„Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ея; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потомучто родился человек в мир». ( Ин. 16:21 ). „Вы, братья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследникам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». ( 1Пет. 3:7 ). „Безбрачным и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем и мужу не оставлять жены своей». ( 1Кор. 7:8–11 ). „Неверующий муж освещается женою верующею; и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. ( 1Кор. 7:14 ). „Неженатый заботится о господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужная заботится о господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом, а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу». ( 1Кор. 7:32–34 ). „Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободнаго; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы – одно во Христе Иисусе». ( Гал. 3:27–28 ). „Дети! повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справед-ливость. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». ( Еф. 6:1 и Еф. 6:4 ) (Ср. Кол. 3:20–21 ). „Жены! повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья! любите своих жен и не будьте к ним суровы». ( Кол. 3:18–19 ). (Жена) „спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием» ( 1Тим. 2:15 ). „Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог». ( Евр. 13:4 ). „Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». ( 2Кор. 12:14 ). Изречения „Чти» – это более, чем „повинуйся». Здесь отношение сердца, благоговение, религиозное отношение чувствуемое и сильное, а не показное только.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

и 4., ( 2Кор.3:12 ; Рим.8:3 ). (3) Иисус Навин, народ Израильский вводя в обетованную землю, проводил их чрез реку Иордан, в которой реке не только они не потонули, но еще как посуху перешли на берег обещанной земли; да к тому ж посреди той реки поставлены были от Иисуса Навина двенадцать камней в знак того, как с ними Бог чудно и милостивно поступает: Иис. Нав. 3 . и 4., так и истинный Господь Иисус, делая нас причастниками вечного живота, велит нам таинство крещения принимать ( Ин.3:5 ). в том крещении мы свои потопивши грехи сами оживляется, благодатью Его оправдаеми, и чрез сие крещение обязуемся служить Христу, памятуя наше оправдание. (4) Тот же Навин Иисус по взошествии в обетованную землю знатные делал победы, и всех там живших людей прехрабро покорял, и искоренял, людям введенным от себя землю тую разделил, и всякому колену, сколько надобно было, владения определил, и по долговременных войнах желанный мир дал: так и истинный им прообразованный Господь Иисус един только возмог победить престрашных наших неприятелей, грех, смерть, дьявола; «где твое смерте жало?» и пр. ( 1Кор.15:55 ), веровавшим в него, по силе их, дарования душевные разделил ( Еф.4:7 ) и желанный нам в сердце с Богом мир даровал ( Еф.2:14 ). Итак от сего сравнения видим, почему Израильский вождь назывался Иисус, как изрядный Иисуса Христа на себе носил образ; и какое разнствие между им и Иисусом Христом и в самом имени было? Что должно заметить и для других, которые подобное имя имели, как некоторый у ( Зах.3:1 ) поминается Архиерей Иисус; а в прочих, которые собою Христа Иисуса не изображали, но так назывались, сие случайно было. И того ради сие имя собственно и настояще не можем иному кому приличествовать, кроме Господа нашего и Спаса, свободившего весь род человеческий от вечной работы греховной и демонской. Вопросишь. Так почему Господь Иисус есть наш истинный Спаситель и Избавитель, и от чего Он нас спасает и избавляет? Отвечаю. Сие хотя от преждереченных и известно: однако чтоб узнать, сколь велико Спасителя нашего благодетельство есть, то тоже самое еще изъяснить за нужное почитаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

лучше того, кто остановился на полпути. Тот, кто прошел весь путь до конца, может вернуться, чтобы разделить тяготы дороги с теми, у кого не хватает сил идти дальше. 6. «…Порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.» (Лк. 15:6). Истина сама настигает теб я Не ты находишь первый луч восходящего солнца, а он сам настигает тебя, когда ты бодрствуешь. Не ты находишь Истину, а Она сама настигает тебя, когда ты отправляешься на Ее поиски. 7. «…Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения…» (Кол. 2:2). Твое сокровище Если ты нашел кошелек с деньгами – лучше найди того, кто его потерял. Если ты присвоил себе чужое сокровище – оно обязательно уйдет от тебя. У твоего сокровища, если ты его найдешь, не будет другого владельца, кроме тебя. 8. «…Нас почитают умершими, но вот, мы живы…» (2Кор. 6:9). Жить и умирать Чтобы уметь приобретать, нужно научиться жертвовать, Чтобы уметь любить, нужно научиться ненавидеть, Чтобы уметь жить, нужно научиться умирать. 9. «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). Группа глухонемых в музее В картинную галерею зашла большая группа людей в черных очках. Они все держались вместе, ни на шаг не отходя друг от друга. Экскурсовод подходит к ним и начинает рассказывать о картине, перед которой они остановились: «Перед вами полотно великого мастера…» Но люди в очках не смотрят на картину, о которой она говорит. «Пожалуйста, не оглядывайтесь все время по сторонам, – просит женщина, – слушайте меня внимательно. Сейчас я расскажу о жизни великого художника, написавшего это бессмертное полотно…» Постепенно она начинает замечать, что один человек, за которым, собственно, и следует вся группа, все-таки внимательно слушает ее и рассматривает картины. Экскурсовод подходит к этому человеку и говорит: «Какая странная у вас группа. Кроме Вас, никому не интересно то, о чем я рассказываю». – «Ах, извините меня, что я сразу вас не предупредил, – смутился человек. – Со мной группа людей с очень плохим зрением и слухом. Они просто хотят побыть в музее и почувствовать, что это такое».

