4:1а: как потускло золото, изменилось золото наилучшее. 1Мак.1:21–22 : (Антиох) вошел во святилище и взял золотой жертвенник… и венцы и золотое украшение, бывшее снаружи храма. 4:1b: камни святилища раскиданы по всем перекресткам. 1Мак.4:38 : и увидали (Иуда и воины), что святилище опустошено, жертвенники осквернены, ворота сожжены и в притворах… поросли растения. Далее, в ст. 11 и 16 четвертой главы говорится, что бедствия Иерусалима определены по суду Божьему. Тоже и в 1Мак.1:64 . В 13 стихе четвертой главы священники обвиняются в том, что они проливали невинную кровь, а в 15 стихе говорится, что они возбуждали к себе в народе отвращение. Соответственно этому, во второй книге Маккавейской на узурпаторов-первосвященников Иасона и Менелая возводится обвинение «в нещадных кровопролитиях среди своих собратьев» и «в ярости дикого зверя» ( 2Мак.4:25, 48; 5:6 ), а из ( 2Мак.4:40–42, 50; 14 ) видно, как ненавидел этих узурпаторов народ. В (4:17) говорится, что осажденные жители Иерусалима ожидали помощи от своих союзников. В войне с Антихом иудеи рассчитывали на помощь Спарты ( 1Мак.12:13 д. 23; 2Мак.5:9 ), с которой они заключили союз еще при Онии I (около 300 г.). В книге Плач (4:21) автор угрожает бедствиями разрушения Эдому. По ( 2Мак. 10:15 и д.), Эдом в эпоху маккавейских волнений неоднократно проявлял враждебные действия против евреев (ср. 1Мак.5:3 ). Подобные же параллели Фриз указывает между (Пл.4:5, 8 и 1Мак.1:26, 40 ; Пл.4:15 и 1Мак.1:32, 38 ; Пл.4:16 и 1Мак.1:37; 3:51 ; Пл.4:19 и 1Мак.2:28 ; 2Мак.5:27 . 241 В пятой главе Фриз находит лишь два указания на происхождение ее в эпоху Маккавеев: в стихах 4 и 6. Налоги на воду и дрова, которые, по 4 стиху («воду нашу пьем за серебро, дрова наши приобретаем за деньги»), Иудеи должны были платить своим притеснителям, в исторических повествованиях о разрушении Иерусалима, замечает Фриз, не упоминаются. И вообще, такое страшное обременение, по мнению Фриза, не могло иметь места после разрушения Иерусалима халдеями, когда Годолия обещал остающимся в стране мир и довольство ( Иер.40:9 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

е. Мессия, – К.617). Несчастных, обреченных на заклание овец Он пасет посредством двух посохов: один Он именует «благоволением» (В.: «благодатью»), другой – «узами». 89 Деятельность доброго Пастыря за период времени, обозначаемый символически одним месяцем, проявляется, главным образом, в том, что Он уничтожает трех пастухов – очевидно, тех, которые угнетали овец, обращались с ними несправедливо и жестоко. По очень распространенному со времени отцов толкованию, под тремя пастухами следует разуметь еврейских царей (или вообще представителей светской власти), священников и пророков. Так бл. Феодорит (с. 110) и св. Ефрем (с. 249); Иероним приводит это толкование, но сам держится другого, понимая под тремя пастырями Моисея, Аарона и Мариам (с. 136); у св. Кирилла, разумеются здесь «священники, судьи и сведущие в писаниях закона» – «книжники», или законники» (с. 159–160). В позднейшее время толкователи более склонны разуметь в данном месте три мировых монархии, у которых в подчинении поочередно были евреи (К. 620; Erich Haupt, Die alttestamentlichen Citate in den vier Evangelien. Colberg, 1871. S. 280; ZatW 1881. S. 27, Anm. 2, S. 71 u. Anm.: «Assyrer, Babylonier, Persier»). Марти, следуя Рубинкаму (Rubinkam), под тремя пастырями разумеет трех первосвященников маккавейской эпохи: Лисимаха, Иасона и Менелая ( 2Мак. 4, 39–42 ; ( 2Мак. 5, 5–10 ); ( 2Мак. 13, 3–8 ); он же приводит и другие мнения относительно истребления трех пастырей в один месяц (S. 439). Но и овцы не остаются безнаказанными: по упразднении трех жестоких пастухов, они не проявляют должной доверчивости и покорности по отношению к своему Пастырю, и Он находит Себя вынужденным прекратить Свою деятельность по охранению стада, оставив его на произвол судьбы, на гибель от внешних бедствий и от внутренних раздоров. В знак этого Он ломает первый посох, именуемый «благоволением», и завет, заключенный Им со всеми народами, разрушается в тот же день. Этот завет был благодетелен для охраняемого Пастырем стада, потому что в значительной мере парализовал то зло, которое могли бы языческие народы причинить народу избранному (К.