Крещение Господне. Мозаика. XI в. Крещение Господне. А. Карраччи. 1584г. Если крещение Иоанново было крещением покаяния для прощения грехов ( Мк. 1:4 ), то какое действие оно оказало на Иисуса? Евангелисты вполне однозначно представляют Иисуса Тем, Кто, будучи Сыном Человеческим и Сыном Божиим, имеет власть отпускать грехи ( Мф. 9:6 ; Мк. 2:10 ; Лк. 5:24 и др.). Новозаветные авторы многократно, в разных формах подчеркивают, что в Нем нет греха ( 1Ин. 3:5 ), напротив, Он – источник прощения грехов. По словам апостола Петра, Сын Божий не сделал никакого греха... Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ( 1Пет. 2:22, 24 ). В свете этого учения схождение Сына Божия в воды Иордана можно понимать только в одном смысле: оно было необходимо для избавления человечества от греха. В русском синодальном переводе Второго послания апостола Павла к Коринфянам читаем: Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделалис праведными пред Богом ( 2Кор. 5:21 ). Крещение Господне. М. В. Нестеров. 1891 г. Более буквальный перевод звучит так: «Того, Кто не знал греха, Он сделал грехом за нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем». Не имея греха, Иисус всецело отождествляет Себя с грешным человечеством, а потому принимает то крещение, которое другие принимали во очищение собственных грехов: принимает не по чему иному, как потому, что берет на Себя грех мира ( Ин. 1:29 ). Крещение в Иордане стало для Иисуса важным шагом на том пути умаления, самоистощания и самоуничижения (кенозиса), по которому Он дойдет до конца – до смерти крестной ( Флп. 2:8 ). Этот путь начался с того, что Сын Божий стал Сыном Человеческим. Как Сын Человеческий, Он вливается в толпу людей, ищущих отпущения грехов, становясь как бы одним из них для того, чтобы как Сын Божий взять на Себя бремя их грехов. Об этом говорит Иустин Философ в «Диалоге с Трифоном-иудеем», настаивая на том, что крещение было необходимо не для Иисуса, а для людей, которых Он должен был искупить от смерти:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

к Филимону, 20) Епафрас, о котором упоминает апостол Павел ( Кол.4:12–13 ), 21) Архипп, епископ колосский ( Кол.4:17 ), 22) Сила, епископ коринфский ( Деян.15:40–41 ), 23) Силуан, епископ солунский ( 1Пет.5:12 ; 2Кор.1:19 ), 24) Крискент, епископ галатийский ( 2Тим.4:10 ), 25) Крисп, епископ на острове Егине ( Деян.18:8 ), 26) Епинет, 27) Андроник, 28) Стахий, 29) Амплий, 30) Урван, 31) Наркис, 32) Апеллий, 33) Аристовул, 34) Иродион, 35) Руфъ, 36) Асигкрит, 37) Флегонт, 38) Эрм, 39) Патров и 40) Эрмий, о которых упоминает апостол Павел в послании к римлянам ( Рим.16:13–14 ), 41) Агав, пророчествовавший об апостоле Павле ( Деян.21:10–11 ), 42) Лин, после апостола Петра епископ Антиохийский, 44) Гай, 45) Филолог, 46) Лукий, 47) Иасон, 48) Сосипатр, 49) Олимпан, 50) Тертий, 51) Эраст, 52) Куарт, о которых также упоминает апостол Павел в посл. к римлянам ( Рим.16:15–23 ), 53) Онисифор ( 2Тим.1:16 ), 54) Климент, епископ римский ( Флп.4:3 ), 55) Сосфен ( Деян.18:17 ), 56) Аполлос ( Деян.18:24–25 ), 57) Тихик ( Ефес.6:21–22 ). 58) Епафродит (Филипис. XI, 25), 59) Карп ( 2Тим.4:13 ), 60) Кодрат, 61) Марк, он же и Иоанн ( Деян.12:25 ), 62) Зина (Тимоф. III, 13), 63) Аристарх ( Деян.19:29 ), 64) Пуд ( 2Тим4:21 ), 65) Трофим ( Деян.20:4 ), 66) Марко ( Кол.4:10 ), 67) Артема (Тимоф. III, 12), 68) Ахила ( Деян.18:2 ), 69) Фортунат и 70) Ахаик, о которых упоминает апостол Павел в 1 посл. к коринфянам ( 1Кор.16:17 ). Все почти они, как мы отчасти уже указали, были епископами в разных новоустроенных церквах, и все они почти окончили жизнь свою мученически за имя Христово. К ним причисляют иногда и других, потрудившихся в деле проповеди Христовой; например, Дионисия Ареопагита ( Деян.17:34 ), Симеона Нигера (там же Деян.13:1 ), а