http://isihazm.ru/?id=136

Мы слабы и телесной силой, и умом, так рассуждала она. Премудрый говорит: «человека (умного мужчину) я нашёл одного из тысячи, а женщин (умной) из всех их (из тысячи) не нашёл ни одной» ( Еккл.7:28 ). В укоризну говорит пророк об Израиле: «дети– вожди народа моего; женщины господствуют над ним» ( Ис.3:12,19:16 ). И при такой-то слабости мы думаем быть сильными то хитростью, то языком злым. Но хитрость наша, как неразлучная с ложью, ставит нас прямо под влияние сатаны. Он – отец лжи и отважно действует там, где любят ложь. Кто, изворачиваясь во лжи, думает, что выказывает ум и силу, тот ошибается до жалости, – он послушное орудие сатаны, отца лжи. Отец тьмы наводит на такую душу тьму, она не сознаёт грехов своих, не видит своей опасной низости и остаётся в бесчувствии. Говорливость женская тем более грешна, что, при недостатке рассудительности и при раздражительности сердца, расточаем мы всего чаще пустоту, ложь, клевету, легкомыслие, вредное для себя и других. «Сердце праведного подумав отвечает; а уста беззаконных рекою льют худое», говорит мудрый ( Притч.15:28 ). Что обнаруживает собой болтливое злоязычие? Злость гордости, беснующейся от сознания своей слабости. В бедности женщина по зависти чернит других; богатая унижает других по гордости. Сколько бед, сколько страданий выходит от того для людей! Любите друг друга, а не злобствуйте, сказано нам. Блаженная игуменья полна была любовью к другим. У неё готова была помощь для бедных и вдов; обиженных защищала она от обижающих перед начальством их; призирала и воспитывала сироток 301 . «Хотя внешний наш человек тлеет, но внутренний со дня на день обновляется», учит Апостол ( 2Кор.4:16 ). «Любящих Меня Я люблю, и усердно ищущие Меня найдут Меня», говорит Господь ( Притч.8:17 ). Очищенная долгими скорбями подвижничества, преп. Елисавета была сосудом Св. Духа. В ночных молитвах осиявалась она светом небесным. В земной жизни называлась она и была чудотворницей: по молитве её издох змей и исцелилась кровоточивая жена 302 . Русские поклонники святыни Стефан Новгородец в 1350 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но как ничто сл. для Христианского торжества и усердных возношений в сих святых жертвеницах не нужно, как вера; ничто столь не венчает подвиги наши, как сия победа, победившая мир; то и за приличное я почитаю здесь изъявить заблуждение безверов и показать «не слово их, но силу» ( 1Кор.4:20 ) да чрез то погибельная сия пропасть для всякого, а наипаче для вас наказующиеся страху Божию юноши! явится отвращения достойнее. Известно, что между благочестием и неверием царствует совершенное противоположение. Оно особливо чувствительно бывает чрез те действия, каковыя производит в сердцах то и другое, подобно как от доброго древа благой, а от злого всегда прозябает злой плод. Неверие, изменяя или прикрывая токмо внешность, исполняет всю глубину сердца одними смятениями и палящими угрызениями. Несть бо мира, несть радости грешников! Вера, напротив, насыщая душу и успокаивая совесть отверзает ей источники всех утех, водворяя в оной мир, иже превосходит всяк ум. И ежели не приходит она к тому высочайшему периоду блаженства, при котором ничего не остается желать; то по крайней мере известным образом предвкушает небесные сладости. Ибо сколько истинно то, что богодухновенная вера есть основательница нашего спасения; столько напротив безверие совершает последнее человеческое бедствие. " Всяк, – гласит писание, – веруяй в Сына Божья иматъ живот вечный; всяк, вопреки, иже не верует писанию не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:15, 36 ). Увы! плачевнейшая крайность. Горе бо тем, их же оставляет Бог. Святейшая вера действие свое в нашем спасении доказывает тем, что приемый свидетельство ее исповедает, яко Бог истинен есть, что верующий утверждает житие и мысли свои на началах