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Птоломей, по прозванию Лаг, после смерти Александровой получил Египет и царствовал в нем лет: Русс.– 42, Рим.– 40. Другие указывают 44 года От этого Птоломея и прочие египетские цари стали называться Птоломеями, как в древности именовались Фараонами. Птоломей Филадельф, то есть братолюбивый, царствовал лет: Русс.–38, Рим.–38. По другим 47 лет. Он просил Елиазара, иерусалимского архиерея, прислать к нему премудрых мужей и принял 72 старцев, которые перевели ему Святое Писание с еврейских Библий на греческий язык. Птоломей Евергет: Русс.–25, Рим.– 26. Птоломей Филопатор: Русс. – 29, Рим.– 17. Птоломей Епифан царствовал шесть месяцев и лет: Русс.– 17, Рим.– 23. Птоломей Филометр лет: Русс.– 10, Рим.– 35. Птоломей Фискон, брат Филометра: Русс.– 8, Рим.– 26. Далее в русских хронографах следуют цари якобы египетские, но в действительности не египетские, а сирийские, царствовавшие в великой Антиохии, которые отняли от египетской области Иерусалим и подчинили его своей власти. Иерусалим, находясь посредине между Египтом и Сириею, был причиною частых войн между Царями египетскими и сирийскими. Ибо каждый из них желал обладать Иерусалимом; и иногда египетские, а иногда сирийские цари Иерусалимом владели, войной его отнимая один у другого. После вышеупомянутых египетских Птоломеев в Русских хронографах указываются следующие сирийские цари, владевшие Иерусалимом и смешанные с египетскими: Селевк, сын Антиоха Великого ( 2Мак.3,3 ) обладал Иерусалимом лет: Русс.– 20, Рим.– 12. Этот царь послал Илиодора ограбить иерусалимский храм; грабитель был бит ангелами. Антиох, по прозванию Епифан, то есть светлый, брат Селевка ( 2Мак. 4, 7 ), обладал лет: Русс.– 15, Рим.– 12. Он замучил старца Елеазара и Соломию с ее детьми ( 2Мак. 6, 18 – 7, 41 ). Антиох, его сын, обладал лет: Русс.– 23, Рим.– 2. Три сих сирийских царя, обладавших Иерусалимом, в римских хронографах указываются не между египетскими, но между сирийскими царями в особом перечне. После этого опять наступает владычество египетских царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Предстоя престолу Божию, ангелы и св. люди не безучастно относятся к нашему миру, но помогают нам своим заступничеством и молитвами ( Тов.12:6, 12 ; 2Мак.15:12–14 ; Откр.8:3, 4 ); ап. Петр еще при жизни, в «телесной храмине», обещал заботиться о верующих и «после своего отшествия» ( 2Пет.1:13–15 ). Так как мы сами нередко «не знаем, о чем молиться как должно» ( Рим.8:26 ) и недостойны бываем предстать пред Бога со своею молитвою ( Быт.20:7 ; Иов.42:8 ), то мы должны просить себе помощи и молитв святых, ибо «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16–18 ). Сам Господь иногда объявлял грешникам свое прощение и милость только под условием ходатайства святых праведников ( Быт.20:7 . Иов.42:8 ). 