Архиепископ Алексий Флорищева пустынь Владимирской епархии, 30-го июля 1916 г. I. Место св. крещения в деле спасения человека, по учению Иисуса Христа и Апостолов Предвечное Слово Бога Отца, Сын Божий, воплотился, чтобы быть нашим Вторым Адамом. «Первый человек из земли перстный; второй человек Господь с неба» ( 1Кор.15:41 ). Он положил начало новому человечеству: «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). – «Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» ( Гал.6:15 ). Для сего Он принял на себя человеческую плоть, кроме греха, жил на земле безгрешно, умер и воскрес. Он в преизбытке получил дары Св. Духа, чтобы освятить братий Своих. «Освящающий и освящаемые – все от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: «возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» ( Евр.2:11–12 ; сн. Рим.8:9 ). Религия, которую Господь наш Иисус Христос принес на землю, есть религия духовная не в том, конечно, смысле, как это понимают, так называемые, духовные христиане, т. е. как религия, чуждая всякой обрядности, но в том, что религия Христа требует сердечной проникновенной веры в Бога, смиренного повиновения воле Его и сознательного служения Ему: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Но замечательно, что, так сказать, во главу угла Своей духовной религии воплотившаяся Премудрость, Господь наш Иисус Христос , полагает акт, который нельзя назвать только духовным, так как он настолько же относится к нашему телу, как и к душе. Посылая, после Своего воскресения, учеников на проповедь, Господь наш Иисус Христос условием вступления в Его Царство ставит не только веру, но и акт чисто внешний – крещение. Он говорит, что спасется не тот, кто только «будет веровать», но присовокупляет: «и крещен будет» ( Мк.16:16 ). Должно при этом принять во внимание то, что Иисус Христос дает эту заповедь при обстоятельствах особенно торжественных: Он дает ее, как последнее завещание Своим ученикам пред Своим вознесением на небо, когда Он должен был оставить землю – место Своего уничижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В св. Писании усвояются церкви Земной различные наименования для обозначения различных ее сторон и свойств. Так, И. Христос раскрывал учение об устрояемой Им церкви преимущественно под формой учения о царстве Божием. Иногда Спаситель изображал церковь , как общество верующих, объединенных в одно целое, под образом созидаемого здания ( Мф.15:18 ), а также стада овец, объединенных под руководство одного Пастыря ( Ин.10:16 ; сн. Лк.12:32 ), двора овчаго ( Ин.10 гл.). Апостолы усвояют церкви и другие наименования. Церковь именуется ими домом Божиим ( 1Пет 4, 17 ; 1Тим 3, 15 ; Евр.3:6; 10, 21 ), в том смысле, что верующие, входящие в состав церкви, составляют как бы семейство Господне ( Рим.16:4 ; Кол.4:15 ), суть приснии Богу ( Еф.2:19 ; сн. Гал.6:10 ), невестою Христовою ( Еф.5:23 ; 2Кор.11:2 ; Откр.21:2; 22, 17 ) женою и матерью верующих ( Гал.4:26 ; Откр.19:7 ), телом Христовым ( Кол.1:24 ; Еф.1:22–23 ; 1Кор.12:12, 27 ). Церковь есть невеста Христова в том смысле, что Он возлюбил церковь ( Еф.5:25 ), предал Себя, чтобы сделать из нее Себе непорочную Невесту, не имеющую скверны (25, 27). И. Христос и Сам именовал Себя Женихом (в притче о десяти девах – Мф.15:1–12 , а также 9, 15; сн. Ин.3:29 ). Церковь есть жена и матерь верующих, ибо она, находясь в таинственном соединении со Христом, вторым Адамом, дает бытие восстановленному Им человеческому роду, рождает чад Богу через Христа во Св. Духе, подобно тому, как древний Адам, через праматерь Еву, дал бытие падшему человечеству. Церковь есть тело Христово, которое Он питает и греет, ибо мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф.5:28–30 ; сн. Ин.2:18–21 ), т. е. Церковь явилась от плоти Христа и от костей Его (разумеются крестные страдания, прободение ребер Спасителя), как наша праматерь Ева из ребра Адама, и находится в теснейшем соединении с Ним, по подобию соединения мужа и жены, является единой с Ним плотью – для рождения чад Богу, а члены церкви – в единении между собой, как члены тела. § 125. Основание и цель церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

