(VII Всел. 7.) Толкование Некоторые якобы из благоговения или же из-за каких-то видений и ложных откровений, которые они видели во сне, строили в полях и виноградниках молитвенные дома в честь мучеников. Поэтому настоящее правило определяет, что если в этих молитвенных домах и алтарях не хранится целого тела или части мощей мучеников и если нет никакого древнего предания о том, что они когда-то там находились [ 281 ] , иными словами, если эти молитвенные дома не освящены на мощах мучеников и воздвигнуты без положенных молитв архиерея или иерея, в таком случае они, если возможно, должны быть разрушены. Если же толпа этому препятствует, то архиереям нужно вразумлять людей, чтобы они не устраивали благочестивых собраний в таких местах и не впадали в суеверие и заблуждение, считая, будто эти алтари построены по божественному откровению (ибо диавол, будучи тьмой, часто принимает вид Ангела света, по слову божественного Павла ( 2Кор.11:14 ), чтобы ввести в заблуждение человеческие души, прикрывшись видом и именем благоговения). И пусть не совершается там память мучеников, но, напротив, пусть эти святилища любыми способами отвергают и не воздают им благоговейного почитания. Смотри также VII Всел. 7. Правило 92 (84) Угодно было просить славнейших императоров о том, чтобы всеми мерами уничтожались остатки идолопоклонства: не только изваяния, но и все, что осталось в каких бы то ни было местах, в рощах или на деревьях. (Карфаг. 67.) Толкование И это правило, подобно 67-му, определяет, что должно просить императоров о том, чтобы по их повелению были уничтожены до основания все остатки идолопоклонства: как изваяния, так и идольские жертвенники, находящиеся в лесах, на деревьях и в других каких бы то ни было местах [ 282 ] . Правило 93 (85) Всеми епископами было провозглашено: если угодно будет на Соборе составить какие-либо грамоты, то составлять и подписывать их от имени всех пусть благоволит достопоклоняемый епископ, который занимает этот первенствующий престол. Толкование Настоящее правило определяет: всякий раз, когда появится нужда написать грамоты от Собора императору или любым другим лицам, пусть составляет и подписывает их от имени всех архиепископ и папа Карфагенский. Ибо всем епископам подписывать все соборные грамоты – это обременительно и трудно. Правило 94 283

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Кроме того, собором позволено было возводить таких жен и в достоинство диаконисс, если они оказывались способными к этой должности (VI всел. 48). Из этого соборного постановления вновь подтверждается, что женатые пресвитеры не иначе могли, или могут получать епископский сап, как по совершенном разлучении с супругами. VII вселенский собор образ жизни епископов, и самые архиерейские домы, учреждает па правилах монашеских, хотя и не выражает положительно, что епископы должны быть поставлены исключительно из монашествующих: «пребывание жен в епископиях, (т. е. в епископских домах), или в монастырях, говорит он, есть вина всякого соблазна. Сего ради, аще усмотрено будет, что кто либо имеет рабу, или свободную в епископии, или в монастыре, поручая ей какое либо служение, да подлежит такой епитимии: закосневающий же в том, да будет извержен. Аще и случится женам быти в загородных домах, и восхощет епископ, или игумен путь творити тамо: то в присутствии епископа, или игумена отнюдь никакого служения да не исправляет в то время жена: но да пребудет особо на ином месте, доколе последует отшествие епископа, или игумена, да не будет нарекания» (VII всел. 18). Но так как при поставлении в епископы женатых пресвитеров, необходимое разлучение их с супругами не могло быть без затруднений, не могло быть, по правилам, и без взаимного между супругами согласия, то в практике Церкви принято, – возводить в епископский сан по преимуществу – монашествующих. Положительного правила об этом не видно на соборах, или у св. отцев: да и не могло быть дано правила, по той причине, что монашество, пак состояние, добровольно только желающими избираемое, может подвергаться различным переменам и случайностям, может более или менее и оскудевать в Церкви. Тем не менее избрание в епископы из монашествующих не только более удобоисполнимо, чем из женатых клириков, по еще более сообразным представляется и с высотою епископского сана, требующего высокой чистоты и совершенства жизни, и с назначением этого сана, которое по обширности и трудности его обязанностей, требует от епископа совершенного, всецелого посвящения себя и всей жизни своей делам Церкви; притом, по разуму Церкви, епископство имеет значение духовного союза, и даже как бы обручения с Церковью, по которому епископ обязывается быть хранителем ее чистоты и духовного целомудрия в вере и в жизни, чтобы представить ее чистою девою Христу ( 2Кор. 11, 2 ): почему Церковь , нс имеющая епископа, и называется на церковном языке и в правилах отеческих – вдовствующею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

