Оттого-то и тоскует здесь душа христианина и воздыхает по нему и вечности. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:2 ). Но Апостол предостерегает от того, чтобы нам, явившись в то вожделенное отечество, «и одетыми не оказаться нагими» ( 2Кор.5:3 ) («хотя всякий человек облечется в одежду нетления, однако же не все станут причастниками божеской славы; этих он и называет «нагими» (бл. Феодорит, цит. по еп. Феофану, Толк. 2-го посл. к Коринф., 77). «Облечение», «одеяние» здесь есть образ получения нового духовного тела после смерти. Итак, тело – не только жилище души, но и её одеяние), т. е. без добрых дел, недостойными стать его наследниками. Апостол не предпочитает жизни смерть, хотя она и ведет к большему познанию Христа. Забота его – «облечение в небесное», что начинается уже здесь на земле, в процессе духовной жизни: «Не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа» ( 2Кор.5:4–5 ). Но пока мы в теле, мы удалены от Господа, духовное видим не непосредственно, как видели его первые люди до грехопадения, но опосредствованно, – очами веры: «ходим верою, а не видением» ( 2Кор.5:7 ). И если земному телу предлежит все равно распадение и смерть, то мы ревнуем о вечности уже сейчас: «желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор.5:8 ). История мучеников подтверждает это ревнование о встрече с Богом. Но так как независимо от времени жизни и смерти нас ожидает суд Христов ( 2Кор.5:10 ), то главное, с чем мы всегда должны заботиться, – это благоугождение Богу: «ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными» ( 2Кор.5:9 ). 3. Обязанность христианина по отношению к апостольскому благовестию (2Кор.5:11–7, 1) а) «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:11–6, 2 ) Для лучшего успеха проповеди, а также с тем, чтобы заградить уста клеветников, ап. Павел показывает чистоту своей совести и верность свою перед Богом ( 2Кор.5:11 ). Во всех своих поступках он движим любовью ко Христу: и свои откровения и восхищения, и свою скромность и уничижение он приписывает Богу и переносит все ради Бога ( 2Кор.5:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Глава IX Почему необходимо было послать в Коринф братий – сборщиков (1–5). Новое увещание к щедрости в подаянии милостыни (6–15). 2Кор.9:1–5 . Апостол послал в Коринф вышеупомянутых братий – сборщиков для того, чтобы Коринфяне к прибытию его и некоторых македонских христиан приготовили уже милостыню как совершенно добровольное даяние, не вынужденные к этому личным присутствием Апостола Павла. 2Кор.9:1 .  Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, 2Кор.9:2 .  ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих. Апостол знает, что Коринфяне расположены подавать милостыню он уже хвалил их за это пред македонскими христианами. – Ахаия – см. 2Кор.1:1 . 2Кор.9:3 .  Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, 2Кор.9:4 .  и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью. 2Кор.9:5 .  Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам, и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор. Под влиянием печали, которую произвело в Коринфянах послание Апостола Павла ( 2Кор.7:9 ), сбор милостыни мог остановиться. В виду этого Апостол и посылает братий-сборщиков возгреть это доброе дело в Коринфе. Нужно было особенно возбудить в сердцах Коринфян расположение к сбору милостыни, чтобы этот сбор не показался им простым «побором». 2Кор.9:6–15 . Апостол пользуется случаем для того, чтобы здесь сказать и о расположении, в каком должно подавать милостыню, и о могуществе Божием, в силу которого подающий может быть всегда уверен в том, что Бог всегда может дать ему средства к щедрому благотворению, и, наконец, о той пользе, какую приносит щедрая милостыня. Заключает свою речь Апостол воссыланием хвалы Богу за Его величайший дар, какой человечество получило в Христе Иисусе и какой еще более побуждает христиан быть щедрыми к другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вот как идет обыкновенно проповедь евангельская!.. В) Возвращаясь к прерванной речи о причинах, замедливших прибытие в Коринф, Апостол выражает радость и утешение доставленные ему возвращением Тита и всем, что видел и встретил он в Коринфе ( 2Кор. 7:2–16 ) Первоначально заметив (впрочем