«Вопрос 7». Следует ли молиться вместе с теми, которые не имеют общения с еретиками, но в других отношениях безразлично поступают, или принимать от них приношения, или восковые свечи, или елей? «Ответ». Если эти лица священные и приносят не к иноверным, то следует принимать приносимое ими, с некоторою епитимией, а если миряне, то можно принимать без епитимии; ибо должно быть различие между теми и другими по достоинству священства. «Вопрос 8». Можно ли совершать молитву для просящих у нас, или благословлять елей, или возжигать свечи, или давать пить святую воду? Ответ. Если это иноверные, то нет, хотя бы они приступали с верою. Ибо «что общего у света с тьмою» ( 2Кор.6:14 )? «Вопрос 9». Если монах или монахиня придет к нам для Божественного Причащения, то какое исповедание нужно требовать от них, когда неизвестно их состояние? «Ответ». Всякого приходящего можно допускать к общению. Если неизвестно его состояние, то нужно спрашивать, поклоняется ли он досточтимой иконе Христа и святых, удаляется ли от общения с еретиками и не держится ли какого-либо другого мнения иноверных? И когда он все исповедует и исповедание свое будет соблюдать с отвращением от всякой ереси, тогда должно преподавать ему и иметь общение с ним в Святых Тайнах. «Вопрос 10». Позволительно ли монахине самой пить святую воду? «Ответ». По совершенному неимению священника или монаха может пить, по крайней необходимости. «Вопрос 11». Можно ли на пути входить в церковь , занимаемую еретиком? «Ответ». Если церковь занимается еретиком, то отнюдь не должно входить туда для молитвы, а разве по поводу какого-либо другого обстоятельства. «Вопрос 12». Следует ли приходящего к нам неизвестного авву, прежде дознания, называть святым отцом и испрашивать от него молитвы? «Ответ». Так как теперь время ереси, то без дознания не должно ни говорить: «Благословите, святые», – ни испрашивать от него молитвы. Но общее приветствие не запрещается, по правилам святого Василия. «Вопрос 13». Следует ли православному священнику совершать молитву над колодцем, если он будет осквернен?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Её жизнь в данном случае сливается с жизнью ребёнка; её заботы о своем детище носят характер непосредственности, с какой она раньше, не будучи ещё матерью, заботилась о самой себе 1 . Так и истинный христианин, проникнуты святой любовью, позабывает своё собственное существо, оставляет его, как бы стряхивает с себя, отрекается от него и на место этого изгнанного эгоистического «я» ставит своего ближнего, и переносит на него, но в сильнейше степени, всю ту нежность, которую человек обыкновенно тратит на самого себя. Истинный христианин живет не для себя, а для ближних свои, и ближним своим считает каждого человека, – всякого, кто носит образ Божий. О той пресловутой и дикой «любви к самому себе», о которой распространяются западные богословы, а за ними и наши духовные писатели у истинного христианина не может быть не только речи, но даже мысли. Истинные христианин, – скажем словами преп. Нила Синайского – «всякого человека считает как бы богом после Бога и в каждом видит самого себя 2 ». Душа его всегда связана с душами ближних, и он чувствует их скорби, их