(Ап. 25; Неокес. 1; Василия Вел. 3, 32, 59, 70; Григория Нисск. 4). В настоящем правиле св. Никифор толкует слова ап. Павла в 1-м послании к Коринфянам (5:11) и замечает, что слова эти обозначают, что блудодеяние данного лица должно быть известно всем и каждому, и только в таком случае, согласно 36-му правилу патриарха Никифора, это лицо не должно быть принято в священнический чин. Правило 38. Когда жена родит, и младенцу, спустя три или пять дней, угрожает опасность, то его надлежит (тотчас) крестить и отдать на кормление другой женщине, крещенной и чистой; мать же его да не входит в помещение, где он находится, и не прикасается к нему, пока не исполнится сорок дней, пока совершенно не очистится и не примет от священника молитвы. (Дионисия Алекс. 2; Тимофея Алекс. 7). Правило 39. Без надобности, или без принуждения, не следует путешествовать в воскресные дни. Это и шесть следующих правил (до 45) взяты из другого сборника канонических предписаний св. Никифора. Правило 40. Не следует признавать апокалипсис Павла, равно и книги, называемые: вронтологией, селинодромией или каландологией, ибо все это нечисто. (Ап. 60; Трул. 63; VII Всел. 9; Лаод. 59). Среди многих новозаветных апокрифов был и Апокалипсис Павла. Он составлен был в более поздние времена, притом на основании слов ап. Павла во втором послании к Коринфянам (2Кор.12и сл.): «прииду бо в видения и откровения Господня». Вронтология – это книга, трактовавшая о громе, селинодромия – о луне, а каландология – о событиях будущего года. Правило 41. Не следует признавать апокалипсис Ездры и Зосимы, двух описаний мученичества св. Георгия и св. мучеников Кирика и Иулитты, и книгу Марка и Диадоха , ибо все это отвергнуто и не достойно принятия. (Ап. 60; Трул. 63; VII Всел. 9; Лаод. 59). Правило 42. Не следует работать в течение всей светлой седмицы, ни петь в субботу светлой седмицы «Непорочны» ( Пс.118 ) и не праздновать четвертка. (Трул. 66; Лаод. 29; Феофила Алекс. 1). Правило 43. Кто бьет и намеренно убьет своего отца, подлежит наказанию убийцы – тридцатипятилетней епитимии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Ещё первый неизвестный распространитель духоборческого учения толковал, что „в душе человека пребывает Сам Бог и Сам наставляет её внутренним образом“. Силуан Колесников, Побирохин и их последователи, развивая это учение, пришли к признанию того факта, что каждый из Них, духоборцев, внутренне озаряется и просвещается от Бога; Божество, по их понятию, пребывает в душе каждого духоборца. А если так, то, понятно, что ни о какой Церкви внешней у духоборцев не могло быть и речи. Зачем им эта Церковь , коли они все внутренне озаряются от Божества?.. Моя Церковь, говорится в катехизическом оглашении духоборцев, построена не на горах, не в брёвнах, а у Меня Церковь в душе“ 156 . Значит, отвержение авторитета Церкви у духоборцев требуется не разумом, а их основным учением о просвещении каждого духоборца от Бога Непосредственно. Из этого же положения проистекает и свободное отношение их к св. Писанию. Именно – в силу их руководства „животной книгой“, как плодом внутреннего непосредственного озарения от Бога, им Библия уже должна была казаться ненужной или, по крайней мере, неважной для научения. – Таков точно рационализм и молокан. Их отрицание основывается исключительно на том, неправильно понятом и истолкованном, пункте их вероучений, что они – молокане – суть духовные христиане (обряд. VII) и что, поэтому, „для достижения нравственного совершенства и получения вечного спасания им издаются благодатные дары Св. Духа, «о не через видимые какие-нибудь знаки, а духовно. Поэтому таинства, возрождающие и освящающие христианина, должны быть понимаемы духовно (IX) 157 . Поэтому и не нужна вообще обрядовая сторона, как учили первые молокане. А тогда зачем и авторитет Церкви? А так как всё это нужно было подтвердить св. Писаниям, которое они признали за основной источник вероучения, и так как с другой стороны – в св. Писании нет для этого оснований, то, естественно, явилось свободное отношение к его пониманию, оправдываемое тем, что Богу надлежит покланяться „духом и истиной“ ( Ин.4:24 ), что и буква убивает, дух животворит, плоть не пользует ни мало“ ( Ин.6:63 ; 2Кор.3:6 .).