Глава X. Дни поминовения умерших    Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших).    Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк.20:28). Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге.    Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин.5:14—15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1Пет.3:19).    На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии. § 1. Древность обряда поминовения усопших    Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис.20:29; Втор.34:9; 1Цар.31:13; 2Мак.7:38—46, 12:45).    В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.    В древних литургиях (Иакова и Марка), дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой и годовой в том же значении, какое усвояет им Церковь в настоящее время. Отцы и учители Церкви последующего времени (Тертуллиан, свв. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Августин, Иоанн Дамаскин и др.), изъясняя смысл поминовения усопших и указывая, что истинный смысл его состоит в молитвах, совершении бескровной Жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Объяснение. Молитвы Церквей за христиан, умерших с верою, к тому направляются, чтобы Господь судил их не по числу их дел, между которыми были и добрые и худые, но по Своей великой милости, по снисхождению к человеческой немощи. Всякая усердная молитва есть святой и спасительный подвиг: дети, когда молятся за умерших родителей, чрез это обнаруживают своё благочестие и исправление и тем уменьшают ответственность пред Богом родителей за недостаточно христианское их воспитание. Подобно сему, может быть плодотворна молитва пасомых за пастырей, учеников за учителей, жены за мужа и наоборот. Молясь Богу, делая пожертвования за умерших, они тем самым уже ослабляют и ответственность за злое и умножают их похвалу за доброе: Мф.21:22 ; 2Мак.12:43–45 . Гал.6:5–7 . «Ибо каждый понесёт своё бремя... Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт». Объяснение. Люди сейчас же после смерти получают ещё неполное воздаяние. Об этом тот же апостол свидетельствует: Евр.11:39–40 . Этим обнаруживается бесконечная благость и милосердие Господа к людям, ибо по смерти, после частного суда, Господь не окончательно наказывает грешников, оставляя им время по молитвам Церкви и ближних на получение очищения от грехов. Когда бесконечная благость Божия, так сказать, успеет совершить всё, что можно совершить для блага искупления кровью Христа, тогда произведёт всеобщий и последний суд: Мф.25:31–32:46 ; Рим.4:7–8 . Пс.6:6 . «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?». Объяснение. Здесь говорится о пребывании умершего человека «во гробе», т.е. о смерти тела. Умершее и разлагающееся тело действительно не способно ни к какому памятованию о Боге и прославлению Господа: Пс.29:10 . Но к вопросу о спасении души умершего, которую по смерти ожидает суд: Евр.9:27 , это место не относится, тем более что до всеобщего суда души умерших способны были воспринять умилостивительную жертву Иисуса Христа в своей загробной жизни: 1Пет.3:18–19 . Еккл.9:10:11:3 . «Всё, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вот от чего многие великие грешники, вспомня свои грехи, страшный Божий суд и вечные муки, обратились к покаянию, сделались великими праведниками и вошли в небесное царство. Так преп. Емелиан-монах на старости лет пришел в чувства, вспомнил грехи жизни своей и трепетал страшного Божия суда. Вступив в монастырь, он имел непрестанно память смертную в душе своей, готовясь всегда на страшный Божий суд, как бы дать ответ во грехах своих в день испытания, и постоянно был в страхе геенских мучений. Памятуя о своей смерти и готовясь на Божий суд, он вел жизнь постническую, смиренную и трудолюбивую. Он уединялся на всю дочь в одну пещеру на молитву, где игумен видел его, воздевающего руки к небу, и свет, его окружающий, и слышал голос: „Емелиане! отпущаются тебе грехи твои“ (Чет-.