не в осуждение Коринфян), что никого он не обидел среди них, никому не повредил и ни от кого не искал корысти, и что – вопреки всем этим возводимым на него клеветам – он всех имеет их в сердце своем и много хвалится ими, Св. Павел продолжает: «я преизобилую теперь (т. е. по прибытии Тита) радостью, несмотря на то, что когда пришли мы в Македонию (из Триады), плоть наша не имела никакого покоя. … отвне нападения, внутри страхи» ( 2Кор. 7:2–7 ). Я не сожалею теперь даже и о том, что опечалил вас своим посланием, хотя и пожалел было, ибо печаль ваша не мирская, производящая смерть, а печаль ради Бога, производящая неизменное покаяние ко спасению. Впрочем, я и писал вам обличение «не ради оскорбителя (кровосмесника) и не ради оскорбленного (отца кровосмесника), но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом» ( 2Кор. 7:8–12 ). «А еще более обрадованы мы, – прибавляет Апостол, – радостью Тита, что вы все успокоили дух его, и я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился пред ним… Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас» ( 2Кор. 7:13–16 ). III. Практическая часть. О собрании милостыни для бедных иерусалимских братий (2Кор. 8 и 9) К пожертвованиям Св. Ап. Павел убеждает Коринфян: 2Кор. 8:1–8 . Во-первых, примером церквей Македонских. «Глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия, ибо они доброхотны по силам и сверх сил (я свидетель)… Усердием других, – прибавляет Апостол, – испытываю искренность и вашей любви». 2Кор. 8:9 . Во-вторых, указанием на Господа Иисуса Христа. «Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы обогатить нас своею нищетою». 2Кор. 8:10–12 . В-третьих, напоминаем того, что сами Коринфяне еще с прошедшего года усердно желали помочь бедным братьям своим пожертвованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 11 Лучше бы было, если бы вы умом своим с некоторым снисхождением поняли то, что я (скромно) высказываю с некоторым неразумием, то есть в похвалу себе; но хорошо и то, что вы слушаете меня ( 2Кор.11:1 ). Ведь я говорю во имя Того, Кто говорил во плоти, подтверждая чудесами проповедь Свою, и (во имя) Таинств Его. Таким образом я утвердил и 2Кор.11:2 . обручил вас в святой истине, решив представить в последний день пред Христом. 2Кор.11:3 . Но боюсь, чтобы как змий... Еву... прельстил лукавством своим и отделил от Бога, так... не были бы повреждены помыслы ваши теми самыми апостолами змия, и чтобы вы не уклонились от простоты святости, которую имеете во Христе, то есть от истины святости Христовой. 2Кор.11:4 . Ведь [ибо] если... кто приходит 32 к вам и иного Христа некоего проповеду ет, Коего мы не проповедали вам, или другой какой-либо дух [дар] получаете чрез них, коего вы, пока мы были у вас, не получили, или другое Евангелие возвещают вам, коего не приняли вы от нас, то вы хорошо терпели бы и слушали бы слова тех, кто хулят нас. 2Кор.11:5 . Ибо так думаю о себе, что ничего я не дал вам менее, чем высшие Апостолы дают своим ученикам. 2Кор.11:6 . Если же и простец [неискусен] я словом, – как говорили, – но не... знанием, – то есть не в отношении к истине и проповеди моей, – но во всем... мы явлены были вам: и в истинном Евангелии, и в духовных дарах. 2Кор.11:7 . Или разве грех совершил я тем, что себя унизил, не восхвалил, дабы возвысились вы кротостью и унижением, которое получили от нас? Или, быть может, я унижен тем, что даром Евангелие Божие благовестил вам? Или тем, что 2Кор.11:8 . у других церквей брал я, чтобы отдать вас другому оброку и покончить дело ваше? 33 А если чего недоставало мне, Когда я был у вас, как это засвидетельствуете сами вы, то никому из вас мы никогда не досаждали, прося чего-либо. Но после терпения моего 2Кор.11:9 . недостаток мой восполнили не дети вашего города, но братия, пришедшие из Македонии; они-то, говорю, и восполнили нужду мою. И не только в этом сберегал я себя, чтобы не быть для вас в тягость, но и