за ними и Лазаря, воскрешенного Спасителем, и Иосифа Аримафейского, и Никодима, тайного ученика Иисусова, и Гамалиила, учителя апостола Павла, и крещенного Филиппом евнуха, и сотника Корнилия и других. О всех подобных благовестниках выше упомянутый церковный историк Евсевий говорит следующее: «легко усмотришь, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратим внимание на свидетельство Павла, который говорит, что, по воскресении из мертвых, Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати апостолам, затем более пятисот братий единою, из коих иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жили в то время, как он писал это».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

368 4 прав. Неокес. соб. гласит: „Аще кто, вожделев жены, решится преспати с нею, но его намерение не приведется в действие: видимо есть, яко благодатию избавлен”. 370 Иоанна Мосха, Луг духовный, Migne P. G. LXXXVII, 3109, variae lectiones; р. п. 267. Ср. Исаака Сир. „Никого не обличай в каком бы то ни были проступке, но себя почитай во всём ответственным и виновным в прегрешении”. Opera, Лейпц. 1770, 49; р. п. 53. 372 Там же, XI, § 85, стр. 270. Ср. Apophthegmata Migne, t. LXV; Migne, ibid. 938; p. п. 252 „Старец (Нистерой) сказал: монах и вечером и утром должен давать себе отчёт: чего не исполнил он из того, чего хочет Бог, и сделал то, чего не хочет, и таким образом испытывая себя всю жизнь каяться. Так должно быть монаху. Так жил авва Арсений”. 373 „Кто впал в великий грех, но тайно и никого не соблазнив тот понесёт меньшее наказание нежели кто прегрешил меньше, но открыто и с соблазном для многих”. Migne P. G. LXVIII, 1488; р. п. III, 308. Приведя наставление апостола „себе искушайте” ( 2Кор.13:5 ), преп. Антоний Вел. заповедал обычно каждому приходящему к нему иноку: „поэтому пусть каждый ежедневно даёт себе отчёт в дневных и ночных своих поступках. И если согрешил, да перестанет грешить”... (Жизнь Антония, гл. 55. Твор. св. Афанасия, III, 223). Пресвитер Исихий, предписывает одну мысленную исповедь в день – вечером: „Ежедневные наши дела мы должны ежечасно взвешивать внимательно, и, сколько можно, облегчать непременно тяжесть их вечером через покаяние”. Хр. Чт. 25 ч., стр. 185. 378 Сравнение страсти в разные периоды развития заимствуем у Нила Синайского, Migne P. G. LXXIX, 780; р. п. II, 65–66. 380 Творения, р. п. IV, 181. В Пандектах Никона Черногорца (Ркп. Фунд. Б-ки М. Д. Акад. 56, л. 630) с именем Марка приводятся слова: „всем всегда много лепо есть покаяние – грешным же и праведным, хотящим спасение получити”. В дополнение к нашим суждениям си. у Голя, Enthusiasmus und Bussgewalt d. gr. Mönchtum, SS. 259–261. 381 О таком товарищеском съезде питомцев вологодской духовной семинарии мы прочли в Яросл. Еп. Вед. (1904 г. 37). Окончившие курс в 1894 г. дали обещание, скреплённое подписями, устроить через 10 лет свидание. Собравшись (из 29 человек 18 священников) в истекшем году, они вспоминали прошлое, говорили о том, как сложилась жизнь каждого из них, и ознаменовали свой съезд устройством стипендии при попечительстве о бедных воспитанниках семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VIII. В знак чистоты души, омытой купелию, возлагается на крещенного белая одежда – риза правды и спасения ( Ис. 61:10 ), а на шею и перси – крест, в знамение и всегдашнее напоминание служения его Иисусу Христу. § 28. IX. Таинство св. Миропомазания. Крещенный тотчас запечатлевается новым таинством св. Миропомазания. Установление и время совершения этого таинства, по наставлению Иисуса Христа ( Деян. 10:38 ), указаны Апостолами. Ап. Петр, своею проповедию приведши Израильтян в умиление, сказал им: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа, во оставление грехов: и приимете дар Св. Духа ( Деян. 2:38 ). Здесь в словах Апостола