстоятельства написания Существуют разные точки зрения на то, когда была написана эта книга. Пророк говорит о беспощадном разграблении Иерусалима, в котором едомитяне приняли участие (ст. 11–14), но описание бедствия не содержит поддающихся датировке подробностей. Одни соотносят пророчество со временем вторжения в Иудею филистимлян и арабов, которое произошло при царе Иораме (848–841 гг. до Р.Х.) и в котором, по-видимому, участвовали едомитяне. Ср. 4Цар. 8,20–22 ; 2Пар. 21,8–10; 16,17 . Другие связывают пророчество с нападениями вавилонян на Иудею, приведшими к ее падению в 586 г. до Р.Х. Как Священное Писание ( Пс. 136 ; Иез. 35 ), так и более поздняя, не вошедшая в канон, Вторая книга Ездры (4,45) определенно указывают на связь едомитян с гибелью Иудеи. Не решают вопрос и попытки определить дату, опираясь на поразительное сходство ст. 1–9 с Иер. 49,7–22 , которое не может объясняться случайным совпадением. Известно, что служение Иеремии началось около 626 г. и закончилось после 586 г. до Р.Х.; однако заимствовал ли один из них пророчества у другого или оба пользовались более ранним источником, сказать трудно. Характерные особенности и темы Пророк говорит «об Едоме» (ст. 1), он вновь и вновь обращается к едомитянам; тем не менее откровение это дано народу завета как часть Священного Писания. Поэтому задача пророка не столько предупредить Едом о предстоящем возмездии, сколько убедить народ Божий, что высшая справедливость на его стороне. Иудея была повержена, Едом процветал; упорядоченный мир, казалось, уничтожен и уступил место хаосу. Но Господь вложил в уста Авдия откровение о высшем правосудии, дабы поддержать в народе ослабевшую веру. Ведь историю предопределяет всеблагая воля Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Псалом этот имеет следующее надписание: Псалом песни обновления дому Давидова , и он составляет 1-й стих псалма. В русских изданиях Псалтири надписание это читается различно. В переводе с еврейского оно читается так: «Псалом Давида; песнь при обновлении дома»; а в переводе с греческого так: «Псалом Давиду. Песнь освящения». Все эти три разночтения однако же понятны и не заключают в себе какого-либо противоречия. Они, напротив, ясно указывают: 1) на то, что псалом этот принадлежит Давиду, или составлен Давидом, 2) что составитель псалма назначил его для пения, с участием органа, псалтири и других употреблявшихся тогда музыкальных инструментов ( 1Пар.15:16 ; 2Цар.6:5 ), и 3) надписание это указывает на повод, или побудительную причину к составлению псалма сего. Впрочем, отцы Церкви и другие толковники псалмов дают различные объяснения относительно повода к составлению сего псалма. В историческом, или буквальном, смысле, под именем обновления, или освящения, дома некоторые разумеют освящение жертвенника на гумне Орны Иевусеянина, построенного Давидом по случаю язвы, опустошавшей землю Иудейскую ( 2Цар.24:18–25 ). Другие думают, что Давид, вместе с приготовлением различных материалов для построения храма, приготовил к освящению знаменитого храма Соломонова и этот псалом. Иные же в надписании сего псалма видят указание на торжественное празднество, устроенное царем Езекией, когда он, по воцарении своем, распорядился очистить храм Соломонов от запустения, допущенного при его предшественниках, и совершил праздник обновления храма ( 2Пар.29:3–28, 30:26 ). Большая же часть толковников надписание это относят к освящению новоустроенной Давидом скинии или к освящению дома Давидова по окончании постройки его или после осквернения его Авессаломом ( 2Цар.16:22 ). Вместе с тем весьма многие дают словам песнь обновления духовный, или таинственный, смысл и разумеют: или – обновление Церкви Божией чрез воплощение Христово, или – воссоздание человеческого естества смертью и воскресением Сына Божия и благодатью святого крещения. Домом, говорят еще, названа здесь душа Давидова, как сделавшаяся жилищем пророческого дара Святого Духа. Обновлением посему названо «обновление души» его ( Пс.50:12 ), когда, по учинении тяжкого греха ( 2Цар.12:9 ), чрез слезное покаяние он опять удостоился дара пророческого и стал пророчествовать по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Глава 11 (Ср. 3Цар.12:21–24 ) 1–4. Предотвращение, по слову пророка, братоубийственной войны между двумя еврейскими царствами. 