Особенно восстают сектанты против Православной молитвы: «Пресвятая Богородица! спаси нас!» У нас, говорят сектанты, нет другого Спасителя кроме Господа нашего, Иисуса Христа. Но церковь в данном случае и не усваивает выражению « спаси » того значения, в каком оно приличествует Одному Христу Спасителю. По учению Церкви, Пресвятая Богородица спасает нас своими молитвами у Престола Своего Божественного Сына и Господа. В этом смысле просить Царицу Небесную «спаси Нас» нисколько не противно Слову Божию, так как даже Св. Апостолы, как видно из Писания, в этом именно смысле признавали за собой возможность спасать других. Так Св. апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них»? ( Рим.11:14 ). Тот же Апостол пишет в послании к Коринфянам: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ). 6. О молитвах за умерших Учение Церкви о молитвах за умерших имеет для себя в Слове Божием самые твердые обоснования. Из Св. Писания мы узнаем, что обычай молиться за умерших существовал еще в глубокой древности. Так пророк Божий Варух молился о спасении умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего… Не вспоминай неправд отцов наших» ( Вар.3:4–5 ). Подобным же образом молился и праведный Ездра, когда, обращаясь к Богу говорил: «Не помышляй о тех, которые пред Тобою лживо поступали, но помяни тех, которые, по воле Твоей, познали страх. Не погубляй тех, которые жили по скотски, но воззри на тех, которые ясно учили закону Твоему» ( 3Ездр.8:26–27 ). Во второй книге Маккавейской читаем: «На другой день бывшие с Иудой пошли, как требовал долг, перенести тела падших ... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям … И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех… Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда ) послал в Иерусалим, чтобы принесть жертвы за грех , и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении» ( 2Мак.12:39–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «у одного из святых мужей был ученик, живший беспечно. Что же? Смерть застигла его в такой беспечности. Милосердный Отец Небесный, подвигнутый слезами и воплями старца, открыл ему того юношу горящим в пламени даже до выи, подобно немилосердному богачу, упоминаемому в притчи о Лазаре. Когда же св. подверг себя строгим подвигам поста и молитвы, с крепким воплем умоляя Бога, то увидел его, объятого пламенем до пояса; наконец, когда св. муж присоединил болезни к болезням (то есть еще более усилил свою молитву), то Бог в видении явил его (юношу) старцу изъятым из пламени и совершенно свободным» (цит. по 53:225). Е. Тихомиров пишет: «В одном селе скоропостижно умер дьячок — старик. У него был сын — чиновник. Нечаянная смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну почти в течение года. Зная, что в литургии самое важное время для поминовения усопших есть время пения: “Тебе поем, Тебе благословим” … печальный сын, находясь в это самое время в церкви (это было в Духов день), с особым усердием стал молиться Богу о упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник он видит своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал: “Благодарю тебя, сын мой”» (53:226,227). Обычай совершать молитвы и приносить жертвы за усопших существует издревле. Так в Ветхом Завете повествуется о сражении иудеев под предводительством своего вождя Иуды Маккавее. Когда, после битвы иудеи стали хоронить своих павших воинов, то «нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем ясно, по какой причине они пали. Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! — Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак.12:40-45 ). Таким образом, здесь дано важное библейское свидетельство о значении для умерших приносимых за них молитв и искупительных жертв со стороны живых.