Мин. 7 марта). Но мы, братие, о чем помышляем, о чем заботимся? Мы почти никогда не думаем о своей смерти и Божием, суде, забываем о вечном царствии Божием и вечных муках. Мы думаем и хлопочем, большею частью, о земном и временном, предаемся разным суетам, как будто мы для земли и созданы. От того-то мы грешим и не боимся грешить, и грехами своими лишаем себя небесного царства и уготовляем себе лютую смерть, строгий Божий суд и муку вечную. Братие-христиане! Как странники и пришельцы на земле, не имеющие зде пребывающего града, но грядущего взыскующие, будем всегда памятовать о своей смерти и Божием суде, о царствии небесном и вечных мучениях ада и будем бояться грешить. Согрешаем ли? — будем всегда искренно каяться в своих грехах, уготовлять душе своей добрые дела. Поступая таким образом, мы будем достигать доброй и мирной кончины, и собирать то многоценное сокровище, которого никто у нас не отнимет и не украдет ( Мф.6:20 ). Аминь. Поучение о христианском поминовении усопших Прошу вас, братие, послушать о христианском поминовении усопших братий наших, скончавшихся в вере а надежде воскресения и жизни вечной. Благочестивое поминовение умерших есть установление святое, для поминаемых и поминающих спасительное, и есть священный долг для всякого православного христианина. Поминовение умерших началось в церкви Божией с глубокой древности ( 2Мак.12:42-45 ), соблюдалось оно во времена апостольские, соблюдается доселе, и будет соблюдаться до второго пришествия Христова.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется св. Церковию «усопшим» (а по мирскому – «покойником») до воскресения. И если предание. земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским ученьем о небытии (см. подр. Ц.В. 1900, 40; 1902, 7; Ц.Вед. 1903, 2; 1909, 22; 1910, 29). По мысли Высокопр. Амвросия, архиеп. Харьковского, сожжение усопшего тела христианина есть по меньшей мере своеволие, противное воле Божией, которая иногда являет себя в нетлении телес святых и чудодействиях чрез их останки. Скольких сокровищ веры и сосудов благодати лишилась бы Православная Церковь и наша русская земля, если бы из христианской древности мог быть введён обычай сожигать тела усопших! И как нельзя между людьми живыми в настоящее время различить, кто из них праведник, так нельзя узнать и между усопшими телами, чьё тело мы назначаем к сожжению. Поэтому сожигание христианских тел должно быть признано делом кощунственным (см. подр. Странник 1902, 11). Вообще, вопрос о том, допустимо ли у нас введение сожигания тел усопших, или нет, – по преимуществу церковно-религиозный и полагаемые нашими ревнителями православия в основу решения этого вопроса данные морального и религиозного характера ведут к отрицательному ответу. Поминовение усопших Об обычае поминовения усопших Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной ( Чис.20:29 ; Втор.34:8 ; 1Цар.31:13 ; 2Мак.12:45 ). В Церкви христианской этот обычай так же древен, как древне и самое основание, по которому совершается поминовение усопших. В древних литургиях, дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенною ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. Здесь находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, именно: третий, девятый, сороковой и годовой, – в том же значении, какое усвояется им Церковью в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

О прославлении и благодарении Бога О уверенности в спасении 2Кор.5:1 . Эти слова еще не дают полной уверенности, что жилище небесное непременно останется за нами. Ниже в ст.3 апостол говорит: «только бы нам одетым не оказаться нагими, т. е. дом-то нам приготовлен, мы имеем это наследство от Христа, но можем его и не получить. Вот как объясняет слова Апостола блаж. Феодорит: «Хотя всякий человек облечется в одежду нетления, однако же, не все станут причастниками в Божественной славе. Посему начал называть лишенными Божественной славы, к которым и себя причисляет Апостол, и коринфян и всех людей, «научая сим скромности». Кто может сказать: я очистил мое сердце, я чист от греха моего?: Притч.20:9 . О священных изображениях 2Кор.5:7 . Мы видим Христа (и угодников Его) на св. иконах не таким, как Он есть; для этого не наступило еще время; наступит оно тогда, когда мы будем подобны Ему: 1Ин.3:2 , т. е., преобразимся: 2Кор.3:18 , изменимся: 1Кор.15:52 . На иконе мы видим только образ Христа, а не Самого Христа. Если, однако, мы чтим икону, молимся пред нею, то, конечно, по той причине, что верим в бытие Христа, носившего плоть, как изображено на иконе; кто так не исповедует, тот носит в себе дух антихристов: 1Ин.4:3 . Следоват. и в этом случае мы ходим верою, а не видением, мы видим только образ, а Первообраза не видим, в Него только