5–12. Укрепление Ровоамом городов иудейских и устройство общественных хлебных магазинов. 13–17. Переселение священников и левитов в Иудею из царства Израильского. 18–23. Семья Ровоама. 2Пар.11:1 .  И прибыл Ровоам в Иерусалим и созвал из дома Иудина и Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, чтобы воевать с Израилем и возвратить царство Ровоаму. 2Пар.11:2 .  И было слово Господне к Самею, человеку Божию, и сказано: 2Пар.11:3 .  скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему Израилю в колене Иудином и Вениаминовом: 2Пар.11:4 .  так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими; возвратитесь каждый в дом свой, ибо Мною сделано это. Они послушались слов Господних и возвратились из похода против Иеровоама. Ср. ( 3Цар.12:21–24 ), «Толковая Библия», т. II, с. 426. 2Пар.11:5 .  Ровоам жил в Иерусалиме; он обнес города в Иудее стенами. 2Пар.11:6 .  Он укрепил Вифлеем и Ефам, и Фекою, 2Пар.11:7 .  и Вефцур, и Сохо, и Одоллам, 2Пар.11:8 .  и Геф, и Марешу, и Зиф, 2Пар.11:9 .  и Адораим, и Лахис, и Азеку, 2Пар.11:10 .  и Цору, и Аиалон, и Хеврон, находившиеся в колене Иудином и Вениаминовом. 2Пар.11:11 .  И утвердил он крепости сии, и устроил в них начальников и хранилища для хлеба и деревянного масла и вина. 2Пар.11:12 .  И дал в каждый город щиты и копья и утвердил их весьма сильно. И оставались за ним Иуда и Вениамин. Города, обращенные Ровоамом в крепости или вообще укрепленные им, в большинстве издавна существовали и только были обстроены. Таков Вифлеем ( Быт.35:16,19 ; Быт.48:7 ; Руф.1:1 ); о положении его см. комментарии к ( Нав.15:59 ; Руф.1:1 ) в «Толковой Библии», т. II, с. 98–99 и с. 211–212. Ефам (LXX: Αιτν, Vulgata: Etam) лежал, как и Вифлеем, в колене Иудином ( Нав.15:59 ), верстах в 12-ти от Иерусалима; по причине прекрасного местоположения, садов и обилия водою был, по свидетельству Иосифа Флавия («Иудейские Древности», VIII, 7, 3), любимой летней резиденцией Соломона (развалины водопроводов, бывших здесь, существуют и доныне), ныне – Айн-Аттан, между Вифлиемом и Уртасом (Onomasticon, 487).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 Приготовление к постройке храма (Ср. 3Цар.5 ) 1–2. Число носильщиков, каменосеков и надзирателей. 3–10. Посольство к Хираму Тирскому с просьбой о строителях и строительном материале для задуманного Соломоном храме Иеговы. 11–16. Согласие Хирама на просьбы Соломона. 17–18. Заключительное замечание о числе всех рабочих и их надзирателей. 2Пар.2:1 .  И положил Соломон построить дом имени Господню и дом царский для себя. 2Пар.2:2 .  И отчислил Соломон семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменосеков в горах, и надзирателей над ними три тысячи шестьсот. (Ср. стих 1 еврейского текста). Число надзирателей по данному месту (ст. 2 и 18) – 3600 отлично от указанного в параллельном месте ( 3Цар.5:16 ) – 3300. Раввины объясняли это различие тем, что в кн. Царств еще не включены стоящие над всеми 300 надзирателей, но против этого говорит указание в ( 3Цар.9:23 ) еще 550 приставников, причем в параллельном месте ( 2Пар.8:10 ) показано только 250. Неудачно и объяснение проф. М. С. Гуляева («Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 493), по которому разность (3300 и 3600) произошла от пропуска или вставки одной буквы: ­ шесть, ­ три 2 . В таком предположении нет нужды; общая цифра по обеим книгам – 3 Царств и 2 Паралипоменон одинакова: ( 3Цар.5:16 ) – 3300 и ( 3Цар.9:23 ) – 550 чел., всего 3850; ( 2Пар.2:2,18 ) – 3600 и ( 2Пар.8:10 ) – 250 чел., общий итог ­ 3850 чел. Ср. Толков. Библия II, 455–456 и 455–466. 