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

2Мак.14:31 . Сей же узнав, что этот муж (Иуда) благородно перехитрил его, пришел в величайший и святый храм, когда жрецы приносили подобающия жертвы, и велел им выдать сего мужа. 2Мак.14:32 . Когда же они с клятвами говорили, что не знают, где находится искомый; 2Мак.14:33 . тогда он простерши десницу на храм, поклялся так: если вы не выдадите мне Иуду связаннаго, то я этот храм Бога сравняю с землею, и жертвенник раскопаю, и воздвигну здесь знатное капище Дионису. 2Мак.14:34 . Сказав сие, он ушел. А жрецы, простерши руки к небу, призывали всегдашняго Споборника народа нашего, говоря так: 2Мак.14:35 . Ты, Господи, ни в чем не нуждающийся, благоволил, чтобы храм был местом Твоего вселения у нас. 2Мак.14:36 . и ныне, о Святе, и всякаго освящения Господи, сохрани во век неоскверненным сей недавно очищенный дом. 2Мак.14:37 . Разис же, один из старейших иерусалимских, был оповещен Никанору, как муж любящий город (Иерусалим), и весьма хорошо слывущий, и за доброту прозванный отцом иудеев. 2Мак.14:38 . Он в предшествовавшие годы несмешения [Иудейства с язычеством] разсудительно отстаивал иудейство, и тело и душу отдавал за иудейство со всем усердием. 2Мак.14:39 . Никанор же, хотя сделать явною нерасположенность, которую имел к иудеям, послал более пятисот воинов схватить его. 2Мак.14:40 . Ибо думал, что схватив его, причинит им досаду. 2Мак.14:41 . Когда же толпы должны были овладеть башнею, и стали разбивать дворовыя ворота, и велели подложить огонь и зажечь ворота; тогда он, будучи окружен отвсюду, поразил себя мечем, 2Мак.14:42 . желая лучше умереть благородно, нежели попасть в руки беззаконников, и свое благородство обезчестить недостойно. 2Мак.14:43 . Но так как рана была не глубока от поспешности удара, а толпы уже вторгались в двери; то он, отважно взбежав на стену, мужественно бросился с нея к людям. 2Мак.14:44 . Поскольку же они поспешно разступились и оказалось пространство, то он упад в средину пустоты; 2Мак.14:45 . но еще дыша и пылая яростию, поднялся, хотя кровь текла потоком, и раны были тяжки, дорогою прошел среди людей,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.4:37 . Итак Антиох, душевно огорченный и тронутый сожалением, оплакав целомудрие и великое благонравие преставившагося, 2Мак.4:38 . потом воспламенившись гневом, тотчас снял с Андроника порфиру, и разодрав одежды, водил его по всему городу, и на том самом месте, где он безбожно поступил с Ониею, там разжаловал убийцу, так что Господь воздал ему достойное наказание. 2Мак.4:39 . Когда совершены были в городе многия святотатства Лисимахом по соизволению Менелая, и разнесся слух о сем; тогда народ собрался против Лисимаха; ибо похищено было много золотых сосудов. 2Мак.4:40 . Но как только возстала чернь, исполненная гневом, Лисимах вооружил три тысячи мужей, и беззаконными руками своими дал знак к побоищу, под предводительством некоего Аврана, стараго летами, и наипаче безразсудством. 2Мак.4:41 . Увидевшие же такое приражение Лисимаха, одни схватили камни, другие толстые колья, а иные, хватая дорожную пыль, бросали это, как попало, на людей Лисимаха. 2Мак.4:42 . и таким образом многих ранили, а некоторых потоптали, всех же обратили в бегство, а самаго святотатца умертвили у казнохранилища. 2Мак.4:43 . Посему состоялся суд над Менелаем. 2Мак.4:44 . В бытность же царя в Тире это судебное дело подали ему три мужа, посланные сенатом. 2Мак.4:45 . Но Менелай, уже перемогаемый, обещал много денег Птоломею, сыну Доримена для утоления царя. 2Мак.4:46 . Посему Птоломей, отозвав царя в один притвор, как бы для прохлаждения, переуверил его; 2Мак.4:47 . и он Менелая, виновника всего зла, освободил от обвинений, а несчастных, которые, если бы и пред скифами говорили, были бы оправданы, осудил на смерть. 2Мак.4:48 . Итак, скоро несправедливую казнь потерпели предстательствовавшие о городе, народе и о овященных сосудах. 2Мак.4:49 . По сей причине и тиряне, вознегодовав на это, щедро дали на погребение их. 2Мак.4:50 . А Менелай, ради лихоимства обладающих, остался начальником, и возрастая злобою, стал великим клеветником граждан. Глава 5 2Мак.5:1 . Около сего времени Антиох предпринял вторый поход в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Получив от царя приказания» – βασιλικς εντολας – через которые Иасон объявлялся отставленным от первосвященства, а Менелай утверждался на его месте. 2Мак.4:26 Так Иасон, обманувший своего брата, сам был обманут другим и, как изгнанник, удалился в страну Аммонитскую. 