«И рече Илия: ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе: яко оставиша завет Твой сынове Израилевы, и олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя избиша оружием, и остах аз един, и ищут души моея изъяти ю» ( 3Цар.19:14 ). 16) При молитве пред земным храмом должно возноситься мыслию к небесному нерукотворенному храму. Ветхозаветные праведники пред храмом Божиим возносили молитву, а также и во храме поклонялись Богу; по их примеру и мы, православные, поступаем в почитании храмов Божиих, признавая их, как жилища Божии, мы прибегаем к ним для молитвы и поклонения Богу, и, проходя мимо них, воздаем им достойную честь, как жилищу Божию; не благоговеющие же пред ними безчестят живущаго в них Бога. «И прииде Моисей и Аарон от лица сонма пред двери скинии свидения, и падоша ниц, и явися слава Господня над ними» ( Числ.20:6 ). Архиерей убо Симон, противу храма приклонив колена, и руце простер благочинно, творяше молитву сию: Госопди, Госопди Царю небесный и пр. ( 3Мак.2:1 ). Ивнидоша жерцы, сташа пред лицем олтаря и храма, и плачуще рекоша: Ты, Господи избрал еси храм сей, нарещися имени Твоему в нем, да будет храм молитвы, и прошения людем Твоим ( 1Мак.7:36.37 ). Священницы же пред олтарем в священнических ризах повергше себе, призываху с небес давшаго закон ( 2Мак.3:15 ). Инии же купно из домов истекаху на всенародную молитву, зане хотяше приити место в поругание ( 2Мак.3:18 ). Пред олтарным прагом ниц падше, моляху милостива им быти, враждовати же враждующым на них ( 2Мак.10:26 ). И егда моляшеся Ездра, и егда исповедашеся плачущ и моляся пред домом Божиим… и воста Ездра от лица дому Божия… седоша вси людие пред домом Божиим трепещуще о словеси, и от зимы ( 1Ездр.10:1, 6, 9 ). И егда моляся Ездра исповедашеся, плачущ на земли ниц простер пред храмом, собрашася к нему от Иерусалима народ мног зело ( 2Ездр.8:88 ). Поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем ( Пс.5:8 ). И внегда скорбети ми призвах госопда и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго Своего глас мой, и вопль мой пред ним внидет во уши Его ( Пс.17:7.8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

По молитве Пророка Илии жена Сарептянина умершего своего сына паки получила себе жива: того же, по молитве Пророка Елисея, удостоилась и другая жена Соманитянина. Здесь должно заметить, что Божественный Павел в вышереченных словах описал кратко преславные дела Боголюбезных людей, посредством веры ими содеянные: а в последующих он описывает добродетели и страдания святых мужей:  " инии же " , говорит он, из святых  «избиени  Быша ». Сии слова:  «избиени  Быша » 1 , переводчики с греческого языка различно толкуют: «иные говорят, что они значат» обезглавлены были: другие, содрана была с них кожа: а некоторые, умерли будучи избиены палицами (См. Икум. на он. мест. Суид.): последнее толкование должно быть справедливее прочих, во-первых потому, что палицы 2  называются жезлы те, коими в присутственных местах наказывали виновных, а во-вторых потому, что Елеазар учитель седми Маккавеев, о котором написано:  «и сия рек со тщанием на муку 3  пойде "  ( 2Мак.6:28, 30), не был ни обезглавлен, ни содрана была с него кожа, и будучи бием, скончал от ран жизнь свою. Сей святой мученик хотя и мог избавиться от смертного мучения, послушав воли мучителей, как то советовали ему имеющие его мучить, но не восхотел, как сам свидетельствует:  «Господеви святый разум имущему явно есть, яко от смерти могущ избавитися, жестокия терплю на теле болезни уязвляем, на души же сладце страха ради его сия стражду»( 2Мак.6:22, 30). И сие значат слова Павловы:  «не приемше избавления». Их можно отнести и ко всем святым мученикам, которые не восхотели отрещись благочестия, дабы чрез то избавиться от рук тиранских. Но почему мученики, могши избавиться мучений и смерти, не восхотели избежать того?  «Да лучшее воскресение», глаголет святой Апостол Павел, улучат». Какое же то воскресение? Воскресение мертвых есть двоякое: одно живота, а другое суда: все мертвые воскреснут, когда вострубит Ангельская труба,  «и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота», то есть воскреснут, дабы прейти в жизнь вечную и царство небесное:  «а сотворшии злая в воскрешение суда» ( Ин.5:29), то есть воскреснут для того, чтобы идти в вечную муку. Воскресением убо лучшим назвал здесь Павел воскресение живота. И так святые мученики не восхотели отречением небесной истины избавиться предлежащей им смерти для того, чтобы не воскреснуть им  «в воскрешение суда», но дабы улучить лучшее воскресение, то есть соделаться наследниками небесного царствия: посему-то и Богомудрый Елеазар говорил:  «аще бо нынешния муки человеческия и избавлюся, но руки Всемогущаго ни жив, ни умерый избегу» ( 2Мак.6:26).