богоугоднейших, каковая суть крепкая любовь к распятому, любовь не к ближним только, но и к самым врагам соотносящаяся; покоривость чувств закону, плоти духу, немощей благодати; и благоговейное наконец мнение о всем том, что есть божественно, что священно. Сии убо действия веры «не явят ли в вецех грядущих презелное богатство славы Христовой?» ( Еф.2:7 ). Сии но воцарят ли с царствующим, не увенчают ли с увенчавшимися? О! «силен есть Бог всяку благодать изобиловати в верующих», уверяет Апостол ( 2Кор.9:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Под бессмертием души часто разумеют и признают бессмертие лишь в том смысле, что со смертью тела не уничтожается духовное начало (субстанция) в человеке, что оно продолжает жить, но не допускают личного (индивидуального) бессмертия. О такого рода бессмертии, бессмертии просто духовной сущности, говорится обычно в системах пантеистической философии. Но такое бессмертие, в сущности, есть отрицание того бессмертия, в которое все люди верили и верят и которого ожидают, есть уничтожение человека, как личности. Под бессмертием в истинном и собственном смысле нужно разуметь бессмертие не просто духовной сущности, но и всего ее духовного содержания, приобретенного во время связи с телом, бессмертие этой отдельной души, мыслившей, любившей, действовавшей, страдавшей в течение более или менее продолжительной земной жизни. Откровение учит, что бессмертие, даруемое Богом душе человеческой, не есть бессмертие только по ее существу (субстанции), но именно бессмертие личное. Истина о личном бессмертии и личной загробной жизни души в откровении связана с целым вероучением. Она предполагается учением о человеке, как образе Божием. Богу принадлежит вечное и нескончаемое бытие, а человека Бог создал для нетления и сделал образом вечного бытия Своего (Прем Сол 2, 23). Смерть – явление случайное, временное, простирающееся лишь на тело, но не на душу; душа не могла бы быть образом Божиим, если бы не имела бессмертного назначения. Та же истина предполагается и требуется учением об искуплении: вся вера наша была бы суетна, мы были бы самые несчастные существа в мире, если бы не было бессмертия, если бы мы только в этой жизни надеялись на Христа ( 1Кор.15:14–19 ). И вообще действия промысла Божия о человеке могут быть понятными лишь при убеждении в личном бессмертии души. Но в откровении и в прямых и ясных выражениях утверждается бессмертие человеческой души. Уже самые обозначения телесной смерти, как только изведение души из темницы ( Пс.101:8 ), разрешение ее от уз тела ( Филип 1, 23 ), исход ( Лк.9:31 ; 2Пет 1, 15 ; Евр.13:17 ), отшествие ( 2Тим 4, 6 ) из настоящего временного мира в другой, вечный ( 2Кор.5:1 ), возвращение души к Богу ( Еккл.12:7 ), указывают на ее бессмертие, – по крайней мере в смысле неразрушимости и самостоятельности бытия (против материализма).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

2Кор.7:9 . Теперь, однако, радуюсь не тому, что вы опечалены, но что... опечалены о грехе, который к покаянию привел вас, ибо вы опечалены по Боге [ради Бога], так что ни в чем не потерпели вреда... от нас, то есть не подверглись от нас унижению за грех одного. 2Кор.7:10 . Ибо печаль, которая по Боге, оживотворяет скрытую мертвенность, а печаль мира [мирская забота] умерщвляет живых. 2Кор.7:11 . Ибо вот эта самая по Боге печаль ваша, то есть доброе обращение или «ответ» (защиту), который дали за вас ближние ваши вместе с делами вашими; наказаны «негодование»м виновные между вами, «страх» и трепет удержали прочих ради тех; «любовь» тех, кто утверждали (поддерживали) их; «ревность» тех, кто угрожали им: во всем вы представили себя, что вы чисты, то есть что вы готовы и склонны к Евангелию жизни. 2Кор.7:12 . Итак, если... на писал... я... вам, то не ради оскорбившего и не ради оскорбленного, но ради того, чтобы чрез это открылось... пред Богом рвение послушания вашего. 