2Мак.4:27–28 Менелай же получил власть, но нисколько не заботился об обещанных царю деньгах, хотя Сострат, начальник городской крепости, и делал требования, ибо на нем лежал сбор даней; по этой причине оба они были вызваны царем. Менелай получил власть и, вместе с этим, доступ к сокровищам храма, что, собственно, и было ему нужно. Обещанной же царю суммы он не платит, по-видимому, потому, что этому аферисту уже ничего более было не нужно. Если бы даже за неуплату взятки ему грозила и отставка, он – как говорится – сумел бы не остаться в накладе. После того как посуленной взятки не мог добиться даже Сострат, начальник ( παρχος) городской крепости (т. е. оставленного в ней для порядка Сирийского отряда), исправлявшего также должность сборщика даней, – царь вызывает к себе обоих – одного за неуплату, другого – за неисправность и неумение взыскать эту подать. Оба оставляют себе «преемников», т. е. собственно заместителей ( διδοχος) на время своего отсутствия, как следует и из того, что Менелай потом снова выступает в роли первосвященника (39 ст. 43 и д.; V: 5). 2Мак.4:29 Менелай оставил преемником первосвященства брата своего, Лисимаха, а Сострат – Кратита, начальника Кипрян. Заместитель Менелая – Лисимах – оказался вполне достойным своего «брата» (39 и д.). – О Кратите, заместителе Сострата, в дальнейшем ничего не упоминается. Повествователь обозначает его, как τν επ των Κυπρων – начальника Кипрян. В то время (173 г. до Р. Х.) Кипр не был в обладании сирийцев, но принадлежал Птоломеям. В 168 году при своем последнем Египетском походе Антиох овладел этим островом, но тотчас же должен был возвратить его назад по требованию римлян (ср. Полив XXIX, 11, 9–11 и Лив 45, 11 и д.). Отсюда, Кратит называется επ τν Κυπρων или как прежний наместник острова, подобно Птолемею Макрону, перешедший на сторону Антиоха, или как главнокомандующий на Кипре за время Сирийской оккупации этого острова. Относительно того, какой ответ держали перед царем представшие на его суд Менелай и Сострат, ничего неизвестно. По-видимому, дела сложились благополучно для Менелая, благодаря неожиданному затруднению царя. Бунт Тарсян и Маллотян (30 ст. и д.) заставил его поспешно отбыть из Антиохии, где он оставил наместником своим некоего Андроника, поручив ему, очевидно, и дело Менелая. Щедрость последнего сделала то, что Андроник не только покончил дело в пользу подсудимого, но и в угоду ему совершил новое тяжкое преступление, убив обличителя Менелаевых беззаконий – Онию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, молился: «...да будет совершенно изглажен содеянный грех» ( 2Мак. 12:42 ). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тыс. драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву – «да разрешатся от греха» ( 2Мак. 12:45 ). Во время земной жизни Иисуса Христа практика молитв об усопших у иудеев была неотъемлемым элементом религиозной жизни. Господь многократно осуждал различные обычаи иудеев, но ничего не говорил против молитв об усопших. В возможности изменения загробного состояния умерших нас убеждает то, что усопшие принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. Конечно, сами они не могут изменить своего состояния, но Христос имеет «ключи ада и смерти» ( Откр. 1:18 ). Поэтому возможно изменение их состояния по молитвам Церкви, ибо Господь сказал: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю...» ( Ин. 14:13 ). Он же говорил о возможности отпущения грехов в будущей жизни: «если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12:32 ). Молитвы за усопших – не только религиозный долг, но и естественная потребность человеческой души, поскольку они являются выражением нашей любви. Поэтому молитвы за усопших имеют значение не только для самих умерших, но и для живых, ибо, по слову св. Иоанна Дамаскина , «всякий подвизающийся о спасении ближнего сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела» 412 . 