2Пет.1:13–15 ; Иак.5:16–18 ; Откр.8:3, 4 ; Быт.20:7 ; Иов.42:8 ; 2Мак.15:12–14 . Ссылаясь на Лк.16:27–31 ; Откр.6:9, 10 , сектанты совершенно несправедливо отрицают доброжелательство и ходатайство на небе святых о слабых жителях земли. Авраам отказался послать Лазаря на землю к негодным братьям мучившегося богача – не вследствие недостатка доброжелательства, а вследствие бесполезности этого средства: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:31 ); слова Авраама от Себя подтвердил и Сам Господь Иисус Христос (см. Ин.5:46, 47 ). Что Авраам ходатайствовал о грехах людских, когда это могло быть действительно полезно, сие видно из его молитвы об Авимелехе ( Быт.20:7, 17 ). Указанные в книге Откровения мученики тоже высказывают не свое недоброжелательство к мучителям, но молитву о том, чтобы Господь Своим судом праведным прекратил те несправедливые гонения и жестокости, какие производили языческие мучители (ср. Лк.18:7 ). Такою молитвою о суде над жестокими гонителями живущие на небе мученики именно оказывают защиту и помощь (ходатайство) преследуемым на земле праведникам. Утверждающие на основании 2Ин.2:1 ; 1Тим.2:5 ; Евр.9:15, 12:24 , будто «один посредник» и «ходатай» пред Богом Отцем за грехи людей есть только Иисус Христос, забывают о том, что само слово Божие говорит и о «ходатайстве многих», т. е. ходатайстве святых угодников Божиих ( 2Кор.1:11 ). Единым ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцем небесным об очищении людских грехов, что только чрез Него люди получили доступ к Богу (см. Еф.2:18 ). Как «наставник» в собственном смысле есть один Иисус Христос, и однако в несобственном смысле имеется у нас много истинных наставников – в лице пастырей Церкви ( Мф.23:10 ср. Евр.13:7, 17 ); так и «ходатай» в собственном смысле один Иисус Христос, и однако в несобственном смысле, по праву благодати, являются ходатаями святые люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

(35) И от смысливших доведены до падения, чтобы искуситься чрез них, т.е. вразумиться и искуситься чрез священников, которыми многие будут соблазняемы. Даже до конца времене, т.е. пока не придет конец; а сие будет еще нескоро. (36) На Бога богов возглаголет тяжкая. Ибо превознесется паче всякаго чтилища (2Сол.2:4). И управит, благоуспеет в этом, дондеже скончается время его, потому что оно определено. (37) И о Бозе отцев своих не смыслит, о том Боге, Который показал, каков будет предопределенный ему конец: не смыслит, или потому что умножает число богов; или, лучше сказать, потому что по гордости превозносится над Богом своим, и хвалится, что сушу может обратить в море, и море в сушу. И рачении жен, и о всяком бозе не уразумеет, или потому что примет на себя обет воздержания, или потому что не удовольствуется царскою дочерью, взятою им в супружество, и будет помышлять о браке с богинею Нанеею (2Мак.1:12.14). (38) И Бога крепкого прославит на месте своем, т.е. на престоле своем. И Бога, его же не ведеша, отцы его, почтит. Ибо Антиох, когда, приближаясь к смерти, был в сильной скорби, отправил в Иерусалим послание с дарами, с золотом и серебром, и просил молиться о нем (2Мак.9). (39) И покорит им многи, и землю разделит в дары, т.е. израильскую землю разделит своим военачальникам, которые останутся по смерти его. (40) И наконец времене, предопределенного народу твоему, сразится ратию с ним царь южный, т.е. Птоломей. И соберется на него царь северский, т.е. Антиох, и придет на него с колесницами и с конники, т.е. пойдет он на Египет с многочисленным войском, и с слонами, и с конницею. (41) Внидет на землю, и внидет в землю израильскую, т.е. взойдет в Иудею, взойдет в Иерусалим с многочисленным ополчением, с гордостью вступит в святилище, и возьмет златый жертвенник, светильник, трапезу и все прочее. Сии же спасутся от руки его, Едом, и Моав и останок сынов Аммоних. (42) И прострет руку свою на области. Спасутся же, или потому что сами предадутся Антиоху, или потому что Бог, спасавший их от сынов Израилевых, спасет и теперь от Антиоха. И земля египетска не избежит рук его, потому что Птоломей предастся бегству, и Антиох овладеет многими городами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1085...