веруем. О молитве за умерших 2Кор.5:10 . Молитвы Церкви за христиан, умерших с верою, к тому направляются, чтобы Господь судил их не по числу их дел, между которыми были и добрые и худые, но по Своей великой милости, по снисхождению к человеческой немощи. Всякая усердная молитва есть святой и спасительный подвиг: дети, когда молятся за умерших родителей, чрез это обнаруживают свое благочестие и исправление и тем уменьшают ответственность пред Богом родителей за недостаточно христианское их воспитание. Подобно сему может быть плодотворна молитва пасомых за пастырей, учеников за учителей, жены за мужа и наоборот. Молясь Богу, делая пожертвования за умерших, они тем самым уже ослабляют и ответственность за злое и умножают их похвалу за доброе: Мф.21:22 ; Сир.7:36 ; Тов.4:17 ; 2Мак.12:43–45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Всякая епитимья налагается на человека, чтобы помочь ему бороться с определенной страстью; например, чтобы он глубже осознал, оплакал определенный грех, падение, или как физическое даже упражнение, противостоящее определенной страсти. Не случайно в качестве епитимьи могли употребляться земные поклоны или сухоядение, ограничивающие наши физические проявления в иных страстных областях нашего телесного состава именно лекарством, а не наказанием. В ККЦ же понятие кары, взятое в более широком историческом контексте, несет в себе уже упомянутое правовое понимание – возместить долг правосудию. Между тем к Богу и Его справедливости эти понятия неприложимы. Богатый милостью Бог не защищает «Своих интересов» и не требует никакой компенсации от грешника, обратившегося от пути греха. Это было известно еще ветхозаветным людям: «и беззаконный, – говорит пророк Иезекииль, – если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» ( Иез.18:21–22 ). Вся книга Иова является отрицанием перенесения принятых в человеческом обществе представлений на правду Божию. Ярким свидетельством того, что справедливость Божия не похожа на справедливость человеческих отношений, является притча о работниках, получивших равную награду за неравный труд. И от блудного сына отец не потребовал удовлетворения, хотя тот сам просил взять его в наемники. Покаянное чувство после исповеди должно не только сохраниться в человеке, но и усиливаться, согласно смыслу слов заключительной молитвы этого Таинства – «подаждь ему образ покаяния», и сопутствовать человеку всю его жизнь, так как исповедь – это вовсе не конец покаяния. Но подвиги, вытекающие из стремления загладить грех, – молитвы, слезы покаяния, епитимии, по православному пониманию, отнюдь не являются удовлетворением. Значение всего этого нравственное. Римско-католическое учение о чистилище Наряду с существованием рая и ада Римско-католическая церковь признает еще чистилище – место временных загробных мучений, где люди приносят удовлетворение Богу за совершенные в земной жизни грехи. То, что происходит в чистилище, является не столько очищением от грехов, сколько уплатой Богу долгов за грехи. Точка зрения римско-католических богословов на сущность временных наказаний, принимаемых человеком в чистилище, была изложена при рассмотрении учения об удовлетворении Богу за грехи. В подтверждение своего учения о чистилище римо-католики ссылаются на то, что Иуда Маккавей и его соратники молились за павших в сражении воинов и приносили умилостивительную жертву за их грех (см.: 2Мак.12:39–45 ). Но в повествовании об этом событии нет никаких указаний на чистилище. Равным образом не чистилище имеет в виду и апостол Павел, когда говорит об огненной проверке, которой в один день подвергнутся все дела человеческие, и добрые и злые (ср.: 1Кор3:12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

