Такое понятие о канонических писаниях имеет для себя следующие основания. Греческое слово κανν происходит от евр. – трость, тростник, и имеет первоначально узко-материальное значение: палка, правило, прямая трость, которой что-либо измеряется, всякая мера, имеющая прямое направление, например отвес, шнур, столб, прямо поддерживающий кровлю ( Иудифь 13, 6 ). Затем, с течением времени у александрийских греческих ученых это слово стало употребляться в переносном смысле: образец, правило; у грамматиков – правила склонений и других грамматических форм, или выдержки из древних греческих писателей; у летописцев: главные исторические моменты или эпохи; у композиторов – монохорд, по которому определялись все тоны; у юристов – нравственное или законное правило, предписание (Eurip. Нес. 602. Lycurg. 9. Dem. 18. 296...); у критиков древних произведений употреблялось в значении каталога или собрания классических произведений. У священных новозаветных писателей слово κανν употребляется в нравственном смысле: правило жизни: елицы правилом ( κανν) сим жительствуют (т.е. верой во Христа), мир на них и милость ( Гал.6:16 ; Флп.3:16 ; 2Кор.10:13–16 ). Это значение слова κανν было наиболее употребительно и в святоотеческих творениях ( Ириней Лионский . Против ересей. III, 11. 1. Климент Алекс. Строматы. VI, 15; VII, 16...). Соборные веро- и нраво-определения посему обычно назывались в христианской письменности канонами, как правила веры и жизни. Принятое у александрийских ученых значение слова κανν в приложении к собранию книг у Отцов Церкви было употребляемо в приложении к собранию Священных книг, в коих «заключаются единственные нормы истины, источники спасения, единственное правило веры и жизни» (Ириней Лион. Против ересей. III, 11; IV, 35). Св. Исидор Пелусиот говорит: «каноном истины именуем Священное Писание » (Письма. IV, 14). «Кто возражает против Свящ. Писания, тот далек от канона», говорит св. Златоуст (Беседы на Быт.58:3 , – на Деян.33:4 ). Бл. Феодорит и Ориген часто замечают, что канон означает собрание Божественных писаний (Объясн. Песн. Песней. II, 1. 3. Ориген . Толк. на И. Нав.2:1 ...). «Канонические писания ( Βιβλα κεκανονισμνα), по св. Афанасию, суть богодухновенные писания и тем отличаются от всех других «неопределенных ( ρισα) книг» (39 пасх, посл.; срав. Лаодикийского собора 60 прав.; Евсевий. Церк. истор. VI, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава VII. Радость Апостола по поводу прибытия к нему Тита с добрыми вестями из Коринфа (1–16). Ст. 1-й представляет собою заключение к отделу, содержащемуся в 14–18 стихах предшествующей главы. Стихи 2–4-й являются переходом к следующей речи о прибытии Тита. Затем с 5-го стиха идет речь о том, как утешен был Апостол возвращением к нему Тита, ходившего в Коринф, и теми сведениями о состоянии Коринфской церкви, которые ему сообщил Тит по своем прибытии. 2Кор.7:1 .  Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. «Обетования» – см. 17-й и 18-й стихи VI-й главы. – «Скверны плоти и духа», – т. е. от грязных пороков, оскверняющих самое тело наше, и от более утонченных грехов, проявляющихся в душевной нашей жизни. – «Совершая святыню» – правильнее: наше освящение или очищение, которое в крещении только еще началось и должно продолжаться в течение всей нашей жизни. – «В страхе Божием». Еще в Ветхом Завете сказано, что страх Божий есть начало премудрости ( Притч. 1:7 ). Для христианина, совершающего свое освящение, также нужна великая мудрость. Ясно, почему Ап. здесь говорит о страхе Божием. Коринфяне могли совсем забыть о Нем, видя в Боге только Отца, и этим лишились бы опоры для своей деятельности на пути нравственного самоусовершенствования. 2Кор.7:2 .  Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти. 2Кор.7:3 .  Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить. 2Кор.7:4 .  Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. Апостол защищается от упреков в том, будто бы он оскорбляет Коринфян и ищет от них корысти. Ничего подобного он не совершал. И теперь он говорит об этом не для того, чтобы осудить Коринфян: напротив, он любит их от всего сердца. И вообще он о Коринфянах только радуется в настоящее время (когда Тит сообщил ему, как было принято ими его первое к ним послание), даже забывая об угнетающих его всяких скорбях. Как же ему не радоваться, когда он уверен в том, что Коринфяне послушны ему как отцу своему?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Священное Писание любые формы гадания, колдовства, магии и проч. называет мерзостью и строжайше запрещает: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев19:31). Во Второзаконии это запрещение повторяется: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Вт.18:9-13). Занимающийся колдовством по Закону подлежал смертной казни (Лев.20:6, 27). Об Иосии (4Цар.23:24) в Библии с похвалой говорится, что он очистил землю от всяких гадателей. Новозаветная Церковь восприняла из Священного Писания запрещение всех видов колдовства как сатанинского занятия и приняла на VI Вселенском и других Соборах специальные правила: «Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам, или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, якоже глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром (2Кор.6:14-16)?» (61-е правило VI Вселенского Собора).