заключается ясное указание на таинство Крещения и потом безотлагательное принятие Миропомазания, чрез которое печать дара Св. Духа тотчас по Крещении и сообщается верующим в Прав. Церкви. Ап. Павел, указуя на Мирономазание, говорит: извествуяй же (утверждающий)нас с вами во Христа, и помазывый нас Бог: Иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наши ( 2Кор. 1:21–22 ); отсюда взяты и слова, произносимые при Миропомазании: печать дара Духа Святого. Благодатию Миропомазания сообщается верующему утверждение и возрастание в жизни духовной. На новые сосуды полагается клеймо или печать, свидетельствующая: чьи они и утверждаюицая их достоинство. Так таинством Миропомазания на новые творения, созданныя в Крещении на дела благая ( Еф. 2:10 ), налагается печать дара Духа Святого, означающая, что миропомазанные суть благопотребные сосуды Иисуса Христа, в велицем дому Его ( 2Тим. 2:20–21 ), и укрепляющая их, как воинов Христовых, на духовные подвиги, по подобию древних ратоборцев, которые намащали тела свои пред борьбою. § 29. X. Хождение кругом купели. В знак вечного союза со Христом и Церковию, крещенный и миропомазанный при радостном пении: «елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся, аллилуиа!» троекратно, во имя Св. Троицы, обводится кругом купели. XI. Чтения Писания. Чтения послания Ап. Павла возвещает об установлении и плодах св. Крещения и обязанностях для принявших его; чтение Евангелия – о приготовлении к принятию Крещения наставлением в вере и об установлении таинства Крещения самим Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

παρκλητος (адвокат) II: 355,996; cp. I: 407. II: 422,1292. παραχπτω I: 785,335. Паралипоменон 1-я книга II, 55 (II: 810,1260)· Паралипоменон 2-я книга IX, 29 (II: 444). XI, 1 сл. (II: 446), XV, 17 (II: 285,764). παρπτωμα I: 313. 314. 323. Pargol (преддверие к жилищу Иеговы) I: 770,301. Парсизм по соотношению с иудейством и христианством II: 515,362. 628,596. 643,808. 657,827. 811,1260. 819. 823,104 990. 1001,117. 1147,1301. «Парусия» (I: 479 сл. II. 249) в первохристианстве и у Ап. Павла – важнейший догмат (II: 377,1069 618.1272), а не чисто иудейского происхождения, причем якобы отвергается (I: 513–5. 531,204. 532. 539. 541–2. 543–5. 547–9. 551–2. 557–8. 633. 639. 643. 849,518), а в период между 1 и 2Кор. под влиянием личных удручений и миссионерских разочарований у благовестника происходит перелом в сторону эллинизма, когда принимается мысль о соединении со Христом непосредственно по смерти человека (I: 484 сл. 486. 502. 503. 520. 525. 555. 602. II: 590–1)· Паскаль I: LXI,472. Патриархи I:. 857,536. Первосвященники иуд. в римскую эпоху I: 154–5,21. Переводы и парафразы библейские запрещались в иуд. II: 869. Петр Апостол (I: XXVI. 148. 150. II: 255,659. 1257) и его столкновение с Павлом в Антиохии (I: 111. 132). Петра Ап. послания I: 813,390. II: 959. 1026,343. Петра Ап. 1-е послание I, 4 (II: 493). I, 13. III, 19. 20 (II: 429,1). III, 21 (II: 1226). Петра Ап. 2-е послание III, 10–13 (II: 628,696). πεττεειν II: 1143,1280 1144. Печатию называется и крещение и обрезание II: 1176. Пинхас бен-Иаир рав. 67 II: 1143,1277. Платон филос. I: 130,232. II: 270,724. 403,1198 469. 496–7. 529. 599. Общия указания (I: 860,536. 870,555. II: 31,31. 33,35. 356,996. 421,1284. 477. 668. 1109) и разные мнения о ней – о ее значенияприменении и т. п. (II: 435 сл. 439 сл,). Ее происхождение – палестинское (II: 622,663. 806,1250), от Соломона (II: 435. 439) и с евр. оригинала (II: 439 сл.); автор–александрийский иудей (II: 450 сл. 771. 806), Филон (II: 449. 