грехи, их нужды, как свои собственные. Таким был, например, великий апостол Павел, который в послании к Галатам, подобно сердобольной матери, восклицал: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал.4:19 ). В другом месте он, радуясь доблестям христиан, как бы своим собственным, убеждает их: «итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные» ( Флп.4:1 ). Изображая свои чувства к служителям его проповеди , он говорит: «уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено; вам не тесно в нас» ( 2Кор.6:11 ). «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, т. е. Израильтян» ( Рим.9:3 ). Вот до какой степени разгоралась в его сердце любовь к его ближним! Горя подобной любовью, христианин обнимает духом свои всё человечество: его молитва охватывает всех людей – добрых и злых. «Теми, которые сподобились сделаться чадами Божиими, – говорит преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

О частном характере тайнодейств и кафолическом таинств также можно сказать несколько слов. Во-первых, сам автор признаёт, что «некоторые тайнодействия в равной степени обладают общецерковным характером» 5 . Во-вторых, о действительно общецерковном значении монашества: и в историческом, и в догматическом, и во многих других смыслах, по-видимому, теперь нет никакой надобности говорить подробно. Втретьих, к сожалению, в современном церковном сознании и общепризнанные таинства рассматриваются скорее, как частные богослужения, требы, оторванные от Таинства таинств — Божественной Евхаристии, исполняемые по частному прошению верующих. Откуда идёт традиция помещения их чинопоследований, к примеру, в русской практике в «Требниках». Поэтому по данному признаку также нельзя безоговорочно отнести постриг в разряд «тайнодействий». 1.4. Характер установления таинства и его новозаветное основание Наконец о характере установления монашества. Абсолютно очевидно его укоренение в новозаветной традиции. Причём, если принимать во внимание мысль прот. С. Булгакова о разделении на таинства, «установленные Самим Господом…(так называемые «евангельские таинства»), наличествовавшие во все времена существования Церкви», и такие, «которые, хотя и имеют для себя основания в слове Божием и — прямо или косвенно — в словах Спасителя, однако устанавливаются Церковью лишь постепенно» 6 , то здесь можно прийти к совершенно однозначным выводам. «Евангельским основанием» для установления монашества можно считать слова Христа о тех, которые «сделали себя сами скопцами для Царствия Небесного» ( Мф.19:12 ), и в дословном исполнении требования Господа «отвергнуться себя, взять свой крест» и следовать за Ним ( Лк.9:23 ). Традиция же хранения девства ради Царствия Небесного восходит к раннеапостольским временам. Священное Предание и Священное Писание сохранили нам образ Божией Матери, Иоанна Крестителя, ап. Иоанна Богослова, ап. Павла как своеобразных «протомонахов», а апостольские призывы к «могущим вместить» следовать данному пути, как наивысшему (1Kop.7:25–38; 2Кор.11:2 ; Гал.4:27 ), свидетельствуют о том, что, по-видимому, институт девственников возник одновременно с самой Церковью. Кроме этого, вне периодов гонения хранение девства с самого начала рассматривалось как высшее проявление стремления следовать стопам Христа: именно ста сорока четырём тысячам девственников из Апокалипсиса св. Иоанна Богослова дано петь перед престолом Божиим новую песнь, которой никто кроме них не мог научиться, именно у них (и не у кого кроме них, в соответствии с повествованием Откровения) на челах написано имя Отца Агнца, именно они искуплены как первенцы Агнцу и Богу ( Откр.14:1-4 ). 1.5. Выводы

http://azbyka.ru/monasheskij-postrig-kak...