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преподобный Макарий Великий (IV век). Худо это, что ты согрешил, человек; но зачем же ты оскорбляешь Бога и, по неразумию своему, считаешь Его несильным? Ужели не может спасти души твоей Сотворивший такой, как ты видишь, мир ради тебя? Если же говоришь, что это послужит тебе на большее осуждение, как и снисхождение Его, то покайся, и Он примет покаяние твое, как – блудного сына и блудницы. Если же и этого не можешь, но по привычке согрешаешь, в чем бы и не хотел, имей смирение, как мытарь ( Лк. 18:13 ). Преподобный Петр Дамаскин (VIII век). Ты облекся во Христа крещением ( Гал. 3:27 ) и имеешь силу и оружие низлагать помышления ( 2Кор. 10:4 ). Если же имея на них силу, не низлагаешь их от первого приражения, то очевидно, что сластолюбствуешь по неверию, соглашаешься и сдружаешься с ними. В таком действии сам ты виноват. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния. Преуспевший или желающий преуспеть да хранит себя благоразумно от начал, рождающих грехи, и грехи изнемогут сами собою. Преподобный Исаия Отшельник († 370). Если сердце твое расхищается, и ты не знаешь, как управить его, знай, что в такое расхищение влечет его какое-нибудь деяние твое. Преподобный Исаия Отшельник († 370). Господь всемогущ и крепче всех, и во всякое время бывает победителем в смертном теле, когда идет вместе с подвижниками на брань. Если же бывают они побеждены, то явно, что побеждаются без Него. И это суть те, которые по своему произволению, неразумием своим обнажили себя от Бога, потому что не сподобились силы, вспомоществующей победителям, и даже чувствуют себя лишенными той обычной, собственной своей силы, какую имели во время сильных своих браней. Словооправдание не принадлежит к жительству христианскому. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Посмотрите, от чего случилось падение. Вдруг падение редко бывает, обыкновенно же оно смала начинается: с помыслов, лёгких сочувствий и медления в помыслах… Главное тут – не оставлять никогда следа не только сочувствия, произведенного помыслом, но и самого помысла, чтоб в душе оставалось отвращение и омерзение грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Такой опыт, переживаемый как ощущение присутствия (или отсутствия) Святого Духа, тем не менее, доступен только совершенным; гарантии истинности этого опыта даются только Самим Духом Святым. Другие люди могут заблуждаться в своих чувствах и ощущениях и даже вполне удачно могут стать жертвами розыгрыша со стороны бесов и сатаны, который часто принимает вид Ангела света ( 2Кор. 11:14 ). Чтобы разоблачить это заблуждение и расстроить эти козни, необходимо, как подчеркивает преподобный Силуан, чтобы те, кто не является «совершенными», имели опытного духовника, помогающего различить, Дух ли Святой открылся им, а не враг рода человеческого, способный подделывать некоторые Его проявления: «...новоначальному нужен руководитель, потому что до благодати Святого Духа душа имеет великую брань с врагами, и не может разобраться она, если враг принесет ей свою сладость. Понять это может только опытом вкусивший благодати Святого Духа» (с. 319). VII. Богословие в действии Когда преподобный Силуан говорит о Духе Святом, он избегает любой терминологической зависимости от спекулятивного богословия. Все, что он говорит, – предельно просто, конкретно и по сути является описанием его внутреннего опыта, личного приобщения к благодати Святого Духа, воспоминанием о том, что есть Дух Святой, исходя из Его присутствия и Его действия в нем, а также – и прежде всего – описанием того, что Святой Дух открыл ему о Себе Самом. Таким образом, его учение примыкает не к богословию как таковому, а к сфере θεολογα в том смысле этого понятия, каким наделяли его отцы Греческой Церкви: сверхприродного знания о Боге, приобретенного через опыт богообщения, знания, которое Бог сам сообщает о себе человеку в откровении, превосходящего естественные способности человека и дарованного всему его существу, впитанного умом, душой и телом как духовное ощущение. Тем не менее можно констатировать, что святой Силуан, хотя и далек от чисто догматического рассуждения, эмпирически приходит к тем же глубинным основам православной веры, сформулированным в догмате, и, стало быть, на протяжении всех своих творений практически развивает подлинное богословие на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Может быть, кроме открытых слов Божиих ко Спасителю, Бог Отец еще неоднократно тайным и непостижимым для человеков гласом возвещал Ему глаголы, укрепляющие Его. История страданий ясно говорит в пользу