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 2 2Кор.2:1 . Я решил в сердце своем опять в огорчении не приходить к вам. 2Кор.2:2 . Ибо если я, ваша утеха, огорчаю вас, то кто же обрадует меня и вас, если не сокрушение и раскаяние того, кто огорчен от меня? 2Кор.2:3 . И сие самое для того на писал я вам в Первом моем Послании, чтобы, когда приду, не огорчали меня своими дурными делами ...те, коим надлежало бы радовать меня своими добрыми делами. Ибо и уверен, и знаю, что эта моя радость добрым делам того, кто раскаялся, и его товарищей, которые смирились, всех вас... есть [радость]. 2Кор.2:4 . И великою скорбью, меня угнетающей отовсюду, и стеснением сердца, которое имею из-за вас, на писал... я это вам со многими слезами чрез Аполлоса, – не для того, чтобы огорча ть вас, то есть не с целью досаждать вам скорбями моими, но дабы у знали... вы... любовь, которую имею пре изобильно к вам. Я перестал даже молиться о том, чтобы освободиться мне от окружающих меня искушений. 2Кор.2:5 . А кто огорчил, взяв жену отца своего, то не он один только меня огорчил, ибо он от части, то есть только по мере своей опечалил меня. Может быть, указывает этим на прежнее их согрешение, дабы как он простил их, так и они пусть простили бы того грешника. Да не отягчу всех вас: или чтобы не сказать против всех вас, или я не отяготил всех вас прошением от всех вас. 2Кор.2:6 ) Довольно... для такового того наказания, которое от многих он принял, подобает вам иметь снисхождение к нему, поскольку он отлучен от вас всех. 2Кор.2:7 . Напротив? утешайте его от печали и скорби, которой он поражен, после того как мы оставили его первого, дабы чрезмерной скорбью, явившейся у него, не был поглощен таковый, или кто подобен ему по мучению совести. 2Кор.2:8 . Потому и я умоляю вас... утвердить (обратить твердую) к нему любовь вашу, которую вы отвратили от него на долгое время. 2Кор.2:9 . Особенно потому, что я на писал к вам за него, дабы узнать верность 6 вашу, во всем ли вы послушны мне ( есте), то есть послушались ли вы меня по Первому Посланию и подвергли ли того (грешника) отлучению от себя, – но так и теперь послушайтесь и приобщите его к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Но вол начал носить ярмо не добровольно, а быв приучен к тому. Христианин же освобожден Христом от ярма греха и не должен добровольно делаться подъяремным). Ап. Павел сравнивает верующих и неверующих с самых различных точек зрения и не находит ничего общего между ними ( 2Кор.6:14–16 ): 1 . с точки зрения нравственной: «Какое общение праведности с беззаконием?» 2. со стороны духовной: «Что общего у света о тьмой?» 3. со стороны их начальства: «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (Велиар – сатана, богоборец). 4 . по характеру жизни: «Какое соучастие верного с неверным?» 5. по характеру религии и последней цели её: «Какая совместимость храма Божия с идолами?» Верующие – это и есть храм Духа Божия. Общаться с неверным – это все равно, что поставить идола в храме Бога живого... Эти примеры означают не то, что верующие не должны вообще общаться с неверующими, но то, что они должны остерегаться общения с ними во грехах. Верующие – народ Божий, отделенный от неверных; они дети Божии, «храм Бога живого» ( 2Кор.6:16 ), поэтому должны совершенно «очистить себя от всякой скверны плоти и духа», чтобы успешно совершать святыню, т. е. подвиг святом жизни в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ). в) Свидетельство Апостола о своей любви к Коринфянам (2Кор.7:2–16) После вдохновенной речи ап. Павла о высоком достоинстве Новозаветного Откровения, вызванной встречей с Титом ( 2Кор.2:14 ), теперь он вновь возвращается к практическим вопросам своего отношения к Коринфянам, старается доказать свое благорасположение к ним. Апостол воспоминает свое беспокойство, когда не встретил Тита по приходе в Македонию ( 2Кор.7:5 ), и свою радость, вызванную добрыми известиями о благом воздействии первого Послания ( 2Кор.7:6–11 ). Как говорит Златоуст, Апостол похваляет и укоряет всех коринфян вместе, представляя каждому избрать свое. Таким образом и укоризны делались сносными, и похвалы возбуждали к большей ревности. Ап. Павел не жалеет, что опечалил их посланием, наоборот, радуется, ибо они опечалились ради Бога» ( 2Кор.7:9 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