Поэтому он и говорит: и аще мы. Человеческий язык – нечто ненадежное, а Божий язык не изменяется. Поэтому и говорит апостол: и аще мы или ангел с небесе. Ты не без основания пришел к тому предположению, что ангел с неба, имел намерение ввести чужое учение. Однако апостол предостерегает не от ангелов, но пресекает коварство дьявола: и аще ангел с небесе. Не потому так говорил, что сознавал присущую ангелам способность сделать подобное, – ведь он знал, что у ангелов истина непоколебима – но, так как часто сатана преображается и демоны часто принимают вид ангелов, чтобы ввести учение, какое согласно с их намерением, как и сказано в Писании: сам бо сатана преобразуется во ангела светла ( 2Кор.11:14 ), то по этому отделяет, истинных ангелов от тех, которые только прикрываются их видом, и против ангелов высказывает только простое мнение, не оскорбляя их, но преграждая путь демонам. Ангелы не проявляли негодования, когда Павел говорил: и аще ангел с небесе благовестит паче, еже прияше, анафема да будет, но радовались по ходу дерзновения провозвестника, утверждавшего и ограждавшего божественную проповедь. Поэтому и сами ангелы, узнав, что не должно ни чему верить, как только слову апостолов, охраняют его и не проповедуют уже» (т. III, стр. 907). См. также Беседы Златоуста на 14 посланий ап. Павла – в славянск. переводе, 937 стр.; Толковый Апостол, 562 л.; Злат. т. I, стр. 143. III. Бл. Августин : «Демоны часто ошибаются, – ангелы же никогда» (О граде Божием. кн. 9-я, гл. 22-я, ч. IV, стр. 97). IV. Св. Кирилл Александрийский : а) В толков. 12–13 ст. 55 гл. кн. пр. Исаии: «Горами называет, вероятно, высшие и небесные силы, которые поставлены Богом на служение обитателям земли, ибо они суть служебнии дуси, в служение посылаемы за хотящих наследовати спасение ( Евр.1:14 ), ибо радуются о едином грешнике кающемся ( Лук.15:10 ). Конечно, справедливо их уподобить горам, потому что они, по присущему им величию добродетели, достигали высшей степени» (т. VIII, стр. 287). б) В толк. 6–7 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Св. Апостол говорит: не довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога ( 2Кор.3:5 ). Бог есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Фил. 2:13 ). Святой Макарий Великий говорит: «Как тело без души мертво и ничего не может делать, так и душа без небесной души, без Божественного Духа мертва для царствия и без Духа Святаго не может совершить ничего угодного Богу» (Христианские Чтения, 1839 г., ч. 2, стр. 320). Без благодати Божией человек не может обратиться к Богу и начать дело спасения своего. Сам Спаситель говорит: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). Призвание человека к обращению и спасению есть дело благодати Божией. Никтоже, говорит Спаситель, может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его ( Ин.6:44 ). Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает токмо Сын и ему аще волит Сын открыти ( Мф.11:27 ). Св. Апостол: Благдатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел да никтоже похвалится ( Еф.2:8–9 ). От благодати Божией зависит самое начало веры. Так в Деяниях Апостольских сказано о Лидии: ей же Господь отверзе сердце внимати глаголемым от Павла ( Деян.16:14 ). Неверующим недостает зрения как слепому, а такое зрение дается Богом, как говорит Св. Апостол Иоанн: Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе ( 1Ин.5:20 ). Св. Златоуст говорит: «Он Сам (Бог) вложил в нас веру, Сам положил начало» (Св. Иоанн Златоуст . Толкование на послание к Евреям. Беседа 28:2). От благодати зависит надежда. Бог упования да исполнит вас всякия радости и мира в вере, избыточествовати вам во уповании, силою Духа Святаго ( Рим.15:13 ). Любовь есть дар благодати Божией: Любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым ( Рим.5:5 ; сл. Рим.8:14–15 ). Необходима благодать падшему человеку как для познания спасительных истин, так и для исполнения закона Божия и побеждения сильных искушений. Известно из опыта, в какой глубокой тьме находились и в какие заблуждения впадали самые философы и ученые, отвергавшие откровение; они часто сами признавались, что они ничего достоверного не могут узнать.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