Так, в Книге Екклезиаста говорится: и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его ( Еккл.12:7 ). Здесь, что не трудно видеть, речь о каждом в частности человеке, так как каждый должен подвергнуться смерти или, что то же, разлучению души от тела. Следовательно, о каждом человеке можно сказать, что духа или душу дал ему Бог, или что своим происхождением она обязана отнюдь не чему-либо земному или кому-либо из земнородных, а только одному Богу. Но, с другой стороны, принимая здесь во внимание то, что Екклезиаст черты, относимые им к каждому человеку, берет с человека первого, созданного Богом по телу из земной персти, а по душе – через вдуновение Божие, можно без большого насилия понять означенные слова так, что Бог есть податель души каждого человека по тому самому, что вначале через творческое дуновение Свое Он даровал ее первому человеку, а через него и всем людям или, что то же, Бог есть податель душ человеческих не в смысле непосредственного творца их, а только в смысле общего виновника всего. То же самое можно сказать и относительно других подобных мест Писания, например слов Псалмопевца: создавый на едине сердца их ( Пс.32:15 ); Исаии: тако глаголет Господъ Бог сотворивши небо и водрузивши е, утверждей землю и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящим на ней ( Ис.42:5 ), Иеремии: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя ( Иер.1:5 ) и пр. Захарии: глаголет Господъ, прострый небо и основаяй землю, и созидаяй дух человека в нем ( Зах.12:1 ). Все эти Ветхозаветные места, что само собой очевидно, могут быть понимаемы и в смысле непосредственного творения Богом душ из ничего, и в смысле общей зависимости их, наравне со всем, по своему бытию от Творца. Потому-то вера Ветхозаветной Церкви относительно происхождения душ не могла найти для своего выражения лучшей формы, чем была та, в какой характерно выразила ее благочестивая мать Маккавеев, обратившись к ним перед ожидающими их мучениями за веру между прочим со следующими словами: не вем, како во чреве моем явистеся, ниже бо аз дух и живот дах вам, и коегождо уды не аз составих, но мира Творец, создавый род человеч и всех изобретши рожденное, и дух и жизнь вам паки воздаст с милостью ( 2Мак.7:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Зачем молиться святым? Можно ведь напрямую Богу. Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 7 Ответов Также можно сказать и о живых: зачем просить своих братьев и сестер по вере молиться за себя? Потому что это проявление любви по отношению друг другу. Через молитву друг за друга Бог объединяет нас и подаёт Свои благодеяния. Святые живы и они в своем нынешнем состоянии находятся непосредственно рядом с Богом, и  многое может усиленная молитва праведного  ( Иак.5:16 ). Возникает встречный вопрос: а почему не помолиться? Что мешает, кроме гордости? Тем более, что помощь святых, это не просто теория, это практика всей истории Церкви Божьей! Очевидно, что это угодно Богу! И здесь неуместен юношеский максимализм: либо/либо, одно не исключает, а дополняет другое. И вспомним сотника, который посчитал себя недостойным обратиться напрямую ко Христу ( Лк.7:1-16 ). Все мы, обычные грешники, просим друг у друга молитв. Почему же мы не можем просить о том же и тех членов Церкви, кто обрёл святость и предстоит Богу? Практика показывает, что они нас слышат и молятся. Почитание святых основано на Священном Писании. Святые становятся нашими сомолитвенниками к Богу. " Сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя... раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас ( Иов. 42.8 ). Господь желает скорее исполнить молитву одного праведника, чем трёх грешников, на что Сам и указывает. Согрешил Авимелех и молится Богу, и кается, и оправдывается пред ним как может, но Бог, указывая на Авраама, говорит Авимелеху: Он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив ( Быт. 20:7 ). Так Господь Сам нас учит прибегать к святым, прося их молитв. Ведь Авимелех первоначально молил Бога, как говорится, “напрямую” ( Быт. 20:4-5 ). Но Сам Бог повелевает ему обратиться к ходатайству праведника " ........ " Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, видел, что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молился о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий ( 2Мак.15:12-14 ) " .