В Новом Завете с действием Того же Духа связано и наше возрастающее преображение: «мы все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). Что значат эти слова, говорит св. И. Златоуст: «Это яснее было для верующих времен апостольских, когда действовали дарования чудес; впрочем, кто имеет очи веры, тому и ныне нетрудно уразуметь сие. Как скоро мы крещаемся, то душа наша, очищенная Духом, делается светлее солнца... и в себя принимает луч от славы Духа, и от себя отражает луч той же славы» (еп. Феофан, Толк. 2-го посл. св. ап. Павла к Коринф., 58). Проповедь Апостолов действует неотразимо на неиспорченные сердца. Не принимают ее лишь «неверующие», «погибающие»; она «закрыта» для тех, «у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» ( 2Кор.4:4 ). «Бог века сего», или «князь мира сего»,– так назван диавол, имеющий огромную власть над людьми. Он пользуется пристрастием людей к плотской жизни, к самоугождению и этим помрачает их ум и ослепляет их духовное зрение, препятствуя им увидеть безмерную славу и благость Христа и уверовать в Него. Апостол сравнивает просвещение сердца светом Евангелия с первым днем творения, когда впервые воссиял свет из небытия и тьмы: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Кор.4:6 ). 2. Сила Божия в немощи человеческой совершается (2Кор.4:7–5 – 10) а) Сила веры – в испытаниях ( 2Кор.4:7–15 ) Показав величие новозаветного служения, ап. Павел не скрывает и того неславного и даже уничиженного внешнего положения апостолов, которым соблазнялись некоторые из новообращенных. Апостол показывает высокую цель унижения: «...чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор.4:7 ). То, что апостолы отовсюду притесняемы, в отчаянных обстоятельствах, гонимы, низлагаемы ( 2Кор.4:8–9 ), окружены множеством смертных опасностей, из которых они, однако выходят живыми и невредимыми, не отчаивающимися даже в самых отчаянных обстоятельствах, заставляет всякого признать очевидность действия силы Божией (Апостол как бы так говорит: «Ибо не так была бы видима сила Божия, если бы мы никогда не страдали, нежели теперь, когда мы страдаем и остаемся непобедимыми» (св. Иоанн Златоуст , цит. соч., стр. 69). «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» ( 2Кор.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

2Кор.3:7 .  Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, – 2Кор.3:8 .  то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? «Служение смертоносным буквам, начертанное на камнях» – правильнее: «служение смерти (служение, способствующее расширению господства), буквами начертанное на камнях». Ап. имеет в виду здесь Десятословие, которое обязано было своим происхождением служению Моисея ( Исх 34:28 ). Ап. прибавляет, что Десятословие было начертано буквами и этим еще резче оттеняет недуховный характер его. – «Не могли смотреть». В кн. Исход ( Исх 34:30 ) сказано только, что евреи «боялись подойти» к Моисею. Разъяснение свое Ап. делает, очевидно, на основании иудейского предания. – «Преходящей». Ап. прибавляет это выражение для того, чтобы выставить на вид превосходство славы новозаветного служения, как это и делает он прямо ниже (см. ст. 11). – «Служение духа», т. е. посвященное Св. Духу служение проповедников Евангелия. 2Кор.3:9 .  Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. «Служение осуждения», т. е. ведущее к осуждению (ср. Рим.7:9 и сл.; Гал 3:10 ). – «Служение оправдания», т. е. ведущее к оправданию (ср. Рим.1:17, 3:22 и сл.). 2Кор.3:10 .  То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. «То прославленное», т. е. «ибо в этом отношении – т. е. в отношении величия Моисеева служения по сравнению с названным (ср. ст. 9) – можно сказать, что прославленное – не прославлено». 2Кор.3:11 .  Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. «Преходящее» – именно служение Моисея. Моисей перестал быть законодателем ( Рим 10:4 ). – «Пребывающее», т. е. – служение проповедников Евангелия, которое (служение) будет продолжаться до конца мира ( Мф 24:14 ). 2Кор.3:12 .  Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, 2Кор.3:13 .  а не так, как Моисей который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Те находятся под действием сатаны (ст. 4-й), он – под действием Бога: те находятся в ослеплении, он же ясно видит все во свете Христовом. –  «Славы Божией в лице Иисуса Христа» – правильнее: на ( εν) лице Иисуса Христа. Ап., таким образом, утверждает здесь, что Бог дал ему познать или увидеть лицо Христа, осиянное Божественною славою. Вот почему он и назвал Христа (ст. 4-й) образом Бога невидимого. Христос явился ему во славе, в прославленном состоянии и в этом случае показался как истинный образ Божий. 