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Патриархи еврейского народа, проникнутые в течении всей своей земной жизни верою в Мессию, и при смерти верили, что не лишатся спасения, на которое будут надеяться все земные народы ( Быт.19:10, 18 ). Иов веровал, что Гоел восстанет на его прахе и дарует ему блаженство не по душе только, но и по телу ( Иов. 17, 16. 19, 25–27 ). Пророки, признавая, что по воскресении они получат «свой» жребий ( Дан. 12, 14 ), предрекали воскресение всем иудеям ( Ос. 13, 14–15 . Ис. 19, 26 . Иез. 37:1–14 ). Отвергая воскресение рефаимов и языческих царей ( Ис. 19:14 . 2Мак.7, 14 ), пророки вместе с тем учили, что и воскресение не ведет непременно к славе, иногда за ним следуют укоризна и вечный стыд ( Дан. 12:1–4 ). Воскресение и соединенный с ним суд ожидались ветхозаветными праведниками в отдаленном будущем, «в конце дней» ( Дан. 12, 14 ). Каково же состояние умерших праведников до того времени? Религиозные узы, связывавшие иудеев в земной жизни, не могли порваться по смерти: пред Богом жизни все живы ( Мф. 22:32 ). Умершие, по учению Моисея, отходят к отцам и народу, веровавшему в Иегову ( Быт. 25:8–15 ). По воле Божией они, подобно Самуилу, могут являться своим живым соотечественникам ( 1Цар. 28 ), или подобно Иеримии молиться за них пред Богом ( 2Мак. 15:12–17 ). По вере в Иегову, Бога жизни и любви, иудеи верили в возможность спасения умерших по молитвам живых ( 2Мак. 12:40–46 ). Из представленного очерка видно, что ветхозаветное учение о загробной жизни вытекало из основных идей ветхозаветной религии, оно проникало все ветхозаветные книги и всюду носило библейский характер. Этим высоким характером оно отличалось от языческих воззрений, с которыми пытались его объединить новые ученые. Египетское представление о загробной жизни своею пластичностью поражало всех ученых, так что последние нередко, вслед за Геродотом, решались утверждать, что египтяне первые ввели учение о бессмерии (Улеманн). Иудейская история упоминает о пребывании евреев в Египте – вот и повод искать следов египетского влияния на ветхозаветном учениии о загробной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В итоге Иуде Маккавею удалось достичь мира с Антиохом Евпатором и его опекуном Лисием. Но мир продлился недолго, так как Антиох был свергнут Димитрием Сотером. С рассказа о свержении Антиоха Евпатора начинается 14-я глава. Смена монарха привела к новым испытаниям. Алким, глава иудеев – сторонников союза с Селевкидами, пришёл к новому царю и, фактически, стал его подстрекать к походу в Иудею и персонально обвинять во всех бедах Иуду Маккавея: «…доколе остаётся Иуда, не может быть спокойствия» ( 2Мак.14:10 ). Таким образом, новый поход селевкидских войск в Иудею направлен не только на усмирение мятежников, но и на ликвидацию Иуды Маккавея. Параллельно этому сообщается, что к Никанору, новому правителю Иудеи, поставленному Димитрием, стали приходить иудеи-предатели, видя в нём своё спасение. 2Мак.14:17 сообщает о «встрече» Симона, брата Иуды и Никанора, но неясно, как следует толковать эту встречу – как переговоры или как бой. Главное же, что после этой встречи Никанор направил к иуде переговорщиков, которым удалось заключить мир. Более того, Никанор даже проникся симпатией к Иуде и сделал его своим приближённым. Это не могло устроить Алкима, который справедливо полагал, что он не может чувствовать себя в безопасности, пока Иуда Маккавей обладает влиянием на Никанора. Поэтому Алким отправился к Димитрию Сотеру и доложил о дружбе Никанора и Иуды в таком ключе, что Никанор едва ли не замышляет заговор против царя. Тогда Димитрий отдал приказ Никанору арестовать Иуду. Последний, поняв из перемены к нему отношения со стороны Никанора, что ему теперь грозит опасность, бежал из Иерусалима. Никанор хотел напасть на войско Иуды в субботний день, когда, как ему казалось, иудеи не смогли бы дать сильного отпора. Однако, при заступничестве покойного первосвященника Онии и пророка Иеремии, Иуда Маккавей смог нанести поражение Никанору. После победы у тела Никанора отрубили правую руку и голову, у которой вырезали язык и скормили птицам ( 2Мак.15:30–34 ). Это было наказание за угрозы со стороны Никанора уничтожить храм и на его месте воздвигнуть языческий храм Дионису. Здесь Иуда выступил одновременно как защитник Бога и как орудие Божией кары. Триумфом наказания Никанора заканчивается вторая Маккавейская книга.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