2Кор.7:5 .  Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отвсюду: отвне – нападения, внутри – страхи. 2Кор.7:6 .  Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, 2Кор.7:7 .  и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался. Здесь Апостол восстановляет прерванную (см. 2Кор.2:12 ) речь о том душевном состоянии, в каком он находился пред прибытием к нему Тита. Когда он находился в Македонии, его со всех сторон окружали опасности. Прибытие Тита было поэтому как нельзя более благовременно. – «Страхи». Ап. боялся конечно не за себя, а за верующих, которых гонения могли сбить с пути веры. – Утешением, которым он был утешен от Бога, послужило для него, во-первых, самое прибытие Тита, а во-вторых, те отрадные известия, какие ему сообщил Тит. Оказалось именно, что Коринфяне выразили свою любовь к Апостолу, когда читали его послание к ним, и искренно каялись в тех огорчениях, какие они ему причинили. Они проявили «ревность» по Апостолу, т. е. на перерыв старались исполнить его пожелания, выраженные в послании. 2Кор.7:8 .  Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время. 2Кор.7:9 .  Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. 2Кор.7:10 .  Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. 2Кор.7:11 .  Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле. 2Кор.7:12 .  Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Кор.5:6–10 . Чтобы получить будущую славную жизнь – для этого нужно стремиться здесь угождать Господу. Господь на последнем суде будет судить всех по делам, которые совершали люди на земле. 2Кор.5:6 .  Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – 2Кор.5:7 .  ибо мы ходим верою, а не видением, – 2Кор.5:8 .  то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. Смерть представляет собою самое страшное для человека, и мысль о ней всегда тревожила умы людей в иудействе и язычестве. Не такое отношение к смерти в христианстве. Христианин спокойно ждет смерти, потому что она соединит его с Господом, с Которым теперь нельзя еще входить в непосредственное сношение, так как это земное тело наше служит для этого непреоборимою преградой. Мы, как выражается Ап., «устранены» или отдалены от Господа. «Мы ходим», т. е. живем в таком мире, где Бога видеть нельзя, где можно только веровать в Него. Поэтому мы и хотели бы, – конечно, если на это будет воля Божия, – поскорее сбросить с себя эту мешающую нашему поселению у Господа земную оболочку. 2Кор.5:9 .  И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; 2Кор.5:10 .  ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Но при этом Ап. считает необходимым указать на то, что нам по сложении земной оболочки, предстоит явиться на суд Христов и отдать отчет в своих делах. Поэтому нужно стремиться всячески к Богоугождению. – Заметить нужно, что в этом отделе Ап. явно различает двоякий посмертный суд над людьми. Один совершается тотчас по смерти человека и дает возможность человеку «водвориться у Господа» (ст. 8), хотя и не имея еще нового тела взамен разрушившегося. Другой будет совершаться в конце всех времен, когда верующие получат новое славное тело ( 1Кор 15 и сл.). На этот последний суд находится указание в 10-м стихе (Злат.). 2Кор.5:11–16 . Ап., будучи твердо уверен в будущем своем прославлении, смело проповедует повсюду и открытым лицом смотрит на всех: ему нечего бояться.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Кор.8:7 .  А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовию вашею к нам, – так изобилуйте и сею добродетелью. Ср. 1Kop I:5 . 2Кор.8:8 .  Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви. Ап., как и в 1Кор 7:25, 35, 40 , не приказывает Коринфянам, а дает им только случай проявить свое христианское настроение. 2Кор.8:9 .  Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. Для убеждения Коринфян Ап. напоминает им, что сделал Христос из любви к людям (ср. Флn.II:6 и сл.). 2Кор.8:10 .  Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года. Еще более должно побуждать Коринфян к собранию милостыни то, что они не только делали сбор как нечто обязательное для каждого христианина, но и прилагали к этому делу особое желание или усердие, еще раньше чем Македоняне. Буссе вторую половину стиха переводит так: «которые если и не начали делать (сбор), то все-таки уже имели желание этого». Сирийский перевод передает это место так: «не только желанием, но и делом». 2Кор.8:11 .  Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. 2Кор.8:12 .  Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. 2Кор.8:13 .  Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Апостол разъясняет, что милостыня должна быть подаваема по мере средств, так чтобы человек не оставался сам нищим. В самом деле, если бы имело место такое безграничное раздаяние своего состояния, то число нищих все росло бы и росло и вновь получившие милостыню должны бы тотчас же отдавать полученное тем, от кого милостыня была получена, и кто сам остался круглым бедняком. Притом Апостол и не мог требовать такой милостыни, потому что это значило бы от всех христиан вместе требовать, чтобы они поднялись на высшую ступень христианского совершенства (ср. Лк.10:25 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010