2Пар.2:3 .  И послал Соломон к Хираму, царю Тирскому, сказать: как поступал ты с Давидом, отцом моим, и присылал ему кедры на построение дома для его жительства, так поступи и со мною. 2Пар.2:4 .  Вот я строю дом имени Господа Бога моего, для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение, представлять постоянно хлебы предложения и возносить там всесожжения утром и вечером в субботы, и в новомесячия, и в праздники Господа Бога нашего, что навсегда заповедано Израилю. 2Пар.2:5 .  И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 17 1–6. Сделанное Иосафатом распределение войск по укрепленным городам; помощь Божья Иосафату за его благочестие. 7–9. Посланные Иосафатом сановники и левиты поучают народ закону Божию. 10–12. Дань от подчиненных Иосафату племен и увеличение его богатства и силы. 13–19. Имена военачальнииков Иосафата и число его войска. 2Пар.17:1 .  И воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против Израильтян. 2Пар.17:2 .  И поставил он войско во все укрепленные города Иудеи и расставил охранное войско по земле Иудейской и по городам Ефремовым, которыми овладел Аса, отец его. Постоянное войско (ст. 2) у библейских евреев ведет начало со времен Давида ( 2Цар.8:14–18 ): с этого времени, «кроме общей повинности всякого гражданина в известном возрасте выходить на войну, у царей были войска постоянные» (проф. Гуляев, " Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 554). У Иосафата такого регулярного войска было уже слишком много, согласно ст. 14–18 до 1 160 000 чел., и он легче мог снабдить сильным гарнизоном не только собственно иудейские укрепленные города, но и города, принадлежавшие к территории северного, Израильского царства, но отобранные у израильтян отцом Иосафата Асой ( 2Пар.15:8 ). Впрочем, враждебные отношения Иосафата к Израильскому царству (ст. 1) могли иметь место лишь в начале его царствования, а затем сменились дружественными и союзными на почве родства царствующих домов обоих царств и общности политических интересов (см. ниже ( 2Пар.18:1–3 ); ср. ( 3Цар.22:2–4 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 472–473), хотя союз благочестивого царя иудейского с нечестивым домом Ахава израильского не принес благополучия Иудейскому царству. 2Пар.17:3 .  И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида, отца своего, и не взыскал Ваалов, 2Пар.17:4 .  но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по деяниям Израильтян. 2Пар.17:5 .  И утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары Иосафату, и было у него много богатства и славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 28 Ахаз, 12-й царь иудейский (Ср. 4Цар.16:1–20 ) 1–4. Продолжительность и нечестие царствования. 5–8. Поражение иудеев при Ахазе со стороны сирийцев н израильтян, с захватом множества пленных. 9–15. Отпущение пленных по слову пророка Одеда. 16–21. Поражение иудеев со стороны идумеев и филистимлян, тягостная помощь со стороны ассирийского царя. 22–27. Упорство Ахаза в идолопоклонстве и бесславная смерть его. 2Пар.28:1 .  Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; и он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его: 2Пар.28:2 .  он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; 2Пар.28:3 .  и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых; 2Пар.28:4 .  