А, что вера в воскресение мертвых была достоянием не одних богодухновенных мужей, а и многих благочестивых иудеев, очевидным и несомненным свидетельством сему служит поразительный пример благочестивой матери маккавеянки, которая, увещевая к мученичеству за веру седмь своих сыновей, говорила им: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь, не мною образовался состав каждого; и так Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять дает вам дыхание и жизнь с милостью» ( 2Мак.7:22, 23 ), – а, также, подобный же пример самих ее сыновей, из коих один, пред мученической своей кончиной, своему мучителю сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной», другой же, не только выставивши свой язык, как требовали мучители, но и неустрашимо протянув свои руки, мужественно к ним воззвал: «От Него (Господа Бога) я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их», а третий то же самое непоколебимо исповедал в следующих, обращенных к мучителю, словах своих: «Умирающему от людей, вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит, для тебя же не будет воскресения в жизнь» (там же, 2Мак.7:9, 11, 14 ). Подтверждением же сего может служить и то обстоятельство, что автор второй книги Маккавейской, изобразив, как Иуда Маккавей собрал и отослал дары в Иерусалим, с тем, чтобы там была принесена жертва за грех , павших в сражении воинов, по сему поводу такое сделал замечание, что Иуда «поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении, воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых» ( 2Мак.12:43, 44 ). Наконец, к этому следует еще присовокупить то, что и во время земной жизни Иисуса Христа нередкостью между иудеями было верование в воскресение мертвых, что видно из примера сестры Лазаревой Марфы, которая, быв поставлена в недоумение обещанием Спасителя, что воскреснет ее умерший брат, как должно полагать, на основании общеизвестного верования, отвечала ему: вем, яко воскреснет в воскресение, в последний день ( Ин.11:24 ), а, более же из того, что евангелисты, относительно одних, живших при Иисусе Христе – саддукеев, замечали, что они не признавали воскресения мертвых ( Мф.22:23 ; Мк.12:18 ; Лк.20:27 ), причем, само собой предполагалось, что остальное большинство иудеев веровало в такое воскресение (снес. Деян.23:6–8, 24:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Язык воскресения, который мы находим у Даниила, использовался в пророческой литературе как допленного периода, так и периода плена, но не в качестве обетования индивидуального воскресения 26 . Как Иезекииль в 37-й главе, так и Осия в Ос.5:15–6:3 говорят о национальном обновлении и возвращении народа к Господу в этих терминах, но лишь позже эти отрывки стали трактоваться как обетование всеобщего воскресения. Порок Иезекииль использует восстание людей из могил как образ национального восстановления: «Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» ( Иез.37:12 ). Здесь Иезекииль говорит о возвращении народа Израильского из Вавилонского плена, подчеркивая, что без воли Божией и Его власти обновления не будет. Осия, пророк допленного периода, описывает возвращение народа к Господу после национального отступления и предательства: «Пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос.6:1–2 ). Позже эти слова также были истолкованы некоторыми раввинами как обетование общего воскресения 27 . Во время, когда апостол Павел разрабатывал свое богословие воскресения, в иудаизме было два основных понимания индивидуального воскресения. Одно понимало воскресение в грубом, физическом смысле, как возвращение к жизни, уже прожитой и известной – имевшие физические недостатки до смерти будут иметь их также после воскресения. Вторая позиция выражала более духовное понимание воскресения. Первое мнение было несомненно более распространенным. Оно преобладает во второй книге Маккавейской (7-я и 14-я главы), составленной в первом веке до Р.