805,1249), или из христ. эпохи (II: 460 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Из сказанного становится понятным как то, почему Благодать Божья есть единая и общая Отцу и Сыну и Святому Духу, так и то, почему, несмотря на эту общность ее Трем Ипостасям Святой Троицы, она в богословском словоупотреблении называется по преимуществу благодатью Святого Духа. Не иначе как чрез Сына во Святом Духе открывается нам Бог Отец и не иначе как силой Святого Духа чрез Сына мы восходим ко Отцу. Дух Святой есть То, чрез Что открывается нам и познается нами Единородный Сын и Бог Отец. «Сын есть образ невидимого Отца (см.: Кол.1:15 ), а Дух есть образ Сына (см.: Рим.8:29 )», – говорит Афанасий Великий (Слово к Серапиону четвертое, пар. 3). Совершенно согласно с ним учит и св. Василий Великий (Против Евномия, гл. V). Вывод из этого учения делает св. Симеон Новый Богослов : «Видевший Сына видел (потому самому) Отца, и видевший Духа Святого видел Сына» (Слово 1.11, пар. 1). Только удостоившиеся Божественного озарения могут это ясно ощутить на опыте, мы же должны принимать все на веру. Но к облегчению нашей веры могут служить основанные на опыте следующие слова великого созерцателя и богослова – Симеона Нового Богослова : «Апостол говорит: Господь же Дух есть ( 2Кор.3:17 ) – и опять: Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших ( Рим.8:26 ), вопия: Авва, Отче! ( Рим.8:15 ). Дух взывает: Авва, Отче! не потому, что Дух есть Сын, – да мимоидет от нас такая хула! Но потому, что Сын Божий видится и созерцается (нами) Духом Святым и что ни Сын никому не открывается без Духа, ни Дух без Сына; но вместе с Духом открывается Сын и Сам чрез Духа взывает: Авва, Отче! ( Мк.14:36 )» (Слово LII, пар. 1; т. 1, с. 480). «Я говорю с тобой, – сказал однажды таинственно явившийся св. Симеону Сын Божий, – как Друг с другом, чрез Духа Святого, Который вместе со Мной говорит тебе» (Слово XCI; т. 2, с. 499). Архиепископ Феофан. 1928. XI. 13. София Четыре письма архиепископа Феофана Е.Ю. Кониевич I Многоуважаемая Елена Юрьевна! Получил Ваше письмо. Искренно благодарю за сведения Ваши, сообщения о С.А. Нилусе. Очень рад, что он жив и здоров и Господь не оставляет его среди трудных и спорных обстоятельств современной жизни. Писать ему что-либо я опасаюсь. По несомненным данным, за моей перепиской следит советская агентура, поэтому в Россию я не пишу никаких писем. О. схиархимандрита Иоасафа из Густанского монастыря я знаю. О бывшем ему пред кончиной видении я очень желал бы знать. Но я думаю, что нет нужды пересылать описывающего это видение в подлиннике письма. Достаточно в Вашем письме передать сущность видения. Письмо ведь может затеряться. Когда будете писать С.А. Нилусу, передайте ему от меня приветствие, не называя моего имени полностью, а передавая приветствие от В.Ф. Полтавского.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

о Киево-Печер. лавре). Кондак, гл. 4. Звезда волхвы посла к Рождшемуся, и Ирод неправедное воинство посла люто, убити мня во яслех, яко Младенца лежаща. Ап. ( 2Кор.5:15–21; 180 зач.; Ев. см. 26 дек.). Пр. отца нашего Маркелла, игумена обители Неусыпаемых. Родом из Апамеи Сирской, он подвизался сначала в г. Ефесе, а затем перешел в Царьград в обитель Неусыпающих (сн. 23 февр.), где за добродетельную жизнь и сделан был настоятелем. Проведя 60 лет в повседневном умерщвлении плоти, посте и молитвах, он мирно скончался в 485 или 486 г. (по иным в 470 г.). Пр. аддеа исповедника, ученика и слуги св. Феодора Студита (см. 11 нояб.). При имп. Льве Армянине он пострадал за иконопочитание и скончался от ран чрез 3 дня после биения его палицами, в 818 г. Препп. Марка пещерника, плачливого и Печерских. Они подвизались в конце XI и в начале XII в. в Киево-Печерской обители. Пр. Марк, чистый по сердцу, простой по жизни, занимался копанием пещер и могил. За этот тяжелый труд он не брал ничего, разве кто сам давал ему что-нибудь, да и это он раздавал нищим. Плоть свою он удручал ношением тяжких вериг и ныне висящих над его мощами; здесь же находится и его