сего суждения – страждущий Спаситель, по мнению св. отцов, на кресте был в богомыслии, читал псалмы и беспрестанно возносился духом к Отцу Небесному. Можно думать, что и Отец Небесный до той минуты, в которую Спаситель возопил: вскую Мя оставил еси, – отвечал Ему тайным гласом ободрения. Ибо это время оставления, необходимое для полноты креста, подъемлемого за грех, было только одним мгновением. Видно, что Отец вскоре милостиво воззрел на страждущего Сына, и Сын с надеждой предал Ему дух Свой. Мысль, что слова: с Тобою начало и проч. – произнесены к Сыну Божию еще в состоянии уничижения Его и для подкрепления Его человечества, находит свое подтверждение у св. апостола в послании к евреям ( Евр.5:7,10 ). Как в псалме, после слова: с Тобою начало, – следует наречение Иисуса Христа вечным священником по чину Мельхиседекову, так и у апостола сие изречение непосредственно следует за той молитвой, которую Господь Иисус Христос принес с воплем и со слезами, и за Его страданиями. Сей мысли держится Иероним (Иерон. III. VII, с.416). Итак, что же означают слова сии: с Тобою начало?.. Славянское слово в сем месте темно. В книге пророка Исайи то же греческое слово переведено иначе: Его же начальство бысть на раме Его ( Ис.9:6 ). Следовательно, начало, по значению греческого слова, означает владычество и власть (Феодор. на сие место), – так употребляется оно в Ветхом и Новом Заветах ( Иер.34:1 ; Лк.20:20 ). На сем основании настоящее изречение Отца к Сыну можно представить в таком выражении: не смущайся Твоим уничижением, не ослабевай под крестом, – Ты имеешь бесконечную власть, Тебе принадлежит владычество всех веков и народов, оно и теперь с Тобою, но теперь сокрыто под тяжестью креста, под мраком уничижения, под хламидой осмеяний; еще немного, и оно откроется в день силы Твоея! В самом деле, не прошло трех дней, как наступил сей святой день силы, – он открылся в славном событии воскресения: Аще и распят бысть в немощи, но жив есть от силы Божия ( 2Кор.13:4 ), говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Итак, православная Церковь , почитая св. мощи угодников Божиих, почитает не плоть и кровь и не прах от умерших людей, а почитает благодатную силу Божию, проявляющуюся чрез св. мощи угодников Божиих в дивных знамениях и чудесах. Миссионер свящ. Н. Кутепов VII. Кальнев М., епарх. миссионер. Миссионерское паломничество со штундистами и православными к святыням Чернигова и Киева (Чудесное исцеление у раки святителя Феодосия Черниговского и присоединение к православию бывших свидетелями сего чуда-штундистов Херсонской губернии).//Миссионерское Обозрение, 1897, Ноябрь, кн. 2. С. 664–684 «Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально». ( Тов.12:7 ) Повем дела Господня! Открытие честных мощей Святителя Феодосия Углицкого, это величайшее и радостнейшее торжество Русской и всей Православной Восточной Церкви, свидетельствующее о пребывании в ней неиссякаемого источника благодати Божией, не могло пройти незамеченным не только в мipe раскола, но и сектантства. И действительно, еще во время осенних моих миссионерских поездок по Херсонской епархии во многих зараженных штундизмом местах стал замечаться довольно большой пробудившийся среди сектантов интерес к вопросу о нетлении и почитании св. мощей. Очевидно, некоторые заблудшие умы, под влиянием усиленных миссионерских бесед, чтений брошюр и листков, а также рассказов самих очевидцев, призадумались над событием великого торжества Православной Церкви, истинность и святость которой еще так недавно и так явно засвидетельствованы, Божией милостью, всему христианскому мipy открытием честных мощей святителя Феодосия, архиеп. Черниговского, и совершением как у его гроба, так и в отдаленных местах России, по молитвам святителя, многочисленных и дивных чудес. Некоторые из сектантов после миссионерских бесед с ними сами изъявляли желание побывать у мощей угодников Божиих, справедливо рассуждая в этом случае, что всемогущий Господь мог прославить нетлением тел и чудесами только тех, кто действительно угодил Ему своею жизнью, кто действительно содержал истинную спасительную веру Христову, кто твердо исповедовал единую, святую, соборную и апостольскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Какую позицию занял бы Григорий в спорах о двух действиях и волях в Иисусе Христе? Этим вопросом задавались в VI-VII вв. обе противоборствующие партии, причем каждая была уверена, что Григорий занял бы именно ее позицию. С одной стороны, Григорий подчеркивает, что во Христе нет иной воли, кроме как воля Отца. С другой стороны, слова Григория нисколько не