3.2. Святость Церкви Святость – одно из свойств Божеского естества. По отношению к тварным существам это свойство означает свободу от зла и греха вплоть до невозможности согрешить, с одной стороны, и причастность полноте нравственного добра, присущего Богу, с другой. Освящение и святость человеков была целью служения Господа Иисуса Христа: «Освяти их истиною Твоею... за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» ( Ин. 17:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Молитвенное поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена: в Писании говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем (см.: Втор. 26:14 ). В Книге пророка Варуха содержится молитва о прощении грехов усопших: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших ( Вар. 3:4–5 ). Праведный Иуда Маккавей молился о своих погибших воинах, присвоивших вещи, посвященные идолам, так: Да будет совершенно изглажен содеянный грех ( 2Мак. 12:42 ). Затем, по его распоряжению, было собрано двести тысяч драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы священник храма принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха ( 2Мак. 12:45 ). В Новом Завете о молитвах за усопших прямо не говорится, что можно объяснить ранним становлением канона Нового Завета, когда большинство апостолов были живы и актуальность заупокойных молитв была не столь очевидной. Вообще, молитвенный строй Церкви в этот период ещё только формировался, и странно было бы искать в Священном Писании прямые предписания для всех церковных священнодействий. Церковное учение о заупокойных молитвах вполне согласуется с Евангелием, ибо Христос имеет ключи ада и смерти ( Откр. 1:18 ). Он же говорит о возможности отпущения грехов в будущей жизни: Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12:32 ) – значит, есть и такие грехи, которые могут быть изглажены после смерти. Молитвы об усопших содержатся во всех древнейших чинопоследованиях Литургии, дошедших до нас, и имеют широкое обоснование в святоотеческих творениях, в житиях святых и другой духовной литературе. Умершие члены Церкви лично уже не в состоянии изменить свою участь, но в силу любви ближних и единства Церкви такое изменение возможно. Любовь связывает души, даже разделенные порогом смерти, поэтому живущие на земле члены Церкви способны вымаливать усопших в меру своей любви и духовного подвига, воспринятого ради души усопшего человека. Пример действенности такой любви имеется в Евангелии, когда друзья расслабленного человека принесли его к ногам Иисуса, и Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои ( Лк. 5:20 ). Не вера расслабленного, а именно вера и любовь ближних стала основанием для его спасения. Подобное происходит и с душами умерших. Молитвы за умерших являются выражением нашей любви и веры. Притом они важны не только для самих умерших, но и для живых. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Всякий подвизающийся о спасении ближнего сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела» 724 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

По объяснению этого небожителем, «под конец» политического существования четырех царств, «когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и, при уме его, и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется и среди мира погубит многих и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен – не рукою» ( Дан. 8:23–25 ). Трудно не видеть в этом наглом и коварном царе «корень греха – Антиоха Епифана» ( 1Мак. 1:10 ), явившегося тогда, когда «в течение многих лет» преемники Александра В. на четырех престолах «умножили зло на земле» ( 1Мак. 1:9 ). Нечестивый царь этот чрезвычайно «разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране», так как предпринимал опустошительные походы против Египта ( 1Мак. 1:16–19 ), Персии ( 1Мак. 3:31, 37; 6:1–4 ), Вавилона ( 1Мак. 6:4 ) и, наконец, Иерусалима ( 1Мак. 1:20, 29–32 ), занося с собою по большей части разорение и грабительство. Особенно много зла принес он иудейской стране, оскверняя и опустошая все, что дорого было сердцу истинного израильтянина. Гордый царь, который «мечтал касаться звезд небесных» ( 2Мак. 9:10 ), ограбил святилище иерусалимское, забрал из него светильники, сосуды, сокровища ( 1Мак. 1:21–23 ), привел его в совершенное запустение ( 1Мак. 1:39 ), велел осквернить его ( 1Мак. 1:46 ), устроивши на жертвеннике «мерзость запустения» ( 1Мак. 1:54 ). Выражая желание, чтобы все подданные его были одним народом, он требовал, чтобы и все оставили свой прежний закон ( 1Мак. 1:41–42 ), воздвиг жестокое гонение на иудеев, требуя от них подчинения чужим для них законам ( 1Мак. 1:44 ): найденные книги закона иудейского велел сжигать ( 1Мак. 1:56 ), иудеям запретил приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове ( 1Мак. 1:45 ), праздновать субботы и другие праздники ( 1Мак. 1:45 ); строил капища и жертвенники идолам ( 1Мак. 1:47–49, 54 ), заставляя израильтян приносить жертвы языческим богам, совершать пред ними курения, осквернять себя участием во всех языческих религиозных обрядах ( 1Мак. 1:47–49, 55 ) и подвергая ревнителей закона Иеговы жестоким казням ( 1Мак. 1:63, 57, 60–61, 63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Важнейший тезис баптистов, как мы видели, сводится к бессмысленности молитв за умерших, т.