http://azbyka.ru/vopros/zachem-molitsja-...

Хотя Бог есть единственный источник всех даров и благ, но Ему благоугодно изливать дары Свои и чрез посредство святых Своих, к ходатайству которых прибегают люди, или которые сами по своей любви к Иисусу Христу и ко благу братий земных ходатайствуют пред Богом. Слово Божие побуждает прибегать к предстательству святых. Так Авимелеху царю Герарскому, оскорбившему Авраама, Сам Бог повелевает прибегнуть к ходатайству праведника: яко пророк есть, и помолится о тебе ( Быт.20:7 ). Согрешившим пред Богом друзьям Иова Господь повелевает идти к Иову, чтобы он принес Ему жертву примирения о грехе их: раб мой Иов принесет жертву о вас и помолится о вас, понеже точию лице его прииму ( Иов.42:7–8 ). Необходимость такого ходатайства сознавали Израильтяне, когда устрашенные знамениями Божественного присутствия, просили Моисея быть посредником и ходатаем между ими и Богом: глаголи ты к нам, да не глаголет к нам Господь ( Исх.20:19 ), т. е. да глаголет Он к нам чрез твое посредство и ходатайство у Него. Учение о ходатайстве святых подтверждается свидетельством и примером святых. Они научали верующих молиться друг за друга ( Иак.5:16 ) и взаимно сами молились за них: творю о вас память непрестанно в молитвах моих, – писал Апостол Павел к Римлянам ( Рим.1:9–10 ) и сам Апостол просил у них молитв о себе ( Рим.15:30 ). Если Апостолы признали полезными себе молитвы верных, то сколько более нужна всем прочим молитвенная помощь святых? Святые действительно ходатайствуют и молятся за живущих на земле. И в ветхом ( 2Мак.15:13–14 ), и в новом завете говорится о сем: двадесять и четыре старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых ( Откр.5:8 ). Многочисленные опыты свидетельствуют, что Господь продолжает миловать грешных людей ради молитвы святых ( Ис.6:12–13 ; Исх.17:11 ; 4Цар.19:34 ). И грядущие бедствия времен последних прекратятся предстательством святых к Господу Богу: избранных ради прекратятся дние оны ( Мф.24:22 ). Святые, имея силу помогать верующим, исполнены пламенной любовью к людям. Те, которые на земле так пламенно молились за своих братий, как Моисей ( Исх.32:11 ) и Ап. Павел ( Рим.9:3 ), как Иеремия ( Иер.11:14 ), который, услышав от Бога: не молися о людех сих, не перестал молиться, – без сомнения еще пламеннее молятся за братий своих на небе, где не только не могли оскудеть в любви ( 1Кор.13:8 ), но еще должны более исполниться ею, когда познали вполне все величие небесной славы и множество опасностей на земле, и ясно видят то, как необходима их молитвенная помощь для бедных странников земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Если же ты не признаешь Того, Кто над тобою, ты пренебрегаешь высшим и попадаешь во власть низшего. Чем была поэтому укрощена гордыня египтян? – Жабами и мухами ( Исх 8:2–14,16–29 ). Бог мог наслать и львов, но львами надо устрашать кого-то великого. Насколько они были горделивы, настолько более презренными и никчемными созданиями сломлена была их жестоковыйность. Но Даниила львы признали, потому что он подчинился Богу. А что же мученики, которые сражались со зверьми и были растерзаны укусами зверей – разве они не подчинялись Богу? Или, может быть, три мужа были рабами Божиими и не были рабами Божиими Маккавеи? Признал огонь рабами Божиими трех мужей, которых не попалил и у которых даже одежду не повредил ( Дан. 3:50 ) – и не признал Маккавеев ( 2Мак. 7:1–42 )? Признал он