медный крест – внутри полый, который служил ему мерой утоления водой жажды: когда его томила жажда, он не более пил воды, сколько вмещалось в этом кресте. Своими подвигами пр. Марк так угодил Господу, что повелений его слушались мертвые. Пр. еофил в ожидании близкой кончины так много плакал о грехах, что потерял зрение. Брат его, пр. Иоанн, прославившийся дивными подвигами, скончался раньше его. Пр. Марку вместе с пр. Феофилом есть особая служба с полиелеем. См. 28 сент. Пр. еофила Омучского, скон. 29 дек., в каковой день и творится его память. См. 21 окт. 30 . З. Св. муч. (девы), пострадавшей при Максимиане (285–305 г.). Родом из г. Солуни, дочь богатых и благочестивых родителей, она, посвятивши свою жизнь Господу, пребывала непрестанно в посте и молитве и употребляла свое имущество на помощь бедным, большим и заключенным в темницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

прот. ер. 5, гл. 29). В этом смысле св. Златоуст и выражается, что апостол «антихриста называет отступлением» (Твор. Злат. т. XI, стр. 592), хотя отступление не есть антихрист. Слова: человек беззакония, сын погибели, противник, поставленные в греческом языке с членом, указывают также на определенное лицо, каков и есть антихрист, потому что греческие члены, по замечанию св. Епифания, придают предмету определенное значение. 92 Это лицо, по своим свойствам, будет составлять полную противоположность Христу. Христос совершено не знал греха ( 2Кор. 5:21 ), а антихрист будет человек беззакония, греха, т. е. как бы воплощение беззакония, источник всех грехов; в противоположность Господу славы ( 1Кор. 2:8 ) он будет сын погибели, потому что не только сам погибнет, но и других погубит (Феодор.); Господь уничижил Себя даже до смерти ( Флп. 2:8 ), а антихрист будет превозноситься паче всякаго глаголемаго бога или чтилища ( 2Сол. 2:4 ): наконец, Христос сошел на землю по воле Отца, а антихрист придет по действу сатаны ( 2Сол. 2:9 ). Следовательно, как Христос есть истинный человек, так и антихрист будет истинный человек, а не диавол воплотившийся, как думают раскольники-старообрядцы. Справедливость этого вывода подтверждается многими свидетельствами св. отцов и учителей Церкви, которые в словах ап. Павла также видят ясное указание на антихриста, как определенную личность. Так, св. И. Златоуст говорит: «открыется человек греха, сын погибели ( 2Сол. 2:3 )... об антихристе зде беседует... Кто же есть сей? Убо ли сатана? Никакоже: но человек некий, всякое егово приемляй действо»... (Бес. на 14 посл. ст. 2333–2334; сн. Толк. Апост., л. 892). Выражение «человек некий», т. е. один из людей, ясно показывает, что антихрист не дух времени, не еретическое состояние Церкви и не последовательный ряд личностей, а одно определенное лицо. Слова же: «всякое егово, т. е. сатаны, приемляй действо» показывают, что он – не диавол воплотившийся, а человек со всею силою диавола. Бл. Иероним в толк. на 7 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Лукой в десяти несомнительных случаях, т. е. в значении союза, выражающего следствие, а не цель. Перевод поэтому Лк.4:29 : στε κατακρημνσαι может быть такой: „и отвели Его (даже) до вершины горы, на коей город их был построен, так что и (даже) свергли Его, – Он же, пройдя посреди их, удалялся“ (imperfectum), т. е. медленно уходил от них и они это видели, не быв в состоянии предпринять что-либо против Него. —103— Обращаясь затем к употреблению στε с неопределённым наклонением у других новозаветных писателей, мы находим, что из тридцати девяти случаев (кроме рассматриваемых тринадцати у Луки) этот союз выражает следствие, а не цель, и должен быть переводим русским „так что“, а не „что бы“: а) у Ап. Павла во всех пятнадцати случаях, именно: Рим.7:6 (так что мы служим), Рим.15:19 , 1Кор.1:7, 5:1 (так что некто имеет), 1Кор.13:2 , 