к. эти молитвы ничего не могут изменить в их участи. Однако Христос говорит о непрощении хулы на Святого Духа ни в этом веке, ни в будущем ( Мф. 12:32 ), следовательно, прощение других грехов в будущем веке в принципе возможно. Еще в Ветхом Завете знали, что Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит ( 1Цар. 2:6 ). Ему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ). В свою очередь, нам дана заповедь о молитве. Молитесь друг за друга,– говорит св. ап. Иаков (5:16). При этом мы знаем, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ). Живем ли мы или умираем – всегда Господни ( Рим. 14:8 ). Итак, мы должны молиться, и что запрещает нам молиться об умерших близких? Господь Сам говорит: Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21:22 ). Наша молитва – это дело любви, которая не перестает ( 1Кор. 13:8 ). По слову ап. Иоанна Богослова, мы должны любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Ин. 3:18 ). Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился ( 1Ин. 5:16 ). Так и мы в Церкви не молимся за явных еретиков и самоубийц, но в отношении немощных чад Церкви не можем не молиться, ибо лишь один Господь знает их душевное расположение в момент смерти. Впрочем, в этих словах апостола нет запрета молиться даже за явных грешников. Поэтому и за них можно молиться, хотя и не церковной, но лишь личной молитвой. Прот. Д.И. Владыков приводит такие примеры молитвенного поминовения усопших: «По умерших преломляли хлеб ( Иер. 16:7 ), при гробах их раздавали хлебы ( Тов. 4:17 ) и молились об умерших ( 2Мак. 12:42–45 ; Вар. 3:4–6 )» 145 . В той же работе он опровергает основные заблуждения еретиков, связанные с отрицанием ими молитвы за умерших. Например, в притче о богаче и Лазаре они видят бессмысленность молитв, т.к. молитва богача не была принята, а между живыми и мертвыми «великая пропасть», тогда как в этом месте речь идет не о молитве живых, а о молитве мертвого грешника, которая была еще до распятия и воскресения Христова. Переводит из ада в рай именно Христос, имеющий ключи ада и смерти ( Откр. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Даниила» и потому-де книга пр. Варуха не нужна, пишет ВСЕХБ!.. Неправда! Только кое-где у Варуха имеются выражения, сходные по смыслу, но не буквально, со словами у пр. Иеремии и Даниила. Но ведь Варух был спутником пр. Иеремии и по его поручению писал книгу пр. Иеремии. Затем у Варуха и в некоторых местах у пр. Иеремии и Даниила описываются одни и те же исторические события, так что некоторое сходство в выражениях вполне естественно. Ведь и у пр. Иеремии описание царствования Седекии и других событий (52 гл.) весьма сходно с 4-й кн. Царств (24:18–20 и 25 гл.). И вообще в Ветхозаветных книгах имеются весьма сходные описания одних и тех же событий (срав. кн. Паралипоменон с кн. Царств). То же находим и в Новозаветных книгах. И такие сходства нисколько не принижают авторитета и не лишают пользы книг, а наоборот – укрепляют достоверность сообщаемых ими сведений. Мы уже оказали, что книга пр. Варуха во всей древнехристианской Церкви была не только в широком церковно-богослужебном употреблении, но и причислялась к каноническим книгам Лаодикийским Собором, св. Афанасием Александрийским , св. Кириллом Иерусалимским , собором в Иппоне и др. На эту книгу находим ссылки в Новом Завете. Язык книги пр. Варуха по местам отличается замечательною силою и выразительностью, так что знаменитый Лафонтен, прочитав эту книгу, сказал своим знакомым: «читали ли вы Варуха? Это великий гений!..» Ну, а вот сектантские «гении» бракует библейских гениев!.. 4) Первую книгу Маккавейскую ВСЕХБ признает, но причисляет ее без всяких оснований к «апокрифам» и к пользованию отвергает. Во второй же книге он находит «многие сказки и легенды», указывая на 1-ю гл. 19–32 ст., а также усматривает противоречие первой книге, так как-де в ней сообщаются сведения о месте и обстоятельствах смерти Антиоха, противоречащие первой книге, например 2Мак. 9:1–28 срав, с 1Мак. 6:16 . Особенно ВСЕХБ отмечает противоречие Библии в рассказе о том, что иудеи послали в Иерусалим деньги, чтобы там помолились за падших в сражении ( 2Мак. 12:42–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010