2Кор.4:7–12 .  После изображения апостольского величия своего Павел начинает говорить о том, в каком резком противоречии с этим величием стоит внешнее униженное положение Апостола, и прежде всего говорит о цели, с какою Бог допустил это по отношению к Своему верному служителю. 2Кор.4:7 .   Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. «Сокровище сие», т. е. величие внутреннее. –  «Мы», т. е. Ап. Павел. –  «В глиняных сосудах», т. е. в теле, которое по внешнему виду было слабо, хрупко. И весь вид Ап. Павла не отличался представительностью (ср. 2Кор.12и сл.;  Гал 6:14). –  «Чтобы преизбыточная сила» – т. е. та неустанная энергия, с какою Павел совершал свое служение. –  «Была приписываема Богу, а не нам». Весь мир должен узнать, что эта духовная энергия исходит от Бога, а не от Павла. 2Кор.4:8 .   Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 2Кор.4:9 .   мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Но раз эта сила, которою владеет Павел, от Бога, то она никогда не может быть подавлена, никакими преследованиями. 2Кор.4:10 .   Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ап. говорит в другом месте, что в нем обитает – духовно – Христос ( Гал 2:20). Здесь же он утверждает, что и в теле своем он носит страдания и смерть Христову, как бы продолжает их: до такой степени Ап. проникнут чувством единения со Христом! – С другой стороны, на Апостоле проявляется и  «жизнь Иисусова», т. е. та сила, какою обладает Христос в состоянии своего прославления. Эта сила сказывается в подвигах, какие Апостол совершал во время своего апостольского служения. 2Кор.4:11 .   Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, Ап. повторяет мысль 10-го стиха, разъясняя его первую половину и усиливая вторую. Усиление состоит в том, что вместо выражения «тело» Ап. употребляет выражение «смертная плоть». В этой греховной, подверженной смерти, плоти проявляется великая и непобедимая сила Христова, сила жизни Иисуса: настолько велика эта сила!

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

2Кор.10:7 . Итак, смотрите 27 на человека и человека по лицу [судите], то есть между нами и между теми. Ведь если кто убежден в себе, что... Христов, тот пусть считает и нас, по крайней мере, таким, каким себя самого, что как он Христов, так и мы. Не хвалюсь перед вами тем, что я больше их по власти апостольства, 2Кор.10:8 . которую... дал мне Господь мой 28 , хотя и никоим образом не останусь в стыде от этой похвалы, ибо для созидания дана она мне, а не для расстройства вас, то есть чтобы сделать вас совершенными по дарам, а не обогатить грехами. И я не знаю, что у вас совершено мною, ибо другие хвастаются чем-то большим, чего не имеют у себя, и меньшим, чего тоже не имеют, 2Кор.10:9 . – дабы не показаться мне, что как будто устрашаю вас... посланиями моими, чтобы вы устрашились и обратились к нам благодаря чудесам, которые совершили мы, и страданиям, которые совершены (претерпели) вами. Слышал он (святой Павел), что говорили о нем, что дела его не соответствуют словам, и поступки его – изречениям, выставляет, говорили, себя не таким, каков он есть, и пишет о себе то, чего на самом деле не имеет. Ввиду этого говорит: 2Кор.10:10–11 . сие да у знает таковый, что каковы мы оказываемся на слове в посланиях, в отсутствии, таковы и в присутствии, на деле явимся. 2Кор.10:12 . Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с некоторыми, кои себя самих как знаменитых представляют пред вами, но мы унижаем себя даже и сравнительно с тем, каковы мы на самом деле. А если и сравниваем и измеряем себя, то с самими собой сравниваем и соизмеряем себя, то есть с ничтожеством нашим 29 . И мы не хвалимся, подобно им, сверх меры нашей, но хвалимся пред тщеславием их ( 2Кор.10:13 ) по мере правильной 30 , насколько уделил нам Бог, – то есть тем, что Бог соделал нас достойными того, чтобы быть нам благовестниками. 2Кор.10:14 . Ибо... не [так], как бы не 31 проповедали мы еще вам, рас простираем [напрягаем] себя к прославлению у вас, ибо и до вас... достигли мы благовествованием Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010