Х. В 2Мак.7 находится история о мученичестве семи братьев и их матери, которые были приговорены к смерти во время преследований Антиоха Епифана за то, что остались верными закону и отказались выполнять повеление языческого царя вкушать нечистую пищу. А своих страданиях семь братьев и их мать поддерживали и ободряли друг друга, и все они умерли достойно с надежной воскресения. При смерти второй брат сказал царю: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.7:9 ). Третий брат выразил надежду, что любой отрезанный врагами телесный член он снова получит обратно ( 2Мак.7:11 ). Наконец, когда для мучений приведен был самый младший брат, мать обратилась к нему с последним наставлением:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Тем более, если они благодетельствуют нам. Разумеется, чествовать святых должно «почитательным поклонением», т. е. должно помнить, что они – не Божество, а только высшие служители Божии. Ап. Павел изрек: «Единому Богу честь и слава» ( 1Тим. 1:17 ), но он же в другом месте говорит: «Слава и честь всякому, делающему доброе» ( Рим. 2:10 ). Потому еще мы должны почитать святых угодников Божиих, что они суть друзья Божии ( Ин. 15:14 ). В них и в жизни их, делах их и чудотворениях, сотворенных ими, Бог прославляется ( 2Фес. 1:10–12 ). О ходатайстве святых перед Бог ом Предстоя престолу Божию, св. люди не безучастно относятся к нашему миру, но помогают нам своим заступничеством и молитвами: 2Мак. 15:12 . «Видение же его (Маккавея) было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом... видел, что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский.» 2Мак. 15:13 . «Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием.» 2Мак. 15:14 . «И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий.» Откр. 8:3–4 . «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.» Апостол Петр еще при жизни, в «телесной храмине», обещал заботиться о верующих «после отшествия своего»: 2Пет. 1:14 . «Зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.» 2Пет. 1:15 . «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.» Так как мы сами нередко «не знаем, о чем молиться, как должно», и недостойны бываем предстать пред Богом со своею молитвою, то должны просить помощи и молитв святых, ибо «много может усиленная молитва праведного»; да наконец и Сам Господь иногда объявлял грешникам Свое прощение и милость только под условием ходатайства святых праведников:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И Иудеи, при всяких бедствиях собирались все на общественную всенародную молитву ( 2Мак.11:6, 8, 9 , 2Мак.13:10, 12 , 2Мак.14:24, 26 ; 3Мак.1:14, 15 , 3Мак.2:1, 16, 17 , 3Мак.5:16, 33–36 , 3Мак.6:1, 15, 16, 17 ); молитвы Господа слышал и посылал им свыше помощь и защиту противу врагов их. Поэтому и у нас всенародный храм Божий, в который мы должны прибегать на всеобщую молитву во всяких нуждах и скорбях наших. Еще мы укажем несколько о сем доказательств из Нового Завета следующих: во время земной жизни Иисуса Христа, св. Апостолы, когда желали узнать от Спасителя о каком либо важном предмете, то они все единогласно приступали к Нему, и просили нужного для них ответа, или исполнить им какое либо дело ( Мф.8:25, 24:3 ; Деян.1:6 ). И первенствующие христиане всегда сходились на общественную молитву в храм Божий ( Лк.24:52–53 ; Деян.2:46 +5:12; 20+7–8; Кор.14:23, 26+2, 1, 2–4+1, 12–13). Не просто они молились, но преломляли хлеб, и благославляли чашу вина, т. е. возносили бескровную жертву, и причащались тела и крови Господней, как это видно из посланий Апостольских ( 1Кор.10:16–21 +11:23–29). 16) Пример о значении общественной молитвы Общественная молитва уподобляется волне морской, которая может преграды, даже каменные сокрушать, так и общественная молитва дерзновеннее восходит к Богу, сокрушает всякие преграды; одна же личная молитва, или домашняя уподобляется одной капле воды. Поэтому мы должны судить о достоинстве церковной молитвы более, чем домашней. Кроме сих истин мы еще укажем на чин молитвы церкви небесной, в которой также совершается всеобщая молитва, где все небесные силы, вместе с душами праведных, возносят общественную молитву, и им должна подражать земная церковь ; по этому и во откровении показан был чин молитвы небесной церкви, где видны были небесные воинства, и четыре животные вместе со святыми душами, и 24 старца единодушно поклонялись Богу, сидящему на престоле во славе; и эти видения велено было написать пастырям церквей для научения. И вот пастыри церковные и научают своих верующих нелестно сходиться на общую церковную молитву в храм Божий, 17) О почитании праздников и о приношениях ко храму даров и пожертвований а особенно в воскресные и праздничные дни, обязательно должен всякий христианин приходить в храм на молитву, и от своих трудов, должен приносить Господу дар, как сам Господь о сем заповедал древним праведникам.