противоречили и учению диофелитов, одержавших победу на VI Вселенском Соборе. В Исповедании веры этого Собора не только упоминается имя Григория Богослова в одном ряду с именами Афанасия, Льва Великого и Кирилла, но и прямо цитируются его слова о том, что воля Христа «не противна Богу как всецело обоженная». По учению преп. Максима Исповедника , восторжествовавшему на Соборе, во Христе как совершенном Боге и совершенном человеке было два действия и две воли, однако Его человеческая воля не находилась в противоречии или конфликте с божественной. Максим делал различие между волей природной – той, что была свойственна человеку в момент его сотворения, и волей избирательной («гномической»), появившейся у него после грехопадения. Естественная воля первозданного Адама не противоречила воле Божией и была едина с ней, тогда как избирательная воля падшего Адама способна вступить в конфликт с Богом: это воля человека, вкусившего от древа познания добра и зла. Колебание между добром и злом, свойственное человеку греховному, было несвойственно Иисусу Христу, Чья человеческая воля была «всецело обожена». 858 Нельзя не увидеть в этом учении прямого развития христологических воззрений св. Григория Богослова . В Слове 30-м Григорий также анализирует текст, в котором говорится о Христе как " ходатае» между Богом и людьми (Ср. Евр. 7:25 ). Ходатайствовать (presuebein) – значит предстательствовать в качестве посредника, – говорит Григорий. Ходатайство Христа имеет как сотериологическое, так и нравственное значение – будучи человеком, Христос молится о спасении и обожении человечества, но также и нам подает пример терпения: Ведь Он ходатайствует даже и теперь, как человек, потому что Он обладает телом, которое воспринял; ходатайствует о нашем спасении, пока не сделает меня богом силой (Своего) вочеловечения, хотя Он уже и не познается по плоти (Ср. 2Кор. 5:16 ) – под плотским же понимаю страсти и все свойственное нам, кроме греха. Таким же образом и ходатаем имеем Иисуса (Ср. 1Ин. 2:1 ), но не так, чтобы Он за нас простирался ниц перед Отцом и рабски припадал к Нему... Ни Отец этого не требует, ни Сын не претерпевает, да и справедливо ли думать так о Боге? Но тем, что Он пострадал как человек, Он убеждает нас, как Слово и Советник, все претерпевать. Вот что понимаю я под ходатайством (paraklsis). 859

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И радость сегодняшнего дня должна привести нас к сознанию того, что во Христе мы новая тварь ( 2Кор. 5:17 ): елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал. 3:27 ). Давайте помнить, что пост ещё не кончился, а только начинается, и мы, пройдя через покаяние Адама, облекшись в одежду нетления, пойдём дальше по пути, раскрываемому Святою Церковью, через осияние Фаворским светом к радости жизни в Господе. Аминь. Беседа вторая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Святая Церковь празднует восстановление иконопочитания после VII Вселенского Собора. День этот она именует Праздником Православия, потому что в содержании его заключается указание на тот путь, вступить на который зовёт нас Церковь и который она считает путём Православия. В чём же значение этого дня и почему мы утверждаем, что с почитанием святых икон, и прежде всего образа Иисуса Христа, связан для нас истинный путь Православия? Почитая и поклоняясь образу Христа Спасителя мы свидетельствуем этим, что Бог Невидимый и Неописуемый» нас ради человек, и нашего ради спасения» явился во плоти и стал человеком и тем самым в Своём человеческом образе сделался описуемым и доступным изображению. Поэтому, поклоняясь образу Иисуса Христа, мы, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин , «поклоняемся не материи, но Творцу материи, ставшему материей ради нас... через материю создавшему моё спасение» 236 . Это значит, что иконоборцы, с такой ненавистью относившиеся к изображениям Спасителя, с яростию уничтожавшие святые иконы и жестоко преследовавшие сторонников иконопочитания, вооружились не против какой-либо частной особенности христианского культа, но против самого существа христианства, против его веры в Боговоплощение. Эту борьбу против Христа, пришедшего во плоти, лишь отчасти видоизменённую, мы можем наблюдать во всё время, на протяжении всей истории Церкви. И в наше время, когда мир открыто заявляет о своём нежелании идти по пути Христову, он, прежде всего, хочет стереть с лица земли всякое изображение Бога. Он борется против тех, кто украшает изображениями Иисуса Христа свои жилища и кто носит на своей груди Его святой крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010