http://pravoslavie.ru/6772.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Общение ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) слово «О.» [греч. койнониа] подразумевает «тесную связь», «близкие отношения, характеризующиеся наличием взаимных прав и обязательств», в которых одна из сторон может иметь некоторые преимущества; 2) в разговорном греч. языке слово койнониа («общность») означало «участие в общем деле» или «отношения между людьми»; 3) в ВЗ слово «О.» указывает лишь на межчеловеческие отношения ( 2Пар. 20:35 ; Пс. 49:18 ); отношения же человека и Бога определяются словом завет (⇒ Союз, завет ); 4) в НЗ, напротив, слово «О.» означает разностороннее и сознат. О. с Богом: в 1Ин. 1говорится об «общении с Отцом и Сыном»; в 1Кор. 1 – о призвании «в общение Сына Его, Иисуса Христа»; в 1Кор. 10:16 – о приобщении крови и тела Христовых и об «участниках (точнее – «общниках», см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) жертвенника»; в Флп. 3 – об «участии [греч. койнониа] в страданиях Его»; в 2Кор. 13 и Флп. 2говорится об «общении Святого Духа». ПОНИМАНИЕ ОБЩЕНИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ 1) основой О., о котором говорится в НЗ, является пребывание человека «во Христе» или Христа в нас ( 2Кор. 5:17 ; Гал. 2:20 ); это новая основа существования ( Гал. 6:15 ); 2) О. совершается исключит. по воле Божьей, оно даруется человеку через ⇒ веру; постоянное О. с Богом проявляется в послушании человека; 3) примеры христ. О. часто встречаются в посланиях ап. Павла, где верующие люди представлены как члены тела Христова ( 1Кор. 12:12 ) (⇒ Тело, VI). Это О. осуществляется и переживается ими в ⇒ Вечере Господней ( 1Кор. 10:16 ); 4) О. с Иисусом Христом становится зримым в О. христиан друг с другом. Как святые (⇒ Святость, святое), христиане являются членами основанной на жертве Христа Церкви ( Евр. 10:14 ). Они живут в этом, старом ⇒ мире [греч. айон; ⇒ Вечность], хотя для них уже начался новый мир ( Ин. 17:15 ). Их О. постоянно угрожает грех, противостоять которому можно, только живя во свете ⇒ познания и очищаясь ⇒ кровью Христа ( 1Ин. 1:6–9 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава VI. Молва мира сего и безмолвие Житейское попечение Печаль мира сего смерть соделывает ( 2Кор.7:10 ). Евангелие повествует, что, когда проповедовал Господь людям спасение Свое, то некоторые, показывающие себя премудрее прочих, смеялись над Его учением. Слышали, – так сказано, – и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним ( Лк.16:14 ). Другие же почитали учение Его не только смешным, но и безумным, так что о Нем говорили: неистов есть ( Мк.3:21 ). Мнози от ученик Его, – еще сказано, – слышавше Его учение, говорили между собою: жестоко есть слово сие; кто может Его послушати? и от сего идоша вспять, и к тому не хождаху с ним ( Ин.6:60, 66 ). Все это и ныне повторяется, хотя и не так явно, и как бы под прикрытием немощи или бессилия человеческого. И ныне ведь тот же мир, во зле лежащий (Ср. Ин.5:19 ), – такие же есть люди, как и прежде, которым учение Господне представляется как бы неосновательным, не вполне благоразумным. И Господь также неизменен, ибо Он вчера и днесь, как сказано, той же и вовеки ( Евр.13:8 ). Он даже до ныне говорит: се стою при дверях и толку, – стоит долготерпеливый при дверях сердца нашего, затворенных для Него невниманием нашим, и ударяет в них гласом Своим, аще кто услышит глас Мой ( Откр. 3, 20 ). Но многие и слушать не хотят, а другие, хотя и слушают, но внимать не хотят или не могут понять, – чего хощет Господь от нас, чего Он от нас требует? Слухом услышите, – так сказано и о нас, – и не имате разумети ( Мф.13:14 ). В одной беседе с такими, как и мы, многопопечительными людьми Господь много раз повторял одно и тоже слово: не пецытеся, – так говорил Он, – душею вашею, что ясте, или что пиете; ни телом вашим, во что облечетеся. Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех. Потому не заботьтесь и о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы ( Мф.6:35, 31, 34 ). Не преподается ли и нам сие учение Господне? Не тот же ли глас Его и мы ныне слышим? И не говорят ли также и ныне люди с ожесточенными сердцами: «да разве можно так жить, чтоб не заботиться и о завтрашнем?» – Бедные умом! не разумеют они, что Господь ведь не заповедал делать что-либо невозможное. А если кто так думает, тот должен признаться, что учение Господне почитает безумием. Ибо не безумно ли велеть делать то, чего нельзя сделать? Ты говоришь: «Да кто же может так жить?» Но довольно уже и этих слов к осуждению твоему, если считаешь для себя невозможным исполнение воли Господней. Мудрование плотское есть вражда на Бога, как сказано, ибо закону Божию не покоряется, да и не может. И потому все живущие по разуму естественному, по закону плоти, Богу угодити не могут ( Рим.8:7, 8 ). И все они услышат от Судии праведного глас такой: отыдите от Мене делающие беззаконие ( Мф.7:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

2Кор.6:16 .  Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом 6 . Ап. обосновывает свое увещание ветхозаветными изречениями. Что верующие суть храм Божий – это он доказывает на основании Лев.26:11 и сл. Здесь Бог обещает Израилю награду, если он останется верным закону Божию. А христиане суть новый Израиль. 2Кор.6:17 .  И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас 7 . 2Кор.6:18 .  И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель 8 . Как евреев пророк Исаия призывал выйти из грешного Вавилона ( Ис 52:11 ), так и Апостол убеждает коринфских христиан порвать общение с языческим миром. – Откуда взято выражение: «и буду вам Отцом»? По нашему русскому тексту источником в этом случае для Апостола послужили книги Иеремии и Осии, но это едва ли так, потому что в означенных книгах такого выражения не имеется. Новейшие толкователи полагают, что Ап. здесь несколько видоизменил выражение 2Цар 7:14 , относящееся к потомку Давида. Некоторые критики считают место VI:14-VII:1 неподлинным по следующем соображениям: 1) здесь трактуется о таком предмете, о котором нигде во всем послании более не говорится, 2) стиль этого места мало изящен и не соответствует вообще способу выражаться, каким владел Ап. Павел, 3) стихи эти нарушают связь речи и с их устранением получается вполне связная речь: второй стих VII-й главы явится естественным продолжением 13-го стиха VI-й главы. – Но эти соображения недостаточно серьезны. Во-первых, об увлечении Коринфян языческими пороками есть намек в 2Кор.13:2 . Во-вторых, вставочные рассуждения попадаются у Апостола нередко и в других посланиях и, в-третьих, стиль, собственно говоря, здесь нисколько не заключает в себе чего-либо необычайного для произведений Ап. Павла. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Второе Послание святого апостола Павла к Коринфянам. 752-811 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3) Иудеи; и слепота в них была от окаменения сердец их, и от зависти. Сколько Христос ни творил пред ними чудес, желая уверить их о истине Своего посольства: но сердца их были окамененны, а посему они взирали на Него и на чудеса Его слепыми очами. [Снеси: ( Мк.3:5 ), ( Ин.12:19 ), ( Рим.2:19, 11:25 ), ( Ис.6:9, 10:21, 42:18–19 ]. § VI Весьма опасна душевная слепота, ибо она есть мать величайших бедствий. 1) Действует она, что многие опечаливают Христа Господа своего: так бо пишет о сем Евангелист Марк: и воззрев на них со гневом, скорбя о окаменении сердец их ( Мк.3:5 ).·Христос есть Свет, посему и желает, чтоб все познали Его, яко Свет от Света, и видели его так, как Он был, и есть свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир ( Ин.1:9 ). 