12 . О предначатии блаженства праведниками и мучения грешниками до времени всеобщего суда говорится в притче о богатом и Лазаре. Там говорится: умер Лазарь, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (т. е. в место блаженства с праведным Авраамом); умер богач… И во аде был в муках ( Лк.16:22–23 ). 13 . Тотчас после смерти не назначается душам праведных полного блаженства, а душам грешных полного мучения; потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, т. е. состоящему из тела и души, после воскресения тела и последнего суда Божия. 14 . Об этом так говорит Слово Божие: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). 15 . Православная Церковь учит, что души христиан, умерших с верою и покаянием, но не успевших принести плоды, достойные покаяния ( Мф.3:8 ), т. е. совершить добрые дела в изъявление своего Покаяния, могут получить облегчение в своем состоянии и даже перейти в состояние блаженства, по молитвам, особенно соединенным с принесением бескровной жертвы за литургиею, и по благотворениям в память их, т. е. чрез так называемое помилование. Только для умерших в безверии и нераскаянности бесплодно и поминовение. 16 . Учение о поминовении основано на постоянном Предании православной Церкви. Еще в ветхозаветное время существовал обычай молиться за умерших. Так, Иуда Маккавей, один из защитников веры и отечества во времена гонений на иудеев от Сирийского царя Антиоха Епифана, принес жертву за умерших воинов, чтобы они от грехов очистились ( 2Мак.12:43–45 ). Молитва за усопших всегда составляет непременную часть литургии, начиная от первой литургии Апостола Иакова 44 . 17 . Церковь молится за умерших, как и за живых православных христиан, каждодневно; но она назначила и особые дни для общей молитвы за них, как то: все субботы в году и особенно так называемые родительские субботы: субботу пред Троицыным днем, пред Сырною седмицею, субботу Димитриевскую, пред днем святого Великомученика Димитрия Солунского, 26-м окт. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

7) Изгнание торгующих из храма. У нас во св. храме, когда берут свечи, то никакой торговли не бывает: человек жертвует деньги, и староста дает свечку, которую зажигают во славу Божию. Не то было в храме Иерусалимском: великое безобразие происходило, когда там находился скот и шел шумный торг, – храм делали домом торговли и вертепом разбойников. Господь изгнал скот и торговцев ( Ин.2:13–17 ; Мф.21:12–13 ), и тем заповедал и нам оказывать подобающую честь дому молитвы или дому Божию, в котором Он являет Свое присутствие ( Деян.22:17–18 ). 9) Избрание апостолов. В число апостолов избран был Иуда Искариотский, его предательство наперед знал всеведущий Господь ( Лк.6:13–16 ); что же удивительного, если между теми, кого избирают неведующие будущего люди, бывают злые? Разумеется, эти злые, подобно Иуде, отдадут за себя ответ Господу. 10) Заповеди блаженства. Блаженны люди гонимые только тогда, когда их преследуют «лжуще Мене ради», т.е. действительно ради Христа ( Мф.5:11 ). Так гнали православных христиан в древности, когда царями были язычники неверные; так иконоборцы преследовали православных христиан за почитание святых икон; так и теперь гонять в странах не христианских, например, у турок; так везде бывает с людьми благочестивыми и правдивыми, когда над ними смеются и надругаются. Однако, этого не должны применять к себе люди злые и отступники от Церкви, когда их наказывают за сделанную ими смуту и зло; так, например, по справедливости гонимы были и пострадали Февда и Иуда Галилеянин ( Деян.5:34–40 ). 14) Воскрешение дочери Иаира. Больная женщина по вере исцелилась чрез прикосновение к одежде Спасителя ( Мф.9:20–22 ); другие потом исцелялись от своих болезней по вере чрез прикосновение к головным платкам св. ап. Павла ( Деян.19:11–12 ) и под тенью св. ап. Петра ( Деян.5:14–16 ). Так Господь оказывает верующим людям Свою милость через вещи святым и через их изображения. Потому нам дороги вещи и изображения святых, именуемые чудотворными, и мы отдаем им особую честь. 20) Притча о богатом и Лазаре. Нужно ваяться во грехах при жизни, а после смерти уже поздно ( Лк.16:25–26 ). Однако Господь подает утешение и облегчение умершим по молитвам о них св. Церкви; так молился об умерших предках прор. Варух ( Вар.3:1–6 ), молился об убитых воинах Иуда Маккавей ( 2Мак.12:41–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исцеление дочери Хананеянки. По вере Матери, божественная благодать преподана была несчастной бесноватой дочери ( Мф.15:28 ). Так, по вере одних божественная благодать преподается другим (напр., еще при исцелении спущенного через кровлю дома расслабленного – Мк.2:3–5). Исцеление бесноватого отрока. Тотчас после Своего славного преображения Господь Иисус исцелил бесноватого отрока, которого не могли исцелить апостолы. Когда апостолы спросили Господа о причинах своего бессилия, то Он так объяснил им: «по неверию вашему... сей род (т. е