Маккавеев, признал и их. Но нужен был некий бич испытания, с позволения Господа, Который сказал в Писании: Бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12:6 ). Думаете, братья, железо пронзило бы чрево Господне, если бы Сам Он не позволил, и висел бы на древе, если бы Сам не восхотел? Разве не признало Его собственное творение? Или, может быть, Он преподал верным Своим пример терпения? Некоторых Господь избавил видимо, некоторых не избавил видимо, однако всех избавил духовно, духовно никого Он не оставил. По видимости кажется, что Он некоторых оставил, а некоторых, как кажется, избавил. Для того Он избавил некоторых, чтобы ты не подумал, что Он не может избавить. Он засвидетельствовал, что может это сделать, чтобы там, где Он этого не делает, ты разумел сокровенную Его волю, а не подозревал затруднение. Но знайте, братья: когда мы избежим все эти сети смертности, когда пройдут времена искушения, когда истечет поток века сего и мы вновь обретем ту первую одежду, то бессмертие, которое утратили, согрешив, когда тленное сие облечется в нетление, то есть плоть эта облечется в нетление, и смертное это облечется в бессмертие, тогда уже совершенных сынов Божиих, которых не нужно будет испытывать или бичевать, признает все творение: все подчинится нам, если мы здесь подчинимся Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

– Wolff О. Alttestamentliche Studien und Kritiken. II. В. Breslau. 1876. S. 222–223.– Ménant. Babylone et la Chaldée. P. 272. 1302 Да и вообще самая обычная обстановка восточных царей отличалась чрезвычайною пышностью: при дворе персидских царей, напр., ежедневно обедало до 15 тысяч гостей. О пирах и обедах в торжественных случаях нечего и говорить: на брачном пиру Александра В., напр., присутствовало 10 тысяч приглашенных – Lengerke. Das Buch Daniel, S. 243. 1304 Как видно, и женщины на востоке, при всей своей гаремной замкнутости, допускалась к участию в общих пиршествах; особенно это должно сказать о женах и наложницах царей и знатных вельмож. Историки тоже подтверждают это (Геродот. Т. II. 8. – Ксенофонт. Киропедия. Стр. 154. – Ср. Есф. 1:9 ). 1308 Впрочем, где представлялась возможность, там ассирийские воины не отказывалась поживиться на чужой счет: после победы, напр., забирали скот, убивали его и приготовляли лакомые блюда; такие сцены нередко изображаются на ассирийских монументах. (Vigouroux. IV. S. 457). 1317 Кюнен предполагает, что это была рука ангела. – Kuenen A. Histoire critique des livres de l " Ancien Т. Т. II. Р. 517. 1318 Ассиро-вавилонские государи, в знак своего особого благоволения к побежденным ими царям, одевали их в роскошную разноцветную одежду, возлагали на них золотую перевязь, приличествующую царям, надевали на пальцы золотые кольца, вручали меч, украшенный золотом, и т. п. (Schrader. Keil. Bibl. В. II. S. 167, 173, 185). Да и вообще драгоценная пурпуровая одежда (багряница, порфира) и золотая цепь на шею были обыкновенной наградой, которую восточные цари жаловали даже своим подданным за какие-либо важные заслуги. Так было, напр., у египтян ( Быт. 41:42 ), мидян (Ксенофонт. Киропедия. Стр. 10), персов ( Есф. 6:8; 8:15 .– Геродот. История. Т. I. Стр. 222. – Ксенофонт. Киропедия. Стр. 70), сирийцев ( 1Мак. 10:20; 14:43–44 ; 2Мак. 4:38 ) и других народов древности. 1319 Первым был, конечно, Набоннид, законный царствующий государь, вторым – Валтасар, его соправитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010