и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом. Ср. ( 4Цар.16:2–4 ), «Толковая Библия», т. II, с. 529. В данном разделе между 4 Царств и 2 Паралипоменон существует почти дословное сходство, за немногими, не меняющими существа дела, разностями. Так, в принятом тексте LXX ( 2Пар.28:1 ) лета Ахаза при вступлении на престол определены в 25 лет: ικοσι κα πντε τν (в кодексах II, 19, 52, 60, 64, 93, 108, 119, 158, 236, 243 у Гольмеса стоит: ικοσι τν). И в кодексе 539 Росси еврейско-масорецкого текста имеется 25. Ввиду того, что эта последняя цифра устраняет хронологическую несообразность при принятии даты 20 лет в соотношении с возрастом Езекии при воцарении его ( 4Цар.18:2 ; 2Пар.29:1 ), (см. «Толковую Библию» т. II, с. 529), она и должна считаться первоначальной. Под именем Ваалов (ст. 2) здесь, вероятно, разумеются языческие божества вообще, частнее же, судя по литым изваяниям, разумеется, может быть, служение Астарте (проф. Гуляев, «Исторические книги священного писания Ветхого Завета», с. 562; ср. «Толковая Библия», т. II, с. 418 и 436). О долине сыновей Еннома и о совершавшемся здесь огненном культе Молоха см. комментарии к ( 4Цар.16:3 ) и к ( 4Цар.23:10 ), «Толковая Библия», т. II, с. 529 и 570–571.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 Построение храма. (Ср. 3Цар.6 ) 1–2. Место и время построения храма. 3–9. Величина и разделение храма и внутреннее устройство и богатство его. 10–17. Наиболее выдающиеся орнаменты храма: резные херувимы, завеса и две монументальных колонны. 2Пар.3:1 .  И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. 2Пар.3:2 .  Начал же он строить во второй день второго месяца, в четвертый год царствования своего. Между тем как в ( 3Цар.6:1 ) место построения храма совсем не названо, а год закладки храма определен 480-м по исходе евреев из Египта (ср. однако ( 3Цар.6:37 ) ), 2 Паралипоменон в обоих отношениях дает сведения, имеющие признаки документальной точности, как вообще обилие документальных сообщений отличают книги Паралипоменон от книг Царств (см. проф. А. А. Опесницкого, Государственная летопись царей иудейских или книги забытые, Παραλεπμενα. Труды Киевской духовной академии. 1879, 8, с. 412 и д.). Временем начала построения храма является второй месяц четвертого года царствования Соломона (стих 2, ср. ( 3Цар.6:37 )) во 2-й день месяца, как, очевидно, значилось в современной событию летописи. Местом же, на котором был воздвигнут храм Соломонов, была восточная гора Иерусалима, так называемая Мориа, нарочито для того спланированная (И. Флавий, Иудейские Древности, кн. VIII, глава 3, 2; Иудейские Древности, кн. XV, глава 11, 3; Onomasticon, 72; Олесницкий, Ветхозаветный храм, с. 214–215, 401 и мн. др.; ср. Толковая Библия, т. II, 456; Православная Богословская Энциклопедия, т. VI, Спб., 1905, с. 449); место это было избрано еще Давидом вследствие бывшего ему там явления ангела ( 2Цар.24:18 ; 1Пар.21:18 ). 2Пар.3:3 .  И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; 2Пар.3:4 .  и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Исаии I. 1) о жизни пр. Исаии, сына Амоса, имеются лишь отрывочные сведения. Известно, что он был женат и имел по меньшей мере двух сыновей ( Ис. 7:3 ; Ис. 8:3.18 ). Из 2Пар. 26:22 ; 2Пар. 32следует, что Исаия был автором повествований о царствовании Озии и Езекии (оба труда не сохранились); 2) пророч. служение Исаии проходило в период царствования Озии и Иофама ( Ис. 6:1 ). Последние сведения о его служении относятся ко времени нашествия Сеннахирима в 701 г. до Р.Х. ( Ис 36–39 ). По иуд. преданию, Исаия во времена царствования Манассии был предан мученической смерти (см. 2Цар. 21:16 ) за то, что утверждал, что видел Господа ( Ис 6 ), и за то, что осмелился сравнить Иерусалим с Содомом и Гоморрой ( Ис. 1:10 ; Ис. 3:9 ). Рассказывали, что царь приказал перепилить полое дерево, в котором укрылся Исаия. Возможно, что в Евр. 11упоминается именно этот факт. Т.о., Исаия пророчествовал минимум 40, а может быть, и ок. 55 лет, если исходить из того, что Манассия вступил на престол в 687–686 гг. до Р.