2) Действует душевная слепота, что многие будучи сами слепы в учении Божественном, и других своими ложными и по видимому ясными, а в самом деле только тёмными, как Египетская тьма мнениями ослепляют. Отсюда-то оная притча: слепец же слепца аще водит, оба в яму впадут ( Мф.15:14 ). Таковы были фарисеи. Они и сами претыкались в познании истины, и чрез покрывало Моисеево, как бы чрез некие тёмные очки, взирали на закон – и других мрачною суеверия и неведения мглою покрывали. Почему Христос говорит о них: вожди слепии, оцеждающии комары, велблуды же пожирающе ( Мф.23:24 ). Опасаться нам надобно, чтобы и нас не обличал Павел: уповая же себе вожда быти слепым, света сущым во тме, наказателя безумным, учителя младенцем, имуща образ разума и истины в законе: научая убо инаго, себе ли не учиши? ( Рим.2:19–21 ), то есть ты тому учишь другого, чего сам не разумеешь, в чём и сам ошибаешься, в чём и сам слепотствуешь. Таковы суть заблудившие от истины раскольники. Они хотя бедны умом, слепы в познании Св. Писания, обнажены благих дел; однако думают, что они сидят на Моисеевом седалище. 3) Действует душевная слепота, что многие и сами ведут жизнь распутную, – и других подобными себе делают. Да сие и необходимо. Ибо, кто слепотствует в знании Бога и Его воли и неправильно верит во Христа, тот не может и другим показать пути жития непорочного, ибо ходит он по предложениям развращённого ума своего или, как Павел говорит: по веку мира сего, по князю власти воздушныя: духа, иже ныне действует в сынех противления, ходит в похотех плоти своея, творя волю плоти и помышлений ( Еф.2:2–3 ). О таковых то вождях и последователях их, можно сказать, что они осязают яко слепый во тме ( Втор.28:29 ); что должно разуметь о крайнем потемнении, и слепости разума; что они, видяще, не видят ( Ис.6:9 ), во тьме ходят, и не знают камо идут ( Ин.12:35 ), покрывало на сердце лежащее имеют ( 2Кор.3:15 ); что, будучи сами слепы – слепцов водят.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

(68) Кроме этого еще и Послание Иуды и два вышеупомянутого (или, носящие имя) Иоанна считаются (или используются) во вселенской [Церкви] 693 ; и [книга] Премудрость, (70) написанная друзьями Соломона в его честь. (71) Мы принимаем только апокалипсис Иоанна и Петра, (72) хотя некоторые из нас не желают, чтобы последний читался в церкви. (73) Но Ерм написал Пастыря (74) очень недавно, в наши дни, в городе Риме, (75) в то время как Пий, его брат, занимал [епископскую] кафедру (76) церкви в городе Риме. (77) И поэтому его следовало бы читать; но (78) его нельзя читать людям публично в церкви ни среди (79) пророков, чье число полно 694 , ни среди (80) апостолов, так как написан после [их] времени. (81) Но мы не принимаем ничего из того, что писали Арсиной, Валентин или Мильтиад, (82) который также составил новую книгу псалмов для Маркиона, (84–85) вместе с Василидом, азиатским основателем катафригийства… 2. Канон Оригена (ок. 185–254) По разным источникам, сведенным воедино Евсевием в его Церковной ucmopuu,VI. 25, 3–14. Обсуждение см. в гл. V. 4, 3. В первой книге его [ Оригена ] Комментариев на Евангелие от Матфея, защищая канон Церкви, он свидетельствует, что знает только четыре Евангелия, и пишет приблизительно так: (4) Среди четырех Евангелий, которые только безоговорочно и принимаются в Церкви Божьей, находящейся под небом, как я узнал из предания, первое было написано по Матфею, который некогда был сборщиком податей, (5) а впоследствии апостолом Иисуса Христа, который опубликовал для тех, кто обратился к вере из иудейства, составил его, как оно и существовало, на еврейском языке. (5) Второе, от Марка, который составил его в соответствии с наставлениями Петра, который в соборном послании называет его сыном: «Приветствует вас, избранная подобно вам, Церковь в Вавилоне, и Марк, сын мой» ( 1Пет.5:13 ). (6) Третье – от Луки, Евангелие, которое одобряет Павел (ср. 2Кор.8:18 ), и составленное для тех, кто от язычества [пришел к вере]. После всех них идет Евангелие от Иоанна».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