2Кор.1:8, 2:7, 3:7, 7:7 , Флп.1:13 , 1Фес.1:7–8 , 2Фес.1:4, 2:4 , Евр.13:6 , – б) в 1Пет.1:21 единственный случай („так что вера ваша и надежда есть в Бога“, а не в кого-либо другого – подразумевается); в) во всех одиннадцати случаях у еванг. Марка, именно: Мк.1:27, 45, 2:2, 12, 3:10, 20 (нек. немн. и неавторит. чит. ς), Мк.4:1, 32, 37, 9:26, 15:5 ; и г) в восьми из двенадцати случаях у еванг. Матфея, именно: Мф.8:24, 28, 12:22, 13:2, 32, 54, 15:31, 27:14 . Остаются только четыре случая (из пятидесяти двух) и притом у одного евангелиста Матфея, когда этот оборот допускает перевод русским союзом цели „чтобы“, именно: Мф.10:1, 24:24, 15:33, 27:1 . Но Мф.10:1, 24:24 допускают полную возможность и другого, согласного со всеми остальными и притом весьма многочисленными местами Нового Завета, перевода союзом следствия, а не цели, именно такого: Мф.10 ,:1: „дал им власть над духами нечистыми, так что изгоняли и исцеляли всякую болезнь и всякую немощь“. Мф.24:24 : „восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения великие и чудеса, так что прельстят (Слав: якоже прельстити), если (будет) возможно, и избранных“. Остаются только два случая, когда στε с неопределённым можно понимать только в значении цели: Мф.15:33, 27:1 , – относительно коих должно заметить, что в первом случае этот оборот употреблён в речи учеников, а во втором имеются разночтения кодексов: I) – VI века (να ϑανατσουσιν), S – IX–X в. (πως) и 69 – XI–XII в. (на поле ϑανατσουσιν). 978 —104— Таким образом, у потребление рассматриваемого оборота у всех других новозаветных писателей вполне тожественно с употреблением его во всех несомнительных случаях у св. Луки, именно в значении: „так что“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

То же повторяет бл. Феофилакт Болгарский , написав: «Возвещает Он (Христос) горене за то, что они созидают гробы для пророков (это дело богоугодное), но за то, что, делая это лицемерно, и осуждая отцов своих, они поступали хуже их, превосходили их нечестием и, очевидно, лгали, когда говорили: если бы мы жили во дни отцов наших, то не убили бы пророков: ибо они хотели убить Самого Господа пророков (Благов. ч. 1, стр. 404. 405, Казан. 1855 г.). Снес. Ориген Comment in Math. opp. t. III. p. 1630–1632. Paris. 1857 an.; Илар. Comment, in Math. c. 23. v. 29. Patr curs, compl. lat. t. 9. col. 1050, 1051; Иероним, Comment, in Math lib, IV. Opp. t. IV. P. 1. p. 111, 112. Paris. 1706 an.; Кирил. Алекс, Contr. Julian, lib. X Patr. cura. Compl. graec, t. 76. col. 1020. 444 Ссылка лютеран на слова ап. Павла: Христос за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему. Тим же и мы отныне ни единого вемы по плоти: аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем ( 2Кор.5:15, 16 ), ровно ничего не говорит против чествования останков святых. Так как сии слова заключают в себе не иной, а следующий смысл: поскольку Христос за нас умер и воскрес, и все уже должны жить не для себя, а для Него, не своею, а Его жизнью, то, отныне, мы уже никого не знаем с прежней немощной и, всецело подверженной смерти, плотью, подобно тому, как не знаем теперь с такой плотью Христа, хотя прежде знали. В подобном смысле эти слова изъясняли и древние учители Церкви, напр., Златоуст (Бесед. на 2 посл. к Коринф., стр. 153, 167. Москва 1851 г.); Амвросий (Epist. 39); бл Августин (Contr. Faust, lib. XI. с, 7. 8. Орр, t, 8. p. 159–162. Antverp. 1700 ап.): Лев Великий (Serm. 71 in Pasch. Patr. curs. compl. lat. t. 51. col. 383) и Феодорит (Comment. in 2. Cor. с. 5. т. 16). Подобного рода ссылка лютеран на пример обычного погребения тела первомуч. Стефана ( Деян.8:2 ), тоже ничего не говорит против особенного чествования останков святых; так как оно бывает только после откровения на то особенной воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010