Х. II. Исаия принадлежал к колену Иуды, в уделе которого и проходило его пророч. служение. Он был призван к служению и начал пророчествовать в один из самых трудных периодов в истории своего народа. После относительно спокойного царствования Озии ( 2Пар. 26:8.15 ), во времена правления Иофама, Дамаск и Израиль выступили против Иудеи ( 4Цар. 15:37 ). Такое противостояние продолжалось вплоть до вступления на престол Ахаза ( 4Цар. 16:5 ). В этой обстановке Исаия предсказал скорое поражение противников и распространение власти Ассирии ( Ис. 7 – Ис. 8:1 ; Ис. 17:1.3 ). Произошедшие после этого события подтвердили его пророчество: Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) напал на Сирию и Израиль и захватил Дамаск (733–732 гг. до Р.Х.; 4Цар. 15:29 ; 4Цар. 16:9 ). Спустя десять лет было уничтожено Северное (Израильское) царство и захвачена Самария (723–722 гг. до Р.Х.; см. Ис. 28:1–4 ), а в 711 г. до Р.Х. Саргон начал войну против Азота и Египта ( Ис. 20:1 ). Наконец, Сеннахирим (библ. Синаххериб) вступил в Иудею (701 г. до Р.Х.; 4Цар. 18:13 ) и осадил Иерусалим, перед тем захватив Вавилон, который хотел заключить союз с Иудеей ( Ис. 39:1.2 ). Но благодаря вмешательству Господа ассирийцы были вынуждены отступить, так и не добившись успеха ( Ис. 37:36.37 ). Падение Ассирии было предсказано пророком прежде ( Ис. 14:24–27 ), чем Манассия познал на себе ее власть ( 2Пар. 33:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Выпуск первый. Толкование на книгу святаго пророка Иеремии (главы 1–17) Введение 1. Очерк жизни и пророческой деятельности Иеремии Св. пророк Иеремия был сын Хелкии, из священников в Анафофе (в колене вениаминовом, к северо-востоку от Иерусалима Иер. 1:1 ). Хелкию, здесь называемого, нужно отличать от того Хелкии первосвященника, который в 18-й год Иосии, царя Иудейского, нашел в храме список закона Моисеева ( 4Цар. 22:8 ; 2Пар. 34:14 ). Еслибы это был Хелкия первосвященник, Иеремия жил бы в Иерусалиме, где должен был жить по званию своему первосвященник. Между тем пророк, очевидно, только в зрелом возрасте, получил повеление отправиться в Иерусалим с проповедию (см. Иер. 2:1, 2 : было слово Господне ко мне: иди и возгласи  в уши дщери Иерусалима). Сверх того отец св. Иеремии, еслиб был первосвященником, был бы вероятно назван или «священником», или «священником великим». При именах первосвященников такое название довольно обыкновенно в свящ. ветхозаветных книгах (ср. 1Цар. 1:9 ; 2Цар. 8:17, 20:25 ; 3Цар. 1:8, 25, 26, 38, 4:4 ; 4Цар. 25:18 ; Иер. 52:24 ). Св. Иеремия был призван к пророческому служению в 13-й год царствования Иосии. Иосия наследовал отцу своему Амону восьмилетним мальчиком ( 4Цар. 22:1 ; 2Пар. 34:1 ). В первые годы его царствования, до его совершеннолетия, не было принято мер к полному устранению того идолопоклонства, которое укоренилось в Иудее в более, чем в 50-летнее царствование Манассии и в двухлетнее царствование Амона. Но царь, нужно полагать, находился с детства под влиянием благочестивых людей, и вот почему в 12-м году его царствования (по свидетельству 2Пар. 34:3 ) началось возстановление истинного богослужения. Выступивший на пророческую проповедь в следующем году, Иеремия, без сомнения, имел влияние на царя, поддерживая его в его преобразовательной деятельности. Но в пророческих речах того времени пророк все еще упрекает народ за идолопоклонство (которое следовательно еще не было оставлено вполне), внушает служить Богу не внешним только образом, приношением только жертв и т. п., но главным образом нравственно-безукоризненною жизнию. Не обрезание плоти, но обрезание сердца ( Иер. 4:4 ), не жертвы, но добрая жизнь может отвратить от грешного народа великое бедствие неприятельского нашествия ( Иер. 4:15  и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010