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Молитва пророка Варуха и Иуды Маккавея ясно свидетельствует о пользе молитвы за умерших и поминовения их: Вар. 3:4 . «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога Своего, за то и постигли нас бедствия.» Вар. 3:5 . «Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время.» 2Мак. 12:43 . «Он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении,» 2Мак. 12:44 . «ибо если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.» 2Мак. 12:45 . «Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! – Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.» 1Цар. 2:6 . «Господь... низводит в преисподнюю (в ад) и возводит (из него).» Откр. 1:18 . «Имею ключи ада и смерти.» Откр. 3:7 . «Ключ Давидов, который отворяет...» Мф. 16:19 . " " Власть Спасителя не ограничивается одною областью живущих на земле. Ныне же будешь со Мною в раю. Ходатайство сестер об умершем Лазаре. Мф. 28:18 . " " Лк. 23:42–43 . Ин. 11:21 , Ин. «11:32,» Ин. 11:40 . " " В христианской Церкви благотворения и молитвы, творимые за умерших, для последних являются путем к облегчению их участи, а для живых исполнением заповеди Христа о любви к ближним. Это видно из следующего: 1Ин. 4:11 . «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог , то и мы должны любить друг друга.» А потому не должны забывать своею любовью и духовным общением умерших наших братий по вере: Евр. 13:16 . «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.» Потому что любовь, по слову апостола, никогда не перестает: 1Кор. 13:8 . «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» По слову Спасителя, в молитве с верою все можно получить, а следовательно, и милость Божию к умершим братьям:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Что нужнее сея добродетели для жен? – Без целомудрия жена есть «сосуд погублен» ( Пс. 30:13 ). В целомудрии самое существо жены. Сусанна, несмотря на нечистоту нравов у язычников, между коими жила, твердо знала это, и еще тверже хранила. Обольстители поставили ее в крайность – избрать утехи любви преступной, или – смерть! Юная израильтянка немедленно избрала – смерть! Но Господь не попустил потерять жизни той, которая готова была отдать ее за свою невинность. Прекрасным воспоминанием целомудренной Сусанны можно бы заключить и все воспоминание ветхозаветных жен, если бы не представлялось еще одно лицо из времен Маккавейских, коего пример особенно нужен для жен Нового Завета. В самом деле, братие, женам христианским мало иметь обыкновенные добродетели: верность Богу, отечеству, супругу, скромность, благоразумие и чистоту; от них, как и от мужей, как и от всех последователей Христовых, требуется еще, чтобы они, когда потребует долг, умели оставлять все, – супруга, детей и весь мир для Бога. Пример этой-то высокой добродетели видим в чудной жене времен Маккавейских. Свирепый Антиох умучил пред ее очами семерых детей ее, принуждая их к идолопоклонству. Какое зрелище для сердца матери! Между тем, она, вместо слез или жалоб, или потери чувств, как это последовало бы с матерью обыкновенной, сама «коегождо их увещаваше на мучение отеческим гласом» ( 2Мак. 7:21 ). Наконец остался один. Сами мучители остановились; сам царь просил ее, «да будет юноше советница на спасение» ( 2Мак. 7:25 ). И обезчадствованная матерь обещала советовать: что же усоветовала? " Сыне , – воскликнула она, – помилуй мя носившую тя во чреве девять месяцей и млеком питавшую тя лета три... молю тя, чадо, да воззриши на небо и землю, и вся, яже в них, видящь уразумееши, яко от не сущих сотвори сия Бог , и человечь род тако быст: не убойся плоторастерзателя сего, но достоин быв братии твоея, восприими смерть, да в милости с братиею твоею восприиму тя» ( 2Мак. 7:27–39 ). Мученический венец не замедлил после сих слов сойти на главу сына и матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010