В Новом Завете Апостолы показывают нам пример отношения к суевериям. Ап. Павел поражает Елиму-волхва слепотою. Заслуживает при этом внимания речь Апостола, обращенная к Елиме. «О, исполнение всякого коварства и всякого злодейства, сын дьявола, враг всякой правды! – говорит Елиме ап. Павел. – Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне, вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени» ( Деян.13:10–11 ). В Филиппах тот же Апостол изгоняет злого духа из служанки, занимавшейся прорицаниями. И это Апостол делает с негодованием, несмотря на то, что служанка, идя за ним и его спутниками, кричала: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» ( Деян.16:16–28 ). Взгляд последующей христианской Церкви на волшебство, колдовство и всякого иного вида суеверия выражен в ряде соборных постановлений и отеческих правил. Укажем на 61-е прав. VI всел. собора. Оно гласит: «Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам 136 или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыта, согласно с прежними Отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц или иных животных на посмешище и на вред простейших и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей 137 , обаятелей 138 , делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающихся же в сем и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают. «Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет Апостол: или кое служение Церкви Божией со идолы; или, кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром» ( 2Кор.6:14–16 )». Славянская Кормчая добавляет к этому правилу: «Волхвов и скомросей в дом не приводити и к ним не ходите: но и бегати». Следующее, 62-е правило IV всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Иисус Христос исповедал Себя Сыном Божиим и пострадал не только за исповедание этой истины, но и за обличительную правду, ненавистную духовным руководителям Его родного народа. Иоанн Креститель стал мучеником за веру Божию, ибо в силу её требований явил нравственную правду своих обличений. Святитель Филипп за то же пострадал от грозного царя. Святейший Патриарх Тихон возвысил свой голос против злодеяний большевиков-коммунистов вплоть до анафематствования, до отлучения их от Церкви. Мы сознаем во всем этом истинность, правду, подлинность христианства. Возможен ли другой путь, дозволяется ли он Евангелием? Может ли оно хотя бы в одном действии или слове оправдать нынешнюю московскую церковную власть, в её связи с безбожной властью коммунистов, когда в одних случаях она предавала этой власти своих мучеников-исповедников и становилась причиною их новых страданий, а в других наносила и наносит по сей день тяжкий моральный ущерб Церкви своим открытым служением лжи и обманам этой богоборной власти? Ответ очевиден: это – падение, это – отступление от христианства. Апостол Христов говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным» (2Кор. vI, 14–15). Никакие выгоды внешнего бытия, никакие облегчения своего существования не покупаются ценою такого союза, который для христиан есть самоотрицание, духовное самоуничтожение. Беречь так свою внешнюю жизнь, это – потерять ее. Это не жизнь. «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» – говорит Господь ( Мф. Х, 39 ). Существование в ложных формах или при посредстве лжи не есть существование и жизнь в Церкви, а смерть для души, расслабление, паралич, тоска и тюрьма для душ, бремя непосильное, страшной тяжести, для совести. Свобода только вне этого ярма лжи, хотя бы это было скитальчество, отсутствие внешней легальной церкви, катакомбы и все лишения. Здесь – свобода, правда и жизнь с чистой совестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010