2Кор.7:13 . Посему мы просили или Тита, чтобы пришел к вам, или чтобы вы прощали виновных, поскольку в случае грехопадения их и сокрушения сердечного открылось пред Богом ваше великое усердие. Но мы... обрадовались о радости Тита, ибо принес он нам весть о победе вашей, потому что успокоен дух его стал не некоторыми из вас, как прочие думали, но от всех вас. 2Кор.7:14 . Ведь я... хвалился [о вас] ему прежде, чем он пришел к вам: но как... все вам по истине мы говорили,.. так и... похвала наша, которая о вас была к Титу, справедливою оказалась. Хотя и прежде любил вас Тит, но теперь 2Кор.7:15 . сердце его преимущественнее к вам есть [расположено] при воспоминании о послушании всех вас, ибо со страхом и трепетом, почетно приняли его. 2Кор.7:16 . Радуюсь, что во всем надеюсь [смело] на вас, поскольку друзьям умеете оказывать почетный прием, а перед гонителями вы готовы выдержать (достойно выказать) себя. Читать далее Источник: Творения/Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014./Т. 7. Толковательные писания. – 344 с./2-е послание к Коринфянам. 102-140 с. ISBN 978-5-4249-0036-5 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Сохраняйте веру и чистую совесть: Цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Преподаю тебе завещание, чтобы ты воинствовал, имея веру и добрую совесть ( 1Тим.1:5,18 ). Терпеливо переносите скорби ради совести: То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо ( 1Петр.3:19 ) Покоряйтесь властям по совести: Надобно повиноваться власти не только из страха наказания, но и по совести ( Рим.13:5 ). Не соблазняйте совесть других: Горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит ( Мф.18:7 ). Лучше не делать ничего такого, отчего брат твой соблазняется ( Рим.14:21 ). Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 ). Благое свидетельство совести доставляет уверенность: Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, по благодати Божией, жили в мире ( 2Кор.1:12 ). Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу ( 1Ин.3:21 ). Священнослужители должны представлять себя совести всех: Открывая истину, мы представляем себя совести всякого человека пред Богом ( 2Кор.4:2 ). Богу мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям ( 2Кор.5:11 ). Нечестивые имеют совесть ожесточенную и запятнанную: В последние времена отступят некоторые от веры, внимая учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей ( 1Тим.4:2 ). У неверных осквернены и ум и совесть ( Тит.1:15 ). Совесть нечестивых исполняет их страха и ужаса: Если презрите Мои постановления, то Я пошлю на вас ужас, и побежите, когда никто не гонится за вами; рассею вас между народами. Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует ( Лев.26:15–17,36 ). Если не будешь бояться славного и страшного имени Господа Бога твоего, то рассеет тебя Господь по всем народам, и Господь дает тебе там трепещущее сердце, истаивание очей и изнывание души, и будешь трепетать ночью и днем ( Втор.28:65–66 ). Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним, а праведник смел, как лев ( Притч.28:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

в) с целью помочь священнослужителям: Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Гал.6:6 ). Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Вы и в Фессалоники и раз и два присылали мне на нужду ( Флп.4:18,16 ); г) по отношению к бедным ( Лев.19:10 , Лев.25:35 ; Втор.15:7,11 ). У кого две одежды, дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же ( Лк.3:11 ). Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых ( Лк.14:13 ); д) по отношению к вдовам и сиротам ( Втор.14:29 , Втор.24:19–21 ); е) по отношению к врагам: Если голоден враг твой, накорми его, если жаждет, напой его ( Рим.12:20 ; Притч.25:21 ). Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас ( Мф.5:44 ; Лк.6:27 ); ж) по отношению ко всем людям: Всякому, просящему у тебя, давай ( Лк.6:30 ). Будем делать добро всем ( Гал.6:10 ); з) от доброхотного сердца: Каждый уделяй по расположению сердца, ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ); и) без расчета на уплату и благодарность: Благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая ( Лк.6:35 ); к) изобильно: Сказали Моисею, говоря: народ много приносит добровольных даров, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать. Приказал Моисей, и перестал народ приносить ( Исх.36:5–6 ). Повелел Езекия народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтоб они были ревностны в законе Господнем. Когда обнародовано было это повеление, тогда нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду, и всяких произведений полевых; и десятин из всего нанесли множество, и израильтяне и иудеи; живущие по городам иудейским также представили десятины из крупного и мелкого скота и десятины из пожертвований, посвященных Господу Богу их; и наложили груды, груды ( 2Пар.31:4–6 ). л) по средствам нашим: Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не потому, чего не имеет ( 2Кор.8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

г) Что касается до словосочинения, то в древних списках второй редакции удерживаются ещё древние формы и обороты, например, двойственное число, дательный самостоятельный, неопределённое достигательное, местный падеж без предлога и т. д. Следует отметить употребление в основном списке второй редакции – в Мстиславовом Евангелии некоторых частиц – наречий и союзов, например, а вм. и, же: Мк.4:7–8 а дроуго паде въ тьрнии... а дроуго паде на емли добр. Мк.13:31–32 а словесе мо не мимоидть. а о дни томь и о час никтоже не всть; ти вм. и: Мк.4:29 ти гда придасть плодъ аби пустить српъ. Мк.6:38 и раумвъше глаша. хлбъ. ти дв рыб; то в вопросительной форме: Мк.4:13 то како вы вс притъча раумте – и в положительной речи: Мк.7:13 фарисеи бо и вьси жидове аще не умывають гърстию рукоу. то не дть; уто: Мк.4:21 еда приходить свтильник да подъ спудъмь положенъ будеть или под одръмь. а не на уто въложитс. д) Отметим ещё нередко встречающиеся в Мстиславовом и других списках второй редакции примеры двойного перевода (древнего и нового) греческих слов: Мк.1:21 и аби въ суботы въшьдъ и вълъ въ съборъ (εσελϑν). Мк.6:21 гда иродъ ржству свом вечерю обдъ твораше (δεπνον). Мк.14:32 и во всь градъ (ες χωρον). Мк.15:45 сотника кентирина и т. д. Случаи эти важны в том отношении, что воочию показывают, как создавалась новая редакция евангельского текста на основании древней, более или менее первоначальной. В послании к Римлянам по спискам 2-й редакции вариантов – 40 и отличий перевода – 69, в послании к 1Кор, – 24 варианта и 53 отличия перевода, 2Кор. – 19 и 32, Гал. – 7 и 9, Еф. – 19 и 13. Что до вариантов, то, как и в Евангелии, эта редакция следует спискам константинопольской рецензии IX и следующих веков, иногда толкованиям Экумения и Феофилакта. Укажем а) перевод некоторых чаще встречающихся слов в первых пяти посланиях ап. Павла: δκαιω – оправлю, δικαωμα, δικαωσις – оправление, δικαιος – правдивыи, εδωλον – кумиръ, ϑνος – страна, λπς – надежа, λπζειν – надтис, πιϑυμα – помышление, помыслъ, πιϑυμεν – помыслити, ϑυσα – треба, ϑυσιαστριον – требникъ, ϑειν – требы класти, κληρονμος – причастьникъ, κληρονομεν – причащатис, οκοδομ – съгражение, οκοδομ – съгражаю, οκονομα – строи, устрои, πς – вьсь, περισσεειν – иъобиловати, περσσεια – иъобилье, ποτσσειν – повинути, συμφρει – строитьс, σπρμα – плем, φρονεν – мыслити, смышлти, φρνημα – съмышленье, смыслъ, ψσις – вещь, φσικς, κ φσεως– вещьныи, κατ φσιν – иже по вещи, παρ φσιν – чреъ вещь, δι, πρ, νεκεν, χριν – дл, τι, διτι – имьже, πειδ, επερ, φ’ σον μν – елмаже, ς, σε, σπερε, καϑπερ – акы, κανς – постижьныи.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010