бесы) изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:19–21 ). В сем случае Спаситель показал великое значение и силу поста при молитве. Потому посты установлены в православной церкви. Притча о богатом и Лазаре. Нужно каяться во грехах при жизни, а после смерти уже поздно ( Лк.16:25, 26 ). Однако Господь подает облегчение и утешение умершим, по молитвам о них св. Церкви; так молился об умерших предках прор. Варух ( Вар.3:1–6 ), молился об убитых воинах Иуда Маккавей ( 2Мак.12:41–45 ), ходатайствовали об умершей Тавифе ученики ап. Петра ( Деян.9:36–40 ). Притча о мытаре и фарисее. Смиренный мытарь при своей молитве служил Господу своею душею, устами и руками, и Господь принял его молитву ( Лк.18:13, 14 ). Господь принимает благоговейное служение человека в молитве, когда оно совершается от всей духовной и телесной природы человека. Благословение детей. Дети были особенно близки к любви Господней: Он обнимал и благословлял их (Мк.10:15, 16). Дети нуждаются в освящающей благодати Божией и способны воспринимать ее. Потому то у нас маленьких деток крестят, приносят во св. храм, причащают их Крови и Тела Господних. Вход Господень во Иерусалим. Дети даже грудные прославляли Господа во храме, а Иудейские книжники и фарисеи негодовали на них за это и хотели воспретить им ( Мф.21:15, 16 ). Подобны этим книжникам и фарисеям те люди, которые всячески отделяют детей от Господа: не хотят крестить их, не приносят во св. храм и не причащают их св. Таин. Тайная вечеря. На тайной вечери Господь установил таинство св. причащения ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:19, 20 ). Как Господь установил, как апостолы показали это на деле везде по церквам ( 1Кор.11:23–34 ), как потом после апостолов записано это было св. мужами (св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст ), так оно и совершается у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

8 Мухаммед (571–632) – основатель и центральная фигура религии ислама. 9 См.: Мк.10:35–45 . 10 Ориген (ок. 185–253/254) – христианский богослов, философ, филолог. Жил в Александрии. Оказал существенное влияние на формирование христианской догматики и мистики. 11 См.: Быт.37:1–36 . 12 Тропарь Святой Пасхи. 13 Быт.28:10–22 . 14 Паремия (греч. – притча) – в праздничном богослужении тематическое чтение из Ветхого Завета, например, в день Святой Троицы читаются пророчества и прообразы о сошествии Святого Духа на апостолов и т. д. В период Великого поста паремии представляют корпус книг Ветхого Завета, разделенный на последовательные отрывки, которые читаются на службах вечерни и шестого часа ежедневно. 15 Исх.14:1-31 . 16 Исх.24–25 . 17 2Цар.6:12–23 . 18 2Мак.2:1–8 . 19 Иерусалимский Храм, построенный в царствование Соломона, являлся центральным местом религиозной жизни иудеев, только там могли совершаться необходимые жертвоприношения. Храм неоднократно разорялся, в последний раз был разрушен римлянами в 70 г. по Р. Х., после чего уже не восстанавливался. Господь Иисус Христос предсказал окончательное разрушение Храма (См.: Мф.24:1–2 ; Мк.13:1–2 ; Лк.21:5–7 ). После страданий и Воскресения Спасителя все жертвоприношения, которые являлись прообразами Великой Жертвы Христа за род человеческий, потеряли смысл. В религиозной жизни иудеев мечта о восстановлении Храма и жертвоприношений занимает главное место, великой святыней для иудеев служит остаток храмового комплекса – Стена Плача. 20 Суд.6:36–40 . 21 Дан.2:1–49 . 22 Мариология – учение Церкви о Богородице. 23 От лат. magnifico – «возвеличивать», «прославлять». 24 Ин.19:38–42 . 25 Несторий – с 428 по 431 г. Патриарх Константинопольский, низложен III Вселенским Собором в 431 г. как еретик. Несторий отрицал нераздельное единение во Христе Божественной и человеческой природы. Умер в 451 г. 26 Экклезиология – учение о природе Церкви. 27 Первоевангелие Иакова – апокрифический текст середины II в., авторство приписывается апостолу Иакову в самом тексте: «я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме» (25:3). Книга не была принята Церковью, но некоторые события, касающиеся жизни Пресвятой Богородицы, описанные в этой книге, восприняты автором из тогда еще совсем молодого Церковного Предания. Книга имела большую популярность в древние времена и была переведена на множество языков.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010